Биохимические и некоторые иммунологические показатели крови у собак при лечении инфицированных ран сорбентами природного происхождения
ВА. Ермолаев, д.вет.н., профессор, ЕЖ Марьин, к.вет.н., ст. преподаватель, СМ. Хохлова, к.биол.н., доцент, Ульяновская ГСХА; О.Н. Марьина, к.биол.н., ст.преподаватель, Технологический институт - филиал Ульяновской ГСХА
Проблема патогенеза и лечения ран относится к числу наиболее важных разделов ветеринарной медицины и имеет многовековую историю. С полным основанием можно утверждать, что
лечение ран — это одна из основных проблем ветеринарной хирургии. В современных условиях остается весьма актуальным вопрос необходимости корректного хирургического вмешательства в ход раневого процесса и разработка новых, современных средств лечения ран у животных.
В настоящее время при местном лечении ран у животных наряду с другими препаратами применяют те, которые обладают сорбционными
свойствами. Анализ литературных данных свидетельствует, что при раневом процессе, особенно в первую фазу, они создают благоприятные условия для его течения, способствуют повышению жизнестойкости тканей за счёт адсорбции продуктов жизнедеятельности микроорганизмов, раневого содержимого и токсических продуктов тканевого распада за счёт капиллярного дренирования и адсорбции микрофлоры в поры сорбентов [3, 4, 5]. Поэтому разработка недорогих лекарственных средств, оказывающих комплексное действие на организм животных и ускоряющих процесс заживления ран, является перспективной.
В последние годы на территории Ульяновской области ведётся разработка диатомитов Забалуй-ского месторождения Инзенского района и кремнеземистого мергеля Сиуч-Юшанского месторождения Майнского района, которые, по данным [2], относятся к природным сорбентам.
Целью исследования явилось изучение влияния природных сорбентов Ульяновской области на динамику содержания общего белка, протеи-нограммы, а также лизоцимной, бактерицидной и фагоцитарной активности сыворотки крови.
Материал и методы исследований. Опыт проводили на клинически здоровых собаках, подобранных по принципу аналогов и разделённых на три равные группы (две опытные и одна контрольная). Всем животным наносили кожномышечные раны на латеральной поверхности бедра размером до 5 см, глубиной 1,5 см. После остановки кровотечения рану инфицировали 2 мл взвеси из суточной культуры условно-патогенного штамма ЕШетссост fekalis (1 мл взвеси содержит примерно 1 млрд. микробных тел). К лечению приступали на 3 сутки после ранения. Раны заживали по вторичному натяжению.
Лечение осуществляли ежедневно. Раны предварительно механически очищали стерильными ватно-марлевыми тампонами, смоченными стерильным физиологическим раствором. Животные одной группы служили контролем. Раны у этих животных лечили с использованием бальзамического линимента по А.В. Вишневскому. Животным 1-й опытной группы на раневую поверхность наносили 30%-ную мазь диатомита. Для лечения животных 2-й опытной группы использовали 20%-ную мазь кремнеземистого мергеля.
Кровь брали из подкожной вены предплечья утром перед кормлением, нанесением ран и спустя 3, 7, 11, 15, 20 суток после ранения. В сыворотке крови определяли общий белок рефрактометрическим методом, белковые фракции — не-фелометрическим методом по Олду и Маккорду в модификации С.А. Карпюка (1962). Лизоцим-ную активность сыворотки крови определяли фотоколориметрическим методом с культурой клеток Мкюсоссш lisodectis. Бактерицидную ак-
тивность крови определяли фотоэлектроколо-риметрическим методом по О.В. Смирновой и Т.А. Кузьминой (1966). Фагоцитарную активность нейтрофилов определяли по Е.А. Кост и М.И. Стенко (1947) с использованием культуры Staphylococcus aureus.
Полученный цифровой материал подвергали статистической обработке на компьютерной программе «Statistika 6».
Результаты исследований. При исследовании биохимических показателей крови нами выявлено развитие гипопротеинемии в течение первых трёх суток после ранения. Установлено снижение в сыворотке крови содержания общего белка у всех подопытных собак на 3,8—4,2 г/л. Далее, спустя неделю после ранения, отмечали увеличение уровня общего белка, который нормализовался в контроле на 20-е сутки, а в опытных группах — на 11—15 сутки.
Спустя трое суток после ранения отмечалось снижение уровня альбуминов во всех группах: в контроле — на 4,2%, в 1-й опытной группе — на 5,4%, во 2-й опытной группе — на 5,0%. В последующие дни содержание альбуминов повышалось у всех собак, достигая фона в контрольной и во 2-й опытной группе на 20-е сутки, а в 1-й опытной группе — на 11-е сутки.
Далее мы исследовали спектр глобулярных белков, играющих важную роль в реакциях иммунитета. Необходимо отметить, что все изменения глобулинов носили недостоверный характер.
Доля а-глобулинов у всех собак понижалась в течение первой недели после нанесения травмы, в дальнейшем уровень а-глобулинов достигал максимума на 20-е сутки. К исходным величинам уровень а-глобулинов приближался к 15-м суткам. Доля Р-глобулинов снижалась в течение первых семи суток в контрольной и во 2-й опытной группах, а в 1-й опытной группе — на третьи сутки. Затем доля Р-глобулиновой фракции нарастала, достигая первоначальных данных на 15-20-е сутки. Белки у-глобулиновой фракции были на относительно высоком уровне во всех группах на всем протяжении исследований. Максимальный подъём в контрольной группе приходился на 11-е сутки, на 9,5%; в 1-й опытной группе на третьи сутки, на 6,8%; а во второй опытной группе на 15-е сутки, что выше на 5,4% относительно исходных данных.
Объективная оценка состояния защитных сил организма при травмах у животных основана на клинико-лабораторном анализе. Он включает в себя сопоставление клинических симптомов хирургического заболевания с результатами различных исследований, среди которых ведущая роль принадлежит иммунологическим тестам. Оценка клинико-иммунологического статуса необходима для выбора метода лечения и контроля его эффективности [1].
Бактерицидная активность сыворотки крови (БАСК) в контрольной группе повышалась на протяжении всего периода лечения, достигая максимума на 11-е сутки (на 6,5% — относительно исходных данных). К концу лечения БАСК оставалась на относительно высоком уровне (табл. 1).
В 1-й и 2-й опытных группах БАСК достигала максимума через неделю после нанесения травмы — соответственно на 5,2 и 7,4%. В дальнейшем в обеих группах БАСК снижалась, достигая исходных значений на 15-20-е сутки.
У больных животных до лечения во всех группах фагоцитарная активность (ФА) повышалась на 12,5—17,2%. В дальнейшем ФА повышалась вплоть до 15-х суток на 25,9%, что статистически достоверно (Р<0,05) по сравнению с исходными данными. В 1-й опытной группе ФА увеличивалась до максимума через неделю после ранения — на 21,6%. Это было статистически достоверно с фоном (Р<0,05). Во 2-й опытной группе ФА максимально повышалась к 11-м суткам на 29,8% (Р<0,001).
Лизоцимная активность сыворотки крови (ЛАСК) снижалась в течение первой недели раневого процесса в контрольной группе на 7,3%, в дальнейшем ЛАСК повышалась. В двух опытных группах ЛАСК снижалась в первые три дня после нанесения раны: в 1-й опытной группе на 6,6% (Р<0,05) и во 2-й опытной группе на 7,8% (Р<0,05). В дальнейшем во всех группах ЛАСК повышалась и оставалась на относительно высоком уровне.
Выводы. Вскоре после ранения отмечалось одновременное уменьшение количества общего белка, альбуминов, а- и Р-глобулинов. При этом
происходило нарастание у-глобулиновой фракции белка, а в фазу дегидратации эти показатели восстанавливались до фона. Снижение уровня общего белка, по нашему мнению, предположительно связано с нарушением проницаемости сосудов вследствие токсичности гноя и микробов, находящихся в ране. Повышение содержания общего белка в сыворотке крови связано с улучшением общего состояния и обменных процессов в организме, так как белки сыворотки крови регулируют кислотно-щелочное равновесие, участвуют в обмене веществ, переносят мак-ро- и микроэлементы, витамины, выполняют защитную функцию организма.
Гипопротеинемия сопровождалась снижением уровня альбуминов, а также в течение первых семи суток после ранения уменьшалось количество а- и Р-глобулинов. Шло нарастание у-гло-булиновой фракции (на протяжении всего срока исследований). Это расценивается нами как характерное для воспаления проявление защитных механизмов травмированного организма. Понижение содержания альбуминов в крови приводит к усилению процесса перехода воды во внеклеточное пространство и способствует тем самым развитию отёка грануляционной ткани на поверхности раны.
Общая тенденция динамики бактерицидной активности и фагоцитарной активности сыворотки крови заключается в том, что в ответ на травму (в активный период развития раневого процесса) происходит нарастание этих показателей во всех группах, однако в контрольной группе это увеличение более продолжительное. Клинически это проявляется удлинением сроков биологического очищения ран от мёртвых тка-
1. Показатели неспецифической резистентности подопытных собак ( ; п = 5)
3-е 7-е 11-е 20-е
Примечание: контрольная группа (мазь Вишневского); 1-я опытная группа (30% мазь диатомита); 2-я опытная группа (20% мазь кремнеземистого мергеля).
* Р<0,05 достоверность разности результатов по сравнению с фоном;
** Р<0,01 достоверность разности результатов по сравнению с фоном;
*** Р<0,001 достоверность разности результатов по сравнению с фоном;
+ Р<0,05 достоверность разности результатов по сравнению с контролем;
++ Р<0,01 достоверность разности по сравнению с контролем.
ней, замедлением регенеративных процессов и регенерации и в целом выздоровлением раненных животных.
Снижение лизоцимной активности в первую фазу острой воспалительной реакции связано с большим потреблением лизоцима, который, с одной стороны, расходуется на инактивацию одного из основных медиаторов воспаления — гистамина, а с другой — на участие его в цито-литических процессах, осуществляемых организмом раненных животных. В дальнейшем, когда острое воспаление стихает, уровень лизоцима у собак опытных групп уже спустя неделю после ранения начинает повышаться. В контрольной группе ответные реакции замедлены и менее выражены, о чем и свидетельствует более продолжи-
тельная тенденция снижения секретируемого лизоцима во времени — вплоть до седьмых суток.
Литература
1. Воронин, Е.С. Влияние Т-активина на иммунологический статус телят / Е.С. Воронин, В.Н. Денисенко, Г.Н. Печни-кова // Ветеринария. 1990. № 5. С. 51-53.
2. Дистанов, У.Г. Природные сорбенты СССР / У.Г. Дистанов, А.С. Михайлов, Т.П. Конюхова. М.: Недра, 1990. 207 с.
3. Ильницкий, Н.Г. Влияние песила на микрофлору при раневом процессе у свиней / Н.Г. Ильницкий // Ветеринария. 1998. № 3. С. 56-57.
4. Киричко, Б.П. Деякі показники неспецифічної реактивності організму високопродуктивних корів, хворих на гнійно-некротичні процеси в ділянці пальця / Б.П. Киричко // Вісник Полтавського державного сільськогосподарського інституту. 2001. № 4. С. 131 — 132.
5. Кушев, Ч.Б. Влияние природного цеолита на течение патологических процессов в органах пищеварительной системы и коже: автореф. дисс. ... доктора вет. наук / Ч.Б. Кушев. Улан-Удэ, 2002. 42 с.