Научная статья на тему 'Биообщественные факторы, обуславливающие физическое развитие детей дошкольного возраста, проживающих в малом и большом городе'

Биообщественные факторы, обуславливающие физическое развитие детей дошкольного возраста, проживающих в малом и большом городе Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
143
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / БИОГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ / ДЕТИ 4-6 ЛЕТ / ФіЗИЧНИЙ РОЗВИТОК / БіОГЕОГРАФіЧНі ФАКТОРИ / ДіТИ 4-6 РОКіВ / PHYSICAL DEVELOPMENT / PSYCHOMOTOR DEVELOPMENT / PRE-SCHOOL CHILD

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Эйдер Ежи, Котарска Катаржина, Дрохомирецка Алися, Приймаков Александр Александрович

Изучено влияние биообщественных факторов на уровень физического развития и психомоторику детей дошкольного возраста, проживающих в малом и большом городе северо-западного региона Польши. Представленный материал отражает уровень физического развития детей конца двадцатого века в переломном периоде происходящей общественно-политической трансформации. Дан анализ уровня физического развития детей дошкольного возраста и влияния биообщественных зависимостей из области менее исследованной по сравнению с другими районами Польши.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Эйдер Ежи, Котарска Катаржина, Дрохомирецка Алися, Приймаков Александр Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The effect of biological and social factors on the level of physical and psychomotor development of pre-school children in a big city and a small city

The effect of biological and social factors on the level of physical and psychomotor development of pre-school children in town and cities of different regions of Poland has been studied. The introduced stuff reflects a level of physical development of children of the end of the twentieth blepharon in the critical term of descending political transformation. Analysis of a level of physical development of children of preschool age and influence of biopublic dependences from range of Poland less investigated in comparison with another districts is given.

Текст научной работы на тему «Биообщественные факторы, обуславливающие физическое развитие детей дошкольного возраста, проживающих в малом и большом городе»

б

БИООБЩЕСТВЕННЫЕ ФАКТОРЫ, ОБУСЛАВЛИВАЮЩИЕ ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ПРОЖИВАЮЩИХ В МАЛОМ И БОЛЬШОМ ГОРОДЕ

Эйдер Ежи, Котарска Катаржина, Дрохомирецка Алися, Приймаков Александр Щецинский институт физической культуры Щецинский университет; Щецин, Польша

Аннотация. Изучено влияние биообщественных факторов на уровень физического развития и психомоторику детей дошкольного возраста, проживающих в малом и большом городе северо-западного региона Польши. Представленный материал отражает уровень физического развития детей конца двадцатого века - в переломном периоде происходящей общественно-политической трансформации. Дан анализ уровня физического развития детей дошкольного возраста и влияния биообщественных зависимостей из области менее исследованной по сравнению с другими районами Польши.

Ключевые слова: физическое развитие, биогеографические факторы, дети 4-6 лет.

Анотащя. Ейдер С., Котарска К., Дрохомирецка А., Приймаков О. Бюсусшльш фактори, що обумовлю-ють фшичиий розвиток дггей дошкшьного вшу, що проживають у малому i великому мкть Вивчений вплив бюсусшльних факторiв на рiвень фiзичного розвитку i психомоторикудггей дошкшьного вжу, що проживають у малому i великому мюп швшчно-захщного регюну Польщi. Представлений матерiал вiдбиваe рiвень фiзичного розвитку дней к1нця двадцятого столiття - у переломному перiодi сусшльно-полггачно! трансформаций Дано аналiз рiвня фiзичного розвитку дiтей дошкольного вiку й впливу бюсусшльних залежностей з обласп менш дослщжено! в порiвняннi з шшими районами Польщi. Ключовi слова: фiзичний розвиток, бiогеографiчнi фактори, дгга 4-6 рок1в.

Annotation. Ejder E., Kotarska K., Drochomirecka A., Pryiimakov O. The effect of biological and social factors on the level of physical and psychomotor development of pre-school children in a big city and a small city. The

effect of biological and social factors on the level of physical and psychomotor development of pre-school children in town and cities of different regions of Poland has been studied. The introduced stuff reflects a level of physical development of children of the end of the twentieth blepharon - in the critical term of descending political transformation. Analysis of a level of physical development of children of preschool age and influence of biopublic dependences from range of Poland less investigated in comparison with another districts is given. Key words: physical development, psychomotor development, pre-school child.

Введение.

Период дошкольного возраста является особенно важным в процессе развития человека, как с точки зрения генотипа так и становления человеческого организма в онтогенезе С одной стороны, все процессы, формирующие организм ребенка играют решающую роль в функционировании организма взрослого человека, а с другой - именно в этом возрасте организм особенно чувствителен к влиянию различных факторов: генетических, биогеографических климатических, общественных, культурных и др.[13, 16-19]. Кроме этого, произошедшие в последние годы общественно-политические перемены не могли не сказаться на развитии семьи, а особенно - развитии ребенка.

Изменения в развитии ребенка дошкольного возраста происходят наиболее динамично. Ребенок находится под сильным влиянием окружающей среды, семьи, позднее от ровесников [15,16]. Характерным для ребенка в этом периоде является огромное желание двигаться, постоянно улучшается координация движений, наступает последовательное и разумное комбинирование движений, постепенно развиваются двигательные способности [4,12]. Оценка физического развития ребенка дошкольного возраста чрезвычайно важна, поскольку именно на основе приобретенных в детском возрасте двигательных навыков и умений в будущемформиру-ется вся его двигательная функция [6, 17] .

Проведенные до сих пор исследования в этом направлении далеко не полны и не позволяют в достаточной степени объяснить причины большинства явлений, связанных с психомоторикойдетей дошкольного возраста [1,3,19]. По данной теме отсутствуютпубликации, касающиеся единых принципов исследований, в одинаковых отрезках времени, на группах детей из той же самой общественной среды, или проживающих в одном и том же районе [2,4,7]. Применяемый до сих пор способ проведения исследований привел к использованию множества различных тестирующих упражнений в одном исследовании, что, в свою очередь, не позволило сформулировать четких и однозначных выводов [5, 9,14, 20]. В настоящее время, ни в Польше, ни в других странах нет общепринятых и стандартизированных анкет по оценке физической подготовленностидетей дошкольного возраста, которые бы не вызывали сомнений с научной точки зрения [8, 10,11].

Кроме того, в исследованиях с детьми дошкольноговозраста, очень трудно определить их двигательные возможности и принудить к выполнению максимальной физической нагрузки Способ мотивации должен быть адаптирован к психике ребенка, его полу и среде, в которой находится в момент проведения анкетирования [6].

В связи с этим, в процессе организации и проведения исследований согласно данной тематике была выдвинута следующая гипотеза:

• Степень урбанизации окружающей среды оставляет свой отпечаток на уровне физического развития этих детей.

• Общественные условия большого и маленького городов по-разному влияют на уровень физического развития исследуемых детей.

• Общественно-экономические изменения также в умеренной степени влияют на уровень биологического развития детей.

• Уровень биологическогоразвития родителей имеет непосредственное влияние на биологическое развитие ребенка.

Формулирование целей работы

На основании выдвинутых предположенийбыли сформулированы цель и задачи работы.

Основной целью данной работы является изучение влияний биообщественных факторов на уровень физического развития и психомоторикудетей дошкольного возраста, проживающих в малом и большом городе

Задачи работы: 1) Определить уровень физического развития и физической подготовленности детей дошкольного возраста, проживающих в малом и большом городе; 2) Определить роль биогеографическх факторов в формировании уровня физического развития детей дошкольного возраста; 3) Определить роль общественных факторов в формировании физического развития и физической подготовленностидетей дошкольного возраста в общественной среде с различной степенью урбанизации.

Организация и методы исследований. Экспериментальный материал был собран в 1996-1997 гг. в группах детей, проживающих в большом и маленьком городах северо-западной части Польши: Щецине и Старгарде Щецинском (далее Старгард). Анкетированию подверглись 865 детей (168 мальчиков и 185 девочек) в возрасте от 4-6 лет из пяти детских садов.

Степень физического развития определялась на основе измерения роста и веса тела, а также на основе модифицированной Вроцлавской проверочной анкеты физической подготовленности [11], в соответствии с которой осуществлялась оценка силы (по длине броска из-за головы медицинбола весом 1 кг и по величине прыжка в длину с места толчком с двух ног), скорости (по времени пробегания 20-метровой дистанции), ловкости (по времени выполнения челночного бега - 4x5 м).

В исследовании использован также опросный лист, в котором собиралась и кодировалась информация об общественной среде ребенка возрасте, росте и весе родителей, выполняемой ими работы (1 - физическая работа, 2 - умственная работа), состоянии здоровья, образовании родителей (1 - начальное образование, 2 - среднее образование, 3 - высшее образование), материально-бытовых условиях (1 - плохие, 2 - хорошие, 3 - замечательные), количества членов семьи, количества детей в семье и каким по счету является исследуемый ребенок Было выделены разные типы семей. (Табл. 1).

Таблица 1.

_Типы исследованных семей по характеру выполняемой работы

Тип Отец Мать

1:1 физический характер работы физический характер работы

1:2 физический характер работы умственный характер работы

2:1 умственный характер работы физический характер работы

2:2 умственный характер работы умственный характер работы

Исследовались только полные семьи. По количеству детей они были поделены на 3 категории: 1 - один ребенок, 2 - двое детей, 3 - трое и более детей.

Материальные условия оценивались, соответственно, следующим категориям: 1 - плохие, 2 - хорошие, 3 - замечательные.

Биологическое состояние семьи характеризовалось на основании возраста, роста и веса тела родителей.

Для выяснения различий в биологической зрелости и физическом развитии детей, родители которых находятся на крайних позициях с точки зрения возраста, была выделена группа молодых отцов и матерей, к которой зачислялись все те, чей возраст был ниже, чем М - 0,55, и группа старших родителей, чей возраст был выше, чем М + 0,55.

В отношении роста родителей был принят подобный принцип: к группе низкорослых зачислялись отцы и матери со средним ростом - М-0,55. К группе высокорослых - М + 0,55.

Критерии раздела на группы были такими, чтобы оба родителя были в конкретной группе. Таким образом, появились новые подгруппы.

Данный материал дополнен информацией по календарному возрасту каждого ребенка. Кроме того, был рассчитан «Показатель уровня биологической зрелости» (ПУБЗ) («возраст роста тела», «возраст веса тела»). Эти показатели устанавливались при сопоставлении исследуемых параметров со стандартами принятыми в Познаньской области. ПУБЗ рассчитывался согласно формуле принятой И. Чесликом [2, 3].

Показатель ПУБЗ позволял определить степень расхождения биологическоговозраста от календарного: показатель ПУБЗ со знаком (+) говорит о несовпадении календарного возраста с биологическим в сторону ускоренного развития ребенка, а показатель со знаком (-) свидетельствует о заторможенностиразвития [2].

Были выделены также группы, различающиеся очередностью рождаемости исследуемых детей в семье: 1 - первый ребенок, 2 - второй ребенок, 3 - третий и следующий ребенок

Образование отца и матери классифицировалось следующим образом: 1 - начальное образование, 2 -среднее образование, 3 - высшее образование. В определении типов семьи, согласно данному критерию, выделено несколько комбинаций (табл. 2).

Таблица 2.

Типы исследованных семей по критерию образования

Тип Отец Мать

1:1 начальное начальное

1:2 начальное среднее

1:3 начальное высшее

2:1 среднее начальное

2:2 среднее среднее

2:3 среднее высшее

3:1 высшее начальное

3:2 высшее среднее

3:3 высшее высшее

Собранный материал обработан статистически.

Результаты исследо вания.

Анализ исследуемого материала показал, что: а) уровень развития мальчиков и девочек большого города в возрасте от 4-7 лет близок, при небольшой тенденции к превалированию роста и веса тела у мальчиков; б) уровень развития детей в малом городе выглядит подобным образом, за исключением шестилетних мальчиков, показатели роста и веса которых в малом городе (Старгарде) значительно выше, чем у их ровесников из большого города (Щецина). В тоже время, мальчики 4-5 лет в Щецине выше и сильнее чем их ровесники из Старо-гарда. Различия у девочек несистематичны и случайны Результаты свидетельствуют о том, что различия в развитии человека под влиянием среды начинают проявляться уже в раннем возрасте, хотя и в не очень выраженной форме.

Сравнительный анализ физического развития детей больших городов Польши (Щецина, Вроцлава и Познани) [2,10,16] показал, что параметры роста и веса у мальчиков и девочек из Щецина выше, чем у их ровесников из Вроцлава и из Познани. Эти различия сохраняются до шестилетнего возраста.

Что касается физической подготовки детей, то проведенный анализ показал, что хотя расхождения наступают уже с 4-х-летнего возраста и выступают с разной степенью интенсивности для различных тестовых упражнений на протяжении всего дошкольного периода, большинство междуполовых различий в физической подготовленностине являются систематическими, с возрастом изменяются и формируются в разных группах по-разному.

Независимо от возрастного фактора, дети из северо-западного региона (Щецин) достигли лучших показателей в пробах на выносливость и скорость и худших в пробах на силу и ловкость. По всей видимости, это является результатом разного влияния городских факторов на определенные физические способности исследуемых детей.

Анализ влияния семейной среды на уровень физического развития ребенка свидетельствует о том, что биологическое созревание, обусловленное количеством детей в семье в группе мальчиков и девочек из Щецина, снижается в очередности - один, два, три ребенка и больше, в группе детей из малого города (Старгарда) - два ребенка, один, три и далее, согласно очередности рождения

Уровень образования матери и отца оказывает значительное влияние на уровне биологической зрелости ребенка: чем выше образование родителей, тем выше биологическая зрелость детей. Согласно проведенным наблюдениям, более важным, по влиянию на биологическую зрелость ребенка, является образование матери, чем отца.

Умственный характер работы родителей более позитивно влияет на биологическую зрелость, как мальчиков, так и девочек Большее влияние на ребенка оказывает умственный характер работы матери. Эти закономерности приблизительно равны как для групп детей из большого, так и из маленького города.

Оценка влияния материальной ситуации в семье на биологическую зрелость детей большого города (Щецина) не подтвердила в отношении мальчиков правило о том, что чем лучше материальная ситуация, то тем выше биологическая зрелость ребенка. По отношению же к девочкам это правило проявилось. Что касается детей из маленького города, то показатель материальной обеспеченности оказывает заметное положительное влияние на уровень биологической зрелости детей. За исключением ПУБЗ роста девочек.

Сопоставление показателей возраста и веса родителей с биологическим развитием детей показало, что дети, родители которых моложе и выше ростом, характеризуются более выраженной биологической зрелостью, как в большом, так и в малом городе.

Анализ влияния семейной среды на физическое развитие детей позволяет утверждать, что в данном возрастном диапазоне, на уровень физического развития как большого, так и малого города не влияют существенно: ни численность семьи, ни число детей, ни их очередность.

Исследования зависимости уровня физического развития ребенка от образования и характера выполняемой работы родителей позволили определить, что дети умственно работающих родителей характеризуются лучшими показателями физической подготовки Однако статистически существенные различия проявлялись время от времени и только в некоторых возрастных группах Из этого следует, что, в сущности, образование и характер выполняемой работы родителей только в незначительной мере влияют на физическую подготовку детей, как из большого, так и маленького города

Выявлено, что материальное благосостояние семьи не влияет на физическое развитие ребенка. Факторы биологического состояния семьи, определяемые возрастом и ростом родителей, также не влияют на уровень физического развития исследованных детей.

Выводы.

1. Представленный материал отражает уровень физического развития детей конца двадцатого века - в переломном периоде происходящей общественно-политической трансформации. Дан анализ уровня физического развития детей дошкольного возраста и влияния биообщественных зависимостей из области менее исследованной по сравнению с другими районами Польши.

2. Выявлено, что различия в уровне физического развития и физической подготовленностидетей дошкольного возраста из северо-западного региона, в сравнении с детьми из других областей Польши, свидетельствуют о преимуществе детей из Щецинской области. Это говорит о том, что временной фактор, а также изменения, происходящие в Щецине, положительно повлияли на уровень физического развития исследуемых детей.

3. В работе отражен аспект влияния большого города на маленькие, независимые и близко расположенные города. Определено, что маленький по числу жителей город, находящийся в непосредственной близости и под влиянием большого города, становится подобным в стремлениях к модели жизни и уровню обеспеченности в большом городе Вследствие чего биогеографические факторы свойственные городу с меньшей населенностью, несмотря на определенные различия по отношению к большому городу, не влияют на уровень физического развития исследуемых детей.

4. Общественная позиция родителей, обусловленная их образованием, характером выполняемой работы, материальным благосостоянием и биологическое состояние, выраженное возрастом и ростом, оказывают незначительное влияние на уровень развития детей дошкольного возраста малого и большого городов. Различия, которые проявились в уровне физического развития, с возрастом увеличиваются, что свидетельствует об уменьшении со временем влияния генетического фактора.

5. Доказано уменьшение роли общественного расслоения в среде большого города и минимальном влиянии этого фактора на уровень развития и физической подготовкидетей дошкольноговозраста.

Литература

1. Baranski A.. Charakterystyka zdolnosci ruchowych dzieci osmioletnich na podstawie badan testowych// Rozprawy Naukowe Wyzszej Szkoly Wychowania Fizycznego we Wrocawiu, 1963. - t.2. - S. 25-34.

2. Cieslik J., Kaczmarek M., Kaliszewska-Drozdowska M. Dziecko Poznan-skie 90': wzrastanie, dojrzewanie, normy i metody oceny rozwoju: Poznan. - 1994.

3. Drozdowski Z. Antropometría w wychowaniu fizycznym. - AWF/- Poznaa,1992.

4. Gniewkowska H. Rozwój sprawnosci ruchowych dzieci przedszkolnych.- Wychowanie Fizyczne i Sport, 1965. -T.9. - Nr. 2. - S.163-182.

5. Hirtz P. und andere. Koordinative Fähigkeiten im Schulsport. - Berlin. - Volk und Wissen. Volkseigener Verlag. 1985.

6. Лях В.И. Координационные способности школьников - Минск: Полым'я, 1989. - 160 с.

7. Pilawska H., Miçtkiewska B., Cipkowska B. Wplyw czynników srodowiskowych na wybrane wskazniki rozwoju dzieci wiejskich. - Przegl^d Pediatryczny, 1981. - T.11, nr 2. - S.167-176.

8. Przewçda R. Sprawnosc fizyczna i metody jej oceny. - Wychowanie Fizyczne i Higiena Szkolna, 1987. - Nr. 10. -S.368-370.

9. Raczek Joachim, Wladyslaw Mynarski, Wladimir Ljach Ksztaltowanie i diagnozowanie koordynacyjnych zdolnosci motorycznych: Podrçcznik dla nauczycieli, trener ów i studentów. - Wydanie drugie. - Katowice, 2003.

- 237 s.

10. Sekita B. Z badan nad sprawnosci^. fizyczn^. dzieci wroclawskich w wieku 3.5 - 5 lat. - Rozprawy Naukowe. -AWF, Wroclaw, 1977.t.13. S.17-28.

11. Sekita B. Rozwój somatyczny i sprawnosc fizyczna dzieci w wieku 3 - 7 lat. Rozwój sprawnosci i wydolnosci fizycznej dzieci i mlodziezy. - (Z Warsztatów Badawczych). - AWF.- Warszawa, 1988. - S.12-34.

12. Sekita B., Przewçda R. Tendencje w rozwoju motorycznym dzieci w wieku przedszkolnym. - Studia Pedagogiczne, 1985.- T.47. - S.95-109.

13. Szopa J. Genetyczne i srodowiskowe uwarunkowania rozwoju somatycznego dzieci mçdzy 7 a 14 rokiem zycia: wyniki longitudinalnych badan rodzinnych. - Wydawnictwo Monograficzne. - AWF. - Kraków, 1990. 42 s.

14. Trzesnowski R.. Przegl^d kierunków badan nad stanem fizycznym dzieci i mlodziezy w Polsce w okresie 20-lecia.

- Kultura Fizyczna, 1964. - Nr 7-8. - S.483-488.

15. Tyszko Z. Rodzina a struktura spoleczna. - Bydgoszcz, 1984.

16. Witt C., Polaczek K., Pilawska H. Wplyw srodowiska przedszkolnego na rozwój fizyczny dzieci szczecinskich. -Wychowanie Fizyczne i Higiena Szkolna, 1972. - Nr 10. - S. 24-27.

17. Witt C., Polaczek K., Pilawska H., Kozlowska J. Antropometryczne wskazniki rozwoju dzieci szczecinskich w wieku od 3 do 7 lat. - Pediatría Polska, 1972. - T.47. -Nr 2. -S.175-181.

18. Wolanski N. Zmiany srodowiskowe a rozwój biologiczny czlowieka.- Ossolineum. - Warszawa, 1983.

19. Zazzo R. Rozwój dziecka w wieku od 2 do 6 lat. Psychologia dziecka od urodzenia do wieku mlodzienczego.-Warszawa,1963.

20. Zimmermann K. Ausgewählte Aspekte der Konstruktion und Anwendung sportmotorischer Tests zur Diagnostik koordinativer Fähigkeiten // Theorie und Praxis der K örperkultur. - 1985. - N 10. - S. 735-737.

Поступила в редакцию 13.02.2008г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.