Научная статья на тему 'Биструктурный анализ как способ влияния на индивидуальный уровень организационного поведения'

Биструктурный анализ как способ влияния на индивидуальный уровень организационного поведения Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
125
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ЛИЧНОСТЬ / БИСТРУКТУРНЫЙ АНАЛИЗ / ORGANIZATIONAL BEHAVIOR / PERSONALITY / BISTRUKTURNY ANALYSIS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Лебедева Любовь Александровна

В статье высказывается гипотеза и приводится ее логическое обоснование о возможности применения нового подхода к влиянию руководителя на подчиненного с целью его мотивации, а также к самоанализу менеджера при принятии управленческих решений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

«BISTRUCTURNY analysis» AS A method OF influence on individual level OF behaviour IN organization

This article speaks about a hypothesis and gives its logical substantiation about possibility of using the new approach to manager's influence on executives with aim of their motivation and to introspect himself during decision-making.

Текст научной работы на тему «Биструктурный анализ как способ влияния на индивидуальный уровень организационного поведения»

УДК 656.7:658

БИСТРУКТУРНЫЙ АНАЛИЗ КАК СПОСОБ ВЛИЯНИЯ НА ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ ОРГАНИЗАЦИОННОГО ПОВЕДЕНИЯ

Л.А. ЛЕБЕДЕВА

Статья представлена доктором экономических наук, профессором Артамоновым Б.В.

В статье высказывается гипотеза и приводится ее логическое обоснование о возможности применения нового подхода к влиянию руководителя на подчиненного с целью его мотивации, а также к самоанализу менеджера при принятии управленческих решений.

Ключевые слова: организационное поведение, личность, биструктурный анализ.

Затянувшийся экономический кризис еще раз заставил менеджеров пересмотреть не только миссию, цели, стратегию своих компаний, способы организации производственного труда коллективов, систему поставки и распределения ресурсов, ближайшее окружение, но и задуматься над социальным аспектом, а именно, определить, как обеспечить достижение желаемых результатов и при этом сохранить ценных сотрудников, создать им эмоциональный комфорт в условиях внешней нестабильности и сложном переплетении внутренних коммуникаций в организации.

При принятии управленческого решения менеджеру рекомендуется предварительно ознакомиться с азами организационного поведения, вникнуть в его суть. Использование при руководстве психологических навыков позволит лучше понять свои потребности и подчиненных, что необходимо для своевременной мотивации, соответствующей их ожиданиям и ценности их деятельности для фирмы, укрепить неформальные лидерские позиции менеджера. Также они пригодятся при реализации функции планирования, разработке форм контроля, назначении на должности при построении оргструктуры или ее адаптации к динамике конъюнктуры рынка, при делегировании полномочий и обозначении границ ответственности, помогут снизить риск возникновения проблемных ситуаций, связанных с межличностным взаимодействием.

Конфликты на предприятии неизбежны, особенно в период нехватки материальных благ. Необходимо стараться гасить конфликты в их зачаточной стадии, но это не всегда возможно и проблема разрастается. Важно помнить, что конфликт - это не сугубо отрицательное понятие, при грамотном управлении он способен привести к конструктивному выходу и послужить отправной точкой выстраивания новых более эффективных рабочих отношений, стимулом для творческой активности.

Столкновение интересов сотрудников, сопровождаемое острыми эмоциональными переживаниями и зачастую негативными реакциями, коренится в самой природе человека и иногда является неосознанным, что не исключает дискомфорт и мешает разрешить противоречие.

В основе концепции австрийского ученого З. Фрейда лежит гипотеза о том, что любой поступок индивида представляет собой результат конфликта между следующими психическими структурами:

• Оно или Ид;

• Я или Эго;

• Сверх-Я или Супер Эго.

Эти три структуры связаны с разными уровнями сознания, причем Ид и Супер Эго соответствуют в большей степени уровню подсознания (рис.1).

Рис. 1. Структура личности по З.Фрейду

Ид воплощает в себе все бессознательно возникающие желания и влечения человека, проистекающие из либидо (энергия эроса) и мортидо (энергия смерти). Эти влечения формируют потребности, которые личность хочет удовлетворить.

Супер Эго является структурой, отражающей систему внутренних запретов личности и внешних, налагаемых непосредственным окружением и обществом в целом.

Эго представляет собой структуру, мыслящую в зависимости от реально существующей ситуации и принимающую решения о возможности и степени получения желаемого, она делает выбор между «хочу» и «нельзя».

Так как направленности этих структур противоречат друг другу, то между ними возникает зона конфликта. Здоровая личность должна иметь сильное Эго, которое маневрировало бы между потребностями Ид для избегания их чрезмерного подавления, что может привести к нервному срыву или болезни, и требованиями Супер Эго для гармоничного взаимодействия с другими людьми, и отсутствие мучительного чувства вины из-за внутреннего понимания негативных аспектов поступка.

Развивая теорию З.Фрейда и будучи последователем психоаналитической школы, Э.Берн сделал предположение о том, что каждый индивид обладает набором схем поведения, которые отражают определенное состояние его сознания, а другому психическому состоянию, принципиально отличному от первого, соответствует другой набор схем.

Существенное различие структурных подходов З.Фрейда и Э.Берна состоит в том, что последний выделил три состояния Эго и охарактеризовал поведенческие схемы каждого из них. Они получили названия:

• Родитель (Р);

• Взрослый (В);

• Ребенок (Ре).

В социальной группе, в том числе в трудовом коллективе, личность реализует в определенные моменты времени то или иное из трех состояний Эго, копируя либо поведение, свойствен-

ное возрастным категориям и стереотипным реакциям ребенка или родителя, либо поступает как адекватный существующей ситуации, рассудительный, беспристрастный взрослый (рис. 2).

Рис. 2. Структура личности по Э.Берну

Ни одним из состояний Эго нельзя пренебрегать, у здоровой личности должны присутствовать все три компонента. Родитель необходим для осуществления процесса воспитания детей для их гармоничного развития и социализации, а также для формирования чувства долга, соответствующего нормам общества. Ребенок является источником спонтанной радости для снятия эмоционального напряжения, творческой активности и интуиции. Взрослый нужен для эффективного взаимодействия с людьми, особенно в деловой и социальной сферах, а также он выполняет посредническую функцию между Родителем и Ребенком и контролирует их.

Опираясь на проработку обширного теоретического материала по рассматриваемому вопросу различных научных школ и опыт практических наблюдений в течение нескольких лет за межличностным общением в повседневной жизни, а также за поведением людей в организациях, я предлагаю гипотетически построить следующую схему структуры личности, представленную на рис. 3. Так как данный подход основывается на концепциях З.Фрейда и Э.Берна и не противоречит им в глобальных аспектах, считаю возможным дать данной концепции название «биструктурный анализ».

Предложенная схема базируется на следующих принципах:

• поведение индивида есть результат конфликта ролевых состояний Ид Родителя, Ид Ребенка, Ид Взрослого, Эго Родителя, Эго Ребенка, Эго Взрослого, Супер Эго Родителя, Супер Эго Ребенка, Супер Эго Взрослого, которые находятся в конфликте из-за разницы своих побуждений, причем три роли (Родителя, Ребенка и Взрослого) также вступают в конфликт (рис. 3);

• чувство вины и совести предполагается отнести к проявлениям не Эго, как утверждается в концепциях З.Фрейда и Э.Берна, а к Супер Эго, так как здоровое Эго всегда стремится соблюсти в первую очередь интересы самой личности, гармонизировать ее, а совесть провоцирует страдания, которых личность по своей природе старалась бы избежать, например, с помощью психологических защит, и если бы никаких внешних запретов не было в обществе вообще, Эго реализовывало бы потребности Ид.

У здоровой личности присутствуют девять ролевых состояний соответственно трем ролям, и поступки личности зависят от того, какая роль и в каком ролевом состоянии доминирует в конкретной ситуации с позиции гармонизации личности и нейтрального или позитивного воздействия на общество.

Рис. 3. Структура личности: Ребенок - штриховка, Взрослый - клетка, Родитель - прозрачный; линии - это зоны конфликтов

Предлагаемый мною «биструктурный анализ» зародился, исходя из двух вопросов:

• Если Родитель, Ребенок и Взрослый есть состояния Я, то как можно классифицировать ситуации, когда Ид бесконтрольно выскакивает в социальную среду, например, в случае девиантного поведения индивида;

• при выявлении проблемы у конкретных людей и попытке решить их с помощью метода

З. Фрейда исследователи терпели неудачу, хотя проблема коренилась в Ид, и воздействие осуществлялось именно на этот компонент личности, отсюда у меня возникло предположение, что Ид может соответствовать разным ролевым состояниям.

Сам Э.Берн совершал попытки подобного поиска, не удовлетворившись своей первоначальной схемой, он даже дал названия определенному типу совершенных поступков, ученый называл их «описательные аспекты личности», характеризуя роль Ребенка различными эпитетами: адаптированный, естественный, бунтующий, демонический, а роль Родителя существовала в вариантах контролирующего и заботящегося.

Психологи, развивающие теорию Э.Берна, также пытались расширить классификацию конкретных проявлений вышеуказанных ролей и добавляли к ним свои. В частности, А. Авдеев предлагает выделить следующие роли: взрослый, заботливый родитель, контролирующий родитель, естественный ребенок, маленький профессор, адаптированный ребенок,

а В.А. Петровский обнаруживает в роли Взрослого несколько направлений поведения: принимающий, воздерживающийся, допускающий, сомневающийся.

Сложность трактовки приведенных исследований заключается в том, что они фиксируют реально свершившееся действие индивида, однако не понятен сам механизм его формирования и весьма размыты отличия одной характеристики от другой, что затрудняет анализ, в отличие от предлагаемого метода.

При решении проблемы важно понять, в чем она заключается, где коренится, и как ее можно разрешить для сохранения или восстановления комфорта окружающих и при этом, соблюдая границы закона и этики, не подавлять саму личность, уважать свободу ее выбора.

Для иллюстрации ролевых состояний в «биструктурном анализе» приведем простой пример, соответствующий ситуации, в которой здоровая личность, что подтвердили психологическое тестирование и диспансеризацию, принимает для себя ответственное решение.

Рассмотрим этапы биструктурного анализа.

ИДр: хочу карьерного роста, занять лидерские позиции, повысить авторитет, хочу славы

ЭГОр: если не попробую сейчас, то меня опередят другие, должность будет занята, стоит рискнуть

СУПЕР ЭГОр: в случае неудачи можно потерять уже занятые позиции и имеющийся авторитет

ИДв: хочу самосовершенствоваться, хочу уважения со стороны коллег

ЭГОв: если грамотно доказать свою точку зрения, то есть все шансы на успех, надо попытаться

СУПЕР ЭГОв: идея новая и может встретить сопротивление со стороны оппонентов

ИДре: хочу, чтобы ко мне лучше относились, больше меня любили

ЭГОре: лучше отказаться и избежать волнений по поводу зря потраченных сил и обидных насмешек

СУПЕР ЭГОре: надо мной могут посмеяться, не поверить мне, так как я еще очень молода

Рис. 4. Схема биструктурного анализа

1. Исходная посылка: девушка 26 лет, менеджер низшего звена в авиакомпании, с отличием окончила университет, имеет научные публикации в сфере своих профессиональных интересов, в течение нескольких лет занимается исследованием в определенной научной области в соответствии с полученным образованием, заканчивает аспирантуру. Работодатели оценивают ее работу как положительную и перспективную. Пользуется уважением в коллективе. У нее собран приличный практический материал для повышения эффективности деятельности отдела, определены основные принципы внедрения ее идей, однако эти идеи являются принципиально новыми, что может вызвать психологическое отторжение подчиненных. Руководство в принципе готово пойти на риск и дать возможность этим идеям реализоваться.

2. Характеристика личности: меланхолический темперамент, ответственность, способность к самокритике, целеустремленность, трудолюбие, присутствует желание карьерного роста, некоторая неуверенность в себе.

3. Проблема: Выбор - принимать предложение руководства о повышении и назначении на должность начальника отдела или нет?

4. Схема «биструктурного анализа» (рис. 4).

5. Конструктивный выход: в исходной посылке я упомянула, что рассматриваемая личность в целом адекватно оценивает свои реальные возможности, учитывая собственные способности и наработки, а также окружающую действительность и перспективы. В данном случае менеджеру целесообразно прислушаться к своему Родителю с позиции воплощения в жизнь нормальных амбиций, совершить действия с позиции Взрослого, то есть согласиться занять должность, но тщательно доказать постулаты концепции своей работы, подобрать объективные аргументы для подчиненных, чтобы максимально обезопасить своего ранимого Ребенка и приготовить его к тому, что успех может также вызвать зависть.

В сложных ситуациях для определения истинной проблемы и адекватного ее разрешения рекомендуется привлекать психолога, который тоже может использовать «биструктурный анализ». Предложенный метод позволит гармонизировать саму личность и при этом совершить рациональные действия с позиции поведения в организации, что позволит повысить удовлетворенность сотрудника от работы, правильно мотивировать его на достижение корпоративных целей, грамотно произвести внутренний отбор на вакантную должность, снизить текучесть кадров и укрепить корпоративную культуру.

ЛИТЕРАТУРА

1. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. - СПб.: Специальная литература,

1996.

2. Фрейд З. Психология бессознательного. - М.: ПИТЕР, 2008.

3. Годфруа Ж. Что такое психология. - М.: Мир, 1996.

«BISTRUCTURNY ANALYSIS» AS A METHOD OF INFLUENCE ON INDIVIDUAL UTVTU DL BTOAVIDUR IN ORGANIZATION

Lebedeva U.A.

This article speaks about a hypothesis and gives its logical substantiation about possibility of using the new approach to manager’s influence on executives with aim of their motivation and to introspect himself during decision-making.

Key words: organizational behavior, personality, bistrukturny analysis.

Сведения об авторе

Лебедева Любовь Александровна, окончила МГТУ ГА (2009), преподаватель кафедры менеджмента МГТУ ГА, автор 7 научных работ, область научных интересов - маркетинг, стратегический менеджмент, управление персоналом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.