Научная статья на тему 'Эксперимент на уроке биологии'

Эксперимент на уроке биологии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
788
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Colloquium-journal
Область наук
Ключевые слова
педагогика / биология / эксперимент / ошибки эксперимента. / pedagogy / biology / experiment / experimental errors.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Панкова М. Г., Петренко А. П.

Статья посвящена анализу метода эксперимента на уроках биологии. Приведены примеры основных ошибок проведения эксперимента на уроках биологии. Цель статьи – донести до учителей важность эксперимента на уроке и предотвратить некоторые методологические ошибки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the analysis of the method of experiment in biology class. Examples of the basic errors of the experiment in biology lessons are given. The purpose of the article is to convey to teachers the importance of the experiment in the classroom and to prevent some methodological errors.

Текст научной работы на тему «Эксперимент на уроке биологии»

42 PEDAGOGICAL SCIENCES / <<Ш11ШетУМ~^©УГМА1>>#2126)),2(0]9

УДК:372.857

Панкова М.Г., Петренко А.П.

студенты 4 курса института математики, естествознания и техники Елецкий государственный университет имени И.А. Бунина Научный руководитель: Моргачева Н.В., старший преподаватель Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина

ЭКСПЕРИМЕНТ НА УРОКЕ БИОЛОГИИ

Pankova M. G., Petrenko A.P.

4th year students of the Institute of mathematics, natural science and technology

Bunin Yelets State University Supervisor: Morgacheva N. V., senior lecturer

EXPERIMENT IN BIOLOGY LESSON

Аннотация

Статья посвящена анализу метода эксперимента на уроках биологии. Приведены примеры основных ошибок проведения эксперимента на уроках биологии. Цель статьи - донести до учителей важность эксперимента на уроке и предотвратить некоторые методологические ошибки. Abstract

The article is devoted to the analysis of the method of experiment in biology class. Examples of the basic errors of the experiment in biology lessons are given. The purpose of the article is to convey to teachers the importance of the experiment in the classroom and to prevent some methodological errors.

Ключевые слова: педагогика, биология, эксперимент, ошибки эксперимента. Key words and phrases: pedagogy, biology, experiment, experimental errors.

На уроках биологии можно использовать множество методов обучения, которые помогут ученикам не только лучше усвоить пройденный материал, но и сделать урок более интересным. Одним из них является эксперимент.

Эксперимент является организованной частью обучения и помогает заинтересовать детей предметом и закрепить или дополнить приобретенные знания. Так же он позволяет эффективно воспитывать научный стиль мышления, любознательность, творческое отношение к делу, развивается умственная активность. Ученики проводят опыт самостоятельно, но под присмотром учителя, что позволяет им научиться наблюдать за явлениями, делать выводы, проводить манипуляции. Для этого выбираются темы, в ходе изучения которых возможно осуществить тот или иной опыт. Перед тем как показывать его детям, учитель тщательно его прорабатывает, чтобы избежать непредвиденных обстоятельств. Ведь только при методически правильном опыте дети смогут сделать правильные выводы о результате своего труда.

Биологический эксперимент может быть кратковременным или длительным. Например, рассмотрение под микроскопом биологических препаратов является кратковременным экспериментом. Он не занимает много времени и проводится на уроке или во внеурочной исследовательской деятельности.

Длительные эксперименты проводятся дома или во внеурочной деятельности, так как одного урока для их проведения будет недостаточно. Простые опыты, как прорастание семян, ученики проводят дома. Позже результаты можно использовать во время урока или продемонстрировать постановку опыта.

Для того чтобы разнообразить учебный процесс, учитель постоянно ищет новый материал для

урока. Опыт должен обязательно совпадать с темой урока для того, чтобы ответить на поставленные вопросы. Учитель может его использовать не только для закрепления, но и начать объяснение нового материала с эксперимента. Особенно это актуально для изучения сложной темы, например, «строение головного мозга». Ученикам зачастую довольно сложно усвоить ее и поэтому использование опытов делает ее интереснее.

Зачастую именно от работы учителя зависит успешное протекание эксперимента и закрепление его теории. На плечи педагога ложится ответственность выбора того или иного эксперимента, ведь, одного и того же результата можно достичь разными способами. Например, есть две методики проведения опыта «поглощение корнем растворённого в воде окрашенного вещества». При выборе следует отталкиваться от имеющегося оборудования, сроков проведения и ответственности учеников.

Когда вы определились с выбором, необходимо сначала самому провести эксперимент, убедиться в его выполнимости, а главное, в безопасности. Как только вы убедились в актуальности выбранной работы, стоит позаботиться о раздаточном материале. Хорошо составленная методичка позволит развивать самостоятельный поиск информации у учащихся. Учитель должен понимать все проделываемые действия, чтобы ответить на вопросы учащихся, в том числе по технике эксперимента. Не забывайте, что игнорирование тех или иных вопросов подрывает учительский авторитет. Перед проведением опыта должны быть поставлены задачи и проведен инструктаж. Эксперимент учащиеся проводят индивидуально или по группам. В ходе работы дети решают поставленные задачи и отвечают

«C©yL©qyiym=J©yrMaL»#2î2â),2@19 / PEDAGOGICAL SGQIMGIS

на вопросы. В конце делается вывод, который проверяет учитель. Если были допущены ошибки, то лучше их разобрать со всем классом, так это поможет избежать подобных ошибок у других учеников. Существует несколько типичных ошибок при проведении эксперимента:

- отсутствие контрольной группы,

- отсутствие статистической обработки результатов,

- неправильный анализ результатов.

Контрольная группа необходима для наглядности эксперимента. Ученикам даётся возможность сравнить результат. Очень важно, чтобы две эти группы, контрольная и экспериментальная, отличались лишь по одному признаку - исследуемому. Поскольку в природе не существует идентичных живых объектов, стоит учитывать индивидуальные особенности.

Что касается отсутствия статистической обработки результатов - для достоверности эксперимента его стоит повторить несколько раз. На результат исследования могут повлиять единичные факторы(изменение температуры, влажность, изначально непригодный препарат и т.д.), которые исключаются повторным проведением опыта.

Наконец, неправильный анализ результатов. Ученики не должны «подгонять» выводы под цель

43.

эксперимента. Здесь стоит отметить, что ученики часто путают понятия «цель опыта», «результат опыта» и «вывод». Необходимо объяснить, что цель - это то, что мы хотим узнать или подтвердить этой работой(«всасывается ли растворённое в воде вещество корнем?»); результатом является полученное опытным путём знание(«на срезах видно окрашивание центральной части корня и сосудов»); и, наконец, вывод представляет собой умозаключение, сделанное из результата эксперимента(«видно окрашивание сосудов корня, следовательно, он может поглощать вещества из воды»).

К.А. Тимирязев отмечал «...Люди, научивши-еся...наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не проделал»

Список литературы

1. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М., 1989. - 327 с.

2. Бинас А.В. Биологический эксперимент в школе: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1990. - 192 с.

3. Васильева Е.М., Горбунова Т.В. и др. Эксперимент по физиологии растений в средней школе. - М.: Просвещение, 1978. -135 с.

Расев Дмитрий Владимирович

Преподаватель военной кафедры Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский государственный лингвистический

университет» Плотников Максим Анатольевич Преподаватель военной кафедры Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский государственный лингвистический

университет»

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДИК ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ И ВОЕННОГО ПЕРЕВОДА В ГРАЖДАНСКОМ ВУЗЕ

Rasev Dmitriy Vladimirovich,

Teacher of military Department Federal state budgetary educational institution higher education "Moscow state linguistic University

University» Plotnikov Maxim Anatolyevich Teacher of military Department Federal state budgetary educational institution higher education "Moscow state linguistic University

University»

THE PROBLEMS AND PROSPECTS OF INNOVATIVE TECHNIQUES OF TEACHING FOREIGN LANGUAGES AND THE MILITARY TRANSLATION IN A CIVIL HIGHER EDUCATIONAL

INSTITUTION

Аннотация

В данный момент современное общество нуждается в высококвалифицированных, конкурентоспособных военных специалистах, что делает необходимым использование интегративного подхода при обучении авиационному английскому языку в гражданских вузах страны. Реализация интегративного подхода позволит оптимизировать процесс обучения, интегрируя общенаучную и общевойсковую подготовку будущих военных специалистов. Такая интеграция создаст оптимальные условия становления летчика-профессионала [1, с. 34].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.