Научная статья на тему 'Методика формирования стрессоустойчивости в коллективе студентов'

Методика формирования стрессоустойчивости в коллективе студентов Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
224
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ / ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ СТРЕСС / АДАПТАЦИЯ / СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ УЧАЩИХСЯ / ПАРАМЕТРЫ ЭЛЕКТРОЭНЦЕФАЛОГРАММЫ / ЭЛЕКТРОМАГНИТНОЕ ИЗЛУЧЕНИЕ МИЛЛИМЕТРОВОГО ДИАПАЗОНА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Резункова О.П., Рыбина Л.А.

В учебном процессе растут информационные потоки, увеличивается объем и сложность предлагаемой информации. Всё больше обучающихся испытывает затруднения в ее своевременной и качественной переработке. Необходимость усвоения возрастающих объемов информации за счет ограниченных психофизиологических резервов человека может неблагоприятно сказаться на его психоэмоциональном состоянии и, как следствие, на функционирование всего организма. Целью данной работы стало исследование динамики параметров электроэнцефалограммы учащихся гуманитарного ВУЗа при дистанционном воздействии электромагнитного излучения миллиметрового диапазона. Обоснована целесообразность и возможность применения КВЧ-воздействия, направленного на повышение стрессовой устойчивости и умственной работоспособности. Разработана программа применение КВЧ-воздействия с целью повышения умственной работоспособности обучающихся. Результаты исследования целесообразно использовать в практике учебного процесса с целью повышения умственной работоспособности и профилактики стресс-индуцированных состояний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Резункова О.П., Рыбина Л.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методика формирования стрессоустойчивости в коллективе студентов»

вымогательство с использованием трудной жизненной ситуации больных. Поскольку это также порождает социальную напряжённость и негативно сказывается на репутации городских властей. Решения этих проблем есть, они лишь требуют политической воли руководителей и кропотливой работы профессионалов.

Список литературы:

1. https://rn.spb.kp.ra/daily/26862/3905489

П.А. ЖУКОВА «Комсомольская правда» М., 2018

2. http://vestnik.mednetra/content/view/471/lang,ra/ М.И. Муслимов

Сетевое издание (научно-практический журнал) «Социальные аспекты здоровья населения.» М., 2011 г.

3. http://doctorpiter.ru/articles/16797/

4. https://www.rbc.ru/economics/14/12/2016/584fd32e9a7947c251265ede

5. ttps: //www.rbc.ru/economics/06/11/2015/563b4c9d9a7947ffd9174b7a

УДК 612.821

*О.П. Резункова, 2Л.А.Рыбина

МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ В КОЛЛЕКТИВЕ СТУДЕНТОВ5

1 Смольный Институт РАО; 2Институт физиологии им. И.П. Павлова РАН, Санкт-Петербург, Россия, ararog@mail. ru

Резюме. В учебном процессе растут информационные потоки, увеличивается объем и сложность предлагаемой информации. Всё больше обучающихся испытывает затруднения в ее своевременной и качественной переработке. Необходимость усвоения возрастающих объемов информации за счет ограниченных психофизиологических резервов человека может неблагоприятно сказаться на его психоэмоциональном состоянии и, как следствие, на функционирование всего организма. Целью данной работы стало исследование динамики параметров электроэнцефалограммы учащихся гуманитарного ВУЗа при дистанционном воздействии электромагнитного

5 Rezunkova O.P. Rybina L.A. The technique of formation of stress tolerance in the collective of students

излучения миллиметрового диапазона. Обоснована целесообразность и возможность применения КВЧ-воздействия, направленного на повышение стрессовой устойчивости и умственной работоспособности. Разработана программа применение КВЧ-воздействия с целью повышения умственной работоспособности обучающихся. Результаты исследования целесообразно использовать в практике учебного процесса с целью повышения умственной работоспособности и профилактики стресс-индуцированных состояний. Ключевые слова: психоэмоциональное состояние, физиологический стресс, адаптация, стрессоустойчивость учащихся, параметры электроэнцефалограммы, электромагнитное излучение миллиметрового диапазона.

Summary. In the educational process, information flows grow, the volume and complexity of the information provided increases. Students have great difficulty with its familiarization. The need to assimilate increasing amounts of information due to the limited psycho-physiological reserves of a person may adversely affect his / her psycho-emotional state and, as a result, the functioning of the whole organism. The purpose of this work was to study the dynamics of the parameters of the electroencephalogram of students of a humanitarian university with the remote influence of millimeter-wave electromagnetic radiation. The expediency and possibility of applying EHF-effects aimed at increasing stress resistance and mental performance has been substantiated. A program has been developed to apply EHF exposure to improve the students' mental performance. The results of the study should be used in the practice of the educational process in order to improve mental performance and prevent stress-induced conditions.

Keywords: psycho-emotional state, physiological stress, adaptation, stress tolerance of students, electroencephalogram parameters, millimeter-wave electromagnetic radiation.

Стресс это нормальная реакция организма и психики на сложные обстоятельства, эволюционно заложенный механизм адаптации и самосохранения. Однако в настоящее время характеристики среды обитания оказываются не вполне адекватными генотипическим и фенотипическим свойствам человека. В свою очередь, разрушение привычного стереотипа (по И.П. Павлову) приводит к стрессовым реакциям. Имеющиеся генетически закреплённые приспособительные механизмы не способны срочно сформировать систему направленных, необходимых и достаточных

опережающих реакций, способствующих устранению или ограничению воздействий незнакомых техногенных факторов внешней среды, что провоцирует разбалансировку гомеостаза. В связи с дезорганизацией гомеостатических процессов организм пребывает в состоянии хронического стресса, что провоцирует развитие патологических состояний. Вопрос формирования устойчивости по отношению к стрессогенной ситуации наиболее важен для молодежи с их не до конца сформировавшейся физиологией и неокрепшей психикой. Стрессоустойчивость это индивидуальная чувствительность к стрессу, совокупность физиологических и психологических свойств личности, позволяющих переносить перегрузки, обусловленные особенностями среды обитания и параметрами внешних воздействий. Молодые люди 17-ти - 19-ти лет еще недостаточно адаптированы к значительным изменениям природных и социальных условий жизни. В условиях нарастающего экономического кризиса они с тревогой относятся к перспективам учебной и будущей профессиональной деятельности. В будущем это может негативно сказаться на здоровье учащегося [1, 3]. Формирование стрессоустойчивости в процессе учебной деятельности студентов первых курсов является малоизученной проблемой и в первую очередь с физиологической точки зрения

[4].

ЦЕЛЬ настоящей работы заключалась в исследовании динамики параметров ЭЭГ в процессе формирования стрессоустойчивости учащихся первого - второго курсов гуманитарного ВУЗа при дистанционном воздействии электромагнитного излучения миллиметрового диапазона, т. е. крайне высокой частоты (ЭМИ ММ, или ЭМИ КВЧ).

Работа выполнена на кафедре медико-валеологических дисциплин, факультета безопасности жизнедеятельности РГПУ им. А.И. Герцена. В исследованиях на добровольной основе и с информированного согласия испытуемых приняли участие студенты 2 курса факультета безопасности жизнедеятельности РГПУ им. А.И. Герцена и студенты 1 курса Института народов Севера (экспериментальная группа (ЭГ) - 39 человек, контрольная (КГ) - 11 человек, средний возраст 19 лет).

Регистрация и обработка сигналов электроэнцефалограммы (ЭЭГ) осуществлялась на компьютерном многофункциональном комплексе «Нейрон-Спектр-4», ООО «Нейрософт», Россия. Во время записи обследуемый находился в звуко-, светозаглушённом помещении в положении лёжа. Для монополярной регистрации БЭА мозга использовали модифицированную схему Юнга: F1, F2,

C3, C4, T3, T4, P3, P4, O1, O2, референтные электроды располагались на мочке уха с ипсилатеральной стороны. Производилась запись фоновой ЭЭГ и регистрация динамики основных ритмов при «открывании-закрывании глаз», гипервентиляции (глубокое ритмичное дыхание в течение 2-х минут). Для оценки кросскорреляционного взаимодействия между симметричными отведениями ЭЭГ были произведены исследования 15-ти испытуемых из группы студентов средней полосы РФ были продублированы на компьютерном комплексе «Энцефалан 131-01».

В настоящих исследованиях генератором КВЧ-излучения служил бытовой прибор «CGI», условное название «Гармонизатор». Действующими физическими факторами «Гармонизатора» являются:

~ импульсное КВЧ-излучение (поле) в диапазоне 43-44 ГГц, модулируемое в низкочастотном диапазоне 4-12 Гц, плотность потока мощности 30 мкВт/см2;

~ переменное магнитное излучение (поле) частотой 4-12 Гц, магнитная индукция 20 нТл;

~ циклическое чередование импульсного КВЧ-излучения и переменного магнитного поля продолжительностью 30 минут.

При функциональных нарушениях организм человека приобретает высокую чувствительность к электромагнитным излучениям миллиметрового диапазона (ЭМИ ММ), т. е. крайне высокочастотного диапазона (КВЧ) от 30 до 300 ГГц. Получены убедительные данные о влиянии ЭМИ КВЧ на различные функциональные системы и в первую очередь на ЦНС. Это дает основание считать необходимым исследование возможностей КВЧ и в процессах управления стрессоустойчивостью [2]. В настоящих исследованиях генератором КВЧ излучения служил бытовой прибор «CGI», условное название «Гармонизатор». В аппаратах CGI, благодаря особенностям топологии излучателя, создается сферическое поле, действие которого распространяется на 50 м3. Это позволило расположить прибор в соответствующей аудитории на столе преподавателя. Исследования проводились в утренние часы, что наиболее адекватно резервным возможностям организма.

Статистическую обработку и анализ результатов проводили с использованием программы STATISTICA 6.0 Stat_Soft® Inc. Межгрупповое сравнение количественных показателей осуществляли с использованием непараметрического метода U-критерия Манна-Уитни. Для статистического анализа суммировались частотно-амплитудные показатели трёх пятисекундных отрезков ЭЭГ до (начало и конец первого семестра) и после (конец второго

семестра) ежедневного ЭМИ КВЧ-воздействия. Из статистического анализа исключались ЭЭГ с наличием пароксизмальной активности, локальными нарушениями паттерна биоэлектрической активности мозга (БЭА), патологическими ритмами и знаками, выявленными при визуальном анализе фоновой записи до воздействия КВЧ.

Как правило, в литературе описываются изменения параметров ЭЭГ при воздействии КВЧ-излучения на биологически активные точки, зоны Захарьина-Геда, дистальные рецепторные поля рук и ног, имеющие представительство в мозговых центрах. В наших исследованиях использовано дистанционное КВЧ-воздействие в связи с необходимостью разработки методики коллективного формирования стрессоустойчивости, оптимизации уровня коллективного эмоционального состояния, что способствует сохранению положительного климата в коллективе вне зависимости от внешних обстоятельств. Следует отметить, что, невзирая на методические различия воздействия КВЧ, направленность изменения параметров ЭЭГ при воздействии КВЧ сохранялась -в первую очередь наблюдалось достоверное возрастание мощности в альфа-диапазоне у испытуемых. В контрольной группе достоверных изменений параметров в альфа-диапазоне, как и в диапазонах дельта и тета, бета выявлено не было. Это свидетельствует в пользу вывода, что изменения в альфа-диапазоне являются следствием воздействия КВЧ. Выявленная тенденция падения мощности в бета1 (13-21 к/с) в связи с падением амплитуды бета волн во вспышках дает основание предположить, что увеличение сроков КВЧ воздействия может привести к статистически значимому падению мощности в бета1 -диапазоне, выступающем в качестве показателя активности регуляторных образований диэнцефальной области. Однако в наших исследованиях сохранение повышенной мощности в бета-диапазоне, скорее всего, следует расценить как признак «незавершенной адаптации».

Для оценки результативности применения описываемой методики формирования стрессоустойчивости были выделены следующие параметры: педагогические (успеваемость), психологические и физиологические (адекватность вегетативной регуляции) и результаты данного исследования были реализованы в учебном процессе на кафедре Биомедицинской техники Санкт-Петербургского государственного университета телекоммуникаций им. проф. М.А. Бонч-Бруевича (технический ВУЗ). Коррекционная группа «после» КВЧ воздействия (68 человек, средний возраст 20 лет) контрольная группа (18 человек, средний возраст 20 лет).

Экспериментальные показатели по всем критериям статистически достоверно (р<0,05) отличаются от показателей групп «до» и «контрольная» и характеризуются положительной динамикой рассматриваемых показателей вплоть до нормализации.

В связи с возрастанием количества информационных потоков, увеличением объема и сложности предлагаемой информации, все больше число обучающихся испытывают затруднения в ее своевременной и качественной переработке, усвоении дополнительных, а порой и обязательных учебных программ. Необходимость усвоения возрастающих объемов информации за счет ограниченных психофизиологических резервов человека неблагоприятно сказаться на его психоэмоциональном состоянии и, как следствие, на функционирование всего организма, поэтому чрезвычайно важна объективная оценка здоровья обучающегося по индивидуальным показателям и критериям индивидуальной реакции на стресс. В ВУЗе должна присутствовать возможность длительного мониторинга здоровья обучающего на всех этапах учебного процесса, т. е. необходимо создание паспорта здоровья обучающегося, задачей которого было бы способствовать повышению общей и познавательной работоспособности учащихся.

Важным преимуществом применения данной технологии является возможность применения непосредственно на базе учебного учреждения эффективного немедикоментозного, неинвазивного способа уменьшения степени стрессорных повреждений и/или их профилактики.

Данная методика может быть рекомендована для формирования стрессоустойчивости в коллективах разных возрастных и социальных групп.

Литература:

1. Матюшкина, Е.А. Учебный стресс у студентов при разных формах обучения / Е.А. Матюшкина // Консультативная психология и психотерапия. 2016. - Т. 24, №2. - С.47-63.

2. Резункова, О.П. Экологические (биотропные) свойства электромагнитного излучения миллиметрового диапазона: монография / О.П. Резункова. - СПб: СПбГУТ, 2015. - 171 с.

3. Спиридонова, М.Д. Особенности спектров ЭЭГ при переживании чувства страха / М.Д. Спиридонова // Молодой ученый. 2013. - № 8 (55). - С. 130-132.

4. Церковский, А.Л. Современные взгляды на проблему стрессоустойчивости

/ А.Л. Церковский // Вестник ВГМУ. 2011. - Т. 10, № 1. - С. 6-19. УДК 616.379-008.64

Супрун К.С.12, Черкашин М.А.1, Березина Н.А.1, Бубнова Н.А.2

ОСОБЕННОСТИ ЭНДОТЕЛИАЛЬНОЙ ДИСФУНКЦИИ У ПАЦИЕНТОВ С СИНДРОМОМ ДИАБЕТИЧЕСКОЙ СТОПЫ С WAGNER 0 -2 ДО И ПОСЛЕ КОМПЛЕКСНОГО ЛЕЧЕНИЯ.

1 Медицинский институт Березина Сергея, Санкт-Петербург, 2СПБГУ, Медицинский факультет.

Резюме.

Цель исследования - изучение изменений показателей перфузии тканей (линейной и объемной скорости кровотока), а также дисфункции эндотелия у больных с синдромом диабетической стопы с Wagner 0 - 2 степенью поражения, по сравнению со здоровыми людьми. Изучены изменения микроциркуляции у пациентов до и после комплексного лечения. У пациентов с синдромом диабетической стопы имеют место нарушения перфузии тканей стоп и дисфункция эндотелия, выраженность которых зависит от степени поражения тканей. После комплексного лечения отмечается улучшение перфузии тканей и клинической картины течения раневого процесса.

Ключевые слова: сахарный диабет, дисфункция эндотелия, микроциркуляция Summary.

Suprun K.S., Cherkashin M.A., Berezina N.A., Bubnova N.A. Features of endothelial dysfunction at patients with a syndrome of diabetic foot Wagner 0 - 2 before and after complex treatment.

The purpose of our research was studying of changes of parameters of perfusion of tissues (linear and volumetric rate of a blood flow), also dysfunctions of an endothelium at patients with a diabetic foot infection Wagner 0 - 2, in comparison with healthy people. Changes of microcirculation at patients before and after complex treatment have been studied. The disturbances of perfusion of foot tissues and dysfunction of an endothelium take place in diabetic patients. Their expression depends on a degree of a lesion of tissues. After complex treatment, improvement of perfusion of tissues and a clinical picture of a wound process was marked.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.