УДК 026:378 Л.М. Чудинова
НАУЧНО-ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЦЕНТР КАК ИННОВАЦИОННАЯ ФОРМА СОЦИАЛЬНОКУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Представлен инновационный опыт работы Научно-информационного центра Алтайской академии экономики и права. Научно-информационный центр обеспечивает необходимой оперативной информацией учебный процесс и научные исследования вуза, является центром распространения знаний, культуры.
Общество сегодняшнего дня живет в условиях постоянных перемен и глобальных изменений во всех сферах общественной жизни: социальной, политической, экономической, экологической, технологической, культурной и др. На наш взгляд перспективы успешного развития есть только у тех людей, предприятий, учреждений, компаний, которые выбирают инновационную деятельность, путь преобразований. Научно-информационный центр Алтайской академии экономики и права (НИЦ ААЭП) взял направление на развитие и внедрение новаций с момента преобразования учебной библиотеки вуза в центр. Сегодня идет активное накопление опыта работы, интеллектуальных и материально-технических ресурсов. Сложился творческий коллектив единомышленников, который всегда стремится идти в ногу со временем, соответствуя требованиям читателей.
Новая концепция развития общества повышает значение и социальный статус библиотек и информационных центров в обеспечении доступа к накопленным человеческим знаниям. В этих условиях библиотека становится информационным ядром региона, зоны обслуживания и наиболее демократичным источником доступа к информационным ресурсам [2]. По мнению Н.В. Кротовой, мы становимся свидетелями того, как повышается в современном постиндустриальном обществе роль образования, растет престиж профессионального знания. Своеобразие ситуации состоит в том, что высшая школа продуцирует знания двух типов: знание как науку и знание как культуру. Можно отметить, что эта уникальная ситуация способствует социокультурному прогрессу личности, общества, государства, т. к. порождает знание как элемент культуры [4]. Основные виды информации в сфере высшего образования можно представить как своеобразную пирамиду зафиксированных знаний, базирующихся на громадном количестве первичных фактов, наблюдений, действий, экспериментов и т. п.
Научно-информационный центр ААЭП обеспечивает необходимой оперативной информацией учебный процесс и научные исследования, является центром распространения знаний, культуры. Позитивные изменения, происходящие в академии, вносят коррективы и в работу центра. С целью оптимизации деятельности меняется профиль комплектования, система обслуживания, применяются инновационные технологии. Как отмечает Е.В. Фролова, оценка результата инновации нагляднее при сравнении с традицией, которая потому и стала таковой, что показала свою надежность, эффективность и обоснованность. Говоря о библиотечных инновациях, как правило, имеются в виду формы и методы. За все годы бурного развития в библиотеках не возникло новых технологий, реализующих ее основные задачи, но появилось много форм и методов рационализирующих эти технологии [10].
Рассмотрим формы и методы инновационной деятельности, которые применяются в работе Научно-
информационного центра ААЭП.
Сегодня изменился процесс комплектования, автоматизированы многие традиционные технологии. Отдел комплектования и обработки центра совместно с преподавателями кафедр решают вопросы приобретения изданий для учебного процесса. С этой целью разработан протокол сверки и согласования рекомендуемой литературы. Данный документ, заполняется преподавателем и сотрудником отдела комплектования, он служит основой для базы данных «Книгообеспеченность». При отборе и заказе новой литературы используются сайты издательств и книготорговых фирм, их тематические планы, книготорговая информация, Интернет-магазины. Ежедневно пополняется база данных «Комплектование», которая позволяет отслеживать исполнение заказов кафедр, а также формировать сводные заявки.
Научно-информационный центр принял участие в составлении и разработке перспективного плана изданий Академии на 2007-2011 г., для этого в мае 2007 г. проведен глубокий анализ обеспечения всех дисциплин, изучаемых в вузе. По результатам анализа, в научное управление были внесены рекомендации - заказы на недостающие издания. Данная работа очень важна для сотрудников отдела комплектования, в деле обеспечения авторских курсов, изучаемых в Академии. Проводится статистический анализ работы, учет, каталогизация и библиотечная обработка документов ведется в автоматизированном режиме, информация вносится в электронные базы данных ИРБИС. Большое внимание уделено приобретению электронных учебников и учебных пособий, литературы на иностранных языках. Приобретаются издания, которые необходимы для выполнения индивидуальных планов учебного процесса студентов.
Важным моментом в работе Научно-информационного центра является наличие книжного фонда, соответствующего как по качественному, так и по количественному составу запросам студентов, аспирантов, преподавателей и других категорий читателей, проходящих обучение в ААЭП. Особенно актуальным это становится в связи с открытием новых специальностей, аспирантуры, магистратуры, изменением форм обучения, динамикой в структуре читательского контингента. При создании учебной библиотеки академии (с 2005 года - Научно-информационный центр) руководством была поставлена цель: обеспечить каждого студента необходимыми изданиями по основным учебным дисциплинам. Комплектование центра ведется планово и регулярно, высокими темпами, в результате чего, примерно через пять лет существования библиотеки, книгообеспеченность по большинству предметов, изучаемых в академии, составила 1.0. Сложившаяся ситуация сохраняется и в настоящее время.
Документный фонд Научно-информационного центра ААЭП - это новейшая учебная, научная, методическая литература, отраслевые словари и справочники, ав-
торефераты диссертаций, издания на ОБ, БУБ и видеолекции, электронные библиотеки. Особая гордость -бесценный фонд редких книг. В основном это литература ХУШ-Х1Х веков, а также первой половины XX века, представленная законодательными актами того времени, трудами выдающихся юристов прошлых столетий, историческими исследованиями, философскими трактатами. Значительно изменился и обновился фонд периодических изданий на основе изучения профильности вуза и проблематики изданий. К 2007 году массив периодики, поступающий в центр, составил 206 названий. Ежегодно увеличивается количество выписываемых журналов и газет.
Вузы, работающие в условиях изменяющихся требований к учебному и научному процессам, ждут от библиотек и информационных центров мобильности в обеспечении их документных потребностей. Сотрудники центра постоянно изучают передовой опыт и инновации других вузовских библиотек и информационных центров. В последние несколько лет появилось новое направление в организации работы вузов страны - создание электронных образовательных ресурсов, которые вмещают в себя учебники, учебные пособия, методические разработки, авторефераты диссертаций, материалы конференций и т.д. Данную задачу успешно реализуют многие учебно-информационные центры и библиотеки. Они понимают, насколько это сегодня важно для пользователей, стремящихся к повышению качества образования. НИЦ ААЭП старается чутко улавливать свежие идеи и быстро адаптироваться к новым условиям.
В перспективных планах центра сотрудниками поставлена задача - создать новую систему обслуживания пользователей на основе современных информационных технологий, организовать электронный образовательный ресурс Академии (ЭОР). Начата работа по созданию электронной БД «Методическое обеспечение», благодаря которой студенты ААЭП могут ознакомиться с учебно-методическим комплексом любой из дисциплин вуза, предусмотренных годовыми учебными планами, по интересующей специальности или направлению. Будет предусмотрена возможность пользования материалами центра с любого учебного корпуса Академии. Результаты, которые мы ожидаем от этих инноваций:
1. Создание «конкурентоспособных» библиографических БД для работы в корпоративной сети вузовских библиотек, которая откроет для наших пользователей возможность доступа к ресурсам других библиотек;
2. Расширение фонда НИЦ за счет появления новых электронных информационных ресурсов - полнотекстовых документов на ОБ, БУБ-носителях, обеспечение сетевого доступа к подобным ресурсам в Интернет к электронным библиотекам;
3. Электронные каталоги и другие справочнопоисковые системы будут включать виртуальные, по отношению к нашему центру, ресурсы;
4. Организация доступа удаленных пользователей к информационным ресурсам центра, в т.ч. к электронному каталогу через Интранет или Интернет.
Сущность услуг библиотеки вуза меняется на пути развития информационного общества к обществу знаний. Новые функции библиотек и центров требуют качественных перемен в организации работы с пользователями.
По мнению Б. Споране, знания - это информация, которая предоставляет пользователю широкие возможности выбора и действий. Знания являются неотъемлемой частью культуры. Они помогают личности в процес-
се созидательной деятельности, перед началом которой человек должен иметь идеальное представление о желаемых результатах своей работы. Это возможно при условии обладания соответствующим багажом знаний, т. е. при наличии определенного объема культуры [9]. Чем важнее становится использование информации как ресурса в любой деятельности, тем больше необходимость в специфических навыках работы с нею. Без этих навыков все информационные ресурсы не используются, инвестиции в технологии и развитие сети напрасны, мероприятия, направленные на популяризацию услуг, не достигают цели.
Информационная грамотность - главный из этих навыков, подразумевающий способность осознать необходимость новой информации, понять, какая информация нужна для решения проблемы. Информационная грамотность характеризует главную цель современного образования, основанную на умении самостоятельно получить информацию, используя различные приемы [7]. Научно-информационный центр ААЭП является основным посредником между источником информации и потребителем в процессе учебы и исследовательской деятельности. Сотрудники НИЦ содействует развитию информационной культуры пользователей центра, они изыскивают все средства и возможности для полноценного информационно-библиографического обслуживания читателей. В центре организовано дифференцированное обслуживание читателей, ориентированное на различные категории пользователей. Разработаны мероприятия по обучению читателей, учитывающие статус и специфику познавательной деятельности адресата - студент, аспирант, преподаватель или академический персонал. Все обучение в центре направлено на овладение рациональными приемами самостоятельного ведения поиска информации. Занятия и консультации проводят ведущие специалисты центра.
Студент обязан научиться находить, собирать, анализировать и синтезировать информацию, получать знания, умения и навыки информационного самообеспечения учебной и научно-исследовательской работы, тем более, что самостоятельная работа студентов в настоящее время является одной из приоритетных форм организации учебного процесса в высшем учебном заведении. Большая часть студентов, обучающихся в вузе, несмотря на повсеместное развитие информационных технологий, которые дают возможность использовать удаленный доступ к источникам, продолжает пользоваться услугами библиотек вузов для удовлетворения своих познавательных потребностей, в том числе и связанных с самостоятельной работой. Самостоятельная учебная работа студентов не обходится без поиска и обработки источников по необходимым темам или дисциплинам, поэтому умения и навыки работы с информацией являются исходным условием современного процесса обучения [8].
Информационно-библиографическая работа НИЦ ведется в двух направлениях.
¡.Помощь в самостоятельной работе студента
Начинается она традиционно со знакомства пользователя с НИЦ в первые месяцы обучения. Для студентов первого курса дневного отделения специалисты центра проводят «Неделю первокурсника» - комплексное информационно-рекламное мероприятие. В рамках этого мероприятия проводятся экскурсии, где читателей знакомят с правилами пользования абонементом и читальным залом, с библиотечными фондами, системой, элек-
тронных каталогов. Для студентов первого курса заочного юридического факультета проводятся практические занятия по библиографии, для них подготовлена информация по следующим направлениям:
- «Информационные ресурсы НИЦ ААЭП. Поиск информации»;
- «Библиографическая запись. Составление списка литературы».
Ежегодно для студентов-дипломников совместно с кафедрами центр проводит информационное мероприятие «Неделя дипломника». Ведущие специалисты проводят консультации для студентов по поиску информации для дипломных работ, оформлению списков использованной литературы. Специально по темам дипломных работ студентов сотрудники читального зала готовят тематические выставки. Данные комплексные мероприятия проводятся при активном участии руководителей дипломных проектов и заведующих кафедрами.
Несомненно, значение Научно-информационного центра в вузе возросло, когда больше времени стало отводиться студентам на самостоятельную работу. Современное состояние организации самостоятельной учебной работы определяет для библиотек дальнейшую необходимость адаптировать свою деятельность к постоянно возрастающим информационным потребностям студентов, развивать их познавательную активность, содействовать формированию самостоятельности и способности к творческому решению современных производственных задач, умению принимать профессиональные решения.
2. Содействие научной деятельности преподавателей
Обеспечение преподавателей необходимой информацией осуществляется через систему текущего библиографического информирования. Раскрытию информационных ресурсов способствуют дни информации, выставки новой литературы, бюллетени новых поступлений. Важными для центра являются оперативность, актуальность и полнота информационного обслуживания. Отсюда возникают поиски более предпочтительных форм информирования наших пользователей. Так, например, рассылаемые на кафедры отраслевые бюллетени новых поступлений с недавнего времени стали сопровождаться выборочной аннотацией, а также впервые были применены карты обратной связи, что позволяет корректировать работу отдела комплектования.
Осуществляя помощь в научной деятельности преподавателей, сотрудники центра составляют библиографические списки по темам научных работ, проводят информационные обзоры, дни кафедры. Естественно, что информационные потребности преподавателей выше, чем у других пользователей, вопросы более специфичны, поэтому подготовка к этим мероприятиям требует от сотрудников центра больше внимания и высокую степень подготовки. В Алтайской академии экономики и права внедряются инновационные методы обучения, разработана программа перехода на компетентностный подход в образовании, проводятся мастер-классы, тесты, тренинги, «круглые столы» и др. Научно-информационный центр также активно включен в реализацию проектов и программ вуза. Кроме того, НИЦ обеспечивает информационную поддержку научных семинаров, конференций, проводимых в ААЭП. Инновационным мероприятием для центра стал подготовленный в 2007 году, в рамках Общеакадемического научно-методического семинара, мастер-класс «Электронные образовательные ресурсы научно-информационного центра ААЭП». Ос-
новной задачей исследовательской работы центра является непрерывное изучение степени удовлетворенностей потребителей и уровня предоставляемых услуг. В связи с этим, сотрудниками центра ежегодно проводится анализ использования периодических изданий. Цель данной работы - повысить соответствие документного фонда центра информационным потребностям читателей.
Регулярно исследуется уровень информационной культуры пользователей. Проводимые мероприятия направлены на изучение качества информационнобиблиографического обслуживания студентов академии. В 2007 году работники НИЦ ААЭП провели анкетирование среди пользователей электронного читального зала. Задачами исследования являлись:
- сбор статистических данных, характеризующих уровень удовлетворенности студентов предоставляемыми информационными услугами зала;
- получение конкретных конструктивных предложений по улучшению качества и вида услуг.
На вопрос, насколько необходим студенту библиотекарь-консультант, читатели ответили «постоянно обращаются за помощью к консультанту» - 35 % «иногда обращаются» - 56%. Такой ответ говорит о том, что большая часть респондентов в своей деятельности не может обойтись без помощи библиотекаря. Одной из причин сложившегося положения является незнание студентами приемов и методик поиска информации, работы с информационно-поисковыми системами. Давая оценку работе дежурного консультанта, 64% студента отметили что - «удовлетворены полностью» 27%- «пожалуй удовлетворены». Результаты анкетирования показали, что студенты недостаточно используют предлагаемые центром услуги; необходимо повышать информационную грамотность пользователей центра, а также увеличить количество автоматизированных рабочих мест.
Результативность деятельности научно-информационного центра Академии как социально-культурной системы и как подсистемы вуза в равной степени зависит от соответствия целей и задач центра стратегическим целям вуза. Для НИЦ доминирующей сегодня становится информационно-образовательная функция, которая обеспечивает реализацию его социальной миссии.
Руководство Академии вкладывает достаточные финансовые средства в улучшение качества предоставления информационных услуг, в развитие материальнотехнической базы центра. Так, к новому учебному году будут организованны 8 дополнительных автоматизированных рабочих мест для пользователей, планируется увеличить количество часов факультативных занятий для студентов первых курсов. В связи с реорганизацией библиотеки в научно-информационный центр была модернизирована структура библиотеки. В настоящее время структура НИЦ ААЭП представлена абонементом, тремя читальными залами, информационно-библиографическим отделом, отделом комплектования и обработки литературы. Весь комплекс библиотечно-информационных услуг осуществляют абонемент и читальные залы, рассчитанные на различные категории пользователей. Абонемент обеспечивает каждого студента ААЭП учебниками и учебно-методическими пособиями по основным изучаемым дисциплинам. Кроме того, студенты имеют возможность получить дополнительную литературу для самостоятельной работы.
Самым большим подразделением центра является читальный зал для студентов, способный принять свыше 70 пользователей. На выставочных стендах зала разме-
щены новинки изданий. Также выделена специализированная рабочая зона для просмотра видеолекций. В читальном зале преподавателей организована постоянно действующая выставка новых поступлений. Преподаватели могут познакомиться с книготорговыми каталогами, рекламной продукцией издательств и оформить заявку на приобретение необходимых изданий. Для создания комфортной среды была приобретена новая эргономичная мебель. Особой популярностью у студентов пользуется электронный читальный зал. В нем сосредоточен фонд на ОБ, БУБ, видеотека, электронные библиотеки, СПС Гарант и Консультант Плюс. Для пользователей выделено 10 автоматизированных рабочих мест. Компьютеры объединены в локальную сеть с выделенным сервером. Все компьютеры имеют скоростной доступ в Интернет. Провайдером является компания ГЫТЕЬВ! Именно в этом зале сосредоточен основной спектр услуг, предоставляемый в автоматизированном режиме: самостоятельная работа на компьютере в электронном читальном зале с офисными программами; свободный доступ к полнотекстовым правовым базам данных «Консультант Плюс» и «Гарант»; предоставление электронных библиотечных баз данных; отбор, создание копий документов и отправка по электронной почте по предварительному заказу преподавателей; сканирование документов для преподавателей; копирование документов из электронных баз данных на дискеты, ОБ, БУБ и ЦЖ-носители. Ксерокопирование документов и доступ к ресурсам Интернет являются платными услугами.
Ежедневно на всех точках обслуживания читателей проводится консультирование пользователей по интересующим их вопросам. Во время индивидуальных консультаций происходит и их обучение. Библиотекари прикладывают значительные усилия, обучая своих читателей поиску необходимой им информации. В свою очередь, сотрудникам центра приходится постоянно повышать квалификацию и беспрерывно самообразовываться. Коллектив научно-информационного центра небольшой
- всего 13 квалифицированных специалистов. Они ведут работу центра по всем направлениям библиотечнобиблиографической деятельности.
С внедрением новых информационных технологий меняется и сам характер пользования центром. Кроме традиционных читателей, которые физически охвачены сферой обслуживания, в перспективе ожидается появление «виртуалных» читателей через локальные сети или через Интернет. Библиотекарь должен постоянно учиться, чтобы адаптироваться к изменениям, происходящим в настоящее время. Специалисты центра выполняют не только непосредственно практическую работу, но и занимаются преподавательской и научной деятельностью, что требует кропотливой самообразовательной работы. Если традиционно библиотекарь имел дело с документами на бумажных носителях, которые не требовали при их использовании технических устройств, то сейчас, на-
Библиографический список
ряду с традиционными носителями информации, он работает с аудио- и видеоматериалами, дискетами, компакт-дисками, электронными изданиями, ЦЖ-
носителями. Следовательно, ему необходимо обладать навыками использования современных технических средств и технологий. Современному специалисту, необходимо владеть навыками использования компьютеров, ксероксов, сканеров, принтеров, модемов, видеотехники и другой аппаратуры. Наблюдается тенденция технизации и технологизации библиотечной профессии [11].
Эстетическому, культурному воспитанию студентов, их просвещению и организации досуга уделяется достаточно много внимания в вузе. Свою лепту вносит и литературно-музыкальный салон НИЦ. За шесть лет существования салона накоплен определенный опыт, выявлены устойчивые интересы зрителей и слушателей. Мероприятия, проводимые в салоне, носят весьма разнообразный характер: праздничные концерты, музыкальные вечера, литературные и театральные спектакли, вечера-встречи, лекции. В разное время гостями салона были: представители Общества культурной инициативы, сотрудники Алтайского художественного музея, музыканты Алтайской государственной филармонии, оркестр “Сибирь”, ансамбль “Руснари”, актеры ведущих театров г. Барнаула, писатель Б. Прохоров. Особенно запомнились вечера, подготовленные на высоком профессиональном уровне: “Провинциальные истории” (литературный спектакль по творчеству Пушкина), “Кафе поэтов”, “Шестое чувство” (литературно-музыкальные
композиции по поэзии “серебряного века”), «Эдит Пиаф: страницы жизни и любви». За годы работы салона налажены прочные связи со многими общественными организациями и образовательными учреждениями. Более того, у салона появились надежные партнеры. Яркий тому пример - плодотворное сотрудничество с преподавателями и студентами Алтайской государственной академией культуры и искусств.
В заключение хотелось бы отметить, что работа по созданию научно-информационного центра ААЭП началась недавно, однако отчетливо видны определенные результаты, намечены планы и перспективы, к которым следует стремиться. Для нас очень важен момент вступления центра в методическое объединение вузовских библиотек Алтайского края. Целью совместной деятельности является развитие сотрудничества в культурной, образовательной, научной и информационной областях. Мы надеемся, что изучение передового опыта, взаимодействие с другими вузовскими библиотеками, углубление инновационной деятельности центра приведет к положительной динамике его развития, повышению качества предоставляемых информационно-библиотечных и образовательных услуг, а также укреплению имиджа нашего вуза.
1. Гендина, Н. И. Образование для общества знаний и проблемы формирования информационной культуры личности / Н. И.
Гендина // Науч. и техн. Б-ки. - 2007. - № 3. - С. 40-48.
2. Качанова, Е. Ю. Инновации в библиотеках / Е. Ю. Качанова. - СПб. : Профессия, 2003. - 318 с.
3. Комаровская, Т. В. Стратегия развития научной библиотеки университетского комплекса СибГТУ / Т. В. Комаровская // Биб-
лиотечный и информационные ресурсы в современном мире науки, культуры, образования и бизнеса : материалы 13 международной конференции - [Электрон. данные]. - М. : Международная Ассоциация пользователей и разработчиков электронных библиотек и новых информационных технологий (Ассоциация ЭБНИТ), 2006. - Режим доступа : http ://www.gpntb.ru/win/inter-events/crimea2006/disk2/proceedings.html
4. Кротова, Н. В. Знание и культура-приоритеты ХХ1 века / Н. В. Кротова // Науч. и техн. б-ки. - 2007. - № 1. - С. 56-60.
5. Панкова, Е. В. Электронный учебник или учебник на электронном носителе / Е. В. Панкова // Библиотечный и информационные ресурсы в современном мире науки, культуры, образования и бизнеса : материалы 13 международной конференции - [Электрон.
данные]. - М. : Международная Ассоциация пользователей и разработчиков электронных библиотек и новых информационных технологий (Ассоциация ЭБНИТ), 2006. - Режим доступа : http://www.apntb.ru/win/inter-events/crimea2006/disk2/proceedinas.html
6. Попов, Г. А. Болонский процесс и библиотечное обслуживание вузов / Г. А. Попов, В. В. Трифонов // Библиотечный и информационные ресурсы в современном мире науки, культуры, образования и бизнеса : материалы 13 международной конференции -[Электрон. данные]. - М. : Международная Ассоциация пользователей и разработчиков электронных библиотек и новых информационных технологий (Ассоциация ЭБНИТ), 2006. - Режим доступа : http://www.apntb.ru/win/inter-events/crimea2006/disk2/proceedinas.html
7. Саука, Й. Пользователь университетской библиотеки : сегодняшнее измерение / Й. Саука // Библиотечный и информационные ресурсы в современном мире науки, культуры, образования и бизнеса : материалы 13 международной конференции - [Электрон. данные]. - М. : Международная Ассоциация пользователей и разработчиков электронных библиотек и новых информационных технологий (Ассоциация ЭБНИТ), 2006. - Режим доступа : http://www.apntb.ru/win/inter-events/crimea2006/disk2/proceedinas.html
8. Савенкова, Л. В. Самостоятельная работа студентов с ИПС - объект пристального внимания библиотеки университета / Л. В. Савенкова // Библиотечный и информационные ресурсы в современном мире науки, культуры, образования и бизнеса : материалы 13 международной конференции - [Электрон. данные]. - М. : Международная Ассоциация пользователей и разработчиков электронных библиотек и новых информационных технологий (Ассоциация ЭБНИТ), 2006. - Режим доступа : http://www.apntb.ru/win/inter-events/crimeа2006/disk2/proceedinas.html
9. Споране, Б. Личность в информационном обществе / Б. Споране // Науч. и техн. Б-ки. - 2002. - № 10. - С. 64-72.
10. Фролова, Е. Ф. Инновации как фактор развития традиционных технологий и совершенствования информационнобиблиотечных услуг / Е. Ф. Фролова // Библиотечный и информационные ресурсы в современном мире науки, культуры, образования и бизнеса : материалы 13 международной конференции - [Электрон. данные]. - М. : Международная Ассоциация пользователей и разработчиков электронных библиотек и новых информационных технологий (Ассоциация ЭБНИТ), 2006. - Режим доступа : http://www.apntb.ru/win/inter-events/crimea2006/disk2/
proceedinas.html.
11. Чувильская, О. А. «Библиотечная инициатива молодых» - уверенный взгляд в будущее! / О. А. Чувильская // Библиотечный и информационные ресурсы в современном мире науки, культуры, образования и бизнеса : материалы 13 международной конференции - [Электрон. данные]. - М. : Международная Ассоциация пользователей и разработчиков электронных библиотек и новых информационных технологий (Ассоциация ЭБНИТ), 2006. - Режим доступа : http://www.apntb.ru/win/inter-events/crimea2006/disk2/proceedinas.html
Материал поступил в редакцию 25. 07. 2007.