Научная статья на тему 'Биография протоиерея П. А. Алексеева'

Биография протоиерея П. А. Алексеева Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
390
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Феликсов Сергей Владимирович

В статье представлена краткая биография протоиерея Московского Архангельского собора Петра Алексеевича Алексеева (1727-1801), члена Российской Императорской академии, профессора Московского университета, одного из первых церковных историков, переводчика, автора богословских трудов, церковного деятеля XVIII в., а также составителя первого в истории отечественной лексикографии «Церковного словаря».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Биография протоиерея П. А. Алексеева»

Вестник ПСТГУ

III: Филология

2009. Вып. 1 (15). С. 7-14

Биография протоиерея П. А. Алексеева*

С. В. Феликсов

В статье представлена краткая биография протоиерея Московского Архангельского собора Петра Алексеевича Алексеева (1727—1801), члена Российской Императорской академии, профессора Московского университета, одного из первых церковных историков, переводчика, автора богословских трудов, церковного деятеля XVIII в., а также составителя первого в истории отечественной лексикографии «Церковного словаря».

Петр Алексеевич Алексеев родился в 1727 г. в Москве, при церкви святого Николая Чудотворца, что в Кузнецкой слободе, от пономаря этой церкви Алексея Федорова. Образование он получил в одном из лучших учебных заведений того времени — Московской Славяно-греко-латинской академии, куда был отдан на обучение в 1738 г. В стенах академии П. А. Алексеев оставался до 25 лет, достигнув класса богословия.

В 1752 г., за год до окончания полного курса академии, П. А. Алексеев подал архиепископу Московскому Платону (Малиновскому)1 прошение о произведении его в диаконы кремлевского Архангельского собора в Москве, за имеющиеся его «въ Московской Академш чрезъ 12 летше труды»2. В прошении Алексеев объяснял, что диакон того собора Александр Кириллов «волею Божгею» умер, по смерти его осталась жена Татьяна Ивановна с двумя незамужними дочерьми, «да съ матерью его престарьлою и дряхлою» и что «вдова желаетъ принять его Алексеева въ соборъ къ большой своей дочери на мъсто мужа въ д1акона, для содержашя и пропиташя себя и сиротъ»3. Прошение Петра Алексеева было рассмотрено Преосвященным, после чего проситель был подвергнут испытанию «в чтенш и пънш»4, а также в знании Закона Божьего. 10 июля 1752 г. исповедан и приведен к присяге, а через три дня проживавшим в Москве бывшим Воронежским епископом Львом Петр Алексеев был посвящен в диаконы в Архангельский собор.

* Статьи С. В. Феликсова продолжают проект, открытый в «Вестнике ПСТГУ» (серия «Филология». № 4 (19) 2007 г.), в рамках которого публикуются материалы, посвященные русской церковной историко-филологической науке.

1 Архиепископ Платон (Малиновский) управлял делами Московской епархии с 1748 по 1751 г.

2 Розановъ Н. Петръ Алексъевичъ Алексъевъ, протоіерей архангельскаго собора въ Москвъ, и его время // Душеполезное чтеніе. 1869. № 1. Январь. С. 11.

3 Там же.

4 Там же.

Место при Архангельском соборе было одним из богатейших, поскольку собору издревле принадлежали пожалованные от государства вотчины и угодья. Соборное священство, назначаемое непосредственно Священным Синодом по епископскому представлению, составляло наиболее образованную часть белого духовенства. Своим имущественным положением и правительственными привилегиями оно несколько сближалось с положением церковной элиты. Петр Алексеев, как студент высшего, богословского, класса, имел право занять в столице священническое место (на диаконские же места, как правило, определялись ученики, закончившие класс риторики), однако «вслъдств1е семейныхъ обстоятельствъ и личныхъ соображенш»5 не воспользовался этим правом и ограничился диаконским местом. Позднее в одном из своих сочинений он писал, что по окончании духовной школы выпускник должен не менее пяти лет прослужить диаконом, только после этого станет ясно: годен он или нет для священства. Такой порядок, по мнению автора, «основывается на здравом разуме и на древних церковных положениях, которые требуют пресвитера 30-летняго»6. Вывод, к которому пришел Петр Алексеев, вероятно, обусловлен и личным опытом, поскольку сам он был диаконом именно пять лет, с 1752 по 1757 г., считая эти годы чрезвычайно полезными для своего духовного становления.

В эти годы Петр Алексеев занимался разбором и описанием Синодальной библиотеки (патриаршей ризницы), за что по указу Священного Синода епископом Крутицким Илларионом в 1757 г. был рукоположен в священники в Архангельский собор.

В 1759 г., по прошению куратора Московского Императорского университета И. И. Шувалова, П. А. Алексеев был утвержден Священным Синодом в должности катехизатора в гимназии при университете. Курс катехизиса в московских университетских гимназиях П. А. Алексеев читал «с прилежнымъ рачешемъ»7 в течение 42 лет (с 1759 по 1801 г.). По существу этот курс был первым опытом преподавания введения в богословие, читавшегося на русском языке в светском учебном заведении8.

1762 год в жизни П. А. Алексеева ознаменовался двумя важными событиями. При коронации Екатерины II и ее миропомазании он удостоился быть «цер-ковнымъ чиноисполнителемъ»9. В том же году он был переведен на служение в первопрестольный храм — Московский большой Успенский собор в должности ключаря, которую исполнял вплоть до 1771 г. Должность ключаря была довольно беспокойной: под его смотрение и хранение было поручено все имущество того собора (церковная утварь, книги, ризница и пр.), при этом он же должен был наблюдать за уставом церковного богослужения. Основным предметом заботы П. А. Алексеева была ризница Успенского собора, нуждавшаяся в реставрации,

5 Сухомлиновъ М. И. Исторш россшской Академш. Т. 1. СПб., 1874. С. 282.

6 Цит. по: Цапина О. А. Из истории общественно-политической мысли России эпохи Просвещения: протоиерей П. А. Алексеев (1727—1801): Диссертация... канд. ист. наук. М., 1998. С. 113.

7 Сухомлиновъ М. И. Указ. соч. С. 337.

8 Цапина О. А. Указ. соч. С. 277.

9 Цит. по: Корсаковъ А. Петръ Алексъевъ, прото1ерей московскаго Архангельскаго собора // Русскш архивъ. 1880. Кн. 2. С. 185—186.

а также значительно обветшавшие фрески и внутреннее убранство собора. В начале 1767 г., по представлению П. А. Алексеева, дело о ветхостях большого Успенского собора рассматривалось в Синоде, в результате чего Синод принял решение о реставрации Успенского собора; впоследствии это решение было распространено и на все соборы Московского Кремля. Подводя итог своему служению в должности ключаря Успенского собора, Петр Алексеев писал, что «утварь и ризницу соборную нескольких сот тысящъ рублей стоящую он 9 лет соблюдал в целости и сдал ее своему преемнику по описным книгам исправно»10.

В 1771 г. из Турции, с которой в то время шла война, в Москву была занесена чума, от которой ежедневно начали умирать от 600 до 800 человек; между прочими ее жертвой стал протоиерей Архангельского собора Иван Комаровский. На его место архиепископ Амвросий (Зертис-Каменский)11 представил в Священный Синод П. А. Алексеева с возведением его в сан протоиерея и назначением присутствующим членом в Московскую Консисторию. Это распоряжение Преосвященного стало одним из последних: на следующий день архиепископ Амвросий был убит во время Чумного бунта. Свидетелем этих страшных сцен народного мятежа стал Петр Алексеев. Виденное им самим Алексеев дополнил ходившими в то время по Москве слухами и собранные таким образом сведения о «буйствъ черни» изложил в виде письма к неизвестному лицу, озаглавив как «Описаше Московскаго бунта»12. Наполненное живыми подробностями, оно, написанное сразу после случившегося, получило большое распространение в московской среде. Особенно подробно П. А. Алексеев описывает смерть архиепископа Амвросия, характеризуя его как «особу, которая по сану архипастырскому и по разуму редкому заставляла честныхъ людей взирать на себя с благоговьинствомъ»13.

21 ноября 1771 г. епископом Суздальским Геннадием П. А. Алексеев был произведен в протоиерея и переведен на служение в Архангельский собор; помимо этого, он был назначен присутствующим, а вскоре и председательствующим Московской консистории.

В том же 1771 г. «Московскш университетъ, почитая распространеше наукъ за главный свой предметъ, вознамърился для исправлешя и обогащешя россш-скаго языка... учредить в Москвъ Вольное россшское собрате»14. Университетский катехизатор П. А. Алексеев стал действительным членом общества наряду с такими известными писателями и учеными того времени, как А. А. Барсов, Д. И. Фонвизин, Г. Р. Державин и др. В 1760—1770-х гг. выходят в свет учено-литературные труды П. А. Алексеева. В 1768 г. он издает перевод сочинения Гуго Гроция «О религиозной истине», снабженный пространными комментариями15,

10 Цит. по: Цапина О. А. Указ. соч. С. 19.

11 Архиепископ Амвросий (Зертис-Каменский) был назначен на Московскую кафедру в январе 1768 г. вместо митрополита Тимофея (Щербатского), умершего в апреле 1767 г.

12Алексъевъ П. А. Описаше Московскаго бунта / Сообщ. П. И. Бартенев // Русский архив. 2-е изд. 1863. (Год первый). С. 491-499.

13 Там же. С. 913.

14 Цит. по: Сухомлиновъ М. И. Указ. соч. С. 9.

15 Истинное благочестае христианское доказано противъ безбожниковъ, язычниковъ, жи-довъ и махметанъ. Переведено Московскаго Большаго Успенскаго собора ключаремъ Петро-мъ Алекиевымъ. М., 1768.

а в 1769 г. было начато печатание «Православного исповъдашя въры», которое предназначалось для учеников университетской гимназии16. Основным результатом работы П. А. Алексеева в Вольном Российском собрании стал «Церковный словарь, или Истолковаше реченш славенскихъ древнихъ, такожъ иноязычныхъ, безъ перевода положенныхъ въ Священномъ Писанш и другихъ церковныхъ книгахъ», первое издание которого было осуществлено в 1773 г.17 В 1775 г. в издании Н. И. Новикова «Сокровище Российских древностей»18 были опубликованы работы П. А. Алексеева, посвященные памятникам Московского Кремля.

Таким образом, в первой половине 1770-х гг. П. А. Алексеев стал влиятельным лицом не только в церковных, но и ученых кругах. В 1774 г. за заслуги он получил от императорского двора набедренник, «именуемый палица»19, а в 1779 г. был удостоен звания за-опекуна Воспитательного дома.

Между тем в 1773—1774 гг. Россия была охвачена ужасом пугачевщины. После заточения Пугачева с товарищами П. А. Алексееву Преосвященным Самуилом епископом Крутицким20 было поручено исповедовать «известныхъ злодъевъ», о чем архангельским протоиереем был написан «репорт»21.

После назначения в 1775 г. архиепископом Московским Платона (Левшина) у П. А. Алексеева начинают обостряться отношения с братом Преосвященного, протоиереем Успенского собора А. Г. Левшиным, при этом в конфликт были втянуты самые высокие лица: императрица Екатерина II и ее духовник протоиерей И. И. Памфилов, а также сам Преосвященный Платон (Левшин). Эпизодом, получившим особенно широкую огласку, было столкновение между П. А. Алексеевым и А. Г. Левшиным 23 июня 1778 г., во время крестного хода на день Казанской иконы Божьей Матери. Поводом к столкновению послужил спор о месте архангельского протоиерея в крестных ходах. Сразу после инцидента Левшин и Алексеев подали доношения в Московскую Синодальную контору. Несмотря на покровительство Екатерины II, которым пользовался А. Г. Левшин, при слушании дела в Священном Синоде члены Синода объявили, что оно решено самой императрицей, принявшей П. А. Алексеева под свою защиту.

В 1785 г. дело дошло до того, что, как следует из письма П. А. Алексеева к И. И. Памфилову, после богослужения в Архангельском соборе сам Преосвященный Платон публично выругал архангельского протоиерея. Владыка грозил

16 Православное исповедаше въры каеолическш и апостольскш церкве восточныя для младыхъ дътей краткими примъчан1ями изъясненное большаго Успенскаго Собора Ключа-ремъ 1ереемъ Петромъ Алекшевымъ. М., 1769.

17 Алексъевъ П. А. Церковный словарь, или Истолковаше реченш славенскихъ древнихъ, такожъ иноязычныхъ, безъ перевода положенныхъ въ Священномъ Писанш и другихъ церковныхъ книгахъ. 1-е. изд. М., 1773.

18 Сокровище Российских древностей: факсимильное воспроизведение единственного сохранившегося экземпляра изд. Н.И. Новикова. М., 1986.

19 Цит. по: Корсаковъ А. Указ. соч. С. 186.

20 Самуил, епископ Крутицкий, был старшим членом Московской Синодальной Конторы, в ведении которой после смерти архиепископа Амвросия находилась Московская епархия.

21 Алексъевъ П. А. Репортъ Московскаго Архангельскаго собора прото1ерея Петра Алексъева объ исповъди и причастш Пугачева съ товарищи // Чтен1я въ Обществъ исторш и древностей россшскихъ. 1872. Кн. 1. С. 178.

Алексееву «отръшешемъ отъ мъста»22, однако благодаря покровительству императрицы дело было закрыто. Отношения П. А. Алексеева и Преосвященного Платона особенно обострились в 1788—1792 гг. Принимая во внимание все обстоятельства, в 1788 г. императрица послала секретный указ главнокомандующему Москвы П. Д. Еропкину, в котором поручала ему взять П. А. Алексеева «въ особенное защищеніе»23.

1780-е гг., помимо служебных неприятностей, принесли П. А. Алексееву и семейные проблемы. В 1779 г. умер его младший брат, Иван Алексеевич Алексеев, а в 1782 г. умерла его жена. Сам Алексеев долго болел.

В 1783 г. деятельность Вольного Российского собрания была прекращена в связи с учреждением Императорской Российской академии, в задачи которой входило «очищеніе и обогащеніе русскаго языка»24. В ее состав «вошли всъ ли-тературныя знаменитости конца восьмнадцатаго столетія», «первостепенные наши ученые и писатели»25. 28 октября 1783 г. действительным членом и первым духовным лицом в составе академии стал П. А. Алексеев. Несмотря на все трудности, он не оставлял своих научных занятий. В 1794 г. академией было издано новое, трехтомное издание «Церковного словаря»26. В 1780— 1790-х гг. Алексеев создал ряд работ, посвященных историческим памятникам Московского Кремля27. В 1779 г. закончил работу над «Словаремъ Еретиковъ и расколниковъ»28, а в 1779—1881 гг. по заказу Г. А. Потемкина работал над «Краткимъ начерташемъ исторіи грекороссійскія церкве». Кроме того, П. А. Алексеев позаботился о публикации неоконченных переводов своего брата, в частности, завершил и издал перевод труда Варнавы Бриссония «О перскомъ царствъ»29.

В 1787 г. П. А. Алексеев по представлению Университета и по указу Екатерины II пожалован золотым наперсным крестом, который был возложен на него Преосвященным Платоном.

В том же 1787 г. куратор Московского университета И. И. Мелиссино, стремясь возродить деятельность Вольного Российского собрания и воссоздать ученое общество, целью которого было бы изучение русского языка, учредил при Московском университете Общество любителей российской учености. Петр Алексеев, получивший к тому времени звание профессора Университета, вместе со своим сыном Федором, асессором Московской гражданской палаты, стал членом этого общества. П. А. Алексеев предложил рисунок печати нового Об-

22 Цит. по: Корсаковъ А. Указ соч. С. 177.

23 Цит. по: Там же. С. 181.

24 Цит. по: Сухомлиновъ М. И. Указ. соч. С. 14.

25 Там же. С. 1.

26 Алексъевъ П. А. Церковный словарь, или Истолкованіе реченій славенскихъ древнихъ, такожъ иноязычныхъ безъ перевода положенныхъ въ Священномъ Писаніи и другихъ церков-ныхъ книгахъ. 2-е. изд. СПб., 1794.

27 Отдел рукописей Государственного исторического музея (Москва) (далее: ОР ГИМ). Ф. Черткова. Д. 91. Л. 249—251, 319—356. Отдел рукописей Российской государственной библиотеки (Москва) (далее: ОР РГБ). Ф. 557. Д. 90. Л. 210—219 об.

28 оР ГИМ. Ф. Черткова. Д. 99.

29 Варнавы Бриссонія, главнаго въ Парижъ сенатора, о перскомъ царствъ. Переведена Су-хопутнаго Шляхетнаго Кадетскаго Корпуса Учителемъ, Капитанскаго ранга, Иваномъ Алек-сЭевымъ. Исправлена, и издана братомъ его П.П.А. М., 1781.

щества, на котором полагалось «изобразить человека, сеющаго по пашне жито, в верху солнце при полном сиянии с надписью: “При его сиянии возрасту”». Солнце, по замыслу Алексеева, символизировало «ея императорское величество», пахарь — новоучрежденное общество, а жито — знание30. Разногласия между членами вновь образованного Общества, куда входили и представители розенкрейцерской ложи, в частности Х. А. Чеботарев, послужили поводом к его закрытию в июле того же, 1787 г.

Деятельность П. А. Алексеева в Московском университете не ограничивалась катехизаторством: будучи одним из самых активных членов Вольного Российского собрания и Общества любителей российской учености, он в то же время стал активным противником деятельности Дружеского ученого общества (1781— 1786), созданного при Московском университете известными деятелями масонства: профессором Шварцем и журналистом Н. И. Новиковым. П. А. Алексеева настораживала связь между кружком последователей И. Г. Шварца и архиепископом Платоном, официально объявившим себя покровителем Дружеского ученого общества. По просьбе московского прокурора М. П. Колычева П. А. Алексеевым была дана оценка печатным изданиям «мартинистических» типографий, по ее итогам «мистические» сочинения были изъяты из продажи. Кроме того, в 1790 г. П. А. Алексеев составил для московского прокурора обширное «историческое извест1е» по «делу Новикова»31. Для «пресечения» печатания Новиковым «мистических» книг Алексеев предлагал М. П. Колычеву ввести ряд мер, в частности, «учредить честнаго и искуснаго человъка ревизоромъ, дабы онъ безъ всякихъ предварительныхъ огласокъ частныя всъ въ Москвъ типографш осмат-ривалъ по разнымъ временамъ»32. В апреле 1792 г. Новиков в результате внезапного обыска, случившегося у него по приказу императрицы, был арестован, как видно, во многом этот арест был подготовлен усердием П. А. Алексеева.

В 1792 г. П. А. Алексеев становится комиссионером известного собирателя древних исторических рукописей обер-прокурора Священного Синода А. И. Мусина-Пушкина. Инициатива о сотрудничестве исходила от самого синодального обер-прокурора. При этом деятельность П. А. Алексеева в кружке Мусина-Пушкина не ограничивалась только поиском рукописей; по заданию обер-прокурора в 1794 г. он вел источниковедческое исследование Макарьев-ских Четьих-Миней, которое предназначалось для Екатерины II, работавшей над написанием истории Русской Церкви. Кроме того, в одном из писем Мусину-Пушкину Алексеев выражал свое беспокойство по поводу пропажи древних рукописей из Синодальной библиотеки, которую он связывал с деятельностью масонов, в частности Н. И. Новикова, «вышарившего», по его словам, «в Синодальной и Типографской библютекахъ всъ любопытные манускрипты»33.

Смерть Екатерины II и воцарение ее сына Павла I не произвели заметных изменений в жизни П. А. Алексеева, поскольку он был известен Павлу еще ранее.

30 Цит. по: Цапина О. А. Указ. соч. С. 305.

31 Корсаковъ А. Изъ бумагъ прото1ерея Петра Алексъева // Русскш архивъ. 1882. № 3. С. 76-78.

32 Там же. С. 78.

33 Там же. С. 83-84.

В 1797 г. Алексеев был одним из распорядителей коронации Павла I, по случаю которой был пожалован орденом св. Анны 2-й степени и командорством. Вскоре после коронации П. А. Алексеев направил Павлу «Анекдотъ о святъйшемъ Никонъ Московскомъ и всея Россш патр1архъ»34, созданный на основе подлинных исторических событий.

Несмотря на преклонные лета, Петр Алексеев продолжал активно заниматься общественной и научной деятельностью. В 1800 г. он подал Платону записку «Объ исправленш духовенства отъ неприличныхъ званго его поступ-ковъ»35, а в 1801 г. начал работу над сочинением по истории Армяно-Грегориан-ской Церкви36.

До последних дней своей жизни П. А. Алексеев преподавал «катехизическое учеше» в Московском университете. Число учеников, утвержденных им «въ истинъ благочест1я, простирается до нъсколькихъ тысячъ»37. Через его катехизический класс прошли практически все ученики Университета, которым довелось сыграть важную роль в культурной жизни России конца Х^П-начала XX в. Один из них, дипломат А. П. Бутенов, вспоминая своего законоучителя, «почтенного, беловласого старца, протоиерея архангельского собора Петра Алексеевича», писал: «Это был один из ученейших людей в тогдашнем духовенстве, автор многих духовных сочинений, между прочим, уважаемого Церковного Словаря. Он же был первым нашим духовником. Лицо его благочестивое и светлое, ободряющие его речи, снисходительная мягкость и неизменное терпение во время уроков неизгладимо запечатлелись в моей памяти. его потеря была невознаградима для моего образования в деле веры: я это чувствовал всю жизнь»38.

П. А. Алексеев умер в июле 1801 г. и был погребен в Донском монастыре.

В 1843 г. издано собрание портретов именитых мужей Российской Церкви, в нем протоиерей Архангельского собора Петр Алексеевич Алексеев «изображенъ въ рясъ и скуфейкъ съ наперснымъ крестомъ на черной лентъ и съ орденомъ св. Анны 2-й степени; чело его поднято, въ правой рукъ у него перо для письма, а предъ нимъ раскрытая книга съ недописанными страницами»39.

Ключевые слова: русская церковная историко-филологическая наука, XVIII век, протоиерей Петр Алексеев, биография.

34Алексъевъ П. А. Анекдотъ о святьйшемъ Никонъ Московскомъ и всея Россш патр1архъ // Русскш архивъ. 1881. Кн. 3. С. 698-707.

35 ОР РГБ. Ф. 557. Д. 62. Л. 28-37 об.

36 Там же. Д. 90. Л. 263-264, 335-339 об; Д. 62. Л. 319-351 об.

37 Цит. по: Корсаковъ А. Изъ бумагъ прото1ерея Петра Алексеева. С. 87.

38 Цит. по: Цапина О. А. Указ соч. С. 280.

39 Розановъ Н. Указ. соч. С. 26.

Biography of archpriest Pyotr Alexeyev

S. Felixov

The article contains short biorgaphy of Pyotr Alexeyevich Alexeyev (1727—1801), archpriest of Moscow Archangel Cathedral, the Member of Russian Imperial Academy, one the first church historians, professor of Moscow University, translator, author of numerous works on theology, eminent church figure of the 18th century, and the author of the first Church Vocabulary in the history of Russian lexicography.

Keywords: Russian ecclesiastical Studies in History and Philology, 18th century, archpriest Pyotr Alexyev, biography.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.