Научная статья на тему 'БИРЖА ИННОВАЦИЙ КАК НОВЫЙ ИНСТРУМЕНТ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ'

БИРЖА ИННОВАЦИЙ КАК НОВЫЙ ИНСТРУМЕНТ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
37
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / БИРЖА ИННОВАЦИЙ / ТРАНСФЕРТ ИННОВАЦИЙ / УПРАВЛЕНИЕ / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кулакова Л.И., Люкевич И.Н.

В статье рассматривается механизм интеграции нового инструмента инновационного развития - биржи инноваций. Отличительной чертой которой является достижение баланса интересов всех участников взаимодействия. Теоретической основой исследования стали фундаментальные труды зарубежных и отечественных исследователей, затрагивающих концепции теории инноваций, управления и риск-менеджмента. Функционирование биржи предусматривает интеграцию возвратного механизма бюджетных ассигнований различного уровня, направляемых на поддержку научной, инновационной и образовательной сферы, а также содействие инвестиционной активности в случае финансирования масштабных инновационных проектов. Авторская концепция Государственной биржи инноваций состоит в совершенствовании процессов обмена информацией, идеями и ресурсным потенциалом с целью достижения баланса интересов между всеми участниками инновационного процесса. Уникальность данного инструмента состоит в том, что основным принципом его функционирования является «трудовая» биржа, основополагающей целю которой, как элемента регулирования рынка труда, является поиск ресурсов и удовлетворение потребностей заинтересованных сторон. Отличительной чертой разрабатываемого инструмента является поиск специализированных инструментов взаимодействия участников инновационного процесса, предусматривающих не только коммерческую выгоду, но и обеспечение баланса интересов участников национальной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATION EXCHANGE AS A NEW INSTRUMENT OF INNOVATION POLICY

The article discusses the mechanism for integrating a new tool for innovative development - the innovation exchange. A distinctive feature of which is the achievement of a balance of interests of all participants in the interaction. The theoretical basis of the study was the fundamental works of foreign and domestic researchers, affecting the concepts of the theory of innovation, management and risk management. The functioning of the exchange provides for the integration of a return mechanism for budget allocations of various levels, directed to support the scientific, innovative and educational spheres, as well as promoting investment activity in case of financing large-scale innovative projects. The author's concept of the State Innovation Exchange is to improve the exchange of information, ideas and resource potential in order to achieve a balance of interests between all participants in the innovation process. The uniqueness of this tool lies in the fact that the main principle of its functioning is the "labor" exchange, the fundamental purpose of which, as an element of labor market regulation, is to search for resources and meet the needs of stakeholders. A distinctive feature of the developed tool is the search for specialized tools for the interaction of participants in the innovation process, providing not only commercial benefits, but also ensuring a balance of interests of participants in the national system.

Текст научной работы на тему «БИРЖА ИННОВАЦИЙ КАК НОВЫЙ ИНСТРУМЕНТ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ»

EDN: SEWLLF

Л.И. Кулакова - к.э.н., доцент высшей инженерно-экономической школы, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Санкт-Петербург, Россия, milakul2606@rambler.ru,

L.I. Kulakova - candidate of economic sciences, associate professor of the Higher school of engineering and economics, Peter the Great St Petersburg polytechnic university, Saint Petersburg, Russia;

И.Н. Люкевич - д.э.н., профессор высшей инженерно-экономической школы, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Санкт-Петербург, Россия, lyukevich_in@spbstu.ru,

I.N. Lyukevich - doctor of economics, professor of the Higher school of engineering and economics, Peter the Great St Petersburg polytechnic university, Saint Petersburg, Russia.

БИРЖА ИННОВАЦИЙ КАК НОВЫЙ ИНСТРУМЕНТ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ INNOVATION EXCHANGE AS A NEW INSTRUMENT OF INNOVATION POLICY

Аннотация. В статье рассматривается механизм интеграции нового инструмента инновационного развития - биржи инноваций. Отличительной чертой которой является достижение баланса интересов всех участников взаимодействия. Теоретической основой исследования стали фундаментальные труды зарубежных и отечественных исследователей, затрагивающих концепции теории инноваций, управления и риск-менеджмента. Функционирование биржи предусматривает интеграцию возвратного механизма бюджетных ассигнований различного уровня, направляемых на поддержку научной, инновационной и образовательной сферы, а также содействие инвестиционной активности в случае финансирования масштабных инновационных проектов. Авторская концепция Государственной биржи инноваций состоит в совершенствовании процессов обмена информацией, идеями и ресурсным потенциалом с целью достижения баланса интересов между всеми участниками инновационного процесса. Уникальность данного инструмента состоит в том, что основным принципом его функционирования является «трудовая» биржа, основополагающей целю которой, как элемента регулирования рынка труда, является поиск ресурсов и удовлетворение потребностей заинтересованных сторон. Отличительной чертой разрабатываемого инструмента является поиск специализированных инструментов взаимодействия участников инновационного процесса, предусматривающих не только коммерческую выгоду, но и обеспечение баланса интересов участников национальной системы.

Abstract. The article discusses the mechanism for integrating a new tool for innovative development - the innovation exchange. A distinctive feature of which is the achievement of a balance of interests of all participants in the interaction. The theoretical basis of the study was the fundamental works of foreign and domestic researchers, affecting the concepts of the theory of innovation, management and risk management. The functioning of the exchange provides for the integration of a return mechanism for budget allocations of various levels, directed to support the scientific, innovative and educational spheres, as well as promoting investment activity in case of financing large-scale innovative projects. The author's concept of the State Innovation Exchange is to improve the exchange of information, ideas and resource potential in order to achieve a balance of interests between all participants in the innovation process. The uniqueness of this tool lies in the fact that the main principle of its functioning is the "labor" exchange, the fundamental purpose of which, as an element of labor market regulation, is to search for resources and meet the needs of stakeholders. A distinctive feature of the developed tool is the search for specialized tools for the interaction of participants in the innovation process, providing not only commercial benefits, but also ensuring a balance of interests of participants in the national system.

Ключевые слова: инновационная политика, биржа инноваций, трансферт инноваций, , управление, инновационное развитие.

Keywords: innovation policy, innovation exchange, transfer of innovations, management, innovation development.

Основные концепции теории инноваций отражены в исследованиях Й. Шумпетера, рассматривающего данный элемент развития экономики, как нововведения или новые комбинации производственных факторов, либо систем управления мотивированные предпринимательским духом [10]. Н. Кондратьев, основатель теории экономических циклов, обосновал инновации, как новые способы хозяйствования, которые приходя на смену архаичным влекут за собою совершенствование знаний и навыков, в результате чего появляются экономические технологические и социальные, новшества [3]. И. Адизесом рассматривались основные функции инноваций, к которым отнесены воспроизводственная (получение прибыли от инновации и использование ее в качестве источника финансовых ресурсов), инвестиционная (использование прибыли от инноваций для инвестирования различных проектов) и стимулирующая (стимулирование предпринимательской деятельности) [1].

Теоретические основы требуют дальнейшего развития в практическом их применении для совершенствования знаний об организационно-экономических и управленческих отношениях, возникающих в процессе методического, организационного и инвестиционного обеспечения трансферта инноваций в национальной инновационной системе.

В современных условиях глобального экономического спада, одним из немногих драйверов, способных ускорить восстановление национальной экономики, является развитие инновационных процессов. При этом ключевая роль в данной инновационно-восстановительной деятельности принадлежит предпринимательским структурам, выступающим, с одной стороны, организаторами трансферта инновационных знаний в реальный сектор экономики, а с другой - гарантами удовлетворения инновационных потребностей конечных потребителей, которыми могут выступать не только население и предпринимательские структуры, но и научно-исследовательские организации, а также органы государственного управления.

Каждый из участников инновационного процесса, под которым в исследовании понимается совокупность последовательных мероприятий от момента осознания потребности в инновациях до их коммерциализации, либо получении иного полезного эффекта, сталкивается с проблемой трансферта инноваций.

Национальная инновационная система предусматривает синхронизацию инновационных интересов различных участников инновационного процесса посредством создания ряда инфраструктурных организаций, являющихся связующим звеном в стимулировании инновационной деятельности предпринимательских струк-

тур и достижении целей реализации инновационной политики [5]. Однако созданный инструментарий требует научного осмысления.

Эволюция трансферта инноваций насчитывает ряд этапов, предусматривающих обмен генерируемыми инновационными результатами между всеми участниками инновационных процессов. На международном рынке это попытки Еврокомиссии усовершенствовать механизм государственного управления в сфере закупок инновационной продукции [2]. В России это создание Корпорацией «ЛИП» биржи стратапов «Биржа инновационных проектов»; реализация ООО «ИННОТЕХНОПРОМом» проекта «Международная интернет-биржа инновационной и технологичной продукции»; разработка и запуск интернет-площадки «Русская База Инноваций», а также создание федеральной службы по интеллектуальной собственности (Роспатент), в состав которой входит Федеральный институт промышленной собственности, но данные структуры не показали должной эффективности синхронизации процессов трансферта инноваций [8]. Функционирование электронных библиотек и баз данных о научных изысканиях «Elibrary.ru», «Web of Science» и «Scopus» можно рассматривать, как инструменты, способствующие обмену информацией о фундаментальных исследованиях и практических разработках. Запуск сервиса «Яндекс.Патенты» направлен на поиск результатов интеллектуального труда, а функционирование электронных маркетплейсов, способствует продвижению инновационных продуктов и разработок. Попытки создания нескольких биржевых платформ не принесли желаемого результата, т.к. предусматривали использование только финансовых инструментов (обращение ценных бумаг), с целью привлечения инвестиционного капитала. Тем не менее, в настоящее время ни в международной, ни в отечественной практике нет единого инструмента, способствующего эффективному (коммерческому и некоммерческому) трансферту инноваций от обмена фундаментальными знаниями и практическими разработками до коммерциализации инновационных идей [6].

Обобщение проведенных исследований позволило выявит основные проблемы трансферта инноваций в российской экономике, к которым следует отнести:

- отсутствие мер государственного регулирования трансферта инноваций от идей становления инновации до продвижения инновационного продукта, что способствует возникновению рисков интеграции результатов инновационного труда;

- недостаточная степень согласованности государственных институтов на этапах регистрации инновационных идей и обмена инновациями, что ведет к формированию рисков замедления инновационных процессов;

- недостаточность мер государственной поддержки инновационных предприятий, либо предприятий, генерирующий инновационные идеи/продукты, влечет за собою возрастание рисков недоверия к существующей государственной инновационной политике [7].

Нивелировать существующие проблемы возможно посредством создания такой управленческой структуры или инструмента инновационного развития, который будет способствовать не только продвижению инноваций, но и активизации предпринимательской деятельности, как драйвера инновационного развития. Таким инструментом, на наш взгляд, является Государственная биржа инноваций - новый институт инновационного развития. Сущность её функционирования состоит в совершенствовании процессов обмена информацией, идеями и ресурсным потенциалом с целью достижения баланса интересов между всеми участниками инновационного процесса. Уникальность данного инструмента состоит в том, что основным принципом его функционирования является «трудовая» биржа, основополагающей целю которой, как элемента регулирования рынка труда, является поиск ресурсов и удовлетворение потребностей заинтересованных сторон.

Отличительной чертой разрабатываемого инструмента является поиск специализированных инструментов взаимодействия участников инновационного процесса, предусматривающих не только коммерческую выгоду, но и обеспечение баланса интересов участников национальной системы. Сущность функционирования Государственной биржи инноваций представлена на рисунке 1.

К основным участникам взаимодействия следует отнести не только предпринимательские структуры, осуществляющие инновационную деятельность и конечных потребителей, формирующих спрос на инновации, но и научно-исследовательские организации (в т.ч. учреждения высшего образования), являющиеся источниками знаний в различных областях науки и технологий. Важная роль отводится государству, т.к. именно Государственная инновационная политика определяет интенсивность инновационного развития в стране.

Роль государства определяется не только в формировании инновационной политики, но и создании спроса на инновации. В современных сложных геополитических условиях, когда Правительством Российской Федерации поставлена основная задача по достижению технологического суверенитета, именно государством принимаются управленческие решения, направленные на создание условий по повышению конкурентоспособности отечественной промышленности. Государственная биржа инноваций, в данной ситуации, играет ключевую роль в систематизации ресурсного потенциала участников инновационной системы с целью единовременного достижения баланса их интересов посредством создания и распределения инновационной продукции с применением специализированных биржевых инструментов, включая элементы риск-менеджмента. Ее принципиальным отличием, наряду с потенциалом размещения и привлечения различных типов инвестиционного капитала на цели инновационного развития, выступает перспектива параллельного размещения (реализации) на биржевой платформе как уже произведенных технологий, товаров и услуг, так и выполнение новых частных и/или государственных заказов на производство испрашиваемой инновационной продукции.

Рисунок 1 - Авторская концепция государственной биржи инноваций

Неоднократно наблюдается тот факт, что созданная инновационная инфраструктура не способствует эффективному взаимодействию всех участников инновационного процесса, в котором могут принимать участие не только крупные предприятия или корпорации, но и предпринимательские структуры и организации малых форм. Так имеющиеся инновационные разработки научно-исследовательских образовательных организаций и/или высших учебных заведений не имеют возможности практической апробации из-за отсутствия финансирования, либо производственных мощностей. В данной ситуации Государственная биржа инноваций станет основным инструментом поиска путей взаимодействия основных участников инновационного процесса в общей инновационной инфраструктуре. Используя основные биржевые инструменты, на данной площадке, станет возможным поиск инвесторов (средств для реализации инновационной идеи) и/или предприятий, способных произвести не только «сигнальный» вариант инновационного продукта, но и коммерциализировать конечный инновационный продукт.

Органы государственного управления, используя элементы риск-менеджмента вправе размещать государственные заказы на испрашиваемую инновационную продукцию, создавая дополнительные благоприятные условия для стимулирования инновационной деятельности за счет государственного капитала [9].

Функционирование биржи предусматривает интеграцию возвратного механизма бюджетных ассигнований различного уровня, направляемых на поддержку научной, инновационной и образовательной сферы, а также содействие инвестиционной активности в случае финансирования масштабных инновационно-инвестиционных проектов. Предусматривается, что доходные потоки биржи могут быть объединены по 5 ключевым направлениям:

- комиссия (единовременная или регулярная) за размещение готовых инновационных продуктов (идей, технологий, товаров, услуг);

- комиссия (единовременная или регулярная) за размещение частных заказов на разработку (создание) инновационных продуктов;

- комиссия (единовременная) за покупку и/или продажу различных финансовых инструментов (акций, облигаций, опционов, фьючерсов, форвардов и пр.), связанных с инновационным процессом;

- доходы от размещения на прочих биржевых площадках акций создаваемой Государственной биржи инноваций;

- прочие типовые биржевые доходы.

Мы полагаем, что для покрытия прочих бюджетных ассигнований безусловно потребуется существенно больший временной период, связанный с масштабированием деятельности и завоеванием доверия новых участников данного рынка, включая привлечение внимания иностранных предпринимательских структур [4].

Элементы риск-менеджмента в функционировании Государственной биржи инноваций необходимы для эффективного управления инновационной политикой и снижения рисков инвестирования государственного и предпринимательского капитала.

Во-первых, выявление существующих рисков, при создании биржи, будет способствовать нивелированию имеющихся угроз. Следует учитывать, что при регистрации биржи в установленном законодательством порядке необходимо лицензирование данного вида деятельности. Однако государственная организационно-правовая форма биржи позволит лицензиату (Центральному Банку России) в кратчайшие сроки проверить соответствие лицензионным требованиям создаваемой организации. Следует учитывать необходимость выявления рисков (внешних и внутренних) со стороны всех участников инновационного процесса.

Размещение государственных заказов на испрашиваемую инновационную продукцию позволит оценить вероятность наступления неблагоприятных событий при разработке и/или производстве инновационного продукта. Причем необходима оценка рисков, возникающих не только со стороны производителей инновационного продукта (соблюдение сроков, наличие мощностей и кадровых резервов, соответствие количества и качества продукта), но и со стороны государства и/или инвесторов (соблюдение объемов и сроков финансирования).

Мониторинг финансирования при размещении и реализации государственного заказа будет способствовать эффективному использованию бюджетных средств.

Мониторинг рисков при осуществлении инновационного процесса, в т.ч. размещении и реализации государственного заказа, будет способствовать динамичному трансферту инноваций, а также эффективному использованию инвестиционных, в т.ч. бюджетных средств.

Использование цифровой платформы, на которой станет функционировать данный инновационный инструмент требует непосредственного контроля и минимизации возникающих угроз. Контроль рисков также необходим на каждом этапе инновационного процесса.

Немаловажным фактом применения данного инструмента является его интеграция с существующую национальную систему инновационной деятельности. Что подтверждается возможностью применения всех механизмов государственного управления и мер государственной поддержки, направленных на стимулирование инновационной деятельности, повышение конкурентоспособности российских предприятий (инновационных продуктов, работ, услуг, технологий и др.), как на внутреннем, так и международном рынках, достижению цели динамичного трансферта инноваций и удовлетворения потребностей в инновационных продуктах конечных потребителей, которыми могут выступать как население, предпринимательские структуры, так и органы государственного управления.

Источнки:

1. Адизес И. Управление жизненным циклом корпорации (англ. Managing Corporate Lifecycles), - СПб: Питер, - 2008, - 384 с.

2. Карпова О.И. Риски инновационной политики коммерческой организации / Карпова О.И., Кулакова Л.И., Полянин А.В. // Современная экономика: проблемы и решения. 2022. № 6 (150). С. 68-83.

3. Кондратьев Н. Д. Проблемы экономической динамики. - М.: Экономика, 1989. - 526 с.

4. Кулакова Л.И. Формирование элементов инновационной политики предпринимательских структур / Кулакова Л.И. // Экономика и предпринимательство. 2022. №2 1 (138). С. 728-732.

5. Лытнева Н.А. Стратегия развития инвестиционной деятельности в условиях неопределенности / Лытнева Н.А., Полянин А.В., Трофимов М.Н. // Вопросы управления. 2017. № 5 (48). С. 59-66.

6. Парушина Н.В. Управление инновационной политикой предпринимательских структур / Парушина Н.В., Кулакова Л.И., Полянин А.В. // Фундаментальные исследования. 2022. N° 5. С. 83-88.

7. Полищученко В.А. Оценка современного состояния инновационного развития и основные проблемы осуществления инновационной деятельности в России / Полищученко В.А., Павлова А.В., Полянин А.В. // Естественно-гуманитарные исследования. 2022. № 41 (3). С. 227-233.

8. Полянин А.В. Механизм управления инновационной деятельностью наукоемких предприятий / Полянин А.В., Головина Т.А., Полищученко В.А. // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия: Экономика. 2021. № 3 (66). С. 22-27.

9. Проняева Л.И. Формирование профиля инновационного промышленного кластера / Проняева Л.И., Полянин А.В., Федотенкова О.А., Павлова А.В. // Региональная экономика: теория и практика. 2020. Т. 18. № 1 (472). С. 48-66.

10. Шумпетер Й. История экономического анализа: В 3-х т. / Пер. с англ, под ред. В. С. Автономова. - СПб. : Экономическая школа, 2004 г. - Т. 1. - 496 с.

EDN: ROYEGC

А.А. Кухаренко - аспирант кафедры институциональной экономики и инвестиционного менеджмента, экономический факультет, Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия, i@akuharenko.ru,

A.A. Kukharenko - postgraduate student of the department of institutional economics and investment management, faculty of economics, Kuban state agrarian university, Krasnodar, Russia.

КЛАССИФИКАЦИЯ СУБЪЕКТО В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ОСНОВЕ ДИНАМИКИ ЧИСЛЕННОСТИ СЕЛЬСКОГО НАСЕЛЕНИЯ CLASSIFICATION OF THE CONSTITUENT ENTITIES OF THE RUSSIAN FEDERATION ON THE BASIS OF RURAL POPULATION DYNAMICS

Аннотация. Автором произведён анализ динамики численности сельского населения и количества сельских населенных пунктов по каждому субъекту Российской Федерации. Данное исследование проводилось на основе официальных статистических данных Всероссийских (Всесоюзной) переписей населения 1989, 2002, 2010, 2021 годов. Установлено, что численность сельского населения за период времени с 1989 года по 2021 год снизилась незначительно, с 39 062 867 до 37 106 801 человека, однако по некоторым регионам страны наблюдается существенная ее убыль на 40 % и более. Кроме того, имеется тенденция по увеличению численности сельских населенных пунктов, оставшихся без населения. Результатом данного анализа стала классификация субъектов Российской Федерации на основании динамики численности сельского населения. Так набольшим ростом количества сельского населения отметились регионы страны, входящие в СевероКавказский и Южный федеральные округа, существенным снижением сельских жителей и опустошенностью сельских территорий, стали субъекты России, входящие в Дальневосточный, Северо-Западный и Центральный Федеральные округа.

Abstract. The author analyzes the dynamics of the rural population and the number of rural settlements for each subject of the Russian Federation. This study was conducted on the basis of official statistical data of the All-Russian (All-Union) population censuses of 1989, 2002, 2010, 2021. It was found that the number of rural population for the period from 1989 to 2021 decreased slightly, from 39,062,867 to 37,106,801 people, but in some regions of the country there is a significant decrease of 40 % or more. In addition, there is a tendency to increase the number of rural settlements left without a population. The result of this analysis was the

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.