Научная статья на тему 'Бизнес-аналитика: методы, инструменты, практика'

Бизнес-аналитика: методы, инструменты, практика Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
891
170
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИЗНЕС-АНАЛИТИКА / УПРАВЛЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТЬЮ БИЗНЕСА / CPM-ПЛАТФОРМЫ / BI-ТЕХНОЛОГИИ / BI-ПРОЕКТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Китова О.В., Брускин С.Н., Дьяконова Л.П.

Описаны задачи бизнес-аналитики на стратегическом, тактическом и оперативном уровнях управления в организации и поддерживающие информационные технологии. Рассмотрена функциональность современных CPM/BI-платформ и отдельные подсистемы. Особое внимание уделено методологии и особенностям внедрения CPM/BI-систем. Отмечается важность послепроектной поддержки CPM/BI проектов и организации центров компетенций BI.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Китова О.В., Брускин С.Н., Дьяконова Л.П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Бизнес-аналитика: методы, инструменты, практика»

БИЗНЕС-АНАЛИТИКА: МЕТОДЫ, ИНСТРУМЕНТЫ,

ПРАКТИКА

BUSINESS ANALYTICS: METHODS, TOOLS, PRACTICE.

Китова О. В. - к.ф.-м.н., доцент, заведующая кафедрой когнитивной экономики. Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова

Брускин С. Н. - старший преподаватель кафедры когнитивной экономики. Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, заведующий лабораторией сложных организационно-технологических систем МФТИ (ГУ)

Дьяконова JI. П. - к.ф.-м.н., профессор кафедры когнитивной экономики. Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова

Kitova О. V. - Cand. Sc. (Physics and Mathematics), Associate Professor, Head of the Department for Cognitive Economics of Plekhanov Russian University of Economics

Bruskin S.N. - Senior Lecturer, Department for Cognitive Economics of Plekhanov Russian University of Economics, Head of the laboratory for complex organizational technological systems of Moscow Institute of Physics and Technology (State University)

Dyakonova L.P. - Cand. Sc. (Physics and Mathematics), Professor of the Department for Cognitive Economics of Plekhanov Russian University of Economics

Аннотация

Описаны задачи бизнес-аналитики на стратегическом, тактическом и оперативном уровнях управления в организации и поддерживающие информационные технологии. Рассмотрена функциональность современных CPM/BI-платформ и отдельные подсистемы. Особое внимание уделено методологии и особенностям внедрения CPM/BI-систем. Отмечается важность послепроектной поддержки CPM/BI проектов и организации центров компетенций BI.

Abstract

The article considers aims of business analysis and supporting technologies for strategic, tactic and operating levels of management in an organization. Functionality of modern CPM/BI platforms and modules is analyzed. The article focuses on the methodology and characteristic features of CPM/BI systems implementation. Attention is paid to post implementation issues of CPM/BI projects and BI competence centers organization.

Ключевые слова:

1. Бизнес-аналитика

2. Управление эффективностью бизнеса

3. СРМ-платформы

4. В1-технологии

5. В1-проект

Key words:

1. Business intelligence

2. Corporate performance management

3. CPM-platforms

4. BI-technologies

5. BI-project

В современных экономических условиях в мире и в России руководители предприятий крупного и среднего бизнеса стремятся повысить эффективность деятельности компаний путем внедрения новых концепций управления, базирующихся на аналитических информационных технологиях и системах. Центральную роль в управлении компаниями начинают играть специально создаваемые аналитические отделы и службы. В этой связи можно утверждать, что профессия бизнес-аналитика, возникшая на стыке двух областей -менеджмента и информационных технологий, востребованная и ранее, становится массовой профессией.

Задачи аналитической службы компании подразделяются по уровням управления: стратегическому, тактическому и оперативному.

На стратегическом уровне проводится ситуационный анализ внешней среды и компании с прогнозами, выводами и рекомендациями, сценарный анализ вариантов стратегий, строится система целей, инициатив, KPI и индикаторов внешней среды. В качестве аналитических инструментов используются системы поддержки принятия решений, системы динамического моделирования, системы CPM/BI (Corporate Performance Management/Business Intelligence).

На тактическом уровне проводится распределение ресурсов для реализации стратегии: составляются годовые и квартальные планы и бюджеты, выполняется сценарный анализ вариантов, план-фактный анализ, строятся прогнозы развития рынка, прогнозы продаж. При подготовке планов используются целевые значения показателей, заданные на этапе разработки стратегии. В качестве основного инструмента выступает бюджетное планирование (бюджетирование). Информационную поддержку тактического уровня обеспечивают системы класса CPM/BI, а также ERP (Enterprise Resource Planning), CRM (Customer Relationship Management), PLM (Product Lifecycle Management), SCM (Supply Chain Management).

В задачи аналитической службы на оперативном уровне входит построение месячных планов и аналитических отчетов, анализ текущих тендеров и потенциальных контрактов, организация и участие в проведении бизнес-исследований, приобретение готовых аналитических материалов, оперативный анализ продуктов и конкурентов. Источниками информации для оперативного анализа выступают системы оперативного уровня (ERP, CRM, PLM, SCM и ДР)-

В системах бизнес-аналитики реализуются такие методы анализа деловой информации как моделирование, включая оптимизационные модели и имитационное моделирование, построение аналитической отчетности, оперативная аналитическая обработка данных, продвинутая визуализация и методы интеллектуального анализа данных [1].

Развитие инструментальных средств анализа и моделирования, возрастающая потребность в их совместном применении для решения задач бизнеса привели к интеграции широко используемых зрелых

технологий бизнес-анализа в виде платформ управления эффективностью бизнеса - CPM/BI-платформ. На основе CPM/BI-платформы в компании может быть внедрена корпоративная СРМ-система, объединяющая процессы управления, методики и приложения и обеспечивающая полный цикл стратегического и тактического управления [2].

СРМ-система строится на основе BI-платформы, которая обеспечивает интеграцию со всеми источниками корпоративных данных, представление бизнес-информации в структурированной, удобной и понятной для конечного пользователя форме, выполнение OLAP-анализа и построение аналитической отчетности. Как правило, в качестве единой информационной среды выступает корпоративное хранилище данных.

К функциональным приложениям корпоративного управления в СРМ-системе относятся подсистемы целевого управления, бизнес-моделирования, планирования и бюджетирования, финансовой консолидации, анализа и отчетности.

К настоящему времени в России уже реализовано несколько сотен успешных проектов по внедрению информационно-аналитических систем класса СРМ на базе решений SAP, Oracle, IBM, Microsoft, причем темпы роста рынка СРМ-систем значительно превышают рост ERP-рынка.

Следует отметить, что СРМ-проекты имеют существенные отличия от внедрения ERP-систем, что связано с отличиями в назначении и функциональности, а не с используемыми технологиями [2]. Если ERP-системы традиционно ориентированы на решение операционных задач (оперативный учет, логистика, производственное планирование по местам возникновения затрат), то аналитические системы в большей степени направлены на стратегические задачи компании (долгосрочное финансовое планирование и прогнозирование, многоаспектный сценарный анализ, управление по отклонениям). Соответственно, пользователями систем являются сотрудники компаний с различными ролями.

С точки зрения методологии совместного внедрения и последующего использования СРМ и ERP-систем существует три основных подхода к организации комплексных проектов CPM-ERP:

Первоначальное внедрение ERP-системы.

Первоначальное внедрение СРМ-системы.

Совместное комплексное внедрение выбранных компонентов ERP-СРМ.

Классическим и наиболее успешным является первый подход, что соответствует исторической последовательности появления и внедрения этих систем на большинстве предприятий. Однако если ERP-система не внедрена, авторы отдают предпочтение варианту 3 -совместному внедрению ERP-CPM. Хотя подобный комплексный проект требует более серьезной подготовки проекта и значительного увеличения ресурсов команды внедрения для успешной реализации, его очевидным преимуществом является самый глубокий уровень проработки вопросов интеграции ERP-CPM, регламентации бизнес-процессов, качество целевой архитектуры корпоративной системы, скорость получения работающего комплексного решения, подготовки к его поддержке и развитию.

Особенности внедрения отдельных компонентов СРМ и BI в комплексном проекте построения CPM/BI системы связаны с принципиальными различиями СРМ и BI-систем, заключающимися в том, что СРМ - нисходящая модель, которая начинается с бизнес-стратегии, a BI - восходящий анализ, который начинается с анализа ситуации.

С учетом специфики BI-проектов очевидно, что потребность в послепроектной поддержке развития BI-систем значительно выше, чем СРМ-систем. Это связано, в первую очередь, с тем, что СРМ больше ориентирован на бизнес-процессы в компании, a BI - на технологии, которые имеют более высокую динамику изменений в организациях.

Обратимся к опыту лидирующих поставщиков BI-решений и мировых аналитиков - рассмотрим рекомендации и подходы к созданию Центров компетенции BI в организации, прошедшей через В1-внедрение.

На рисунке 1 предложен подход к центрам компетенции, разработанный для IBM Cognos Business Intelligence от компании IBM, одного из лидирующих в мире решений по интеллектуальному анализу данных и корпоративной эффективности [3].

Центр компетенции В1 обеспечивает поддержку принятия управленческих решений, предоставляя дополнительные организационные и технические преимущества для каждой группы функциональных пользователей и для всей организации в целом.

Рис. 1. Функции центра компетенции BI (Концепция IBM Cognos)

Библиографический список

1. Когнитивная бизнес-аналитика. Под ред. Н.М. Абдикеева. М.: ИНФРА-М, 2010.-511с.

2. Абдикеев Н.М., Брускин С.Н., Китова О.В. и др. Системы управления эффективностью бизнеса (научное издание). Под ред. Абдикеева Н.М. и Китовой О.В. - М.: ИНФРА-М, 2009. -282с.

3. www.ibm.com. Материалы сайта компании IBM.

Контактная информация:

Дьяконова JL П. - ldyak@mail.ru , тел. раб.: +7 (495) 2379438 Китова О. В. - olga.kitova@mail.ru; тел. раб.: +7 (495) 2379438 Брускин С. Н. - sergey.n.bruskin@gmail.com; тел. раб.: +7 (495) 9514997

Contact links:

Dyakonova L. P. - ldyak@mail.ru , work phone: +7 (495) 2379438 Kitova О. V. - olga.kitova@mail.ru; work phone: +7 (495) 2379438 Bruskin S. N. - sergey.n.braskin@gmail.com; work phone: +7 (495) 9514997

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.