Научная статья на тему 'БИСЕР КАК ОБЪЕКТ МУЗЕЙНОГО КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИЯ'

БИСЕР КАК ОБЪЕКТ МУЗЕЙНОГО КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
358
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЕЙ / МУЗЕЙНОЕ ДЕЛО / БИСЕР / ИЗДЕЛИЯ ИЗ БИСЕРА / КРИТЕРИИ ОТБОРА / ИНТЕРПРЕТАЦИЯ КОЛЛЕКЦИЙ / ВЫСТАВКА / MUSEUM / MUSEOLOGY / BEADS / BEADED ITEMS / SELECTION CRITERIA / COLLECTION INTERPRETATION / EXHIBITION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ганина Любовь Геннадьевна

В статье рассматриваются время и причины возникновения интереса к бисеру как предмету коллекционирования и целенаправленного музейного собирательства. В рамках данного исследования под бисером подразумевается не только художественный материал, но и совокупность памятников, из него изготовленных или им декорированных. Исследование проведено на базе письменных и электронных источников: специализированной литературы по бисеру, каталогов выставок, программ сбора экспонатов, статей и фотографий на официальных сайтах музеев, информации, представленной в едином электронном Госкаталоге.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BEADS AS OBJECTS OF М MUSEUM COLLECTING

This article analyzes the time and reasons for the interest in beads as objects of purposeful museum collecting. In this study beads are viewed not only as an artistic material but also as a set of items made or decorated with it. The research is conducted on the basis of written and electronic sources: specialized literature on beads, exhibition catalogues, programs of collecting exhibits, articles and photographs from official museum websites, information provided by State Catalogue of Museum Fund of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «БИСЕР КАК ОБЪЕКТ МУЗЕЙНОГО КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИЯ»

RAR

УДК 069.51:746.5

ББК 79.1

10.34685/HI.2020.30.3.013

БИСЕР КАК ОБЪЕКТ МУЗЕЙНОГО КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИЯ

Ганина Любовь Геннадьевна,

научный сотрудник, ФГБУК Российский этнографический музей, Инженерная ул. д.1/4, Санкт-Петербург, Россия, 191186,

e-mail: lg1selena@gmail.com

Аннотация

В статье рассматриваются время и причины возникновения интереса к бисеру как предмету коллекционирования и целенаправленного музейного собирательства. В рамках данного исследования под бисером подразумевается не только художественный материал, но и совокупность памятников, из него изготовленных или им декорированных. Исследование проведено на базе письменных и электронных источников: специализированной литературы по бисеру, каталогов выставок, программ сбора экспонатов, статей и фотографий на официальных сайтах музеев, информации, представленной в едином электронном Госкаталоге. .

Ключевые слова

Музей, музейное дело, бисер, изделия из бисера, критерии отбора, интерпретация коллекций, выставка.

Бисер как художественный материал и изделия, из него изготовленные или им декорированные, входит в собрания многих отечественных и зарубежных музеев. Важным источником информации о составе коллекций музеев Российской Федерации является единый электронный Госкаталог. Несмотря на то, что работа над его заполнением рассчитана до 2025 г., уже сегодня при вводе в строку поисковика слова «бисер» система выдает более 35950 экспонатов с изображением, кратким описанием памятника и местом хранения1. Среди предлагаемых по запросу предметов, наибольшее количество памятников - археологические находки (как отдельные бисерины, так и украшения из них). Значительную долю составляют этнографические памятники (декорированные бисером элементы костюма,

1 Бобров Ю.Г. Философия современной консервации-реставрации. М., 2017. С. 59.

съемные украшения, утварь и пр.), предметы городской культуры и дворянского быта (украшенная бисером одежда, аксессуары, элементы интерьера и т.д.). В меньшей степени представлены церковные предметы (расшитые бисером оклады икон, элементы облачения священнослужителей и др.). В собрания отечественных музеев входят как старинные работы из бисера, так и изделия мастериц XXI в., что свидетельствует об активном бытовании этого художественного материала и интереса к нему как объекту музейного значения.

Чаще всего предметы из бисера можно увидеть в исторических и художественных музеях. Для первых главным критерием отбора при комплектовании собрания является документирующая функция памятника, способность отражать историческое событие, явление или процесс, для вторых - его художественная ценность.

Первой исследовательницей, обратившейся к теме возникновения интереса к изделиям из

бисера как предмету коллекционирования и целенаправленного музейного собирательства, была В.А. Дудорева. (Илл.1)

Илл. 1. Дудорева В.А. Бисер в старинном рукоделии. М.: Светлана, 1923

В книге «Бисер в старинном рукоделии» автор пишет: «Не дальше, как в девяностых годах, даже наши профессионалы, антикварные торговцы, не считали бисер предметом, достойным внимания, и лишь немного ранее бисер получил права гражданства в Европе. <.. .> Из московских коллекционеров, обходивших по воскресеньям Сухаревских старьевщиков, немногие останавливались перед бисерной сумочкой. И много русского бисера ушло тогда за границу.»2. Предложенное В.А. Дудо-роевой утверждение звучит весьма убедительно, его легко логически обосновывать широким распространением в кон. XIX - нач. XX в. бисерных работ и их включенностью в повседневную жизнь различных слоев общества, из-за чего изделия

из бисера воспринимались как нечто «обыденное», не требующее фиксации посредством музе-ефикации. Не противоречит этому утверждению и гипотеза известной отечественной исследовательницы истории бисера в России Е.С. Юровой, которая соотносит постепенное увеличение интереса искусствоведов и коллекционеров к старинным работам из бисера с общим падением роли женских рукоделий3.

Важным источником информации о бисерных коллекциях и истории их формирования являются выставки, знакомящие общество с частными и государственными собраниями. Любая выставка является неким подведением итога определенного этапа коллекционирования. Показательной в рамках рассматриваемой темы является выставка старинных и новых бисерных работ, состоявшаяся в 1910 г. в Штутгарте (Германия). На этой выставке публике впервые были представлены малоизвестные бисерные работы из многочисленных частных собраний4. Е.С. Юрова отмечает, что результатом этой выставки стала опубликованная в 1911 г. первая книга по бисеру, написанная немецким исследователем Г. Пазауреком «Бисер и работы из бисера старого и нового времени»5. В 1916 г. в Москве в художественной галерее Карла Лемерсье был организован отдел бисера, где экспонировались предметы из нескольких частных коллекций. К этому же временному периоду В.А. Ду-дорева относит начало целенаправленного сбора бисерных коллекций отечественными музеями.

Однако, если обратиться к истории формирования конкретных музейных собраний, возникает некоторое несоответствие. Например, в Музее антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамера) Российской Академии наук (далее МАЭ) в составе приобретенного в 1717 г. Петром I «анатомического кабинета» Фредерика Рюша содержится спиртовой препарат (МАЭ №4070-817) кон. XVII - нач. XVIII в.: плод около восьми месяцев, на шее, руках и ногах которого ожерелье и браслеты из белого и черного бисера

3

Юрова Е.С. Эпоха бисера в России. М.: Интербук-биз-нес, 2003. С. 131.

2 Дудорева В.А. Бисер в старинном рукоделии. М.: Свет-

лана, 1923. С. 6. 5

4 Дудорева В. А. Указ. соч. С. 7. Юрова Е.С. Указ. соч. С. 133.

(Королевство Нидерланды, г. Амстердам)6. Другой пример - коллекции, собранные Ильей Гавриловичем Вознесенским (1816-1871) - русским учёным-путешественником, исследователем Русской Америки и Дальнего Востока. Илья Гаврилович около 10 лет провел в исследовательских экспедициях, задачей которых был сбор ботанических, зоологических и этнографических коллекций для музеев Российской академии наук. Благодаря его экспедициям музей получил крупнейшее на тот момент в мире собрание этнографических экспонатов Русской Америки, среди которых значительную долю составляли предметы, содержащие бисер. Чем больше было бисера на индейском изделии (поясе, корзине, ожерелье, серьгах и т.д.), тем выше оно ценилось аборигенами. Бисер индейцы получали от русских поселенцев в виде платы за различные услуги. Вознесенский отмечал, что наибольшим предпочтением у индейцев пользовался бисер белого, затем красного и черного цветов. Соответственно, бисер именно таких цветов входил в состав «колониальных товаров» Российско-Американской компании, которые доставляли в Калифорнию для обмена с аборигенами7.

Сложно утверждать, будто бисерные браслеты и ожерелье стали причиной приобретения спиртового препарата Петром I, в то же время наличие бисера в составе предметов индейцев кашая, вероятнее всего, являлось одним из критериев их отбора для музейного собрания, т.к. в данном случае область применения бисера, его цвет и размер отражали эстетические представления этноса, а также его торгово-экономические связи. Этот же принцип: характерность для того или иного народа, отражение культурно-политических и торговых отношений, религиозных представлений и обрядовых практик - обеспечил попадание предметов из бисера в этногра-

Рюйш Ф. Спиртовой препарат без инъекции: плод около восьми месяцев; на шее, руках и ногах ожерелье и браслеты из белого и черного бисера//Коллекции Кунсткамеры [Электронный ресурс]. URL: http://collection. kunstkamera.ru/entity/OBJECT/169132?page=2&query=6 исер&index=175 (дата обращения 15.06.2020)

Индейцы Калифорнии. Каталог коллекций Кунсткамеры / Автор-сост. С.А. Корсун, отв. ред. Ю.Е. Березкин. СПб.: МАЭ РАН, 2018. С. 94 [электронный ресурс]. URL: http://lib.kunstkamera.ru/files/lib/9785884313057/978-5-88431-305-7.pdf (дата обращения 15.06.2020)

фические собрания на всех этапах их формирования.

Одним из важнейших культурных событий XIX в. стала подготовка и проведение Первой этнографической выставки в России, которая состоялась в 1867 г. в Москве. На выставке демонстрировалась культура народов Российской империи, а также славянских этносов Центральной и Юго-Восточной Европы. В Отделе эстампов Российской национальной библиотеки хранятся фотографии, запечатлевшие общие сцены и отдельные композиционные группы, представленные на выставке. Часть из них опубликована в каталоге «Славяне Европы и народы России», подготовленном сотрудниками Российского этнографического музея (далее РЭМ) к 140-летию выставки. Даже на черно-белых фотографиях отчетливо различимы бисерные украшения в составе костюмов разных народов. Например, широкое неразъемное шейно-нагрудное украшение и декорированный плетеной бисерной сеткой позатыльник (часть головного убора) молодой женщины в сцене «рязанская крестьянка и ребенок в люльке» (Илл. 2), или вышитые бисером

Илл. 2. Рязанская крестьянка и ребенок в люльке. Русские. РНБ Источник: Славяне Европы и народы России. К 140-летию первой этнографической выставки 1867 года. Каталог. СПб.: Славия, 2008.

6

парка (верхняя плечевая одежда) и головной убор мужского костюма в сцене «летнее стойбище эвенков»8.

Для экспонирования комплексов одежды были выполнены специальные фигуры-манекены, антропологически верно отражающие особенности разных этносов. Впоследствии демонстрировавшиеся на выставке фигуры, одетые в костюмы, были сфотографированы в мастерской «Венская фотография» датского фотографа Торвальда Митрейтера, сотрудничавшего с Московским публичным и Румянцевским музеями, куда после завершения выставки поступили экспонаты. Эти раскрашенные акварелью фотографии и значительная часть экспонатов с выставки 1867 г. в настоящее время хранятся в собрании РЭМ9. Например, запечатленный на фотографии костюм болгарки из Тырновского округа10 демонстрирует обилие и разнообразие применения цветного бисера в составе болгарского девичьего праздничного костюма. В частности, бисерная вышивка и небольшие бисерные кисти, завершающиеся жетонами, имитирующими монеты, декорируют головной убор - венец11, к которому при помощи крючков подвешен междукосник12 -височно-нагрудное украшение, состоящее из двух одинаковых частей в виде шести длинных нитей разноцветного бисера, пропущенных через четыре узкие полоски кумача на жесткой основе. Обе части междукосника соединены длинной нитью, вынизанной из бисера белого, черного и зеленого цветов. В технике плетения из бисера красного, голубого и зеленого цветов изготовлено входящее в состав костюмного комплекса шейное украшение13. К его верхнему краю пришита узкая полоска красной шерстяной ткани, декорированная белым и черным бисером, окаймленная зубчиками из золотистых нитей.

Несмотря на значительное количество бисера в этнографических собраниях, следует учиты-

вать, что, как в 1867 г., так и в последующие годы изделия из бисера не являлись ценными сами по себе, а рассматривались контекстно, в рамках той или иной этнической культуры. В инструкции по сбору экспонатов для Первой этнографической выставки приведены следующие рекомендации: «Костюм должен быть полный, начиная с головной повязки и до башмаков, и притом со всеми украшениями, идущими к нему, как то: серьгами, подвесками, ожерельями и проч. <...> совершенно такой, какой носится строго держащимися старины горожанами или крестьянами и инородцами, сделан из обыкновенно употребляемых тканей и без особенных выдуманных для выставки украшений»14.

Продекларированный в инструкции подход отражает и характеристика костюмных комплексов, приведенная в «Указателе Русской этнографической выставки» (М., 1867), в частности: «мордва употребляет в своем костюме самые разнообразные украшения, часто весьма тяжелые, так, на шею они надевают тесьмы, обшитые бисером, монетами, раковинами и стеклом.» 15.

Значительное внимание изделиям из бисера уделяли кустарные музеи, в задачи которых входило исследование промышленности, сбор коллекций и способствование развитию кустарного дела путем сбыта готовых изделий и улучшения качества продукции через предоставление образцов и рисунков, а также организацию на местах учебных мастерских и школ16. В частности, деятельность первого кустарного музея, открытого в 1885 г. в Москве, не ограничивалась территорией Московской губ. Для его собрания приобретались бисерные вышивки «помещичьего типа», выполненные в вышивально-ткацкой мастерской, организованной в 1891 г. М.Я. Якунчиковой

8 Славяне Европы и народы России. К 140-летию первой этнографической выставки 1867 года. Каталог. СПб.: Славия, 2008. С. 29, 31.

9 Там же. С. 30.

10 РЭМ 8764-1422.

11 РЭМ 8762-33369

12 РЭМ 8762-32092

13 РЭМ 8762-32154

14 Инструкция собирания предметов для Русской этнографической выставки Русского музея в Москве, учреждаемых Обществом любителей естествознания, состоящем при императорском московском университете. Издания второе. М.: Катков и КО. С.7-8.

15 Указатель Русской этнографической выставки, устроенной императорским обществом любителей естествознания, состоящим при императорском Московском университете. М. : Катковъ и КО, 1867. С.20.

16 Орлов А.С. Кустарная промышленность Московской губернии и содействие кустарям со стороны земства, различных учреждений и частных лиц. М.: Труд, 1913. С.14.

в с. Соломинка Тамбовской губ.17. В сборнике 1913 г. «Кустарная промышленность России» опубликован «Очерк производства бисерных работ в Чернском уезде, Тульской губернии» С. А. Давыдовой, в котором упоминается о выполнении заказов на бисерные изделия Московского кустарного музея крестьянками из мастерской помещицы С.А. Ильинской, организованной ею в 1891 г. в имении Воронцовка18. (Илл. 3)

Илл. 3. Ожерелка - украшение, выполненное крестьянками под руководством С. А. Ильинской. Источник: Давыдова С.А. Очерки производства бисерных работ в Чернском уезде, Тульской губернии// Кустарная промышленность России. СПб.: Якорь, 1913

Также имеются сведения о том, что за 1911-12 гг. Московским кустарным музеем было принято из Тульской губ. бисерных цепочек, вышивок и прочих изделий кустарной работы на 5404 р. 56 к.19.

Возникает вопрос, как совместить утверждение В.А. Дудоревой с приведенными выше при-

мерами? После анализа текста монографии становится очевидным, что, несмотря на проделанную автором большую работу по сбору и обобщению информации об истории и области применения бисера (от предмета меновой торговли в Древнем Египте до современных автору бисерных вышивок из собрания Государственного исторического музея), основным объектом изучения являлся бисер в дворянской и помещичьей культуре. После 1917 г. меняется государственный строй, многие элементы быта привилегированных сословий стремительно уходят в прошлое. Частые смены власти в российских регионах, превращение их Нельзина О.Ю. Музеи-заповедники как база для создания тематических исторических парков в условиях процесса визуализации истории // Культурное наследие России. 2019. № 1. С. 57-58 в фронтовые и прифронтовые территории заставляло руководство музеев оперативно вырабатывать своеобразный алгоритм выживания20. В этой связи, музеи, в первую очередь художественные и исторические, начинают концентрировать свое внимание на раннее не интересовавшей их группе памятников.

После революции, в рамках борьбы с вывозом культурных ценностей за границу, формируются органы охраны культурного наследия. Была создана художественно-историческая комиссия под руководством известных деятелей искусства. 28 мая 1918 г. при Наркомпро-се открылся Отдел по делам музеев и охраны памятников искусства и старины, эмиссарами этого отдела вывозились ценности из особняков и усадеб в национальный музейный фонд21. Часть усадеб было музеефицировано с фиксацией ансамбля и обстановки, многие усадьбы оказались уничтожены или повреждены в годы революции и Второй Мировой войны.

Так, 1918 г. усадьба Тригорское, принадлежавшая друзьям А.С. Пушкина Осиповым и Вульфам, была сожжена и разграблена. Работы по ее восстановлению начались в 1960-х гг. 1996 - 1998 гг. были проведены работы по реставрации и реконструк-

17 Дудорева В.А. Указ. соч. С. 71-72.

18 Давыдова С.А. Очерки производства бисерных работ в Чернском уезде, Тульской губернии// Кустарная промышленность России. Женские промыслы в очерках С. А. Довыдовой, Е. Н. Половцевой, К. И. Беренс и Е. О. Сви-дерской. СПб.: Якорь, 1913. с. 375.

19 Орлов А.С. Указ. соч. С. 29

20

21

Ермакова А.Н. Провинциальные музеи в условиях революции и гражданской войны // Культурное наследие России. 2017. № 2. С. 60

Правовые декреты об охране памятников искусства и старены. 1918-21 годы. [Электронный ресурс]. URL: https://megalektsii.ru/s639t12.html (дата обращения 15.06.2020)

Илл. 4. Кошелек. 1820-е гг. Из частной коллекции.

ции усадебных построек и парка22. Усадебный быт невозможно представить без трогательных бисерных мелочей: вышитых картин, вязаных кошельков и монетниц, оплетенных бисером чубуков курительных трубок и пр. (Илл. 4)

Согласно определению, приведенному в Российской музейной энциклопедии, музеефика-ция - направление музейной деятельности, заключающееся в преобразовании историко-культурных или природных объектов в объекты музейного показа с целью максимального сохранения и выявления их историко-культурной, научной и художественной ценности23. Музеи-заповедники, музеефицированные двор-цово-парковые ансамбли, дома-усадьбы являются одной из основных форм «визуализации истории», зачастую дополняемой элементами театрализации, «оживляющими» музейное про-

22

23

странство24. В связи с этим, не так уж и важно, именно эту или какую-то другую трубку с бисерным чубуком курил в гостях А.С. Пушкин. Такая условность допустима и оправдана, поскольку в данном контексте изделия из бисера ценны как свидетели эпохи, и их размещение в интерьере усадьбы направлено на воссоздание атмосферы того времени.

Коллекция русского бисера в собрании Пушкинского заповедника насчитывает порядка семидесяти предметов. Как отмечет в вводном тексте к виртуальной выставке «Коллекция бисера из собрания Пушкинского заповедника» хранитель фонда декоративно-прикладного искусства О.В. Лукашова, «Многообразные произведения данного вида декоративно-прикладного искусства представлены в постоянных экспозициях музеев, напоминая не только о модном занятии, а о более значительном - о женском мире, отраженном в атмосфере дворянской усадьбы»25.

На сегодняшний день в России не существует ни одного государственного или частного музея бисера, хотя мировые примеры подобных музеев есть. В частности, в Берлине существует негосударственный музей бисера, принадлежащий госпоже Ульцен. Его собрание насчитывает около 13 тысяч единиц хранения26 - это и образцы бисера различного производства, и выполненные из него разнообразные изящные аксессуары (кошельки, сумочки, зонты и др.), и изготовленные из бисера предметы убранства интерьера (вышитые картины, сплетенные ламбрекены, настенные панно из изготовленных на проволоке бисерных цветов), декорированные бисером предметы мебели (кресла с вышитыми бисером спинками, столы с инкрустированными бисером столешницами и т.д.), также в собрании представлены иконы в бисерных окладах. (Илл. 5)

Музей-усадьба «Тригорское». [Электронный ресурс]. URL: http://pushkin.ellink.ru/2018/reserve/res2.asp (дата обращения 15.06.2020)

Российская музейная энциклопедия. [Электронный ресурс]. URL: http://museum.ru/rme/mb_musf.asp (дата обращения 15.06.2020)

24

25

26

Нельзина О.Ю. Музеи-заповедники как база для создания тематических исторических парков в условиях процесса визуализации истории // Культурное наследие России. 2019. № 1. С. 57-58

Лукашова О.В. Коллекция бисера из собрания Пушкинского заповедника. [Электронный ресурс]. URL: http:// pushkin.ellink.ru/museum/vexh/v12.asp (дата обращения 15.06.2020)

Частный музей бисера в Берлине. [Электронный ресурс]. URL: https://biser.info/node/270168 (дата обращения 16.06.2020)

В музее собраны вещи, различные по времени и территории, разнообразные по техникам изготовления, предназначенные для разных целей. Фактическим критерием отбора памятников являлся материал их изготовления - бисер.

Рассмотренные выше примеры позволяют констатировать, что попадание бисера в отечественные музеи всегда контекстно, при этом бисер не ценен сам по себе, но ценна его документирующая функция (отражение торговых связей, уровня развития технологий, эстетических представлений социальных или этнических групп, исторических событий, нашедших отражение в рисунках бисерных изделий и т.д.). Формирование бисерных коллекций осуществлялось и продолжает осуществляется в рамках общей программы сбора экспонатов, определяемой профилем музея. В то же время, переосмысление и интерпретация бисерных коллекций находит выражение в выставочных проектах, позволяющих раскрыть многогранность бисерных объектов. В зависимости от концепции конкретной выставки, внимание посетителя фокусируется то на художественных особенностях бисерного изделия, то на его мемориальных функциях (когда предмет рассказывает о каких-то важных моментах биографии мастерицы или человека, получившего в дар выполненную из бисера памятную вещь), то на исторических событиях, оказавших влияние на культурную жизнь общества в целом.

Список литературы

1. Государственный каталог Музейного фонда Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: https://goskatalog.ru/portal/#/collectio ns?q=бисер&imageExists=null

2. Давыдова С.А. Очерки производства бисерных работ в Чернском уезде, Тульской губернии// Кустарная промышленность России. Женские промыслы в очерках С.А. Довыдовой, Е.Н. Половцевой, К. И. Беренс и Е.О. Свидер-ской. СПб. : Якорь, 1913. С. 375-378.

3. Дудорева В.А. Бисер в старинном рукоделии. М.: Светлана, 1923. 78 с.

4. Ермакова А.Н. Провинциальные музеи в условиях революции и гражданской войны // Культурное наследие России. 2017. № 2. С. 58-63

5. Индейцы Калифорнии. Каталог коллекций Кунсткамеры / Автор-сост. С.А. Корсун, отв. ред. Ю.Е. Березкин. СПб.: МАЭ РАН, 2018.

344 с. [Электронный ресурс]. URL: http://lib. kunstkamera.ru/rubrikator/06/978-5-88431-305-7/

6. Инструкция собирания предметов для Русской этнографической выставки Русского музея в Москве, учреждаемых Обществом любителей естествознания, состоящем при императорском московском университете. Издания второе. М.: Катков и КО, 1866. 16 с.

7. Лукашова О.В. Коллекция бисера из собрания Пушкинского заповедника. [Электронный ресурс]. URL: http://pushkin.ellink.ru/museum/ vexh/v12.asp

8. Музей-усадьба «Тригорское». [Электронный ресурс]. URL: http://pushkin.ellink.ru/2018/ reserve/res2.asp

9. Нельзина О.Ю. Музеи-заповедники как база для создания тематических исторических парков в условиях процесса визуализации истории. // Культурное наследие России. 2019. № 1. С. 56-61

10. Орлов А.С. Кустарная промышленность Московской губернии и содействие кустарям со стороны земства, различных учреждений и частных лиц. М.: Труд, 1913. 74 с.

11. Правовые декреты об охране памятников искусства и старины. 1918-21 годы. [Электронный ресурс]. URL: https://megalektsii.ru/s639t12. html

10 Российская музейная энциклопедия. [Электронный ресурс]. URL: http://museum.ru/ rme/mb_musf.asp

11 Рюйш Ф. Спиртовой препарат без инъекции: плод около восьми месяцев; на шее, руках и ногах ожерелье и браслеты из белого и черного бисера//Коллекции Кунсткамеры [Электронный ресурс]. URL: http://collection.kunstkamera.ru/entity/ OBJECT/169132?page=2&query=бисер&index=175

12 Славяне Европы и народы России. К140-ле-тию первой этнографической выставки 1867 года. Каталог. СПб.: Славия, 2008. 256 с.

13 Указатель Русской этнографической выставки, устроенной императорским обществом любителей естествознания, состоящим при императорском Московском университете. М.: Кат-ковъ и КО, 1867. 148 с.

14 Частный музей бисера в Берлине. [Электронный ресурс]. URL: https://biser.info/ node/270168

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15 Юрова Е.С. Эпоха бисера в России. М.: Интербук-бизнес, 2003. 168 с.

BEADS AS GOBJECTS OF МMUSEUM COLLECTING

Ganina Lyubov Gennadievna,

Researcher,

The Russian Museum of Ethnography, Inzhenernaya str. 4/1, Saint-Petersburg, Russia, 191186,

e-mail: lg1selena@gmail.com

Abstract

This article analyzes the time and reasons for the interest in beads as objects of purposeful museum collecting. In this study beads are viewed not only as an artistic material but also as a set of items made or decorated with it. The research is conducted on the basis of written and electronic sources: specialized literature on beads, exhibition catalogues, programs of collecting exhibits, articles and photographs from official museum websites, information provided by State Catalogue of Museum Fund of the Russian Federation.

Keywords

Museum, museology, beads, beaded items, selection criteria, collection interpretation, exhibition.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.