Научная статья на тему 'Биографический фактор как средство создания культурной идентичности (на примере цикла рассказов С. Довлатова «Наши»)'

Биографический фактор как средство создания культурной идентичности (на примере цикла рассказов С. Довлатова «Наши») Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
737
138
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИОГРАФИЧЕСКИЙ МЕТОД / БИОГРАФИЧЕСКИЙ ФАКТОР / КУЛЬТУРА / КУЛЬТУРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / НАЦИОНАЛЬНАЯ САМОИДЕНТИЧНОСТЬ / КУЛЬТУРНЫЙ ТИП / С. ДОВЛАТОВ / BIOGRAPHICAL METHOD / BIOGRAPHICAL FACTOR / CULTURE / CULTURAL IDENTITY / NATIONAL IDENTITY / CULTURAL TYPE / SERGEI DOVLATOV

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Шоронова Ольга Николаевна

Статья посвящена изучению влияния биографического фактора на создание культурной идентичности на примере цикла рассказов Сергея Довлатова «Наши». В работе отмечается, что биография конкретных героев находит отражение в культуре целой страны. Биографический метод не только играет значимую роль при анализе художественного произведения, но и является важным средством создания национальной самоидентичности. В результате исследования автор приходит к выводу о взаимовлиянии человека и национальной культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BIOGRAPHICAL FACTOR AS A WAY OF CREATING A CULTURAL IDENTITY (CASE STUDY OF SERGEI DOVLATOV’S LITERARY WORK “OURS”)

The article studies the influence of the biographical factor on the development of cultural identity by case study of Sergei Dovlatov’s literary work “Ours". It is emphasized that the biography of particular characters is reflected in the culture of the whole country. The biographical method not only plays an important role in the analysis of the literary work, but also is an important means to show a national identity. The author concludes that there is a link between a person and a national culture.

Текст научной работы на тему «Биографический фактор как средство создания культурной идентичности (на примере цикла рассказов С. Довлатова «Наши»)»

УДК 929:159.923.2

Шоронова Ольга Николаевна

учитель английского языка средней общеобразовательной школы № 1 им. М. Горького с углубленным изучением английского языка, г. Арзамас

БИОГРАФИЧЕСКИЙ ФАКТОР КАК СРЕДСТВО СОЗДАНИЯ КУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ ЦИКЛА РАССКАЗОВ С. ДОВЛАТОВА «НАШИ»)

Аннотация:

Статья посвящена изучению влияния биографического фактора на создание культурной идентичности на примере цикла рассказов Сергея До-влатова «Наши». В работе отмечается, что биография конкретных героев находит отражение в культуре целой страны. Биографический метод не только играет значимую роль при анализе художественного произведения, но и является важным средством создания национальной самоидентичности. В результате исследования автор приходит к выводу о взаимовлиянии человека и национальной культуры.

Ключевые слова:

биографический метод, биографический фактор, культура, культурная идентичность, национальная самоидентичность, культурный тип, С. До-влатов.

Shoronova Olga Nikolayevna

English Language Teacher, English Language Specialized School №1, Arzamas

BIOGRAPHICAL FACTOR AS A WAY OF CREATING A CULTURAL IDENTITY (CASE STUDY OF SERGEI DOVLATOV'S LITERARY WORK "OURS")

Summary:

The article studies the influence of the biographical factor on the development of cultural identity by case study of Sergei Dovlatov's literary work "Ours". It is emphasized that the biography of particular characters is reflected in the culture of the whole country. The biographical method not only plays an important role in the analysis of the literary work, but also is an important means to show a national identity. The author concludes that there is a link between a person and a national culture.

Keywords:

biographical method, biographical factor, culture, cultural identity, national identity, cultural type, Sergei Dovlatov.

Культура - широкое понятие, отражающее внутренний, духовный мир человека в частности и народа в целом. Литература как одна из составляющих культуры является важнейшим средством изучения культуры, личности, мировоззрения, менталитета. Особую роль в процессе анализа культуры через литературу занимает биографический метод.

Биографический метод - один из первых научных способов изучения литературы. В биографическом методе биография, личность писателя и образ героев рассматриваются как определяющие моменты творчества. На наш взгляд, благодаря данному методу можно говорить о культурной идентичности.

Культурная идентичность - это уникальный для каждого человека комплекс полученных из разных источников культурных элементов и сущностей, с которыми он себя идентифицирует. Культурная идентичность формируется в результате наложения разнообразных культурных влияний, которым подвержен отдельный человек.

В статье рассмотрим влияние биографического фактора на создание культурной идентичности на примере цикла рассказов Сергея Довлатова «Наши».

Сергей Донатович Довлатов - один из наиболее популярных современных писателей во всем мире. Его произведения - это отражение его жизни, произошедших событий и реальных людей. Культурно-художественный мир Довлатова реален, складывается из жизненных ситуаций, возникающих под влиянием политических, экономических, личных и других проблем. В основе произведений Сергея Довлатова лежат факты и события из его собственной жизни: «Зона» - записки лагерного надзирателя, которым Довлатов служил в армии, «Компромисс» - история эстонского периода жизни Довлатова, его впечатления от работы журналистом, «Заповедник» - повествование об опыте работы экскурсоводом в Пушкинских Горах, «Наши» - семейный эпос Довлатовых, «Чемодан» - книга о вывезенных за границу вещах, напоминавших о ленинградской юности.

Проанализировав несколько произведений Довлатова, отметим темы, которые объединяют его литературные труды: эмиграция, свобода, судьба, любовь, патриотизм, семья. Все означенные темы отражают реалии жизни человека, народа, формируя тем самым культурную идентичность. Проблемы, затрагиваемые в произведениях Сергея Довлатова, не только идентифицируют конкретного человека, но и объединяют персонажей в определенные культурные типы.

Особенно наглядно это проявляется в сборнике рассказов «Наши». Он состоит из двенадцати глав, объединенных в общий цикл с кратким заключением. Изначально тексты, позднее вошедшие в данный сборник, были написаны и опубликованы как отдельные рассказы. Главные герои этих рассказов - родственники Довлатова, у каждого из которых своя судьба, жизненная история и испытания. Темы, затронутые в этом сборнике рассказов, актуальны, жизненны и вечны.

Повествование в сборнике рассказов «Наши» начинается со старшего поколения. В первой главе с юмором и иронией описывается жизненный путь деда Исаака по отцовской линии. Этот огромного роста и силы человек вел легкую, бесшабашную жизнь, совершая безрассудные, нелепые поступки: «Через год они выпили лавку и съели закусочную» [1, с. 1]; «Однажды дед подорвал репутацию американской фирмы... Мой прогрессивный дед отправился в торговый центр... Американская фирма демонстрирует новинку (раскладушку). - "Желаете ощутить?!" - "Желаю", -сказал мой дед. Он, не расшнуровывая, стащил ботинки и улегся. Раздался треск, запели пружины. Дед оказался на полу» [2, с. 3]; «Как-то раз в Щербаковом переулке ему нагрубил водитель грузовика. Вроде бы обозвал жидовской мордой. Дед ухватился за борт. Остановил полуторку. Поднял грузовик за бампер. Развернул его поперек дороги» [3, с. 5].

Во второй главе читатель знакомится с другим представителем старшего поколения - дедом Степаном по материнской линии. Он описан следующим образом: красивый, высокий, элегантный, гордый, зажиточный, но в то же время суровый, грубый, раздражительный, ведет себя как тиран и мизантроп. Довлатов характеризует его, используя элементы иронии: «Один из поединков моего деда с Богом закончился вничью. В Тифлисе ожидали землетрясения. Жители Тифлиса покинули свои квартиры, захватив ценные вещи. И лишь в одном из домов Тбилиси горел яркий свет. в кабинете моего деда. Нашего дома больше не существовало. Вместо него бабка увидела запорошенную пылью груду кирпичей и досок. Посреди руин сидел в глубоком кресле мой дед. Он дремал. На коленях его лежала газета. У ног стояла бутылка вина» [4, с. 8-9].

Интересно заметить, что, несмотря на такие разные образы мужчин, их жены очень похожи: молчаливые, покорные, верные, любящие, преданные. Осмелимся предположить, что Довлатов намеренно опускает описание женских образов старшего поколения. Связано это с тем, что автору важно показать не внешний облик женских героев, а их богатый внутренний мир. На протяжении всего повествования прослеживаются их поступки, действия и мотивы их совершения. До-влатову не важна внешность, так как он рисует собирательный женский образ.

В третьей и четвертой главах Довлатов описывает жизненные пути своих дядей - Романа и Леопольда. Жизненные истории этих людей похожи, даже их характеры имеют схожие черты. И Роман, и Леопольд - личности неординарные, любят гулять, кутить, развлекаться, обладают чувством юмора, не зависят от чужого мнения, не привязаны к семье, хотя у обоих есть дети.

Дядю Романа Довлатов иронично изображает невеждой: «На вопрос, кто его любимый писатель, дядя быстро отвечал: - Мартин Иден» [5, с. 16].

Дядя Леопольд не был похож на своих братьев Доната и Михаила: «Младший, Леопольд, с детства шел иным, более надежным путем. Леопольд рос аферистом» [6, с. 24]. К своим зрелым годам Леопольд стал достаточно богатым, обеспеченным человеком, жил за границей и вел свободную, легкую жизнь: «Свою бедность Леопольд изображал так: "Мои дома нуждаются в ремонте. Автомобильный парк не обновлялся четыре года."» [7, с. 28].

В пятой главе перед нами предстает женский образ тетки Мары. Она была редактором, начав карьеру простой типографской работницей. В силу своего общения со многими писателями знала много интересных и смешных историй, сама обладала чувством юмора, писала небольшие стихи, которые, по мнению Довлатова, были «неуклюжими».

Муж Мары Арон, полная ее противоположность, описан в шестой главе сборника. Довлатов отмечает: «Биография теткиного мужа Арона полностью отражает историю нашего государства» [8, с. 45]. Автор с сарказмом отзывается о политических «предпочтениях» дяди Арона, указывая на то, что этот человек, как и многие люди, мог любить и уважать любого правителя, подчиняться ему, поддерживать его идеи: «Сталина мой дядя обожал. Затем он полюбил Маленкова. Когда Маленкова сняли, он полюбил Булганина. Затем он полюбил Хрущева. А когда Хрущева сняли, мой дядя утратил любовь. Ему надоело зря расходовать свои чувства. Он решил полюбить Ленина» [9, с. 46]. Однако в таком поведении и отношении можно увидеть патриотизм и желание найти того, кому можно верить и доверять в трудное для страны время.

В последующих двух главах в качестве главных героев выступают отец и мать Сергея Довлатова. Показав в начале сборника семьи, в которых родились и выросли родители, он изображает их на контрасте друг с другом: «Мать глубоко презирала Сталина. Отец мой, напротив, испытывал почтение к вождю» [10, с. 53]; «Отец был поставщиком каламбуров и шуток. Мать обладала чувством юмора» [11, с. 73]; «Как все легкомысленные мужчины, отец был добродушным человеком. Мать - невоздержанным и резким» [12].

Девятая глава посвящена жизни двоюродного брата Бориса, которого всегда ставили в пример Сергею: «Мой брат рос красивым подростком западноевропейского типа. У него были светлые глаза и темные курчавые волосы. Он напоминал юных героев прогрессивного итальянского кино. Это был показательный советский мальчик. Пионер, отличник, футболист и собиратель металлического лома. Он вел дневник, куда записывал мудрые изречения» [13, с. 82]. Он сделал хорошую карьеру, стал уважаемым человеком, однако в его жизни было много проступков, катастроф, которые привели его в тюрьму, где он, стоит заметить, также поднимался по карьерной лестнице. После очередного заключения Довлатов пишет: «Я думаю, он мог жить только в неволе. На свободе он распускался и даже заболевал» [14, с. 108].

В одиннадцатой и двенадцатой главах Довлатов рассказывает о своей жене Лене и дочке Кате. С женой они познакомились при очень странных обстоятельствах, любви, как они сами утверждают, не было, жили они «на грани развода», а потом и окончательно разошлись, не вмешивались в дела друг друга - одним словом, назвать их типичной семьей невозможно. Дочка, как последний на тот момент представитель семейства, о котором идет речь, завершает повествование, произнося многозначительную фразу, представляющую собой риторический вопрос: «Тебя, наконец, печатают. А что изменилось?» [15, с. 146].

Таково семейство Довлатовых - от старшего к младшему, таков реальный мир писателя в окружении красивых подростков, неудачников-взрослых, честных бедняков, успешных аферистов, верных жен, преданных друзей, сумасшедших гениев, лицемерных театралов, грубых редакторов. Это не вымышленный мир, не придуманный рассказ, это культура целой страны. О взаимовлиянии человека и национальной культуры, о формировании национальной идентичности рассуждают многие культурологи и философы [16, с. 293].

Подробное описание образов литературных героев позволяет воссоздать реальную картину жизни каждого человека, проследить вехи жизненного пути, которые формируют культуру и создают целостность. Литературные герои - это реальные люди, эпизоды частной жизни - это совокупность культурного наследия страны, образы - это определенные культурные типы.

На наш взгляд, в ходе анализа данного произведения можно идентифицировать следующие культурные типы:

1) эпический герой (мужчины старшего поколения),

2) молчаливо деятельная женщина,

3) непризнанный гений,

4) неудачник.

Отличительными чертами каждого из этих типов можно назвать следующие:

1) эпический герой - мужественность, смелость, отважность, бесстрашие, суровость, справедливость, ум, рассудительность;

2) молчаливо деятельная женщина - покорность, ум, спокойствие, жизнелюбие, сила духа;

3) непризнанный гений - легкомысленность, творчество, талантливость, добродушие, непрозорливость;

4) неудачник - слабость, доверчивость, бездеятельность.

Таким образом, мы рассмотрели, как биография отдельного человека идентифицирует культуру народа, наследуя определенные черты и объединяя людей в конкретные культурные типы. Изучение культурных типов на основе литературных произведений является актуальным в современной науке, что и определяет новизну и значимость данной статьи.

Ссылки:

1. Довлатов С.Д. Наши. Энн-Арбор, 1983.

2. Там же. С. 3.

3. Там же. С. 5.

4. Там же. С. 8-9.

5. Там же. С. 16.

6. Там же. С. 24.

7. Там же. С. 28.

8. Там же. С. 45.

9. Там же. С. 46.

10. Там же. С. 53.

11. Там же. С. 73.

12. Там же.

13. Там же. С. 82.

14. Там же. С. 108.

15. Там же. С. 146.

16. Набилкина Л.Н. Культурологический образ города в отечественной и зарубежной критике // Теория и практика общественного развития. 2013. № 10. С. 290-294.

References:

1. Dovlatov, SD 1983, Our. Ann Arbor.

2. Dovlatov, SD 1983, Our. Ann Arbor, p. 3.

3. Dovlatov, SD 1983, Our. Ann Arbor, p. 5.

4. Dovlatov, SD 1983, Our. Ann Arbor, pp. 8-9.

5. Dovlatov, SD 1983, Our. Ann Arbor, p. 16.

6. Dovlatov, SD 1983, Our. Ann Arbor, p. 24.

7. Dovlatov, SD 1983, Our. Ann Arbor, p. 28.

8. Dovlatov, SD 1983, Our. Ann Arbor, p. 45.

9. Dovlatov, SD 1983, Our. Ann Arbor, p. 46.

10. Dovlatov, SD 1983, Our. Ann Arbor, p. 53.

11. Dovlatov, SD 1983, Our. Ann Arbor, p. 73.

12. Dovlatov, SD 1983, Our. Ann Arbor, p. 73.

13. Dovlatov, SD 1983, Our. Ann Arbor, p. 82.

14. Dovlatov, SD 1983, Our. Ann Arbor, p. 108.

15. Dovlatov, SD 1983, Our. Ann Arbor, p. 146.

16. Nabilkina, LN 2013, 'Cultural image of the city in the domestic and foreign criticism', Theory and practice of social development, no. 10, pp. 290-294.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.