Научная статья на тему 'БИБЛИОТЕКА КАК КОМПОНЕНТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО И КУЛЬТУРНОГО ПОТЕНЦИАЛА ТЕРРИТОРИИ'

БИБЛИОТЕКА КАК КОМПОНЕНТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО И КУЛЬТУРНОГО ПОТЕНЦИАЛА ТЕРРИТОРИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
388
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ОБЩЕСТВА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ БИБЛИОТЕК

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Подкорытова Наталия Ивановна, Лакизо Ирина Геласиевна

На основе анализа публикаций по социологии образования выявлены тенденции развития образовательного пространства. Показано их влияние на изменение роли библиотеки. Библиотека рассматривается как необходимый элемент образовательной среды. Перед библиотеками стоит задача эволюционировать вместе с развитием образования: создавать и поддерживать среду, способствующую формированию «организованной креативности». Библиотечная деятельность обогащается новыми направлениями и функционально расширяется. Вместе с тем имманентные функции библиотеки в измененной среде кроме нее никто не выполняет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Подкорытова Наталия Ивановна, Лакизо Ирина Геласиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE LIBRARY AS A COMPONENT OF THE EDUCATIONAL AND CULTURAL POTENTIAL OF THE TERRITORY

The analysis of publications on the sociology of education revealed the contradictions in the educational space under the influence of which the role of the library is changing: 1. Equality of rights to education and social differentiation. The contradiction between the declared equality of rights to education and socio-territorial barriers to obtaining education is reduced by libraries that provide free access to socially significant information and knowledge. 2. "Demographic pit" and the decline in education. A decrease in the number of enrollee at the beginning of the ХХ! century led to lower requirements for enrollees and to a decrease in the quality of higher education. Modern GEF establish strict requirements for information support for educational programs of universities. The task of libraries in these conditions is to evolve along with the development of education. Libraries are included in the knowledge management process, developing services aimed at servicing new research practices. 3. Disproportions in the structure of education. The structure of educational programs does not fully satisfy the needs of the economy in specialists of the coincident profile. This creates the need for additional education, self-education, lifelong education. Libraries can promote lifelong education and self-education in various areas: - traditional informational support of training programs; - development of disciplinary discourses for teachers and students; - deepening personalization in service; - analysis of open resources for remote users and the creation of tools for their differentiation and use; - participation in the information culture formation; - Promoting the humanization of education; - project activities in popular areas; - informing about educational programs of the territory. 4. The formation of the cultural "capital" of the individual and the "products" of education. In addition to knowledge, abilities and skills in the course of education, the cultural capital of the individual and a special creative environment are formed. The library, associated with the knowledge of a new text, discourse, becomes an instrument of "cultural creation": it facilitates the search and creation of new meanings, forms and supports the creative environment. The formation of the intellectual potential of the territory is based on the interaction and development of scientific, educational and cultural spaces. The library, integrated with all its elements into this complex, dynamic sphere, is changing after its transformation. Library activities are enriched in new directions and expanding functionally, new tasks and intellectual practices appear. The library also retains its immanent functions, which no one else can perform in a changed environment: creating a content resource in the sociocultural and educational discourse of the territory and managing these collections, ensuring equal access to these resources for all users, their organization, presentation and preservation.

Текст научной работы на тему «БИБЛИОТЕКА КАК КОМПОНЕНТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО И КУЛЬТУРНОГО ПОТЕНЦИАЛА ТЕРРИТОРИИ»

Вестник Томского государственного университета Культурология и искусствоведение. 2021. № 43

УДК 021.2

DOI: 10.17223/22220836/43/27

Н.И. Подкорытова, И.Г. Лакизо

БИБЛИОТЕКА КАК КОМПОНЕНТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО И КУЛЬТУРНОГО ПОТЕНЦИАЛА ТЕРРИТОРИИ

На основе анализа публикаций по социологии образования выявлены тенденции развития образовательного пространства. Показано их влияние на изменение роли библиотеки. Библиотека рассматривается как необходимый элемент образовательной среды. Перед библиотеками стоит задача эволюционировать вместе с развитием образования: создавать и поддерживать среду, способствующую формированию «организованной креативности». Библиотечная деятельность обогащается новыми направлениями и функционально расширяется. Вместе с тем имманентные функции библиотеки в измененной среде кроме нее никто не выполняет.

Ключевые слова: образовательное пространство, интеллектуальный потенциал общества, образовательная функция библиотек.

Библиотека всегда содействовала использованию накопленного человечеством знания, сохраняла документированный контент как общественное достояние, участвовала в оценке информации, в установлении связей между информационными массивами, обеспечивала доступ читателей к широкому кругу источников знания. Библиотека способствовала трансляции из поколения в поколение моделей культуры каждой эпохи, осуществляя пока никем не замещенную функцию собирания, смысловой фильтрации, упорядочения и организации документов.

Федеральный закон РФ «О библиотечном деле», принятый Государственной Думой 23 ноября 1994 г., определял библиотеку как «информационное, культурное ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ учреждение» [1]. В редакции Федерального закона от 02.07.2013 № 185-ФЗ определение библиотеки как образовательного учреждения было исключено из закона, но библиотечное дело по-прежнему рассматривается как «отрасль информационной, культурно-просветительской и образовательной деятельности», за библиотеками сохраняется право осуществлять образовательную деятельность (пп. 11.1).

В информационном обществе интенсифицируются коммуникационные процессы в связи с широким распространением новых электронных систем, расширяется поиск, получение, переработка и использование информации, в сфере образования процесс обучения становится непрерывным, эти явления не могут не затрагивать библиотеку.

Как меняется роль такого социального института, как библиотека, во все времена признаваемого элементом культурного и образовательного пространства, в современном обществе стремительной цифровизации?

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, отмечено, что «в середине текущего десятилетия российская экономика оказалась перед долговременными

системными вызовами, отражающими как мировые тенденции, так и внутренние барьеры развития. Один из таких вызовов - возрастание роли человеческого капитала как основного фактора экономического развития» [2].

Значимое место в развитии и становлении человеческого капитала, интеллектуального и кадрового потенциала общества исследователи отводят пространству культуры и образования: «В накоплении человеческого капитала, ядром которого являются образование и квалификации, культурные ресурсы играют особо важную роль» [3]. «Культурный потенциал населения активизирует интеллектуальный потенциал территории» [3]. Подчеркивается неразрывная связь образования и культуры: «Образование одновременно является и особой подсистемой культуры, и средством овладения обществом уже имеющимися культурными формами. Система образования выполняет функцию исторической преемственности и воспроизводства социального опыта в двух основных формах: как воспроизводства отношений человека с внешним миром и воспроизводства социальной структуры общества» [4]. Состояние образовательной среды, ее связь с социальными явлениями, с развитием тенденций в культурном пространстве исследуются постоянно, и результаты отражены в целом ряде публикаций [3, 5-9].

Как известно, «система образования осуществляет две основные функции. Первая, достаточно явная функция связана с обеспечением социализации молодого поколения, с трансляцией знаний и профессиональных навыков. Вторая... состоит в том, что система образования всегда выполняет роль социокультурного воспроизводства... обеспечивает сохранение, восстановление и передачу от поколения к поколению социокультурных различий отдельных индивидов и групп» [3].

Исследователи различают формальное и неформальное образование, осуществляемое в рамках образовательных учреждений и образовательных программ разного назначения (курсы, кружки, ассоциации и т.п.) [10]. Так называемое информальное образование латентно приобретается в публичном пространстве и связано с большим числом разнообразных процессов поиска и получения информации: самообразование по учебникам и программам, чтение литературы, использование сети Интернет, обучение с учетом потребностей профессии.

Ведущую роль в накоплении человеческого капитала, повышении интеллектуального и образовательного потенциала общества играет наука. Наука, как основной источник перевода человеческого опыта в текстовую форму, играет ведущую роль в воспроизводстве высококвалифицированных специалистов. Главные производительные силы науки - интеллектуальный потенциал и бесконечно возрастающий информационный массив - определяют развитие всей образовательной сферы.

По данным отечественных и зарубежных исследований, «индикаторы и показатели уровня развития науки напрямую зависят от показателей финансирования науки и уровня информационного обеспечения и потребления информации» [11]. Особенно тесная связь наблюдается между показателями публикационной активности и расходами организаций на комплектование [11, 12]. Эти данные подтверждают высокое значение библиотек в информационной поддержке высшего образования и научной деятельности, и вопросы комплектования академических библиотек и библиотек вузов научными публикациями имеют первостепенное значение для развития науки и образования. Финансирование комплектования

академических и вузовских библиотек в России осуществляется только за счет государства, полнота и качество библиотечных коллекций полностью зависят от бюджета библиотеки, поэтому ресурсная «бедность» библиотек негативно сказывается не только на их статусе, но и на качестве образования, на успехах науки и на накоплении интеллектуального потенциала общества.

Представляется целесообразным, помимо очевидной роли библиотеки как источника информационного обеспечения образования, предварительно выделить несколько противоречивых реалий социально-экономического и гуманитарного значения, влияющих на развитие функций библиотеки, как компоненты культурно-образовательного пространства:

1. Равенство прав на получение образования и социальная дифференциация общества. «Проблема состоит в противоречии между декларируемым равенством прав на получение образования и существующей социальной дифференциацией в образовательной сфере, хотя образование и не является гарантией жизненного успеха» [3]. В то же время образование имеет экономическое, социальное значение и обладает потенциальной возможностью для повышения статуса человека. Социальные характеристики молодежи, вовлеченной в процесс получения высшего образования, изучались в международном исследовании доступности высшего образования для молодежи в развитых странах Европы и США. В проекте Организации экономического сотрудничества и развития (ОСЭР) «Равенство в образовании (Equity in Education)», осуществленном в 2007-2010 гг., принимали участие более 40 стран, включая Россию [13]. Показатели России по определению уровню участия молодежи в высшем образовании и уровню достигнутого образования в возрастной группе от 25 до 34 лет не соответствуют показателям большинству развитых стран, но и не являются критическими (Россия занимает, по ориентировочной оценке, не ниже 8-го места). Исследование выявило одно из самых слабых мест российской образовательной среды - «элитарность» состава российской студенческой массы. Высшее образование в России в основном получают выходцы из среды, где родители сами имеют высшее образование [14]. Это подтверждается и долговременными исследованиями Института социологии РАН [15].

Ситуация с неравенством возможностей получения высшего образования осложняется огромной территориальной протяженностью России при ярко выраженной неравномерности социального состава регионов и полноты их информационного пространства. Дополнительно способствует неравенству разрыв в образовательном и культурном уровне между разными социальными группами. Наиболее перспективным путем повышения доступности высшего образования в этих условиях считается развитие дистанционного образования на базе информационных образовательных технологий. Свободный и равный доступ к знанию является обязательным условием преодоления цифрового неравенства. Вместе с тем, информационные технологии не являются общедоступными. Современная миссия библиотеки как учреждения, призванного гарантировать права человека и общества на научную и образовательную деятельность [1], «продиктована усилением значения информации и знаний в качестве катализатора общественного развития» [16].

Такой социальный институт, как библиотека, предоставляющий бесплатный доступ к общественно значимой информации и знаниям, является наиболее де-

мократичным институтом современного общества, способствует «смягчению» острой социальной проблемы, утверждению социальной справедливости, снижению социальной напряженности в обществе.

2. «Демографическая яма» и снижение уровня образования. С начала XXI в. численность школьников в России сократилась более чем на 21,7%. Численность студентов вузов в 2018/2019 учебном году может снизиться более чем на 40% по отношению к численности студентов вузов в 2009 г., прогнозировало Минобрнауки (называвшееся так на момент составления доклада) [17].

Демографическая яма с уровня общего образования переместилась на уровень профессионального и высшего образования. Снизилось не только абсолютное число абитуриентов, но и уровень их школьной подготовки, поскольку недостаток знаний компенсируется оплатой образования. Выпускники, начиная с середины 2000-х, могли легко поступить и на бюджетные места. Спрос на абитуриентов начал превышать предложение. Это было вызвано жесткими экономическими требованиями - финансирование государственных вузов зависит от количества студентов бюджетных отделений. Резко снизились проходные баллы, и, соответственно, требования к качеству образования.

За период с 1993 по 2015 г. прием в высшие учебные заведения в РФ увеличился больше чем в два раза при сокращении когорты абитуриентов на 36% [18].

Министерство образования РФ в 2010-е гг. сократило число вузов за счет выявления «неэффективных» организаций и их реорганизации. К 2013 г. были признаны неэффективными 132 вуза и большинство из них закрылись [19].

За эти годы на рынок труда вышли тысячи специалистов, получивших некачественное образование. Заполнение пробелов в образовании необходимо для эффективного осуществления их профессиональной деятельности. И эту задачу работающее население вынуждено решать в условиях постоянной занятости и финансовых ограничений.

По прогнозам Института социологии РАН количество обучающихся в вузах и количество вузов будет непрерывно возрастать в 2020-2030 гг. [20. С. 56]. Требования к качеству образования повышаются уже сегодня. «Положением о лицензировании образовательной деятельности» [21] и ФГОС устанавливаются жесткие требования к информационному обеспечению по образовательным программам вузов. Среди показателей, необходимых для определения типа и вида образовательного учреждения, 100-процентное обеспечение всех видов занятий по дисциплинам учебного плана учебно-методическими документами, возможность доступа всех студентов к изданиям по основным изучаемым дисциплинам, доступ к электронно-библиотечным системам.

Задача библиотек в этих условиях - эволюционировать вместе с развитием образования, традиционных функций недостаточно для качественной информационной поддержки преподавателей и студентов. Библиотековеды выделяют новые функции библиотеки образовательного учреждения: «посредническую (Т.В. Еременко), трансляционную и интегративную (Т.Ф. Берестова)» [22].

Библиотека все чаще рассматривается как особый элемент образовательной среды, отвечающий за интеграцию всех прочих элементов [22]. Современная «библиотека участвует в процессе образования как в широком (трансляция культурных норм и ценностей нынешним и будущим поколениям), так и в узком

смысле (обеспечение информационной поддержки образования индивидуума)» [23]. Реагируя на изменение студенческих контингентов через изучение их информационных потребностей, библиотека не только создает профильные для своего обслуживаемого контингента ресурсы, обеспечивает поиск, обращение и дальнейшее воспроизводство документированных знаний, но и включается в процесс управления ими. Помимо этого, библиотеки разрабатывают новые сервисы, направленные на обслуживание новых исследовательских практик. В зарубежных академических библиотеках востребованы услуги по созданию метаданных, по визуализации, предоставлению пространств для совместной работы и пр. [24].

3. Диспропорции в структуре образования. По мнению исследователей, в системе образования наблюдаются структурные диспропорции, затрудняющие обеспечение потребностей динамично развивающейся экономики в квалифицированных специалистах соответствующего профиля. Профессиональная карьера выпускников зачастую оказывается не связанной с полученной профессией, специальностью, что означает нерациональное использование ресурсов общества, затраченных на их обучение [25. С. 7-56].

Недостаточное использование возможностей, предоставляемых формальным образованием, смена траекторий профессионального развития, вызванная невозможностью найти работу по специальности, низкий уровень оплаты труда по полученной специальности порождают потребность в дополнительном образовании и самообразовании для изменения профессионального профиля. Почти 50% всех занятых в России работают не по специальности [26]. В последние годы растет количество людей, занимающихся самообразованием (с 17,4% в 2005 г. до 25,5% в 2016 г.) [27].

Исследователи утверждают, что социальность человека не может быть «целиком детерминирована социальными структурами и механизмами... перемены все в большей мере определяются действиями. индивида» [3]. «В формировании образовательных и профессиональных траекторий возрастает роль социального поведения субъекта» [28]. Накопление профессиональных ресурсов в обществе тесно связано с наличием возможностей для различных слоев оптимизировать свои образовательные и профессиональные траектории [29]. Особое значение в накоплении профессиональных ресурсов и оптимизации образовательных траекторий приобретает непрерывное образование. Непрерывное образование - это процесс роста образовательного потенциала личности в течение всей жизни, инвестиции в самореализацию. «Уровень реализации трудового потенциала возрастает при увеличении инвестиций в молодое поколение» [30. C. 167].

По сообщению Министерства образования Новосибирской области, вузами города «реализуются более 300 востребованных программ дополнительного профессионального образования различных направлений инженерного, экономического, гуманитарного профилей, информационных технологий, строительства и архитектуры и др.» [31. C. 13]. Программы вузов «Генетика», «Биосенсоры», «Основы финансов» и другие доступны на специальных порталах (Coursera, «Лекториум»). Для взрослых реализуются общеразвивающие программы, например, на базе Новосибирского государственного университета архитектуры, дизайна и искусств - «Новейшие визуальные искусства», «Аэрография», «Деку-

паж» и др. [31. С. 13]. По данным Министерства образования Новосибирской области, в частных образовательных вузах со стороны обучающихся растет востребованность дистанционных образовательных технологий: в 2017 г. по сравнению с 2014 г. наблюдается рост на 13,1%. Ежегодно в области в рамках программ дополнительного профессионального образования проходит обучение, переподготовку и повышение квалификации более 8,0 тыс. чел., с применением дистанционных технологий более 10,0 тыс. чел. В рамках Государственного плана подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства РФ по программам дополнительного профессионального образования, реализуемым с привлечением преподавателей-практиков (направления подготовки: маркетинг, инновационный менеджмент, финансовый менеджмент, экономика и управление предприятием, менеджмент), ежегодно проходит обучение более 80 руководителей высшего и среднего звена [32].

Формированию и накоплению человеческого потенциала могут препятствовать объективные факторы, которые выражаются в территориальной удаленности от крупных культурных и образовательных центров, неразвитой информационной инфраструктуре по месту жительства и в школе и т.п. [3]. В традиционном обществе профиль образования и выбор профессии отдельной личности предопределялся социальными условиями, в которых она находилась. Современный мир предоставляет возможности избежать жесткой детерминированности такого выбора. К таким возможностям относятся: дистанционное образование, доступность информации о новых профессиях, возможности удаленной работы, развитие цифровой экономики.

Одной из возможностей является пользование ресурсами библиотек в целях получения образования, самообразования, овладения новыми компетенциями. Библиотеки и поныне рассматриваются в качестве центров образовательной деятельности и играют значительную роль в самообразовании [27. С. 45].

В докладе Международной комиссии по образованию для XXI в. «Образование: сокрытое сокровище» [33], представленном ЮНЕСКО, определены четыре составляющие современного образования, предъявляющие особые требования и к библиотекам, которые должны с помощью книги и различных видов информации помочь пользователям разных поколений в получении формального и непрерывного образования и способствовать им в самообразовании:

«1. Научиться познавать.

2. Научиться делать.

- От понятия квалификации к понятию компетентности.

- "Дематериализация" труда и развитие сферы услуг в секторе наемного труда.

- Работа в неформальном секторе экономики.

3. Научиться жить вместе, научиться жить с другими.

- Открытие другого.

- Стремиться к достижению общих целей.

4. Учиться жить» [33].

С учетом этих положений библиотеки могут содействовать непрерывному образованию и самообразованию по разным направлениям:

- традиционная информационная поддержка учебных программ основного и дополнительного образования;

- разработка дисциплинарных дискурсов для преподавателей и обучающихся;

- углубление персонализации в обслуживании пользователей;

- анализ открытых ресурсов для удаленных пользователей и создание инструментов их дифференциации и использования в целях расширения доступа к информации;

- участие в формировании информационной культуры личности: обучение поисковым технологиям для работы с удаленными ресурсами;

- привитие навыков информационной гигиены (умения оценивать достоверность информации, безопасность источника и др.);

- содействие в расширении гуманитаризации образования для разных категорий обучающихся через участие в разработке краеведческих, историко-литературных программ;

- проектная деятельность по разным востребованным направлениям, в том числе расширение кругозора по мировой культуре и др.;

- кроме того, библиотека может сосредотачивать у себя информацию об образовательных программах территории и, продвигая их, обеспечивать им информационную поддержку.

4. Формирование культурного «капитала» личности и «продукты» образования. В современном обществе образовательный и профессиональный выбор все более зависит от желаний, воли и устремлений субъекта, от его способности воспользоваться теми возможностями, которые ему предлагает общество.

Существует распространенное «убеждение, что именно система образования должна наделять человека культурным капиталом в инкорпорированном виде. Между тем культурный капитал, особенно стартовый, будучи наиболее сокрытым и наиболее социально значимым, главным образом наследуется и передается семьей (о чем свидетельствуют фундаментальные социологические исследования)» [3]. Тем не менее результат деятельности системы образования выражается не только в создании некоторого количества индивидуальных носителей определенных знаний, умений и навыков, образование при определенных условиях производит еще другие «продукты». Эти «продукты» неочевидны, имеют латентный характер, не воспринимаются непосредственно и «выявление данной функции образования чаще всего недоступно не только обыденному сознанию, но и рационально-аналитическому мышлению бюрократического или "менеджерского" типа. Один из таких специфических "продуктов" высшего образования - это ансамбль культурно-психологических факторов, обеспечивающих формирование в данном конкретном социуме своего рода "организованной креативности"» [34]. «В массовом сознании креативность понимается как функция личной одаренности. Однако личные задатки формируются и проявляют себя только в определенном социальном контексте, в котором решающую роль играют специфические коллективно утверждаемые мотивации, информационные потоки и коммуникации. Через воздействие на этот контекст можно регулировать образовательные технологии, а также развивать способствующие повышению "креативного тонуса" подходы к образованию» [34].

Библиотека связана с познанием производства нового текста, дискурса. С этой точки зрения она становится инструментом «культуротворчества»: содействует поиску и созданию новых смыслов. «В данной ситуации текст является методо-

логическим полем... существующим в движении дискурса, пересекающим иные произведения, - полем. пронизанным цитатами, отсылками, эхом, языком культуры». «Пользователь следует за своим воображением и связывает несопоставимые, казалось бы, элементы и тексты совершенно новым образом. Воображаемое формируется не как оппозиция реальности, в попытке ее отрицания или компенсации; оно растет в просветах между знаками, нарастает от книги к книге, в складках повторов и комментариев; оно рождается и обретает форму в просветах между книгами. Это феномен библиотеки» [16].

Участие библиотек в образовании не сводится только к обеспечению доступа к ресурсам, необходимым для приобретения профессиональных компетенций. Более широкая задача библиотеки связана с созданием и поддержанием именно того «контекста», среды, способствующей формированию «организованной креативности, как совокупности культурно-психологических факторов, рассматриваемых как один из специфических продуктов образования» [34. С. 33]. «Обучение включает аспекты, связанные с обработкой информации, принятием решений в состоянии неопределенности и качественным переходом знаний и навыков в нечто новое, прежде неизвестное. Именно библиотеки играют решающую роль в развитии мышления» [35. С. 107]. В методологии понимания природы интеллекта исследователями выделяется социокультурный подход, при котором интеллект рассматривается как результат социализации субъекта и влияния культуры [36-38].

Культурный потенциал не может быть «личным делом каждого», поскольку «разрывы в социальном опыте молодого поколения разрушают те смысловые "мостики", которые соединяли разные поколения российской научной и технической интеллигенции. Это негативно сказывается на способности молодых специалистов осваивать и аккумулировать интеллектуальный и духовный опыт старшего поколения» [39]. Значение библиотек как учреждений, формирующих «начитанного человека», трудно переоценить. «Вместе с начитанностью исчезает ряд критически важных компетенций, в первую очередь, связанных с грамотностью и нарративной рациональностью. Умение последовательно и понятно излагать свои мысли ныне стало редкостью даже среди учащихся элитных учебных заведений, и последствия этого обстоятельства нам еще только предстоит оценить» [34. С. 33]'

Интеллектуальный потенциал общества, креативность как «продукт образования» формируются не столько творческими сообществами и образовательными программами, сколько более широкой и долговременной субстанцией - социокультурной средой, в которой библиотека существует как необходимый и естественный компонент.

Таким образом, формирование интеллектуального потенциала территории базируется на основе взаимодействия и развития научно-образовательного и культурного пространств. Библиотека, интегрированная всеми своими элементами в эту сложную динамичную сферу, меняется вслед за ее трансформацией. Инфраструктура ее деятельности обогащается новыми направлениями и функционально расширяется благодаря использованию электронных ресурсов, технологии удаленного доступа, возможностью представительства в веб-пространстве и социальных сетях; появляются новые задачи и интеллектуальные практики: ин-

формационное просвещение пользователей, навигация в расширяющемся информационном пространстве и др. Сохраняются за библиотекой и ее имманентные функции, которые, кроме нее, и в измененной среде пока никто выполнить не сможет: создание контентного ресурса в социокультурном и образовательном дискурсе территории и управление этими коллекциями, обеспечение равной для всех пользователей доступности к этим ресурсам, их организация, представление и сохранение.

Литература

1. О библиотечном деле : Федеральный закон от 29 декабря 1994 года № 78-ФЗ (с изменениями на 3 июля 2016 года). URL: http://docs.cntd.ru/document/9010022 (дата обращения: 10.10.2018).

2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. URL: http://static.government.ru/media/files/aaooFKSheDLiM99 HEcyrygytfmGzrnAX.pdf. (дата обращения: 10.09.2019).

3. Чередниченко Г.А. Образовательные и профессиональные траектории российской молодежи (на материалах социологических исследований). М. : ЦСП и М., 2014. 560 с. URL: https://www.isras.ru/ files/File/publ/Cherednichenko_Obrazov_i_prof_traektorii_rossiskoy_molodezhi.pdf (дата обращения: 10.09.2019).

4. Горелова Ю.Р. Дисциплины гуманитарного цикла: возможности реализации важнейших принципов современной образовательной парадигмы // Инновационное образование и экономика. 2007. Т. 1, № 1-1. С. 45-47. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=15636361 (дата обращения: 10.09.2019).

5. Тарасов С.В. Образовательная среда: понятие, структура, типология // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. 2011. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obrazovatelnaya-sreda-ponyatie-struktura-tipologiya (дата обращения: 10.09.2019).

6. Лактионова Е.Б. Образовательная среда как условие развития личности и ее субъектов // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2010. № 128. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ obrazovatelnaya-sreda-kak-uslovie-razvitiya-lichnosti-i-ee-subektov (дата обращения: 10.09.2019).

7. Гущина Т.Н. Педагогическая сущность феномена «Образовательная среда»: по материалам исследования // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). 2011. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskaya-suschnost-fenomena-obrazovatelnaya-sreda-po-ma teri-alam-issledovaniya (дата обращения: 10.09.2019).

8. Гасанова Р.Р., Романов А.М. Мысли о модернизации образовательного пространства, среды вуза и времени // ИСОМ. 2015. № 6-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mysli-o-modernizatsii-obrazovatelnogo-prostranstva-sredy-vuza-i-vremeni (дата обращения: 10.09.2019).

9. Волков В.Н. Рейтинги городов России по качеству жизни населения как отражение эффективности образовательных систем // Непрерывное образование: XXI век. 2016. № 1 (13). С. 50-60.

10. Меморандум непрерывного образования Европейского Союза / опубл. Общество «Знание» России. 2001. URL: http://www.znanie.org/docs/memorandum.html (дата обращения: 10.09.2019).

11. Разумова И.К. Российский рынок электронных ресурсов: производители и пользователи // Библиосфера. 2019. № 3. С. 47-55. DOI: 10.20913/1815-3186-2019-2-47-55

12. Разумова И.К. Экономическая целесообразность перевода в открытый доступ российских статей в ресурсах проектов подписки РФФИ и Минобрнауки. URL: https://conf.rasep.ru/files/conferences/1/materials/2019.04.23_RAZUMOVA.pdf (дата обращения: 25.05.2019).

13. Равенство в образовании (Equity in Education). URL: https://globalcentre.hse.ru/ip2 (дата обращения: 16.08.2019).

14. Карпенко О.М., Бершадская М.Д. Рейтинг стран по доступности высшего образования // Экономика образования. 2008. № 2. С. 4-23.

15. Константиновский Д.Л. Окончание школы, намерения и реальность: что хотели - что получили // Новые смыслы в образовательных стратегиях молодежи: 50 лет исследования. М. : ЦСП и М., 2015. С. 184-209.

16. Тикунова И.П. Концептуальная модель современной библиотеки: социально-философский анализ : дис. ... канд. филос. наук. Архангельск, 2007. 129 с.

17. Серебряный И. Почему в российские ВУЗы скоро будет некому поступать // РИДУС. 2018. 4 июня. URL: https://news.rambler.ru/education/40015497/?utm_content=rnews&utm_medium=read_ more&utm_source=copylink (дата обращения: 25.05.2019).

18. Россия 2025: от кадров к талантам / The Boston Consulting Group, Inc. 2017. URL: http://d-russia.ru/wp-сontent/uploads/2017/11/Skills_0utline_web_tcm26-175469.pdf (дата обращения: 08.08.2019).

19. Вохмянин А. Болонский процесс и коммерциализация российской высшей школы. URL: http://libinform.ru/read/articles/Bolonskij-protcess-i-kommertcializatciya-rossijskoj (дата обращения: 02.08.2019).

20. Карпенко О.М. Управление распределенным вузом: структурно-функциональный и кадровый аспекты. М., 2008. 188 с.

21. Положение о лицензировании образовательной деятельности (утв. постановлением Правительства РФ от 28 октября 2013 г. № 966). URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_153731/26b9a9317e489d57a9842321e 747706412e110ff/ (дата обращения: 10.09.2019).

22. Михайлова А.В. Интегративная функция библиотеки в информационно-образовательном пространстве вуза // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2015. № 3 (43). С. 21-27.

23. Тикунова И.П. Современная региональная библиотека в контексте построения обществ знаний // Kitabxanalar bilikbr cammiyyatinda = Библиотеки в обществе знаний: Ikidilli Azarbaycan-Rusiya layihasi. Baki, 2006. S. 426-439.

24. Hickerson T., Brosz J. Remaining Relevant: Critical Roles for Libraries in the Research Enterprise. URL: http://library.ifla.org/2575/1/082-hickerson-en.pdf?fbclid=IwAR2RkBRDr lHFoIFqhZw B1GSLJ-GcZ_zrIpB1HE-67V_u3duaa8idMTqj5eU (accessed: 10.09.2019).

25. Попов М.С. Индикаторы институциональных изменений в образовании // Образование и наука в России: состояние и потенциал развития. М.: Центр социологических исследований, 2016. С. 7-56.

26. Лебедева А. Учатся хорошо, но недолго: занимательная статистика об образовании в России. URL: https://indicator.ru/article/2017/06/01/indikatori-obrazovania/ (дата обращения: 10.09.2019).

27. Индикаторы образования: 2018: статистический сборник / Н.В. Бондаренко, Л.М. Гохберг, Н.В. Ковалева и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: НИУ ВШЭ, 2018. 400 с.

28. Леонидова Г.В. Теория и практика формирования научно-образовательного пространства. Вологда, 2010. 272 с. URL: http://library.vscc.ac.ru/Files/books/13074265441925.pdf (дата обращения: 10.09.2019).

29. Константиновский Д.Л. Измерение неравенства в образовании // Россия реформирующаяся. 2018. № 16. С. 171-191.

30. Леонидова Г.В., Головчин М.А. Молодежь в дискурсе современных социологических исследований: региональный аспект // Вестник Московского университета. Сер. 18: Социология и политология. 2018. Т. 24, № 1. С. 154-174.

31. Стратегия социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2030 года: Проект. 28 с. URL: http://economy.gov.ru/wps/wcm/connect/44f8a408-408a-4bc9-8400-ebfba15403Í8/160119no.pdf?M0D=AJPERES&CACHEID=44f8a408-408a-4bc9-8400-ebfba15403f8 (дата обращения: 25.05.2019).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

32. Научно-образовательный комплекс. URL: https://www.nso.ru/page/2270 (дата обращения: 16.08.2019).

33. Образование: сокрытое сокровище: Основные положения Доклада Международной комиссии по образованию для XXI века. 1996. 31 с. URL: https://www.ifap.ru/library/book201.pdf (дата обращения: 16.08.2019).

34. Андреев А.Л. Гуманитарный цикл в техническом вузе и интеллектуальные среды // Высшее образование в России. 2015. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gumanitarnyy-tsikl-v-tehnicheskom-vuze-i-intellektualnye-sredy (дата обращения: 02.08.2019).

35. Оботурова Г.Н. Роль библиотеки в формировании критической рациональности в условиях новых информационных технологий // Библиотеки в обществе, построенном на знаниях : сб. материалов 2-й Междунар. конф. «Библиотеки и образование». Ярославль, 2006. С. 106-107.

36. Bruner J.S. The Culture of Education. Cambr., Mass., London: Harvard University Press, 1996. 215 p. URL: https://books.google.ru/books?id=7a978qleVkcC&printsec=frontcover&hl=ru #v=onepage&q &f=false (accessed: 02.08.2019).

37. Коул М., Скрибнер С. Культура и мышление: психологический очерк. М. : Прогресс, 1977. 261 с.

38. Выготский Л.С. О психологических системах // Собрание сочинений: в 6 т. Т. 1. М. : Педагогика, 1982. С. 109-131.

39. Андреев А.Л. Гуманитарное образование и интеллектуальные среды // Образование и наука в России: состояние и потенциал развития : сб. науч. трудов. М. : Центр социологических исследований, 2016. С. 77-86. URL: https://www.isras.ru/files/File/publ/Andreev.pdf (дата обращения: 02.08.2019).

Natalya I. Podkorytova, State Public Scientific and Technological Library of the Russian Academy of Sciences Siberian Branch. E-mail: nip@spsl.nsc.ru

Irina G. Lakizo, State Public Scientific and Technological Library of the Russian Academy of Sciences Siberian Branch. E-mail: lakizo@spsl.nsc.ru

Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Kul'turologiya i iskusstvovedeniye - Tomsk State University Journal of Cultural Studies and Art History, 2021, 43, pp. 305-318 DOI: 10.17223/22220836/43/27

THE LIBRARY AS A COMPONENT OF THE EDUCATIONAL AND CULTURAL POTENTIAL OF THE TERRITORY

Keywords: educational space; the intellectual potential of society; the educational function of libraries; the library as an educational institution.

The analysis of publications on the sociology of education revealed the contradictions in the educational space under the influence of which the role of the library is changing:

1. Equality of rights to education and social differentiation.

The contradiction between the declared equality of rights to education and socio-territorial barriers to obtaining education is reduced by libraries that provide free access to socially significant information and knowledge.

2. "Demographic pit" and the decline in education.

A decrease in the number of enrollee at the beginning of the XXI century led to lower requirements for enrollees and to a decrease in the quality of higher education.

Modern GEF establish strict requirements for information support for educational programs of universities. The task of libraries in these conditions is to evolve along with the development of education. Libraries are included in the knowledge management process, developing services aimed at servicing new research practices.

3. Disproportions in the structure of education.

The structure of educational programs does not fully satisfy the needs of the economy in specialists of the coincident profile. This creates the need for additional education, self-education, lifelong education. Libraries can promote lifelong education and self-education in various areas:

- traditional informational support of training programs;

- development of disciplinary discourses for teachers and students;

- deepening personalization in service;

- analysis of open resources for remote users and the creation of tools for their differentiation and use;

- participation in the information culture formation;

- Promoting the humanization of education;

- project activities in popular areas;

- informing about educational programs of the territory.

4. The formation of the cultural "capital" of the individual and the "products" of education.

In addition to knowledge, abilities and skills in the course of education, the cultural capital of the individual and a special creative environment are formed. The library, associated with the knowledge of a new text, discourse, becomes an instrument of "cultural creation": it facilitates the search and creation of new meanings, forms and supports the creative environment.

The formation of the intellectual potential of the territory is based on the interaction and development of scientific, educational and cultural spaces. The library, integrated with all its elements into this complex, dynamic sphere, is changing after its transformation. Library activities are enriched in new directions and expanding functionally, new tasks and intellectual practices appear. The library also retains its immanent functions, which no one else can perform in a changed environment: creating a content resource in the soci-ocultural and educational discourse of the territory and managing these collections, ensuring equal access to these resources for all users, their organization, presentation and preservation.

References

1. Russia. (2016) O bibliotechnom dele: Federal'nyy zakon ot 29 dekabrya 1994 goda № 78-FZ (s iz-meneniyami na 3 iyulya 2016 goda) [On librarianship: Federal Law No. 78-FZ of December 29, 1994 (as amended on July 3, 2016)]. [Online] Available from: http://docs.cntd.ru/document/9010022 (Accessed: 10th October 2018).

2. Russia. (n.d.) Kontseptsiya dolgosrochnogo sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya Rossiyskoy Feder-atsii na period do 2020 goda [The concept of long-term socio-economic development of the Russian Federation up to 2020]. [Online] Available from: http://static.government.ru/media/files/aaooFKSheDLiM99 HEcyrygytfmGzrnAX.pdf. (Accessed: 10th September 2019).

3. Cherednichenko, G.A. (2014) Obrazovatel'nye i professional'nye traektorii rossiyskoy molodezhi (na materialakh sotsiologicheskikh issledovaniy) [Educational and professional trajectories of Russian youth (based on sociological research materials)]. Moscow: TsSP i M. [Online] Available from: https://www.isras.ru/ files/File/publ/Cherednichenko_Obrazov_i_pro f_traektorii_rossiskoy_molodezhi.pdf (Accessed: 10th September 2019).

4. Gorelova, Yu.R. (2007) Distsipliny gumanitarnogo tsikla: vozmozhnosti realizatsii vazhneyshikh printsipov sovremennoy obrazovatel'noy paradigm [The Humanities: the possibilities of implementing the most important principles of the modern educational paradigm]. Innovatsionnoe obrazovanie i ekonomika. 1(1-1). pp. 45-47. [Online] Available from: https://elibrary.ru/item.asp?id=15636361 (Accessed: 10th September 2019).

5. Tarasov, S.V. (2011) Obrazovatel'naya sreda: ponyatie, struktura, tipologiya [Educational environment: concept, structure, typology]. Vestnik LGU im. A.S. Pushkina. 3. [Online] Available from: https://cyberleninka.ru/article/n/obrazovatelnaya-sreda-ponyatie-struktura-tipologiya (Accessed: 10th September 2019).

6. Laktionova, E.B. (2010) Educational environment as the development condition persons of its subjects. Izvestiya RGPU im. A.I. Gertsena - Izvestia: Herzen University Journal of Humanities. 128. pp. 4054. (In Russian). [Online] Available from: https://cyberleninka.ru/article/n/ obrazovatelnaya-sreda-kak-uslovie-razvitiya-lichnosti-i-ee-subektov (Accessed: 10th September 2019).

7. Gushchina, T.N. (2011) The pedagogical essence of the phenomenon called "educational milieu": based on research materials. Obshchestvo. Sreda. Razvitie (Terra Humana) - Society. Environment. Development" ("Terra Humana"). 4. (In Russian). [Online] Available from: https://cyberleninka.ru/ arti-cle/n/pedagogicheskaya-suschnost-fenomena-obrazovatelnaya-sreda-po-ma terialam-issledovaniya (Accessed: 10th September 2019).

8. Gasanova, R.R. & Romanov, A.M. (2015) Thoughts about modernization of educational space, university environment and the time. ISOM. 6-1. (In Russian). [Online] Available from: https://cyberleninka.ru/article/n/mysli-o-modernizatsii-obrazovatelnogo-prostranstva-sredy-vuza-i-vremeni (Accessed: 10th September 2019).

9. Volkov, V.N. (2016) Life quality ratings of the Russian cities as a reflection of the educational system efficiency. Nepreryvnoe obrazovanie: XXI vek - Lifelong Education: The XXI Century. 1(13). pp. 5060. (In Russian).

10. The European Union. (2001) Memorandum nepreryvnogo obrazovaniya Evropeyskogo Soyuza [Memorandum of Continuing Education of the European Union]. [Online] Available from: http://www.znanie.org/docs/memorandum.html (Accessed: 10th September 2019).

11. Razumova, I.K. (2019) Russian market of electronic resources: providers and users. Bibliosfera -Bibliosphere. 3. pp. 47-55. (In Russian). DOI: 10.20913/1815-3186-2019-2-47-55

12. Razumova, I.K. (2019) Ekonomicheskaya tselesoobraznost'perevoda v otkrytyy dostup rossiyskikh statey v resursakh proektov podpiski RFFI i Minobrnauki [Economic feasibility of translating Russian articles into open access in the resources of the RFBR and the Ministry of Education and Science subscription projects]. [Online] Available from: https://conf.rasep.ru/files/conferences/1/materials/ 2019.04.23_RAZUMOVA.pdf (Accessed: 25th May 2019).

13. HSE. (n.d.) Ravenstvo v obrazovanii [Equity in Education]. [Online] Available from: https://globalcentre.hse.ru/ip2 (Accessed: 16th August 2019).

14. Karpenko, O.M. & Bershadskaya, M.D. (2008) Reyting stran po dostupnosti vysshego obrazovani-ya [Rating of countries by accessibility of higher education]. Ekonomika obrazovaniya - Economics of Education. 2. pp. 4-23.

15. Konstantinovskiy, D.L. (2015) Okonchanie shkoly, namereniya i real'nost': chto khoteli - chto polu-chili [Graduation from school, intentions and reality: what they wanted - what they got]. In: Konstantinovskiy, D.L. et

al. Novye smysly v obrazovatel'nykh strategiyakh molodezhi: 50 let issledovaniya [New meanings in educational strategies of young people: 50 years of research]. Moscow: TsSP i M. pp. 184-209.

16. Tikunova, I.P. (2007) Kontseptual'naya model' sovremennoy biblioteki: sotsial'no-filosofskiy analiz [Conceptual model of a modern library: a socio-philosophical analysis]. Philosophy Cand. Diss. Arkhangelsk.

17. Serebryanyy, I. (2018) Pochemu v rossiyskie VUZy skoro budet nekomu postupat' [Why there will soon be no one to enter Russian universities]. RIDUS. 4th June. [Online] Available from: https://news.rambler.ru/education/40015497/?utm_content=rnews&utm_medium=read_more&utm_ source=copylink (Accessed: 25th May 2019).

18. The Boston Consulting Group, Inc. (2017) Rossiya 2025: ot kadrov k talantam [Russia 2025: From Personnel to Talents]. [Online] Available from: http://d-russia.ru/wp-sontent/uploads/2017/ 11/Skills_Outline_web_tcm26-175469.pdf (Accessed: 8th August 2019).

19. Vokhmyanin, A. (n.d.) Bolonskiy protsess i kommertsializatsiya rossiyskoy vysshey shkoly [the Bologna process and commercialization of Russian higher education]. [Online] Available from: http://libinform.ru/read/articles/Bolonskij-protcess-i-kommertcializatciya-rossijskoj (Accessed: 2nd August 2019).

20. Karpenko, O.M. (2008) Upravlenie raspredelennym vuzom: strukturno-funktsional'nyy i kadrovyy aspekty [Management of a distributed university: structural, functional and personnel aspects]. Moscow: The Modern University for the Humanities.

21. Russia. (2013) Polozhenie o litsenzirovanii obrazovatel'noy deyatel'nosti (utv. postanovleniem Pravitel'stva RF ot 28 oktyabrya 2013 g. № 966) [Regulations on the licensing of educational activities (approved by Decree No. 966 of the Government of the Russian Federation of October 28, 2013)]. [Online] Available from: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_153731/26b9a9317e 489d57a9842321e 747706412e110ff (Accessed: 10th September 2019).

22. Mikhaylova, A.V. (2015) Integrativnaya funktsiya biblioteki v informatsionno-obrazovatel'nom prostranstve vuza [The integrative function of the library in the information and educational space of the university]. Vestnik Chelyabinskoy gosudarstvennoy akademii kul'tury i iskusstv. 3(43). pp. 21-27.

23. Tikunova, I.P. (2006) Sovremennaya regional'naya biblioteka v kontekste postroeniya obshchestv znaniy [Contemporary regional library in the context of of building knowledge societies]. In: Kitabxanalar bilikbr cammiyyatinda = Biblioteki v obshchestve znaniy: Ikidilli Azarbaycan-Rusiya layihasi. Baku: [s.n.]. pp. 426-439.

24. Hickerson, T. & Brosz, J. (n.d.) Remaining Relevant: Critical Roles for Libraries in the Research Enterprise. [Online] Available from: http://library.ifla.org/2575/1/082-hickerson-en.pdf?fbclid=IwAR2RkBRDr lHFoIFqhZw B1GSLJ-GcZ_zrIpB1HE-67V_u3duaa8idMTqj5eU (Accessed: 10th September 2019).

25. Popov, M.S. (2016) Indikatory institutsional'nykh izmeneniy v obrazovanii [Indicators of Institutional Changes in Education]. Obrazovanie i nauka v Rossii: sostoyanie i potentsial razvitiya - Education and Science in Russia: The State and Development Potential. 1. pp. 7-56. M.: Tsentr sotsiologicheskikh issledovaniy, 2016. pp. 7-56.

26. Lebedeva, A. (2017) Uchatsya khorosho, no nedolgo: zanimatel'naya statistika ob obrazovanii v Rossii [They study well, but not for long: entertaining statistics on education in Russia]. [Online] Available from: https://indicator.ru/article/2017/06/01/indikatori-obrazovania/ (Accessed: 10th September 2019).

27. Bondarenko, N.V., Gokhberg, L.M., Kovaleva, N.V. et al. (2018) Indikatory obrazovaniya: 2018: statisticheskiy sbornik [Indicators of education: 2018: a statistical collection]. Moscow: HSE.

28. Leonidova, G.V. (2010) Teoriya i praktika formirovaniya nauchno-obrazovatel'nogo prostranstva [Theory and practice of the formation of scientific and educational space]. Vologda: RAS. [Online] Available from: http://library.vscc.ac.ru/Files/books/13074265441925.pdf (Accessed: 10th September 2019).

29. Konstantinovskiy, D.L. (2018) Izmerenie neravenstva v obrazovanii [Measuring inequality in education]. In: Gorshkov, M.K. (ed.) Rossiya reformiruyushchayasya [The Reforming Russia]. Vol. 16. pp. 171-191.

30. Leonidova, G.V. & Golovchin, M.A. (2018) Youth in the discourse of contemporary sociological studies: regional aspect. Vestnik Moskovskogo universiteta. Ser. 18: Sotsiologiya i politologiya - Moscow State University Bulletin. Series 18. Sociology and Political Science. 24(1). pp. 154-174. (In Russian). DOI: 10.24290/1029-3736-2018-24-1-154-174

31. Russia. (n.d.) Strategiya sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya Novosibirskoy oblasti na period do 2030 goda: Proekt [Strategy of socio-economic development of Novosibirsk region up to 2030: Project]. [Online] Available from: http://economy.gov.ru/wps/wcm/connect/44f8a408-408a-4bc9-8400-

ebfba15403f8/160119no.pdf?MOD=AJPERES&CACHEID=44f8a408-408a-4bc9-8400-ebfba15403f8 (Accessed: 25th May 2019).

32. Russia. (n.d.) Nauchno-obrazovatel'nyy kompleks [Scientific and educational complex]. [Online] Available from: https://www.nso.ru/page/2270 (Accessed: 16th August 2019).

33. UNESCO. (1996) Obrazovanie: sokrytoe sokrovishche: Osnovnye polozheniya Doklada Mezhdu-narodnoy komissii po obrazovaniyu dlya XXI veka [Learning: The Treasure Within: Key points of the Report of the International Commission on Education for the 21st Century]. 1996. 31 s. [Online] Available from: https://www.ifap.ru/library/book201.pdf (Accessed: 16th August 2019).

34. Andreev, A.L. (2015) Humanities and intellectual environments. Vysshee obrazovanie v Rossii -Higher Education in Russia. 1. pp. 30-36. [Online] Available from: https://cyberleninka.ru/article/ n/gumanitarnyy-tsikl-v-tehnicheskom-vuze-i-intellektualnye-sredy (Accessed: 2nd August 2019).

35. Oboturova, G.N. (2006) Rol' biblioteki v formirovanii kriticheskoy ratsional'nosti v usloviyakh no-vykh informatsionnykh tekhnologiy [The role of the library in the formation of critical rationality in the context of new information technologies]. In: Makartseva, I.A. (ed.) Biblioteki v obshchestve, postroennom na znaniyakh [Libraries in a society based on knowledge]. Yaroslavl: Russian State Library. pp. 106-107.

36. Bruner, J.S. (1996) The Culture of Education. Cambr., Mass., London: Harvard University Press. [Online] Available from: https://books.google.ru/books?id=7a978qleVkcC&printsec=frontcover&hl=ru #v=onepage&q &f=false (Accessed: 2nd August 2019).

37. Cole, M. & Scribner, S. (1977) Kul'tura i myshlenie: psikhologicheskiy ocherk [Culture and Thinking: A Psychological Sketch]. Moscow: Progress.

38. Vygotskiy, L.S. (1982) Sobranie sochineniy: v 6 t. [Collected Works: In 6 vols]. Vol. 1. Moscow: Pedagogika. pp. 109-131.

39. Andreev, A.L. (2016) Gumanitarnoe obrazovanie i intellektual'nye sredy [Humanitarian education and intellectual environments]. In: Gorshkov, M.K. (ed.) Obrazovanie i nauka vRossii: sostoyanie ipotent-sial razvitiya [Education and Science in Russia: The State and Development Potential]. Moscow: Center for Sociological Research. pp. 77-86. [Online] Available from: https://www.isras.ru/files/ File/publ/Andreev.pdf (Accessed: 2nd August 2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.