Научная статья на тему '"БИГ-СУРОВСКОЕ ПРИКЛЮЧЕНИЕ" ДЖЕКА КЕРУАКА ("БИГ-СУР") И ТРАДИЦИИ АМЕРИКАНСКОГО РОМАНТИЗМА'

"БИГ-СУРОВСКОЕ ПРИКЛЮЧЕНИЕ" ДЖЕКА КЕРУАКА ("БИГ-СУР") И ТРАДИЦИИ АМЕРИКАНСКОГО РОМАНТИЗМА Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
205
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСЦЕНДЕНТАЛИЗМ / TRANSCENDENTALISM / АМЕРИКАНСКИЙ РОМАНТИЗМ / AMERICAN ROMANTICISM / ГРОТЕСК / GROTESQUE / ПРИРОДА / NATURE / ХАОС / CHAOS / УЖАС / HORROR / СВЕТ / LIGHT / ЭФФЕКТ "МАКАБР" / "MACABRE" EFFECT

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ахмедова У. С.

В статье ставится вопрос о традициях американского романтизма в романе Джека Керуака «Биг-Сур». Целью исследования является определение художественного метода писателя, ставшего выразителем настроений разбитого поколения (beatgeneration) в Америке середины XX века. Beatgeneration - это поколение нонконформистов, трагически переживающих свое «бытие-в-мире». Их идеалами жизни являются естественность, слияние с природой, опрощение, ненасилие, музыка (джаз) иэтическое своеволие (секс, наркотики, алкоголь)как способ преодоления страха перед угрозой атомной войны, перед миром- хаосом. Джек Керуак совершает бегство на Биг-Сур, повторяя вслед за духовным учителем Генри Миллером «биг-суровское приключение». Фиксируя «мгновения» пасторальной жизни, Керуак вспоминает Ралфа Уолдо Эмерсона. В статье исследуется степень воздействия идей трансцендентализма на писателя XX века (содержание концептов «доверие к себе», «моральная утопия», «утраченный рай»). Исследуется и роль в формировании художественного метода Джека Керуака творчества Э. По с его интересом к психическим аномалиям, к состоянию человека в кризисные моменты жизни, моменты погружения человека в бездну, и в то же время его вечной тоской по Красоте и устремленностью духа в бесконечность. Психологизм в стиле «horror», гротеск с тягой к эффекту «macabre» и мечта о «единстве мира» («утраченный родитель») - составляющие метода. Исследование проблемы приводит к выводу о сложности художественного метода одного из самых ярких представителей разбитого поколения Джека Керуака, который, отражая живую реальность Америки середины XX века и отдавая дань модернизму, экзистенциализму, импрессионизму, остается прежде всего в романтической парадигме, синтезируя идеи Эмерсона с его верой в человека и идеи Э. По с его эстетикой безобразного и трагическим ощущением природы человека, устремленного не только в горные выси, но и в бездну.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

"Big Sur adventure" of J. Kerouac ("Big Sur") and traditions of American romanticism

The article is devoted to the traditions of American romanticism in a novel of Jack Kerouac 'Big Sur'. The aim of research is finding the writer's art method that expresses mood of the beat generation in the middle of the 20th century in America. Beat generation is a layer of nonconformists suffering tragically from their 'being in the world'. Their life's ideal is naturality, fusion with nature, simplification, nonviolence, music (jazz) and ethical willfulness (sex, drugs, alcohol) as the way of overcoming fear of the nuclear war threat and chaos. Jack Kerouac makes an escape to Big Sur, repeating after the spiritual teacher Henry Miller the 'Big Sur adventure' Kerouac remembers Ralf Emerson, fixing moments of pastoral life. In this work the impact of ideas of transcendentalism on the writer of the 20th century is studied (content of concepts 'trust in onerself', 'moral utopia', 'lost paradise'). Jack Kerouac's role in forming an art method in creative works of E. Poe is studied with his interest to mental anomaly, to human's state in critical moments of life, moments of human immersion into the abyss and at the same time in his eternal longing of beauty and aspiration of spirit to infinity. Psychologismin horror style, grotesque with a thrust to the effect 'macabre' and dream about 'world unity' (lost parent) are the components of the method. The research of problem leads to the conclusion about complexity of the art method of Jack Kerouac, one of the brightest representatives of the beat generation who expresses live reality of America of the middle of the 20th century, paying tribute to modernism, existentialism, impressionism remains mainly in romantic paradigm, synthesizing Emerson's ideas with his trust in human and E. Poe's ideas with his aesthetics of hideous and tragic feeling of human nature, aspiring not only to mountain heights but abyss as well.

Текст научной работы на тему «"БИГ-СУРОВСКОЕ ПРИКЛЮЧЕНИЕ" ДЖЕКА КЕРУАКА ("БИГ-СУР") И ТРАДИЦИИ АМЕРИКАНСКОГО РОМАНТИЗМА»

УДК 820(73)-32.09 У. С. Ахмедова

«Биг-суровское приключение» Джека Керуака («Биг-Сур») и традиции американского романтизма

Дагестанский государственный университет; Россия, 367001,г. Махачкала, ул. М. Гаджиева, 43 а;[email protected]

В статье ставится вопрос о традициях американского романтизма в романе Джека Керуака «Биг-Сур».

Целью исследования является определение художественного метода писателя, ставшего выразителем настроений разбитого поколения (beatgeneration) в Америке середины XX века. Beatgeneration - это поколение нонконформистов, трагически переживающих свое «бытие-в-мире». Их идеалами жизни являются естественность, слияние с природой, опрощение, ненасилие, музыка (джаз) иэтическое своеволие (секс, наркотики, алкоголь)как способ преодоления страха перед угрозой атомной войны, перед миром- хаосом. Джек Керуак совершает бегство на Биг-Сур, повторяя вслед за духовным учителем Генри Миллером «биг-суровское приключение». Фиксируя «мгновения» пасторальной жизни, Керуак вспоминает Ралфа Уолдо Эмерсона.

В статье исследуется степень воздействия идей трансцендентализма на писателя XX века (содержание концептов «доверие к себе», «моральная утопия», «утраченный рай»). Исследуется и роль в формировании художественного метода Джека Керуака творчества Э. По с его интересом к психическим аномалиям, к состоянию человека в кризисные моменты жизни, моменты погружения человека в бездну, и в то же время его вечной тоской по Красоте и устремленностью духа в бесконечность. Психологизм в стиле «horror», гротеск с тягой к эффекту «macabre» и мечта о «единстве мира» («утраченный родитель») - составляющие метода.

Исследование проблемы приводит к выводу о сложности художественного метода одного из самых ярких представителей разбитого поколения Джека Керуака, который, отражая живую реальность Америки середины XX века и отдавая дань модернизму, экзистенциализму, импрессионизму, остается прежде всего в романтической парадигме, синтезируя идеи Эмерсона с его верой в человека и идеи Э. По с его эстетикой безобразного и трагическим ощущением природы человека, устремленного не только в горные выси, но и в бездну.

Ключевые слова: трансцендентализм, американский романтизм, гротеск, природа, хаос, ужас, свет, эффект «макабр».

Американские исследователи пишут о «романтическом» (Г. Менкен) порыве, который «определяет американскую литературу XX в.», способствуя ее «второму литературному возрождению» [1, с. 531]. Традиции первого литературного возрождения -американского романтизма - обогащают художественное пространство литературы XX в., достижения и открытия которой отмечены именами Ш. Андерсона, Ю. О'Нила, Г.Ф. Лавкрафта, У. Фолкнера, Э. Хемингуэя, Г. Миллера, Ф. О'Коннор и др. Наше внимание привлекает такое явление американской жизни середины века, как битничество, ставшее «единственным актом открытого бунтарского протеста» [1, с. 551] в стране, охваченной жаждой потребительства и зараженной духом конформизма. Литература битников - разбитого поколения (beatgeneration) - мрачна нигилизмом и сюрреалистическими кошмарами в традициях эстетики «macabre», передающей абсурдность бытия, но одухотворена пафосом свободы, поисками смысла жизни, жаждой самоутверждения и блаженным озарениеми или просветлением, свидетельствующими о внутренней бесконечности человека.

Цель нашего исследования - выявление своеобразия художественного метода Джека Керуака на материале романа «Биг-Сур» и определение его связей с литературой американского романтизма. Исследователи говорят о сложности художественного метода Керуака. А.М. Зверев отмечает «эклектичность его художественного мышления», воздействие на него «разного рода модернистских концепций» [2, с. 203]. Э.Э. Ошиньш определяет метод писателя прежде всего «как именно модернистский [3, с. 34]. Д. Холмс говорит о романтическомбунте героевКеруака, стремящихся противопоставить потребительскому обществу «другую» жизнь. Керуак, по словам исследователя, «чувствовал, что идеализм и стремление к приключениям, к неведомому были изгнаны на самые окраины американской жизни... Его неослабевающим желанием было изобразить, что происходит на этих окраинах» [4, с. 76]. Сам Керуак называл свой метод «спонтанным». Для него спонтанность -это «свободная импровизация на данную тему. непосредственное и прямое выражение наиболее личных мыслей и ощущений» [5, с. 277-278].

Во вступлении к роману «Биг-Сур» Керуак называет свои произведения «сагой вроде прустовской», отмечая, что его«воспоминания зафиксированы на бегу, а не через много лет больным в постели. это мир буйного действия и безрассудства, но также любви и красоты, увиденный сквозь замочную скважину.» [6, с. 5]. «Свобода» - главный концепт мироощущения битников, определяющий философию жизни и формирующий поэтику произведений представителей бит-культуры. Например, метод «нарезки», с помощью которого У. Берроуз формирует новый текст, произвольно сочетая фрагменты уже готовых текстов, был для него «способом освобождения сознания читателей от рабства массовой культуры» [7, с. 50].

А.Керуак выстраивает свои романы, как джазовые импровизации. Джаз - это совершенно особая музыка, далекая от безмятежности, это крик о свободе, поэтому битники бежали не только в природу, в вольную жизнь «на дороге», но и в джаз. Смирнов Е.А., отмечая, что «признаки джазовой музыки структурно присутствуют на разных уровнях романа» «В дороге», говорит и о «рваной композиции» романа, и о «нарушении словесных, грамматических и синтаксических запретов» писателем как моменте свободной импровизации, и о предпочтении, отдаваемом Керуаком, «музыкальному направлению «бибоп», представляющему «элитарную нонконформистскую форму искусства» [8, с. 34-35]. Керуак, выстраивая линию жизни представителя бит-поколения Дина Мориарти («В дороге»), импровизирует, возводя своего героя к архетипам - к «настоящему герою Запада», к «демону», к карнавальному «святому шуту», к «сумасшедшему Ахаву» - герою американского романтика Г. Мелвилла. Это, как в джазе, вариации на тему судьбы; вариации, свидетельствующие о неоднозначности характера бунтаря и - доминирующая печальная нота - его горестной судьбе. Трагической иронией окрашен риторический вопрос рассказчика истории - что, «кроме жалких лохмотьев старости», ждет Дина.

Керуак, размышляя о путях спасения человеческой души, уже в этом романе, ставшем манифестом бит-культуры, смотрит как большой художник дальше своего поколения, провидчески прочерчивая траекторию пути битников от «американского восторга» и вольной жизни «на дороге» кубежденностив «трагическом уделе» человека и понимаю того, что дорога эта никуда не ведет. В исповедальном романе 1961 года «Биг-Сур», героем которого является alterego Керуака писатель Джек Дулуоз, «король битников»и автор романа «В дороге», разочарование в избранном пути усиливается и принимает крайние формы. Так же, как и Дина Мориарти, романтический дух беспокойства зовет Джека в путь. Переживание «одиночества в обществе» (Эмерсон), апология природы, вера в силу искусства и убежденность в равновеликости души и космоса -составляющие его мироощущения. Имена Г. Миллера, рассказавшего о своем «биг-

суровском приключении» в романе «Биг-Сур и апельсины Иеронима Босха», Уитмена, ставшего для битников олицетворением естественности, классика верлибра, в традициях которого написано завершающее роман стихотворение «Море», и Эмерсона - свидетельства его предпочтений. Эмерсоновская доктрина «доверия к себе» важна для Керуака, т. к. она является выражением свободы художника.

Роман «Биг-Сур» - это исповедь на одном дыхании, в нем рассказывается об успехе романа «В дороге», о затянувшемся в связи с этим празднике, о вечеринках битников - поэтов, художников, меломанов не только с пьянством, битьем посуды, обсцен-ной лексикой («полный дурдом»), но и с музыкой Стравинского, джазовыми композициями, рассуждениями о Будде, Фолкнере, Селине, Шекспире, Петронии, Катулле, Сервантесе. Керуак признается в ощущении абсурдности жизни, в том, что попал «в пьяную безнадегу последних трех лет, физическую, духовную и метафизическую безнадегу» [6, с. 12]. В традициях Г. Миллера, требовавшего, чтобы «художник самого себя сделал произведением» [9, с. 61], и «аналогического видения мира», характерного для романтиков, когда «чувственное и умопостигаемое сливаются, поэт слышит и видит свою мысль» [10, с. 235]. Керуак подробно описывает состояние человека с расстроенным сознанием. Гротескный образ «горбатого чудища», каким видит себя рассказчик, у которого «смертельный ужас течет из ушей», вызывает макабрический эффект и кажется вышедшим из мира «кошмаров и ужасов» Э. По. «Чудище стоит по колено в кипящей свиной крови, .по пояс в огромной сковороде дымящихся жирных помоев», и лицо его «так горестно и безобразно, что нельзя даже оплакивать этот предмет -столь уродливый. утративший всякую связь с задуманным образцом» [6, с. 12-13].

Способность к иронии над собой в подобной ситуации - знак романтического сознания с его ощущением изменчивости жизни и «неокончательности всего окончательного» (М. Рудницкий). Рассказчик видит в зеркале «чужого», и это знак болезни, спасаясь от которой(«иначе смерть»), он бежит на край земли, на Биг-Сур, как когда-то сделал это «духовный покровитель» бит-поколения Г. Миллер. В 40-х годах XX в. Г. Миллер совершил, по его словам, «второе открытие Америки», поселившись после долгих скитаний (Франция, Греция, Америка) на диком побережье Тихого океана в Биг-Суре, в одном из самых малоизвестных мест во всей Америке, и прожив там около 18 лет. В романе 1957 г.«Биг-Сур и апельсины Иеронима Босха» он рассказывает, как, руководствуясь идеями трансцендентализма Эмерсона с его «доверием к себе» ^е^-геНапсе)и «опытом правильной жизни» на берегу озера Уолден его ученика Г. Торо («Уолден или Жизнь в лесу»), выстраивал свою «робинзонаду» [11, с. 186-192].

Романтический утопизм американских романтиков находит в лице Г. Миллера последователя. Его размышления о природе и человеке проходят в русле известных рассуждений Эмерсона о том, что человек - это часть природы, а природа является эманацией«сверхдуши», поэтому в человеке присутствует божественное начало. «Токи Вселенского Бытия проходят сквозь меня: я часть бога или его частицы»,- писал Эмерсон [12, с. 181-182]. Г. Миллер, провозгласивший в романе «Тропик Рака», что человек - «животное», «хищный зверь - скиталец и разбойник», люди «как вши. забираются под кожу и остаются там» [13, с. 21], впервые в Греции («Колосс Маруссийский»), а потом на Биг-Суре приходит к открытию красоты и совершенства человека.

Для Миллера Биг-Сур - это «рай для тех, кто живет здесь» [14, с. 510]. В этом «раю» люди много трудятся и живут «правильной», т. е. «праведной» жизнью, когда «каждый день делаешь все, на что способен. потому что иначе не можешь [14, с. 25]. В Биг-Суре Г. Миллер и его герои обретают свободу и то чувство атараксии, которое определяет жизнь стоиков. Метафизическая аура края и физическое чувство жизни дарят ощущениевечности бытия, и этот романтический дух трансформирует художественный

метод писателя, противопоставившего модернистской энтропической модели мира свою витальность, точкой опоры которой стал человек с равновеликой космосу душой. В духе аристотелевской энтелехии он верит в исцеление мира и мечтает о «рае» для всех, благодаря Творца за «завораживающую и исцеляющую атмосферу Биг-Сура» [14, с.509].

Первые три недели биг-суровского приключения Керуака в одиночестве на морском берегу тоже окажутся самыми счастливыми в его жизни [6, с. 54]. Первая встреча с природой и первая ночь на берегу страшны. Но интенсивная внутренняя жизнь писателя и исцеляющая аура края способствуют его выздоровлению. Поэтика контраста создает ощущение энигматичности и протеистичности мироздания. Картина грозного моря - «этого Блейкова ужаса... творящего адскую стирку», и леса - «дьявольской лесопилки», сменяется пленительной картиной утреннего пробуждения природы и ощущением, что «вселенная - Ангел». Отступают сны, полные «алкогольных кошмаров», «вампиров», «уханья сов», и голос волн, звуки моря, синева неба обретают целительную силу. Изменчивость природы и ее неповторимость, запечатленные в памяти художника слова в традициях импрессионизма прекрасными мгновениями, обретают «качества приятного внутреннего кино, которое сам себе показываешь по желанию» [6, с. 27]. И в этом кино запечатлены мгновения счастья - и море, и крыса, и каньон, и секвойя с наростом, напоминающим маску Зевса, и «мул с карими глазищами райского сада» [6, с. 28]. Уверенность герой черпает в трудах Эмерсона (эссе «Об уверенности в себе» и др.), разделяя его романтическую веру в существование связи между духовным и материальным, в теорию «соответствий».

Мир Эмерсона - бесконечно расширяющаяся окружность, средоточием которой является душа человека. Поэт рассказывает о мире и человеке, разгадывая знаки и символы природы, т. к. «мир - это Танцовщик, это Четки; это Поток; это Ладья; это Туман; это Паучья западня; это все, что вам угодно, - метафора будет неизменно верной и доставит острое наслаждение воображению» [15, с. 256].

Джек Дулуоз разгадывает эти символы, и обретение «утраченного рая» делает героя счастливым. Он слышит голос неба: «.лист есть рай, .человек есть рай, песок есть рай, море есть рай» [6, с. 39]. Вспоминая параметры моральной утопии Эмерсона -доверие к себе, культ природы, совершенствование посредством любви (к природе, к человеку, к богу), физический труд, опрощение - и называя американского трансцен-денталиста «трубачом американского утречка» [6, с. 33], Керуак подчеркивает значимость для его возвращения к жизни идей романтического гуманизма. Облачившись в старую зеленую футболку, подобранную на свалке - «лучший способ войти в Царствие небесное» [6, с. 37],он трудится. Сначала выкладывает камнями ручей, чтобы была чистая вода, а затем, прислушиваясь к голосу моря, к голосу волн, пишет поэму «Море». Нравственный императив Джека - «не растрачивать себя, .спокойно взирать на мир и наслаждаться им, .не бухать, не якшаться с битниками, пьяницами» [6, с. 26-27].

Испытывая катарсическое воздействие Биг-Сура и чувствуя обновление, герой сравнивает себя с «невинным индейцем, стругающим каноэ в девственном лесу» [6, с. 31]. Но этот короткий период блаженства быстро прерывается - поездка в город, известие о смерти любимого кота, пьяный загул, возвращение с друзьями на Биг-Сур и картина, в которой снова сверкает «обугленное солнце смерти» [10, с. 227], становится знаком надвигающейся белой горячки. Сюжетная связка «кот-алкоголь» является аллюзией на шедевр Э. По «Черный кот», в котором американский романтик с помощью фантастики и гротеска изображает внутреннюю жизнь человека. Э. По изучает человеческий мозг в моменты кризисные, когда он находится в плену навязчивой идеи, либо под гнетом деструктивного чувства - страха, ужаса, мании преследования. Появляются как бы внутренние источники психологических сдвигов, фантастически преображаю-

щих мир,подсознание человека. Симптомы алкоголизма - раздражительность, озлобленность, угрюмость, агрессивность, резкая смена настроения - объясняются господством в человеке иррациональной силы - «беса противоречия».

Рассказ, в котором Э. По «сумел коснуться самых потаенных и глубоко запрятанных в человеческой душе страхов» [15, с. 108], Керуаком не назван, но аллюзии создают интертекстуальное пространство. Отсылка к претексту углубляет художественное пространство текста. Герой рассказа «Черный кот» говорит о своей любви к коту. Фраза «Плутон был моим любимцем» [15, с. 41] отзовется в истории героя Керуака, который «ужасно любил»своего кота [6, с. 51]. Герой Э. По под влиянием алкоголя («дьявольский соблазн») превращается в агрессивного, злобного человека. «Демон ярости», «склонность души к самоистязанию», «дух противоречия» [16, с. 42] приводят его к страшным поступкам. Кот начинает его раздражать, и он вырезает ему глаз, потом вешает. Встретив его двойника и желая расправиться с ним, убивает жену, пытавшуюся удержать его руку.

В истории Керуака аллюзия обретает в какой-то степени травестийный характер. Если у Э. По анакризой психического сдвига становится алкоголизм, приведший к жестоким убийствам, то у Керуака в данном фрагменте жизни его героя анакризой, ставшей причиной погружения в алкогольный дурман, стала как раз смерть любимого животного. Маниакальная мысль о «надвигающемся безумии», об «истерзанном пьющем мозге», о смерти и небе, в котором пустота, снова преследует писателя Джека. Интертекст выполняет референтивную функцию, проникая в художественное пространство Э. По и обогащая его метафизической аурой текст Керуака.

Параноидальная мысль Джека о заговоре против него, о том, что друзья - «жизнерадостные привидения» - хотят его отравить, свидетельство деформации восприятия мира, который предстает в виде хоровода страшных видений - «рож», «орущих ртов», «длинноволосых морд». «Экзальтированно-сдвинутое» восприятие мира приводит к раздвоению сознания, когда человек персонифицирует себя в образе двойника. Эскапизм принимает разные формы ухода в инобытие, включая и экстремальные - наркотики, алкоголь или метафизическое путешествие в себя, завершающееся обнаружением в себе «другого» и стремлением избавиться от него. Реминисценцией к еще одному шедевру Э. По «Вильям Вильсон», где писатель поставил проблему двойничества и породил целую традицию в мировой литературе, является рассказ о расщеплении сознания героя Керуака. По словам П. Акройда, мрачные сюжеты великого американского романтика «можно интерпретировать. психологически и психопатически», поэтому они «столь долговечны» [15, с. 116].

Джек Дулуоз в состоянии алкогольного опьянения видит в образе «горбатого чудища» или чудовища с лицом, разъедаемым раковой опухолью, «с раковым взглядом» и «гноящимися глазами». А в часы просветления он иронизирует над собой - «великим писателем», прожившим «великий день»,и рассказывает о том, как он «превратился из безмятежного Джекила в издерганного Хайда, впервые в жизни потеряв контроль над механизмом умиротворения собственных мозгов» [6, с. 22]. Имена героев неоромантика Стивенсона («Странная история доктора Джекила и мистера Хайда»), развивающего традицию романтического двойничества Э. По, - это точечные цитаты, представляющие интертекстуальные включения, отсылающие к претексту. И в случае, описанном Э. По, и в историях Стивенсона и Керуака шизофренический симптом обретает «эстетическое значение. Когда-то Э. По, вслед за английским философом Э. Берком, утверждал, что эстетическое волнение может быть вызвано созерцаниемне только красоты, но и безобразного.

Э. По видел свою задачу в том, чтобы с помощью аффектов страха и ужаса вызвать в душах людей потрясение, обладающее катарсической освобождающей силой. У Керуака болезнь егогероя «выступает не только как разрушающее явление, .но и как необходимое условие совершенствования» [17, с. 195]. Джек видит в небе «крест, стоящий среди тьмы в пятне сияния» [6, с. 188], и это знак возвращения в жизнь. Ми-фосимвол «крест» как элемент онтологической поэтики, наряду с другими мифосимво-лами - «небо», «вода», «дерево» и т. д. - формирует метафоро-символический план романа. «Крест» - это «воплощение райского дерева», символ «грядущего воскресения». И это перекличка с Г. Миллером, который пишет в романе о Биг-Суре, что человек «должен вытащить себя за волосы на небо» [14, с. 508]. Нравственное совершенствование - это условие возможности построения на земле «рая», подобного саду с картины Иеронима Босха «Тысячелетнее царство», саду, в котором растут ароматные апельсины, царят «красота и гармония» и «человек. одно со всякой живой тварью» [14, с. 47]. «Тону обратно в жизнь», - сообщает Джек, который верит и в дзеновское просветление (сатори), и в католического Бога, в то, что Господь спасет, и в романтическое инобытие, где все будет «золотым и вечным». Но необходимо очищение, которое можно заслужить, побеждая на своем пути демонов, живущих в сознании, и преодолев ужасы «города стервятников».

Реалистическая зарисовка общества в 31 главе романа - общества «продажных судей», «напыщенных генералов», «толстомордых» хозяев-монстров, «контролирующих жизнь рабочего» и дерущихся за власть, обретает гротескные формы в 37 главе, рассказывающей о «последней ужасной ночи» на Биг-Суре. В традициях романтизма, для которого познание мира - это самопознание, герой погружается в глубины психотического сознания с его сюрреалистическими кошмарами в стиле «horror». Город, через который лежит его путь, - это город «человекообразных стервятников», у которых «толстые резиновые губищи», «жирные морды, рыхлые, как печенье». Они «спариваются на городской свалке» [6, с. 190-191], жрут и живут в страшной грязи, не замечая ее. А в подземелье, проталкиваясь через кучи трупов, плавающих в навозной жиже, работают на них рабочие.

Гротескные видения становятся реакцией на американскую мифологию, первыми критиками которой были американские романтики. Еще в 31 главе Джек, приглашая друзей на Биг-Сур, с иронией говорит о «безнадежном совершенстве пионерско-пуританской надежды, оставляющей за собой одних лишь дохлых голубей» [6, с. 158]. «Дохлые голуби» - это крушение мечты, т. к. мифосимвол «голубь» - это образ Св. Духа: «Семь даров Св. Духа - мудрость, разум, добрый совет, силы, знание, благочестие и страх Божий» (Г. Бидерман). Керуак отказывает Америке во всех этих добродетелях. И в последнюю ночь пребывания на Биг-Суре образ самодовольной, представляющей угрозу духовности и красоте Америки получает свое эмблематическое выражение. Это «город стервятников». Гротеск обладает эвристической силой, даря человеку ощущение подвижности и незавершенности жизни.

Идея внутренней бесконечности человека, ставшая открытием романтиков, находит выражение в мудрой сентенции Джека, свидетельствующей о важности его «открытия» Америки и осознании им сакральной роли художника в жизни общества: «.. .Если не опишу как есть, все что творится с этим несчастным глобусом, заключенным в мой смертный череп, значит, зря послал меня на землю бедняга-Бог» [6, с. 153]. В сиянии креста Джек видит «обещание спасения» и принимает решение покинуть Биг-Сур, пугающий «гаргантюанским, изъеденным проказой лицом. и пастью, готовой поглотить его» [6, с. 86]. «Золотая волна добра» охватывает героя, и он думает, как поедет домой по осенней Америке, о встрече с матерью, о могиле кота («душистой усы-

пальнице»), которая делает дом еще более домашним: «Из всего, в конце концов, получится что-нибудь хорошее. И все будет золотым и вечным» [6, с. 198].

В трактате 1848 г. «Эврика» Э. По рассказал о происхождении Вселенной, об изначальном единстве мира и о желании материи и всех ее элементов вернуться в это единство, т. к. это их «утраченный родитель». Питер Акройд в своем жизнеописании «Э. По. Сгоревшая жизнь» выдвигает интересное предположение о том, что это высказывание Э. По - «аллюзия на собственную утрату матери и желание вернуться к ней.А может, и пьянство По объясняется его желанием вернуться в состояние блаженного детства?» [15, с. 227]. Эдгар По и Джек Керуак - во многом коррелятивная пара, поэтому мечта о родителе и единстве, противопоставленном хаосу, согревает того и другого, освещая лучом надежды их горестный жизненный путь.

Таким образом, Джек Керуак, отражая живую реальность бытия бит-поколения и отдавая дань модернизму с его концепцией мира - хаоса, экзистенциализму с его трагическим переживанием своего «бытия-в-мире», импрессионизму с его стремлением запечатлевать «на бегу» мгновения жизни, остается, на наш взгляд, прежде всего в романтической парадигме.

Амбивалентность природы, символизирующей борьбу добра и зла в мире и обретающей то лик ангела, то дьявольскую личину чудовища, изъеденного проказой, осознание «одиночества в обществе» и устремленность духа в бесконечность в поисках «утраченного рая», погружение в глубины психотического сознания и «аналогическое» видение мира, теория «соответствий» и ощущение «вечной подвижности жизни» (Ф. Шлегель) - составляющие этой парадигмы.Творчество Д. Керуака, синтезирующего в произведении «Биг-Сур» идеи оптимиста Эмерсона с его верой в человека («доверие к себе») и идеи Э. По с его эстетикой безобразного и трагическим ощущением природы человека, устремленного не только в горные выси, но и в бездну, - свидетельство сложности и протеистичности художественного пространства романтизма, побуждающего «короля битников» к погружению в глубины психики человека XX в., живущего в страхе перед угрозой атомной войны, дарящего силы в противостоянии экзистенциальному страху перед жизнью, выражающего с помощью романтической иронии всю меру внутренней свободы человека. В этом и заключается особенность «статуса романтического текста, который тяготеет, к формированию длящегося (всегда нового) горизонта смысла» [18, с. 107].

Литература

1. Литературная история США. Т. III. - М., 1979.

2. Зверев А.М. Модернизм в литературе США. - М., 1979.

3. ОшиньшЭ.Э. Творческий метод Керуака-прозаика // Вестник Московского университета. Сер. 9. Филология. - 1983. - № 1.

4. Holmes J. Nothing More to Declare. - N.Y., 1967.

5. Kerouac J. Essentials of Spontaneous Prose // New American story. - N.Y., 1965.

6. Керуак Джек. Биг-Сур. - СПб., 2011.

7. Алещенко В.В. Метод нарезок в произведениях Уильяма Берроуза// Вестник Майкопского технологического университета. - 2014. - № 4.

8. Смирнов Е.А. Музыкальные аспекты романа Джека Керуака «На дороге» // Вестник Томского государственного университета. - 2011. - № 347.

9. Miller H. SundayAftertheWar. - N.Y., 1949.

10. ОктавиоПас. Сыны праха: от романтизма к авангарду // Иностр. лит-ра. -2014. - № 12.

11. Ахмедова У.С. Идеи трансцендентализма и «робинзонада» Г. Миллера «Биг-Сур и апельсины Иеронима Босха» // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. - 2010. - № 3.

12. Эстетика американского романтизма. - М., 1977.

13. Миллер Генри. Тропик Рака. - СПб., 1992.

14. Миллер Генри.Биг-Сур и апельсины Иеронима Босха. - СПб., 2006.

15. Акройд Питер. Э. По. Сгоревшая жизнь. - М., 2012.

16. По Э.А. Собр. соч.: в 4 т. Т. 3. - М., 1993.

17. Кузнецова Е.А., Бочкарева Н.С. Эволюция героя - рассказчика в романах Дж. Керуака в романах «Бродяги Дхармы» и «Биг-Сур» // Мировая литература в контексте культуры. - Пермь, 2009. - № 4.

18. Толмачев В.М. Романтизм: культура, лицо, стиль // На границах. - М., 2000.

Поступила в редакцию 23 марта 2015 г.

UDC 820(73)-39.09

«Big Sur adventure» of J. Kerouac («Big Sur») and traditions of American romanticism

U.S. Akhmedova

Dagestan State University; Russia, 367001,Makhachkala, M. Gadzhiev st., 43 a; [email protected]

The article is devoted to the traditions of American romanticism in a novel of Jack Kerouac 'Big Sur'.

The aim of research is finding the writer's art method that expresses mood of the beat generation in the middle of the 20th century in America. Beat generation is a layer of nonconformists suffering tragically from their 'being in the world'. Their life's ideal is naturality, fusion with nature, simplification, nonviolence, music (jazz) and ethical willfulness (sex, drugs, alcohol) as the way of overcoming fear of the nuclear war threat and chaos. Jack Kerouac makes an escape to Big Sur, repeating after the spiritual teacher Henry Miller the 'Big Sur adventure' Kerouac remembers Ralf Emerson, fixing moments of pastoral life.

In this work the impact of ideas of transcendentalism on the writer of the 20th century is studied (content of concepts 'trust in onerself, 'moral utopia', 'lost paradise'). Jack Kerouac's role in forming an art method in creative works of E. Poe is studied with his interest to mental anomaly, to human's state in critical moments of life, moments of human immersion into the abyss and at the same time in his eternal longing of beauty and aspiration of spirit to infinity. Psychologismin horror style, grotesque with a thrust to the effect 'macabre' and dream about 'world unity' (lost parent) are the components of the method.

The research of problem leads to the conclusion about complexity of the art method of Jack Kerouac, one of the brightest representatives of the beat generation who expresses live reality of America of the middle of the 20th century, paying tribute to modernism, existentialism, impressionism remains mainly in romantic paradigm, synthesizing Emerson's ideas with his trust in human and E. Poe's ideas with his aesthetics of hideous and tragic feeling of human nature, aspiring not only to mountain heights but abyss as well.

Keywords: transcendentalism, American romanticism, grotesque, nature, chaos, horror, light, «macabre» effect.

Received 23 March, 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.