Научная статья на тему 'БИОХИМИЧЕСКАЯ ОЛИМПИАДА КАК ФОРМА ВНЕАУДИТОРНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ В МЕДИЦИНСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ'

БИОХИМИЧЕСКАЯ ОЛИМПИАДА КАК ФОРМА ВНЕАУДИТОРНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ В МЕДИЦИНСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
197
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
The Scientific Heritage
Область наук
Ключевые слова
олимпиада по биохимии / студенческая предметная олимпиада / внеаудиторная активность студентов / внеаудиторная работа. / Biochemistry Olympiad / student subject Olympiad / extracurricular activity of the students / extracurricular work.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лещенко Д.В., Белякова М.Б.

Предметная олимпиада – это одна из эффективных форм внеаудиторной работы учебного процесса. Целью олимпиады по биохимии в медицинском университете является повышение интереса и стимулирование мотивации студентов к овладению знаниями и умениями по биохимии. Олимпиада проводится среди студентов 2 курса в один тур и состоит из решения трех заданий разного типа за 1 час. Валидность олимпиадных заданий подтверждена практически: максимальное количество баллов, которое удалось получить участникам олимпиады, составило 8 из 10 возможных, а минимальный балл 1. Около 70% студентов смогли улучшить свой итоговый рейтинг успеваемости по биохимии благодаря участию в олимпиаде, однако очевидна корреляция между успеваемостью студента согласно его рейтингу по балльно-накопительной системе и результатом выполнения им нестандартных олимпиадных заданий. Двухлетний опыт проведения олимпиады показал, что оценка уровня самостоятельности студента по накопительному рейтингу и по решению нестандартных задач позволяет адекватно оценить сформировавшиеся компетенции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лещенко Д.В., Белякова М.Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OLYMPIAD IN BIOCHEMISTRY AS A FORM OF EXTRACURRICULAR ACTIVITY OF STUDENTS AT A MEDICAL UNIVERSITY

Subject Olympiad is one of the most effective forms of extracurricular activity in the educational process. The goal of the Biochemistry Olympiad at the Medical University is to increase an interest and stimulate the motivation of students to acquire knowledge and skills in biochemistry. The Olympiad is held among 2nd course of students in one round and it consists of solving three different tasks in 1 hour. The validity of the Olympiad tasks was practically confirmed: the maximum number of points that the participants of the Olympiad managed to get was 8 out of 10 possible, and a minimum score was 1. About 70% of the students were able to improve their final ranking of academic performance in biochemistry due to participation in the Olympiad. The correlation between student’s academic performance according his rating by the point-accumulative system and the result of his performance of non-standard Olympiad tasks is obvious. Two years of experience in holding the Olympiad has shown that evaluation of the student's level of independence by cumulative rating and by solving non-standard tasks allows to adequately assess the formed competencies.

Текст научной работы на тему «БИОХИМИЧЕСКАЯ ОЛИМПИАДА КАК ФОРМА ВНЕАУДИТОРНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ В МЕДИЦИНСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ»

БИОХИМИЧЕСКАЯ ОЛИМПИАДА КАК ФОРМА ВНЕАУДИТОРНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ В МЕДИЦИНСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

Лещенко Д.В.

кандидат биологических наук, доцент кафедры биохимии с курсом клинической лабораторной диагностики Тверского государственного медицинского университета

Белякова М.Б.

кандидат биологических наук, доцент кафедры биохимии с курсом клинической лабораторной диагностики Тверского государственного медицинского университета

OLYMPIAD IN BIOCHEMISTRY AS A FORM OF EXTRACURRICULAR ACTIVITY OF STUDENTS AT A MEDICAL UNIVERSITY

Leshchenko D.

PhD, Candidate of Biological Science, Associated professor of the department of biochemistry and course of clinical laboratory diagnostic

of Tver State Medical University Belyakova M.

PhD, Candidate of Biological Science, Associated professor of the department of biochemistry and course of clinical laboratory diagnostic

of Tver State Medical University

Аннотация

Предметная олимпиада - это одна из эффективных форм внеаудиторной работы учебного процесса. Целью олимпиады по биохимии в медицинском университете является повышение интереса и стимулирование мотивации студентов к овладению знаниями и умениями по биохимии. Олимпиада проводится среди студентов 2 курса в один тур и состоит из решения трех заданий разного типа за 1 час. Валидность олимпиадных заданий подтверждена практически: максимальное количество баллов, которое удалось получить участникам олимпиады, составило 8 из 10 возможных, а минимальный балл - 1. Около 70% студентов смогли улучшить свой итоговый рейтинг успеваемости по биохимии благодаря участию в олимпиаде, однако очевидна корреляция между успеваемостью студента согласно его рейтингу по балльно-накопи-тельной системе и результатом выполнения им нестандартных олимпиадных заданий. Двухлетний опыт проведения олимпиады показал, что оценка уровня самостоятельности студента по накопительному рейтингу и по решению нестандартных задач позволяет адекватно оценить сформировавшиеся компетенции.

Abstract

Subject Olympiad is one of the most effective forms of extracurricular activity in the educational process. The goal of the Biochemistry Olympiad at the Medical University is to increase an interest and stimulate the motivation of students to acquire knowledge and skills in biochemistry. The Olympiad is held among 2nd course of students in one round and it consists of solving three different tasks in 1 hour. The validity of the Olympiad tasks was practically confirmed: the maximum number of points that the participants of the Olympiad managed to get was 8 out of 10 possible, and a minimum score was 1. About 70% of the students were able to improve their final ranking of academic performance in biochemistry due to participation in the Olympiad. The correlation between student's academic performance according his rating by the point-accumulative system and the result of his performance of non-standard Olympiad tasks is obvious. Two years of experience in holding the Olympiad has shown that evaluation of the student's level of independence by cumulative rating and by solving non-standard tasks allows to adequately assess the formed competencies.

Ключевые слова: олимпиада по биохимии, студенческая предметная олимпиада, внеаудиторная активность студентов, внеаудиторная работа.

Keywords: Biochemistry Olympiad, student subject Olympiad, extracurricular activity of the students, extracurricular work.

В ходе образовательного процесса студентов различных вузов особое внимание уделяется их внеаудиторной деятельности, которая является продолжением учебного процесса и представляет собой совокупность разноплановых, разнохарактерных, разноуровневых мероприятий, которые объединены общей целью подготовки квалифицированных специалистов, обладающих профессиональными компетенциями. Одной из эффективных

форм внеаудиторной работы, тесно связанной с учебным процессом, является олимпиада [1].

Олимпиада - это конкурс в виде добровольного состязания для наиболее успешных и заинтересованных студентов, проявляющих повышенный интерес к предмету и обладающих высоким интеллектом. Признаками высоких интеллектуальных способностей учащихся являются познавательная активность, развитая память, внимание, логичность и нестандартность мышления, самостоятельность в

работе [2]. Именно эти качества реализуются в ходе выполнения олимпиадных заданий [4].

На кафедре биохимии с курсом клинической лабораторной диагностики Тверского государственного медицинского университета олимпиада представляет собой очные соревнования, предусматривающие выполнение заданий с их последующей оценкой. Все задания соответствуют темам, изучаемым на занятиях по программе дисциплины «Биохимия» [5].

Цель олимпиады: повышение интереса и стимулирование мотивации студентов к овладению знаниями и умениями по биохимии. Ее задачами являются:

1. Совершенствование базовой подготовки обучающихся.

2. Закрепление и углубление знаний, умений и навыков, сформированных при освоении биохимии.

3. Распространение и популяризации научных знаний в области биохимии среди студентов.

4. Стимулирование активности студентов при изучении биохимии и совершенствование их навыков самостоятельной работы.

5. Повышение итогового рейтинга студентов по биохимии.

Основные правила и условия по проведению олимпиады зафиксированы в «Положении об олимпиаде», которое разработано на кафедре и опубликовано на ее странице сайта университета. Согласно данному Положению, общее руководство и организацию олимпиады осуществляет Организационный комитет олимпиады, который формируются из числа профессорско-преподавательского состава кафедры биохимии с курсом клинической лабораторной диагностики ТГМУ. Организационный комитет определяет регламент проведения олимпиады, формирует состав жюри, разрабатывает задания к олимпиаде и критерии оценивания выполненных заданий, обеспечивает непосредственное проведение олимпиады, а также утверждает списки победителей и призеров олимпиады, осуществляет информационную и консультативную поддержку мероприятия. Функции жюри олимпиады заключаются в оценке результатов выполненных заданий участниками олимпиады, в определении ее победителей и призеров, в рассмотрении апелляций участников олимпиады.

Олимпиада проводится ежегодно на базе кафедры биохимии с курсом клинической лабораторной диагностики Тверского государственного медицинского университета, обычно она происходит после выполнения студентами годового учебного плана по биохимии, т.е. перед началом сессии. Участником олимпиады может являться студент 2 курса лечебного, педиатрического, стоматологического и фармацевтического факультетов, имеющий удовлетворительный годовой рейтинг по биохимии по балльно-накопительной системе. Олимпиада проводится в один тур и состоит из решения трех заданий разного типа за определенный период времени. Варианты заданий следующие:

1) «цепное» задание, где ответ каждого предыдущего блока выступает в качестве предмета обсуждения для последующего блока (всего 4 блока),

на его выполнение отводится 15 мин и оценивается оно максимально в 2 балла.

2) ситуационная задача, имеющая внутри себя три вопроса, на решение которых отводится в сумме 30 мин и оценивается она максимально в 6 баллов.

3) задание, в котором студенты должны произвести необходимые расчеты или построить график для определения концентрации искомого вещества в биологической жидкости и оценить полученные результаты, т.е. провести анализ лабораторных показателей. На выполнение данного задания отводится 15 мин и оценивается оно максимально в 2 балла [4].

При подготовке конкурсных заданий Оргкомитет олимпиады руководствовался общими требованиями к ним: 1) содержание заданий должно опираться на учебную программу дисциплины и предусматривать знание главным образом основной учебной литературы; 2) конкурсные задания должны быть разного уровня сложности; 3) олим-пиадная задача должна нести познавательную нагрузку; 4) для успешного решения задачи необходимо не только и не столько знание фактического материала, сколько умение студентов логически мыслить, анализировать и обобщать; 5) задача может быть комбинированной: включать вопросы как качественного, так и расчетного характера; 6) задача должна быть интересной; 7) условие и вопросы задачи должны быть четко сформулированными, понятными, логически выстроенными и предусматривающими однозначный конкретный ответ [6].

Содержание заданий охватывает все разделы курса биохимии, их успешное выполнение предполагает высокий уровень академической подготовки по данному предмету, поэтому не все студенты приглашаются к участию в олимпиаде. Задания второго и третьего типов не только способствуют развитию мышления, но и формированию профессиональных компетенций. Решение ситуационных задач и оценка результатов лабораторного анализа (2-ое и 3-е задания) предусматривают возможность использования полученных знаний для решения практикоориентированных задач или для выявления конкретных нарушений. Ситуационные задачи содержат несколько вопросов, в ответах к которым студентам предлагается произвести расчет энергетического баланса окисления определенного метаболита углеводного, липидного или белкового обмена; указать коферменты и классы ферментов, катализирующих конкретные биохимические реакции; определить или охарактеризовать нарушение в метаболизме веществ по отдельным показателям крови или мочи, описать особенности метаболизма в органах и тканях организма. Необходимо отметить, что количество баллов, начисляемых за правильное решение ситуационной задачи, составляет 60% от общей суммы баллов за все три задания, поскольку ее решение требует глубоких знаний, высокого уровня мышления, способности анализировать ситуацию и умения использовать межпредметные связи [4].

В каждом учебном году олимпиадные задания обновляются, при этом опыт их решения студентами предыдущего года принимается во внимание. Преподаватели разрабатывают и такие новые задания, которые очевидно будут выполнены, чтобы мотивировать студентов для участия в олимпиаде. В числе конкурсных заданий мы также используем аналогичные тем, которые решили 70% студентов в предыдущем году, они имеют статус утешительных и поэтому все участники олимпиады получают баллы.

Для подведения итогов олимпиады жюри на специальном заседании после проверки выполнения всех заданий выносит решение по составу победителей и призеров по совокупности полученных баллов за три задания. Победитель олимпиады (первое место) и призеры (второе и третье место) определяются как участники, набравшие наибольшее суммарное количество баллов по результатам выполненных заданий. Участники олимпиады, занявшие призовые места, награждаются дипломами. Полученное количество баллов по итогам олимпиады суммируется с итоговым рейтингом и учитывается при выставлении оценки по промежуточной аттестации.

Анализ итогов олимпиады по биохимии на нашей кафедре показал, что за 2 года ее проведения в ней приняло участие около 50 студентов 2 курса лечебного, педиатрического, стоматологического и фармацевтического факультетов. Максимальное количество баллов, которое удалось получить участникам олимпиады за данный период, составило 8 из 10 возможных, а минимальный балл - 1. Очевидная корреляция прослеживается между успеваемостью студента согласно его рейтингу по балльно-накопительной системе и результатом выполнения им олимпиадных заданий: студенты с хорошим рейтингом (81-90% по БНС) успешнее справились с заданиями, набрав более высокий балл. Однако есть и исключения: некоторые студенты, имеющие невысокий рейтинг (75-78% по БНС), набрали больше баллов, чем студенты с рейтингом 85-88%. Скорее всего, такие студенты участвовали в олимпиаде с целью повышения итогового рейтинга по биохимии, хорошо подготовились к олимпиаде и успешно реализовали эту цель, получив более высокую оценку по промежуточной аттестации (экзамен) в итоге. В целом около 70% студентов смогли улучшить свой итоговый рейтинг по биохимии благодаря участию в олимпиаде. Двухлетний опыт проведения олимпиады показал, что оценка уровня самостоятельности студента по накопительному рейтингу и по решению нестандартных задач позволяет адекватно оценить сформировавшиеся компетенции.

Предметная олимпиада является дополнительным, внеучебным мероприятием для учащихся. Олимпиада отличается по своим задачам и формам как от экзаменов, так и других направлений педагогической деятельности, сопровождающих учебный процесс [2]. Включение олимпиады в учебный процесс позволяет создать новую образовательную

среду, в которой обеспечивается личностный и профессиональный рост студентов. Здесь им предоставлена реальная возможность проявить свои знания, умения, навыки, способности [5]. Подготовка олимпиадных задач и заданий требует соблюдения определенных методических принципов. Олим-пиадные задания должны активизировать навыки использования студентами полученных знаний для решения конкретных задач, способствовать развитию их творческих способностей, мыслительной деятельности и углублению теоретических знаний, развивать интеллектуальный потенциал студентов

[4].

Таким образом, олимпиада способствует повышению интереса и мотивации к изучению биохимии студентами, формированию их профессиональных компетенций. Олимпиада позволяет выявить пути совершенствования преподавания биохимии и коррекции педагогического процесса в медицинском вузе.

Список литературы

1. Вахитова Г. Х. Предметные олимпиады как способ повышения качества образования студентов педагогических вузов //Научно-педагогическое обозрение. Pedagogical Review. - 2013. - №1 (1). -С. 36-39.

2. Евсеева О.В. Потенциалы олимпиады в современном социальном образовании: учебно-методическое пособие по проведению школьных и студенческих олимпиад в современном вузе /О.В.Евсеева; под. ред. Е.В. Рыбак. - Архангельск: Изд-во САФУ. - 2012. - 61 с.

3. Коршунова Т.Ю. Педагогическая олимпиада в подготовке специалистов профессионального обучения: технология и результаты //Научно-технический вестник СПб ГИТМО (ТУ). - 2001. - Выпуск 1. - С. 165-167.

4. Леднёва И. О. Методические аспекты подготовки олимпиадных заданий по биохимии // Современные тенденции образовательного процесса в медицинском университете [Электронный ресурс]: сборник материалов научно-практической конференции с международным участием / отв. ред. В. В Лелевич. - Электрон. текстовые дан. и прогр. (объем 3,5 Мб). - Гродно: ГрГМУ, 2020. - с.106-109.

5. Лещенко Д.В., Белякова М.Б. О некоторых методических подходах к обучению биохимии в медицинском вузе //Химия в медицине: опыт, проблемы, перспективы: материалы I межвузовской научно-практической конференции, г. Тверь, 18 сентября 2020 г. /Тверской государственный медицинский университет. - Тверь: Ред.-изд. центр Твер. гос. мед.ун-т, 2020. - 100 с. ISBN 978-5-8388-02217. - URL: www.repo.tvergma.ru. - Текст: электронный. С. 48-51.

6. Тюльков И. А. Система подготовки к олимпиадам по химии: учеб. -метод. пособие: лекции 1 -4 / Тюльков И. А., Архангельская О. В., Павлова М. В. - М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2008. - 72 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.