Бородина Е.А. Биографический метод в реконструкции истории формирования религиозного сообщества (на примере церкви «Свет Истины») // Технологос. - 2020. - № 1. - С. 57-66. DOI: 10.15593/perm.kipf/2020.1.05
Borodina E.A. Biographical Method in Reconstructing the History of Religious Community Formation (by the Example of the "Light of Truth" Church). Technologos, 2020, no. 1, pp. 57-66. DOI: 10.15593/perm.kipf/2020.1.05
Б01: 10.15593/регш.к1р1У2020.1.05 УДК 93:261.7
БИОГРАФИЧЕСКИЙ МЕТОД В РЕКОНСТРУКЦИИ ИСТОРИИ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЛИГИОЗНОГО СООБЩЕСТВА (НА ПРИМЕРЕ ЦЕРКВИ «СВЕТ ИСТИНЫ»)
Е.А. Бородина
Пермский государственный институт культуры, Пермь, Россия
О СТАТЬЕ АННОТАЦИЯ
Статья посвящена вопросам изучения истории становления церкви «Свет Истины». Раскрываются преимущества биографического метода, рассматриваются подходы к изучению биографий. Биографический метод в нашем случае позволяет представить обстоятельства жизни как ряд закономерных событий, объясняющих связь внутренних побуждений и внешнего итога. История становления церкви «Свет Истины» предстает как часть, связующая индивидуальную жизнь и социум. В проведенном исследовании, на основе высказываний лидера церкви, воссоздается картина истории функционирования и складывания церкви «Свет Истины». Оценивая объективность полученных автобиографических высказываний, учитывая мифологизированные элементы биографии руководителя церкви, мы выявили роль индивидуального фактора в формировании религиозного сообщества. Исследование позволило установить, что в истории становления общины роль пастора является ключевой. На этой основе соответственно сформировались особенности учения, богослужебные практики и околорелигиозная деятельность, находящаяся внутри индивидуального конструирования. В результате исследования мы пришли к выводу, что сознательное и целенаправленное планирование лидером церкви образцов поведения и моделей реализации религиозной практики на основе синтеза сложившейся и заимствованной традиций евангельских церквей сделало возможным возникновение церкви нового типа. Выдвинуто предположение, что образование самостоятельной церкви было продиктовано желанием обрести свободу действия как лидера, реализовать собственные амбиции и менеджерские способности в границах собственно созданной религиозной организации.
© ПНИПУ
© Бородина Екатерина Александровна - старший преподаватель кафедры культурологи и философии, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8389-4390, e-mail: [email protected].
© Ekaterina А. Borodina - Senior Lecturer, Department of Cultural Science and Philosophy, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8389-4390, e-mail: [email protected].
Эта статья доступна в соответствии с условиями лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License (CC BY-NC 4.0)
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License (CC BY-NC 4.0)
Получена: 09 февраля 2020 г. Принята: 20 марта 2020 г. Опубликована: 31 марта 2020 г.
Ключевые слова:
биография, верификация, евангельское сообщество, лидер, ми-фоконструирование, мемуары, пятидесятники, самопрезентация, церковь.
BIOGRAPHICAL METHOD IN RECONSTRUCTING
THE HISTORY OF RELIGIOUS COMMUNITY FORMATION
(BY THE EXAMPLE OF THE "LIGHT OF TRUTH" CHURCH)
Ekaterina A. Borodina
Perm State Institute of Culture, Perm, Russian Federation
ARTICLE INFO
ABSTRACT
Received: 09 February 2020 Accepted: 20 March 2020 Published: 31 March 2020
Keywords:
biography, verification, gospel community, leader, myth construction, memoirs, Pentecostals, self-presentation, church.
The article is devoted to the study of the history of the "Light of Truth" Church formation. The advantages of the biographical method have been revealed and approaches to the study of biographies have been considered. In our case the biographical method allows representing the circumstances of life as a series of natural events which explain the relationship between internal motives and external results. The history of formation of the Church "Light of Truth" appears as a part linking individual life and society. The study based on the statements of the church leader recreates a picture of the history of the Church "Light of Truth" functioning and folding. Assessing the objectivity of the obtained autobiographical statements, taking into account the mythologized elements of the church leader biography we have identified the role of the individual factor in the religious community formation. In the process of study it has been found that in the history of community formation the role of the pastor was dominant. Specific features of the doctrine, liturgical practices and near-religious activity, which were located within the individual construction, have been formed on this basis. As a result of the study, we came to the conclusion that the conscious and purposeful planning by the church leader of behavioral patterns and models for the implementation of religious practice based on a synthesis of prevailing and borrowed traditions of the gospel churches made possible the emergence of a new type of church. It has been suggested that formation of the independent church was dictated by the desire to gain freedom of action as a leader, to realize their own ambitions and managerial abilities within the boundaries of a religious organization itself.
© PNRPU
Биографический метод, включающий приемы устной истории, является важным источником социально значимой информации. Так, реконструируя генезис и эволюцию религиозного сообщества в условиях современной культуры с ее развитой индивидуальной религиозностью, этот исследовательский метод позволяет выявить соотношение объективного и субъективного факторов в развитии религиозной группы. В этом смысле биография руководителя религиозной группы может служить источником по истории становления общины или поместной церкви.
В рамках предлагаемого текста мы рассматриваем историю евангельской церкви «Свет Истины» г. Перми через призму автобиографии ее пастора1. Представляется необхо-
1 Треногин Валерий Леонидович (1963 г. р.) - пастор церкви евангельских христиан «Свет Истины» г. Перми. Церковь зарегистрирована в 1996 г. и является одним из крупных религиозных объединений Пермского края. По данным официальной группы в социальной сети УК, Церковь христиан веры евангельской «Свет Истины» начала свою работу в городе Перми с 1996 г., по благословению заместителя начальствующего епископа Российской церкви ХВЕ Павла Анатольевича Бака. 3 марта 1996 г. было проведено первое собрание церкви. В июле 1996 г. В.Л. Треногин был рукоположен на пасторское служение епископом РЦ ХВЕ Уральского региона Василием Ивановичем Боцяном, в том же году церковь была зарегистрирована в министерстве юстиции и получила название «Свет Истины». После этого церковь начала свое активное служение. В 1999 г. при церкви открылся Христианский Дом Милосердия, в котором начали проходить реабилитацию первые наркозависимые. С 2000 г. церковь «Свет Истины» совместно с МРО ХВЕП «Западноуральская миссия» начали работу в г.Перми по программе «Превосходнейший Путь», которая помогла вывести служение наркоманам и алкоголикам на качественно новый уровень. Благодаря служению наркоманам и алкоголикам церковь начала быстро расти. С 2003 г. к работе по программе «Превосходнейший Путь» подключилась автономная некоммерческая организация «Руки Помощи». Стали открываться новые церкви в городах Краснокамске, Кудымка-ре, Березники, а также новые филиалы церкви «Свет Истины» в г. Перми. Общее количество прихожан во всех церквях на 2011 г. составляла более 900 человек. В связи увеличением количества желающих пройти реабилитацию стали открываться новые Дома Милосердия, и на 2011 г. на территории Пермского края открыто четыре Христианских Дома Милосердия общей вместимостью 140 человек. В 2006 г. программа «Превосходнейший Путь» признана Госнаркоконтролем РФ лучшей российской программой по реабилитации и профилактике наркомании.С момента основания церкви служение домашних групп является одним из самых приоритетных. На сегодня в церкви г.Перми функционируют 30 домашних групп, посещая которые прихожане церкви могут общаться, молиться и помогать друг другу в духовных нуждах.
димым для установления объективности выделить две биографии - условно реальную и мифологическую, то есть ту, которую конструирует сам руководитель церкви. В качестве источников исследования были использованы интервью и беседы с пастором церкви «Свет Истины» в период с 2018 по 2019 год, с верификацией информации, полученной от респондента. Поскольку метод интервью имеет свои пределы объективности, учитывались разные слои автобиографических нарративов, в тесном переплетении реальных и мифо-конструированных фактов биографии.
Необходимо отметить, что в современных исследованиях биографий условно можно выделить четыре направления:
- исследования, посвященные социальной обусловленности жизненных путей. Жизненный путь может рассматриваться как многоуровневый феномен, связующий исторические изменения и жизненный опыт. Впервые изучение закономерностей жизненного пути было предпринято Ш. Бюллер, которая говорила о врожденном стремлении человека к самореализации, выделяла субъективные «внутренние» и «внешние» обстоятельства, которые в свою очередь соответствовали этапам развития личности [1];
- исследования, реконструирующие социальный опыт. Такие авторы, как Л. Нитхамммер [2], Д. Берто [3], описывают опыт анализа, используя метод устной истории как одного из направлений, занимающихся реконструкцией опыта;
- исследования, посвященные изучению происхождению опыта и смысловых структур. Так, труды Ф. Шютца посвящены изучению поколений эпохи национал-социализма [4];
- исследования, которые служат обоснованию теоретических концепций в психологии развития и теории личности, в рамках которых жизненный путь определяется как история развития индивидуальности [1].
Так или иначе, все они затрагивают проблему индивидуальной жизни, ее связи с внешними обстоятельствами. Нам представляется наиболее подходящим выбрать первый подход, исходящий из положения о социальной обусловленности жизненного пути. Согласно этому направлению, обстоятельства жизни представляются как ряд закономерных событий, объясняющих связь внутренних побуждений и внешнего итога.
Устные нарративы повествуют о событиях из прожитой жизни, однако ретроспективный взгляд субъекта на эти факты, описание событий, участником которых ему пришлось оказаться, окрашены эмоциональными переживаниями и включают оценочные суждения. Л.Е. Бушканец пишет, что воспоминания находятся в процессе постоянных изменений, они подстраиваются под меняющуюся картину ценностей и потребностей субъекта [5]. Иными словами, необходимо говорить об условной достоверности устных сообщений, когда факты преломляются через систему убеждений говорящего, описания событий жизни осмысливаются через индивидуальную картину мира. Проговаривая свою историю, наш герой раз от раза закрепляет в ней сконструированные формы, связанные порой с мифическими образцами, зафиксированными в культуре, и трактовка фактов приобретает смыслы, рожденные самим героем. Актуализация мифотворчества в связи с заявлениями о себе, своей биографии, убеждениях и т. д. вполне очевидна.
Более того, мифотворчество представляет собой универсальную коммуникативную систему, с помощью которой герой выстраивает отношения с социумом [6]. Таким образом, верифицируя автобиографические высказывания респондента и учитывая мифологизированные элементы биографии, можно выявить, описать и понять роль индивидуального фактора в формировании религиозного сообщества.
***
Ядро церкви «Свет Истины» сформировалось в середине 1990-х годов. Первые годы своего существования церковь христиан веры евангельской (пятидесятников) (далее - ХВЕП) «Свет Истины» входила в состав централизованной организации
РЦ ХВЕ . Ее основатель,
бессменный лидер и гарант всех начинаний и изменений - Треногин Валерий Леонидович. Пасторскую деятельность В.Л. Треногина можно рассматривать как ведущий фактор в формировании организационной структуры общины и ее функционирования. Обратимся к его биографии, которая помогает понять логику возникновения новой церкви.
Будучи уроженцем г. Перми, респондент подчеркивает, что территория Пермского края выступает для него как «фамильная вотчина»: «... пермский я. Фамилия Треногин - это, ну, такая фамилия, известная здесь, у нас, это Осинский район»3. Еще один сюжет, возникающий в автобиографическом нарративе, - советское прошлое. Типичным для будущего религиозного руководителя было образование - общеобразовательная школа в индустриальном районе, где учились заводские дети. Атмосфера рабочей окраины должна была формировать соответствующий менталитет подростка, максимально эффективно вписывая его в реалии советской повседневности. Субкультура советского двора была весьма специфичной, определенной тесными коммунальными застройками, скученностью жилья и двором, который выполнял функцию досугового центра для детей и подростков, а также места социализации. Детский дворовый досуг был скорее вынужденным, чем приоритетным. При этом внутри двора существовала своя жесткая иерархия [7]. Были лидеры, ведомые и парии. Однако опыт проживания советского для В. Треногина оказался скорректированным благодаря наложению на него интенсивной религиозной жизни.
Как большинство верующих советского времени [8], мальчик попал в религиозную общину благодаря родным людям [9]: «Меня мама привела, получается. Вначале она пришла в церковь, церковь адвентистов седьмого дня, вот и получается, я в семь лет, с первого класса, уже начал ходить на собрания адвентистов седьмого дня. до класса пятого»4.
По словам респондента, обращению к религии предшествовали детские болезни - приступы, похожие на эпилептические. Мать, надеясь на исцеление, стала класть ему под подушку Евангелие, со словами «Господь, если ты есть, исцели моего ребенка»5. Стоит упомянуть, что до прихода в общину женщина не была христианкой или членом какой-либо религиозной организации. Иначе говоря, приход В. Треногина к вере не является результатом традиционной семейной религиозности.
Стоит отметить, что респондент неоднократно в своих рассказах упоминает о своей болезни и чуде исцеления благодаря Евангелию. Значение «чудесного» в этом сконструированном образе служит для него достаточным обоснованием правильности выбора жизненного пути, декларируемым для внешнего наблюдателя.
Детский религиозный выбор не был препятствием для других увлечений. Как говорит В. Треногин, «.до 18 там всякие секции, фотографии, баян у меня был и радиокружок, и ракетное моделирование»6. Четко прослеживается его заинтересованность темой, связанной с религией. Подросток активно изучал доступную в то время литературу и общался с верующей молодежью. «Пошел в библиотеку, взял книжки эти, «Научно-критический анализ Библии»,
2 Российская церковь христиан веры евангельской.
3 Митрохин Н.А., Рязанова С.В. Интервью с В.Л. Треногиным (из архива С.В. Рязановой, представлено автором).
4 Бородина Е.А. Интервью с В.Л. Треногиным.
5 Там же.
6 Там же.
«Справочник атеиста», начал их читать, смотреть, где же там... У меня вот дома Библия была, там в Библии то, се написано. <...> Открываю Библию, там вообще совсем другое написано. Я вижу: ложь сплошная, вранье. Я понял, значит, туда надо двигаться, где правда, где не об-манывают»7. На вопрос, что стало решающим аргументом в мировоззренческом выборе, какая именно литература повлияла на выбор, Треногин отвечает так: «А всякая была <...>. Самиздат, который различный был, но в основном баптисты. у меня несколько книжек до сих пор сохранились такие, и переписанные в основном были, то есть что у кого было. Помню, у нас один брат, он был пресвитером общины, Бабушкин, помню, у него еще сохранились старые газеты, которые еще Воронаев издавал. в основном переписанные, у меня как бы в офисе сейчас лежит Евангелие от руки переписанное. Переписывали от руки, что там видели, у кого истории были, магнитофоны тогда появились, эти все мобильные, все эти записи, откровения и все такое прочее, то есть пользовались они. А потом пошли печатные машинки, тогда уже начали все потихонечку это делать.. Ну западные были, местного ничего такого не было. В основном где-то, кто-то, что-то, видимо, переводил, а потом это уже тиражировали на печатной машинке, и это, как это называлось, - рукопринт или что-то такое»8.
Тем не менее наш герой признает, что на момент знакомства с новой религиозной группой он не был заинтересован в посещении собраний: (мать - Е.Б.) «нашла общину пятидесятников, начала ходить туда, а у меня уже был возраст такой, подростковый, когда уже сам чувствуешь себя уверенным в жизни, все нормально и я сказал: "Ну вы тут сами между собой разбирайтесь, мне вот вообще неинтересно ничего такого»9. На собраниях, проходивших в доме пресвитера, женщина не была удовлетворена ответами на свои вопросы о смысле жизни и принципах отношения к Богу: «Читали Деяния апостолов, вторая глава, и мама начала задавать вопрос: "Как, вот этого вот у нас сейчас нет, то, что там написано?". Ну и так объясняли, объяснение не устроило, и она начала искать общины, которые тоже верят в крещение духом святым, в то, что это событие должно быть и сейчас»10. В итоге была найдена община пятидесятников, собиравшихся на одной из окраин Перми в частном доме11, на тот момент совсем небольшая, 45-50 человек. Привлекательным для подростка стал возрастной состав общины: «там было достаточно много молодежи». Если следовать высказываниям респондента, он искал другого общения, наполненного духовными смыслами, лишенного осуждений и непонимания. Однако факт прихода в общину для нас не столь важен, как сомнения в ее «правильности», о которых далее повествует наш герой.
Следующей вехой в его биографии стал обряд крещения. В 1982 году Треногин тайно крестится в возрасте 18 лет. Для евангеликов важно, чтобы обряд крещения был совершен именно в осознанном возрасте, зачастую это было связано с советской традицией, устанавливающей возраст ответственности с 18 лет. У евангеликов водное крещение не представляет собой таинство, но служит обещанием Богу доброй совести и свидетельством всех «истинно покаявшихся» и всем сердцем верующих, что Христос есть и Спаситель и Господь [10]. Мы не можем считать данный эпизод очень специфичным для протестантской среды, но укажем на важность именно евангельских практик для молодого человека, повлиявших на форму созданной им впоследствии религиозной организации.
7 Бородина Е.А. Интервью с В.Л. Треногиным.
8 Митрохин Н.А., Рязанова С.В. Интервью с В.Л. Треногиным (из архива С.В. Рязановой, представлено автором).
9 Бородина Е.А. Интервью с В.Л. Треногиным.
10 Там же.
11 Переферийный район г. Перми, община пятидесятников собирается там и сейчас.
Следующий факт биографии будущего лидера церкви логичен и естествен для советского молодого человека - служба в армии, в строительных частях, на Дальнем Востоке. В начале службы он уведомил руководство части, что присягу принимать не будет и оружие в руки не возьмет. «Мне говорят: "Иди, подпиши, чего тебе стоит?". А я говорю: "Да нет, я же сказал, что не буду". И вот как-то так, все читают присягу, держат автоматы в руках, а я их фотографирую в это время. Вот такой вот внештатный фотограф, я же был фотографом, вот пригодилось мне все это»12. Отказ от присяги не был типичным для того времени, мог сопровождаться давлением со стороны офицеров, поэтому очень ценной оказалась поддержка со стороны сослуживцев. «Мне оказали первую поддержку люди нерусской национальности, там были чеченцы, ингуши, и позвали они меня, ну они уже дембеля были, и сказали: "Как верил, так и верь, только мы об этом не говорим". Я думаю, так интересно получается, да. А вот русские, у них никакого святого так и не было, а вот эти вот, у них что-то было такое. Поэтому, пока они были, меня особо-то даже и не трогали»13. Сегодня этот факт подается как охраняющая сила веры: «Не иначе как господь защитил, другого варианта не вижу»14, обоснование правильности выбранного пути. Мы полагаем, что это заявление еще раз подтверждает нашу версию о мифоконструировании своей биографии.
Новой вехой в истории саморазвития героя повествования, определившей характер созданной им организации, становится его деятельность как религиозного посредника. Пермь, изначально закрытый для иностранных граждан город, в постперестроечное время становится доступным для миссионерства зарубежных проповедников. В журнале «Братский вестник» с 80-х годов регулярно появлялась информация о зарубежных делегациях, побывавших на религиозных собраниях в московских общинах. Провинциальные города не сразу были доступны для иностранных миссионеров, поэтому это событие сразу вызвало отклик в религиозном пространстве Перми [11]. В. Треногин, являясь членом общины пятидесятников, один из первых пригласил проповедника из-за границы, организовав религиозную конференцию. «... в 1992 году, как только город открылся, этот пастор приехал сюда»15. Использование некоторых приемов работы западных церквей - яркость, эмоциональность проповеди, акцент на личной вовлеченности слушателя и харизматической привлекательности лидера - позже станут характерными чертами будущей церкви, определившими состав паствы.
В 1990-х годах в рамках прозетилической миссии Треногин начал посещать колонии заключенных. «Мы же, получается, с тюрьмами все были связаны, все по тюрьмам люди-то сидели, поэтому хотелось к этим страдальцам прийти и как-то рассказать о Боге»16. В это время была создана организация РАМ (Российская ассоциация миссий), в которой герой нашего повествования был изначально учредителем. Новые формы миссионерской деятельности стали трамплином в его религиозной карьере, отправной точкой для которой стала должность диакона [8]. Этот опыт дал возможность молодому служителю сориентироваться в перспективах религиозной деятельности.
Позже В. Треногин становится одним из пасторов и получает право на чтение проповедей, которые он реализует в «американском ключе», рассчитанном на небольшую аудиторию слушателей. «Ну это не у всех же получалось. Кто-то более успешный, кто-то нет. Вот у меня получалось, как-то интересные проповеди и короткие, но я как-то все-таки готовился... По-
12 Бородина Е.А. Интервью с В.Л. Треногиным.
13 Там же.
14 Там же.
15 Там же.
16 Митрохин Н.А., Рязанова С.В. Интервью с В.Л. Треногиным (из архива С.В. Рязановой, представлено автором).
этому мне начали давать-давать, и все больше»17. Мы предполагаем, что именно способности ритора, умение работать с группой и выбрать правильную стратегию менеджмента позволили герою совершить следующий шаг к созданию собственной церкви с предельно высокой степенью доверия руководителю.
Отдельно стоит упомянуть об образовании В. Треногина. Кроме светского образования, полученного в радиотехническом техникуме, он в 1995 году прошел обучение в США, в Библейской школе для пасторов, организованной деноминацией «Церковь Божия». Методические пособия, получаемые из этой школы - сборники проповедей и бесед, пояснения к евангельским текстам, - используются им и настоящее время.
Именно в этот период молодой проповедник подает документы на регистрацию церкви как самостоятельной организации18, отказавшейся от некоторых ограничений «классических» пятидесятников, приближавшейся по формам к российским харизматическим движениям в формах служения - расширение границ евангелизации, усиление контактов с окружающим миром, реализация социальных проектов. Декларируемой целью новой общины становится помощь в индивидуальном спасении верующего. «Наша цель, кроме того, ... прославить нашего Бога, потому что все от Него и к Нему идет, также и помощь людям, чтобы привести их к Христу» [12].
Новации коснулись многих сторон религиозной деятельности. Во-первых, был отменен специфический дресс-код в одежде, характерный для классических пятидесятников, сняты ограничения в использовании косметики. В. Треногин вспоминает: «У меня был такой шок, когда я в Америку приехал в первый раз. Это что там, все грешники? У меня был такой серьезный культурный шок тогда, реально (о дресс-коде, принятом в протестантских церквях Америки - Е.Б.). Я понял тогда, что они тоже люди, не этим измеряется (вера - Е.Б.)»19.
Во-вторых, уже существующий опыт других пятидесятнических общин позволил реформировать богослужебные практики. Характерные для пятидесятников глоссолалии стали необязательными ритуальными процедурами: в проповедях глава общины подчеркивает, что можно молиться так, как вам удобно.
В-третьих, изменился характер детских и молодежных служений. Многие мероприятия копировали модели молодежных служений как западных евангельских церквей, так и российских харизматических. К таковым относится молодежное служение «Свети», лидером которого стал сын пастора Марк Треногин. Цель служения - общение молодежи на Евангельские темы. Проведение мероприятий - «Большая игра», молодежный инкаутер, посещение концертов и т. д. Служение для девушек «Девичники», где девушки, члены церкви, участвуют и проводят мастер-классы по рукоделию, моде, обучающие семинары, обмениваются вещами и т.д. Подростковое служение Wind of Change, цель служения - организовать подростков церкви для совместного времяпрепровождения. Группа организует бар-мицву и бат-мицву, мероприятия по семейным выездам, квесты, дети делятся переживаниями, свойственными подросткам, и т.д. Это и молодежное движение «Альфа» и многое другое.
Очевидно, что помимо декларируемых задач церковь ставила и другие, к примеру борьбу за прихожан, что выражалось в многократно звучавших сетованиях лидера церкви по поводу кадровых успехов пермской церкви «Новый Завет». Поэтому он с гордостью говорит, что в настоящее время ему удается собрать больше людей на значимые мероприятия. Таким
17 Митрохин Н.А., Рязанова С.В. Интервью с В.Л. Треногиным (из архива С.В. Рязановой, представлено автором).
18 Личный архив С.В. Рязановой.
19 Бородина Е.А. Интервью с В.Л. Треногиным.
образом, новая церковь на момент создания - это не только попытка легитимации индивидуального лидерства, но и стремление преодолеть единоличное доминирование в среде евангельских церквей региона.
Волевое конструирование одним действующим лицом образцов поведения и моделей реализации религиозной практики на основе синтеза сложившейся и заимствованной традиций евангельских церквей сделало возможным возникновение церкви нового типа, способной в «кадровом» отношении выйти за пределы относительно узкой группы людей, стать полем для широкого привлечения маргинальных групп населения (алкоголе- и наркозависимые).
Еще одним компонентом, доктринально усиливающим прозелитический импульс и одновременно легитимирующим новую общину, стала апелляция основателя церкви к старообрядчеству, основанная на генеалогии семьи: «.Не сказать, что старообрядческих, ну первые упоминания про нашу фамилию еще до Пугачевского бунта были»20. На наш взгляд, это позволяет обосновать связь современной евангельской церкви с известной в регионе традицией, укрепить статус общины, обезопасить ее от обвинений в чуждости, близости зарубежным церквям и, наконец, окончательно порвать с пятидесятническим движением.
Таким образом, проведенное исследование позволило восстановить картину событий, ставших отправной точкой и базисом в истории функционирования и складывания церкви «Свет Истины». Сегодня Валерий Треногин пишет, что церковь «возникла как попытка «утопающего общества» спасти себя через религию и веру в Бога» [13]. Однако мы предполагаем, что создание самостоятельной церкви было продиктовано желанием обрести свободу действия как лидера, реализовать собственные амбиции и способности в границах организации, созданной «под себя». Поэтому и доктрина, и богослужебная практика, и околорелигиозная деятельность по своим формам и содержанию становятся результатом индивидуального конструирования, при этом предполагается наличие только одного центра силы - самой фигуры пастора. Большой потенциал для самостоятельной деятельности групп такого типа своей обратной стороной имеет высокую вероятность ослабления и деструкции общины в случае исчезновения руководителя или допущения им существенных ошибок в сфере менеджмента.
Список литературы
1. Bühler Ch. Der menschliche Lebenslauf als psychologisches Problem // SpringerLink. -URL: https://link.springer.com/chapter/10.1007/978-3-531-93064-0_12 (accessed 02 July 2019).
2. Нитхаммер Л. Вопросы к немецкой памяти. Статьи по устной истории [Электронный ресурс]. - URL: https://www.libfox.ru/627900-lutts-nithammer-voprosy-k-nemetskoy-pamyati-stati-po-ustnoy-istorii. (дата обращения: 02.07.2019).
3. Берто Д. Семейное владение и семья: трансмиссии и социальная мобильность, прослеживаемые на пяти поколениях [Электронный ресурс] // DocPlayer.ru. - URL: https://docplayer.ru/ 34943719-Semeynoe-vladenie-i-semya-transmissii-i-socialnaya-mobilnost-proslezhivaemye-na-pyati-pokoleniyah-vvedenie-d-berto-i.html (дата обращения: 02.07.2019).
4. Ф. Шютце и его концепция процессуальных кривых и нарративного интервью [Электронный ресурс] // Ozlib.com. - URL: https://ozlib.com/804637/sotsium/shyuttse_kontseptsiya_ protsessualnyh_krivyh_narrativnogo_intervyu (дата обращения: 02.07.2019).
5. Бушканец Л.Е. Проблема достоверностей литературных мемуаров и современные концепции нейрофизиологии памяти [Электронный ресурс] // Учен. зап. Казан. ун-та. - 2015. - № 2 /
20 Митрохин Н.А., Рязанова С.В. Интервью с В.Л. Треногиным (из архива С.В. Рязановой, представлено автором).
Науч. электрон. библ. «КиберЛенинка». - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-dos-tovernosti-literaturnyh-memuarov-i-sovremennye-kontseptsii-neyrofiziologii-pamyati/viewer (дата обращения: 13.11.2019).
6. Бородина Е.А. Мифы современного города: постановка проблемы [Электронный ресурс] // Вестн. Моск. гос. ун-та культ. и иск. - 2017. - № 3. - С. 63-70 / Науч. электрон. библ. «КиберЛенинка». - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mify-sovremennogo-goroda-postanovka-problemy/viewer (дата обращения: 25.12.2019).
7. Ляшок А.С. Детская повседневность как предмет исследования [Электронный ресурс] // Культурная жизнь юга России. - 2011. - № 1. - URL: 31.01.2020 https://cyberleninka.ru/ article/n/detskaya-povsednevnost-kak-predmetissledovaniy/viewer.
8. Газета «Протестант». - URL: http://www.gazetaprotestant.ru/2011/05/issledovaniya-problem-religii-vsovetskij-period/ (дата обращения: 14.09.2019).
9. Рязанова С.В. Выбор православия в условиях мировоззренческого плюрализма (Пермский край) [Электронный ресурс] // Вестник Правосл. Свято-Тихоновского ун-та. Сер. 1: Богословие. Философия. Религиоведение. - 2018. - Вып. 76. - С. 130-144. - URL: https://cyber-leninka.ru/article/n/vybor-pravoslaviya-v-usloviyah-mirovozzrencheskogo- plyuralizma -permskiy-kray/viewer (дата обращения: 27.06.2019).
10. Орлов В. История движения неопятидесятничества [Электронный ресурс] // Завет.т. -URL: http://www.zavet.ru/b/orlov/nptd/03.htm (дата обращения: 25.09.2019).
11. Клюева В.П., Поплавский Р.О. «Изменения протестантского ладшафта в (постсоветской провинции: международные связи тюменских церквей в конце 80-х - начале 90-х гг. ХХ в. // Вестник археологии, антропологии и этнографии. - 2014. - № 4 (27).
12. Централизованная религиозная организация Российская ассоциация миссий христиан веры евангельской [Электронный ресурс]. - URL: https://www.rusprofile.ru/id/1893766 (дата обращения: 18.02.2020).
13. Треногин В.Л. Развитие российского гражданского общества через работу протестантских церквей посредством воспитания лидерских качеств бывших алко-и наркозависимых // Протестантизм в современной России. Вклад в развитие общества, религии, истории и культуры: материалы науч.-практ. конф., посвященной 495-летию Реформации. 16 ноября 2012 г. -Пермь, 2012. - С. 202.
References
1. Ch. Bühler: Der menschliche Lebenslauf als psychologisches Problem. SpringerLink, available at: https://link.springer.com/ chapter/10.1007/978-3-531-93064-0_12 (accessed 02 July 2019).
2. Nitkhammer L. Voprosy k nemetskoi pamiati. Stat'i po ustnoi istorii [Questions to German memory], available at: https://www.libfox.ru/627900-lutts-nithammer-voprosy-k-nemetskoy-pamyati-stati-po-ustnoy-istorii (accessed 02 July 2019).
3. Berto D. Semeinoe vladenie i sem'ia: transmissii i sotsial'naia mobil'nost', proslezhivaemye na piati pokoleniiakh [Family ownership and family: transmissions and social mobility, traced over five generations]. DocPlayer.ru, available at: https://docplayer.ru/ 34943719-Semeynoe-vladenie-i-semya-transmissii-i-socialnaya-mobilnost-proslezhivaemye-na-pyati-pokoleniyah-vvedenie-d-berto-i.html (accessed 02 July 2019).
4. F. Shiuttse i ego kontseptsiia protsessual'nykh krivykh i narrativnogo interv'iu [F. Schütze and his concept of process curves and narrative interviews], Ozlib.com, available at: https://ozlib.com/804637/sotsium/shyuttse_kontseptsiya_protsessualnyh_ krivyh_narrativnogo_intervyu (accessed 02 July 2019).
5. Bushkanets L.E. Problema dostovernostei literaturnykh memuarov i sovremennye kontseptsii neirofiziologii pamiati [The problem of reliability of literary memoirs and modern concepts of memory neurophysiology]. Uchenye Zapiski Kazanskogo Universiteta, 2015, no. 2. Nauchnaia Elektronnaia Biblioteka «KiberLeninka», available at: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-dostovernosti-literaturnyh-memuarov-i-sovremennye-kontseptsii-neyrofiziologii-pamyati/viewer (accessed 13 November 2019).
6. Borodina E.A. Mify sovremennogo goroda: postanovka problemy [Myths of the modern city: statement of the problem]. Vestnik «Vestnik Moskovskogo Gosudarstvennogo Universiteta KulTury I Iskusstv», 2017, no. 3, pp. 63-70. Nauchnaia Elektronnaia Biblioteka «KiberLeninka», available at: https://cyberleninka.ru/article/n/mify-sovremennogo-goroda-postanovka-problemy/viewer (accessed 25 December 2019).
7. Liashok A.S. «Detskaia povsednevnost' kak predmet issledovaniia» ["Children's Everyday Life as a Subject of Research"]. «Kul'Turnaia Zhizn' luga Rossii», no.1, 2011, available at: https://cyberleninka.ru/article/n/detskaya-povsednevnost-kak-predmet-issledovaniy/viewer (accessed 31 January 2020).
8. Gazeta «(Protestant», available at: http://www.gazetaprotestant.ru/2011/05/issledovaniya-problem-religii-vsovetskij-period (accessed 14 September 2019).
9. Riazanova S.V. «Vybor pravoslaviia v usloviiakh mirovozzrencheskogo pliuralizma (Permskii krai)» ["The choice of Orthodoxy in the context of worldview pluralism (Perm Krai)"]. Vestnik Pravoslavnogo Sviatotikhonovskogo Gumanitarnogo Universiteta. Seriia 1: Bogoslovie. Filosofiia. Religiovedenie. 2018, iss. 76, pp. 130-144, available at: https://cyberleninka.ru/article/n/vybor-pravoslaviya-v-usloviyah-mirovozzrencheskogo-plyuralizma-permskiy-kray/viewer (accessed 02 June 2019).
10. Orlov V. Istoriia dvizheniia neopiatidesiatnichestva [History of the movement of non-Pentecostalism]. Zavet.ru, available at: http://www.zavet.ru/bZorlov/nptd/03.htm (accessed 25 September 2019).
11. V.P. Kliueva, R.O. Poplavskii. «Izmeneniia protestantskogo ladshafta v (post)sovetskoi provintsii: mezhdunarodnye sviazi tiumenskikh tserkvei v kontse 80-kh nachale 90-kh gg. XX v.» ["Changes in the Protestant landscape in the (post) Soviet provinces: international relations of the Tyumen churches in the late 80s and early 90s. XX century."]. Vestnik Arkheologii Antropologii i Etnografii, 2014, no. 4(27).
12. Tsentralizovannaia religioznaia organizatsiia Rossiiskaia assotsiatsiia missii khristian very evangel'skoi [Centralized religious organization Russian association of mission of christians of the evangelical faith], available at: https://www.rusprofile.ru/id/1893766 (accessed 18 February 2020).
13. Trenogin V.L. Razvitie rossiiskogo grazhdanskogo obshchestva cherez rabotu protestantskikh tserkvei posredstvom vospitaniia liderskikh kachestv byvshikh alko-i narkozavisimykh [The development of Russian civil society through the work of Protestant churches through the education of leadership qualities of former alcoholics and drug addicts]. Protestantizm v sovremennoi Rossii. Vklad v razvitie obshchestva, religii, istorii i kul'tury: Proceedings of the Scientific and Practical Conference, posviashchennoi 495-letiiu Reformatsii.16 noiabria 2012 goda. Perm', 2012, p. 202.