Научная статья на тему 'БИБЛИОТЕРАПИЯ В НОВОЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ СРЕДЕ'

БИБЛИОТЕРАПИЯ В НОВОЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ СРЕДЕ Текст научной статьи по специальности «Гуманитарные науки»

CC BY
65
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
библиотерапия / библиотеки / чтение / психическое здоровье / bibliotherapy / libraries / reading / mental health

Аннотация научной статьи по Гуманитарные науки, автор научной работы — Савич Людмила Ефимовна, Заборовская Софья Владиславовна

Рассматриваются возможности библиотерапии как междисциплинарного научного направления и области практической деятельности в сохранении и коррекции психического здоровья населения, в частности, молодежи. Приведен анализ публикаций российских авторов по проблемам библиотерапии. Представлен опыт непрерывного профессионального образования по дисциплине «Библиотерапия», некоторые результаты научно-исследовательской работы кафедры библиотечно-информационной деятельности и интеллектуальных систем Казанского государственного института культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по Гуманитарные науки , автор научной работы — Савич Людмила Ефимовна, Заборовская Софья Владиславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BIBLIOTHERAPY IN A NEW TECHNOLOGICAL ENVIRONMENT

The possibilities of bibliotherapy as an interdisciplinary scientific direction and field of practical activity in the preservation and correction of mental health of the population, in particular, youth, are considered. The analysis of publications by Russian authors on the problems of bibliotherapy is given. The article presents the experience of continuing professional education in the discipline "Bibliotherapy", some results of the research work of the Department of Library and Information Activities and Intellectual Systems of the Kazan State Institute of Culture.

Текст научной работы на тему «БИБЛИОТЕРАПИЯ В НОВОЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ СРЕДЕ»

УДК 02+159.9

Л.Е. Савич, С.В. Заборовская БИБЛИОТЕРАПИЯ В НОВОЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ СРЕДЕ

Рассматриваются возможности библиотерапии как междисциплинарного научного направления и области практической деятельности в сохранении и коррекции психического здоровья населения, в частности, молодежи. Приведен анализ публикаций российских авторов по проблемам библиотерапии. Представлен опыт непрерывного профессионального образования по дисциплине «Библиотерапия», некоторые результаты научно-исследовательской работы кафедры библиотечно-информационной деятельности и интеллектуальных систем Казанского государственного института культуры.

Ключевые слова: библиотерапия, библиотеки, чтение, психическое здоровье

Lyudmila E. Savich, Sofia V. Zaborovskaya BIBLIOTHERAPY IN A NEW TECHNOLOGICAL ENVIRONMENT

The possibilities of bibliotherapy as an interdisciplinary scientific direction and field of practical activity in the preservation and correction of mental health of the population, in particular, youth, are considered. The analysis of publications by Russian authors on the problems of bibliotherapy is given. The article presents the experience of continuing professional education in the discipline "Bibliotherapy", some results of the research work of the Department of Library and Information Activities and Intellectual Systems of the Kazan State Institute of Culture.

Key words: bibliotherapy, libraries, reading, mental health

Введение

Под влиянием информационной среды и информационно-коммуникативных процессов происходит изменение психических состояний и характеристик социума и его членов, снижается стрессоустойчивость, растет эмоциональное напряжение. Противоречие между объемом получаемой информации и возможностью ее освоения провоцирует состояние неопределенности, неудовлетворенности, эмоциональной неустойчивости, неконтролируемости. А ведь своевременность и полнота удовлетворения информационных потребностей - не только характеристики библиотечно-информационного обслуживания. Они обеспечивают главное - позитивный эмоциональный фон жизни и чувств, представляющий одну из фундаментальных основ здоровья.

Особенно беспокоит специалистов состояние психического здоровья молодежи, которая находится под влиянием неуклонно возрастающих информационных нагрузок и коммуникативного стресса, изменений интенсивности темпа жизни, увеличения объемов всех видов деятельности, политических и экономических реалий жизни, экологической ситуации, осознания необходимости постоянного профессионального и личностного роста и соответствия ожиданиям своего окружения, деформации системы ценностей, переоценки своих сил, страха не успеть, забыть, что-то упустить, осознания несовпадения реальности с воображаемой действительностью, многого другого. Последствия острого и длительного стресса бывают отсрочены, длительное

время скрыты, а потому опасны и тяжелы для отдельной личности, социальной группы, общества в целом.

Президент Российской Федерации В.В. Путин 1 декабря 2022 года на встрече с участниками II Конгресса молодых ученых и слушателями программы развития кадрового управленческого резерва в области науки, технологий и высшего образования отметил, что в психологической помощи нуждаются 15% населения страны, среди молодежи - 35% [2].

Результаты опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения (2022) показали, что 57% населения России испытали стресс за последние полгода (в том числе, 79% опрошенных молодых людей и 42% представителей старшего поколения) [4].

Психологические трудности, испытываемые людьми, весьма разнообразны. Сюда следует отнести проблемы общения, самооценки, немотивированную агрессию, даже зависть. Человек, не определившийся, не осознавший себя как личность, не может быть счастлив и здоров в принципе. Подобные состояния могут быть причиной проблем социализации, социальной и профессиональной адаптации, тревожности. В свою очередь, под влиянием этих состояний оказывается не только сам человек, но и его окружение - семья, коллеги, друзья.

Но эти проявления характерны в большинстве случаев не больным, а нормальным личностям. Им нужна помощь в преодолении названных барьеров, и зачастую это помощь не врача.

С нервно-психическим напряжением, стрессами связаны многие области профессиональной деятельности человека, в том числе в информационной сфере.

Не случайно состояние стресса, переутомления, выгорания отнесены Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) к «проблемам, связанным с трудностями управления жизнью», «факторам, влияющим на состояние здоровья населения и обращения в учреждения здравоохранения» и с 01.01.2022 вошли в группу 273 Каталога Международной классификации болезней [5].

Обратим внимание еще на один важный аспект рассматриваемой темы - понимание того, что есть здоровье. Мы, совершенно однозначно, в этом контексте дефинируем здоровье как системное понятие, объединяющее физическое, психическое, душевное, социальное здоровье.

Для преодоления имеющих место негативных тенденций необходимы превентивные меры и профилактика, которые предполагали бы активное использование средств культуры и искусства в сочетании с педагогическими, психологическими, социокультурными методами. Одним из таких эффективных средств является арт-терапия, которая удовлетворяет фундаментальную потребность человека в самоактуализации, приносит «ощущение себя».

Вся история медицины пронизана пониманием значения влияния искусства на здоровье человека, фактами использования произведений музыки, живописи, литературы в лечебном процессе. Несмотря на тесную связь с лечебной практикой, арт-терапия во многих случаях приобретает преимущественно психопрофилактическую, социализирующую и развивающую направленность. За время своего существования арт-терапия ассимилировала достижения психологической науки и практики, теоретические разработки и приёмы разных направлений психотерапии, опыт и стратегии изобразительного искусства, музыки, хореографии, литературы, методы педагогики, отдельные представления теории культуры, социологии и других наук. Современная арт-терапия осваивает новые жанры искусства, новые технологии, интегрируется с самыми различными научными дисциплинами.

Современная арт-терапия - это совокупность психокоррекционных методик, которые имеют различия и особенности, определяющиеся как жанровой принадлежностью к

определенному виду искусства, так и направленностью, технологией психокоррекционно-го лечебного либо профилактического применения. Арт-терапия строится на вере в творческую основу человека. Основная ее цель состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания. Арт-терапия позволяет познавать себя и окружающий мир, развивает творческие возможности, помогает устанавливать отношения между людьми. Посредством искусства человек не только выражает себя, но и больше узнает о других, имеет возможность изучать и заимствовать опыт. Как известно, в литературе и искусстве описано все, что может произойти с человеком, и все, что можно сделать в любой ситуации.

Воплощая в творчестве эмоции, чувства, надежды, страхи, сомнения и конфликты, человек может открыть в себе неизвестные ранее таланты, узнать о себе много нового.

Одним из самых эффективных направлений арт-терапии в работе с депрессивными состояниями, бесспорно, является библиотерапия. Главная цель библиотерапии - посредством специально подобранной литературы достичь нужного психотерапевтического и профилактического воздействия. Библиотерапия способна вызывать облегчение и улучшение физического и психологического состояния человека путем благотворного влияния на его эмоциональную сферу. Кроме того, библиотерапия способствует минимизации целого комплекса социальных, нравственных, этических проблем, так как чтение стимулирует творческую, осмысленную деятельность личности, помогает включению ее в социум.

Материалы и методы

Каталог диссертаций Российской государственной библиотеки на запрос по библиотерапии выдает 153 описания защищенных с 2003 г. до настоящего времени работ. Последняя по времени относится к далекому уже 2013 г. По тематике из них к разделу Ч73 Библиотечное дело. Библиотековедение отнесены лишь 11, однако в них библиотерапия не является основным предметом рассмотрения.

Подтверждает это и поиск публикаций с 2000 г. по ключевому слову «библиотерапия» на https://www.elibrary.ru/: всего выявлен 3491 источник, содержащий искомое слово в полном тексте. Показательно распределение публикаций по годам: от 6 в 2000 г., из которых 3 посвящены библиотерапии, до почти 400 в 2021 г. С 2005-2006 гг. возрастает интерес исследователей к использованию библио-

терапии в работе с людьми, имеющими особые потребности, в том числе с пожилыми, в инклюзивном образовании. С 2007 г. увеличивается число учебных, методических и библиографических материалов по библиотерапии. По научным и практическим направлениям - это педагогика, психология, филология, немного медицины, совсем мало материалов о работе библиотек в этом направлении /по этим методикам /с использованием библиотерапии.

Обращает на себя внимание многообразие позиционирования библиотерапии как метода, как технологии, как принципа, как направления психологии /психиатрии / арт-терапии и т.п., что приводит к заключению о недостаточной методологической проработанности этого феномена. Описаны опыт и отдельные попытки использования библиотерапии в лечебном и учебном процессах, в социально-культурной деятельности, в семейной терапии, анализе литературных произведений и творчестве отдельных авторов, психолого-педагогическом сопровождении, религиозных практиках, формировании личности читателя, др. И здесь мы видим неисчерпаемое, уникальное исследовательское пространство именно для представителей библиотечно-информационной сферы, способной кумулировать достижения и потенциал всех заинтересованных теоретиков и практиков. Представляется, что проблематика современной библиотерапии даст новый импульс развитию библиотечного читателеве-дения, библиотечной педагогики и психологии, библиотечной валеологии, содержанию и формам библиотечно-информационного обслуживания, внедрению и использованию технологий.

Литературный обзор

Основа библиотерапии — это книги и библиотеки. Как предполагают историки, одной из древнейших библиотек было хранилище книг фараона Рамзеса II, правившего приблизительно в 1279—1213 годах до н. э., у входа в которое была высечена надпись: «Лекарство для души».

В Древней Греции использовалось лечебное чтение поэм Гомера, комедий Аристофана, трагедий Еврипида. Они вызывали чувства радости, жалости, страха и т.д., оказывая тем самым лечебное воздействие на человека. Древние греки ассоциировали понятие «книга» с понятием «душевное здоровье» и тоже считали библиотеки «лекарством для души».

Пифагор (около 570—490 годов до н.э.),

известный нам как ученый - математик, был еще и целителем, успешно использовавшим наряду с травами и музыкой литературу, стихи для лечения ряда заболеваний.

Римский врач Соранус в I веке н.э. назначал одним пациентам, страдавшим маниями, чтение трагедий, а другим, находящимся в депрессии, - комедий.

В Европе начало излечения книгой положили первые церковные библиотеки, в которых хранились книги религиозного содержания, приносящие верующим успокоение и надежду. Библиотерапия находилась под крылом церкви до эпохи Возрождения.

В странах Востока в средние века использовали лечебное чтение Корана, а в одной из сказок сборника «1001 ночь» придворный врач рекомендует своему властелину, страдавшему тяжелой болезнью и страхами, перелистывать страницы книги.

Авиценна - ученый, философ, врач, живущий на рубеже 1 и 2 тысячелетий, в «Книге исцеления» писал «о трех средствах в руках врача: слово, растение, нож», и первым из них было слово.

В XVII—XVIII веках английские и французские доктора рекомендовали чтение при лечении душевных недугов.

В XIX в. шведский невропатолог Яроб Бил-лстрем определил «библиотерапию» как научную дисциплину, и в тот же период в нашей стране библиотерапией стали заниматься российские доктора Иустин Дядьков-ский, Сергей Корсаков.

В учебнике «Общая терапия» (1836) русского врача И.Е. Дядьковского чтение называется одним из главных средств психотерапии.

Киевский библиотекарь П.П. Должников в 1849 году называет библиотеку «аптекой для души».

Отечественные ученые В.М. Бехтерев, И.П. Павлов, К.М. Платонов доказали, какое огромное воздействие оказывает на человека слово - причем не только произнесенное, но и прочитанное.

Наш земляк, уроженец Елабужского уезда Владимир Михайлович Бехтерев в своих исследованиях определил влияние слова на физиологические и биохимические процессы в организме человека и включал чтение в комплексное лечение больных.

Ведущую роль в обосновании методов библиотерапии сыграли труды Н.А. Рубакина (1862-1946) и его библиопсихологическая теория. Писатель, библиограф и просветитель Николай Александрович Рубакин в начале ве-

ка исследовал влияние различных психических способностей на выбор книг. Работы Н.А. Рубакина («Среди книг» и др.) - замечательное явление изучения и создания системы воздействия литературы на читателя, не имеющее себе равных в мировой практике. Многое в его работах не утратило своего значения и до настоящего времени.

В своей работе «Среди книг» (1911-1915) он писал: «Три великие силы содержатся в книге - знание, понимание, настроение».

Библиотерапия как наука и область практической деятельности наибольшее развитие получила в XX в. Она начинает использоваться в работе с детьми и взрослыми в библиотечных учреждениях различного типа (медицинских, детских, школьных, публичных).

А.М. Миллер (1975), А.Е. Алексейчиком (1985), О.Л. Кабачек (2005), И.Н. Казариновой (2014), Ю.Н. Дрешер (2017) и другими специалистами были определены возможности библиотерапии в развивающем (образовательном) и клиническом направлениях, сформулированы принципы и особенности подбора литературы для библиотерапии, использование лечебного чтения в работе с детьми, разработаны формы и методы библиотерапии для разных библиотек и различных категорий читателей.

Внимание исследователей и практиков в настоящее время все больше привлекают возможности использования библиотерапии в образовательных и лечебно-профилактических учреждениях, ее воспитательные и социализирующие возможности в работе с детьми, пожилыми и инвалидами (Е.В. Пашкина и Т.В. Калинина), терапевтический потенциал библиотерапии в комплексе методик лечения и профилактики депрессивных и стрессовых расстройств (Н.С. Яковлева; О.П. Степанова и соавторы), библиотерапия как средство психологической самопомощи (Я.Н. Воробейчик) [2,6,7,8].

Новым направлением исследований стало изучение не только лечебных и коррекцион-ных возможностей библиотерапии, но и ее профилактического потенциала, синергети-ческого эффекта комплексного применения методов различных видов арт-терапии и, конечно, внедрение новых технологий в традиционные библиотерапевтические практики.

Результаты

Сегодня библиотерапию уже нельзя определить просто как методику «лечения книгой». Современная библиотерапия рассматривается с двух позиций:

- как лечебное воздействие на больного с помощью чтения, литературы в целях нормализации или оптимизации его психических, а через них физиологических и биологических процессов организма;

- как целенаправленное воздействие с помощью как книг, так и средств библиотечной работы в различных дискомфортных и кризисных ситуациях, ориентированное на выбор оптимальных способов информационно-психологической защиты личности, адаптации, компенсации и коррекции через совершенствование читательской деятельности, оказавшейся очень востребованной в новых социальных реалиях.

Лечебное чтение от чтения вообще отличается своей направленностью на те или иные болезненно измененные (для их нормализации) или нормальные (для уравновешивания ими болезненных) психические процессы, состояния, свойства личности.

Лечебное воздействие чтения проявляется в том, что те или иные восприятия, связанные с ними чувства, влечения, желания, мысли, усвоенные с помощью книги, восполняют недостаток собственных образов и представлений, заменяют болезненные мысли и чувства или направляют их по новому руслу, к новым целям. Таким образом, можно ослаблять или усиливать воздействие на чувства больного, для установления его душевного равновесия.

Кроме того, библиотерапия помогает в решении социальных и нравственных проблем (адаптация к определенным жизненным ситуациям, установление эмоциональной связи с окружающими, формирование здорового образа жизни и др.), что обусловлено ее методиками стимулирования творческой деятельности личности и включения человека в социальную среду.

Преимущества библиотерапии составляют разнообразие и богатство средств воздействия, сила впечатления, длительность, повторяемость, интимность, др. Библиотечные работники используют библиотерапевтиче-ское воздействие на человека с помощью образов, рожденных в воображении словом. В ситуации психоэмоционального стресса чтение одновременно является зеркалом внутренних конфликтов личности с одной стороны, а с другой, служит средством его преодоления, формируя благоприятный эмоциональный фон.

Основой библиотерапии традиционно является литература различных видов и жанров (классическая художественная, биографиче-

ская, юмористическая, приключенческая и т.д.). Но в современных условиях библиотерапия уже не может ограничиваться лишь печатными изданиями - чтение приобретает различные формы, получает разнообразную технологическую поддержку. Отсюда в арсенале библиотерапии непременно появляются электронные и аудиокниги, технические средства обеспечения и поддержки этих видов чтения. То есть применение электронных /цифровых ресурсов и информационных /цифровых /сквозных технологий - уже не будущее, а сегодняшняя реальность библиотерапии.

Можно констатировать, что современная библиотерапия развивается в новой технологической среде: в библиотерапии используются доступные самым широким кругам читателей электронные тексты и аудиокниги, которые можно получить в различных электронных библиотеках (Национальная электронная библиотека Российской Федерации, Национальная электронная библиотека Республики Татарстан, электронная библиотека ЛитРес и многие другие). Читатели могут использовать мобильные приложения электронных библиотек (ЛитРес, МуВоок, Строки, ЯндексБукмейт), что позволяет читать в любом месте и в любое удобное время. Электронные библиотечные системы «Университетская библиотека онлайн» и «Лань» имеют в базе художественную и научно-популярную литературу (в электронном и аудио виде) и предоставляют к ней доступ через свои мобильные приложения.

Электронная форма текстов и дистанционный доступ позволяют реализовать технологии библиотерапевтической самопомощи. Человек может подобрать литературу, способную помочь ему в решении различных проблем, ориентируясь на электронные рекомендательные указатели и списки, создаваемые библиотеками (например, Московской центральной городской детской библиотекой им. А.П. Гайдара, Брянской областной научной универсальной библиотекой им. Ф.И. Тютчева и др.), а также на рекомендательные книжные сервисы (www.livelib.ru, www.bookmix.ru, www.readly.ru).

Электронные ресурсы библиотерапевтиче-ской направленности можно найти, например, на сайте издательского дома «Самокат» (www.samokatbook.ru), на портале Русской школьной библиотечной ассоциации (www.rusla.ru), сайте проекта «Библиотера-пия.ру» писателя Николая Назаркина

(www.bibliotherapie.ru) и др.

Многие библиотеки используют для организации библиотерапевтической работы дистанционные технологии и социальные сети. Так, в социальной сети «Вконтакте» ведет свою деятельность группа «Библиотерапия ВК» Пермской краевой библиотеки им. М. Горького. В Калининградской областной научной библиотеке реализован проект он-лайн-диалогов «Библиотерапия по пятницам: книга на выходной».

Необходимо отметить, что современные технологии библиотерапевтической деятельности даже в дистанционном формате предполагают ее использование в комплексе всех методов арт-терапии: чтение специально подобранной литературы может быть дополнено музыкой, танцами, декоративно-прикладным творчеством, просмотром кинофильмов, виртуальными путешествиями, посещениями музеев и выставок, театров, общением с природой.

Обсуждение

В Казанском государственном институте культуры библиотерапия является одним из научно-исследовательских направлений кафедры библиотечно-информационной деятельности и интеллектуальных систем. Учебная дисциплина «Библиотерапия» стала преподаваться в вузе в середине 1990-х годов для студентов специальностей «Библиотечно-информационная деятельность», «Книгорас-пространение», «Документоведение и доку-ментационное обеспечение управления».

Сейчас она включена в учебные планы направления подготовки «Библиотечно-информационная деятельность». На лекционных занятиях студенты изучают историю библиотерапии, организацию библиотера-певтического процесса, формы и методы библиотерапии. На практических занятиях особое внимание уделяется приемам работы с книгой, практическому применению различных методик библиотерапии (беседа с читателем, составление библиотерапевтического плана чтения, подбор литературы и др.), организации библиотерапевтической работы с различными категориями населения, использованию приемов сказкотерапии в работе с детьми, использованию библиотерапии для профилактики заболеваний и организации здорового образа жизни.

Занятия по библиотерапии проводятся также в системе дополнительного профессионального образования библиотечных работников, например, в повышении квалифика-

ции школьных библиотекарей.

Закономерно, что Акселерационная программа поддержки проектных команд и студенческих инициатив для формирования инновационных продуктов в соответствии с федеральным проектом «Платформа университетского технологического предпринимательства» государственной программы Российской Федерации «Научно-технологическое развитие Российской Федерации» поддержала проект Казанского государственного института культуры «Профилактика социально значимых заболеваний средствами цифровых технологий арт-терапии» (Акселератор «Цифровая арт-терапия»).

«Библиотерапия» стала одним из пяти направлений этого проекта КазГИК с целью привлечения студентов вузов культуры и искусств к активному участию в работе по повышению качества жизни людей, имеющих социально значимые заболевания и находящихся в зоне риска [6].

В соответствии с программой 10 ноября 2022 г. кафедра библиотечно-информа-ционной деятельности и интеллектуальных систем провела тренинг по библиотерапии, в котором очно приняли участие более 50 студентов и преподавателей вуза, около 200 студентов и преподавателей Казанского и Пермского институтов культуры участвовали онлайн. Тренинг собрал на https://www.youtube. com/watch?v=pG0zjgvI8LI около 500 просмотров.

В ходе тренинга студенты узнали историю развития библиотерапии, ее роль в профилактике социально значимых заболеваний, познакомились с выставкой литературы биб-лиотерапевтической тематики, выполняли различные творческие задания, в том числе составление собственных списков литературы, помогающих в решении различных психологических проблем. Часть из присутствующих студентов прошли тестирование на наличие депрессии и тревожности. У 18 % участников выявлено наличие депрессии и у 26% высокий уровень тревожности, что подтверждает актуальность и востребованность библиотерапевтической помощи.

В тренинге выступили спикерами, поделились своим опытом и видением перспектив библиотерапевтической работы в библиотеках специалисты из Республиканского медицинского библиотечно-информационного центра Министерства здравоохранения Республики Татарстан, Республиканской библиотеки для слепых и

слабовидящих Министерства культуры Республики Татарстан, Калининградской областной научной библиотеки.

Как итоговые задания программы Акселератора «Цифровая арт-терапия» студентами были разработаны и защищены стартапы: «Мобильное приложение по библиотерапии для Android», «Читай и выздоравливай», «Библиотечный курьер», «Интерактивные курсы по библиотерапии», «Мультимедийный указатель «Библиотерапия для детей», «Библиотечный чат-бот», «VR в библиотеке», «Библиотерапевтическая онлайн-платформа BookTok», другие. Все стартапы основаны на использовании цифровых технологий: искусственного интеллекта, нейросетей, дополненной реальности, возможностей мобильных приложений, социальных сетей.

Продолжением деятельности в библиоте-рапевтическом направлении стало открытие 20 декабря 2022 г. в вузе библиоклуба «OWL HOUSE», на заседаниях которого студенты могут читать и обсуждать книги, делиться мнениями, дискутировать на интересные темы.

Заключение

Библиотечно-информационная деятельность, обеспечивающая развитие науки, культуры, экономики общества, воспитание, образование, социализацию и профессионализацию личности, закономерно предполагает участие библиотек в формировании здоровья личности и общества. Осуществляется эта деятельность специфическими библиотечными средствами - предоставлением информации, организацией общения и досуга, обучением, воспитанием, т.д.

Одним из инструментов, позволяющим библиотекам влиять на развитие личности и ее здоровье, является библиотерапия. Значение библиотерапии заключается в ее возможностях комплексного воздействия на здоровье человека, способности отвлечь от негативных мыслей, улучшить настроение и сформировать убежденность в возможности преодолеть своими силами жизненные испытания. Вместе с тем, накопленный библиотеками опыт показывает, что здесь необходим комплексный подход, результатом которого будет мотивация субъектов библиотечно-информационной деятельности на здоровье.

Большую роль в этом направлении могут сыграть и вузы культуры, на базе которых осуществляется подготовка специалистов библиотечно-информационной деятельности, владеющих современными библиотерапевти-ческими технологиями.

Литература:

1. Библиотерапия в современных школах и вузах: процессы, результаты, возможности, ограничения / М.Р. Арпентьева, О.П.Степанова, Т.Л.Худкова и др. / / Гуманитарные науки.-2019.-№3.- С.165-175.

2. В. Путин поручит правительству рассмотреть вопрос о психологической помощи [Электронный ресурс].- URL: https: www.kremlin.ru/events/president/news/ 69967 (дата обращения: 25.12.2022).

3. Воробейчик Я.Н. Аутобиблиотерапия (научно-популярная и художественная книготерапия) // Биология и интегративная медицина.- 2019.- №10.- С.93-114.

4. ВЦИОМ: Больше половины россиян переживали стресс в 2022 году [Электронный ресурс].-URL: https: / / www.rg.ru/202 2/07/25/vciom-bolshe-poloviny-rossiian-perezhivali-stress-v-2022 -godu.html (дата обращения: 25.12.2022).

5. Международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем [Электронный ресурса-URL: https://mkb10.su/Z73.html (дата обращения: 25.12.2022).

6. Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих: Постановление Правительства РФ от 1 декабря 2004 г. № 715 (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурса-URL: https:// www.base.garant.ru/12137881/ (дата обращения: 15.11.2022).

7. Пашкина Е.А., Калинина Т.В. Библиотерапия как эффективный метод работы с депрессивными состояниями // Russian Journal of Education and Psychology. - 2019.- №4.- С.67-71.

8. Яковлева Н.С. Библиотерапия как метод социокультурной реабилитации студентов-инвалидов // Вестник МГУКИ.- 2012.- №5.- С.203-208.

References:

1. Biblioterapiya v sovremennyh shkolah i vuzah: processy, rezul'taty, vozmozhnosti, ogranicheniya / M.R. Arpent'eva, O.P.Stepanova, T.L.Hudkova i dr. // Gumanitarnye nauki.-2019.-№3.- S.165-175.

2. V. Putin poruchit pravitel'stvu rassmotret' vopros o psihologicheskoj pomoshchi [Elektronnyj resurs].-URL: https: www.kremlin.ru/events/president/news/ 69967 (data obrashcheniya: 25.12.2022).

3.Vorobejchik YA.N. Autobiblioterapiya (nauchno-populyarnaya i hudozhestvennaya knigoterapiya) // Bi-ologiya i integrativnaya medicina.- 2019.- №10.- S.93-114.

4. VCIOM: Bol'she poloviny rossiyan perezhivali stress v 2022 godu [Elektronnyj resurs].-URL: https://www.rg.ru/2022/07/25/vciom-bolshe-poloviny-rossiian-perezhivali-stress-v-2022-godu.html (data obrashcheniya: 25.12.2022).

5. Mezhdunarodnaya statisticheskaya klassifikaciya boleznej i problem, svyazannyh so zdorov'em [El-ektronnyj resurs].-URL: https://mkb10.su/Z73.html (data obrashcheniya: 25.12.2022).

6. Ob utverzhdenii perechnya social'no znachimyh zabolevanij i perechnya zabolevanij, predstavlyayushchih opasnost' dlya okruzhayushchih: Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 1 dekabrya 2004 g. № 715 (s izmeneniyami i dopolneniyami) [Elektronnyj resurs].-URL: https:// www.base.garant.ru/12137881/ (data obrashcheniya: 15.11.2022).

7. Pashkina E.A., Kalinina T.V. Biblioterapiya kak effektivnyj metod raboty s depressivnymi sostoyaniyami // Russian Journal of Education and Psychology. - 2019.- №4.- S.67-71.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. YAkovleva N.S. Biblioterapiya kak metod sociokul'turnoj reabilitacii studentov-invalidov // Vestnik MGUKI.- 2012.- №5.- S.203-208.

УДК 372.881.111.1

Г.Р. Ситдикова, Е.Е. Новгородова, Л.А. Малахова, З.Н. Серова

О НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЯХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГЕЙМИФИКАЦИИ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Данная статья посвящена рассмотрению некоторых особенностей использования геймификации в процессе преподавания иностранного языка, когда геймификация понимается как использование некоторых элементов игр, например, дизайн, принципы в неигровых контекстах, в частности при преподавании иностранного языка. Получение виртуальных «баллов» и выполнение серии заданий или действий могут использоваться в контекстах, отличных от игр, чтобы обеспечить мотивацию изучать иностранный язык и стимулирование для студента. Геймификация предстает перед студентами и преподавателями как способ облегчения и улучшения обучения. Геймификация способна преобразить обучение, обучая студентов практическим навыкам, способствуя сотрудничеству и творчеству, а также мотивируя их к продвижению собственного обучения посредством самостоятельного обучения. Геймификацию также можно использовать при необходимости решить какие-либо проблемы изучения определенной темы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.