Научная статья на тему 'БИОТЕХНИЧЕСКАЯ СИСТЕМА «ЧЕЛОВЕК-КОМПЬЮТЕР» В КОНТЕКСТЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

БИОТЕХНИЧЕСКАЯ СИСТЕМА «ЧЕЛОВЕК-КОМПЬЮТЕР» В КОНТЕКСТЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
119
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЕ ПОЛЯ / ПЕРСОНАЛЬНЫЙ КОМПЬЮТЕР / ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ СТРЕСС / АДАПТАЦИЯ / СТРЕССОУСТОЙЧИ- ВОСТЬ УЧАЩИХСЯ / ПАРАМЕТРЫ ЭЛЕКТРОЭНЦЕФАЛОГРАММЫ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Резункова Ольга Петровна, Резунков Дмитрий Андреевич

Приводится анализ проблемы биологического воздействия электромагнитных полей на человеческий организм, обсуждаются проблемы обеспечения электромагнитной безопасности при работе на персональном компьютере. Персональные компьютеры используют в процессе повседневной деятельности миллионы людей во всем мире. Компьютеризация в нашей стране принимает широкий размах, и многие сотни тысяч людей проводят большую часть рабочего дня и свободного времени перед экраном дисплея. Но зачастую источники электромагнитного излучения, с которыми мы взаимодействуем длительное время, являются самыми опасными. На этом фоне проблема электромагнитного излучения ПК, то есть воздействие компьютера на организм человека, встает достаточно остро.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Резункова Ольга Петровна, Резунков Дмитрий Андреевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BIOTECHNICAL SYSTEM “HUMAN-COMPUTER” IN THE CONTEXT OF ENVIRONMENTAL EDUCATION

The analysis of the problem of the biological impact of electromagnetic fields on the human body is given, the problems of ensuring electromagnetic safety when working on a personal computer are discussed. Personal computers are used in the daily activities of millions of people around the world. Computerization in our country is on a wide scale, and many hundreds of thousands of people spend most of their working day and leisure time in front of a display screen. But often the sources of electromagnetic radiation with which we interact for a long time are the most dangerous. Against this background, the problem of PC electromagnetic radiation, i.e. The impact of a computer on the human body is quite acute.

Текст научной работы на тему «БИОТЕХНИЧЕСКАЯ СИСТЕМА «ЧЕЛОВЕК-КОМПЬЮТЕР» В КОНТЕКСТЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

УДК 612.821

О. П. Резункова, Д. А. Резунков

БИОТЕХНИЧЕСКАЯ СИСТЕМА «ЧЕЛОВЕК-КОМПЬЮТЕР» В КОНТЕКСТЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В 1926 г. академик В. И. Вернадский утверждал: «Кругом нас, в нас самих, всюду и везде, без перерыва, вечно сменяясь, совпадая и сталкиваясь, идут излучения разной длины волны... Мы едва начинаем сознавать их разнообразие, понимать отрывчивость и неполноту наших представлений об окружающем проникающем нас в биосфере мире излучений, об их основном значении в окружающих нас процессах». В настоящее время эта мысль стала еще более актуальной, так как целенаправленное использование электромагнитной (ЭМ) энергии в самых разнообразных областях человеческой деятельности привело к тому, что к существующему электрическому и магнитному полям Земли, атмосферному электричеству, радиоизлучению Солнца и Галактики добавилось электромагнитное поле искусственного происхождения. Сегодня его уровень значительно превышает уровень естественного ЭМ фона [6].

С 60-х годов прошлого века началась научно-техническая революция. Именно в то время были изобретены первые компьютеры,

радиотелефоны, была разработана и запущена первая спутниковая связь. Параллельно с этими нововведениями увеличилось количество обычных на то время источников электромагнитного излучения: радиолокационные станции; радиорелейные станции; телевизионные вышки. Примерно в это же время передовые промышленные страны начали интересоваться влиянием электромагнитного излучения на здоровье человека. Теперь электроника, без которой мы уже не можем обойтись, сопровождает нас круглосуточно как на работе, так и на отдыхе. Телевизоры, микроволновые печи, мобильные телефоны, компьютеры с одной стороны помогают нам, а с другой — они несут невидимую, но верную угрозу нашему здоровью — электромагнитный смог — совокупность ЭМ излучений от созданных человеком приборов и устройств. Большинство людей ежедневно находятся под влиянием ЭМП различного уровня и частоты. Наибольшую опасность для человека представляет влияние электромагнитного излучения частотой 30-70 ГГц, что обусловлено соизмеримостью

длины ЭМ волн с размерами клеток человека. Сейчас уже ни для кого не секрет, что человек способен поглощать энергию электромагнитных волн большого диапазона частот, которая впоследствии приводит к нагреву живых структур и изменению метаболизма клеток. Именно поэтому, проблема воздействия электромагнитных полей на организм человека так актуальна на сегодняшний день [6].

Актуальность. Электромагнитное излучение увидеть невозможно, а представить не каждому под силу, и поэтому нормальный человек его почти не опасается. Между тем если суммировать влияние электромагнитного излучения всех приборов на планете, то уровень естественного геомагнитного поля Земли окажется, превышен в миллионы раз. Масштабы электромагнитного загрязнения стали столь существенные, что Всемирная организация здравоохранения включила эту проблему в число наиболее актуальных для человечества, а многие ученые относят её к сильнодействующим экологическим факторам с катастрофическими последствиями для всего живого на Земле [6].

Энергетическое влияние электромагнитного излучения может быть различной степени и силы. От неощутимого человеком (что наблюдается наиболее часто) до теплового ощущения при излучении высокой мощности. Сверх-

мощные электромагнитные влияния могут выводить из строя приборы и электроаппаратуру. По тяжести влияния электромагнитное излучение может не восприниматься человеком вообще или же привести к полному истощению с функциональным изменением деятельности мозга и смертельному исходу. Исследования показали, что продолжительное влияние электромагнитного излучения, даже относительно слабого уровня, может вызвать раковые заболевания, потерю памяти, болезни Паркинсона и Альцгеймера, импотенцию и даже повысить склонность к самоубийству. Особенно опасны поля для детей и беременных женщин. Электромагнитные излучения способствуют изменению гормонального статуса мужского организма, возрастанию уровня хромосомных аберраций, вызывают изменения в репродуктивной системе. Сложность проблемы заключается не только во влиянии на здоровье населения, но и на здоровье и интеллект будущих поколений. Идет возрастание врожденных аномалий развития. За последние годы в городах количество разнообразных источников электромагнитных излучений во всем частотном диапазоне резко увеличилось и продолжает стремительно увеличиваться. Это системы сотовой связи, воздушные линии электропередачи высокого и сверхвысокого напряжения, технические сред-

ства радиовещания, телевидения, радиорелейной и спутниковой связи, радиолокационные и навигационные системы, лазерные маяки и др., существенно повлияли на естественный электромагнитный фон. Особую проблему представляет электротехническое оборудование зданий (трансформаторы, кабельные линии и т. д.), которое круглосуточно, непрерывно облучает жилые помещения, в которых и без того находятся холодильники, утюги, пылесосы, электропечи, телевизоры, компьютеры и многое другое, что мы ежедневно включаем в розетку [6].

Персональные компьютеры используют в процессе повседневной деятельности миллионы людей во всем мире. Компьютеризация в нашей стране принимает широкий размах, и многие сотни тысяч людей проводят большую часть рабочего дня и свободного времени перед экраном дисплея. Но зачастую источники электромагнитного излучения, с которыми мы взаимодействуем длительное время, являются самыми опасными [1—3, 5, 9, 10]. Кроме того, международные стандарты образования и профессиональной подготовки с каждым годом предъявляют все более высокие требования к интенсификации программ и процесса обучения, что в современных условиях возможно лишь при использовании специальных средств обучения, внедрении достижений тех-

нического прогресса, одним из которого являются компьютерные технологии [1—2].

Информатизация образования реализуется посредством использования в сфере образования перспективных моделей ПЭВМ, обеспечивающих, во-первых, знакомство учащихся с современными базами знаний, с инструментарием технологии мультимедиа, с прикладными программными средствами и системами, требующими работы с большим объемом информации и работы в операционной среде на каждом рабочем месте; во-вторых, работу со специальным периферийным оборудованием: блоки аналого-цифрового преобразования (АЦП) и цифро-аналоговые преобразователи (ЦАП) для персональной компьютерной лаборатории, учебные роботы и обрабатывающие комплексы для профессионального обучения и т. д., функционирующими на базе средств информационных технологий; в-третьих, использование средств телекоммуникаций для информационного взаимодействия и информационного обеспечения, как отдельных пользователей, так и учебных заведений.

В общем, компьютер стал важной и необходимой частью образа жизни современного школьника и студента. Масштабное компьютерное обучение, вхождение детей и подростков в мировую информационную сеть (Интернет), внедре-

ние дистанционных форм обучения — неотъемлемая составляющая в развитии современной общеобразовательной и профессиональной школы, непрерывного и дополнительного послевузовского образования.

Широкая компьютеризация обучения наряду с массой позитивных моментов порождает множество проблем, как общего, так и специфического характера, обусловленных особенностями взаимодействия организма человека-пользователя и компьютера-машины. Все это диктует необходимость разработки регламентов применения различных видов видеодисплейных терминалов (ВДТ) и персональных электронно-вычислительных машин (ПЭВМ) при условии сохранения работоспособности на высоком уровне, предупреждения переутомления и негативного воздействия на функциональное состояние организма пользователя. Внедрение информационных технологий в учебный процесс и досуг детей делает чрезвычайно актуальным аспект их безопасного применения вследствие более выраженной чувствительности растущего организма к воздействию факторов окружающей среды. Безопасность применения основана на знании и понимании проблемы и неукоснительном внедрении комплекса профилактических мер, построенных на повышении требований к самой

технике, условиям ее эксплуатации и обеспечении оптимального режима работы при учете возрастных и индивидуальных особенностей растущего организма.

На этом фоне проблема электромагнитного излучения ПК, т. е. воздействие компьютера на организм человека, встает достаточно остро ввиду нескольких причин:

• компьютер имеет сразу два источника электромагнитного излучения (монитор и системный блок)

• пользователь ПК чаще всего лишен возможности работать на безопасном расстоянии

• длительное время влияния компьютера (для современных пользователей может составлять более 12 часов, при официальных нормах, запрещающих работать на компьютере более 6 часов в день с перерывами по 15 минут через каждые 45-60 минут).

Поэтому наряду с признанием несомненной пользы применение компьютерной техники, она вызывает у пользователей ПК беспокойство за свое здоровье [3—5, 7—11].

Виды нагрузки на организм пользователя при работе с ВДТ и ПЭВМ. Использование персональной вычислительной техники связано со значительными нагрузками на организм пользователя. Основными её видами являются:

• Умственная нагрузка, характеризующаяся возрастающим объемом предъявляемой студентам (школьникам) информации. При

работе с ПЭВМ детям приходится решать постепенно усложняющиеся пространственные и логические задачи, что требует достаточно развитого абстрактного мышления, способностей сравнивать, сопоставлять, анализировать, за короткое время проявлять все свои знания, умения, навыки.

• Эмоциональная нагрузка, обусловленная сильным нервным напряжением, т. к. требует быстроты ответной реакции при фиксированном во времени общении с компьютером, особенно при работе с игровыми программами. Пусть кратковременная, но весьма интенсивная концентрация нервных процессов вызывает у учащегося явное утомление.

• Статическая нагрузка обусловлена вынужденной рабочей позой, особенно вследствие неправильной организации рабочего места. С точки зрения гигиены и эргономики она сопровождается длительным напряжением мышц плечевого пояса, пояснично-крестцового и шейного отделов позвоночника, снижает и без того низкую двигательную активность современного подростка и ведет к нарушениям опорно-двигательного аппарата: искривлению позвоночника и остеохондрозу

• Зрительная нагрузка — наиболее значимая, так как самые распространенные жалобы лиц, работающих за ВДТ, касаются нарушений зрения [4].

Характер и степень отрицательного воздействия ПЭВМ на организм детей и подростков определяется комплексом как внешних, так и внутренних факторов. К внутренним факторам, которые необходимо учитывать при организации работы учащихся за компьютером, относятся:

• лабильность нервной системы;

• повышенная утомляемость детского организма;

• более высокая по сравнению с организмом взрослых чувствительность к неудовлетворительным условиям среды обитания.

К числу наиболее значимых внешних факторов риска относится характер организации работы за компьютером. При этом имеет значение:

• продолжительность работы за дисплеем (степень неблагоприятного воздействия прямо пропорциональна времени, проведенному за экраном монитора);

• содержание (просматривание, чтение, редактирование и т. д.) и объем работы;

• тип занятия (непрерывная работа за экраном монитора менее благоприятна, чем в свободном режиме);

• методика преподавания, включая темп и ритм работы, структуру организации занятия;

•количество занятий в режиме учебного дня и недели;

• наличие, продолжительность и качество перерывов для отдыха.

Психические расстройства. Далеко не все пользователи регулярно делают резервные копии важной информации. А ведь и вирусы не дремлют, и жесткие диски лучших фирм ломаются, и самый опытный программист может иногда нажать не ту кнопку... В результате стресса, вызванного потерей важной информации, случаются серьезные психические срывы. Длительная работа за компьютером приводит к изменениям в высшей нервной деятельности, эндокринной, иммунной и репродуктивной системах, сказывается на зрении и костно-мышечном аппарате человека. Длительные и устойчивые изменения, как правило, переходят в хроническую патологию, нанося вред организму. Людям, «живущим» в Интернете, зачастую необходима социальная поддержка: они испытывают большие трудности в общении, неудовлетворенность, им свойственна низкая самооценка в реальной жизни, закомплексованность, застенчивость и т.п. Вот какие психологические симптомы может начать испытывать человек, если он относится к группе риска Интернет-зависимых людей [11]:

• увеличение количества времени, проводимого за компьютером в ущерб семье и друзьям;

• ощущение пустоты, раздражение, депрессия при невозможности сидеть за компьютером;

• ложь работодателям или членам семьи о своей деятельности, проблемы с работой или учебой;

• хорошее самочувствие или эйфория от предвкушения «общения» с компьютером; нежелание и даже невозможность «оторваться» от него ни на минуту.

Если речь идет о ребенке, то необходим серьезный контроль со стороны родителей за содержанием игр и направленностью сайтов, которые ребенок посещает в Интернете. Необходимо полностью оградить ребенка от злых и жестоких игр, но даже если игра или программа ориентирована на возраст, нельзя просто запустить ее на компьютере и оставить ребенка с ней наедине. Необходим контроль [1].

Даже самые лучшие компьютерные игры и программы делают жизнь однобокой, а развитие неполноценным. В Японии исследователи обнаружили, что компьютерные игры стимулируют участки головного мозга, отвечающие за зрение и движение. Но при этом у детей, проводящих долгие часы за компьютерными играми, не развиваются лобные доли мозга. А именно там находятся участки, ответственные за поведение, тренировку памяти, эмоции, обучение, которые должны развиваться до зрелого возраста.

Компьютер не может являться для ребенка средством получения новой информации. Он должен способствовать закреплению и за-

поминанию ее. Если вы хотите, чтобы ребенок работал в обучающей программе, то вначале разберите с ним основные ее принципы без компьютера. Такой подход обеспечит родителям значимость и авторитет в глазах ребенка, потому что самое важное и интересное он узнает именно от них.

В связи с компьютеризацией обучения возникло множество проблем как общих, так и специфических, связанных с особенностями взаимодействия организма учащегося и компьютера. Среди них ведущая роль принадлежит физиолого-гигиенической проблеме, связанной с охраной здоровья пользователей компьютеров, профилактикой снижения их работоспособности, с предупреждением переутомления. Эта проблема постепенно решается, но до сих пор не утрачивает своей актуальности, поскольку возраст пользователей компьютеров неуклонно снижается, а время взаимодействия растет. Известно, что нере-гламентированная длительная работа, какой бы легкой она ни была, рано или поздно приводит к утомлению или даже к переутомлению человека. Поэтому любой вид деятельности должен нормироваться. При работе на компьютере организм человека испытывает определенные нагрузки, характеризующиеся умственным, зрительным и физическим напряжением.

Широкое использование компьютеров в системе образования привело к необходимости проведения специальных исследований влияния компьютерной техники на растущей организм. Этот вопрос особенно актуализировался в последнее время в связи с повсеместным внедрением здоровье сберегающих технологий.

Имеющиеся исследования и наблюдения за взрослыми стажиро-ванными операторами компьютеров убедительно показали, что работа этой категории выполняется в специфических условиях и очень утомительна. Известно, что работа за дисплеем отличается от других видов деятельности рядом особенностей, в первую очередь тем, что сопровождается длительным напряжением зрительного анализатора, функционирующего в специфических условиях внешней среды: рассматривание на светящемся и незаметно пульсирующем экране видеотерминала на близком расстоянии информации в виде мелких знаков (букв, цифр) — очень «затратная» для организма деятельность.

Периодический перевод взора на клавиатуру или текст, расположенные на столе, связан с работой органа зрения в уже других условиях освещения. Поэтому напряжение при работе глаза в этих условиях превосходит таковое при других условиях зрительной работы: при чтении книг, учебников и даже при просмотре телевизионных передач.

Основные вредные факторы при работе за компьютером [3—5, 7—11]:

1. Стесненная поза, сидячее положение в течение длительного времени. Сидя за компьютером, человек вынужден принять определенное положение, и не изменять его до конца работы...

2. Воздействие электромагнитного излучения. Современные мониторы стали безопаснее для здоровья, но еще не полностью. Вокруг монитора существуют электростатические и электромагнитные поля.

3. Утомление глаз, нагрузка на зрение. Именно из-за нагрузки на зрение через непродолжительное время у ребенка (или другого пользователя) возникает головная боль и головокружение. Если работать на компьютере достаточно долго, то зрительное переутомление может привести к устойчивому снижению остроты зрения.

4. Перегрузка суставов кистей. Постоянная перегрузка суставов и кистей может привести к повреждению суставного и связочного аппарата кисти, а в дальнейшем заболевания кисти могут стать хроническими.

5. Стресс при потере информации. Если компьютер «зависает», в результате действия вирусов, поломки носителей, сбоях программ теряется важная и полезная информация, замедляется работа компьютера, то это может вызвать нервозность, повышение давления, ухудшение сна, а также серьезные психические срывы.

6. Психические расстройства. При проблемах в реальной жизни, общении с другими людьми ребенок (или другой пользователь) ищет то, что ему не хватает в книгах, просмотрах ТУ, компьютере и уходит из реальной жизни.

Кроме того, работа на компьютере связана со значительным нервно-эмоциональным напряжением, а статическая рабочая поза сопровождается длительным напряжением мышц плечевого пояса и, следовательно, тоже отличается от позы на обычных учебных занятиях. Это еще больше снижает работоспособность пользователей, а при длительном общении с компьютером может привести и к нарушениям их здоровья, которое проявляется как слабость, общее утомление, нервозность, головные боли, боли в области спины и шеи, зрительное утомление, двоение в глазах, раздражение, покраснение, конъюнктивы, нарушение цветового восприятия.

Методика исследования. В исследовании принимали участие 13 добровольцев-испытуемых в возрасте 21±1 год). ЭЭГ (запись биотоков мозга) использовалась как показателя функционального состояния ЦНС — ведущего звена ре-гуляторных процессов в организме. Исследование проводилось в двух экспериментальных ситуациях: в условиях фоновой записи для определения уровня функционального состояния ЦНС испыту-

емого, в последействии работы на ПК при решении интеллектуальных тестов, в течение 30 мин, последействие. На каждом этапе исследования оценивалось частотно-амплитудные особенности паттер-наЭЭГ. Решениеинтеллектуальных тестов рассматривается как моделирование работы биотехнической системы человека — оператора ПК. Запись и анализ ЭЭГ проводился с использованием электроэнцефалографического компьютерного комплекса «Телепат 104» и встроенной программы обработки биоэлектрической активности головного мозга WinEEG.

Анализировались спектральная амплитуда ритмов в левом центральном (С3), левом теменном (Р3) и левом височном (Т3) отведениях, т.к. в данном исследовании основная нагрузка падала на левое полушарие. Активация лобно-цен-тральной области преимущественно (проекция С3) отражает работу

ЦНС в условиях интеллектуальной деятельности, центрально-теменной (Р3) — двигательной, а височная область связана в первую очередь с механизмами памяти и обучения.

На каждом этапе исследования оценивалось частотно-амплитудные особенности паттерна ЭЭГ. Статистическая обработка результатов проводилась по непараметрическим критериям статистики. Наиболее типичные примеры изменения паттерна ЭЭГ представлены на серии оригинальных записей рисунки 1 и 2.

На основании полученных данных было выявлено, что в последействии работы на ПК значимых (по сравнению с фоновой записью) изменений частоты анализируемых ритмов не наблюдалось ни в одном из отведений. При последующем анализе основное внимание было уделено изменениям амплитуды волн альфа диапазона.

Рис. 1. Фоновая активность ЭЭГ

Рис. 2. Активность ЭЭГ последействие работы на ПК

Предварительный анализ изменений амплитуды в тета, альфа и бета диапазонах по критерию знаков показал, что только в альфа диапазоне отмечается тенденция к изменениям. С учетом предварительных результатов при последующем анализе основное внимание было уделено изменениям амплитуды волн альфа диапазона.

Применение критерия Вилкок-сона показало, что значимое падение амплитуды отмечалось исключительно в отведении Т3 — височном. Однако, изменение амплитуды волн в альфа диапазоне височного отведения были незначительны.

Значимое падение амплитуды альфа волн в височном отведении свидетельствует об активации данной области не только в период решения задачи, но и в последействии работы на ПК. При выборе анализируемых отведений отведение Т3 (височное) служило показателем вовлечения структур, обе-

спечивающих следовые процессы (память). Негативное воздействие ЭМИ имеет свойство накапливаться и до определенного предела адаптационные механизмы физиологической системы (организма человека) могут справляться с оказываемым воздействием. В последействии длительного действия ЭМИ не исключен срыв адаптации, который первично проявится в дисфункции наиболее «слабого звена», которое индивидуально у каждого человека, что неминуемо повлечет за собой развитие соматических и\или неврологических нарушений.

Результаты эксперимента позволили зафиксировать изменение не только в психофизиологическом состоянии студентов, но и выраженные физиологические изменения при пользовании компьютерами.

Обсуждение. Наступивший век эпоха информационных техноло-

гий. Отлучить детей от компьютера все равно не удастся, да и не нужно. Умение быстро принимать решения и не теряться, когда происходит сбой и на экране появляется не то, что ребенок ожидал, поможет при решении более сложных задач. А детское здоровье (или другого пользователя) оградить от компьютерных вредностей можно, достаточно следить, чтобы он выполнял те правила, которых придерживаетесь вы сами, сидя за компьютером.

Плюсы:

• быстрые поиск и обработка информации (рефератов, курсовых, презентаций и т.д.);

• удобнее изучать предметы (интерактивные курсы на дисках);

• в компьютерной сети есть масса учебных материалов и пособий;

• возможность слушать любимую музыку во время работы;

• множество чатов, где можно познакомиться с новыми друзьями и отдохнуть.

Минусы:

• наличие компьютера в своей комнате дает кучу соблазнов (игры, чаты), что негативно сказывается на учебе;

• компьютер дома — это всегда толпа гостей в комнате в виде друзей и родственников, жаждущих Интернет и чая с плюшками. Это ОЧЕНЬ отвлекает и мешает учебе;

• очень часто компьютер становится причиной конфликтов между его пользователями;

• компьютер требует финансовых затрат на ремонт, модернизацию, оплату доступа к сети и т. д.

• в Интернет есть готовые домашние задания, которые не заставляют работать головой.

Компьютер хоть и облегчает человеку жизнь, но в то же время может вызвать серьезную зависимость. Погружаясь в виртуальный мир, человек как бы отгораживается от реальности, перестает интересоваться окружающим. И особенно уязвимы в этом плане дети и подростки, которые еще не сформировались как личности и легко поддаются пагубному влиянию. В отношении некоторых игр у подростков формируется зависимость, подобная наркотической. Многие компьютерные игры вызывают агрессивный настрой, однако есть и такие, которые развивают положительные качества.

Развитие новых технологий обучения в школе и в ВУЗе, требует хорошее знание персонального компьютера. Изучить самостоятельно работу во многих программах довольно — таки сложно. Надо иметь достаточно сильную мотивацию, чтобы в одиночку постичь «неизведанное». Но все — таки лучше сделать компьютер не средством развлечения, а инструментом для обучения, в этом обучающимся должна помочь сначала школа потом ВУЗ.

Компьютер — это наше будущее. Работа на нем обучает детей новому способу, более простому и быстрому, получения и обработки информации. А умение получить необходимый для работы материал и быстро его обработать ускоряет и оптимизирует процесс мышления, помогает не только узнать больше,

но и лучше, точнее решать новые ловечество уже не может. Однако,

задачи. С другой стороны — нельзя следуя в ногу со временем важно

уповать только на компьютер. В раз- помнить о том, что здоровье —

витии навыков реального общения важная составляющая нашей жиз-

компьютерные навыки могут играть ни и не должна страдать от техно-

только вспомогательную роль. логий даже передовых.

Компьютеры прочно вошли в нашу жизнь. Обойтись без них че-

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Борисова Т. С. Гигиенические основы компьютеризации обучения: учеб.-метод. пособие. 2-е изд. с доп. и изм. Минск: БГМУ, 2017. 53 с.

2. ГОСТ Р 52324-2005 (ИСО 134062:2001) Эргономические требования к работе с визуальными дисплеями, основанными на плоских панелях . Ч. 2. Эргономические требования к дисплеям с плоскими панелями / Фе-дер. агенство по техн. регулированию и метрологии. Введ. 2005-07-01. М.: Стан-дартинформ, 2005. 105 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Джебраилова Т. Д., Сулеймано-ва Р. Г., Иванова Л. И., Иванова. Л. В. Индивидуальные особенности вегетативного обеспечения целенаправленной деятельности студентов при компьютерном тестировании // Физиология человека. 2012. Т. 38, № 5. С. 58-66.

4. Джерлей Б. Н., Джерлей О. Б. Глаза и компьютер. Как сохранить зрение. М.: АСТ; Донщик: Сталке, 2006. 190 с.

5. Мырова Л. О. Излучения персональных компьютеров и защита от них // КомпьюЛог. 2005. № 2(68). С. 30-39.

6. Никитина В. Н. Современное состояние проблемы защиты от электромагнитных полей // Мат. 9 Рос. научно-техн. конф. по электромаг-

нитной совместимости «ЭМС — 2006», СПб, 2006. С. 34—39.

7. Резункова О. П. Экранизирующие свойства металлизированной ткани от электромагнитного излучения компьютера и технических средств коммуникации // Вестник психофизиологии 2020. № 3. С. 199—202.

8. Резункова О. П., Рыбина Л. А. Исследование функционального состояния ЦНС при краткосрочной работе оператора на ПК // Приложение межд. научного журнала «Вестник психофизиологии». 2020. № 3. С. 38—44.

9. Фатхутдинова И. М. Индивидуальные факторы риска вегетативных нарушений у пользователей видеодисплейных терминалов // Медицина труда и промышленная экология. 2004. № 5. С. 44—47.

10. Шапорева И. Л. Современные подходы к оценке электромагнитных воздействий на пользователя ПЭВМ. // Изв. Самарского научного центра Рос. академии наук. 2007. Т. 1. Спец. вып.: Безопасность технологии управления. С. 314—320.

11. Юрьева Л. Н., Больбот Т. Ю. Компьютерная зависимость: формирование, диагностика, коррекция и профилактика. Днепропетровск: 2006. 196 с.

REFERENCES

1. Borisova T. S. Hygienic bases of computerization of education: textbook. —method. allowance. 2nd ed. with add. and rev. Minsk: BSMU, 2017. 53 p. (In Belarus).

2. GOST R 52324-2005 (ISO 134062:2001) Ergonomic requirements for working with visual displays based on flat panels. Part 2. Ergonomic requirements for flat panel displays / Feder. technical agency. regulation and metrology. Input. 2005-07-01. M.: Standartinform, 2005. 105 p.

3. Dzhebrailova T. D., Suleymano-va R. G., Ivanova L. I., Ivanova. L. V. Individual features of the vegetative support of purposeful activity of students during computer testing // Human Physiology. 2012. V. 38, No. 5. P. 58-66. (In Russ.).

4. Dzherley B. N., Dzherley O. B. Eyes and computer. How to keep your eyesight. M.: AST; Donshchik: Stalke, 2006. 190 p. (In Russ.).

5. Myrova L. O. Radiation of personal computers and protection from them // CompuLog. - 2005. N 2 (68). P. 30-39. (In Russ.).

6. Nikitina V. N. Modern state of the problem of protection from electromagnetic fields // Mat. 9 Ros. scientific

and technical conf. on electromagnetic compatibility "EMS - 2006", St. Petersburg, 2006. P. 34-39. (In Russ.).

7. Rezunkova O. P. Screening properties of metallized fabric from electromagnetic radiation of a computer and technical means of communication // Bulletin of Psychophysiology 2020. No. 3. P. 199-202. (In Russ.).

8. Rezunkova O. P., Rybina L. A. Study of the functional state of the central nervous system during short-term work of an operator on a PC. scientific journal "Bulletin of psychophysiology". 2020. No. 3. P. 38-44. (In Russ.).

9. Fatkhutdinova I. M. Individual risk factors for vegetative disorders in users of video display terminals. Occupational Medicine and Industrial Ecology. - 2004. No. 5. P. 44-47. (In Russ.).

10. Shaporeva I. L. Modern approaches to the assessment of electromagnetic effects on a PC user. // Izv. Samara Scientific Center Ros. academy of sciences. - 2007. T. 1. Spec. issue: Safety of control technology. P. 314-320. (In Russ.).

11. Yurieva L.N., Bolbot T.Yu. Computer addiction: formation, diagnosis, correction and prevention. Dnepropetrovsk: 2006. 196 p. (In Ukraine).

Поступила в редакцию 18.12.2022 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.