Научная статья на тему 'Бикорпоративная система целевой подготовки специалистов для предприятий железнодорожного транспорта'

Бикорпоративная система целевой подготовки специалистов для предприятий железнодорожного транспорта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
152
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЦЕЛЕВАЯ ПОДГОТОВКА / БИКОРПОРАТИВНАЯ СИСТЕМА / ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ СВЯЗИ / ПРЕДПРИЯТИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА / TARGET-ORIENTED TRAINING / BICORPORATE SYSTEM / ORGANIZATIONAL-AND-METHODIC RELATIONS / RAILWAY TRANSPORT ENTERPRISES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Овчинникова Людмила Павловна

В статье рассматривается модель бикорпоративной системы целевой подготовки студентов-заочников транспортного вуза, позволяющей разрешить оптимизационную задачу, в результате чего все субъекты образовательного процесса получают дополнительные преимущества

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Овчинникова Людмила Павловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Bicorporate system of target-oriented specialists'' training for railway transport enterprises

The article introduces the model of bicorporate system of target-oriented training with regard to extramural students of transport university. The bicorporate educational system is to solve the multicriterion optimization problem. As a result every subject of the educational process gains its added value. The employer receives the specialist with the specified pre-job training. The graduate student gets guaranteed employment, social security and the job characteristics inherent in his/her personality type. The university acquires higher rates due to graduate employability, and is provided extra-budgetary funding for offering additional educational services

Текст научной работы на тему «Бикорпоративная система целевой подготовки специалистов для предприятий железнодорожного транспорта»

Л. П. Овчинникова

(Самара)

БИКОРПОРАТИВНАЯ СИСТЕМА ЦЕЛЕВОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ ПРЕДПРИЯТИЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

В статье рассматривается модель бикорпоративной системы целевой подготовки студентов-заочников транспортного вуза, позволяющей разрешить оптимизационную задачу, в результате чего все субъекты образовательного процесса получают дополнительные преимущества

Анализ специфики и проблем совершенствования профессиональной подготовки специалистов с высшим образованием для предприятий железнодорожного транспорта из числа студентов-заочников, работающих на этих предприятиях, позволяет подойти к определению концептуальных положений педагогического проектирования и эффективного функционирования бикорпоративной системы железнодорожного транспорта по совместной - на основе социального партнёрства -целевой подготовке специалистов.

Опыт создания аналогичных бикорпора-тивных образовательных систем подготовки специалистов для предприятий машиностроительного кластера из числа студентов очной формы обучения известен [1, 2, 3] и может рассматриваться в качестве прототипа при создании бикорпоративной системы целевой подготовки специалистов для железнодорожного транспорта. Однако его трансформация и адаптация с учетом специфики объектов и видов профессиональной деятельности специалистов железнодорожного кластера и заочной формы их подготовки является весьма актуальной и наукоёмкой.

Задача подготовки в системе высшего профессионального образования специалистов, способных к быстрому освоению новых технологий, владеющих приёмами, способами, средствами, методами проектирования и научного исследования и одновременно владеющих навыками профессиональной деятельности, может быть решена через организацию в процессе освоения обучающимися образовательных программ и индивидуальной трудовой траектории, т.е. за счет реализации целевой индивидуальной подготовки [7].

Разрабатывая концепцию бикорпоратив-ной системы, мы учитывали, что она должна

отвечать критериям, к числу которых относятся: открытость для проверки и контроля; результативность и эффективность реализации; функциональная значимость; теоретическая ценность; широкое применение в педагогической практике; использование и неукоснительное соблюдение правил научной методологии.

Разработанная концепция бикорпоратив-ной системы интегративных связей транспортного университета с предприятиями железнодорожного транспорта по целевой индивидуальной подготовке специалистов по заочной форме обучения предусматривает следующие положения: а) информационную открытость бикорпоративной системы;

б) селективный подход к отбору студентов на целевую индивидуальную подготовку к выполнению заранее заданного работодателем вида профессиональной деятельности, который проводится с учетом интересов личностного развития, потребностей карьерного роста и профессионально-значимых психофизиологических характеристик претендентов;

в) ориентацию на взаимное рациональное использование информационных, научноисследовательских и материально-технических ресурсов, социальных параметров в ходе целевой подготовки; г) перманентное участие работников предприятий железнодорожного транспорта в организационно-методической работе на всех этапах подготовки специалистов; д) инновационный характер содержания целевой профессиональной подготовки специалистов; е) преимущественное использование при обучении студентов-заочников альтернативных и высокоинтенсивных педагогических технологий; ж) ориентацию организационно-методической работы и средств учебно-методического обес-

печения на создание условий эффективного функционирования индивидуальной самоуправляемой самостоятельной учебной деятельности студентов.

В рамках стратегического партнёрства Самарского государственного университета путей сообщения (СамГУПС) и предприятий железнодорожного транспорта ОАО «Российские железные дороги» сформировалась и эффективно функционирует бикорпоративная система интегративных организационно-методических связей (рис., с. 176). Её основное предназначение - целевая подготовка инженерных, управленческих и экономических кадров для работы на конкретных предприятиях отрасли в соответствии с профессиональными стандартами и требованиями предприятий к качеству профессиональной подготовки выпускников университета [4].

Целевая индивидуальная функциональная и предментно-отраслевая подготовка бакалавров и инженеров осуществляется по заказам и договорам-контрактам с предприятиями и организациями железнодорожного транспорта. Студенты, подготавливаемые к выполнению конкретного вида профессиональной деятельности на конкретном предприятии отрасли, осваивают, кроме основной образовательной программы высшего профессионального образования, ряд дополнительных программ функциональной и предметно-отраслевых специализаций. Совместная партнёрская деятельность сотрудников и преподавателей университета и руководящих работников предприятий железнодорожного транспорта начинается с формирования заказа на целевую подготовку специалистов и бакалавров, основанную, с одной стороны, на стратегическом плане развития персонала предприятия, а, с другой стороны -на имеющихся ресурсах университета по реализации целевой функционально- и предметно-ориентированной подготовки студентов.

Целевая профессиональная подготовка рассматривается в двух аспектах: функциональная - подготовка будущего специалиста к выполнению конкретного вида профессиональной деятельности в рамках данной специальности или направления бакалавриата (проектировщика, конструктора, оператора сложной автоматизированной технической системы, технического руководителя производственного коллектива и т.п.) и предметноотраслевую подготовку студента к выполне-

нию определенной функции в конкретной предметно-отраслевой среде (строительство железнодорожных путей, строительство железнодорожных мостов, эксплуатация и ремонт локомотивов, автоматика железнодорожного транспорта и т.д.). При этом обоснование целей и видов подготовки, глубины функциональной и предметно-отраслевой специализаций производится на основе отраслевых (корпоративных) профессиональных стандартов, требований Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. По сути дела, этот выбор представляет собой решение многокритериальной оптимизационной задачи минимаксного типа, поскольку предусматривает достижение максимального результата по показателям качества подготовки (например, по уровню сформированности кластеров общекультурных, общепрофессиональных и специальных профессиональных компетенций) при минимуме затрат временных, образовательных и материальных ресурсов [5].

Основными факторами и преимуществами целевой индивидуальной профессиональной подготовки специалистов с высшим образованием в условиях функционирования бикор-поративной системы интегративных организационно-методических связей университета с предприятиями железнодорожного транспорта, на которых работают обучающиеся студенты, являются:

- высокая учебная мотивация обучающихся, обусловленная их осознанной потребностью в личностном развитии и росте профессиональной карьеры, а также практико-ори-ентированной направленностью учебного процесса;

- необходимость применения индивидуализированного и личностно-ориентированного подходов к профессиональной подготовке студентов-заочников и наличие благоприятных условий для её реализации за счет социального партнёрства университета и предприятий отрасли;

- использование в качестве баз учебной и производственной практик студентов-заоч-ников предприятий железнодорожного транспорта, на которых работают студенты, использование новейшей техники и современных технологий этих предприятий в качестве объектов реального учебного (курсового и дипломного) проектирования;

Рис. Структура интегративных организационно-методических связей вуза с предприятиями железнодорожного транспорта в бикорпоративной системе целевой подготовки специалистов.

- развитие и становление более прочных интеграционных связей вуза с предприятиями железнодорожного транспорта путём участия через учебный процесс в инновационной деятельности этих предприятий;

- содержание обучения студентов-заочни-ков, в особенности тематика выполняемых ими курсовых и дипломных проектов, должны согласовываться с работодателями-пред-приятиями, на которых работают студенты-заочники, и отражать их заинтересованность в получении инновационных результатов от учебной деятельности своих работников;

- студентам должна быть обеспечена возможность выбора элективных учебных дисциплин общепрофессионального и профес-

сионального циклов, тематики курсовых и дипломных проектов в соответствии с их исходной теоретической подготовкой и практическим опытом, индивидуальными интересами и профессиональными потребностями.

Результативность целевой подготовки специалистов обеспечивается за счет интегративных организационно-методических связей университета и предприятий и выражается в сокращении в 2,5-3 раза сроков пси-холого-трудовой адаптации молодых специалистов и в 1,5-2 раза расходов предприятий на их доучивание, в повышении уровня удовлетворенности специалистов характером выполняемого труда [6].

Литература

1. Дорофеев А, Лукьяшко А. О подготовке инженеров: бикорпо-ративная компонента // Высшее образование в России - 2000. -№ 1. - С. 106-113.

2. Дьяконов С, Тузиков А. Зинурова Р., Гребнев Л., Крупнов Ю., Царик Ю. Корпоративный университет на основе проектно-деятельностного образования как инструмент инновационного развития // Высшее образование в России - 2006. - № 11. - С. 3-15.

3. Михелькевич В. Н., Кравцов П. Г. Целевая функциональноориентированная подготовка специалистов в техническом университете. - Самара : СамГТУ, 2001 - 112 с.

4. Овчинникова Л. П., Михелькевич В. Н. Бикорпоративная система функциональной и предметно-отраслевой подготовки инженерных кадров для предприятий железнодорожного транспорта // Образование и наука производству. - Набережные Челны : КГиЭА, 2010. - С. 119-122.

5. Овчинникова Л. П. Компетенносный подход к психолого-пе-дагогической подготовке студентов технических специальностей // Международный журнал экспериментального образования -2011. - № 10. - С. 56-57.

6. Овчинникова Л. П. Индикаторы эффективности функционирования бикорпоративной системы подготовки специалистов по заочной форме обучения // Самарский научный вестник. - 2013.

- № 3(4). - С. 71-73.

7. Петров А., Мануйлов В, Приходько В., Федоров И. Методология и организация элитной подготовки // Высшее образование в России. - 2003. - № 4. - С. 56-65.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.