УДК 009
О.Н. Шоронова
учитель английского языка, МБОУ СОШ № 1 им. М. Горького с УИАЯ, г. Арзамас Нижегородской области
БИОГРАФИЧЕСКИЙ МЕТОД КАК СПОСОБ КОНСТРУИРОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА (НА ПРИМЕРЕ ТВОРЧЕСТВА С. ДОВЛАТОВА)
Аннотация. Статья посвящена изучению образа русского писателя на примере творчества Сергея Дов-латова. В работе отмечается, что образ любого писателя складывается под влиянием определенных жизненных ситуаций, условий и людей. Биографический метод играет важную роль при анализе литературного произведения. В результате исследования автор приходит к выводу, что подлинный писатель рождается только тогда, когда пропускает через призму своего сознания судьбу целого народа.
Ключевые слова: биографический метод, менталитет, стереотип, свобода, совесть, гордость.
O.N. Shoronova, school №1 named after Gorky, Arzamas Nizhniy Novgorod region
BIOGRAPHICAL METHOD AS A WAY OF CONSTRUCTING A LITERARY IMAGE (THROUGH THE
EXAMPLE OF SERGEI DOVLATOV'S LITERARY WORKS)
Abstract. The article shows the image of a Russian writer through the example of Sergei Dovlatov's literary works. It is emphasized that the image of any writer is influenced by certain circumstances, situations and people. Biographical method plays a very important role while analyzing a literary work. The author concludes that a true writer is born when he is able to understand and feel the destiny of the whole nation.
Keywords: biographical method, mentality, stereotype, freedom, conscience, pride.
Образ любого писателя складывается непосредственно под воздействием тех событий, жизненных ситуаций и людей, которые сыграли важную роль в его жизни и творчестве. Анализировать произведения того или иного автора необходимо начинать только после изучения его биографии, важных и переломных моментов в его жизни.
Биографический метод анализа - это один из методов изучения творчества писателя. Биографический метод - это способ восприятия, анализа и оценки художественной литературы, при котором биография и личность писателя становится определяющим моментом творчества [3, с. 37].
Биография автора начинается с момента его рождения, а не с момента становления писателем. Понять темы, затронутые в произведениях, пережить чувства, заложенные автором в строки, можно лишь после изучения жизненного пути писателя, после осознания тех трудностей, перипетий судьбы, с которыми столкнулся писатель. Нам как читателям нужно знать, что судьба героев произведения и судьба писателя связаны, они имеют общие корни, общие пути развития. В данной связи не является исключением и творчество известного русского писателя Сергея Довлатова.
Довлатов Сергей Донатович - талантливый писатель и известный советский журналист. Журналистская деятельность Довлатова начинается в одной из ленинградских многотиражек. В 1972 году в возрасте 31 года он переезжает в Таллин и начинает работать корреспондентом в местной газете «Советская Эстония». В 1975 году Довлатов возвращается в Ленинград. Начинает работать в журнале «Костёр», а затем экскурсоводом в Михайловском.
Произведения писателя стали появляться в Самиздате и эмигрантских журналах, что стало причиной исключения его из Союза журналистов СССР. Постоянные преследования, материальные затруднения, невозможность легально печатать свои произведения подтолкнули Довлатова к эмиграции. В Америке у Довлатова начинается совсем иная жизнь. Если на Родине писатель так и не смог опубликовать ни одной книги, то в Америке книги его прозы издавались одна за другой. За годы, проведенные в эмиграции, было выпущено двенадцать книг Довлатова.
Произведения Сергея Довлатова носят автобиографический характер. Во многих его литературных трудах повествование ведется от первого лица, наблюдается эффект присутствия и вовлечения читателя в изображаемые события.
Одной из главных тем произведений Сергея Довлатова является эмиграция в Америку и судьба русского человека за рубежом. Довлатов долгое время не решался переехать в Америку, ссорился с женой, ведь он всегда считал, что писатель, родившийся в России, должен творить и быть признанным на Родине. В произведении «Заповедник» Довлатов рассуждает на тему эмиграции: «На чужом языке мы теряем восемьдесят процентов своей личности. Мы утрачиваем способность шутить, иронизировать. Одно это меня в ужас приводит... Здесь мои читатели. А там? Кому нужны мои рассказы в городе Чикаго?» [1, с. 94].
Была ли писательская невостребованность основной причиной эмиграции писателя? Поистине ли верил писатель в свое литературное призвание? В том же произведении Довлатов иронизирует, отвечая на вопрос супруги: «Кому они [произведения] нужны здесь? Официантке из «Лукоморья», которая даже меню не читает? - Всем. Просто сейчас люди об этом не догадываются» [1, с. 94]. На наш взгляд, Сергей Довлатов действительно хотел стать признанным писателем на Родине, он искренне верил, что даже если у него десять читателей, они родные, близкие по духу и мировоззрению люди.
Однако Довлатов признается, что переехать в другую страну - это слишком серьезный и ответственный шаг: «Меня пугал такой серьезный и необратимый шаг. Ведь это как родиться заново» [1, с. 95]. «Родиться заново» нужно было творчески, изменить образ мыслей, искать темы, близкие чужому народу, удовлетворять потребностям другого общества. Возникает вопрос: является ли это предательством? С точки зрения современного читателя, нам кажется, что писатель не изменяет Родине, но он изменяет, в первую очередь, самому себе. Решиться уехать в другую страну со своим мировоззрением, менталитетом - это характеристика человека с большой силой воли и трезвым осознанием действительности.
Образ русского писателя сложен и многогранен: он видит иную реальность, борется с устоями, порой страдая сам и заставляя страдать близких и родных людей. В жизни писателей, как правило, много кризисных моментов, как творческих, так и личных. Образ писателя - это собирательный образ, ведь в нем мы видим людей разных поколений, сословий, мировоззрений, профессий. Писатель вкладывает душу в каждое произведение, в каждый персонаж, в каждую жизненную историю.
У русского человека всегда были вредные привычки, например такие, как пьянство. В произведениях Довлатова мы наблюдаем картины, когда писатель злоупотребляет алкоголем, скрывая или наоборот раскрывая свои истинные чувства и переживания: «Обхватил стакан двумя руками, выпил. Стало немного легче. Зарождался обманчивый душевный подъем» [1, с. 2]. На вопрос «Зачем вы пьете?» Довлатов отвечает, что «это секрет. маленькая тайна» [1, с. 3].
Многие современные русские писатели употребляют алкоголь. Для Довлатова - это способ примириться с действительностью, найти иллюзорный выход из окружавшего его тупика: «- Твое вечное пьянство. Твое. даже не хочу говорить. - Не забывай, что я двадцать лет пишу рассказы» [1, с. 5].
Еще одной отличительной чертой писателя является любовь - любовь к людям, литературе, слову, Родине. Любовь такого человека лежит в иной плоскости, ее нужно понимать, а чтобы ее понять, нужно прочувствовать. Жена Довлатова называет такую любовь фальшью: «Даже твоя любовь к словам, безумная, нездоровая, патологическая любовь - фальшива. Это лишь попытка оправдания жизни, которую ты ведешь. А ведешь ты образ жизни знаменитого литератора, не имея для этого самых минимальных предпосылок» [1, с. 4-5]. Русский писатель поистине любит свое творчество, вкладывает в него свою душу, порой забывая про окружающих его близких людей. Возможно, кто-то назовет это фикцией, манией, но истинный писатель
№ 1 (53) - 2016
113
никогда не отказывается от своих взглядов, демонстрируя их в своих произведениях.
Русский писатель любит свое дело вдвойне, ведь не было ни одного литературного гения, которого бы признали сразу же и мысли которого стали бы понятны простому народу. Русский писатель всегда жил в мире неосознанности, неприятия, лишенный возможности свободно высказывать свои чувства и переживания. Об этом подробно пишется в диссертации Набилки-ной Л.Н. «Город как культурологический феномен в русской, американской и западноевропейской литературах» [2, с. 212]. Многие писатели соглашаются с мнением, что литература - это единственное средство, с помощью которого народ, лишенный общественной свободы, способен слышать и понимать.
Совесть - это черта писателя как человека, как личности. Писатель всегда стоит на пересечении двух дорог - действовать по совести, то есть так, как подсказывают сердце и здравый смысл, или идти вслед за «толпой», принимать ее интересы, пренебрегая своими собственными. Не случайно во многих литературных произведениях Сергея Довлатова можно наблюдать огромные переживания, муки, угрызения совести: «- Ты хочешь написать великую книгу? Это удается одному из сотни миллионов! - Ну и что? В духовном отношении такая неудавшаяся попытка равна самой великой книге. Если хочешь, нравственно она даже выше. Поскольку исключает вознаграждение.» [1, с. 6].
Еще одной отличительной чертой характера русского писателя является гордость. Его могут унижать, оскорблять, иногда даже «вытирать ноги» о писательский талант, но русский писатель всегда сохраняет идеалы и придерживается собственных принципов: «- Я не поеду. Пусть они уезжают. - Тебя посадят. - Пусть сажают. Если литература занятие предосудительное, наше место в тюрьме» [1, с. 92].
Таков художественный образ писателя в произведениях Сергея Довлатова. Мы видим много переживаний, литературных мук, творческой тоски, когда появляется сюжет, но отсутствуют читатели. Образ писателя сложен и интересен, так как это не просто человек со своей судьбой и жизненными принципами, а народ со своей сложной историей.
Список литературы:
1. Довлатов С.Д. Заповедник. - СПб.: Азбука, 2003. - 152 с.
2. Набилкина Л.Н. Город как культурологический феномен в русской, американской и западноевропейской литературах: дис. . д-ра филол. наук. - Иваново, 2014. - 338 с.
3. Тимофеев Л.И., Тураев С.В. Словарь литературоведческих терминов. - М: Просвещение, 1974. - 509 с.