Научная статья на тему 'БИОЛОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА В ИЗУЧЕНИИ БИОЛОГИИ'

БИОЛОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА В ИЗУЧЕНИИ БИОЛОГИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
656
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСПЕРИМЕНТ / БОТАНИКА / ЗООЛОГИЯ / ЖИВОТНЫЕ / РАСТЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фатих Мехмет Гурлек

Эксперимент (от лат. experimentum - проба, опыт) - метод познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления действительности. Отличаясь от наблюдения активным оперированием изучаемым объектом, эксперимент осуществляется на основе теории, определяющей постановку задач и интерпретацию его результатов. Нередко главной задачей эксперимента служит проверка гипотез и предсказаний теории, имеющих принципиальное значение (так называемый решающий эксперимент). В связи с этим эксперимент, как одна из форм практики, выполняет функцию критерия истинности научного познания в целом. Автор считает, что эксперимент проводят большей частью при изучении физиологических процессов. Эксперимент может быть кратковременным и длительным. Отмечается, что примером кратковременного эксперимента или опыта, проводимых па уроках ботаники, являются общеизвестные работы по изучению состава семян, физических свойств почвы, образования крахмала в листьях и т. п.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USING OF BIOLOGICAL EXPERIMENT IN THE STUDY OF BIOLOGY

Experiment (from the Latin experimentum - test experience) is a method of knowledge by the means of which in a controlled of conditions investigated the phenomena of reality. Differing from the active surveillance to handling the object under the theory, the experiment is based on the theory that determines the formulation of the problems and the interpretation of its results. Often, the main objective of the experiment is testing hypotheses and predictions of the theory of fundamental importance (so-called crucial experiment). In the connection with this experiment, as a form of practice, the function of the criterion of validity in the general scientific knowledge. The author believed that the experiment was carried out for the most part in the study of physiological processes. The experiment may be in short-term and long-term. He noted that an example of a short-term experiment or experience held the lessons of botany are well-known studies on the composition of the seeds, the physical properties of the soil, the formation of starch in the leaves, and so on.

Текст научной работы на тему «БИОЛОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА В ИЗУЧЕНИИ БИОЛОГИИ»

MODERN PROBLEMS IN TEACHING OF INFORMATICS

The article is devoted to study of computer science at the school, promotes the development of pupils of modern information technologies. Keep in mind that the general practice of teaching in our country in general education and higher education in many respects continues to be based on theoretical concepts explanatory and illustrative approach, in which the training scheme boils down to three main links: presentation of the material, consolidation and control.

Keywords: information technology,information, informatics teaching knowledge, training scheme.

Сведения об авторе: Музафаров Ниёзбек Азизович, ассистент кафедры основ информационных технологий Таджикского государственного педагогического университета имени С. Айни, e-mail: muzaffarov@mail.ru

Abouth author: Muzafarov Niyozbek Azizovich, an assistant of the chair of basis of information technologies, Tajik State Pedagogical University named after S. Aini, е-mail: muzaffarov@mail.ru

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БИОЛОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА В ИЗУЧЕНИИ БИОЛОГИИ

Фатих М. Г.

Таджикский государственный педагогический университет имени С. Айни

Эксперимент, как метод исследования возник в естествознании нового времени (У. Гильберт, Г. Галилей). Впервые он получил философское осмысление в трудах Ф. Бэкона, разработавшего и первую классификацию экспериментов. Развитие экспериментальной деятельности в науке сопровождалось в теории познания борьбой рационализма и эмпиризма, по-разному понимавших соотношение эмпирического и теоретического знания. Преодоление односторонности этих направлений, начатое немецкой классической философией, нашло завершение в диалектическом материализме, в котором тезис о единстве теоретической и экспериментальной деятельности является конкретным выражением общего положения о единстве чувственного и рационального, эмпирических и теоретических уровней в процессе познания [1].

Эксперимент проводят большей частью при изучении физиологических процессов. Эксперимент может быть кратковременным и длительным.

Примером кратковременного эксперимента или опыта, проводимых па уроках ботаники, являются общеизвестные работы по изучению состава семян, физических свойств почвы, образования крахмала в листьях и т. п. Наиболее простые опыты, такие, как условия прорастания семян, испарение воды листьями учащиеся выполняют дома. Как пример кратковременных опытов, проводимых в курсе физиологии человека, можно назвать работы по выяснению переваривающего действия слюны и желудочного сока.

Биологический эксперимент требует большей частью длительного времени, поэтому его на уроках целиком не проводят, а демонстрируют только постановку опыта и его результаты.

По общей биологии ставят длительные опыты по выяснению влияний различных экологических факторов на организмы, по скрещиванию животных (лабораторные мыши, золотистые хомячки, голуби).

Экспериментальные работы учащиеся обычно проводят в порядке внеурочных занятий (индивидуальных или групповых) в уголке живой природы или на учебно-опытном участке школы.

Наиболее многообразны эксперименты на учебно-опытном участке. Они особенно длительны и занимают весь вегетационный период, т. е. целое лето. Перед учащимися ставят вопросы или задачи, которые решают путем сравнения результатов опыта и контроля (опытные и контрольные растения или животные ставятся в одинаковые условия, кроме одного испытываемого). Во время опыта проводят точные наблюдения с измерениями. Особенное значение имеет правильная фиксация наблюдений и результатов опыта в специальных табличках, позволяющих сравнивать показатели развития и урожайности опытных и контрольных растений и подводящих к выводам. Постановка опытов должна приучать учащихся к дисциплине мысли, к культуре, точности, достоверности и честности в исследованиях [2].

Учащиеся приучаются к постановке эксперимента, начиная с простейших опытов дома и в уголке живой природы, тем самым подготавливаясь к более сложным и длительным опытам на школьном учебно-опытном участке.

Длительные опыты и наблюдения над животными связаны с изучением их поведения. Очень разнообразны опыты по выработке чех или иных условных рефлексов у позвоночных. Работы эти тоже проводят во внеурочное время, а результаты их используют на уроке.

Постановка учебных опытов по разделу "Растения" предусмотрена программой для 6 класса. Эксперимент занимает здесь значительное место-около трети уроков курса 6 класса целиком или частично строится на материале опытов, описание которых приводится в тексте школьного учебника или в заданиях к параграфу.

Общеизвестно большое учебно-воспитательное значение эксперимента в обучении естественным наукам. Особенно велика роль его в преподавании биологии в 6 классе. Она определяется содержанием предмета (значительное место в нем занимает физиологический материал), изначальным местом его в курсе биологии средней школы, возрастными психологическими особенностями детей (преобладание образного, конкретного мышления над абстрактным, неразвитость ряда познавательных умений), дидактическими возможностями биологического эксперимента [2].

Известна роль эксперимента в образовании убеждений, формировании и развитии биологических понятий и материалистического мировоззрения, в развитии познавательных способностей детей, в возникновении и сохранении исследовательского интереса учащихся к биологии. Все это особенно важно для курса биологии 6 класса, в котором учащиеся впервые приступают к систематическому изучению биологии, где закладываются основы материалистического понимания явлений жизни и приобретаются изначальные познавательные и практические умения, необходимые для учебной и производственно-опытнической работы в более старших классах.

Очень важной особенностью учебных опытов в 6 классе является то, что на них у учащихся впервые образуются представления о биологическом эксперименте, формируется ряд специальных и общепознавательных понятий: эксперимент, опыт, контроль, вариант опыта, цель опыта, сравнение, анализ в эксперименте, результат опыта, вывод из опыта и др. Следовательно, готовя демонстрацию опыта, надо планировать и работу с учащимися над данными понятиями - по формированию и развитию их.

Особенностью биологических опытов в 6 классе является то, что с их помощью изучаются сложные процессы жизнедеятельности растения, для понимания которых у учащихся еще нет или недостаточно знаний по физике, химии и некоторых других, составляющих практический опыт человека. Поэтому биологический эксперимент в 6 классе ограничивается изучением внешней стороны явлений (обнаружение явления, выяснение необходимых для него условий, установление зависимости явления от изменения внешних условий), без выяснения существа и механизма процессов.

Программа по биологии в разделе "Животные" не предусматривает проведение опытов с животными, если не считать наблюдения за реакциями дождевого червя на раздражение. Связано это, прежде всего, с большими трудностями обеспечения процесса обучения необходимыми живыми объектами. Многие из них во время изучения раздела "Животные" находятся в природе в спячке, в состоянии покоя на той или иной стадии развития. Их заблаговременная заготовка и содержание требуют создания уголка живой природы, постоянного внимания со стороны учителя биологии, вызывают сложности, связанные с их кормлением, и пр. Однако это не значит, что учитель биологии не может использовать школьный биологический эксперимент как метод обучения при ознакомлении учащихся с изучаемыми в школе типами и классами животных.

Опыты с животными, как правило, связаны с выяснением влияния различных факторов на их жизнедеятельность, выработкой условных рефлексов, изучением ориентирования и т. п. и требуют длительного времени на выполнение.

Опыты по разделу "Животные" в своем большинстве могут быть выполнены учащимися только во внеурочное время, до или после изучения соответствующих вопросов на уроках биологии. Учитывая это, учитель биологии или использует на уроках сообщения учащихся о заранее проведенных опытах, или предлагает провести те или иные опыты в связи с изучаемым материалом и выделяет в дальнейшем время для ознакомления всех учащихся с результатами выполненной неурочной работы.

Длительное время эксперимент по анатомии, физиологии и гигиене человека ставился на острых опытах с лягушкой. Эти опыты позволяли показать такие методы экспериментального

исследования, как работа с изолированными органами (нервно-мышечным препаратом, сердцем), метод разрушения (удаление кожных рецепторов, спинного мозга в опытах по изучению рефлекторной дуги), метод раздражения (рефлексы на спинальной лягушке) и др. Однако теперь, на пороге экологического кризиса, продолжать традиционную систему опытов оказалось сложным, хотя Закон об охране и использовании животного мира допускает подобные виды работ в учебных целях.

Современный научный эксперимент включает несколько стадий. Первая - анализ фактов или теоретических изысканий, на базе которых формулируется проблема, вторая - составление гипотез, решающих ее в форме предположений, третья - выявление следствий, которые бы помогли спланировать эксперимент для проверки правильности гипотезы, четвертая-разработка техники опыта, пятая - его реальное проведение и шестая - вывод, подтверждающий или опровергающий гипотезу. В школьных условиях довольно трудно показать эту систему в целом, однако отдельные стадии эксперимента можно показать школьникам на примере решения экспериментальных задач на постановку гипотезы, па доказательство выдвинутого предположения и на вывод из опыта [2].

Курс общей биологии завершает цикл биологического образования учащихся. В нем изучаются наиболее общие свойства, присущие всем живым организмам, вскрываются основные закономерности живой природы, принципиальные отличия живого от неживого. Наиболее полно и глубоко отражаются взаимосвязи биологических явлений с физическими и химическими. Изучая целый ряд общебиологических наук, учащиеся наряду с теоретическими основами знакомятся и с методами изучения этих наук, в основе которых лежит эксперимент. В этой связи опыты в курсе общей биологии приобретают особую значимость, так как их воспроизведение позволяет не только познать явление или подтвердить теоретический вывод, но и служит неопровержимым доказательством объективности научных знаний о природе, свидетельствует о познаваемости природы человеком.

Одной из важнейших задач заключительного курса биологии является экологическое образование и воспитание учащихся. Решению этой проблемы поможет постановка и проведение опытов, доказывающих загрязнение окружающей среды различными токсичными веществами (газами, солями тяжелых металлов, кислотами). Эти опыты рекомендуется ставить во внеурочное время, а результаты обсуждать на уроке в виде сообщений и докладов.

Литература:

1. Бинас А.В. и др. Биологический эксперимент в школе. - М.: Просвещение, 1990.

2. Верзилин Н.М., Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии. - М.:

Просвещение, 1983.

БИОЛОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА В ИЗУЧЕНИИ БИОЛОГИИ

Эксперимент (от лат. experimentum - проба, опыт) - метод познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления действительности. Отличаясь от наблюдения активным оперированием изучаемым объектом, эксперимент осуществляется на основе теории, определяющей постановку задач и интерпретацию его результатов. Нередко главной задачей эксперимента служит проверка гипотез и предсказаний теории, имеющих принципиальное значение (так называемый решающий эксперимент). В связи с этим эксперимент, как одна из форм практики, выполняет функцию критерия истинности научного познания в целом.

Автор считает, что эксперимент проводят большей частью при изучении физиологических процессов. Эксперимент может быть кратковременным и длительным. Отмечается, что примером кратковременного эксперимента или опыта, проводимых па уроках ботаники, являются общеизвестные работы по изучению состава семян, физических свойств почвы, образования крахмала в листьях и т. п.

Ключевые слова: эксперимент, ботаника, зоология, животные, растения.

USING OF BIOLOGICAL EXPERIMENT IN THE STUDY OF BIOLOGY

Experiment (from the Latin experimentum - test experience) is a method of knowledge by the means of which in a controlled of conditions investigated the phenomena of reality. Differing from the active surveillance to handling the object under the theory, the experiment is based on the theory that determines the formulation of the problems and the interpretation of its results. Often, the main objective of the experiment is testing hypotheses and predictions of the theory of fundamental

importance (so-called crucial experiment). In the connection with this experiment, as a form of practice, the function of the criterion of validity in the general scientific knowledge.

The author believed that the experiment was carried out for the most part in the study of physiological processes. The experiment may be in short-term and long-term. He noted that an example of a short-term experiment or experience held the lessons of botany are well-known studies on the composition of the seeds, the physical properties of the soil, the formation of starch in the leaves, and so on.

Keywords: experiment, botany, zoology, animals, plants.

Сведения об авторе: Фатих Мехмет Гурлек - магистр биологического факультета Таджикского государственного педагогического университета имени С. Айни, e-mail: kamoliddin barotov@mail.ru

АЬо^ author: Fatih Mehmet Gurlek - magister in Chair of General Biology and method of Biology Teaching, Tajik State Pedagogical University named after Sadriddin Ayni, kamoliddin barotov@mail.ru

ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ИГР

В ПРОЦЕССЕ УРОКА

Раджабойев Ф., Маджидова Б.

Таджикский национальный университет Таджикский государственный педагогический университет имени С. Айни

Всем известно, что человек - это разумное существо, которое разумом выбирает свои цели и методы их достижения, разумом решить, как жить и что делать. Почти во всех обществах роль других видов познания не были такими высокими, как роль и место разума. Человек не только воспринимает окружающий мир, но и хочет его понять. Интеллект указывает на способность к осуществлению процесса познания и эффективному решению проблем.

Впервые о существовании индивидуальных различий в умственных (интеллектуальных) способностях заговорил Ф. Гальтон [4, с. 42]. Но он отождествлял интеллект с врожденными психофизиологическими функциями (реакция, чувствительность и т.п.).

В общем виде интеллект - это система психических механизмов, которые обусловливают возможность построения "внутри" индивидуума объективной картины происходящего [13, с. 217].

Л.С. Выготский [2, с. 87] установил связь между эмоциями человека и его мышлением, отмечая, что «мышление возникает только на инстинктивной и эмоциональной базе и направляется именно силами последней». Задолго до зарубежных авторов он указал на совместную работу интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер личности по обеспечению успешного функционирования и адаптации человека в окружающей среде [8, с. 123].

Еще одним важным показателем интеллекта является его организованность, т.е. представление интеллектуальной активности субъекта в виде некоторой структуры с выделением в ней отдельных элементов. Стадии развития интеллекта привязаны к определенному возрасту, но обучение может ускорять их прохождение, а при отсутствии обучения по различным причинам может быть задержка развития. Например, в исследованиях П.Я. Гальперина [3, с. 92] было показано, что при целенаправленном обучении формальные операции появляются уже у старших дошкольников.

Так как интеллект является процессом, динамической характеристикой человека, необходимо учесть, что эта характеристика психической (внутренней) деятельности выражается не посредством успешности решения задач и возможностей обучения. Интеллект и процесс получения новых знаний можно усовершенствовать отчасти путём применения различных интеллектуальных игр во время уроков.

В наши дни особое место в процессе обучения занимает использование так называемых, интеллект-карт. Можно записывать, подчеркивать и выделять главную часть текста разными цветами, чертить схемы, таблицы, диаграммы и графики. Для человеческого мозга гораздо проще и лучше воспринимать информацию наглядно. Для большего доступа к разным родам информации была и разработана теория радиантного мышления, которая предусматривает активного использования интеллект-карту.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.