Научная статья на тему ' Библиотека и вуз'

Библиотека и вуз Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
145
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему « Библиотека и вуз»

5. Анненкова М. Н.. Рапопорт А/. С. Государственная геологическая карта СССР масштаба 1:200 ООО. Лист XXXII. Объяснительная записка. Свердловск. 1985. 159 с.

6. Дубейковский С. Г. Смолинская пещера и ее окрестности. Екатеринбург: Изд-во УрГУ. 2002. 35 с.

7. Коротеев В. А., Дионина Т. В.. Кабанова Л. Я. Срсднепалеозойский вулканизм восточной зоны Урала. М.: Наука. 1979. 129 с.

8. Лобанов Ю. Е.. Щепетов В. О.. Илюхин В. В. и др. Пещеры Урала. М.: Физкультура и спорт. 1971. С. 132-135.

9. Огородников В. Н.. Поленов Ю. А.. Сазонов В. Н. и др. Геологические маршруты по Сухоложскому и Каменскому полигонам. Екатеринбург: УГГГА. 2002. 295 с.

10. Олегов В. Г. Смолинская пещера //Записки УОЛЕ. 1895.т. 15, вып. I. С. 1-3.

11. Ревякин П. С. Земная кора эвгеоеинклинальных зон Урала II Советская геология. 19К7. № 5. С. 47-60.

12. Фролова Т. И.. Бурикова И. А. Геосинклинальный вулканизм (на примере восточного склона Южного Урала). М.: Изд-во МГУ. 1977. 279 с.

13. Серавкин И. Б. Вулканизм и колчеданные месторождения Южного Урала. М.: Наука. 1986. 268 с.

14. Попов В. Е. Вулканогенно-осадочныс месторождения. Л.: Недра, 1979. 296 с.

БИБЛИОТЕКА И ВУЗ

ДОБРОВА М. В.

Библиотека и образование, библиотека и вуз... Их взаимосвязь настолько очевидна, что, казалось бы, не нуждается в отдельном разговоре. Однако, как мы не замечаем воздух, которым дышим, или здоровье, пока оно в порядке, так же, порой, привычна и незаметна для многих большая и кропотливая работа библиотеки по информационному обеспечению главного направления работы вуза - учебного процесса. Причем чем лучше работает библиотека, тем менее оча бросается в глаза. Сказанное касается не только какого-то конкретного учебного заведения. Специалисты-библиотековеды отмечают, что, к сожалению, в российской образовательной среде, в отличие от зарубежной, и прежде всего американской, пока нет достаточного понимания того, что хорошая: библиотека является необходимым фундаментом образования. Потому, предваряя рассказ о сегодняшнем дне научной библиотеки Уральского горного университета, вспомним некоторые вехи: истории взаимоотношений библиотеки как института и образования как сферы деятельности.

Свой экскурс в историю начнем с тех далеких времен, когда человек научилс« записывать полученные сведения. До этого обучение строилось исключительно на основе устной передач« знаний от поколения к поколению. Изобретение письменности позволило фиксировать и накапливать принципиально иные объемы информации, несопоставимые с возможностями человеческой! памяти. С появлением текстов, неважно, на чем написанных - на глиняных табличках, папирусе, пергаменте или бумаге, появились и их хранилища, т. с. первые библиотеки. В библиотеках информация. закрепленная в текстах, стала собираться, систематизироваться и использоваться для различных целей. Более того, библиотеки периода античности выполняли функции скриптория, изготавливая копии документов, хранящихся в их фондах, при этом гарантируя качество, точность полученных списков. Таким образом, именно библиотеки взяли на себя роль распространителя знаний. Благодаря библиотекам, еще во времена Аристотеля, образование перешло на качественна новый уровень. Его основой стала практика чтения текстов.

Шло время. На смену свитку пришел кодекс - книга хороню знакомой нам формы. Главным физическим носителем информации стала бумага. Возникновение и усовершенстЕ-ованне книгопечатания привело к тому, что книга постепенно превратилась в неотъемлемый атрибут цивилизации. Появился особый вид литературы - учебники.

Одновременно шло развитие системы образования. Возникали учебные заведения разноге уровня и назначения - от начальных школ до университетов. Как правило, учебные заведения более высокого уровня появлялись там, где уже существовали библиотеки (например, при монасты-

t». И, наоборот, там, где открывались учебные заведения светского толка, при них в первую оче-л создавались библиотеки. Книжные собрания на протяжении многих веков обеспечивали обра-le тем пособием, тем питательным субстратом, на котором взращивались и развивались эдые умы.

Конец XX века ознаменовался появлением новых носителей информации и новых типов библиотек. Ведь что такое глобальная сеть Интернет, как не универсальная электронная библиотека планетарного масштаба? Ее создатели столкнулись с теми же проблемами, которые приходилось решать библиотекарям во все времена: формирование и структурирование больших информа-даонных массивов, создание эффективного поискового аппарата, позволяющего вести быстрый аояск релевантной (точно соответствующей запросу) информации.

Появление интернет-технологий резко увеличило объем доступной информации, расширило ггографию ее распространения. И образование как область человеческой деятельности, напрямую шая с усвоением и переработкой информации, благодаря этому претерпевает в наше время гельные изменения, что проявляется в широком распространении дистанционного образованы. появлении электронных учебников и т. д. Однако (подчеркнем это жирной чертой), основа з*разовання осталась прежней - чтение текста, пусть этот текст мы все чаще считываем с экрана монитора. При этом новые возможности доступа к информации не отменяют, а дополняют преж-■к. точно так же, как дистанционное образование не только не отменяет обучение, осуществляемое при непосредственном контакте преподавателя и ученика, «face to face», но, как отмечают ■жриканскис исследователи, заметно уступает ему в эффективности. К тому же и в количсствен-I, и в качественном отношениях информация, представленная в глобальной сети, пока еще на порядков уступает богатству, накопленному человечеством в книгах. Поэтому можно с увс-гетностью утверждать, что и сегодня краеугольным камнем такой важнейшей сферы человеческой деятельности, как образование, остается книга, а значит и библиотека.

Формирование библиотечного фонда всегда, с момента открытия в 1917 году, было важней-вим, приоритетным направлением в работе библиотеки горного института. Лимитирующими факторами во все времена были денежные средства, с одной стороны, и состояние издательского дела

• стране - с другой. Непростым периодом в истории библиотеки стал конец XX века. Однако сегодня можно с уверенностью утверждать, что кризис 90-х годов преодолен. Благодаря тому, что

• последние годы Министерство образования стало выделять государственным вузам бюджетные средства для целей пополнения библиотечного фонда, уровень комплектования в 2003 году удалось поднять в 5 раз по сравнению с самым трудным 1997 годом.

Первостепенное внимание в последние годы уделялось комплектованию фонда учебной литературы. За 2002 и 2003 гг. он пополнился на 13 000 экз. Было выполнено около 100 заявок на приобретение учебников, поступивших от 25 кафедр - физики, химии, математики, информатики, философии, истории, экономики, иностранных языков, электротехники, теоретической механики, природообустройства, инженерной экологии, а также многих кафедр горного и геологического профиля. Существенно обновлены почти все разделы учебного фонда, по всем циклам дисциплин (а всего 4 цикла объединяет более 800 дисциплин) коэффициент книгообсспеченности удалось поднять до 0,5, т. е. 1 учебник приходится на двух студентов. Это средние цифры (по некоторым дисциплинам коэффициент книгообсспеченности приближается к 1, по другим же значительно ниже 0,5). Последнее объясняется, в первую очередь, тем, что разные кафедры обнаруживают разную степень заинтересованности в учебной литературе. Например, кафедра геодезии иод руководством В. Е. Коновалова прилагает очень много усилий, чтобы специальность «Городской кадастр» имела хорошую книгообеспечснность, и библиотекой приобретено уже около 20 наименований учебников по заявкам этой кафедры. Но однако можно привести примеры противоположного характера. Некоторые кафедры, открыв новую специальность, видимо, забывают о том, что студентам понадобятся учебники. И даже после напоминаний библиотеки не удосуживаются оформить заявки на их приобретение.

В 2004 году работа библиотеки по обновлению и пополнению учебного фонда была продолжена. С января уже выполнено 62 заявки кафедр. Однако дальнейшая работа застопорилась из-за недостатка средств. Деньги федерального бюджета исчерпаны, а из внебюджетных средств университета библиотека пока не получила ни рубля. Хотя очевидно, что Министерство образования финансирует библиотеки, принимая во внимание только количество бюджетных мест з вузе. Сту-

ленты же, обучающиеся на платной основе, должны платить, среди прочего, и за учебники, которые библиотека для них приобретает Поэтому определенная часть средств, полученных вузом от платной образовательной деятельности, обязательно должна направляться на цели пополнения библиотечного фонда. Это будет справедливо. Иначе получается, что платные студенты обеспечиваются учебниками за счет тех, кто учится на бюджетных местах.

Большое внимание библиотека уделяет такой важной составляющей фонда, как периодика. В самые трудные годы мы сумели сохранить подписку на все основные профильные издания, включая реферативные журналы. В последнее время, благодаря улучшившемуся финансированию, ежегодно расширяется перечень подписных изданий, прежде всего, за счет научных журналов. Таких в 2004 году было выписано дополнительно 26 наименований, в том числе 3 иностранных: «Mining Magazine», «Mining Engineering», «Oil and Gas Journal». Все они рекомендованы соответствующими государственными образовательными стандартами. Можно смело утверждать, что сейчас все направления подготовки специалистов в университете обеспечены научной периодикой в достаточном количестве, в полном соответствии с нормативами Минобразования. Всего научная библиотека получает около 200 наименований журналов и газет, в том числе лнтсратурно-художсствснныс, популярные и молодежные издания, что позволяет не только обеспечивать учебный и научный процесс в вузе, но н даст возможность студентам и преподавателям интересно и с пользой провести досуг.

Постоянно пополняются электронные ресурсы, создаваемые библиотекой. В настоящее время они включают 5 баз данных:

Электронный каталог книг Электронная картотека статей Электронный каталог редких книг Электронная коллекция «Урал горный» Автоматизированная картотека кннгообеспеченностн

8 ООО библ. записей 3 800 библ. записей 3 500 библ. записей 6 100 стр. 2 600 записей

Важным событием 2004 года было завершение ремонта читального зала учебной литературы, который не работал в течение года, что создавало большие трудности в обслуживании читателей, особенно в сессионные периоды. Обновленный читальный зал распахнул свои двери в начале сентября. Именно здесь мы встречали первокурсников, которых в этом году принято в университет 1200 человек. Здесь происходило их первое знакомство с библиотекой, здесь они получали читательский билет. Очень важно, с нашей точки зрения, для создания высокого настроя и уважительного отношения к вузу и библиотеке со стороны новоявленных студентов, что это происходило в подобающей обстановке - в чистоте и красоте.

С открытием читального зала у библиотеки появилась площадка, позволившая реализовать давно задуманные проекты, в частности, проведение художественных выставок. В 2004 году экспонировались уже 2 такие выставки: персональная выставка картин О. О. Алиевой и международная выставка «Дети мира рисуют библию». Последняя была приурочена к Еврейской декаде, проходившей в вузе по инициативе Центра содействия национально-культурным объединениям при УГГУ и Екатеринбургского еврейского общинного центра «Менора». Из ста детских рисунков, объехавших за 4 года многие страны, в библиотеке УГГУ были представлены 24 наиболее интересные работы. Выставка вызвала большой интерес у студентов и сотрудников университета.

Взаимодействие библиотеки и се читателей происходит не только в читальных залах и на абонементах. Активной жизнью живет библиотечная страница на веб-сайте УГГУ. Мы постоянно актуализируем опубликованную информацию, добавляем новые разделы. Сегодня заинтересованный читатель через Интернет может получить всю необходимую инфэрмацию о работе библиотеки, прочитать объявления, познакомиться с перечнем периодических изданий, поступающих в библиотечный фонд по подписке, посмотреть бюллетень новых поступлений литературы, воспользоваться электронными ресурсами, в том числе электронным каталогом, и т. д. Свои вопросы и предложения в адрес дирекции каждый студент и преподаватель может послать по электронной почте.

Контакт с читателями, знание их мнения о работе библиотеки, наличие системы обратной ога для нас чрезвычайно важно. Весной 2004 года сотрудники социологической лаборатории УГГУ провели среди читателей и библиотекарей социологическое исследование, результаты кото-жго опубликованы в 33-м выпуске «Социологического вестника». В целом читатели высоко оцс-■схи работу научной библиотеки, высказав ряд замечаний и предложений. Больше критики было в ■ I'm библиотекарей, но касалась она тех сторон нашей жизни, которые целиком зависят от ру-шводства вуза. Это финансирование комплектования, ремонт помещений и т. д. Удивительно, но » жонимных анкетах никто из сотрудников библиотеки не пожаловался на низкую зарплату, хотя «с средний уровень составляет всего 3,5 тысячи рублей. Это говорит о той, что в библиотеке рабо-шут энтузиасты своего дела, люди, заслуживающие уважения и благодарности, адекватной оценки своего труда.

Продолжается успешное сотрудничество научной библиотеки УГГУ в крупных проектах: «Consensus omnium - корпоративная сеть библиотек Урала» и МАРС (межрегиональная аналитическая роспись статей), участие в работе Российской Библиотечной Ассоциации, что сщС раз под--зерждаст высокий уровнь квалификации наших специалистов.

Между двумя юбилейными выпусками «Известий» прошло немного времени. Но, подводя «тоги работы библиотеки за 2 последних года, можно с удовлетворением констатировать, что про-жжты они не зря. Об этом убедительно свидетельствуют цифры.

Библиотека в цифрах

Показатель 2001 г. 2003 г.

Обьбм библиотечного фонда, жз. 662 291 665 800

Количество новых поступлений, экз. 9 648 II 028

в том числе учебной лит., экз. 6 205 f 021

Общее количество читателей 7 502 8 906

Вуз и библиотека связаны множеством связей, подобных кровеносным сосудам и нервным волокнам. Их взаимозависимость и взаимовлияние столь велики, что друг без друга они полноценно существовать не могут. Хорошая библиотека - необходимый фундамент для полноценного образования. Так будет до той поры, пока основой обучения остается чтение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.