Фаткулина Л.П.
УДК 027.8
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКЕ
Информатизация - это важнейшее направление модернизации системы образования. Информатизация образования - это комплексный, многоплановый, ресурсоемкий процесс, в котором участвуют и ученики, и учителя, и администрация школы.
Школьная библиотека - неотъемлемая часть образовательного процесса. Миссией школьной библиотеки сегодня является подготовка подрастающего поколения к жизни в информационном обществе; создание комфортной информационно-библиотечной среды через сочетание различных форм работы школьной библиотеки с учетом индивидуальных особенностей участников образовательного процесса.
В настоящее время формируется личность нового типа - информационная личность, которую характеризует высокий уровень информационной культуры. Поэтому главной целью работы школьной библиотеки является повышение уровня информационной культуры участников образовательного процесса, то есть школьная библиотека - это первая ступень к формированию информационной личности.
На первый план работы школьной библиотеки выходят следующие задачи:
- накопление, обработка, распространение информационных ресурсов и материалов в различных форматах;
- ведение информационно-поисковых систем и библиографических баз данных, позволяющих оперативно и максимально находить необходимую информацию; - создание и наполнение баз данных по методике и образованию;
- помощь учащимся и педагогам в определении ресурсов и использовании информации;
- систематическое обучение учащихся информационно-поисково-аналитической деятельности;
- воспитание культурного и гражданского самосознания, помощь в социализации школьников, развитие их творческого потенциала.
Исходя из этого, можно выделить три главных направления интеграции информационнокоммуникационных технологий в деятельность школьных библиотек:
- расширение информационного пространства библиотеки;
- автоматизация библиотечных процессов;
- использование ИКТ для повышения эффективности педагогической деятельности школьного библиотекаря.
Внедрение информационных технологий можно назвать эффективным инструментом инновационной деятельности школьной библиотеки, позволяющим вести поиск, оценку, разработку и применение библиотечных новшеств.
Все это позволит реорганизовать библиотеку в современный тип школьной библиотеки - в библиотечно-информационный центр (БИЦ). Библиотечно-информационный центр должен стать центром воспитания информационно грамотного, творческого человека - это новый этап развития школьной библиотеки.
Благодаря активному использованию ИКТ в различных сферах деятельности школьной библиотеки, современный библиотечно-информационный центр поможет решению большинства образовательных задач школы.
Основной целью создания БИЦ является более полное удовлетворение информационных потребностей учащихся и преподавателей школы, формирование познавательной и информационной культуры учащихся с помощью новых информационно-коммуникационных технологий. Учитель в большинстве своем опирается на знания, полученные из книг. Книга давно перестала быть единственным источником знаний и информации. Видео- и аудиоматериалы, компьютерные сети и программы разрушили ее информационную монополию. Поэтому основной миссией БИЦ должно стать справочнобиблиографическое информационное обслуживание читателей на основе внедрения новых средств информационных технологий в учебный процесс.
XXI век - век информационного общества. Дети должны войти в этот мир хорошо подготовленными, обученными, понимающими смысл и необходимость компьютеризированной реальности. Воспитание доверия к качеству и достоверности информации - предмет особой заботы и контроля со стороны библиотекаря. Это прежде всего медиаобразование и создание в школе медиатеки или медиацентра.
Что же называется медиатекой? Термин не имеет однозначного толкования и единого определения. Медиатека вмещает в себя следующие составные части:
- библиотека - хранилище текстов
- фонотека - механические, речевые, магнитные и электронно-оптические звукозаписи
- фильмотека - видеокассеты
- игротека - зал для игр, игры, автоматы
Медиатека нужна в первую очередь для того, чтобы взяться за практические задачи “заселения” многосредового пространства. Какое же структурное подразделение необходимо школе для успешного и эффективного внедрения медиаобразования?
“Через эффективную деятельность медиатеки школы - к качественному образованию, от качественного образования - к качеству жизни”, т.к. понимаются различные стороны жизни:
- благосостояние
- самореализация
- досуг
- образование
- рост квалификации.
Основной вид деятельности - образовательный.
Цель создания медиатеки - удовлетворение информационных потребностей участников образовательного процесса.
Принцип организации медиатеки - комфортная информационная среда.
Медиатека - информационный центр школы для свободного доступа участников образовательного процесса к информационным ресурсам на различных носителях. Школьная медиатека обеспечивает самоподготовку учащихся и повышение квалификации учителей. Все рабочие места и сервер медиатеки объединены в локальную сеть, подключённую к сети Интернет.
Основой образовательной системы является высококачественная и высокотехнологическая информационно-образовательная среда. Её создание и развитие представляет технически наиболее сложную и дорогостоящую задачу. Но именно она позволяет системе образования коренным образом модернизировать свой технологический базис, перейти к образовательной информационной технологии и осуществить прорыв к открытой образовательной системе, отвечающей требованиям постиндустриального общества.
Развитие в России информационного общества - задача настоящего и будущего. Приобретение нового библиотечного оборудования и Интернет, занятия по информационной культуре, создание на базе школьной библиотеки БИЦ и мадиатеки - будущее школьной библиотеки. В школьные библиотеки должны прийти современные информационные технологии, без этого она останется на обочине развития общества.
Библиографический список:
1. Библиотеку будущего я представляю так [Электронный ресурс] // Библиотека гимназии №1 города Перми.
- Режим доступа: http://gimnaz Lnarod.ru .
2. Блог библиотекаря. //[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://schoolibrary-stranger.blogspot.com/.
3. Гендина, Н.И., Колкова, Н.И., Скипор, И.Л., Стародубова, Г.А. Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях: учебно-метод. пособие / Н.И. Гендина и др. - М. : Школьная библиотека, 2003. - С.18, С.30.
4. Качева, Е.В. Мультимедийные средства - инновационное направление в работе школьной библиотеки //
[Электронный ресурс] // Фестиваль «Открытый урок 2006/2007». - Режим доступа:
http://www.ido.rudn.rU/nfpk/ikt/ikt2.html .
5. Кэрролл, Ф.Л. Руководство для школьных библиотек: Школьные библиотеки Ф.Л. Кэрролл. - М.: Рудомино, 1997. - С.33-64.
6. Медиатека школы // [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://biblio-media.blogspot.com/ .
7. Школьные библиотеки // Library.ry: справочно-информационный портал. Режим доступа:
http://www.Иbrary.m/3/bibИonet/.
8. Электронная школьная библиотека [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://yourlibrary.pbworks.com/.