Научная статья на тему 'Компетентностный подход к профессиональной подготовке магистрантов в технических вузах'

Компетентностный подход к профессиональной подготовке магистрантов в технических вузах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
259
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАГИСТРАНТЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ / MASTER STUDENTS / PROFESSIONAL COMPETENCE / ACTIVITY APPROACH / TEACHING TECHNIQUES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Костылева Ирина Борисовна, Михелькевич Валентин Николаевич

Рассматривается педагогическая система формирования у магистрантов технических профилей универсальных и профессиональных компетенций. Особое внимание уделено проектированию и реализации технологии формирования деятельностного компонента профессиональных компетенций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Костылева Ирина Борисовна, Михелькевич Валентин Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article discusses the pedagogical system of formation of universal and professional competences in master students of technical fields of study. Special attention is paid to the development and implementation of the techniques of forming the activity component of professional competence.

Текст научной работы на тему «Компетентностный подход к профессиональной подготовке магистрантов в технических вузах»

92

УДК 378(2)

И. Б. Костылева, В. Н. Михелькевич

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ МАГИСТРАНТОВ В ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗАХ

Рассматривается педагогическая система формирования у магистрантов технических профилей универсальных и профессиональных компетенций. Особое внимание уделено проектированию и реализации технологии формирования деятельностного компонента профессиональных компетенций.

This article discusses the pedagogical system of formation of universal and professional competences in master students of technical fields of study.

Special attention is paid to the development and implementation of the techniques of forming the activity component of professional competence.

Ключевые слова: магистранты, профессиональные компетенции, деятельностный подход, технологии обучения.

Key words: master students, professional competence, activity approach, teaching techniques.

Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования третьего поколения в качестве цели и результата освоения магистрантами основных образовательных программ определяют сформированные у них общекультурные и профессиональные компетенции. Общекультурные компетенции — это, по существу, универсальные компетенции, которыми должен обладать выпускник магистратуры любого направления и профиля. В состав этой группы компетенций включено 8 — 10 дескрипторов социальных, межкультурных, коммуникативных, информационных и личностных компетенций.

Профессиональные компетенции, под которыми понимается способность/готовность выпускника магистратуры/вуза применять приобретенные знания, умения и личностные качества для успешной профессиональной деятельности в определенной предметной области, подразделяются на две группы: общепрофессиональные (порядка 8 — 10 дескрипторов) и профессиональные (50—52 дескриптора).

Совокупность профессиональных компетенций магистров технических профилей структурирована из семи функциональных групп компетенций, имманентно отражающих наиболее характерные виды его профессиональной деятельности, и включает следующие компетенции (рис. 1):

— научно-исследовательская (НИК);

— проектно-конструкторская (ПКК);

Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2011. Вып. 11. С. 92 — 100.

— производственно-технологическая (ПТК);

— монтажно-наладочная (МНК);

— организационно-управленческая (ОУК);

— сервисно-эксплуатационная (СЭК);

— педагогическая (ПК).

КОМПЕТЕНЦИИ

МАГИСТРА

ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ -----*“

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ

ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ

ПО ВИДАМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

НАУЧНО-

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ

ПРОЕКТНО-

КОНСТРУКТОРСКОЙ

ПРОИЗВОДСТВЕННО-

ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ

МОНТАЖНО-НАЛАДОЧНОЙ

ОРГАНИЗАЦИОННО-

УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ

СЕРВИСНО-

ЭКСПЛУАТАЦИОННОЙ

ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ

93

Рис. 1. Совокупность компетенций, которыми должен обладать магистр технического профиля

Следует заметить, что основные образовательные программы магистерской подготовки по ГОС ВПО предыдущего, второго поколения были ориентированы лишь на научно-исследовательскую и научнопедагогическую деятельность магистров, а следовательно, и на формирование у них соответствующих знаний и умений. Однако вызовы последнего десятилетия, курс нашей страны на модернизацию промышленного производства и становление инновационной экономики породили потребность ряда отраслей промышленности, в особенности наукоемких и высокотехнологичных предприятий энергетического и нефтехимического, электротехнического, оборонного и других кластеров, в кадрах более высокой квалификации (магистрах). В связи с этим ФГОС ВПО третьего поколения предусматривают подготовку магистров к проектно-конструкторской, производственно-технологической, мон-

94

тажно-наладочной, организационно-управленческой, сервисно-эксплуатационной деятельности со сформированными у них соответствующими профессиональными компетенциями (ПКК, ПТК, МНК, ОУК, СЭК).

Для более полного представления о содержании совокупности профессиональных компетенций магистра технического профиля приведем их усеченный перечень из ФГОС ВПО подготовки магистров по направлению 82м «Электроэнергетика и электротехника», в который включено лишь по одному дескриптору от каждой группы компетенций [1]:

• ПКК-13: способность применять методы создания и анализа моделей, позволяющих прогнозировать свойства и поведение объектов профессиональной деятельности;

• ПТК-18: готовность эксплуатировать, проводить испытания, ремонт технологического оборудования электроэнергетической и электротехнической промышленности;

• ОУК-26: способность управлять действующими технологическими процессами при производстве электроэнергетических и электротехнических изделий, обеспечивающими выпуск продукции, отвечающей требованиям стандартов и рынка;

• НИК-38: способность самостоятельно выполнять исследования для решения научно-исследовательских и производственных задач с использованием современной аппаратуры и методов исследования свойств материалов и готовых изделий при выполнении исследований в области проектирования и технологии изготовления электротехнической продукции и электроэнергетических объектов;

• МНК-45: способность к монтажу, регулировке, испытаниям и сдаче в эксплуатацию энергетического и электротехнического оборудования;

• СЭК-47: способность к проверке технического состояния и остаточного ресурса оборудования и организации профилактических осмотров и текущего ремонта;

• ПК-51: способность к реализации различных форм учебной работы.

Такой полифункциональный подход к подготовке магистров технических профилей обеспечивает им высокую конкурентоспособность и профессиональную мобильность на рынке труда.

Естественно, что предписанная ФГОС ВПО совокупность профессиональных компетенций уточняется и конкретизируется кафедрами вуза, организующими магистерскую подготовку и в ряде случаев дополняющими ее новыми дескрипторами, отражающими потребности инновационного развития региона и предприятий, для которых ведется подготовка магистров.

Одновременно с этим вуз, как это и предписано ФГОС ВПО, разрабатывает методы и средства измерения уровней сформированности профессиональных компетенций. В стандарте оговаривается, что выпускник вуза — магистр должен обладать совокупностью профессиональных компетенций по всем семи упомянутым выше возможным видам деятельности. В то же время в стандарте подчеркивается, что содержание магистерской образовательной программы, разрабатываемой вузом

совместно с заинтересованными работодателями, должно отражать конкретные виды деятельности, к которым в основном готовится выпускник. Отсюда следует, что и требования к уровням сформированно-сти функционально-профессиональных компетенций должны быть ди-верифицированными. Предлагается выделять три уровня сформиро-ванности функционально-профессиональных компетенций (базовый, повышенный и творческий) и, соответственно, принять представленные ниже формулировки дескрипторов, описывающие признаки достижения этих уровней [2].

В качестве показателей сформированности профессиональных компетенций базового уровня приняты: знание и понимание изученного материала, фактов, принципов, законов, правил, их интерпретация; способность применять полученные предметные и межпредметные знания для решения стандартных профессиональных задач. Базовый (минимально допустимый) уровень является обязательным для выпускников — будущих магистров всех видов деятельности. Этот уровень обеспечивается за счет освоения магистрантами основной образовательной программы.

Повышенный и творческий уровни сформированности функционально-профессиональных компетенций требуются магистрам, ориентированным на конкретные виды деятельности. Эти требования, как правило, предъявляются к магистрантам, проходящим целевую подготовку по договорам-контрактам с работодателями — промышленными предприятиями, проектно-конструкторскими и научно-исследовательскими организациями. Указанные уровни обеспечиваются за счет освоения магистрантами индивидуальных образовательных программ, содержащих дополнительные (элективные) дисциплины функциональных специализаций, функционально-ориентированные виды учебно-профессиональной деятельности.

Показателями сформированности функционально-профессиональных компетенций повышенного уровня являются: способность решать нестандартные профессиональные задачи; умение переносить и интегрировать знания из разных областей науки применительно к различным техническим объектам; готовность составлять иерархическую структуру свойств качества и модели будущих технических объектов и производить их конструктивный синтез.

Творческий уровень сформированности функционально-профессиональных компетенций необходим магистрантам, проходящим целевую индивидуальную подготовку к конкретным видам деятельности, требующим от исполнителя развитых креативных способностей. Показатели творческого уровня: высокая степень сформированности компетенций, позволяющая создавать новые объекты техники и высокие промышленные технологии; умение выполнять многокритериальную оценку качества того или иного производственного объекта, материала, процесса; обладание способностью/готовностью создавать продукты интеллектуальной собственности и управлять ими.

Оценка уровня сформированности профессиональных компетенций производится косвенным путем, опосредованно — через измере-

95

ние их компонентов: когнитивного, операционального и деятельностного. Для этого были сформулированы дескрипторы показателей достижения того или иного уровня по каждому из компонентов и разработаны соответствующие средства их измерения. При выборе средств оценки успешности освоения учебных дисциплин и уровней сформи-рованности компонентов компетенции целесообразен учет постулатов андрагогики [3], поскольку студенты старших курсов, а тем более магистранты и аспиранты, относятся к категории взрослых людей [4].

В качестве средств измерения уровней сформированности когнитивного компонента используются такие виды контрольно-измерительных материалов, как перечни вопросов к зачетам, экзаменационные билеты, предметные тесты. Измерительными инструментами операционального компонента являются билеты для государственного междисциплинарного экзамена, междисциплинарные тесты, комплексные контрольные задания. Сформированность деятельностного компонента оценивается по результатам выполнения магистрантами комплексных контрольных заданий, заданий на выполнение профессиональных операций и процедур на макетах, тренажерах, на реально действующем производственном оборудовании промышленных предприятий и научно-учебных центров университета. Для сведения полученных по отдельным компонентам оценок уровней сформированности профессиональных компетенций в единую комплексную оценку предусмотрена квалиметрическая процедура трансформации шкал измерения отдельных компонентов в единую общую шкалу с учетом степени важности каждого из компонентов в достижении сформированно-сти компетенции в целом.

С опорой на требования ФГОС ВПО к условиям реализации основных образовательных программ подготовки магистров, обобщения и систематизации многолетнего опыта продуктивного функционирования магистратуры в Самарском государственном техническом университете была синтезирована феноменологическая модель формирования у магистрантов профессиональных компетенций, представленная на рисунке 2. Как видно из рисунка, эта модель содержит в своей логико-иерархической структуре десять содержательных и процедурных элементов, отражающих целостный процесс формирования компетенций начиная с целеполагания и заканчивая получением ожидаемого результата.

Теоретическим и методологическим ядром информационно-дидактической базы формирования у магистров профессиональных компетенций является содержание дисциплин общенаучного и профессионального циклов.

Общенаучный цикл дисциплин с суммарной трудоемкостью освоения 20 — 30 зачетных единиц содержит базовую часть (философия, методология науки, математическое моделирование, информационные и компьютерные технологии и др.) и вариативную (дисциплины устанавливаются вузом). Цикл дисциплин профессиональной подготовки также включает базовую и вариативную части с суммарной трудоемкостью 30—40 зачетных единиц.

ЦЕЛЬ: ФОРМИРОВАНИЕ У МАГИСТРОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

СОСТАВ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ И ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЯМ ИХ СФОРМИРОВАННОСТИ

ИНФОРМАЦИОННО-ДИДАКТИЧЕСКАЯ БАЗА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

УЧЕБНЫЕ УЧЕБНЫЕ

ДИСЦИПЛИНЫ ДИСЦИПЛИНЫ

ОБЩЕНАУЧНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

ЦИКЛА ЦИКЛА

97

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ УЧЕБНЫМ ДИСЦИПЛИНАМ ТЕХНОЛОГИИ ОРГАНИЗАЦИИ ФУНКЦИО- НАЛЬНО- ОРИЕНТИРО- ВАННЫХ ПРАКТИК ТЕХНОЛОГИИ ВЫПОЛНЕНИЯ МАГИСТЕРСКИХ ДИССЕРТАЦИЙ

КРИТЕРИИ, ПОКАЗАТЕЛИ И ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ ОЦЕНКИ УРОВНЕЙ СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИЙ

РЕЗУЛЬТАТ: СФОРМИРОВАННЫЕ У МАГИСТРАНТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ

Рис. 2. Феноменологическая модель формирования профессиональных компетенций

Важно отметить, что еще на стадии проектирования учебного плана и разработки рабочих программ учебных дисциплин составляется двухмерная морфологическая матрица, в которой отражается распределение общекультурных и профессиональных компетенций по соответствующим учебным дисциплинам и видам учебно-профессиональной деятельности [5].

Педагогические технологии, используемые в учебном процессе для формирования профессиональных компетенций, отличаются большим разнообразием, проистекающим из вариативного сочетания традиционных и инновационных способов, методов, приемов и средств обучения. Так, например, при обучении магистров учебным дисциплинам применяются модульные, проблемные, исследовательские, информационные и компьютерные технологии. Широко используются при проведении групповых занятий активные методы обучения (деловые и ролевые игры, анализ конкретных ситуаций и др.). Активно применяется личностно-ориентированный подход как при обучении дисциплинам профессионального цикла, так и при выборе тематики и содержания выпускных квалификационных работ — магистерских диссертаций.

ФГОС ВПО предусматривает проведение трех видов практик: научно-исследовательской, научно-производственной и педагогической. Значимость этих практик обозначена уже объемом времени, приходящегося на их проведение, который составляет 1500 — 1800 часов (трудоемкость — 50 — 60 зачетных единиц). Основные характеристики отдельных видов этих практик приведены в нижеследующей таблице.

Виды и основные характеристики практик магистрантов технических профилей

Практика Виды деятельности, осваиваемые магистрантами Форма прохождения практики Период обучения (семестр) Трудоемкость (зачетные единицы/часы)

Научно-иссле- довательская Научно-исследовательская, опытно-конструкторская, изобретательская Рассредото- ченная 9, 10, 11 40/1200

Научно-произ- водственная Производственно-технологическая, проектно-конструкторская, монтажно-наладочная, организационно-управленческая, сервисно-эксплуатационная Концентрированная / рассредоточенная 10/9, 10, 11 10/300

Педагогическая Педагогическая, научно-методическая, орга-низационно-методиче-ская Распреде- ленная 9, 10, 11 10/300

Научно-исследовательская и педагогическая практики проводятся рассредоточенно в течение всего периода обучения, как правило на кафедре, к которой прикреплен магистрант. Однако в ряде случаев их

можно пройти на родственньїк кафедраx своего или стороннего вуза. Научно-производственная практика проводится, как правило, концентрированно либо в лабораторияx и цеxаx научно-учебнык стрyктyрныx подразделений университета (в настоящее время в Сам^У функционирует 5 наyчно-исследовательскиx институтов, 20 научные, инженер-ныx и наyчно-образователъныx центров, 7 спениализированныx науч-но-исследовательскиx лабораторий), либо на предприятияx, для которые реализуется целевая подготовка магистрантов. Содержание и задачи практик ориентированы на освоение магистрантами соответствую-шдо видов профессиональной деятельности.

При компетентностном подаоде к обучению магистрантов особого внимания заслуживают теxнологии организации научно-исследовательской работы и фyнк:ционалъно-ориентированныx практик, поскольку именно эти формы учебной деятельности обеспечивают развитие и формирование деятельностного компонента профессиональ-e^ix компетенций, умений преобразовывать приобретенные знания и навыки в конкретные интеллектуальные или материальные продукты.

Bозвращаясь к рассмотрению модели системы формирования у магистрантов профессионалъныx компетенций (см. рис. 2), Отметим, что если результаты контроля за xодом процесса будут отличаться от установленного требованиями уровня, то по каналу обратной связи производится самокоррекция деятельности магистранта, а в ряде случаев и самого учебного процесса.

Aнализ осуществления магистерской подготовки, реализуемой в соответствии с рассмотренной моделью системы формирования про-фесто^ли^^ компетенций, подтверждает ее целесообразность и эффективность: 92 % выпускников магистратуры 2009 и 2010 гг. сдали государственные междисциплинарные экзамены и защитили магистерские диссертации с оценками «xорошо» и «отлично», 56 % — подтвердили сформированность профессионалъныx компетенций на повышенном уровне, 23 % — на творческом уровне.

Список литературы

1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 82м — Электроэнергетика и электромеxаника. ^алификация (степень) магистр | Московский энергетический институт (теxнический университет). М., 2010.

2. Михелькевич В. Н., Кравцов П. Г. Методы и средства измерения уровней сформированности функционально-профессиональные компетенций выпускников теxническиx вузов || Bестник Самарского государственного теxническо-го университета. 2010. № б (14). С. 125—130.

3. Громкова М. Т. Aпдрагогика: теория и практика образования взрослые. Учебное пособие, М., 2005.

4. Михелькевич В. Н., Овчинникова Л. П. Проектирование и реализация андра-гогической модели обучения студентов-заочников в теxническиx вyзаx || Известия Самарского научного центра PAH. 2010. T. 12 (37), № 5, ч. 2. С. 372 — 375.

100

5. Матушкин Н. Н., Столбова И. Д. Структурная модель образовательной программы при модульно-компетентностном подходе // Сб. докл. междунар. науч.-метод. конф. «Управление качеством инженерного образования и инновационные образовательные технологии». М., 2008. С. 30 — 36.

Об авторах

Ирина Борисовна Костылева — канд. хим. наук, доц., нач. управления послевузовского профессионального образования и студенческой науки, Самарский государственный технический университет.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

E-mail: aspirant@samgtu.ru

Валентин Николаевич Михелькевич — д-р техн. наук, проф., Самарский государственный технический университет.

E-mail: aspirant@samgtu.ru

About authors

Dr Irina Kostyleva, Associate Professor, head of the Post-graduate Professional Education and Student Research Unit, Samara State Technical University.

E-mail:aspirant@samgtu.ru

Prof. Valentin N. Mihelkevich, Department of Psychology and Pedagogy, Samara State Technical University.

E-mail:aspirant@samgtu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.