Научная статья на тему 'Биографический метод как способ конструирования художественного образа (на примере творчества С. Довлатова)'

Биографический метод как способ конструирования художественного образа (на примере творчества С. Довлатова) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
2716
315
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИОГРАФИЧЕСКИЙ МЕТОД / МЕНТАЛИТЕТ / СТЕРЕОТИП / СВОБОДА / СОВЕСТЬ / ГОРДОСТЬ / BIOGRAPHICAL METHOD / MENTALITY / STEREOTYPE / FREEDOM / CONSCIENCE / PRIDE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Шоронова О.Н.

Статья посвящена изучению образа русского писателя на примере творчества Сергея Довлатова. В работе отмечается, что образ любого писателя складывается под влиянием определенных жизненных ситуаций, условий и людей. Биографический метод играет важную роль при анализе литературного произведения. В результате исследования автор приходит к выводу, что подлинный писатель рождается только тогда, когда пропускает через призму своего сознания судьбу целого народа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BIOGRAPHICAL METHOD AS A WAY OF CONSTRUCTING A LITERARY IMAGE (THROUGH THE EXAMPLE OF SERGEI DOVLATOV’S LITERARY WORKS)

The article shows the image of a Russian writer through the example of Sergei Dovlatov’s literary works. It is emphasized that the image of any writer is influenced by certain circumstances, situations and people. Biographical method plays a very important role while analyzing a literary work. The author concludes that a true writer is born when he is able to understand and feel the destiny of the whole nation.

Текст научной работы на тему «Биографический метод как способ конструирования художественного образа (на примере творчества С. Довлатова)»

УДК 009

О.Н. Шоронова

учитель английского языка, МБОУ СОШ № 1 им. М. Горького с УИАЯ, г. Арзамас Нижегородской области

БИОГРАФИЧЕСКИЙ МЕТОД КАК СПОСОБ КОНСТРУИРОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА (НА ПРИМЕРЕ ТВОРЧЕСТВА С. ДОВЛАТОВА)

Аннотация. Статья посвящена изучению образа русского писателя на примере творчества Сергея Дов-латова. В работе отмечается, что образ любого писателя складывается под влиянием определенных жизненных ситуаций, условий и людей. Биографический метод играет важную роль при анализе литературного произведения. В результате исследования автор приходит к выводу, что подлинный писатель рождается только тогда, когда пропускает через призму своего сознания судьбу целого народа.

Ключевые слова: биографический метод, менталитет, стереотип, свобода, совесть, гордость.

O.N. Shoronova, school №1 named after Gorky, Arzamas Nizhniy Novgorod region

BIOGRAPHICAL METHOD AS A WAY OF CONSTRUCTING A LITERARY IMAGE (THROUGH THE

EXAMPLE OF SERGEI DOVLATOV'S LITERARY WORKS)

Abstract. The article shows the image of a Russian writer through the example of Sergei Dovlatov's literary works. It is emphasized that the image of any writer is influenced by certain circumstances, situations and people. Biographical method plays a very important role while analyzing a literary work. The author concludes that a true writer is born when he is able to understand and feel the destiny of the whole nation.

Keywords: biographical method, mentality, stereotype, freedom, conscience, pride.

Образ любого писателя складывается непосредственно под воздействием тех событий, жизненных ситуаций и людей, которые сыграли важную роль в его жизни и творчестве. Анализировать произведения того или иного автора необходимо начинать только после изучения его биографии, важных и переломных моментов в его жизни.

Биографический метод анализа - это один из методов изучения творчества писателя. Биографический метод - это способ восприятия, анализа и оценки художественной литературы, при котором биография и личность писателя становится определяющим моментом творчества [3, с. 37].

Биография автора начинается с момента его рождения, а не с момента становления писателем. Понять темы, затронутые в произведениях, пережить чувства, заложенные автором в строки, можно лишь после изучения жизненного пути писателя, после осознания тех трудностей, перипетий судьбы, с которыми столкнулся писатель. Нам как читателям нужно знать, что судьба героев произведения и судьба писателя связаны, они имеют общие корни, общие пути развития. В данной связи не является исключением и творчество известного русского писателя Сергея Довлатова.

Довлатов Сергей Донатович - талантливый писатель и известный советский журналист. Журналистская деятельность Довлатова начинается в одной из ленинградских многотиражек. В 1972 году в возрасте 31 года он переезжает в Таллин и начинает работать корреспондентом в местной газете «Советская Эстония». В 1975 году Довлатов возвращается в Ленинград. Начинает работать в журнале «Костёр», а затем экскурсоводом в Михайловском.

Произведения писателя стали появляться в Самиздате и эмигрантских журналах, что стало причиной исключения его из Союза журналистов СССР. Постоянные преследования, материальные затруднения, невозможность легально печатать свои произведения подтолкнули Довлатова к эмиграции. В Америке у Довлатова начинается совсем иная жизнь. Если на Родине писатель так и не смог опубликовать ни одной книги, то в Америке книги его прозы издавались одна за другой. За годы, проведенные в эмиграции, было выпущено двенадцать книг Довлатова.

Произведения Сергея Довлатова носят автобиографический характер. Во многих его литературных трудах повествование ведется от первого лица, наблюдается эффект присутствия и вовлечения читателя в изображаемые события.

Одной из главных тем произведений Сергея Довлатова является эмиграция в Америку и судьба русского человека за рубежом. Довлатов долгое время не решался переехать в Америку, ссорился с женой, ведь он всегда считал, что писатель, родившийся в России, должен творить и быть признанным на Родине. В произведении «Заповедник» Довлатов рассуждает на тему эмиграции: «На чужом языке мы теряем восемьдесят процентов своей личности. Мы утрачиваем способность шутить, иронизировать. Одно это меня в ужас приводит... Здесь мои читатели. А там? Кому нужны мои рассказы в городе Чикаго?» [1, с. 94].

Была ли писательская невостребованность основной причиной эмиграции писателя? Поистине ли верил писатель в свое литературное призвание? В том же произведении Довлатов иронизирует, отвечая на вопрос супруги: «Кому они [произведения] нужны здесь? Официантке из «Лукоморья», которая даже меню не читает? - Всем. Просто сейчас люди об этом не догадываются» [1, с. 94]. На наш взгляд, Сергей Довлатов действительно хотел стать признанным писателем на Родине, он искренне верил, что даже если у него десять читателей, они родные, близкие по духу и мировоззрению люди.

Однако Довлатов признается, что переехать в другую страну - это слишком серьезный и ответственный шаг: «Меня пугал такой серьезный и необратимый шаг. Ведь это как родиться заново» [1, с. 95]. «Родиться заново» нужно было творчески, изменить образ мыслей, искать темы, близкие чужому народу, удовлетворять потребностям другого общества. Возникает вопрос: является ли это предательством? С точки зрения современного читателя, нам кажется, что писатель не изменяет Родине, но он изменяет, в первую очередь, самому себе. Решиться уехать в другую страну со своим мировоззрением, менталитетом - это характеристика человека с большой силой воли и трезвым осознанием действительности.

Образ русского писателя сложен и многогранен: он видит иную реальность, борется с устоями, порой страдая сам и заставляя страдать близких и родных людей. В жизни писателей, как правило, много кризисных моментов, как творческих, так и личных. Образ писателя - это собирательный образ, ведь в нем мы видим людей разных поколений, сословий, мировоззрений, профессий. Писатель вкладывает душу в каждое произведение, в каждый персонаж, в каждую жизненную историю.

У русского человека всегда были вредные привычки, например такие, как пьянство. В произведениях Довлатова мы наблюдаем картины, когда писатель злоупотребляет алкоголем, скрывая или наоборот раскрывая свои истинные чувства и переживания: «Обхватил стакан двумя руками, выпил. Стало немного легче. Зарождался обманчивый душевный подъем» [1, с. 2]. На вопрос «Зачем вы пьете?» Довлатов отвечает, что «это секрет. маленькая тайна» [1, с. 3].

Многие современные русские писатели употребляют алкоголь. Для Довлатова - это способ примириться с действительностью, найти иллюзорный выход из окружавшего его тупика: «- Твое вечное пьянство. Твое. даже не хочу говорить. - Не забывай, что я двадцать лет пишу рассказы» [1, с. 5].

Еще одной отличительной чертой писателя является любовь - любовь к людям, литературе, слову, Родине. Любовь такого человека лежит в иной плоскости, ее нужно понимать, а чтобы ее понять, нужно прочувствовать. Жена Довлатова называет такую любовь фальшью: «Даже твоя любовь к словам, безумная, нездоровая, патологическая любовь - фальшива. Это лишь попытка оправдания жизни, которую ты ведешь. А ведешь ты образ жизни знаменитого литератора, не имея для этого самых минимальных предпосылок» [1, с. 4-5]. Русский писатель поистине любит свое творчество, вкладывает в него свою душу, порой забывая про окружающих его близких людей. Возможно, кто-то назовет это фикцией, манией, но истинный писатель

№ 1 (53) - 2016

113

никогда не отказывается от своих взглядов, демонстрируя их в своих произведениях.

Русский писатель любит свое дело вдвойне, ведь не было ни одного литературного гения, которого бы признали сразу же и мысли которого стали бы понятны простому народу. Русский писатель всегда жил в мире неосознанности, неприятия, лишенный возможности свободно высказывать свои чувства и переживания. Об этом подробно пишется в диссертации Набилки-ной Л.Н. «Город как культурологический феномен в русской, американской и западноевропейской литературах» [2, с. 212]. Многие писатели соглашаются с мнением, что литература - это единственное средство, с помощью которого народ, лишенный общественной свободы, способен слышать и понимать.

Совесть - это черта писателя как человека, как личности. Писатель всегда стоит на пересечении двух дорог - действовать по совести, то есть так, как подсказывают сердце и здравый смысл, или идти вслед за «толпой», принимать ее интересы, пренебрегая своими собственными. Не случайно во многих литературных произведениях Сергея Довлатова можно наблюдать огромные переживания, муки, угрызения совести: «- Ты хочешь написать великую книгу? Это удается одному из сотни миллионов! - Ну и что? В духовном отношении такая неудавшаяся попытка равна самой великой книге. Если хочешь, нравственно она даже выше. Поскольку исключает вознаграждение.» [1, с. 6].

Еще одной отличительной чертой характера русского писателя является гордость. Его могут унижать, оскорблять, иногда даже «вытирать ноги» о писательский талант, но русский писатель всегда сохраняет идеалы и придерживается собственных принципов: «- Я не поеду. Пусть они уезжают. - Тебя посадят. - Пусть сажают. Если литература занятие предосудительное, наше место в тюрьме» [1, с. 92].

Таков художественный образ писателя в произведениях Сергея Довлатова. Мы видим много переживаний, литературных мук, творческой тоски, когда появляется сюжет, но отсутствуют читатели. Образ писателя сложен и интересен, так как это не просто человек со своей судьбой и жизненными принципами, а народ со своей сложной историей.

Список литературы:

1. Довлатов С.Д. Заповедник. - СПб.: Азбука, 2003. - 152 с.

2. Набилкина Л.Н. Город как культурологический феномен в русской, американской и западноевропейской литературах: дис. . д-ра филол. наук. - Иваново, 2014. - 338 с.

3. Тимофеев Л.И., Тураев С.В. Словарь литературоведческих терминов. - М: Просвещение, 1974. - 509 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.