Научная статья на тему 'БИОКОГНИТИВНЫЙ ПОДХОД К РАССМОТРЕНИЮ ЭТНИЧЕСКОГО СТАТУСА ИНДИВИДА В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ'

БИОКОГНИТИВНЫЙ ПОДХОД К РАССМОТРЕНИЮ ЭТНИЧЕСКОГО СТАТУСА ИНДИВИДА В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
8
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «БИОКОГНИТИВНЫЙ ПОДХОД К РАССМОТРЕНИЮ ЭТНИЧЕСКОГО СТАТУСА ИНДИВИДА В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ»

из одной организации в другую. Связано это в основном с характером, воспитанием, индивидуальными потребностями, ценностями, жизненным опытом, а не с объективными свойствами организации. Очевидно, что существует положительная связь между степенью лояльности и стажем работы в организации: чем дольше сотрудник работает в ней, тем выше уровень его лояльности.

Вклад работника/оплата работника

Вклад других работников/оплата других сотрудников

Рис. 2. Главная формула теории справедливости Стоит отметить, что решение вопроса, связанного с лояльностью работника к компании потребует достаточно много времени и терпения. Лояльность, как живой организм, проживает определенные стадии. Стадия затухания здесь тоже имеет место быть. Сегодня, известно, что именно лояльность сотрудников помогает не просто выжить в жесткой конкуренции, а дает возможность иметь огромное конкурентное преимущество.

Использованные источники:

1. Кравченко А.И., Тюрина И.О. Социология управления: фундаментальный курс: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Академический Проект, 2005. — 1136 с.

2. Центр дистанционного образования [Электронный ресурс] http://www.elitarium.ru, дата обращения 11.03.2014г.

Антипьева И. А., кандидат филологических наук

доцент

Байкальский Государственный Университет Экономики и Права

Липко Ю. Г., кандидат филологических наук

доцент

Иркутский Государственный Лингвистический Университет

Россия, г. Иркутск БИОКОГНИТИВНЫЙ ПОДХОД К РАССМОТРЕНИЮ ЭТНИЧЕСКОГО СТАТУСА ИНДИВИДА В СОВРЕМЕННОМ

ОБЩЕСТВЕ

Этнический статус индивида является важнейшей составляющей социального самочувствия личности: он указывает на место индивида или группы в системе межэтнических взаимодействий на индивидуально-

личностном, внутригрупповом, межгрупповом уровнях и определяет структуру социальных связей, прежде всего, межличностных взаимоотношений индивида. Идентичность человека, вытекающая из знания индивидом о своей принадлежности к группе и эмоционального переживания, усвоения присущих группе ценностей, оказывается ядром «Я -концепции» личности, в связи с чем воспринимается индивидом как некоторая субъективная ценность.

Функция процесса самоидентификации двойственна. Во-первых, он включен в процесс социализации личности и выполняет важную социоадаптивную функцию. Во-вторых, «чувство идентичности» [8] выполняет защитную функцию. Человеку жизненно необходимо определить свое место в социокультурном пространстве, что возможно только в среде через усвоение и принятие привычек, культурных норм, преобладающих в сообществе ценностей и системы поведения и, как следствие, через формирование чувства причастности к определенной культуре. В этом смысле идентичность представляет собой ту ценностно-смысловую матрицу, которая позволяет личности постоянно осуществлять самоидентификацию, в том числе этно-национальную. Ослабление идентичностей, их разрыв или утрата могут явиться причиной существенного психологического дискомфорта, вызвать болезненное дезориентирование в среде и потерю необходимых для успешной жизнедеятельности ориентиров. Возникающий при этом когнитивный диссонанс создает у человека антисоциальные настроения и может явиться причиной антиобщественных действий. Пропитывая разные сферы жизнедеятельности индивида, эти настроения, как правило, приводят к ослаблению ощущения идентичности на уровне сообщества, обостренному чувству этноцентризма и росту ксенофобии [7].

Самоидентификация индивида есть результат не только личного решения индивида о собственной идентичности, но и мнения окружения, которое активно формирует представление индивида о собственном и других этносах. Иными словами, этническая и национальная общности несут в себе информацию, которая обеспечивает преемственность поколений, поддерживает механизм «свой-чужой» и, таким образом, определяет степень этнической самоидентификации индивида.

Влияние среды на человека необходимо рассматривать на разных уровнях: на уровне физиологии, психологии и социологии. Применительно к целям этнологического исследования важно учитывать фактор среды бытования этноса с точки зрения его влияния на процессы мышления и на формирование национального языка [3, с. 124], так как язык в человеке и человек в языке могут быть познаны с учетом историко-, этно- социо- и психолингвистических особенностей носителей языка, феноменологического опыта, которые, в конечном счете, и есть слагаемые процесса идентификации.

Одним из проявлений этнической идентичности является процесс оформления системы отношений и действий в различных межэтнических контактах. Под межэтническими отношениями в широком смысле понимаются взаимодействия народов в разных сферах - политике, экономике, культуре и т. д., в узком смысле - межличностные отношения людей разных национальностей в сферах трудового, семейно-бытового, соседского, дружеского и др. взаимодействия. Именно в коммуникативных ситуациях человек определяет свое индивидуальное место и место своего этноса в полиэтническом обществе, усваивает способы поведения внутри и вне своей группы.

Таким образом, определение идентичности представляет собой необходимый для адекватного функционирования индивида компонент его «Я-самосознания», формирование которого заключается в эмоциональном самоотождествлении индивида / социальной группы с другим человеком / группой или образцом, интериоризации занимаемых социальных статусов и освоении значимых социальных ролей и составляет суть самоидентификацию человека, его этнический статус.

Дж. Сенехи отмечает, что «этническая принадлежность или отождествление - это устойчивое самовосприятие в рамках социально создаваемой реальности общества, формируемой посредством языка» [11, с. 150-164]. Исследование коммуникативной практики, сложившейся в том или ином обществе, с позиции биологической философии [4, 6, 11 и др.] познания может стать новым измерением лингвосоциальной реальности. Опираясь на биокогнитивный подход к исследованию социальных явлений, в том числе, изучение процесса оформления этнического статуса индивида, можно определить, каким образом языковая деятельность человека влияет на формирование и, в то же время, отражает особенности культуры, оказывается фактором, определяющим характер социальных отношений. Подытоживая обзор исследований, посвященных взаимозависимости языка, индивида и общества в лингвофилософском осмыслении, приведем тезисы, отражающие основные положения биологической философии познания и языка, которые могут составить эффективную теоретико-методологическую платформу этнологического исследования:

1. «Нельзя познать живое в отрыве от той среды, в которой живой организм существует и с которой он постоянно взаимодействует как наблюдатель» [4, с. 38];

2. «Коммуникативно - когнитивные естественно - языковые взаимодействия между индивидами и группами индивидов протекают в масштабе реального времени, языковое поведение коммуникантов перцептуально и физически контекстуализировано состоянием среды, в которой эти взаимодействия осуществляются» [4, с. 21];

3. «Язык и коммуникация существуют в и между живыми объектами в реальных обществах и окружении. Ориентирование (sharing)., а не обмен информацией (exchange), представляет собой жизненно важную характеристику языка и коммуникации» [9, с. 197].

Представление индивида и общества о мире созидается языком и в языке. Язык не призван отображать так называемую «объективную действительность». Он служит воплощению образа того, что человек думает и говорит о вещах, явлениях и процессах, при этом не заключает в себе никакой информации о самих этих феноменах. Другими словами, язык представляет собой способ самовыражения, воплощение сознания человека. Речевое поведение индивида детерминируется особенностями речевой ситуации и, соответственно, намерениями говорящего и осуществляется на основе опыта, приобретенного им как в результате усвоения социального знания (сложившихся в культуре стереотипов, предубеждений и т. д.), так и в результате непосредственного взаимодействия с элементами культуры. Чем богаче, разнообразнее приобретаемый индивидом опыт, тем выше эффективность функционирования индивида в среде, его поведения в обществе.

Коммуникативные процессы - вербальные и невербальные ситуации взаимодействия индивидов друг с другом и индивида с обществом (публикации, выступления и т. п.) - с одной стороны, отражают самоидентификацию человека, так как в них проявляется субъективное представление идентичности, с другой стороны, формируют последнюю. Поведение человека, его действия во многом зависят от того, из какой социальной позиции он действует; важными оказываются и объективное положение человека в общественной структуре, и индивидуальное представление о собственной социальной идентичности. На основе характера проявления личностного этносоциального статуса коммуниканта можно делать заключение об эффективности коммуникативного поведения (в терминах цели, эмоционального эффекта процедуры взаимодействия и ее результата). Так, межкультурную коммуникацию справедливо рассматривать как взаимоотношение противостоящих идентичностей, при котором происходит включение идентичностей собеседников друг в друга [1], при этом неизвестное и незнакомое в идентичности собеседника может стать знакомым / понятным / приемлемым, что зависит от усвоения человеком социального знания и расширения своего коммуникативного опыта. Иными словами, расширяя свои рамки и приобретая универсальное значение, коммуникативное действие становится средством преобразования социальной реальности (подробнее см. труды Ю. Хабермаса), в связи с чем, с научной точки зрения обладает значимым экспланаторным потенциалом. Общество, культура и личность, в свою очередь, представляют собой самостоятельные структуры, но функционируют как взаимодействующие,

подвижные и проникающие друг в друга. Коммуникация основывается на той же концептуальной системе, которая используется в мышлении и деятельности, а язык оказывается важным источником данных об этой системе [5], наиболее естественным способом ее обнаружения [2].

Так, с позиции биокогнитивной философии языка представляется объективным определить идентичность как центральное интегративное качество поведения индивида, которое носит адаптивный характер, служит приспособлению и успешному функционированию индивида в обществе [8]. Результаты использования биокогнитивного подхода позволяют заключить, что идентичность есть особый социально-культурный феномен, суть которого сводится к чувству органической принадлежности индивида к исторической эпохе и типу межличностного взаимодействия, свойственному данной эпохе, «субъективное вдохновенное ощущение тождества и целостности» [8]; этническая идентичность, в свою очередь, представляет собой особое психоэмоциональное состояние индивида, которое он переживает и интернализует в процессе общественной жизнедеятельности посредством языка [7].

Итак, основу исследования этнического статуса индивида должен составлять не только анализ репрезентативных форм социальной реальности, но, в первую очередь, рассмотрение механизмов коммуникации. Особенностью коммуникации как формы созидательного общения является то, что ее осуществляет не просто субъект в его классическом понимании как стороннего наблюдателя, а коммуникативно-действующий субъект, который постоянно осознает себя в повседневной деятельности, состоящей из привычных действий, и который сам совершает разного рода социальные действия, ориентированные на другого. Эта повседневная деятельность человека находится во взаимозависимости с его когнитивными механизмами, особенностями восприятия, социальным статусом, которые необходимо учитывать при рассмотрении процесса индивидуального наделения значением явлений и объектов окружающего мира.

Признание факта неразрывной взаимосвязи языка и человека, а также необходимости исследования социальных феноменов с учетом «когнитивной деятельности, памяти, внимания, социальных связей личности и других аспектов опыта индивида» [12, ^ 16], его перцептивных процессов, эмоционально-оценочных переживаний должно определять цели, задачи и круг практических вопросов, связанных с этническим статусом индивида.

Использованные источники:

1. Кравченко А. В. Когнитивный горизонт языкознания. - М.: Гнозис, 2007. - 320 с.

2. Матурана У. Биология познания // Язык и интеллект / под ред. В. В. Петрова. - М.: Прогресс, 1996. - С. 95-142.

3. Шастина И. А. Языковая категоризация этнической принадлежности (когнитивно-аксиологический аспект): дис. ... канд. филол. наук: 10.02.19 / . - Иркутск, 2008. - 236 c.

4. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. - М.: Мысль, 1996. - С. 28.

5. Bang J. C., D00r J. Language, Ecology and Society. A Dialectical Approach. -London, New York: Continuum, 2007. - 232 p.

6. Clark A. Being there: putting brain, body and world together again, Cambridge (MA), 1997. - 288 p.

7. Senehi J. Language, culture, and conflict: Storytelling as a matter of life and death. Mind and human interaction. - Middle Village, N. Y.: Jonathan David Publishers, 1996. - 188 p. - Pp. 150-164.

8. Wierzbicka A. Cross-Cultural Pragmatics. The Semantics of Human Interaction. Berlin; N.Y.: Mouton de Gruyter, 1991. - 502 p.

Антонов Н.В. доцент

кафедра математических и естественнонаучных дисциплин

Сызранский филиал ФГБОУ ВПО «Самарский государственный экономический университет»

Россия, г. Сызрань

ВЛИЯНИЕ УРБАНИЗАЦИИ НА КАЧЕСТВО ЖИЗНИ ГОРОДСКОГО

НАСЕЛЕНИЯ

Рассматривается влияние урбанизации на рост потребностей городского населения, отражается воздействие города как экологической системы на качество жизни его жителей. Обсуждаются проблемы строительства экологически безопасных, эстетически привлекательных городов с качественно обновленными человеческими потребностями.

Ключевые слова: урбанизация, ландшафт, городское население, потребности человека, устойчивое развитие.

Процесс урбанизации в современном мире, и особенно в России непрерывно развивается, это можно наблюдать на примере столицы и ряда других крупных городов в разных регионах нашей страны. При этом сама урбанизация текущего периода времени противоречива. Увеличение численности населения городов сопровождается повсеместным снижением рождаемости. В этой связи актуальным является исследование восприятия городской действительности человеком, как оно формирует биологические, социальные, экономические и иные потребности, как эти потребности реализуются и как это влияет на качество жизни горожан.

Потребности населения при техногенном типе развития общества постоянно возрастают, так как по своей сути он является потребительским,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.