Научная статья на тему 'БИОПРАВО И СТРАТЕГИЯ ЕГО РАЗВИТИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

БИОПРАВО И СТРАТЕГИЯ ЕГО РАЗВИТИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
510
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИОТЕХНОЛОГИИ / БИОБЕЗОПАСНОСТЬ / БИОЭКОНОМИКА / БИОМЕДИЦИНА / БИОФАРМАЦЕВТИКА / БИОПРАВО / СТРАТЕГИЯ / ПРОЕКТ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БИОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / БИОМЕДИЦИНСКИЙ ПРОЕКТ / БИОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мохов А. А.

В публикации рассматривается биоправо как новый феномен. В связи с динамикой развития ряда групп общественных отношений (в областях науки, биомедицины, биофармацевтики, биобезопасности и др.), в основе формирования и развития которых лежат современные биологические и иные технологии (например, информационные, управленческие), модифицируются имеющиеся, а также возникают новые отношения. Их регулирование осуществляется на основе накопленных правовой доктриной фактов, идей, концепций, с учетом опыта решения новых задач в рамках традиционных отраслей отечественного права, а также юридической инноватики, системного, синергетического, межотраслевого и междисциплинарного подходов. Предложены авторское ви́дение биоправа и стратегия развития этого нового образования в России. Биоправо уже в ближайшие годы способно обеспечить присущим праву инструментарием реализацию Проекта по обеспечению биологической безопасности, Биомедицинского проекта, Биологического проекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BIOLAW AND ITS DEVELOPMENT STRATEGY IN THE RUSSIAN FEDERATION

The paper considers biolaw as a new phenomenon. In connection with the dynamics of the development of a number of groups of social relations (in the field of science, biomedicine, biopharmaceutics, biosafety, etc.), the formation and development of which are based on modern biological and other technologies (for example, information, management), the existing ones are being modified, and new relationship appear. Their regulation is carried out on the basis of the facts, ideas, concepts accumulated by the legal doctrine, taking into account the experience of solving new problems within the framework of traditional branches of domestic law, as well as legal innovation, systemic, synergistic, intersectoral and interdisciplinary approaches. The author’s vision of biolaw is proposed, as well as a strategy for the development of this new formation in Russia. In the coming years, biolaw is able to provide the tools inherent in law for the implementation of the Biosafety Project, the Biomedical Project, and the Biological Project.

Текст научной работы на тему «БИОПРАВО И СТРАТЕГИЯ ЕГО РАЗВИТИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

001: 10.17803/1994-1471.2022.135.2.201-210

А. А. Мохов*

Биоправо и стратегия его развития в Российской Федерации1

Аннотация. В публикации рассматривается биоправо как новый феномен. В связи с динамикой развития ряда групп общественных отношений (в областях науки, биомедицины, биофармацевтики, биобезопасности и др.), в основе формирования и развития которых лежат современные биологические и иные технологии (например, информационные, управленческие), модифицируются имеющиеся, а также возникают новые отношения. Их регулирование осуществляется на основе накопленных правовой доктриной фактов, идей, концепций, с учетом опыта решения новых задач в рамках традиционных отраслей отечественного права, а также юридической инноватики, системного, синергетического, межотраслевого и междисциплинарного подходов. Предложены авторское видение биоправа и стратегия развития этого нового образования в России. Биоправо уже в ближайшие годы способно обеспечить присущим праву инструментарием реализацию Проекта по обеспечению биологической безопасности, Биомедицинского проекта, Биологического проекта. Ключевые слова: биотехнологии; биобезопасность; биоэкономика; биомедицина; биофармацевтика; биоправо; стратегия; Проект по обеспечению биологической безопасности; Биомедицинский проект; Биологический проект.

Для цитирования: Мохов А. А. Биоправо и стратегия его развития в Российской Федерации // Актуальные проблемы российского права. — 2022. — Т. 17. — № 2. — С. 201-210. — DOI: 10.17803/19941471.2022.135.2.201-210.

Biolaw and its Development Strategy in the Russian Federation2

Aleksandr A. Mokhov, Dr. Sci. (Law), Professor, Head of the Department of Medical Law, Kutafin

Moscow State Law University (MSAL)3

ul. Sadovaya-Kudrinskaya, d. 9, Moscow, Russia, 125993

[email protected]

Abstract. The paper considers biolaw as a new phenomenon. In connection with the dynamics of the development of a number of groups of social relations (in the field of science, biomedicine, biopharmaceutics, biosafety, etc.),

1 Подготовлена при поддержке Минобрнауки России (тема «Правовое регулирование ускоренного развития генетических технологий: научно-методическое обеспечение», № 730000Ф.99.1.БВ16АА02001).

2 The study was prepared with the support of the Ministry of Education and Science of Russia (Legal Regulation of Accelerated Development of Genetic Technologies: Scientific and Methodological Support; № 730000F.99.1.BB16AA02001).

3 The university is a participant in the Priority 2030 program.

© Мохов А. А., 2022

* Мохов Александр Анатольевич, доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой медицинского права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) (вуз — участник программы «Приоритет-2030»). Садовая-Кудринская ул., д. 9, г. Москва, Россия, 125993 [email protected]

the formation and development of which are based on modern biological and other technologies (for example, information, management), the existing ones are being modified, and new relationship appear. Their regulation is carried out on the basis of the facts, ideas, concepts accumulated by the legal doctrine, taking into account the experience of solving new problems within the framework of traditional branches of domestic law, as well as legal innovation, systemic, synergistic, intersectoral and interdisciplinary approaches. The author's vision of biolaw is proposed, as well as a strategy for the development of this new formation in Russia. In the coming years, biolaw is able to provide the tools inherent in law for the implementation of the Biosafety Project, the Biomedical Project, and the Biological Project.

Keywords: biotechnologies; biosecurity; bioeconomics; biomedicine; biopharmaceutics; biolaw; strategy; Biosecurity Project; Biomedical project; Biological project.

Cite as: Mokhov AA. Biopravo i strategiya ego razvitiya v Rossiyskoy Federatsii [Biolaw and its Development Strategy in the Russian Federation]. Aktual'nye problemy rossijskogo prava. 2022;17(2):201-210. DOI: 10.17803/19941471.2022.135.2.201-210. (In Russ., abstract in Eng.).

Россия находится в непростых условиях технологического перехода, вызванного совокупностью имеющихся научных и технических достижений, а также угроз и рисков современного экономического развития.

Стремительно развивающейся группой современных технологий выступают биологические (в том числе генетические)технологии, активно воздействующие на отдельные отрасли экономики, а также социально-культурную сферу.

Право и законодательство на отдельных этапах развития человеческой цивилизации в различной степени вовлекаются в регулирование экономических отношений, а также отношений в социально-культурной сфере: от минимального вмешательства («государство — ночной сторож») до политики государственного дирижизма4. Границы вмешательства определялись совокупностью национальных, исторических, религиозных и иных факторов, однако вне зависимости от них на переломных этапах, в периоды смен общественно-экономических фарма-

ций, типов и форм технологических укладов, наличия реальных угроз национальной безопасности и целостности роль государства и права традиционно существенно возрастала.

Известные российские экономисты все большее внимание уделяют вопросам смены технологического уклада, перехода на устойчивое развитие, управления наукой и инновациями5. Разрешение поставленных экономистами вопросов немыслимо без соответствующих изменений в области права и законодательства.

Президент РФ В. В. Путин в своих выступлениях всё чаще обращает внимание на настройку всего управленческого аппарата, а также действующего законодательства на новую технологическую реальность, формирующую современную мощную научно-технологическую базу6.

В связи с активным развитием в XXI в. биоэкономики, таких ее важнейших отраслей и секторов, как биомедицина, биофармацевтика, биоорганическое сельское хозяйство, биоэнергетика, экологическое предпринимательство и некоторые другие, возрастает роль и значение

См. подробнее: Андрианов В. Государственный дирижизм во Франции: история и современность // Общество и экономика. 2005. № 12. С. 38-48 ; Мусина Л. М. Трансформация роли государства в экономике // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2015. № 11-1. С. 138-141. См. подробнее: Глазьев С. Ю. Условия и стратегия экономической мобилизации в системе воспроизводства российской государственности // Менеджмент и бизнес-администрирование. 2018. № 2. С. 40-78 ; Глазьев С., Чистилин Д. Куда пойдет Россия? (Анализ предложенных программ социально-экономического развития страны) // Российский экономический журнал. 2017. № 4. С. 36-48. См. подробнее: Послание Президента РФ В. В. Путина Федеральному Собранию РФ от 21.04.2021 ; Послание Президента РФ В. В. Путина Федеральному Собранию РФ от 15.01.2020 ; Послание Президента РФ В. В. Путина Федеральному Собранию РФ от 20.02.2019.

4

5

6

правовой доктрины, а также активно формируемого законодательства, регулирующего как хорошо известные, так и новые группы общественных отношений.

России за относительно короткий по историческим меркам отрезок времени необходимо на базе высоких технологий реализовать Проект в области обеспечения биологической безопасности, Биомедицинский и Биологический проекты.

Вопросы биологической безопасности вышли на первый план в связи с развитием пандемии новой коронавирусной инфекции. Возникла острая потребность в наличии точных и доступных средств диагностики, диагностических платформ (используемых в том числе на дому); быстром создании, апробации, внедрении в производство вакцин; наличии эффективных и безопасных средств противовирусной терапии и иных средств лечения (патогенетических, симптоматических); достаточном количестве высокоэффективных средств индивидуальной и коллективной защиты.

Для того чтобы справиться с проблемами, необходимо обладать мощной научно-технологической базой в области биомедицины, биофармацевтики, медицинской техники, а также институтами внедрения и поддержки инноваций по ряду направлений биотехнологического развития.

Кроме того, современные ученые, нередко не имеющие четких правовых и этических ориентиров в своей деятельности, пытаются решать следующие задачи: создавать новые бактерии и вирусы, включая патогенные; вызывать в организмах искусственные мутации, включая вредные для популяции, и таким образом вмешиваться в эволюционные процессы (например, технологии генного драйва, генного привода); пытаться «взломать» (биохакинг) тело человека с целью его модификации, получения новых признаков, свойств, возможностей; завладевать информацией биологического характера (биохакерство) с противоправными целями.

Стремление к известности, славе в науке всё чаще ведет к дефициту ответственности и

осторожности. Не случайно вопросам саморегулирования и самоуправления в науке, особенно биологической и медицинской, развития в ней этических начал вновь начинает уделяться повышенное внимание. Так, осенью 2021 г. на Международной конференции по биологической безопасности китайской делегацией были озвучены Тяньцзиньские руководящие принципы по биобезопасности для кодексов поведения ученых, согласно которым ученые должны уважать социальную жизнь и социальную этику, нести особую ответственность за использование достижений биологических наук в мирных целях на благо человечества. Россия находится на начальном этапе этического (биоэтического) обеспечения жизненного цикла биологических, биомедицинских, информационных и иных технологий. В этой связи вопросам этики высоких технологий должно уделяться внимание не только узким кругом специалистов (в основном философов), но и современными юристами.

России еще только предстоит создать эффективную систему обеспечения биологической безопасности (выявление, предупреждение, реагирование, ликвидация, мониторинг угроз и рисков биологического характера). Так, распоряжением Правительства РФ № 2816-р7 в перечне инициатив социально-экономического развития России до 2030 г. указан проект «Санитарный щит страны».

Кроме того, должны произойти укрепление системы общественного здравоохранения (готовность к предотвращению, сдерживанию, ликвидации биологических угроз и рисков), повышение ее мобилизационного потенциала.

Среди мероприятий по обеспечению биологической безопасности в правовом государстве значительное место отводится правовым мерам.

Биомедицинский проект ориентирован на серьезный рывок в области повышения продолжительности и качества жизни российского народа. Медико-биологическое обеспечение, сопровождение каждой личности на всех этапах ее жизненного цикла — реальность ближайше-

7 Распоряжение Правительства РФ от 06.10.2021 № 2816-р «Об утверждении перечня инициатив социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года» // СЗ РФ. 2021. № 41. Ст. 7051.

го будущего. Однако неравномерное развитие биомедицины, новых биомедицинских и информационных технологий, нерешенные проблемы фактического доступа к ним значительных групп населения ставят перед учеными и законодателями ряд острых вопросов, нуждающихся в разрешении. Это и соматические права человека, и механизмы защиты прав человека в области биомедицины, и определение границ допустимых вмешательств при осуществлении государством биополитики. В связи с этим возникает потребность в организационных и правовых мерах, направленных на совершенствование законодательства, регулирующего сферу биомедицины, а также формирование адекватной запросам сферы деятельности организационной структуры (медицина, здравоохранение).

Биологический проект — еще более широкое понятие, охватывающее практически все известные, а также перспективные отрасли экономики (биоэкономики) и социально-культурной сферы. Число сфер взаимодействия биологического и социального, «естественного» и «искусственного», а также конфликтов между человеком, окружающей средой, обществом и государством неизбежно возрастает. Их эффективное разрешение — важнейшая задача как государственных, так и общественных институтов. Без снятия напряженности по наиболее дискуссионным вопросам формирующейся повестки ближайшего будущего (сохранение традиционных институтов, ценностей в условиях новых возможностей по изменению природы, плоти и сути человека) государство будет вынуждено терять ресурсы на решение «второстепенных» проблем. Юридическое прогнозирование, раскрытие тенденций правовых явлений и процессов, выявление закономерностей — одно из новых направлений юридической науки и экспертной практики. Потенциал биоправа как нового образования, а также биоэтики (как одного из важнейших неправовых регуляторов) здесь огромен.

В условиях, сложившихся с начала XXI в. в связи с прогрессом в биологии, генетике, информатике и других науках, процесс управления инновациями становится перманентным. Продвижение инноваций должно начинаться

уже на самых ранних стадиях жизненного цикла технологии либо обособленной группы технологий. Продвижение одного проекта готовит почву для продвижения другого проекта. Такой процесс возможен, но при определенных условиях: достижении консенсуса относительно границ применения новых технологий и обеспечении приемлемого уровня их безопасности. Для организации деятельности в этом направлении предстоит проделать большую работу по организации и проведению социогуманитарной (правовой, этической и др.) и иной (экономической, энергетической и др.) оценки (экспертизы) технологий. Пока в России этот процесс, исключая этап (стадию) клинических исследований лекарственных средств, клинических испытаний медицинских изделий, клинической апробации отдельных методов лечения, идет хаотично. Нам следует создать систему независимой (от заинтересованных групп ученых, бизнеса, федеральных органов исполнительной власти и др.) комплексной оценки (экспертизы) современных технологий и прописать ее на уровне федерального закона (или законов).

Даже обозначенные тезисно направления правовой работы свидетельствуют о нетривиальности задач, сложности их решения на инструментальном уровне, присущем одной или нескольким базовым отраслям отечественного права. По крайней мере в рамках традиционно практикуемого подхода к решению сложных юридических задач решение неотложных задач может растянуться на десятилетия. Уровень и скорость развития технологий, а также возможные угрозы и риски их непродуманного использования не дают нам такого временного люфта. Необходимо формирование не только «догоняющего», но и «опережающего» гуманитарного (в первую очередь правового) знания.

На основе накопленных правовой доктриной фактов, идей, концепций, с учетом опыта решения новых задач в рамках традиционных отраслей отечественного права, а также юридической инноватики, на базе системного, синергетиче-ского, межотраслевого и междисциплинарного подходов может быть предложено формирование основ биоправа и стратегии его развития в России.

Общие положения Стратегии. Настоящая Стратегия определяет цель, задачи, меры по реализации основных положений программы «Приоритет-2030»8 по направлению «Биоправо» на период с 2021 по 2030 г.

Правовую основу настоящей Стратегии составляют следующие законодательные акты:

— Федеральный закон от 23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике»9 (в части стимулирования научной и инновационной деятельности по перспективным направлениям);

— Федеральный закон от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств»10 (регулирование различных этапов жизненного цикла лекарственных средств, включая биологические и иммунобиологические лекарственные препараты, в том числе биотехнологические и генотерапевтические);

— Федеральный закон от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»11 (медико-биологическое обеспечение спортсменов, медицинское обеспечение лиц, проходящих спортивную подготовку, антидопинговое обеспечение спорта);

— Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»12 (развитие высокотехнологичной медицинской помощи, включающей в себя применение новых сложных и (или) уникальных методов лечения, а также ресурсоемких методов лечения с научно доказанной эффективностью, в том числе

клеточных технологий, роботизированной техники, информационных технологий и методов генной инженерии, разработанных на основе достижений медицинской науки и смежных отраслей науки и техники);

— Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»13 (предполагает разработку, апробацию и внедрение новых образовательных программ, развитие экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования в целях обеспечения модернизации и развития системы образования с учетом основных направлений социально-экономического развития страны);

— Федеральный закон от 30.12.2020 № 492-ФЗ «О биологической безопасности в Российской Федерации»14 (к основным задачам по обеспечению биологической безопасности относится организация научной деятельности в области обеспечения биологической безопасности).

Наряду с федеральными законами значительное место вопросам развития биотехнологий, обеспечения отдельных видов безопасности (биологической, продовольственной, национальной) уделяется в документах стратегического планирования и иных документах, принятых в виде подзаконных актов:

— Указ Президента РФ от 13.05.2017 № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года»15 (создание экономических условий для разработки и внедрения современ-

8 См.: приказ Министерства науки и высшего образования РФ от 02.06.2021 № 441 «Об утверждении порядка экспертной оценки программ (проектов программ) развития образовательных организаций высшего образования, представленных в составе пакетов документов на участие в отборе образовательных организаций высшего образования в рамках реализации программы стратегического академического лидерства "Приоритет-2030" и допущенных к участию в отборе» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: www.pravo.gov.ru. 02.07.2021. № 0001202107020075.

9 СЗ РФ. 1996. № 35. Ст. 4137.

10 СЗ РФ. 2010. № 16. Ст. 1815.

11 СЗ РФ. 2007. № 50. Ст. 6242.

12 СЗ РФ. 2011. № 48. Ст. 6724.

13 СЗ РФ. 2012. № 53 (ч. 1). Ст. 7598.

14 СЗ РФ. 2021. № 1 (ч. 1). Ст. 31.

15 СЗ РФ. 2017. № 20. Ст. 2902.

ных технологий, стимулирования инновационного развития, а также совершенствование нормативно-правовой базы в этой сфере);

— Указ Президента РФ от 28.11.2018 № 680 «О развитии генетических технологий в Российской Федерации»16 (предполагается ускоренное развитие генетических технологий, в том числе технологий генетического редактирования, разработка биологических препаратов, диагностических систем и иммунобиологических средств для сферы здравоохранения);

— Указ Президента РФ от 06.06.2019 № 254 «О Стратегии развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2025 года»17 (создание условий для повышения доступности и качества медицинской помощи, профилактика заболеваний, разработка, внедрение и применение новых медицинских технологий и лекарственных средств, обеспечение биологической безопасности);

— Указ Президента РФ от 21.01.2020 № 20 «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации»18 (повышение качества жизни российских граждан за счет достаточного продовольственного обеспечения, обеспечение населения качественной и безопасной пищевой продукцией);

— Указ Президента РФ от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»19 (сохранение населения, здоровья и благополучия людей);

— Указ Президента РФ от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации»20 (трансформация традиционных рынков товаров, капиталов, технологий и рабочей силы, появление но-

16 СЗ РФ. 2018. № 49 (ч. 6). Ст. 7586.

17 СЗ РФ. 2019. № 23. Ст. 2927.

18 СЗ РФ. 2020. № 4. Ст. 345.

19 СЗ РФ. 2020. № 30. Ст. 4884.

20 СЗ РФ. 2021. № 27 (ч. 2). Ст. 5351.

21 СЗ РФ. 2021. № 22. Ст. 3823.

вых секторов экономики, развитие высоких технологий);

— постановление Правительства РФ от 13.05.2021 № 729 «О мерах по реализации программы стратегического академического лидерства "Приоритет-2030"»21 (утверждены правила проведения отбора организаций высшего образования для оказания поддержки в процессе осуществления программ развития образовательных организаций высшего образования в рамках реализации программы стратегического академического лидерства "Приоритет-2030"). Основными принципами реализации Стратегии являются: законность; научная обоснованность; применимость полученных результатов в научной, образовательной, экспертной, законопроектной деятельности и правоприменительной практике; транспарентность; независимость.

Соответствие осуществляемой деятельности данным базовым принципам позволяет достичь цели и задач Стратегии, а также избежать рисков, обусловленных возможным давлением на ее участников тех или иных групп влияния, лоббистских и иных сообществ.

Проводимые в рамках настоящей Стратегии научные, образовательные и иные публичные мероприятия должны соответствовать указанным принципам и способствовать достижению имеющихся целей и задач. Они позволяют выполнять своевременную апробацию получаемых промежуточных результатов, получать обратную связь, при необходимости своевременно осуществлять коррекцию используемых методов, способов, приемов, применяемых для решения поставленных задач.

В настоящей Стратегии используются следующие основные понятия:

— биоправо — надотраслевое образование, охватывающее подлежащие регулированию

как сложившиеся (медицина, здравоохранение, жизненный цикл биомедицинских технологий, обращение лекарственных средств и иных средств медицинского применения), так и находящиеся на начальных этапах развития (биомедицина, биофармацевтика и др.) сферы деятельности; биоправо — основной регулятор общественных отношений, формирующихся в биоэкономике (по ее отраслям, секторам, сферам);

— биоэкономика — совокупность отраслей и сфер экономики, основным драйвером развития которых являются биотехнологии;

— биомедицина — передовая медицина, основанная на новейших достижениях естественных наук (в первую очередь биологических), а также иных дисциплин; биомедицина ориентирована на разработку и внедрение в медицинскую практику новых технологий профилактической, диагностической, лечебной, реабилитационной направленности, позволяющих в течение всего жизненного цикла физического лица (личности) управлять его здоровьем;

— биофармацевтика — фармацевтика, в которой основной акцент сделан на поиск, изучение, разработку, внедрение в современную медицину (биомедицину) лекарственных средств, основанных на новых (нехимических) принципах (персонализированный подход); биофармацевтика предполагает получение и применение биологических, биомедицинских клеточных продуктов, ген-но-терапевтических лекарственных средств;

— биотехнология — область знания (возникшая на стыке биологии, биохимии, биофизики, генетики, эмбриологии, информатики, кибернетики, робототехники), изучающая возможности использования живых организмов, биологических систем, продуктов их жизнедеятельности для решения технологических задач, а также создания новых организмов, биологических систем, продуктов с заранее определенными свойствами, признаками, характеристиками;

— биобезопасность — состояние общества и государства, при котором эффективно предотвращаются угрозы опасных биологических

и связанных с ними факторов, стабильно развиваются биотехнологии, обеспечивающие биологическую безопасность, а жизнь и здоровье людей, экосистема находятся в состоянии относительного отсутствия опасностей и угроз биологического характера. Целью настоящей Стратегии является создание условий для формирования в России док-тринальной и нормативной основ биоправа, которое позволит с позиций теории систем, межотраслевого и междисциплинарного подходов обеспечить к 2030 г. готовность сферы высшего юридического образования и юридической науки к решению задач, связанных с развитием биоэкономики и существенными изменениями в социально-культурной сфере, происходящими в связи с развитием биотехнологий. Задачи Стратегии:

— развитие национальной юридической науки, отвечающей запросам и потребностям современного государства и общества, национальной экономки и социально-культурной сферы;

— трансформация юридического образования, обеспечивающая готовность вузов России (Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) и вузов — участников консорциума, других заинтересованных в развитии направления организаций) к подготовке и переподготовке юридических кадров по приоритетным направлениям биотехнологического развития страны;

— модернизация специального (неюридического) образования, ориентированного на подготовку научных, научно-педагогических кадров в области биологии, медицины, фармацевтики с учетом имеющихся потребностей в их гуманизации;

— подготовка и переподготовка кадров для приоритетных направлений научно-технологического развития, отраслей экономики и социально-культурной сферы;

— разработка и внедрение новых образовательных программ высшего образования и дополнительных образовательных программ в интересах научно-технологического развития страны, отдельных отраслей биоэкономики, а также отдельных территорий;

— реализация образовательных программ высшего образования в сетевой форме, реализация образовательных и научных проектов с участием университетов, занятых подготовкой биологов, медиков, а также научных и других организаций реального сектора формирующейся биоэкономики и социальной сферы;

— формирование правовых основ биоэкономики, ее отдельных отраслей и секторов (в первую очередь биомедицины и биофармацевтики);

— повышение эффективности государственного управления, развитие экономики и социальной сферы с учетом перспектив, а также вызовов и угроз, обусловленных достижениями современной биологии, в том числе синтетической;

— создание достаточных правовых предпосылок для внедрения в экономику и социально-культурную сферу биологических и иных технологий;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— формирование правовых основ обеспечения биологической безопасности;

— широкое продвижение образовательных программ, а также результатов научно-исследовательских работ в области биоправа (национальный и наднациональный уровни). Меры по реализации Стратегии. Основными

мерами, направленными на реализацию цели и

задач настоящей Стратегии, являются:

— фундаментальные, прикладные и поисковые отраслевые, межотраслевые и междисциплинарные научные исследования;

— подготовка, апробация и внедрение новых программ и курсов подготовки юристов, а также иных специалистов (биология, медицина, фармацевтика и др.), ориентированных на отрасли и сферы, активно вовлекаемые в процесс биотехнологического развития;

— формирование информационного пространства, отвечающего потребностям реализации Стратегии, потребностям профессионального сообщества, граждан, общества и государства по проблемам разработки и внедрения биотехнологий в различные отрасли экономики и социально-культурной сферы, обеспечения биологической безопасности.

Фундаментальные, прикладные и поисковые отраслевые, межотраслевые и междисциплинарные научные исследования проводятся по следующим основным направлениям:

— биоправо как новый феномен;

— биоправо, биоэтика и иные социальные регуляторы;

— биоправо, биоэтика и биобезопасность;

— биоправо и оборот объектов биологического происхождения (органов, тканей, клеток, генов человека, животных, растений и др.);

— биоправо и биоразнообразие, биобанки, биоресурсные центры и биологические коллекции;

— государственное регулирование и саморегулирование биоэкономики;

— инфраструктура зарождающейся биоэкономики, ее организационное, правовое регулирование и этическое обеспечение;

— правовое регулирование научной и инновационной деятельности в сферах биотехнологий, биомедицины, биофармацевтики;

— проблемы правового регулирования медицинской деятельности в связи с развитием и внедрением в практику новых биотехнологий, в том числе генетических;

— биоправо в зарубежных странах;

— биоправо и киберправо;

— биоправо и экоправо;

— биоправо и социоправо.

Подготовка, апробация и внедрение новых программ и курсов подготовки юристов, а также иных специалистов (кадров сфер биологии, медицины, фармацевтики и др.), ориентированных на отрасли и сферы, активно вовлекаемые в процесс биотехнологического развития, проводится по следующим направлениям:

— медицинское право;

— фармацевтическое право;

— спортивное право;

— правовое регулирование физической культуры, здоровьесберегающих технологий;

— правовые основы биоэкономики;

— правовые основы биологической безопасности;

— биоправо;

— биоэтика.

Кроме того, предполагается включение в имеющиеся учебные программы подготовки и переподготовки специалистов специальных разделов, затрагивающих отдельные вопросы правового регулирования современного биотехнологического развития.

Формирование единого информационного пространства обеспечивает реализацию принципов транспарентности, научной обоснованности, независимости и др. для обеспечения права обучающихся, молодых ученых-юристов, а также граждан на получение объективной, достоверной, безопасной, оперативной информации, позволяющей им решать возникающие задачи.

Формирование информационного пространства осуществляется путем развития науки, реализации образовательных и просветительских проектов, создания для обучающихся и молодых ученых общедоступной системы знаний.

Для формирования информационного пространства принимаются следующие меры:

— на регулярной основе реализуются образовательные, научные, научно-практические и просветительские проекты, направленные на обеспечение доступа к современным знаниям, достижениям современной юридической науки;

— активно внедряются, используются и развиваются при реализации новых образовательных программ различные образовательные технологии, в том числе сетевые, дистанционные;

— формируется база данных, включающая в себя максимально широкий круг научных работ и публикаций на русском и иностранных языках по проблематике правового регулирования биотехнологий, биоэкономики и

биобезопасности, предоставляется доступ к ней вузов — участников консорциума, а также иных организаций (по договорам); — обеспечивается насыщение национального рынка доступными, качественными, легальными продуктами (тематические монографии, учебники, учебные пособия, статьи, медиапродукты).

Масштаб решаемых задач по развитию нового направления в юридической науке и образовании (в последующем также в экспертной, правотворческой и правоприменительной практике) предполагает активное вовлечение в его реализацию широкого круга участников: членов консорциума, созданного на базе Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА)22, участников отдельных программ, проектов (при наличии двусторонних договоров и соглашений), бизнес-сообщества.

Кроме того, на начальных этапах реализации проекта, особенно в части развития экспертного и правотворческого направления, большую роль играют сложившиеся связи Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), ученых — непосредственных исполнителей проекта с Правительством РФ, Государственной Думой, Советом Федерации, с федеральными органами исполнительной власти (Минобрнауки России, Минздравом России, Минпромторгом России, Минобороны, МВД России, Роспотребнадзо-ром, Росздравнадзором, ФМБА России и др.). Немаловажную роль играет взаимодействие участников проекта с основными институтами гражданского общества, так как некоторые проблемы биотехнологического развития являются весьма острыми и должны быть своевременно разрешены.

22 Перечень участников консорциума не является неизменным; в него могут войти заинтересованные субъекты на любом этапе реализации проекта при условии их соответствия предъявляемым требованиям.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Андрианов В. Государственный дирижизм во Франции: история и современность // Общество и экономика. — 2005. — № 12. — С. 38-48.

2. Глазьев С. Ю. Условия и стратегия экономической мобилизации в системе воспроизводства российской государственности // Менеджмент и бизнес-администрирование. — 2018. — № 2. — С. 40-78.

3. Глазьев С., Чистилин Д. Куда пойдет Россия? (Анализ предложенных программ социально-экономического развития страны) // Российский экономический журнал. — 2017. — № 4. — С. 36-48.

4. Мусина Л. М. Трансформация роли государства в экономике // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. — 2015. — № 11-1. — С. 138-141.

Материал поступил в редакцию 3 ноября 2021 г.

REFERENCES (TRANSLITERATION)

1. Andrianov V. Gosudarstvennyj dirizhizm vo Francii: istoriya i sovremennost' // Obshchestvo i ekonomika. — 2005. — № 12. — S. 38-48.

2. Glaz'ev S. Yu. Usloviya i strategiya ekonomicheskoj mobilizacii v sisteme vosproizvodstva rossijskoj gosudarstvennosti // Menedzhment i biznes-administrirovanie. — 2018. — № 2. — S. 40-78.

3. Glaz'ev S., Chistilin D. Kuda pojdet Rossiya? (Analiz predlozhennyh programm social'no-ekonomicheskogo razvitiya strany) // Rossijskij ekonomicheskij zhurnal. — 2017. — № 4. — S. 36-48.

4. Musina L. M. Transformaciya roli gosudarstva v ekonomike // Gumanitarnye, social'no-ekonomicheskie i obshchestvennye nauki. — 2015. — № 11-1. — S. 138-141.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.