УДК 378.245
БИКОРПОРАТИВНАЯ СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ МАГИСТРОВ ДЛЯ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО И НЕФТЕТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО КЛАСТЕРОВ
И.Б. Костылева, В.Н. Михелькевич1
Самарский государственный технический университет 443100, г. Самара, ул. Молодогвардейская, 244 E-mail: aspirant@samgtu.ru
В статье представлена методология проектирования и эффективного функционирования бикорпоративной системы подготовки магистров для высокотехнологичных промышленных предприятий. Особое внимание уделено содержанию и организации интеграционных связей вуза и предприятий - социальных партнеров по совместной целевой подготовке магистров.
Ключевые слова: магистры, профессиональные компетенции, подготовка магистров, предприятия, социальные партнеры.
Самарский государственный технический университет имеет традиционные связи с высокотехнологичными предприятиями электроэнергетического и нефтехимического (ЭЭ и НХ) кластеров, закрепленные двусторонними и многосторонними договорами и соглашениями о стратегическом сотрудничестве. К числу предприятий - стратегических партнеров университета, совместная инновационная деятельность с которыми ведется планомерно и результативно, следует отнести ОАО «Волжская территориальная генерирующая компания», ОАО «Волжская теплогенерирующая компания», ТЭЦ ОАО «АвтоВАЗ», ОАО Самаранефтегаз», ОАО «Приволжские магистральные нефтепроводы», ОАО «Новокуйбышевский
нефтеперерабатывающий завод» и другие.
Миссия и основные задачи стратегического партнерства университета с предприятиями ЭЭ и НХ кластеров предусматривают:
— объединение интеллектуальных, научно-исследовательских, опытно-конструкторских и материально-технических ресурсов социальных партнеров в интересах развития инновационного потенциала предприятий, отраслей, региона;
— научно-техническое сотрудничество по приоритетным направлениям экономического и социального развития региона за счет выполнения научно-исследовательских и опытноконструкторских работ по созданию и внедрению в производство наукоемких технологий, высокопроизводительных и экономичных машин и агрегатов, высокотехнологичной и конкурентоспособной на мировом рынке продукции;
— привлечение студентов, магистрантов, аспирантов и докторантов к выполнению научноисследовательских и опытно-конструкторских работ по заказам предприятий ЭЭ и НХ кластеров;
— удовлетворение кадровых потребностей предприятий путем совместной деятельности социальных партнеров по подготовке инженерных и научных кадров разных квалификационных уровней (бакалавров, инженеров, магистров, кандидатов и докторов наук), квалификация, компетентность и профессиональная мобильность которых соответствует профессиональным стандартам и требованиям работодателей;
— диверсификацию профессиональных образовательных программ за счет введения в них инновационных научно-исследовательских и функционально-предметно ориентированных компонентов.
В рамках стратегического партнерства в последние годы сформировались и успешно функционируют бикорпоративные системы подготовки для предприятий ЭЭ и НХ кластеров инженерных и научных кадров. Их основное предназначение - целевая подготовка элитных кадров разных квалификационных уровней для работы на конкретных предприятиях отрасли для выполнения конкретных видов/функций профессиональной деятельности, в соответствии с профессиональными стандартами отрасли и требованиями предприятий к качеству подготовки [2].
1 Ирина Борисовна Костылева (к.х.н., доцент), начальник управления послевузовского профессионального образования и студенческой науки.
Валентин Николаевич Михелькевич (д.т.н., профессор), каф. психологии и педагогики.
Данная статья посвящена рассмотрению принципов построения и функционирования одной из таких систем - бикорпоративной системы подготовки магистров для предприятий ЭЭ и НХ кластеров.
Следует отметить, что появление на отечественном рынке труда выпускников вузов с квалификацией (академической степенью) магистр было весьма позитивно воспринято работодателями высокотехнологичных предприятий, которые в своей инновационной деятельности испытывают потребность в специалистах нового квалификационного уровня, занимающего в квалификационной иерархии промежуточное место между специалистом-инженером и специалистом высшей квалификации, имеющим ученую степень кандидата наук. Именно такой квалификацией и обладает выпускник вуза с академической степенью магистр.
В процессе 6-летнего обучения и освоения основных образовательных программ магистры приобретают глубокие фундаментальные знания в избранном предметном направлении, соответствующие универсальные и профессиональные компетенции, получают хорошую профессиональную подготовку. Магистерское образование универсально и полифункционально, оно адекватно отвечает требованиям времени и современного рынка труда.
Рис. 1. Состав общекультурных и профессиональных компетенций магистра по направлению подготовки «Электроэнергетика и электротехника»
Это обусловлено тем, что Федеральные государственные образовательные стандарты 3-го поколения (ФГОС ВПО) предусматривают подготовку магистров к выполнению широкого спектра видов/функций профессиональной деятельности. Так, например, ФГОС ВПО по направлению подготовки «Электроэнергетика и электротехника» предусматривает подготовку магистров к следующим видам профессиональной деятельности:
— опытно-конструкторская;
— научно-исследовательская;
— производственно-технологическая;
— организационно-управленческая;
— монтажно-наладочная;
— сервисно-эксплуатационная;
— педагогическая [3].
ФГОС ВПО 3-го поколения определяет в качестве цели освоения студентами основных образовательных программ формирование общекультурных и профессиональных компетенций, т.е. сформированные у них способности/готовность применять приобретенные знания, умения, навыки и личностные качества для успешной профессиональной деятельности. В качестве примера на рис. 1 представлен состав общекультурных и профессиональных компетенций магистра по направлению 82м - «Электроэнергетика и электротехника».
Рис. 2. Структура интеграционных связей в бикорпоративной системе подготовки магистров
Совокупность общекультурных компетенций включает в себя набор универсальных социокультурных, инструментальных и предметных компетенций, а подгруппа профессиональные
компетенции разделена на общепрофессиональные и функционально ориентированные профессиональные компетенции по видам деятельности (научно-исследовательские, проектноконструкторские, организационно-управленческие, производственно-технологические, монтажноналадочные, сервисно-эксплуатационные и педагогические).
Системообразующим фактором и целезадатчиком бикорпоративной системы подготовки магистров для высокотехнологичных предприятий является социальный заказ предприятия-партнера на их целевую подготовку.
Весьма важным и наукоемким этапом совместной деятельности социальных партнеров является обоснование состава и уровней сформированности профессиональных компетенций магистров. При этом, по сути дела, решается многокритериальная оптимизационная задача: ФГОС ВПО при определении состава и уровней сформированности компетенций исходит из того, чтобы освоивший их магистр был профессионально мобилен и конкурентоспособен на рынке труда, а работодатель - целевой заказчик заинтересован в профессионале, подготовленном и способном успешно выполнять конкретный вид профессиональной деятельности на конкретном предприятии специфической отрасли производства. Эта задача решается за счет селективного подхода к установлению уровней сформированности профессиональных компетенций и их ранжирования на три уровня: базовый, повышенный и высокий. Базовый уровень сформированности всей совокупности функциональных профессиональных компетенций является обязательным для будущих магистров всех видов профессиональной деятельности.
Для будущих магистров, подготавливаемых к выполнению двух-трех видов функциональной профессиональной деятельности (например, научно-исследовательской и проектно-конструкторской; производственно-технологической и организационно-управленческой), обязателен повышенный уровень сформированности только имманентных профессиональных компетенций. Остальные подгруппы функциональных профессиональных компетенций ими осваиваются на базовом уровне. Магистранты, подготавливаемые к выполнению только одного вида профессиональной деятельности (например, научно-исследовательской либо педагогической) осваивают соответствующую функциональную профессиональную компетенцию на высоком (творческом) уровне, остальные подгруппы компетенций - на базовом или повышенном уровнях. Разработаны критерии, показатели и измерительные инструменты, позволяющие производить лонгитюдный мониторинг и итоговый контроль уровня сформированности функциональных профессиональных компетенций обучаемых [4,
5].
Разработка индивидуальных учебных планов магистрантов, рабочих планов учебных дисциплин функционально-предметно-отраслевой специализации (вариативная часть цикла профессиональных дисциплин) также проводится с учетом экспертных заключений и рекомендаций представителей предприятия. Весьма ценно, что заказчики образовательных услуг предоставляют магистрантам возможность прохождения на своих предприятиях функционально-предметно-отраслевых практик с использованием новейшей техники и технологического оборудования в ходе проведения лабораторно-экспериментальных и научно-исследовательских работ.
Широкие возможности для проведения лабораторных экспериментов и научных исследований предоставляют бикорпоративные научно-образовательные центры, созданные в инфраструктуре университета ведущими отечественными и зарубежными предприятиями, фирмами и корпорациями (СамГТУ - «Волгабурмаш», СамГТУ - «Электрощит», Сам! ТУ - Газпром, СамГТУ - «Делкам», Сам! ТУ - «Емаг», СамГТУ - «Мицубиши», СамГТУ - «Шнайдер-Электрик» и др.). Эти научнообразовательные центры (их в университете более двадцати) оснащены современным оборудованием, роботизированными комплексами, мультимедийными средствами [6].
Реализация компетентностного подхода к подготовке магистров предусматривает широкое использование инновационных технологий обучения, активных и интерактивных форм ведения учебных занятий: проведение дискуссий, семинаров в режиме диалога, компьютерных симуляций, деловых игр, разбора конкретных ситуаций. Тематика магистерских диссертаций, равно как и курсовых научно-исследовательских работ, выбирается в соответствии с рекомендациями высокотехнологичных предприятий и направлена на решение их реальных и актуальных техникоэкономических проблем в рамках их инновационной деятельности [6]. Представители предприятий принимают участие в работе Государственных аттестационных комиссий по защите магистерских диссертаций.
Результаты защит магистерских диссертаций в Государственных аттестационных комиссиях, а также экспертные заключения руководителей научно-исследовательских, проектноконструкторских и организационно-управленческих подразделений предприятий, где работают выпускники вуза, свидетельствуют о высоком уровне целевой подготовки магистров, об их
компетентности, о высоком уровне сформированности у них общекультурных и профессиональных компетенций. Не менее важно, что выпускники магистратуры, как показывают результаты лонгитюдно проведенного в 2008 - 2010 годах анкетирования, выражают высокую удовлетворенность содержанием и методикой их обучения, отмечают доминирующую роль вуза в развитии их профессионализма и личностных качеств.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Евсюков В.Н. Магистерская диссертация: методика написания, правила оформления, порядок защиты: практическое пособие для студентов-магистрантов. - Оренбург: ОГУ 2011. - 162 с.
2. Костылева И.Б., Михелькевич В.Н., Климочкин Ю.Н. Региональная бикорпоративная система непрерывной многоуровневой подготовки научных кадров для высокотехнологичных предприятий топливно-энергетического и нефтехимического комплекса // Известия Самарского Научного Центра РАН.
- 2009. - Т. 11(27), № 5(2). - С. 502-508.
3. Михелькевич В.Н., Кравцов П.Г. Организация функционально ориентированной подготовки специалистов в техническом вузе. - Самара: СамГТУ, 2004. - 102 с.
4. Михелькевич В.Н., Кравцов П.Г. Критерии и показатели качества функциональной практикоориентированной подготовки специалистов // Материалы V Международной научно-практич. конференции «Высшее техническое образование: проблемы и пути развития». - Минск: Изд-во БГУИиР, 2010. - С. 31-32.
5. Михелькевич В.Н., Кравцов П.Г, Костылева И.Б. Формирование профессиональных научноисследовательских компетенций в системе функционально ориентированной подготовки специалистов // Материалы IV Всероссийской научно-технич. конференции «Научно-техническое творчество: проблемы и перспективы». - Ч. 2. - Самара: СамГТУ, 2009. - С. 143-148.
6. Михелькевич В.Н., Костылева И.Б., Стародубцева Е.А. Система подготовки профессионально мобильных научных и научно-педагогических кадров на базе научно-образовательных центров // Сб. статей IX Всероссийской научно-технич. конференции «Современные технологии в российской системе образования». - Пенза: МНИЦ ПГСКА, 2011. - С. 182-185.
7. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 82 м - «Электроэнергетика и электротехника». Квалификация (степень) магистр. - М.: МЭИ (технический университет), 2009. - 26 с.
Поступила в редакцию 15/Х/2011, в окончательном варианте - 18/Х/2011.
UDC 378.245
BICORPORATE SYSTEM OF MASTERS' TRAINING FOR HIGH-TECH ENTERPRISES OF THE ELECTRICAL-ENERGETICAL AND OIL TECHNOLOGICAL CLUSTERS
I.B. Kostyleva, V.N. Mihelkevich
Samara State Technical University
244 Molodogvardeyskaya str., Samara, 443100
E-mail: aspirant@samgtu. ru
The paper presents a design methodology and the effective functioning of the system of bicorporate Masters’ training for high-tech industries. Particular attention is paid to the content and organization of integration ties of the university and businesses - the social partners in the preparation of a joint task masters.
Key words: Masters, professional competence, training of masters, enterprises, social partners.
Original article submitted 15/Х/2011, revision submitted - 18/Х/2011.
Irina B. Kostileva (Ph.D., Assosiate Professor), Head of post-graduate professional education and student’s science.
Valentin N. Mihelkevich (Ph.D., Professor), Faculty of Psychology and Pedagogics.