Научная статья на тему 'БИОЛОГИЯ СЕРОЙ ВОРОНЫ CORVUS CORNIX В НИЗОВЬЯХ РЕКИ УРАЛ'

БИОЛОГИЯ СЕРОЙ ВОРОНЫ CORVUS CORNIX В НИЗОВЬЯХ РЕКИ УРАЛ Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
37
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «БИОЛОГИЯ СЕРОЙ ВОРОНЫ CORVUS CORNIX В НИЗОВЬЯХ РЕКИ УРАЛ»

ISSN 1026-5627

Русский орнитологический журнал 2023, Том 32, Экспресс-выпуск 2338: 3862-3867

Биология серой вороны Corvus cornix в низовьях реки Урал

А.С.Левин, Б.М.Губин

Второе издание. Первая публикация в 1978*

Серая ворона Corvus cornix распространена очень широко. Она населяет северные европейские страны, всю среднюю и восточную Европу, Азию до реки Енисей. Значительное количество работ посвящено изучению биологии, экологии и хозяйственного значения этого вида в разных частях ареала (Шкатулова 1959; Чмутова 1963; Бойко 1972). Что же касается вороны казахстанской части ареала, то биология и значение её освещены лишь в общих чертах (Гаврин 1974). Исследование данного вида имеет большое практическое значение, так как вороны тяготеют к жилью человека в период гнездования и на местах зимовок и держатся зимой большими скоплениями в городах и сёлах (Константинов 1967).

Материал данной статьи собран в пойме реки Урал в 60 км выше Гурьева с 15 марта по 25 октября 1975. Гнездятся здесь серые вороны в негустых участках пойменного леса, в группах или на одиночных ивах по берегам озёр, каналов, стариц. Численность их на гнездовье довольно высокая. Гнёзда располагаются на расстоянии 400-600 м одно от другого, а в некоторых случаях и ближе (минимальное расстояние 260 м).

Выбрав гнездовой участок, пара приступает к строительству гнезда. В это время птицы агрессивны и прогоняют со своего участка не только других ворон, но и сорок Pica pica, грачей Corvus frugilegus, галок Corvus monedula на 200-300 м от гнезда. Первое строящееся гнездо найдено 19 марта; 21 марта застали начало строительства другого гнезда, а с 25 марта строили уже все птицы. В сооружении гнезда участвуют, как правило, оба партнёра. За 1 ч (с 10 до 11 ч) строящие вороны прилетали 8 раз, причём трижды - парой: пока одна укладывала веточку, вторая сидела с материалом рядом с гнездом или на его краю и ждала своей очереди. Следующий час они не строили, но держались в районе гнезда или кормились на берегу реки. Через несколько дней эта же пара с 7 до 17 ч при выстилании гнезда имела следующую активность: в первые 2 ч приносили материал 7 и 8 раз. Затем число прилётов снизилось: с 9 до 10 ч они прилетали 2 раза и в последующие часы - соответственно 2, 3, 7, 2, 1 и 2 раза, большей частью парой; с 16 до 17 ч птицы не строили. При укладке строительного материала они проводили в гнезде от 1 до

* Левин А.С., Губин Б.М. 1978. Биология серой вороны в низовьях Урала IIБиология птиц в Казахстане. Алма-Ата: 94-98.

3-5 мин. Веточки собирали либо непосредственно под деревом, либо парой улетали на 100-200 м от гнезда. В конце марта - начале апреля продолжительность периода строительства для двух гнёзд — 10 и 12 дней, для гнезда, сооружаемого в конце апреля — 8 дней. По-видимому, в последнем случае гнездование возобновилось повторно, и вследствие этого время строительства сократилось. Обычно вороны ежегодно строят новое гнездо, но иногда подновляют старое и в нём выводят потомство. Так, из 42 гнёзд 3 было сооружено на базе прошлогодних. Если на дереве есть старые гнёзда, то птицы строят новое всегда выше них.

Подавляющее большинство гнёзд (40 из 42) располагалось на ивах и по 1 на лохе и карагаче. Такое соотношение объясняется преобладанием ивовых деревьев и редкой встречаемостью других пород в пойме Урала. Гнёзда устраиваются в развилке главного ствола (71%), реже — в разветвлении бокового (29% случаев). Для их сооружения птицы выбирают более крупные и густые деревья. Несмотря на крупные размеры, большинство гнёзд замаскировано. Размещаются они на высоте 4-11 м, в среднем по 39 гнёздам — 7.4 м, при высоте деревьев 7-15 м.

Гнёзда представляют собой довольно массивные чашеобразные сооружения, основание которых сложено из сухих ивовых веток, стенка — из более мелких веточек ивы, корешков, луба, кусочков коры, перекати-поля, в 2 гнёздах было немного земли. Выстланы они либо только шерстью, либо шерстью с примесью луба и лишь в одном гнезде преобладал луб. Выстилка обычно обильная, мягкая, имеет хорошие теплоизоляционные свойства, что является приспособлением к раннему гнездованию. Размеры по 4 гнёздам, мм: диаметр гнезда 270-480, в среднем 353; высота гнезда 270-460, в среднем 325; диаметр лотка 190, глубина лотка 115-120.

Откладка яиц начинается сразу же после окончания строительства. В одном гнезде 5 и 6 апреля птицы носили строительный материал, а 7 апреля было отложено первое яйцо, но вороны продолжали носить выстилку. Откладка яиц проходит довольно дружно. В самом раннем гнезде первое яйцо появилось 31 марта, в первой декаде апреля кладка была начата в 13 гнёздах, во второй декаде — в 7, и в одном гнезде яйца появились в конце апреля. Яйца откладываются ежедневно с промежутком в 24 ч. В литературе есть указания, что после первых 2-3 яиц вороны делают суточный перерыв (Чмутова 1963; Птушенко, Иноземцев 1968). Другие считают, что яйца откладываются через день (Рустамов, Мустафаев 1958). У серых ворон обследованного нами района этого не наблюдалось.

В полной кладке 2-6 яиц, в среднем 4.7 яйца. По устному сообщению В.В.Хрокова, одно из найденных в 1974 году здесь же гнёзд содержало 7 яиц. 33 гнезда, для которых установлена полная кладка, имели: в 1 гнезде — 2 яйца, в 1 — 3, в 15 — 4, в 12 — 5 и в 4 — 6 яиц. Яйца голубого,

голубовато-зелёного или бирюзового цвета с размытым буровато-зелёным крапом по всей скорлупе, а у половины осмотренных нами кладок имелись ещё чёрные точки и чёрточки на тупом конце, образующие иногда «шапочку» или «венчик».

Кладку насиживает лишь самка, самец в это время держится в районе гнезда, охраняя его от других ворон, сорок, хищников. Самку на гнезде он, по-видимому, не кормит. Однажды видели, как самец отдавал самке корм в 30 м от гнезда. По наблюдениям других авторов, самец кормит самку на протяжении всего инкубационного периода (Птушен-ко, Иноземцев 1968). Довольно часто самка слетает с гнезда. Учёт, проведённый с 6 до 10 ч у гнезда во время насиживания, показал, что за 4 ч птица покидала его 5 раз на 8-31 мин. Прилетающий самец садился в 30-50 м, издавал несколько каркающих звуков, и самка с криком слетала к нему. Кормились они на расстоянии 50-500 м, чаще всего на берегу реки, реже на степных участках поймы. Затем самец сопровождал самку до гнезда, сидел несколько минут в 20-30 м от него и улетал. Насиживает кладку самка довольно плотно, часто подпускает к гнездовому дереву и слетает, когда наблюдатель начинает взбираться на него или делает резкое движение рукой. Вообще же в данном районе вороны не боязливы, порой кормятся или пролетают в 10-15 м от человека.

Период насиживания составил 18-23, в среднем 19.4 дня (13 гнёзд). В 3 гнёздах птицы насиживали 18 дней, в 5 — 19, в 4 — 20 и в 1 — 23 дня. Срок насиживания, равный 19-20 дням, приводится для Московской области (Чмутова 1963) и Кандалакшского заповедника (Бойко 1972).

Вылупление птенцов происходит с конца второй декады апреля до июня. Появление первых птенцов отмечено 19 апреля, а с 23 апреля уже началось массовое выклёвывание; в третьей декаде апреля птенцы вылупились в 14 гнёздах, в первой декаде мая — в 7, во второй — в 5 и в 1 гнезде — в первой декаде июня. В 3 гнёздах птенцы выклёвывались за 1-4 дня. В 4 гнёздах в день вылупления — 1 птенец, в 8 — 2, в 5 — 3. Эти факты говорят о том, что инкубация начинается обычно после откладки второго яйца, реже первого или третьего. В более северных районах вороны начинают плотно насиживать с пятого яйца (Бойко 1972).

Отход яиц незначителен. Из 7 гнёзд, в которых удалось проследить вылупление, лишь в 2 оказались неоплодотворённые яйца, что составляло 6.2% от 32 отложенных яиц. Число птенцов почти во всех гнёздах было меньше числа яиц. Так, в одном гнезде 1 мая птица сидела на 6 яйцах, 2 мая в нём было уже 2 птенца, одно наклюнутое и одно целое яйцо. При проверке 19 мая в гнезде осталось 2 птенца. В другом гнезде 23 апреля птица сидела на 5 яйцах, а 25 апреля вечером в гнезде находилось лишь 3 птенца, вылупившихся утром этого же дня. Наблюдения показали, что исчезновение части потомства происходит в день появления птенцов на свет либо вскоре после этого. Неоплодотворённые яйца

обычно остаются в гнёздах, следовательно, можно предполагать пропажу птенцов, а не яиц. Из 19 гнёзд с прослеженной судьбой в 16 произошло уменьшение числа птенцов; в 7 — на одного, в 7 — на двух, в 1 — на трёх ив 1 — на четырёх. Упоминание о возможном исчезновении птенцов воробьиных в первые дни после вылупления имеется у В.В.Бианки с соавторами (1967). В литературе описаны случаи, когда родители выбрасывали из гнезда отдельных птенцов, поведение которых отличалось от стереотипа, но это случалось не в момент вылупления, а позже (Строков 1968). Создаётся впечатление, что вороны съедают или выбрасывают новорождённых птенцов и таким способом регулируют величину выводка, уменьшая его с 5-6 до 2-4. Вероятно, какая-то часть птенцов гибнет и вследствие разновозрастности. То же наблюдал А.Ф.Ковшарь в 1971-1975 годах у чёрной вороны Corvus corone orientalis в Заилийском Алатау, в одном из гнёзд потомство исчезало именно в день вылупления.

В выкармливании птенцов принимают участие обе птицы в равной мере. К гнезду с 5 птенцами двухнедельного возраста с 8 до 10 ч самка прилетала 6 раз, самец — 5, причём дважды они появлялись вместе. В другом гнезде с 2 птенцами того же возраста 1 июля птицы кормили следующим образом: с 7 до 8 ч партнёры покормили по 1 разу, с 8 до 9 ч по 3 и с 9 до 10 ч прилетали 3 раза самец и 2 раза самка. Время, которое птицы находились в гнезде, равнялось 40-60 с. Птенцов перед вылетом в этом же гнезде в пасмурный ветренный день самец и самка покормили с 6 до 10 ч всего 9 раз. Корм собирали на берегу реки в 200-400 м от гнезда. Основной пищей птенцам служит снулая рыба, лягушки и моллюски (охоту на лягушек неоднократно отмечали при проведении учётов). Пара ворон, гнездо которых находилось в 200 м от лагеря, пользовалась рыбными отбросами экспедиции. Они настолько привыкли к людям, что свободно подбирали рыбу в 10-15 м от человека. Вороны, живущие в стороне от реки, приносят птенцам, по-видимому, саранчовых и даже, при случае, многочисленных там мышевидных грызунов. Одни птицы летят с кормом прямо в гнездо, другие ведут себя осторожно, присаживаются на соседние деревья, подолгу осматриваются и, убедившись, что опасности нет, перелетают на гнездо. Фекальные капсулы птенцов, вероятно, съедают, так как за 9 ч наблюдений у гнёзд с птенцами разного возраста нам ни разу не удалось видеть птицу с помётом.

Только что вылупившиеся птенцы покрыты негустым серым пухом, расположенным на надглазничных, затылочной, спинной, плечевых, локтевых и бедренных птерилиях. Кистевая, крылышковая и копчиковая птерилии рудиментарны. Слуховые проходы и глаза закрыты. Развитие птенцов идёт следующим образом: на 6 -7-й день жизни открываются слуховые проходы, под кожей просматриваются пеньки маховых и перьев спинной птерилии, на 9-10-й день приоткрываются глаза и начинают лопаться пеньки второстепенных маховых. К 12-ти дням раз-

ворачиваются опахала перьев на всех птерилиях, а в возрасте 17-20 дней птенцы покрыты кисточками перьев и в присутствии человека затаиваются. В 27-30 дней они полностью оперены и, если их потревожить, могут выпрыгивать из гнезда, хотя нормально ещё не летают.

Вылет птенцов наступает на 31-35-й день после вылупления. Из 12 гнёзд с установленными сроками вылета 1 гнездо было оставлено птенцами на 31-й день, 2 — на 32-й, 8 — на 33-й и 1 — на 35-й день. Птенцы покидают гнездо не одновременно. В первый день за его пределами оказывается 1 или 2 птенца, а на следующий или даже через день и остальная часть выводка. Так, 19 мая на краю гнезда сидел один птенец, другие находились в нём, 20 мая два птенца были уже в 4 м от гнезда на нижних ветках. Через 2 дня после вылета выводок обнаружили в 30 м от гнездового дерева. Птенцы могли уже перепархивать на расстояние нескольких метров. В это время выводок хорошо заметен, так как молодняк при кормлении громко кричит. При приближении человека птенцы затаиваются в кроне дерева и позволяют подойти довольно близко. На 12-13-й день после вылета они уже улетают при приближении людей.

Вылет птенцов из разных гнёзд происходит довольно дружно. Первые слётки отмечены 20 мая, в третьей декаде мая гнёзда покинули 11 выводков, в первой декаде июня — 3 и из одного гнезда птенцы вылетели 19 июня. В течение 2-3 недель семья держатся на своих гнездовых участках. Взрослые продолжают кормить хорошо летающих молодых, которые и на земле, и в воздухе с криком преследуют родителей, требуя пищи. Как только молодые начинают уверенно летать, выводки перебираются к реке или к старицам, где им прокормиться значительно легче. В этот период семьи перемешиваются и можно видеть рядом двух молодых меченых птиц, относящихся к разным выводкам. Окольцованные птенцы отмечались до конца августа, после чего их не встречали. Так, 15 августа две молодые птицы требовали у родителей корм в районе гнезда. Меченная птица от другого гнезда встречена 26 августа. Позже, по всей вероятности, они откочёвывали на более благоприятные в кормовом отношении участки.

Плодовитость серой вороны в данном районе следующая: величина кладки по 23 гнёздам составила 2-6, в среднем 4.7 яйца, вылупилось в среднем 4.3 птенца на гнездо (7 гнёзд). Эмбриональная смертность невелика и составляет 6.2% от 32 яиц в 7 гнёздах, в то же время постэмбриональная смертность велика — 28%. В 17 гнёздах было отложено 135 яиц, а вылетело всего 59 птенцов (из 1 гнезда — 1 птенец, из 1 — по 2, из 6 — по 3, из 7 — по 4 и из 2 — по 5 птенцов). Успешность гнездования в целом у серой вороны невелика: из 42 гнёзд 3 (7.1%) брошены птицами после окончания строительства, 5 (11.9%) разорены с кладками, 8 (19%) погибли с начавшими оперяться или оперёнными птенцами. Успешный вылет птенцов отмечен в 26 гнёздах (62%). Однако гибель птенцов про-

должается и после вылета. Так, мёртвый птенец найден вскоре после вылета в 50 м от гнезда. Гнёзда с кладками и небольшими птенцами разоряют серые вороны и сороки. Постройки ворон используют для вывода потомства чеглоки Falco subbuteo и пустельги Falco tinnunculus, которые изгоняют их из жилых гнёзд. Например, одно жилое гнездо ворон заняли чеглоки и вывели в нём птенцов, другое было отнято у ворон парой пустельг, которых вскоре вытеснили чеглоки.

Календарные сроки размножения серой вороны довольно сжаты. Яйца разной степени насиженности встречаются в гнёздах с конца марта до середины мая. Пик начала откладки яиц в гнёздах ворон приходится на первую декаду апреля. Продолжительность периода гнездования составляет 3 месяца (с 20 марта по 20 июня). Выводят потомство вороны лишь раз в год. Если гибнет кладка или маленькие птенцы, они приступают к повторному размножению, устраивая новое гнездо.

Молодые птицы покидают гнездовые участки, вероятно, раньше, чем взрослые особи. Подтверждением этого являются встречи одной взрослой вороны на её гнездовом участке вплоть до окончания работ (26 октября). Её легко узнавали по голосу, отличающемуся от крика других ворон. Взрослые птицы другой пары, гнездившейся в 300 м от лагеря, также были на своём гнездовом участке до 25 октября, хотя откочёвка ворон из более северных районов происходила в начале октября, а с середины этого месяца шёл массовый их пролёт.

Литер атур а

Бианки В.В., Бойко Н.С., Коханов В.Д., Татаринкова И.П. (1967) 2011. Об экологии серой вороны Corvus cornix на островах и побережье Белого и Баренцева морей // Рус. орнитол. журн. 20 (629): 217-219. EDN: NCUYBT Бойко Н.С. (1972) 2016. Размножение серой вороны Corvus cornix на Кольском полуострове

// Рус. орнитол. журн. 25 (1258): 832-834. EDN: VOARAH Гаврин В.Ф. 1974. Семейство Вороновые - Corvidae // Птицы Казахстана. Алма-Ата, 5: 41121.

Константинов В.М. 1967. О гнездовании серой вороны в условиях культурного ландшафта средней полосы Европейской территории СССР // Экология млекопитающих и птиц. М.: 295-301.

Птушенко Е.С., Иноземцев А.А. 1968. Биология и хозяйственное значение птиц Московской области и сопредельных территорий. М.: 1-461. Рустамов А.К., Мустафаев Г.Т. 1958. Экологический анализ гнездовой жизни вороновых

птиц // Тр. Ин-та зоол. и паразитол. АН ТССР 3: 119-140. Строков В.В. (1968) 2003. Выбрасывание птенцов из гнёзд взрослыми птицами // Рус. орнитол. журн. 12 (223): 565-568. EDN: ISVROV Чмутова А.П. 1963. Особенности развития и размножения птиц (серая ворона) в различных

географических эонах СССР // Бюл. МОИП. Отд. биол. 58, 6: 23-35. Шкатулова А.П. 1959. К биологии серой вороны // Учён. зап. Моск. гор. пед. ин-та им. В.П. Потемкина 104: 259-279.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.