Научная статья на тему 'Биотопливо – актуальный импорт для России'

Биотопливо – актуальный импорт для России Текст научной статьи по специальности «Промышленные биотехнологии»

CC BY
39
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Биотопливо – актуальный импорт для России»

С. В. Багрикова, И. Н. Петрова

Биотопливо — актуальный импорт для России

Об использовании отходов при работе с древесиной сегодня говорится и пишется очень много. Рост тарифов на традиционные виды топлива мотивирует активное внедрение альтернативных видов топлива, одним из которых стали пеллеты или топливные гранулы, завоевавшие прочное место на мировом рынке биотоплива. В последние годы все большую популярность приобретает производство топливных брикетов и пеллет древесных гранул из возобновляемых видов сырья, в том числе отходов сельскохозяйственного и деревообрабатывающего производства.

В зависимости от способа прессовки конечный продукт разделяется на гранулы и брикеты. Топливные или древесные гранулы (пеллеты) - это нормированное цилиндрическое прессованное изделие из высушенной, оставленной в природе древесины, такой как мука от работы фрезерно-отрезного станка, опил, стружка, щепа, шлифовальная пыль, остатки лесной древесины и т. п. Гранулы производятся без химических закрепителей под высоким давлением. гранулы получаются при продавливании опилок через фильеры диаметром 6-8 мм. Брикеты могут изготавливаться прямым прессованием на гидравлическом или механическом прессе. Древесные брикеты не включают в себя никаких вредных веществ, в т. ч. клеев. Специально прессованные под большим давлением и при высокой температуре, брикеты имеют форму цилиндра.

Во многом благодаря Киотскому протоколу в мире создается энергетика, использующая альтернативные экологически безопасные виды топлива. Спрос на топливные гранулы и брикеты в странах Европы постоянно высок, и нет предпосылок к его насыщению. Существует мнение, что за рубежом популярны только гранулы. Основными потребителями топливных гранул являются страны Европы, США, Япония. Однако спрос на топливные брикеты в Европе также неизменно значителен, и цены на него непрерывно растут, не уступая стоимости пеллет. В 2008 г. цены на древесное биотопливо в Швеции выросли на 8,5%. При этом брикеты, изготовленные методом шнекового прессования, предпочтительнее для покупателей по сравнению с простой прессовкой. Стоимость древесных брикетов на европейском рынке может быть иногда выше стоимости гранул, но они занимают и значительно меньший сегмент рынка сжатых топлив. Соотношение выпуска топливных брикетов и гранул в мире составляет примерно 1:20.

•ц'че'ямг затеки

Основными потребителями топливных брикетов являются сегодня европейские страны и Япония. В странах с хорошо развитым уровнем технологии переработки древесины степень использования древесных отходов в качестве топлива очень высока. Например, в США этот показатель составляет 70%, в Канаде - 65%, в Германии -62%, в Швеции - 51%, в Финляндии - 53%. Планируется, что к 2010 г. Европа будет потреблять за счет возобновляемых источников энергии 82 млн. т. нефтяного эквивалента. При этом доля биотоплива будет составлять 74% общего вклада. Потребление топливных гранул в Швеции ежегодно растет примерно на 30%. Правительственная программа Швеции предусматривает к 2010 г. увеличить потребление пеллет до 7000000 т. в год. Финляндия занимает второе место в Европе (после Швеции) по выпуску гранул и реально выпускает около 200 тысяч тонн качественных гранул в год, хотя потенциально может выпускать до 250-300 тысяч тонн в год на уже имеющихся заводах. Финляндия вполне может стать лидером по выпуску пеллет в Европе и выпускать более 1000000 т. в год, так как в других странах Европы и, особенно в Швеции, уже практически исчерпаны все ресурсы субпродуктов де-ревопереработки.

В России рынок топливных брикетов уже формируется и начинает активно расширяться. Топливные гранулы уже используются для отопления коттеджей, коммунальных котельных и являются прекрасным заменителем других видов топлива, особенно в тех местах, где отсутствует магистральный природный газ. топливные брикеты используются для отопления частных домов, а в россии их большое количество, и брикеты служат хорошей альтернативой углю. Используя биотопливо, получаемое из отходов лесной промышленности, Россия могла бы экономить 15-20% ископаемого топлива в год. Постепенный перевод котельных европейских стран на гранулы ставит перед ними проблему гарантированной и бесперебойной поставки этого вида топлива, а это невозможно без импорта. В России же запасы сырья для производства биотоплива огромны и исчисляются миллиардами кубометров.

Например, изменение вывозных пошлин на круглый лес из России приведет к тому, что Финляндия будет размещать лесопильные производства в приграничных с ней территориях России и Ленинградской области (что уже происходит). Значительно увеличится выход субпродуктов глубокой деревопереработки, и это неизбежно приведет к увеличению выпуска уплотненного топлива. Привязка производств к природному газу, который уже пришел в Карелию, непосредственная близость границы с Евросоюзом и наличие уже измельченного сырья сделает производство пеллет в регионе наиболее рентабельным и конкурентоспособным.

Неизбежный рост тарифов на энергию и традиционные топливные ресурсы, связанные с дальнейшей интеграцией россии в мировое экономическое сообщество, а также вхождением в ВтО и ратификацией Россией Киотского протокола будет способствовать росту внутреннего спроса на топливные гранулы. В этой связи Россия, обладающая крупнейшим в мире запасом лесных ресурсов, имеет реальный шанс стать одним из крупнейших поставщиков биотоплива. В конце 2007-начале 2008 гг. в России появилось несколько новых крупных производств по изготовлению гранул как в Ленинградской, Архангельской области, так и в Центральной России за Уралом. Производители этой продукции сейчас совещаются по поводу новых и более дешевых путей экспорта продукции на Запад. Рассматриваются возможности новых портов на северо-западе страны.

топливные древесно-стружечные брикеты, прежде всего, экологически чистый продукт, который изготовлен только из натуральных материалов, без дополнительных добавок. топливные брикеты - альтернативный источник энергии, обладающий уникальными природными характеристиками. Древесные топливные брикеты, изготовленные методом шнекового прессования, не включают в себя никаких вредных веществ в т. ч. клеев и других связующих добавок. Положительным аспектом при использовании древесных брикетов в виде топлива является их минимальное влияние на окружающую среду при сгорании, по сравнению с классическим твердым топливом при одинаковой теплотворной способности как, например уголь, но в 15 раз меньшим содержанием пепла (макс 1.0%). Сравнительные параметры топливных брикетов с привычными видами топочного топлива по выделению С02 (эмиссия в воздушное пространство при сгорании) в сравнении с древесными топливными брикетами: земной газ — содержание С02 в 15 раз выше; легкое масло — в 20 раз выше; кокс — в 30 раз выше; уголь-антрацит — в 50 раз выше. Теплотворная способность (МДж/кг) сравнима с каменным углем. Для распространенных видов топлива она составляет: дрова - 10; дизельное топливо - 42,7; уголь каменный - 22; торф - 10; брикеты древесные - 16,9 МДж/кг. Положительные качества бесспорны.

Пеллеты древесные гранулы также обладают высокой энергоконцентрацией при незначительном объеме. В зависимости от породы древесины, удельного веса и влажности теплотворная способность пеллет древесных гранул составляет 17,5-19,5 МДж/кг (от 4500 до 5000 кВт/т). Тонна гранул (1,5 куб. м) полностью заменяет 2500 кг дизельного топлива, а экологический эффект несравним. Преимущества этого топлива всем очевидны, и спрос на него будет только расти. на рынке востребованы гранулы и брикеты разного качества: темные - с

IfHSWUS Затеки

большим содержанием коры и светлые - содержание коры в них не превышает 5%. Потребители оплачивают топливные гранулы не только по стоимости за массу продукции, а и по количеству выделенной тепловой энергии.

Древесные гранулы являются стандартизированным видом топлива, поэтому для них существуют нормативы, как у нас ГОСТ. Многие страны к настоящему времени уже приняли стандарты качества топливных брикетов и гранул: в Германии нормативы называются DIN (Германский промышленный стандарт). В Европе до недавнего времени пользовались немецким стандартом DIN 51731 и стандартом Австрии OENORM M 7135. В связи с приходом на рынок низкосортных древесных гранул, изготовленных преимущественно за границей, с весны 2002 г. гранулы в Германии получают новый сертификат DIN plus. Этот сертификат объединил немецкий и австрийский стандарты. В Швеции приняты стандарты на топливные брикеты SS 187121.

На сегодняшний день российских стандартов на пеллеты не существует. Производители пеллет ориентируются на западные стандарты. В Европе также не существует единого европейского стандарта на пеллеты, и в разных странах они значительно отличаются друг от друга.

С 1 января 2009 г. в России вводится в действие ГОСТ Р 528082007 «Нетрадиционные технологии. Энергетика биоотходов. Термины и определения». В стандарте установлены термины и определения, относящиеся к биотехнологическим методам преобразования энергии биомассы. «В стандарте вводится понятие биотоплива, - говорит исполнительный директор Национального Биоэнергетического Союза Ольга Ракитова. - Здесь под биотопливом подразумевается биоэтанол, биогаз и биодизельное топливо. Биотопливо повышает октановое число, является оксигенатом (т. е. обеспечивает более полное сгорание топлива), что приводит к уменьшению выбросов вредных веществ в атмосферу, вследствие чего биотопливо не подпадает под ограничения Киотского протокола».

Использование топливных брикетов как альтернативного, экологически чистого и эффективного вида топлива, по нашему мнению, весьма перспективно как для внутреннего потребления, так и в качестве импортного направления. По данным аналитиков употребление биотоплива для выработки энергии вырастет в Европе с 3 до 12 млн. т. к 2010 г., а в 2020 г. уже будет составлять 20-21 млн. т.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.