^ Д ПРОБЛЕМЫ МАРКЕТИНГА. ЛОГИСТИКА__________________
удовлетворяющих разнообразные потребности владельцев мобильных устройств.
При формировании маркетинговых стратегий необходимо учитывать стремительное проникновение мобильных технологий в сферу услуг. С целью повышения конкурентоспособности сервисные предприятия, работающие на рынках мобильных услуг, должны придерживаться стратегий технологического лидера или последователя, ориентирующегося на лидеров мирового рынка. Для этого необходимо вести постоянный анализ развития, во-первых, мобильных технологий и услуг, позволяющие расширять или обновлять номенклатуру основных
товаров и услуг предприятия; во-вторых, сервисов, реализующих инновационные методы продвижения товаров и услуг; в-третьих, корпоративных мобильных сервисов, обеспечивающих повышение эффективности работы персонала.
Одной из важнейших задач становится теоретико-методологическое осмысление практики применения мобильных устройств в сфере сервиса, создание маркетингового инструментария, разработка программ подготовки специалистов-маркетологов, обладающих навыками работы в мобильной среде, умеющих использовать мобильные устройства в своей профессиональной деятельности.
Литература
1. Леонтьев А. Второе дыхание Wi-Fi // Эксперт Северо-Запад. - 2012. — №7 (553) URL: http://expert.ru/northwest/2012/07/vtoroe-dyihanie-wi-fi/?subscribe (дата обращения 16.01.2014).
2. Поставки смартфонов превзошли отгрузки ПК в 2011 году. URL: http://www.digit.ru/technology/20120206/389144033.html (дата обращения 16.04.2013).
3. К 2016 г. мобильных интернет-устройств будет на 2,7 млрд. больше, чем людей. URL: http://www.cnews.ru/news/line/index. shtml?2012/02/15/477615 (дата обращения 16.01.2014).
4. Мобильных гаджетов с интернетом в 2016 г будет больше, чем людей. URL: http://www.digit.ru/technology/20120215/389269 536.htmPutm%o5Fsource=subscribe.ru%o26utm%o5Fmedium=link%o26utm%o5Fcampaign=sub1 (дата обращения 16.12.2013).
5. Голицына А. Интернет потеснил в России все остальные медиа. URL: http://www.vedomosti.ru/tech/news/1654379/socialnymi_ setyami_polzuetsya_pochti_100_polzovatelej_runeta (дата обращения 16.12.2013).
6. Рынок мобильных приложений в России в 2013 г составит 246 млн. долл. URL: http://digit.ru/business/20131218/409651528. htmPutm_source=subscribe.ru&utm_medium=link&utm_campaign=sub1#ixzz2nuF4pxnv 18/12/2013 (дата обращения 16.12.2013).
7. Попсулин С. Gartner определил 10 перспективных мобильных технологий. URL: http://www.cnews.ru/news/top/index.shtml? 2011/02/17/428218 (дата обращения 16.12.2013).
8. Труханов А. Мобильный онлайн-шоппинг переживает бум. URL: http://mobileb2b.cnews.ru/news/top/index.shtmP2013/12/11/ 553067(дата обращения 16.12.2013).
9. Смирнов Е. Аналитики назвали основные направления мобильной стратегии банков. URL: http://www.cnews.ru/news/top/ index.shtml?2013/12/13/553400. (дата обращения 16.01.2014).
10. PayPal увеличит инвестиции в мобильные платежи. URL: http://www.cnews.ru/news/top/index.shtmP2013/12/16/553680 (дата обращения 16.12.2013).
11. Труханов А. Мобильная реклама обеспечит рост рекламного рынка к 2016 г. URL: http://mobileb2b.cnews.ru/news/top/index. shtml?2013/12/17/553760 (дата обращения 16.12.2013).
12. Ericsson: мобильные городские сервисы повысят качество жизни в городе. URL: http://telecom.cnews.ru/news/2013/11/13/ ericsson_mobilnye_gorodskie_servisy_povysyat_kachestvo_zhizni_v_gorode_549552 (дата обращения 16.12.2013).
13. Бизнес считает мобильные инновации слишком дорогими и сложными. URL: http://www.cnews.ru/news/top/index. shtml?2013/12/18/553923 (дата обращения 16.12.2013).
14. Треть российских сотрудников все еще не имеют возможности работать вне офиса. URL: http://www.cnews.ru/news/line/ index.shtml?2013/12/24/554668 (дата обращения 16.12.2013).
БИФУРКАЦИЯ КОНЦЕПЦИЙ МАРКЕТИНГА И ИНСТРУМЕНТАРИЙ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СТРУКТУРНОЙ СТАБИЛЬНОСТИ МАРКЕТИНГОВЫХ СИСТЕМ
А.В. Пинчук,
аспирант кафедры маркетинга Санкт-Петербургского государственного экономического университета
spinchuks@mail.ru
В статье рассматриваются концептуальные основы формирования перспективной парадигмы маркетинга в условиях пространственной экономики, определены проблемы и приоритетные направления исследования методов оценки эффективности маркетинговой деятельности, показана роль системного свойства реплицируемости в процессе эволюционного развития концепций маркетинга, дана характеристика процесса репликации и обоснована необходимость внедрения механизма превентивного управления маркетинговыми затратами, а также предложен R-параметр — критерий оценки эффективности использования маркетинговых концепций в системах маркетинга пространственного взаимодействия.
Ключевые слова: маркетинг, концепция маркетинга, пространственная экономика, экономическое измерение, репликация, бифуркация, метрика, эффективность маркетинга.
УДК 65; 339.138 (075) ББК 65.050.2; 65.80-59
В условиях глобализации и виртуализации бизнес-коммуникаций пространственное представление рыночных отношений предполагает исследование процесса взаимодействия субъектов рынка, при этом в центр внимания маркетинговой деятельности помещаются отношения между субъектами мар-230
кетинговой сети по поводу согласования спроса и предложения на материальных и виртуальных рынках, но не в рамках территории как места обитания, а в мировом, межконтинентальном и планетарном пространствах. В этой связи особую актуальность обретают исследования, посвященные вопросам становления
общей теории пространственной экономики и определению роли маркетинговой функции в общей структуре функций экономического пространства.
Исследование категории экономического пространства в рамках существующей на сегодняшний день парадигмы пространственной экономики [8, 9, 18] позволяет сделать следующие выводы:
1. Каждый вид деятельности имеет собственный пространственный аспект. Все виды специальных пространств, включаемых в экономическое пространство, обладают рядом общих свойств: протяженностью в различных направлениях, взаиморасположением объектов пространства, узлами, сетевыми структурами.
2. Говоря о пространственной науке, следует иметь в виду более широкое научное направление, нежели только ее региональный аспект. Хотя соотношение между региональной экономикой и пространственной экономикой — это более специальный вопрос, который сейчас трактуется неоднозначно.
Роль пространственной экономики в управлении народным хозяйством является стратегической: для формирования гармоничного и конкурентоспособного пространства страны необходимо исследование и развитие теоретико-методологических основ науки, ориентированной на управление глобальными компетенциями и интегрирование в мировую хозяйственную систему.
Рассмотрение маркетинговой деятельности исключительно с функциональной точки зрения до настоящего времени неизбежно сталкивалось с недостаточностью теории размещения и регионального (сфера обитания) понимания бизнес-процессов в сфере предпринимательства. Как следствие, в среде управления сформировалась острая потребность в совершенствовании процесса принятия решений по поводу наиболее рационального использования маркетингового потенциала, что требует разработки нового концептуального подхода к описанию реальных процессов маркетинга в условиях пространственной экономики. Необходимость учета пространственных характеристик рынка под влиянием прогресса и изменений среды приводит к изучению маркетинговой деятельности с точки зрения приближения к оптимальному состоянию, характеризующему эффективное использование маркетингового ресурса. В этом контексте сформулировано понятие маркетинга пространственного взаимодействия [5], как перспективной концепции маркетинга, которая характеризует процесс формирования, развития и оптимизации пространственной иерархии социально-экономических отношений между хозяйствующими субъектами по поводу поиска, производства, распределения и потребления уникальных ценностей с учетом факторов развития потребностей, рационального использования ресурсов и социального развития.
Сложившаяся теория эффективности, базирующаяся на классической экономической методологии, в основу которой положены комплексные стоимостные характеристики производства и результата взаимодействия всех видов ресурсов, не полностью отражает характер и целевую значимость коммуникативных и обменных процессов взаимодействия бизнес-субъектов рыночных сетей. В этой связи в концепции маркетинга пространственного взаимодействия впервые была выдвинута идея и поставлена задача [23] исследования асимптотических характеристик, выражающих целевое эффективное состояние маркетинговой системы и бифуркации в её эволюции, что позволяет предвидеть скачки и качественные преобразования системы предприятия и сократить риски непредвиденных негативных изменений в маркетинговой деятельности бизнесструктур. С учетом сказанного, на данном этапе можно выделить и сформулировать следующие проблемы и приоритетные направления для дальнейшего исследования эффективности маркетинговой деятельности:
1. Рассмотрение пространства экономики как пространства вариантов состояний.
2. Выработка новой формулировки функции измерения экономических характеристик маркетинговой деятельности с учетом оценок пространства состояний маркетинговой системы.
______________ПРОБЛЕМЫ МАРКЕТИНГА. ЛОГИСТИКА ^ Д
3. Разработка подхода к использованию статических и динамических критериев для оценки оптимального состояния маркетинговой системы.
4. Обоснование необходимости разработки концепции маркетинга пространственного взаимодействия с позиций превентивного управления свойствами маркетинговой системы.
5. Совершенствование процесса формирования маркетинговых метрик на основе использования экспресс-анализа и вербального моделирования для поиска закономерностей взаимодействия различных видов пространств (социального, экономического, географического, этнокультурного) на различных этапах эволюции отрасли и последующей разработки инструментария прогнозирования пространственной организации маркетинговой деятельности.
6. Разработка структуры и алгоритма определения эффективности маркетинговых мероприятий с учетом пространственных характеристик процесса взаимодействия субъектов рынка.
Исследованные проблемы системного представления маркетинговой деятельности могут быть использованы при разработке концепции маркетинга пространственного взаимодействия и описании метрики показателей эффективности маркетинговой деятельности.
Важно отметить, что инструментарий существующих маркетинговых концепций, равно как и вербальные и количественные характеристики успешности маркетинговой деятельности, приводимые в аналитических отчетах, не дают ответа на вопрос об эффективности функционирования самой системы маркетинга: её внутренней структуры, об оптимальности элементов маркетинг-микса, стабильности траектории развития в условиях крайне динамичной и непредсказуемой технологической среды. Поэтому особое внимание необходимо уделить изучению причинных связей поведения маркетинговой системы и выявлению такой её структуры и таких её свойств, которые обеспечивают эффективную реализацию маркетинговой деятельности. Полученный результат изучения маркетинговой системы должен отражать не только условия её формирования, а эффективность оптимального функционирования и развития. При этом необходим учет постоянного влияния среды, которая объективно окружает любую систему. Воздействие как внешних, так и внутренних факторов, приводит к эффектам, которые находят воплощение в системных свойствах и определяются структурными характеристиками системы маркетинга.
При исследовании оптимальности функционирования системы маркетинга со структурной точки зрения уместно говорить о необходимости оценивания трех характеристик координации взаимодействия:
• прогнозирование взаимодействий (исследование результирующей функции дохода);
• оценка взаимодействий (поиск экстремумов и оптимальных значений);
• «согласование» взаимодействий.
Указанные характеристики координации категории маркетингового взаимодействия возможно наиболее полно методически оценить при изучении выделяемого автором свойства реплицируемости маркетинговой системы в общем контексте её системных свойств, основываясь на принципах теории сложных систем, предложенной академиком Мелентьевым [17]. Метод определения и прогнозирования затрат на маркетинговую деятельность системы с учетом свойства реплициру-емости маркетинговой системы предполагает исследование пространства состояний с помощью проверенного практикой математического метода условного экстремума и нацелен на анализ как текущих результатов/эффектов деятельности компании, так и будущих, долгосрочных эффектов.
В условиях формирования иерархических структур управления системой маркетинга определение оптимальных отношений распределения бюджета по видам деятельности требует согласования действий на том или ином уровне иерархии управления с учетом многофакторной, вероятностной обстановки и постепенно меняющихся характеристик предпочтительности межуровневых взаимоотношений. Возможность рассчитывать
23 1
^ Д ПРОБЛЕМЫ МАРКЕТИНГА. ЛОГИСТИКА
эффективность не только в рамках отдельно взятого периода, но и определять и прогнозировать потенциал маркетинговой системы в долгосрочной перспективе отвечает задаче оценки валентности маркетинговой системы. Валентность — это характеристика, выражающая потенциальную силу, возможность каждого элемента или субъекта конкретной системы взаимодействовать с системой другой иерархии или заменить её на соответствующем уровне управления.
Для экономических и социальных систем предполагается особо актуальным введение, применительно к оценке и анализу внутренних связей, образцового стандартного взаимодействия [1]. Валентность как понятие раскрывает «природу связей взаимодействия» [3]. В качестве меры валентности может быть принята норма — репликационный параметр R, показывающий отношение маркетинговых затрат к общим производственным затратам предприятия (общим затратам за вычетом маркетинговых для устранения автокорреляций при построении функции дохода). А в качестве экономической меры валентности целесообразно принять такую величину маркетинговых затрат, которая начинает вносить вклад в формирование доходов от осуществления взаимодействия, проведения трансакций. В этом контексте валентность выступает как инструмент классификации траекторий развития фирмы в зависимости от выбранной маркетинговой концепции и отражает необходимый и достаточный уровень учета свойств системы маркетинга, агрегированных в свойстве реплицируемости следующим образом:
• Свойство гибкости — проявляется в свойстве реплицируемости через способность системы маркетинга изменять свою структуру с определенной скоростью в целях устойчивого развития, как самой системы, так и системы, использующей функцию маркетингового сопровождения;
• Свойство инерционности — проявляется в свойстве реп-лицируемости через способность маркетинговой системы противостоять внешним и внутренним возмущениям и воздействиям, которые могут изменить её;
• Свойство адаптации — проявляется в свойстве реплицируемости через возможность системы приспосабливаться к таким изменениям, как движение и развитие;
• Свойство надежности — проявляется в свойстве реплицируемости через способность системы выполнять возложенные функции при определенных ограничениях и требуемой экономичности, то есть с минимальными затратами;
• Свойство многокритериальности выбора решений — проявляется в свойстве реплицируемости через возможность в условиях неполноты информации получить зону равно экономичных решений (интервал величины затрат на маркетинговую деятельность), а не однозначное решение.
Анализ репликационного параметра R позволяет постоянно определять оптимальность структуры затрат организации через различные виды экономических функций. Репликация направлена на формирование устойчивого структурного соотношения [16] для наиболее эффективного воссоздания системных элементов (компонентов, подсистем) в ходе осуществления постоянных изменений, обусловленных воздействием среды (рис.1). Выделенный автором репликационный параметр R позволяет охарактеризовать и вычислить структурную эф-
фективность маркетинговых затрат при сохранении отношений в самой системе.
Таким образом, можно заключить, что оценка процесса репликации в концепции маркетинга пространственного взаимодействия позволяет сформировать метрику, учитывающую всю совокупность системных свойств, выраженных в различных формах свойства реплицируемости. Получаемая таким методом оценка направлена на обеспечение структурной и экономической стабильности предприятия [14]. Структурная стабильность понимается, как способность сохранять свою структуру на определенном уровне развития и иерархии управления. Экономическая стабильность характеризуется наличием равной экономичности решений с использованием совокупности комплекса-микса (оптимизация по каждому миксу), что позволяет выбирать оптимальные структуры систем маркетинга.
Для социально-экономических систем, к которым следует отнести систему маркетинга, главным является не столько выбор инструмента измерения и оценивания, сколько конструирование метода, концепции измерения применительно к конкретной ситуации. При этом метод измерения выступает в виде совокупности средств и процедур измерения. Разработанный метод оценки базируется в своей основе на ранее установленных законах развития сложных систем, что позволяет сделать предположения об общем виде и структуре получаемой характеристики эволюционного процесса маркетинговой системы. Так, имеющаяся в теории моделей экономической динамики теорема о магистрали предполагает наличие такой траектории движения, которая наилучшим образом приближает систему к оптимальному состоянию. При этом пребывание на магистральной траектории экономического роста позволяет добиться роста целевых показателей (в нашем случае, дохода в денежном выражении) с постоянным предельно возможным темпом с сохранением ключевой пропорции производственной структуры (в нашем случае, отношения маркетинговых затрат к общим затратам предприятия за вычетом маркетинговых затрат).
Вывод системы предприятия на магистральный путь, называемый траекторией или лучом Неймана [25], означает достижение одновременно эффективного и оптимального состояния производственной системы предприятия. Качественный анализ результирующих оптимальных траекторий на основе «слабой» и «сильной» магистральных теорем позволяет сделать вывод о том, что при исследовании реплицируемости маркетинговой системы будут получены не противоречащие имеющимся постулатам характеристики жизненного цикла предпринимательской структуры в зависимости от используемой маркетинговой концепции. Так, в начале или конце периода развития будут присутствовать рассредоточенные, удаленные от магистрального пути оптимальные состояния, но по мере приближения к середине периода оптимальные траектории будут расположены в относительной близости к магистральной, которая в предлагаемом методе выражается асимптотой гиперболы.
При построении оптимальной магистральной траектории развития маркетинговой системы следует учитывать популяционные характеристики и качественные показатели развития мировой системы, которые строго подчиняются гиперболической зависимости [11, 22, 25]. Кроме того, исследование сетевого
характера взаимодействий позволяет выдвинуть дополнительные аргументы в пользу выбора квадратичной гиперболической зависимости при моделировании уравнения связи маркетинговых и общих затрат предприятия за вычетом маркетинговых затрат.
Совершенно очевидно, что указанные закономерности, выражающие особенности функционирования сетей, несут в себе предположение о том, что при оценке сетевых образований сама структура системы определяет её эффективность. Именно
Репликация-
действенный устойчивый во времени и пространстве механизм создания единств одного и того же класса
По природе объекта
(живые и материальные системы) По целы По наличию эволюционное?»
Репродукция -
воспроизведение организмами себе подобных
Аутопомпс/ бутстрап -
фунышошрование заснет создания продукта, не отделимого от производителя
Достигается за счет вариации признаков
Производство - Копирование-
специфический создание идентичного Достигается за счет
человеческий тип обмена образцу единства на основе стандартизации признаков
веществ с природой проекционной процедуры
Рис. 1. Иерархия терминологических единиц, выражающих свойство реплицируемости
232
ПРОБЛЕМЫ МАРКЕТИНГА. ЛОГИСТИКА
поэтому исследование репликации и предполагает установление структурной роли маркетинговой функции предприятия, что позволяет назвать предлагаемый автором подход актуальным и применимым к феноменам пространственной экономики в эпоху доминанты информационных технологий.
Наибольшую пользу такая методика оценки может принести на основе учета репликационного параметра в динамике с помощью дифференциальных уравнений, описывающих репликацию, сопряжение маркетинговой системы с другими функциональными подразделениями предприятия, атакже с внешней средой. Но на практике данный переход к динамическому моделированию затрудняется вследствие дискретного характера способа регистрации отчетности. Однако предложенная методика оценки статического критерия оптимальности может быть признана первым важным шагом в движении к динамическом учёту и анализу бизнес-информации в режиме онлайн.
Получаемая характеристика эффективности использования маркетинговых концепций при выявлении гиперболической связи между маркетинговыми затратами и общими затратами за вычетом маркетинговых затрат предприятия должна трактоваться следующим образом (рис.2): вершина гиперболы выражает минимальный размер предприятия (производственных затрат), при котором фактор маркетинга начинает вносить эффективный вклад в формирование доходов предприятия в рамках принятой концепции маркетинга и философии взаимодействия.
Если компания будет наращивать расходы на маркетинг при таком операционном размере не постепенно и экспериментально, а сразу выйдет на асимптотическое (предельное) значение отношения в структуре затрат, то она осуществит качественный скачок в эффективности. Таким образом, описанный инструментарий позволяет превентивно обнаружить точку бифуркации, после прохождения которой компания выходит на предел реализации свойства реплицируемости в структуре эффекта формирования доходов, достигая предела эффективности и двигаясь вдоль луча Неймана. Зная точки бифуркации, возможно установить этапы перехода бизнесструктур с одной концепции маркетинга на другую, более эффективную, способствующую эффективному использованию маркетингового ресурса.
Рис.2. Графическое представление гиперболы
Далее, по мере движения по оси Х (по мере роста предприятия), могут вновь проявляться возможности для бифуркационного перехода с аналогичной картиной. Тангенс угла наклона асимптоты, характеризующей отношение маркетинговых затрат к общим затратам предприятия при выходе на стационарную орбиту устойчивого функционирования, понимается автором как репликационный параметр R. Репликационный параметр R определяется маркетинговой чувствительностью внешней среды и может быть различным в зависимости от рыночных факторов (конкуренции, чувствительности покупателей к маркетинговым мероприятиям, природы и этапа жизненного цикла отрасли или технологических и инфраструктурных сдвигов).
Таким образом, получаемое знание системных свойств маркетинга, функциональной достаточности маркетинговой структуры, позволяет превентивно вербально описать, а затем формализовать экономические затраты на маркетинг и их результаты, предусмотреть возможные отклонения факторов внутренней и внешней маркетинговой среды. Анализ внутренних связей направлен на устранение рисков от неопределенности и, как следствие, возможных ущербов, которые могут возникать даже в случае малых колебаний, флуктуаций среды.
Литература
1. Багиев Г.Л. Маркетинг взаимодействия: Учебник для ВУЗов. — СПб.: Астерион, 2011.
2. Багиев Г.Л. Экономика маркетинга. — СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2007.
3. Багиев Г.Л., Мефферт Х. Маркетинг взаимодействия. Концепция. Стратегии. Эффективность.- СПб.: Изд-во Питер, 2009. — 688 с.
4. Багиев Г.Л., Шульга А.О. К вопросу формирования системных свойств маркетинга // Проблемы современной экономики. — 2012. — № 4 (40).
5. Багиев, Г.Л., Пинчук, А.В., Серова, Е.Г., Шульга, А.О. К вопросу формирования концепции маркетинга пространственного взаимодействия / Г.Л. Багиев // Проблемы современной экономики. — 2012. — Вып. 4 (44). — С. 219-224.
6. Бияков О.А. Теория экономического пространства: методологический и региональный аспекты. — Томск: Изд-во Томского Университета, 2004.
7. Газизуллин Ф.Г., Газизуллин Н.Ф., Газизуллин Т.Н. Инновационное мышление — непреложное условие модернизации современной экономики России / Проблемы современной экономики. — № 3(43).-2012.
8. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики. Учебник для вузов / В.А. Гранберг: Гос. ун-т — Высшая школа экономики. — 4-е изд., 2004.
9. Гранберг А.Г. Пространственная экономика в системе наук. [Электронный ресурс] // Российский экономический конгресс: сб. докладов участников (2009. 7-12 декабря, Москва) / Новая экон. ассоциация. Ин-т экономики РАН. — М. Режим доступа (05.02.12).: http: // www.econorus.org/consp/files/gran.doc
10. Друкер П.Ф. Задачи менеджмента в XXI веке / пер. с англ. — М.: Изд. дом «Вильямс», 2004. — 272 с.
11. Кондратьев Н.Д. Большие циклы конъюнктуры и теории предвидения. — М.: Экономика, 2002.
12. Котлер Ф. Маркетинг — менеджмент. — СПб.: Питер, 2007.
13. Кудрин Б.И. Ноосферные основания постклассической картины мира и парадигма эволюции технического / В.И. Вернадский и ноосферная парадигма развития общества, науки, культуры, образования и экономики в 21 веке. Т.2. — СПб.: Изд-во: Астерион, 2013. — С. 373-386.
14. Ларионов В.Г., Высоцкая Н.В. Бутстрап-система как модель предпринимательства // Российское предпринимательство. — 2012. — № 2 — С. 80-86 / http://www.creativeconomy.ru/articles/22787/
15. Марчук Г.И. Математические модели в иммунологии. — М.: Наука, 1991.
16. Матурана У., Варела Ф. Древо познания. — М.: Прогресс-Традиция, 2001.
17. Мелентьев Л.А. Системные исследования энергетики — М.: Наука, 1979.
18. Минакир П.А. О пространственной экономике и пространственном развитии // Экономист. — 2001. — №9.
19. Ойнер О.К. Оценка результативности маркетинга с позиций системы управления бизнесом // Российский журнал менеджмента. — 2008. — №2.
233
^ Д ПРОБЛЕМЫ МАРКЕТИНГА. ЛОГИСТИКА_____________________________________________________________________________
20. Пинчук А.В. Кибернетизация общества и проблемы формирования системных свойств маркетинга II Повышение эффективности маркетинговой, логистической и коммерческой деятельности в инновационной экономике: Научная сессия профессорско-преподавательского состава, научных сотрудников и аспирантов по итогам НИР 2012 года. Март-апрель 2012 г.: сб. докладов I Под общ. ред. Г.Л. Багиева. — СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2012.
21. Пинчук А.В., Багиев Г.Л. Концепция маркетинга пространственного взаимодействия в условиях виртуализации бизнес коммуникаций. — В кн.: Повышение конкурентоспособности образовательных услуг в условиях инновационной экономики: стандарты третьего поколения; компетентность; качество; эффективность: Ученые записки секции экономики МАН ВШ. Вып.14115 I Под научной редакцией академика МАН ВШ, заслуженного деятеля науки РФ Г.Л. Багиева. — СПб.: СПбГЭУ, 2013. — С.178-185.
22. Пинчук А.В., Серова Е.Г. Современные тенденции развития рынка банковских услуг с позиций маркетинга пространственного взаимодействия I Маркетинг и эффективность банковского бизнеса: Материалы Международной научно-практической конференции 18-20 сентября 2013г. Санкт-Петербург I Под науч. ред. д-ра экон. наук, проф., заслуженного экономиста РФ, начальника Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Санкт-Петербургу Н.А. Савинской. — СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2013. — С.429-435.
23. Пинчук, А.В. Обоснование и оценка экономической эффективности перспективной концепции маркетинга I А.В. Пинчук II Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. — 2014. — Вып. 2 (86).
24. Пинчук, А.В., Серова, Е.Г., Эволюция концепции маркетинга: от традиционного к маркетингу пространственного взаимодействия. — В кн.: Коммерция и маркетинг в инновационном развитии России. Научная сессия профессорско-преподавательского состава, научных сотрудников и аспирантов по итогам НИР 2012 года. Март-апрель 2013 года. Факультет коммерции и маркетинга: Сборник докладов под редакцией д-ра экон. наук Г.Л.Багиева. — СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2013. — с.198-202.
25. Пригожин И., Николис Г. Познание сложного, М.: Изд-во ЛКИ, 2008
26. Пуанкаре А., Новая механика. Эволюция законов. М.: 1913
27. Сафронов И.А. Человек и время, Известия СПбГУЭФ.- 2006.- № 1.
28. Серова Е.Г. Формирование устойчивой адаптивной архитектуры маркетинговой информационной системы в условиях пространственной экономики II Сборник научных статей к научно-практическому круглому столу «Синергия маркетинга и логистики в инновационном развитии российской экономики» от 9 декабря 2013 г. — М.: Научные труды Вольного экономического общества. Том 179. — 510 с.
29. Сыроежин И.М. Актуальные проблемы системных исследований в экономике. — Л.: ЛФЭИ, 1979.
30. Татаренко В.Н., Мелентьева Н.И. Маркетинг влияния — теоретико-методологические основы: управление информацией и межсубъектные коммуникации. СПб.: Изд-во «Борей Арт», 2008. — 450 с.
31. Pinchuk A.V., Bagiev G.L., Methodology and Theory of Marketing in Conditions of Globalization of Business Communications I Marketing and Management in Conditions of Business-Communications’ Globalization, 21-22 April 2009. — Bernburg, 2009.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ РЫНОЧНОГО ПОТЕНЦИАЛА И ЕГО ЕМКОСТИ
Д.А. Григорьев,
аспирант кафедры торгового дела и маркетинга Торгово-экономического института Сибирского федерального университета (г. Красноярск)
dima@grigorev.com
Ю.Ю. Суслова
профессор кафедры торгового дела и маркетинга Торгово-экономического института
Сибирского федерального университета (г. Красноярск),
доктор экономических наук Suslova Julia Jurievna
В статье рассмотрены виды рыночного потенциала и их характеристика, а также факторы, влияющие на емкость потребительского рынка. Приводятся специальные приемы расчетов при оценке совокупной емкости потребительского рынка. Методика расчета емкости рынка позволяет проанализировать влияние количественных и качественных факторов, ее определяющих, что дает возможность рассчитать реальную и потенциальную емкость рынка и спрогнозировать тенденции ее изменения на предстоящий период.
Ключевые слова: рыночный потенциал, предпринимательская активность, емкость потребительского рынка, факторы, влияющие на емкость рынка.
УДК 339.13.017
В современных условиях все предприятия получили рыночную свободу хозяйствования при принятии различных управленческих решений и выборе цели и стратегии развития, поэтому эффективное управление потребительским рынком возможно через определение его емкости.
В статье поставлены следующие задачи:
— изучение теоретических подходов к рассмотрению рыночного потенциала и емкости потребительского рынка;
— изучение рыночного потенциала и факторов, влияющих на емкость потребительского рынка;
Изучение емкости рынка необходимо для торговых предприятий при анализе своих возможностей на потребительском
рынке, определении стратегии и прогнозировании результатов предпринимательской деятельности. В теоретическом смысле это значит, что реализуются следующие положения: получение максимальных объемов продаж, удовлетворение покупательского спроса и получение максимальной прибыли.
Определение емкости рыночного потенциала позволяет оценивать эффективность работы сбытовой сети, активность торговых агентств и рекламы.
Обзор отечественных и зарубежных научных публикаций по вопросам изучения емкости рынка показал, что ряд проблем, рассматриваемых авторами, носят дискуссионный характер, поскольку в них недостаточно представлены прикладные воп-
234