УДК 02(091)(470.344) DOI 10.37972/chgpu.2020.55.51.023
Е. К. Иванова
БИБЛИОТЕКА - ВАЖНЫЙ ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ СЕЛЬСКОГО НАСЕЛЕНИЯ
Чувашский государственный университет имени К Н. Ульянова, г. Чебоксары, Россия
Аннотация. В статье рассматривается опыт библиотечной деятельности как важнейшего фактора социализации сельского населения, раскрываются особенности становления и развития библиотечного дела Чувашии. Используя широкий круг архивных документов, автор прослеживает процесс непрерывного изменения основных направлений, форм и методов работы библиотек и изб-читален и их социовоспитательного воздействия на сельских жителей. Библиотека в сельской местности и в современных условиях является почти единственным бесплатным источником культуры и информации, которые способны дойти до каждого сельчанина, так как ее деятельность строится на принципе индивидуального подхода.
Ключевые слова: социализация, формы и методы работы сельских библиотек, особенности становления библиотечного дела.
Е. К. Ivanova
LIBRARY AS AN IMPORTANT FACTOR OF SOCIALIZATION OF RURAL POPULATION
I. Utyanov Chuvash State University, Cheboksary, Russia
Abstract. The article considers the experience of library activity as the most important factor of rural population socialization; reveals the peculiarities of formation and development of library science of the Chuvash Republic. Using a wide range of archival documents, the author traces the process of continuous change in the main directions, forms and methods of work of libraries and libraries and their so-cio-educational impact on rural residents. Nowadays, the library in rural areas is almost the only free source of culture and information which is available to villagers, as the library implements the principle of individual approach to every individual.
Keywords: socialization, forms and methods of work of rural libraries, features offormation of library science.
Актуальность исследуемой проблемы. Формирование и развитие социальных качеств индивида на основе усвоения им системы знаний, норм и ценностей, опыта предшествующих поколений, несомненно, актуальны. Большое влияние на социализацию личности оказывает социовоспитательное воздействие библиотеки. Цель данной статьи заключается в рассмотрении библиотек как важного фактора социализации сельского населения.
Материал и методика исследований. Материалом исследования являются источники Центрального государственного архива Российской Федерации и Государственного исторического архива Чувашской Республики. Изучен опыт практической деятельности сельских библиотек Чувашии. При написании статьи применялись общенаучные методы, такие как анализ, обобщение, сопоставление, сравнение.
Результаты исследований и их обсуждение. Библиотека, являясь относительно устойчивой формой организации социальной жизни, обеспечивающей стабильность связей и отношений в рамках общества, с полным основанием может быть определена как социальный институт. И в этом качестве она создает возможности для членов общества удовлетворять информационные потребности через совокупность документов, накопленных в своих фондах, а также других библиотек и учреждений. Предоставляя разнообразную информацию своим пользователям, через художественную литературу, исторические произведения, справочные пособия, газеты и журналы и др., библиотека регулирует их действия в рамках сложившихся социальных отношений.
Исследование исторического опыта библиотек в повышении образовательного и культурного уровня тружеников села в 30-40-е гг. XX в. показывает, что организация обслуживания сельского населения была одной из важнейших задач культурного строительства в стране.
Как свидетельствуют многочисленные архивные документы, первые годы Советской власти принесли большие изменения в области культурного уровня трудящихся. Однако в этот период, когда все силы были направлены сначала на защиту страны, а затем на восстановление народного хозяйства, не было еще необходимых условий для развертывания культурного строительства в широких масштабах.
Во-первых, был низкий уровень грамотности населения. По итогам переписи 1929 г., неграмотных в возрасте от 12 до 35 лет в Чувашии было 108360 чел. В пунктах ликвидации неграмотности обучались 90837 чел. в возрасте от 16 до 35 лет, из которых 81,1 % - женщины [19]. Невысок был уровень образования и среди самих работников ликвидации безграмотности: 17 % имели четырехлетнее образование, 26 % - 5-6-летнее, 25 % - 7-8-летнее; 12 % окончили школу II ступени, 20 % - школы колхозной молодежи [25]. Роль библиотек и изб-читален в деле ликвидации неграмотности была высока. Они участвовали в учете неграмотных и вовлечении их в учебу, в организации громких читок газет, журналов, лекций и бесед. К этой работе привлекались члены общественных организаций «Друзья книги», «Друзья библиотеки» и пр. [28].
И, во-вторых, не хватало материальных средств, основной отраслью экономики продолжало оставаться сельское хозяйство [17]. В свою очередь, успехи в преобразовании промышленности и сельского хозяйства во многом зависели от культурного уровня, степени грамотности рабочих и крестьян, работы по воспитанию трудящихся.
Для распространения общей политической и издаваемой специально для крестьян популярной литературы и газет библиотеки и избы-читальни организовывали при каждой школе и при каждом деревенском народном доме читальни. Так, на основе приобщения к книге осуществлялось закрепление грамотности, происходил культурный рост рабочих и крестьян. Например, в Цивильском районе число читателей составляло 1521, в Алатыр-ском - 18759, Марпосадском - 9817, Батыревском - 3747 [24].
В целях рационального использования учебной и методической литературы по ликвидации неграмотности и изданий для малограмотных библиотеки Чувашии в 1923-1925 гг. создавали передвижные библиотеки, коллективные абоненты ликпунктов, учителей, организовывали книгоношество, особенно для обслуживания женщин с детьми. В некоторых избах-читальнях были организованы «Уголки крестьянок», «Для вас, женщины», определены специальные дни, отведенные работе среди них, подбиралась литература о воспитании детей, домоводстве, проводилась работа по санитарному просвещению населения и др. Для ликвидации неграмотности среди женщин библиотечные работники совместно с ликбезами развернули индивидуально-групповое обучение как в деревне, так и в городе. Например, в г. Канаше 47 женщин обучались индивидуально (к ним на дом ходили грамотные), организовывались детские уголки и комнаты для детей, женщин [30].
Нежелательным явлением в работе по ликвидации неграмотности была низкая посещаемость учащихся ликбеза. Так, за период с 1 января по 1 апреля 1925 г. средняя посещаемость не превысила 60 %. Это объяснялось, главным образом, тем, что пункты ликбеза ввиду их малочисленности были расположены только в волостных центрах и крупных селениях, что затрудняло посещение их неграмотными из отдаленных населенных пунктов. Это явление имело место в основном среди женщин, которые объясняли свое непосещение пунктов ликвидации неграмотности невозможностью ходить за 5-6 верст от своей деревни. Кроме того, тормозом в продвижении грамотности в массы являлась большая текучесть подготовленных кадров-ликвидаторов [27].
Задачи, стоящие в области хозяйственного и культурного строительства, требовали, наряду с развитием системы образования, ускоренных темпов расширения сети библиотек и улучшения снабжения литературой. На это было указано в постановлении «Об издании и распространении массовой книги и укреплении библиотечного дела в Чувашской АССР», принятом в 1928 г.
В развитии системы образования и библиотечной сети необходимо было учитывать и высокую плотность населения, создававшую дополнительные трудности в развитии библиотечного дела. В 1928 г. в Чувашии на 1 кв. км приходилось 47 чел., а в Татарской АССР - 35, Марийской области - 21. Плотность населения продолжала увеличиваться, в 1932 г. по республике на 1 кв. км приходилось 53,3 чел., в 1933 г. - 54,2 [11], [13]. В этих условиях в 1929/1930 учебном году в республике обучением было охвачено только 49 % детей школьного возраста, изб-читален и библиотек по Чувашской АССР на 100 тыс. населения было 15 и 0,6 соответственно [12], [26].
Специфические трудности развития библиотечного дела в Чувашском крае, как и в других национальных регионах РСФСР, где проживали представители многих наций, состояли в том, что необходимо было их обеспечить национальной литературой для чтения, обращать внимание на содержание и методы работы библиотек и изб-читален с учетом особенностей быта и традиций многонационального населения. Так, на территории Шемуршинского района проживали чуваши, татары, русские, мордва; в Яльчикском районе - чуваши, татары, русские; Моргаушском - чуваши, марийцы, русские и т. д. По данным обследования статистического бюро, на территории Чувашской автономной области к 1 января 1921 г. проживали 805130 чел., из них чувашей - 648625, русских -102030, татар - 29379, мари - 19262, других национальностей - 5834 [15], [16].
Большой эффект в пробуждении у неграмотных стимула к учебе давали громкие чтения на родном языке, пересказы прослушанного, организациии кружков, различные мероприятия с участием актива, учителей, медработников, постоянных читателей.
Так, в библиотечном обслуживании татарского населения избе-читальне деревни Шихирдан помогали партийная и комсомольская ячейки и педагоги, которые совместно проводили кампании, спектакли, лекции, беседы, громкие читки газет. При избе-читальне работали драматический, сельскохозяйственный и другие кружки. Она была единственной на 6 деревень, кроме нее по инициативе учителей при каждой школе имелся красный уголок. Литература периодически поставлялась Татарским бюро отдела национальных меньшинств и частично - уполитпросветом, выписывались газеты и журналы [20].
Татаро-Башкирским бюро ОНМ Наркомпроса высылались газеты «Долой неграмотность», плакаты и лозунги на татарском языке, журналы «Просвещение» и «Юный рабочий» и книги разного характера. Эти книги составили основу 5 передвижных библиотек, которые обслуживали населенные пункты с татарским населением [31].
Для усиления внимания органов народного образования к сельским библиотекам и избам-читальням, к улучшению библиотечной и культурно-массовой работы на селе бюро обкома 16 декабря 1932 г. приняло постановление об организации в каждом районе
по одной образцовой избе-читальне. К примеру, такой избой-читальней, ведущей разностороннюю работу по стимулированию интереса колхозников к книге, стала Орининская изба-читальня Татаркасинского района. В ней постоянных читателей числилось 187 [23].
В целях пропаганды книги организовывались различные тематические книжные выставки: «Уголок новостей», где приклеивались вырезки из газет, постановления и другие директивные документы, новости по сельскому совету и колхозу; «Уголок госкредита и сберегательного дела», где вывешивались таблицы выигрышей, постановления правительства по финансовым вопросам; имелась таблица, показывавшая суммы госзаймов по годам, и таблица роста вкладчиков в сберкассу по годам и другие материалы. Все уголки пропагандировали новости и книги [22].
Орининская изба-читальня Татаркасинского района способствовала мобилизации тружеников села на выполнение планов хозяйственно-политических кампаний: в ходе подготовки и проведения весенней посевной кампании ею было выпущено 7 номеров газет, во время уборки урожая - 7. Остальные номера выпускались к кампаниям по заготовке и сдаче хлеба государству, выполнению финплана, товарообороту, вовлечению вкладчиков в сберкассу. В 1933 г. вышли в свет 28 номеров газет с общим количеством 334 экз. (редактор газеты Орининской избы-читальни - И. Моисеев). За большую работу по мобилизации масс на выполнение сельскохозяйственных работ многотиражное издание Орининской избы-читальни было премировано 5 раз: республиканской газетой «Канаш» - 2 раза, районной газетой - 1 раз, Чувашским обкомом - 1 раз, по итогам Всероссийского конкурса печати- 1 раз [21].
Рост колхозного движения способствовал появлению в сельской местности библиотек нового типа (общественных колхозных библиотек), что создавало большие возможности для более полного отражения в политпросветработе производственных задач и хозяйственных успехов колхозов, вовлечению крестьян-единоличников в колхозы. Так, популярностью среди населения пользовалась библиотека колхоза имени Куйбышева Ка-нашского района, которой заведовал комсомолец Н. Языков. Он умело организовывал работу с читателями, проводил коллективные читки. К примеру, на чтении брошюры Уракова о методах подрывной работы иностранных разведок присутствовали 60 чел. При библиотеке работал кружок по изучению «Положения о выборах в Верховный Совет СССР» [29].
Для обобщения и популяризации опыта передовиков проводились слеты ударников, широко использовались громкие читки. Читки газет о международных событиях, росте промышленности и колхозного строительства мобилизовали колхозников и других трудящихся на выполнение производственных задач, воспитывали их как сознательных и активных строителей новой жизни.
Повседневное чтение газеты одного названия было рассчитано главным образом на слабо подготовленного слушателя. Однако использовался еще и другой вид громкого чтения газеты, который назывался тематическим. Его сущность сводилась к организации чтения на какую-либо определенную тему из нескольких газет. Все сельские культпро-светучреждения вели определенную работу по пропаганде агротехнических знаний и культурного быта, стремясь охватить как можно больше участников в целях обучения их основам агроминимума по повышению урожайности и продуктивности сельскохозяйственного производства [14], [18]. В многогранной политико-массовой работе среди жителей села, пропаганде опыта передовиков колхоза важное место занимали вечера вопросов и ответов, выпуск стенных газет и боевых листков на родном языке.
Особенностью этого периода являлось также увеличение сети не только изб-читален и библиотек, но и школ малограмотных и пунктов по ликвидации неграмотности: только в 1930-1931 гг. количество изб-читален увеличилось с 135 до 236, библиотек -с 18 до 19, школ малограмотных - с 70 до 120, ликпунктов - с 200 до 215. Это объясня-
лось повседневной заботой Наркомпроса республики о ликвидации неграмотности и малограмотности среди взрослого населения и привлечении к этой работе библиотечных работников. По данным контрольного учета, число учащихся ликпунктов и школ малограмотности увеличилось с 32449 в 1931 г. до 44357 в 1933 г. [26].
Таким образом, обобщение итогов организации обслуживания населения книгой в рассматриваемые годы в Чувашии показывает, что библиотеки и читальни явились важными очагами социовоспитательного воздействия на сельских жителей. В этот период их деятельность являлась неотъемлемой частью всей работы по просвещению и воспитанию сельского населения, вовлечению их в общественную жизнь.
В современных условиях сельская библиотека является важным источником культуры и информации, реализует заложенное в Конституции РФ право каждого на свободный доступ к информации.
Многие проблемы, связанные как с общим положением дел на селе, так и с внутренней ситуацией, рассматриваются ведущими исследователями библиотечного дела [3], [8], [9], [11].
М. А. Арефьев и Н. М. Чистяков [1], Е. К. Иванова [5], [6] обосновывают центральное место сельской библиотеки в жизни современного села на фоне анализа его экономического, демографического, социального и культурного состояния. Востребованность сельских библиотек как учреждений, выполняющих информационную, образовательную, культурно-просветительскую, досуговую и социальную функции, изучается Е. К. Ивановой [4]. Мониторинг исследований деятельности сельских библиотек представлен О. С. Картонож-киной [7], Л. Н. Михеевой [10] и др. [2].
Изучение практики библиотечного обслуживания сельских жителей показывает, что накоплен значительный позитивный социализирующий опыт работы сельских библиотек. Их формы и методы работы весьма разнообразны, например, тематические аукционы, музыкально-литературные шоу, этикет-сериалы, литературные вернисажи, ролевые игры, декады (юмора, влюбленных и пр.), литературные посиделки, литературно-экологическое лото, викторинный коктейль, час краеведческой миниатюры, поэтический реквием, литературная встреча, краеведческая поэтическая эстафета и т. д., как это было в сельских библиотеках Аликовского района в 2018 г.
Большую популярность среди сельского населения Аликовского района приобрели компьютерные библиотеки как информационные центры. Подтверждением этому служит увеличение более чем в три раза числа пользователей и запросов. Посетителей интересуют льготы для поступающих в высшие и средние учебные заведения, оплата учебных отпусков и больничных листов, начисление и увеличение пенсий, льготы инвалидам.
Обращаются в библиотеки и в профессиональных целях (специалисты сельских администраций, общественного питания, других предприятий и организаций района). Администрация района еженедельно получает оперативную информацию в виде аналитического указателя «Панорама жизни района», который представляет собой свод районных проблем, событий, новостей. Посещают читатели библиотеку и в учебных целях. Для качественного обслуживания создаются папки-накопители по наиболее актуальным темам: «Федеральный закон Российской Федерации об актах гражданского состояния», «Семейный кодекс РФ», «Новое в семейном законодательстве», «Защита прав детей», «Правила предоставления молодым семьям субсидий на приобретение жилья», «Об организации работы по реализации Федерального закона „О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей"». Постоянно проводятся занятия на темы «Материнский капитал», «Жилищная ипотека - молодым семьям» с приглашением молодых семей.
В сельских библиотеках Аликовского района действуют 30 клубов («Ветеран», «Вучах», «Книжкина больница» и т. д.), консультационный пункт «Пенсионер», объеди-
нения, где ежегодно проходят более 500 различных встреч, литературных и музыкальных вечеров, творческих акций, концертов, кино просмотров.
Библиотеки принимают активное участие в районной акции «Молодежь за здоровый образ жизни», благотворительной акции «Хоть каплю добра» в рамках Недели добра «Твори добро сегодня и сейчас», Всероссийской добровольческой акции «Весенняя неделя добра»; организовывают вечера встреч с призывниками «Будьте здоровы или будьте готовы», тематические встречи «Право на жизнь», круглые столы с инспектором по делам несовершеннолетних «Здоровые дети - здоровая нация».
Эффективное использование информационных ресурсов невозможно без обучения потребителей информации, внедрения новых информационных технологий, своего сайта, собственных электронных продуктов, электронной доставки документов.
Фундамент библиотечной инноватики - методическая работа: защита имидж-проектов; проведение творческих и профессиональных конкурсов по различным номинациям: «Лучшая библиотека года», «Библиотекарь года», «Лучшая публикация года», «Лучшее массовое мероприятие года»; инновационная деятельность (лучший слайд, лучшая реклама); культурно-образовательная работа (лучший сценарий для молодежи и др.). Инновационное развитие библиотеки обеспечивается непрерывной работой по повышению квалификации ее сотрудников: на выездных курсах, в школах, на семинарах.
Резюме. Изучение деятельности сельских библиотек показывает, что в процессе реализации их сущностных функций они используют производные социальные функции для решения текущих задач: содействия образованию и воспитанию, информационного обеспечения научно-производственной и социокультурной деятельности жителей села.
ЛИТЕРАТУРА
1. Арефьев М. А., Чистяков И. М. Сельская библиотека - стержень духовности // Сельская библиотека: взгляд библиотековедов и практиков : сборник статей. - СПб., 2005. - С. 12-20.
2. Библиотека как социально-культурная система: вопросы управления : учебно-методическое пособие / сост. А. И. Пашина. - М. : Либерия-Библиосфера, 2005. - 96 с.
3. Ванеев А. И. Библиотечное дело. Теория. Методология. Практика. - СПб. : Профессия, 2004. - 366 с.
4. Иванова Е. К. Изучение чтения школьников: исторический аспект // Современная система образования: сохраняя прошлое, создаем будущее. Актуальные вопросы педагогики : сборник научных трудов / под ред. О. В. Кирилловой. - Чебоксары, 2018. - С. 12-20.
5. Иванова Е. К. Организация общественного пользования книгами в библиотеках Чувашии в 19201925 гг. // Документы. История. Архив. Современность : сборник научных трудов / гл. ред. Л. Н. Мазур. -Екатеринбург, 2018. - С. 125-134.
6. Иванова Е. К. Развитие общей культуры подрастающего поколения средствами библиотек // Воспитательная работа: новые направления, методы, пути развития. - Ульяновск : Зебра, 2018. - С. 154-178.
7. Картоножкина О. С. Социальная роль и значимость библиотеки сибирского села // Сельская библиотека: взгляд библиотековедов и практиков : сборник статей. - СПб., 2005. - С. 68-76.
8. КомаровМ. С. Введение в социологию : учебник для вузов. - М. : Наука, 1994. - 104 с.
9. Мелентьева Ю. Ш Библиотека и социализация личности : учебное пособие. - М. : Изд-во МГУК, 1993.-71 с.
10. Михеева Л. И. Сельская библиотека как предмет исследования региональных НИР // Сельская библиотека: взгляд библиотековедов и практиков : сборник статей. - СПб., 2005. - С. 57-67.
11. Полтавская Е. И Библиотеки: учреждение и/или социальный институт. - М. : Литера, 2009. - 176 с.
12. Трофимов А. Т. Народное образование в Чувашской АССР за 15 лет (1920-1935). - Чебоксары : Чувашгосиздат, 1935. -45 с.
13. Чувашия за 15 лет в цифрах : стат. справочник. - Чебоксары : Чувашгосиздат, 1935. - 399 с.
14.1(ек»грачькьш государственный архив Российской Федерации (ЦГА РСФСР). -Ф. 2306, оп. 11, д. 321, л. 73.
15. ЦГА РСФСР. - Ф. 2306, оп. 69, д. 33, л. 39.
16. ЦГА РСФСР. - Ф. 2313, оп. 5, д. 60, л. 21.
17. Государственный исторический архив Чувашской Республики (ГИА ЧР).-Ф. 12, оп. 1,д. 17,л. 19.
18. ГИА ЧР. - Ф. 123, оп. 1, д. 716, л.70.
19. ГИА ЧР. - Ф. 125, оп. 1, д. 127, л. 42.
20. ГИА ЧР. - Ф. 202, оп. 19, д. 70, л. 18.
2\.ГИА 4P. - Ф. 202, оп. 19, д. 1025, л. 52.
22. ГИА 4P. - Ф. 202, оп. 19, д. 1025, л. 56-57.
23. ГИА 4P. - Ф. 202, оп. 19, д. 1293, л. 126.
24. ГИА 4P. - Ф. 221, on. 1, д. 54, л. 152.
25. ГИА 4P. - Ф. 221, on. 1, д. 520, л. 687.
26. ГИА 4P. - Ф. 221, on. 1, д. 599, л. 126.
27. ГИА 4P. - Ф. 221, оп. 2, д. 67, л. 36.
28. ГИА 4P. - Ф. 221, оп. 2, д. 192, л. 192.
29. ГИА 4P. - Ф. 221, оп. 2, д. 197, л. 19-29.
30. ГИА 4P. - Ф. 221, оп. 2, д. 520, л. 24. ЪХ.ГИА 4P. - Ф. 221, оп. 2, д. 541, л. 180-186.
Статья поступила в редакцию 20.02.2019
REFERENCES
1. Arefev M. A., Chistyakov N. M. Sel'skaya biblioteka - sterzhen' duhovnosti // Sel'skaya biblioteka: vzglyad bibliotekovedov i praktikov : sbornik statej. - SPb., 2005. - S. 12-20.
2. Biblioteka kak social'no-kul'turnaya sistema: voprosy upravleniya : uchebno-metodicheskoe posobie / sost. A. I. Pashina. - M. : Liberiya-Bibliosfera, 2005. - 96 s.
3. Vaneev A. N. Bibliotechnoe delo. Teoriya. Metodologiya. Praktika. - SPb. : Professiya, 2004. - 366 s.
4. Ivanova E. K. Izuchenie chteniya shkol'nikov: istoricheskij aspekt // Sovremennaya sistema obrazovaniya: sohranyaya proshloe, sozdaem budushchee. Aktual'nye voprosy pedagogiki : sbornik nauchnyh trudov / pod red. O. V. Kirillovoj. - Cheboksary, 2018. - S. 12-20.
5. Ivanova E. K. Organizaciya obshchestvennogo pol'zovaniya knigami v bibliotekah Chuvashii v 1920-1925 gg. // Dokumenty. Istoriya. Arhiv. Sovremennost' : sbornik nauchnyh trudov / gl. red. L. N. Mazur. - Ekaterinburg, 2018. -S. 125-134.
6. Ivanova E. K. Razvitie obshchej kul'tury podrastayushchego pokoleniya sredstvami bibliotek // Vospita-tel'naya rabota: novye napravleniya, metody, puti razvitiya. - Ul'yanovsk : Zebra, 2018. - S. 154-178.
7. Kartonozhkina O. S. Social'naya rol' i znachimost' biblioteki sibirskogo sela // Sel'skaya biblioteka: vzglyad bibliotekovedov i praktikov : sbornik statej. - SPb., 2005. - S. 68-76.
8. KomarovM. S. Vvedenie v sociologiyu : uchebnik dlya vuzov. - M. : Nauka, 1994. - 104 s.
9. Melent'eva Yu. P. Biblioteka i socializaciya lichnosti: uchebnoe posobie. - M. : Izd-vo MGUK, 1993. - 71 s.
10. Miheeva L. N. Sel'skaya biblioteka kak predmet issledovaniya regional'nyh NIR // Sel'skaya biblioteka: vzglyad bibliotekovedov i praktikov : sbornik statej. - SPb., 2005. - S. 57-67.
11. Poltavskaya E. I Biblioteki: uchrezhdenie i/ili social'nyj institut. - M. : Litera, 2009. - 176 s.
12. Trofimov A. T. Narodnoe obrazovanie v Chuvashskoj ASSR za 15 let (1920-1935). - Cheboksary : Chu-vashgosizdat, 1935. -45 s.
13. Chuvashiya za 15 let v cifrah : stat. spravochnik. - Cheboksary : Chuvashgosizdat, 1935. - 399 s.
14. Central'nyj gosudarstvennyj arhiv Rossijskoj Federacii (CGA RSFSR). - F. 2306, op. 11, d. 321,1. 73.
15. CGA RSFSR. - F. 2306, op. 69, d. 33,1. 39.
16. CGA RSFSR. -F. 2313, op. 5, d. 60,1. 21.
17. Gosudarstvennyj istoricheskij arhiv Chuvashskoj Respubliki (GIA ChR). - F. 12, op. 1, d. 17,1. 19.
18. GZ4ChR.-F. 123, op. 1, d. 716,1.70.
19. GZ4ChR.-F. 125, op. l,d. 127,1. 42.
20. GIA ChR. - F. 202, op. 19, d. 70,1. 18.
21. GIA ChR. - F. 202, op. 19, d. 1025,1. 52.
22. GIA ChR. -F. 202, op. 19, d. 1025,1. 56-57.
23. GIA ChR. - F. 202, op. 19, d. 1293,1. 126.
24. GIA ChR. -F. 221, op. l,d. 54,1. 152.
25. GIA ChR. -F. 221, op. 1, d. 520,1. 687.
26. GIA ChR. -F. 221, op. l,d. 599,1. 126.
27. GIA ChR. - F. 221, op. 2, d. 67,1. 36.
28. GIA ChR. -F. 221, op. 2, d. 192,1. 192.
29. GIA ChR. -F. 221, op. 2, d. 197,1. 19-29.
30. GIA ChR. - F. 221, op. 2, d. 520,1. 24.
31. GIA ChR. -F. 221, op. 2, d. 541,1. 180-186.
The article was contributed on February 20, 2019
Сведения об авторе
Иванова Екатерина Константиновна - доктор педагогических наук, профессор кафедры философии, социологии и педагогики Чувашского государственного университета имени И. Н. Ульянова, г. Чебоксары, Россия; e-mail: [email protected]
Author information
Ivanova, Ekaterina Konstantinovna - Doctor of Pedagogics, Professor of the Department of Philosophy, Sociology and Pedagogics, I. Ulyanov Chuvash State University, Cheboksary, Russia; e-mail: Ivanova_EK_ [email protected]