технического парка, освоение автоматизированной информационно-библиотечной системы, обучение сотрудников, создание собственных каталогов. Начало корпоративной работы выводит каждую библиотеку на совершенно новый уровень деятельности, когда особое значение приобретают соблюдение общих правил и договоренностей, умение прислушиваться к мнению других участников и если нужно пойти на компромисс. Самое главное, создание корпоративной системы решит многие проблемы обеспечения наших читателей необходимой информацией.
У вузовских библиотек впереди большие планы. Это и совместная работа по созданию корпоративного каталога,
обучение сотрудников и наших читателей работе с электронными ресурсами; создание и использование полнотекстовых баз данных и т.д. Но самое главное - это подготовка персонала библиотек для работы в новых условиях, осознание персоналом необходимости изменения технологий библиотеки, структуры управления. Это работа не одного дня, она требует времени.
ФАЛАПЕЕВА Ирина Александровна, директор библиотеки ОмГУПС, председатель методического объединения вузовских библиотек г. Омска.
3 а глемба БИБЛИОТЕКА СИБАДИ: удк 027 7 ДЕНЬ СЕГОДНЯШНИЙ
Библиотека Сибирской автомобильно-дорожной академии в настоящее время одна из крупнейших библиотек г. Омска. История ее становления и развития неразрывно связана с историей академии. Успехи, достижения и неудачи академии отражались и на деятельности библиотеки. Все, кто заинтересуется историей библиотеки, сможет познакомиться с ней, обратившись к публикации зам. директора С.И. Жуковой в журнале «Научные и технические библиотеки», N3 3, 2001 г.
Библиотека сегодня - информационно-образовательный центр академии с фондом более 660 тыс. экземпляров. На состав фонда влияет образовательный профиль вуза, открытие новых факультетов, специальностей, тематика научных исследований, контингент читателей. Фонд содержит учебную и научную литературу по автомобилям и автомобильной промышленности, дорожным и строительным машинам, автомобильным дорогам и
мостам, строительству и архитектуре, нормативно-техническую документацию по специальностям академии, литературу по информационным системам (в 2001 г. открыт новый факультет «Информационные системы в управлении»), общей и отраслевой экономике, социально-гуманитарным дисциплинам, художественную и литературу по искусству. Особое внимание мы уделяем формированию и раскрытию фонда трудов ученых вуза, диссертаций, авторефератов, отчетов о НИР. В академии издан приказ ректора об обязательном экземпляре для библиотеки публикаций сотрудников академии, организован депозитарный фонд таких изданий, ведется картотека трудов, издаются библиографические указатели. Приступив к созданию электронного каталога (ЭК), наряду с книгами в базу данных (БД) ЭК сразу стали вносить информацию о сборниках научных трудов ученых академии с аналитической росписью каждой статьи. Ведется
Книжная выставка в юбилейные дни академии.
Отдел научной литературы.
Поздравления коллегам в День библиотекаря.
Директор 3. А. Глемба, зав. сектором Е. А. Токарева.
работа по формированию фонда внутривуэовских изданий на электронных носителях, что даст возможность предоставления полнотекстовой информации, особенно необходимой в дистанционном обучении для студентов филиалов академии.
Библиотека несет основную нагрузку по информационному обеспечению учебного и научного процессов, предоставляя доступ не только к собственным, но и к отечественным и мировым информационным сетям и банкам данных. Для этого с 1999 года мы подключены к сети Интернет, а сейчас руководство академии посчитало целесообразным выделить еще одно помещение для организации при библиотеке зала Интернет с 12 ПК. Это не только позволит расширить возможность предоставления пользователям библиотеки доступа в глобальную сеть, но и поможет сотрудникам библиотеки более оперативно отслеживать новые информационные ресурсы и своевременно оповещать о них своих читателей, ученых академии, т.е. быть посредником, помогающим сориентироваться в потоке поступающей информации.
Будущее библиотек неразрывно связано с применением новейших информационных технологий, одно из которых сформирование фонда на нетрадиционных носителях информации. Уже сейчас библиотека располагает полнотекстовой БД нормативно-технической документации по строительству «Кодекс» (СНиПы, ГОСТы, и др.) правовой системы «Гарант», оформлена подписка на реферативные издания на электронных носителях, есть документы на Сй-Р*, видеоматериалы по отечественной и мировой истории и культуре.
Конечно, трудностей в комплектовании и книжного, и электронного фонда еще много: недостаточность финансирования не позволяет довести обеспеченность учебной литературой до действующих нормативов. Постоянно растущие цены на периодические издания не дают возможности расширить их ассортимент до необходимого уровня. Дорогостоящие иностранные журналы тоже пока недо-
сотрудник отдела учебной литературы С. И. Колпащикова подбирает литературу по заявке.
ступны в том объеме, который требуется для академии. Но и здесь уже есть позитивные сдвиги: оформлена подписка через Светц Интернешенел на иностранные журналы (библиотека стала членом их консорциума), имеется доступ к базе данных издательства «Диалог» РФФИ.
Скомплектованный фонд важно сберечь, обеспечить его сохранность. Наша библиотека, как никакая другая, познала горечь утраты фонда: затопление книгохранилищ в 80-х. Погибло несколько тысяч книг, в основном учебные издания. Другим «стихийным» бедствием для фонда в годы перестройки оказались студенты-заочники. Распад Союза, массовое обнищание поспособствовали большому отчислению студентов из академии и, как следствие, невозврат книг в библиотеку. Проведенный анализ показал, что в 1993 -1995 гг. не возвращено в библиотеку книг больше, чем приобретено за эти годы. По результатам исследования мы добились обслуживания заочников на абонементах только на основе залога. Это оказалось действенной мерой для сохранности фонда, своевременного возврата книг. С 2001 г. в академии при библиотеке создана комиссия по сохранности фонда, возглавляемая проректором по учебной работе. В ее компетенцию входит решение вопросов по списанию, замене, обеспеченности сохранности фонда.
Вся работа по комплектованию информационных ресурсов и их сохранности - для наших читателей, а их, воспользовавшихся услугами всех подразделений библиотеки в течение года, почти 25 тыс. В библиотеке 4 читальных зала, 4 абонемента, условия работы в которых постоянно улучшаются: производится ремонт, соединяются с локальной сетью академии, оснащаются техникой. Высокая востребованность библиотеки подтверждается ежегодно растущими показателями посещаемости (около 300 тыс./год) и книго-выдачи (около 690 тыс./год).
В1995 году библиотека сделала первые шаги по автоматизации. Как во всех библиотеках, это выразилось в работе по созданию электронного каталога. На программном продукте НИБОРТ (г. Омск) за 5 лет была создана база
Студенты в читальном зале.
данных на все новые поступления, ретроспективный фонд по специальностям академии, вводились, как я уже говорила, труды ученых СибАДИ. Сейчас БД ЭК нашей академии 21000 записей. Пользователи библиотеки имеют возможность в зале каталогов работать как с традиционным карточным, так и электронным каталогами. Конечно же, предпочтение отдается ЭК, с его более широкими поисковыми возможностями. На сайте академии http://www.sibadi/omsk.ru/ выставлена информация о БД нашего ЭК, на Web - странице библиотеки раз в квартал обновляется информация о новых публикациях сотрудников академии, 1 раз в две недели -сведения о новых поступлениях в библиотеку.
Сейчас библиотека на новом этапе автоматизации, выходящим за рамки своей библиотеки. Семь вузовских библиотек, в том числе и наша, совместно с областной научной библиотекой и центром Интернет стали победителями во втором этапе конкурса Института Открытое Общество «Корпоративные библиотечные системы». Наступил один из самых ответственных моментов: объединение в единую информационную сеть областной и вузовских библиотек для создания корпоративного каталога омского региона. Для наиболее качественного выполнения этого проекта, по решению совета ректоров города, ряд вузовских библиотек переходят на работу с новым программным продуктом ИРБИС, который содержит 5 модулей. Сейчас идет освоение нашими специалистами программного продукта. Не за горами для пользователей библиотек этих вузов возможность со своего рабочего места воспользоваться БД ЭК вузов - членов корпорации.
Для самих же библиотек - это усовершенствование вопросов по систематизации и каталогизации изданий, координация подписки на периодические и ведомственные издания, экономия средств за счет исключения дублирования, расширение возможностей межбиблиотечного абонемента. Но, думаю, что более всего наши читатели ждут от библиотек полнотекстовую информацию.
Сегодняшняя библиотека уже не мыслит себя без современной множительной техники. Ксерокс стал неотъемлемой частью нашей жизни. Он помогает нам восстанавливать фонд и оказывать платные услуги. Борьба за выживаемость в начале 90-х годов привнесла в жизнь библиотек платные услуги. Много было споров вокруг них, но каково бы ни было отношение к ним, они тоже помогли нам выжить. Многие из них оказались весьма востребованными: ксерокопирование, распечатка текста, копирование на дискету, тематический поиск в БД, абонемент выходного дня, переплет, ламинирование и др.
Библиотека - это сложный механизм. Лишь четко отлаженная работа коллектива создает иллюзию, что все достигается легко. Один из известнейших библиотековедов России К.И. Рубинский утверждал: «Функционирование библиотеки зависит от силы, приводящей этот механизм (библиотеку) в движение. Силой этой является персонал библиотеки...» Такая сила есть и в нашей библиотеке. Квалифицированные специалисты, увлекающиеся новыми идеями, умеющие анализировать ситуации, радоваться успехам и сопереживать в неудачах. Это их трудом, их энергией, их знаниями, их оптимизмом и добросовестностью в столь трудные времена библиотека не только выживает, но и развивается. Это благодаря их работе поддерживается роль библиотеки, как одного из главных подразделений вуза, обеспечивающего учебный и научный процессы информацией. Спасибо им, моим коллегам. Сегодня коллектив библиотеки находится в постоянном профессиональном поиске, видит свою главную задачу в повышении престижа библиотеки. У нас много планов и достаточно сил, энергии и знаний воплотить их в жизнь. Надеемся, что руководство академии будет и дальше поддерживать нас в наших начинаниях.
ГЛЕМБА Зоя Алексеевна, директор библиотеки Сибирской автомобильно-дорожной академии.