Научная статья на тему 'Биомедицинские технологии продления жизни в сотериологической перспективе (социальные и духовные риски)'

Биомедицинские технологии продления жизни в сотериологической перспективе (социальные и духовные риски) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
169
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
трансгуманизм / постгуманизм / риски / биомедицинские технологии / гуманистическая антропология / transhumanism / posthumanism / risks / biomedical technologies / humanistic anthropology

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Макаев Артем Радикович

В статье анализируется ряд проблемных комплексов, связанных с оценкой и прогнозированием социальных и духовных рисков использования биомедицинских технологий продления жизни. На сегодня существенной частью широкого трансгуманистического тренда становится выявление технологических подходов к решению задачи увеличения продолжительности человеческой жизни. Данная задача, пришедшая на смену существовавшей в традиционном обществе задаче непосредственной отсрочки смерти, в рамках трансгуманистической концепции и соответствующего идеологического движения имеет весомый потенциал и оказывает влияние на политическую, экономическую, социальную и духовную сферы жизни общества, задавая векторы их развития. В то же время бесконтрольное развитие технологического аспекта медицины, не обеспеченное оценкой существующих социальных и духовных рисков, может повлечь негативные последствия, связанные с экономическим расслоением, замедлением циркуляции элит и утратой человечеством представления о себе как об уникальном Божественном творении. Задача оценки и прогнозирования последствий использования биомедицинских технологий продления жизни междисциплинарна и может решаться в рамках различных естественных, философских, социально-политических дисциплин, среди которых важное место занимает христианская теология (в частности, учение о грехе, антропология, этика и святоотеческое богословие). Основным выводом статьи следует считать тезис, что продолжительность человеческой жизни, с позиции христианской морали, не является критерием ее праведности, поскольку оценка жизни человека, как о том свидетельствует Священное Предание, должна основываться исключительно на ее содержании и модальности. Данный факт обусловливает христианское отношение к биомедицинским технологиям продления жизни: они не добро или зло сами по себе, однако потенциально содержат риски, связанные с перечисленными социальными последствиями и их влиянием на духовную жизнь человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Biomedical Life Extension Technologies in a Soteriological Perspective (Social and Spiritual Risks)

The article analyzes a number of problematic complexes related to the assessment and prediction of social and spiritual risks of using biomedical life extension technologies. To date, an essential part of the broad transhumanistic trend is the identification of technological approaches to solving the problem of increasing human life expectancy. This task, which replaced the task of immediate postponement of death that existed in traditional society, within the framework of the transhumanist concept and the corresponding ideological movement, has significant potential, and also influences the political, economic, social and spiritual spheres of society, setting the vectors of their development. At the same time, the uncontrolled development of the technological aspect of medicine, not provided with an assessment of existing social and spiritual risks, can lead to negative consequences associated with economic stratification, slowing down the circulation of elites and the loss of humanity's idea of itself as a unique Divine creation. The task of assessing and predicting the consequences of using biomedical life extension technologies is interdisciplinary and can be solved within the framework of various natural, philosophical, and socio-political disciplines, among which Christian theology occupies an important place (in particular, the doctrine of sin, anthropology, ethics, as well as patristic theology). The main conclusion of the article should be considered the thesis that the duration of human life, from the standpoint of Christian morality, is not a criterion of its righteousness, since the assessment of human life, as evidenced by the Sacred Tradition, should be based solely on its content and modality. This fact determines the Christian attitude to biomedical life extension technologies: they are not good or evil in themselves, but potentially contain risks associated with the listed social consequences, as well as their impact on the spiritual life of a person.

Текст научной работы на тему «Биомедицинские технологии продления жизни в сотериологической перспективе (социальные и духовные риски)»

ВЕСТНИК Екатеринбургской духовной семинарии. 2023. № 41. 59-67

УДК 215

001: 10.24412/2224-5391-2023-41-59-67

А. Р. Макаев

БИОМЕДИЦИНСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОДЛЕНИЯ ЖИЗНИ В СОТЕРИОЛОГИЧЕСКОЙ ПЕРСПЕКТИВЕ (СОЦИАЛЬНЫЕ И ДУХОВНЫЕ РИСКИ)

Аннотация. В статье анализируется ряд проблемных комплексов, связанных с оценкой и прогнозированием социальных и духовных рисков использования биомедицинских технологий продления жизни. На сегодня существенной частью широкого трансгуманистического тренда становится выявление технологических подходов к решению задачи увеличения продолжительности человеческой жизни. Данная задача, пришедшая на смену существовавшей в традиционном обществе задаче непосредственной отсрочки смерти, в рамках трансгуманистической концепции и соответствующего идеологического движения имеет весомый потенциал и оказывает влияние на политическую, экономическую, социальную и духовную сферы жизни общества, задавая векторы их развития. В то же время бесконтрольное развитие технологического аспекта медицины, не обеспеченное оценкой существующих социальных и духовных рисков, может повлечь негативные последствия, связанные с экономическим расслоением, замедлением циркуляции элит и утратой человечеством представления о себе как об уникальном Божественном творении. Задача оценки и прогнозирования последствий использования биомедицинских технологий продления жизни междисциплинарна и может решаться в рамках различных естественных, философских, социально-политических дисциплин, среди которых важное место занимает христианская теология (в частности, учение о грехе, антропология, этика и святоотеческое богословие). Основным выводом статьи следует считать тезис, что продолжительность человеческой жизни, с позиции христианской морали, не является критерием ее праведности, поскольку оценка жизни человека, как о том свидетельствует Священное Предание, должна основываться исключительно на ее содержании и модальности. Данный факт обусловливает христианское отношение к биомедицинским технологиям продления жизни: они не добро или зло сами по себе, однако потенциально содержат риски, связанные с перечисленными социальными последствиями и их влиянием на духовную жизнь человека.

Ключевые слова: трансгуманизм, постгуманизм, риски, биомедицинские технологии, гуманистическая антропология

© А. Р. Макаев, 2023

59

Для цитирования: Макаев А. Р. Биомедицинские технологии продления жизни в сотериологической перспективе (социальные и духовные риски) // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. 2023. № 41. С. 59-67. DOI: 10.24412/22245391-2023-41-59-67

Сведения об авторе: Макаев Артем Радикович — лаборант кафедры политологии и социологии Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3585-4757 (Россия, г. Москва). E-mail: Makaev.AR@rea.ru

Поступила в редакцию 29.08.2022 Принята к публикации 20.01.2023

На сегодня интерес к уровню научной проработки и открывающимся перспективам развития биомедицинских технологий отмечается в рамках различных религиозных, общественных, культурных и научных сред. Понимание тенденций формирования и распространения новых биомедицинских технологий — важный фактор для их объективной оценки и своевременного прогнозирования потенциальных рисков их применения. В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» постулируется, что «развитие биомедицинских технологий значительно опережает осмысление возможных духовно-нравственных и социальных последствий их бесконтрольного применения»1, а крупный исследователь отечественной философской традиции А. П. Козырев отмечает, что наиболее актуальной проблемой современной философии становится ответ на вопрос о природе человека: по его мнению, «сегодня и трансгуманизм, и постгуманизм по-своему призывают нас преодолеть человека, дополнить человека. В связи с этим очень важным направлением сегодня становятся биоэтические исследования»2.

Биомедицинские технологии продления жизни — часть широкого тренда, который в современных философских и социально-политических исследованиях принято называть трансгуманизмом. Данным термином обозначаются философская концепция и международное идеологическое движение, в основе которого лежит стремление к технологической трансформации человека в трансчеловека, фактически призванного стать очередным звеном эволюции. Данное понимание берет свое начало в гуманистической антропологии, которая воспринимает человека как микрокосм в макрокосме — самодостаточное и

1 Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека. М., 2018. С. 90.

2 Козырев А. П. Известный философ рассказал о главных проблемах человечества // Сайт информационного агентства «РИА Новости». URL: https://ria.ru/20211118/filosof-1759628701.html (дата обращения: 25.06.2022).

совершенное существо, существование которого имеет высшую ценность. Согласно трансгуманистической концепции, «эволюция» человека в трансчеловека осуществляется в соответствии с необходимостью решения спектра задач, сводящихся к трем основным направлениям — иммортализму, искусственному интеллекту и нанотехнологиям. Такие направления трансгуманистических разработок, как искусственный интеллект и нанотехнологии, преследуют цель разработки механизмов, которые имели бы потенциал замены человеческой деятельности в той или иной сфере на автоматику. Под иммортализмом же ученые понимают «доктрину, провозглашающую основной ценностью человеческую жизнь»3. В технологическом отношении данное исследовательское направление «ставит своей целью продление жизни людей и достижение в конечном счете неограниченного долголетия»4. Принципиален тот факт, что биомедицинские технологии продления жизни не утопия, а вполне вероятная и возможная опция будущего. В частности, идет речь о СККРИ и генной терапии (технологии, активно развивающиеся и уже сейчас применяющиеся в целях борьбы с генетическими заболеваниями), манипуляциях со стволовыми клетками (сигнальный путь ШШ, разработка регенеративных лекарств, позволяющих противостоять болезни Альцгеймера), использовании сенолитических препаратов и т. д.

В данном контексте следует отметить, что актуализация вопроса о необходимости увеличить продолжительность человеческой жизни — не специфическое достижение трансгуманизма. Большую часть своей истории люди были озабочены возможностью отсрочить смерть. На протяжении веков жители различных государств, которые подчас даже не имели общих границ, умирали от аналогичных причин — войн, голода и смертоносных болезней: оспы, кори, временами чумы. Медиевисты отмечают существование особой «триады смерти» или «триады бедствий» средневековой Европы: «.большинство населения балансирует на грани выживания, жизнь — страшно хрупка. Материальная необеспеченность вызывает у человека чувство неуверенности и тревоги. Никто и ничто не может гарантировать благополучие завтрашнего дня: стихийные бедствия, неурожаи, войны и болезни непредсказуемы. Так называемый биологический "старый порядок" означал равенство шансов жизни и смерти, их взаимное уравнивание. Можно отметить высокую рождаемость и высокую смертность. Незначительный естественный прирост сменяется его убылью вследствие голода, болезней и войн»5. Однако на современном этапе развития цивилизации данные бедствия были нивелированы (либо уровень их опасности стал значительно ниже), поэтому потребность в непосредственной отсрочке неминуемой смерти, на первый взгляд, отпала. На самом же деле

3 Луков В. А. Трансгуманизм // Знание. Понимание. Умение. 2017. № 1. С. 246.

4 Там же.

5 Козьякова М. И. История. Культура. Повседневность. М., 2013. С. 342.

она начала трансформироваться в стремление непосредственного продления жизни. Именно это привело к тому, что в определенный момент общественное сознание все более системно стало усваивать трансгуманистические выкладки.

На сегодня вариативность решения многих задач иммортализма определяется активным развитием медикаментозных и генетических технологий. Концептуальной основой гуманитарных исследований в рамках данной темы служит ряд известных западных исследований: в первую очередь это работа Ф. Фу-куямы «Наше постчеловеческое будущее»6, бестселлеры Ю. Харари «Homo Deus: краткая история будущего»7 (здесь автор рассматривает трансгуманизм как системную концепцию, из которой следует необходимость продления жизни ради реализации еще более масштабной задачи — достижения человеком блаженства и «божественности» — совокупности качеств, которые нельзя свести даже к бессмертию) и «21 урок XXI века»8. Именно на этой основе чаще всего осуществляются оценка рисков разработки и использования биомедицинских технологий и построение прогнозов их влияния на будущее общества (в особенности это касается отечественных трудов). Таким образом, проблемное поле критических исследований иммортализма определяется, как правило, выводами и прогнозами Ф. Фукуямы, Ю. Харари и работой в направлениях, заданных самими теоретиками трансгуманизма — Р. Эттингером9 (автор бестселлера «Перспективы бессмертия», впервые изданного в 1964 г.), К. Дрекслером10, М. Мински11 и др.

С известной долей условности можно утверждать, что само событие смерти не меняется с течением истории, однако существенно трансформируется его восприятие. На сей день исчезли причины, вызывавшие смерть (часто раннюю) в традиционном обществе. Современный человек воспринимает смерть как очевидно неестественное явление и нарушение своего права на жизнь. К данному, либеральному по своей сути, пониманию следует добавить то, что причиной смерти, согласно концепции трансгуманизма, становится только специфический технический сбой в функционировании микрокосма (человеческого организма), обусловленный другими техническими неполадками. Поэтому, с позиций той же концепции, и решаться проблема краткости жизни должна в технической плоскости. На данный момент большая часть фундаментальных исследований в области anti-aging medicine (антивозрастной медицины) уже проведена, а концептуальной

6 Фукуяма Ф. Наше постчеловеческое будущее: Последствия биотехнологической революции. М., 2004. 349 с.

7 Харари Ю. Homo Deus: Краткая история будущего. М., 2022. 496 с.

8 Харари Ю. 21 урок для XXI века. М., 2019. 416 с.

9 Эттингер Р. Перспективы бессмертия. М., 2003. 264 с.

10 Дрекслер Э. Всеобщее благоденствие. Как нанотехнологическая революция изменит цивилизацию. М., 2014. 504 с.

11 Мински М. Фреймы для представления знаний. М., 1979. 152 с.

основой данных исследований стала приведенная «технологическая» интерпретация. В пользу актуальности проблематики продления жизни свидетельствует то, что крупные корпорации (например, Google Ventures) активно инвестируют в рынок биомедицинских исследований, видя его перспективы в условиях современного общества и предвкушая приумножение вложенных средств.

Кроме потенциального блага, биомедицинские технологии продления жизни несут и значительные социальные риски: вечная молодость может стать уделом лишь определенной прослойки богатых граждан, что приведет к биологическому и возрастному расслоению общества. В работах К. Льюиса есть формулировка, достойно описывающая данный факт: «Человек отменяется»12. Подобным образом рассуждали и философы-постмодернисты: М. Фуко полагал, что нововременной дискурс о человеке, сменивший теологический дискурс Средних веков, тоже вскоре перестанет быть привилегированным дискурсом европейской культуры: «.когда сменятся диспозиции современного мышления, <...> человек исчезнет, как исчезает лицо, начертанное на прибрежном песке»13. Кроме того, говоря о рисках, необходимо заметить, что новая политико-экономическая элита имеет шанс стать несменяемой. Данный тренд активно рассматривается в рамках современной массовой культуры, что вызывает надежду на адекватную и объективную оценку описываемых технологий с позиции не только биологии, но и философии, в особенности христианской. В том же контексте следует рассматривать вопрос экономической рентабельности применения биомедицинских технологий продления жизни: с одной стороны, уже применяемая врачами с целью лечения наследственных заболеваний генная терапия совершенствуется, становясь все более дешевой, с другой — ее применение может привести к крайне нестандартной экономической ситуации, связанной с имущественным расслоением. Кроме того, существует аспект применения биомедицинских технологий, связанный с рекомбинацией наследственного материала в эмбриональных клетках. Не рассматривая подробно техническую сторону данного процесса, необходимо четко обозначить, что православный взгляд всегда исходил из статуса эмбриона как полноценного человеческого существа. Именно из признания данного тезиса следуют все оценки соответствующих биомедицинских технологий, вне зависимости от области их применения.

Очевидны и духовные риски, которые несет неосторожная разработка биомедицинских технологий продления жизни вне их публичной адекватной оценки. Основные духовные риски связаны с утратой человечеством представления о себе как об уникальном Божественном творении. Данный факт порождает существенные этические проблемы, поскольку существование самобытной этики

12 Льюис К. Собрание сочинений: в 8 т. М., 2003. Т. 3. За пределы безмолвной планеты. Пере-ландра. С. 395.

13 Фуко М. Слова и вещи. СПб., 1994. С. 19.

представляет собой спорный философский вопрос, а попытки обоснования ее возможности часто встречают непреодолимые препятствия (например «принцип "гильотины Юма", утверждающий логическую невозможность выведения прескриптивных высказываний из дескриптивных»14). Наиболее адекватный критерий оценки, с которым можно подойти к траекториям развития общества, в данном случае — христианская этика, которая не стоит на позициях непримиримого противостояния достижениям медицины, а напротив, помогает создать объективные прогнозы относительно того, к чему может привести существенное увеличение продолжительности человеческой жизни в нравственном отношении. Оценка перспектив долголетия может быть дана на основе Священного Предания. Святитель Игнатий (Брянчанинов) писал, что «земная жизнь, дана человеку милосердием Творца для того, чтобы человек употребил ее на свое спасение»15, а также, если следовать Евангельскому закону и совокупному мнению святых отцов, и на спасение своих ближних. В то же время, отмечает преподобный Иоанн Касси-ан Римлянин, «всякая долговременность настоящей жизни кажется ничтожной перед продолжительностью будущей славы, и все скорби исчезнут от созерцания безмерного блаженства»16. Таким образом, можно сделать вывод, что христианская оценка человеческой жизни исходит из ее содержания и модальности: иными словами, нет ничего плохого в самом факте длительной жизни (как и в факте жизни краткой), если она наполнена не грехом, а доброделанием.

Источники

1. Марк (Лозинский), игум. Симфония по творениям святителя Игнатия, епископа Кавказского и Черноморского. М., 2001.

2. О постановлениях монастырских. Труд преподобного Иоанна Кассиана, переведенный святителем Игнатием (Брянчаниновым). М., 2016.

3. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека. М., 2018.

4. Фуко М. Слова и вещи. СПб., 1994.

5. Фукуяма Ф. Наше постчеловеческое будущее: Последствия биотехнологической революции. М., 2004.

6. Харари Ю. 21 урок для XXI века. М., 2019.

7. Харари Ю. Homo Deus: Краткая история будущего. М., 2022.

14 Серапион (Митько), игум. Православная миссиология в системе теологического знания: дисс. ... д-ра теол. М., 2019. С. 62.

15 Марк (Лозинский), игум. Симфония по творениям святителя Игнатия, епископа Кавказского и Черноморского. М., 2001. С. 317.

16 О постановлениях монастырских. Труд преподобного Иоанна Кассиана, переведенный святителем Игнатием (Брянчаниновым). М., 2016. С. 317.

Литература

1. Дрекслер Э. Всеобщее благоденствие. Как нанотехнологическая революция изменит цивилизацию. М., 2014.

2. Козырев А. П. Известный философ рассказал о главных проблемах человечества // Сайт информационного агентства «РИА Новости». URL: https://ria.ru/20211118/ filosof-1759628701.html (дата обращения: 25.06.2022).

3. Козьякова М. И. История. Культура. Повседневность. М., 2013.

4. Луков В. А. Трансгуманизм // Знание. Понимание. Умение. 2017. № 1. С. 245-252.

5. Льюис К. Собрание сочинений: в 8 т. М., 2003. Т. 3. За пределы безмолвной планеты. Переландра.

6. Мински М. Вычисления и автоматы. М., 1971.

7. Мински М. Фреймы для представления знаний. М., 1979.

8. Серапион (Митько), игум. Православная миссиология в системе теологического знания: дисс. ... д-ра теол. М., 2019.

9. Эттингер Р. Перспективы бессмертия. М., 2003.

Artem R. Makaev

BIOMEDICAL LIFE EXTENSION TECHNOLOGIES IN A SOTERIOLOGICAL PERSPECTIVE (SOCIAL AND SPIRITUAL RISKS)

Abstract. The article analyzes a number of problematic complexes related to the assessment and prediction of social and spiritual risks of using biomedical life extension technologies. To date, an essential part of the broad transhumanistic trend is the identification of technological approaches to solving the problem of increasing human life expectancy. This task, which replaced the task of immediate postponement of death that existed in traditional society, within the framework of the transhumanist concept and the corresponding ideological movement, has significant potential, and also influences the political, economic, social and spiritual spheres of society, setting the vectors of their development. At the same time, the uncontrolled development of the technological aspect of medicine, not provided with an assessment of existing social and spiritual risks, can lead to negative consequences associated with economic stratification, slowing down the circulation of elites and the loss of humanity's idea of itself as a unique Divine creation. The task of assessing and predicting the consequences of using biomedical life extension technologies is interdisciplinary and can be solved within the framework of various natural, philosophical, and socio-political disciplines, among which Christian theology occupies an important place (in particular, the doctrine of sin, anthropology, ethics, as well as patristic theology). The main conclusion of the article should be considered the thesis that the duration of human life, from the standpoint of Christian morality, is not a criterion of its righteousness, since the assessment of human life, as evidenced by the Sacred Tradition, should be based solely on its content and modality. This fact determines

the Christian attitude to biomedical life extension technologies: they are not good or evil in themselves, but potentially contain risks associated with the listed social consequences, as well as their impact on the spiritual life of a person.

Keywords: transhumanism, posthumanism, risks, biomedical technologies, humanistic anthropology

For citation: Makaev A. R. Biomeditsinskie tekhnologii prodleniia zhizni v soteriologiches-koi perspektive (sotsial'nye i dukhovnye riski) [Biomedical Life Extension Technologies in a Soteriological Perspective (Social and Spiritual Risks)]. Vestnik Ekaterinburgskoi dukhovnoi seminarii — Bulletin of the Ekaterinburg Theological Seminary, 2023, no. 41, pp. 59-67. DOI: 10.24412/2224-5391-2023-41-59-67

About the author: Makaev Artem Radikovich — Laboratory Assistant of the Department of Political Science and Sociology at the Plekhanov Russian University of Economics, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3585-4757 (Russia, Moscow). E-mail: Makaev.AR@rea.ru

Submitted on 29 August, 2022 Accepted on 20 January, 2023

References

1. Drexler E. Vseobshchee blagodenstvie. Kak nanotekhnologicheskaia revoliutsiia izmenit tsi-vilizatsiiu [Radical Abundance. How A Revolution in Nanotechnology Will Change Civilisation]. Moscow, 2014.

2. Ettinger R. Perspektivy bessmertiia [The Prospects of Immortality]. Moscow, 2003.

3. Fukuyama F. Nashe postchelovecheskoe budushchee: Posledstviia biotekhnologicheskoi revoliu-tsii [Our Posthuman Future: Consequences of the Biotechnology Revolution]. Moscow, 2004.

4. Foucault M. Slova i veshchi [Words and Things]. Saint Petersburg, 1994.

5. Harari Yu. 21 urok dlia XXI veka [21 Lessons for the 21st Century]. Moscow, 2019.

6. Harari Yu. Homo Deus: Kratkaia istoriia budushchego [Homo Deus: A Brief History of the Tomorrow]. Moscow, 2022.

7. Kozyakova M. I. Istoriia. Kultura. Povsednevnost' [History. Culture. Everyday life]. Moscow, 2013.

8. Kozyrev A. P. Izvestnyi filosof rasskazal o glavnykh problemakh chelovechestva [A Famous Philosopher Spoke About the Main Problems ofMankind]. Available at: https://ria.ru/20211118/ filosof-1759628701.html (accessed: 25.06.2022).

9. Lewis C. Sobranie sochinenii: v 8 t. T. 3. Za predely bezmolvnoi planety. Perelandra [Collected Works, in 8 vols. Vol. 3. Out of the Silent Planet. Perelandra]. Moscow, 2003.

10. Lukov V. A. Transgumanizm [Transhumanism]. Znanie. Ponimanie. Umenie — Knowledge. Understanding. Skill, 2017, no. 1, pp. 245-252.

11. Mark (Lozinskii), igum. Simfoniia po tvoreniiam sviatitelia Ignatiia, episkopa Kavkazsko-go i Chernomorskogo [Symphony Based on the Works of St. Ignatius Bishop of the Caucasus and the Black Sea]. Moscow, 2001.

12. Minskii M. Freimy dlia predstavleniia znanii [A Framework for Representing Knowledge]. Moscow, 1979.

13. Minskii M. Vychisleniia i avtomaty [Computations and Automata]. Moscow, 1971.

14. O postanovleniiakh monastyrskikh. Trud prepodobnogo Ioanna Kassiana, perevedennyi svi-atitelem Ignatiem (Brianchaninovym) [On the Monastic Resolutions. The Work of St. John Cassian, Translated by St. Ignatius (Bryanchaninov)]. Moscow, 2016.

15. Osnovy sotsialnoi kontseptsii Russkoi Pravoslavnoi Tserkvi. Osnovy ucheniia Russkoi Pra-voslavnoi Tserkvi o dostoinstve, svobode i pravakh cheloveka [The Foundations of the Social Concept of the Russian Orthodox Church. Russian Orthodox Church's Fundamentals of Teaching About Dignity, Freedom and Human Rights]. Moscow, 2018.

16. Serapion (Mitko), igum. Pravoslavnaia missiologiia v sisteme teologicheskogo znaniia [Orthodox Missiology in the System of Theological Knowledge]. Moscow, 2019.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.