УДК 378.1 (09):(026:61)
БИБЛИОТЕКА ГРОДНЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА: ИСТОРИЯ, СОВРЕМЕННОСТЬ, ПЕРСПЕКТИВЫ
С. С. Гулько
Гродненский государственный медицинский университет
ГУЛЬКО Светлана Степановна -заведующая библиотекой
В 2003 году научная библиотека Гродненского государственного медицинского университета отметила свое 45-летие. Библиотека является важнейшим структурным подразделением университета, центром распространения знаний, духовного и интеллектуального общения, культуры.
В 1958 г. был открыт Гродненский медицинский институт. Одновременно была создана библиотека. Книжный фонд на 1 января 1959 года составлял 4658 экз. и пополнялся за счет библиотек медицинских вузов городов Ленинграда, Москвы, Минска. Количество читателей - 298 человек, из них студентов -262, преподавателей -26, служащих
- 10. МБА пользовалось 3 читателя. Штат библиотеки - 3 человека. Первой заведующей библиотекой была Кокарева Майя Александровна.
Прошло 45 лет. На протяжении этих лет библиотека крепла, развивалась. Сегодня фонд библиотеки насчитывает свыше 400 тыс. экз. Количество читателей по единому читательскому билету - 4213, фактически обслуженных - 11136. Книговы-дача в год составляет 405 тыс. экз. В структуре библиотеки - отделы комплектования и научной обработки литературы, книгохранения, библиографии, обслуживания с четырьмя абонементами и 2 читальными залами. На многих кафедрах работают передвижные библиотеки. Существенно изменилось качество работы. Организовано дифференцированное обслуживание по видам литера-
В статье освещается история, современное состояние и перспективные направления информационной деятельности библиотеки вуза.
Ключевые слова: библиотека, учебный процесс, новые информационные технологии.
This article depicts the history, present condition and the perspectives of the university library information activity.
Key words: library, curriculum, new information technology.
туры и категориям читателей. Для наиболее полного удовлетворения информационных потребностей пользователей библиотеки используется межбиблиотечный абонемент и электронная доставка документов, базы данных, Интернет. Установлена тесная связь как с библиотеками города Гродно, так и с крупнейшими библиотеками РБ, РФ и РП.
Известно, что успехи функционирования вуза зависят не только от профессорско-преподавательского состава, но и от информационного обеспечения учебного процесса и научно-исследовательской деятельности. И эта забота лежит, в первую очередь, на плечах библиотеки. Перед ней сегодня стоят новые задачи: надо не только успевать пополнять фонды свежей информацией, но и применять новые формы доступа к ней, ее сохранности и систематизации, дать возможность читателю пользоваться информацией других библиотек. Развитие новых технологий позволяет это делать. Библиотеку сегодня трудно представить без компьютерной сети, электронных носителей информации, доступа к Интернету.
Первый компьютер в библиотеке появился в начале 90-х годов. Автоматизация любой библиотеки начинается с перевода справочно-поискового аппарата в электронную форму. Первые шаги по созданию электронного каталога были сделаны с помощью программного обеспечения, созданного специалистами АСУ университета. Но шло время, и возникла необходимость во внедрении новой программы, отвечающей современным требованиям. При выборе нового продукта мы руководствовались следующими критериями:
• интегрируемость в корпоративные
Кокарева М.А. - первая заведующая библиотекой
библиотечные системы;
• поддержка W-технологий и протоколов обмена;
• поддержка любого количества БД;
• поддержка технологии использования штрих-кодов;
• поддержка полных текстов;
• возможность адаптации к условиям нашей библиотеки.
Исходя из этих требований, была приобретена АБИС «ИРБИС». Программа состоит из 5 автоматизированных рабочих мест. Это позволяет автоматизировать библиотечный процесс на каждом его этапе, начиная с комплектования и заканчивая автоматизированной книговыдачей.
Сегодня в работу включены 4 АРМа. В ближайшем будущем будет введено рабочее место «Кни-говыдача».
Размещение в сети Интернет электронного каталога библиотеки - это один из важных факторов, которые определяют самостоятельную подготовку как студентов, так и преподавателей в учебной, научно-исследовательской деятельности. В идеальном варианте ЭК должен предоставлять доступ к полнотекстовым документам (их сканирование), сопровождая библиографическую запись гиперссылкой. В программе развития библиотеки обозначена перспектива: от автоматизации библиотечных технологий к созданию цифровых информационных ресурсов.
Сегодня мы имеем быстрорастущую группу читателей, которые не хотят пользоваться документами и справочно-поисковым аппаратом в бумажной форме, а концентрируют свое внимание на документах в электронном виде. И таких становится все больше. Пример тому - быстро развивающаяся форма дистанционного обучения. А любая модель дистанционного обучения должна предусматривать организацию доступа к учебному материалу. Вуз готовит курс лекций с помощью компьютера. Студент может получить у преподавателя дискету если не с полным курсом лекций, то, по крайней мере, с основными его частями. Сейчас задача
- продумать, как из этого курса грамотно подготовить электронный учебник. Необходимо, чтобы в таком учебнике была интеграция текста с мультимедиа технологиями. Библиотека в этой цепочке
должна стать своеобразным «электронным архивом», информационным центром, а библиотекари из хранителей и «носильщиков» превратятся в информационных специалистов, брокеров, консультантов.
Ученые вынуждены тратить до 50% своего рабочего времени на поиск нужной информации. В этой связи возникает необходимость извлечения из мировой базы знаний наиболее ценной информации для ученых, а затем преобразования ее в новые систематизированные формы, а именно, проблемно-ориентированные базы данных. ПОБД -концентрация документов по узко-тематическим областям знаний и перспективным научным направлениям.
Необходимо создать и постоянно пополнять базу полнотекстовых документов по основной тематике деятельности университета, скопированных из Интернет, наличие и использование которых расширяет информационный фонд библиотеки, оперативно вводит в оборот новейшую научную информацию
Таким образом, в настоящее время основными тенденциями в развитии библиотеки ГГМУ и ее библиотечных услуг являются:
• обеспечение удаленного доступа к ресурсам библиотеки;
• развитие самообслуживания пользователей;
• индивидуальный подход к пользователю;
• создание полнотекстовых БД и ПОБД;
• развитие библиотеки как рабочего места студента, центра обучения или центра ресурсов обучения.
Средства работы библиотеки становятся более совершенными, но главное предназначение пока не меняется.
«Как бы приятно, художественно и интересно ни был отделан фонарь, он, прежде всего, должен светить» О. де Бальзак.
Успехов тебе, родная библиотека!
Литература:
1. Базакова Р.И., Тюрина Л. Г. Библиотечно-информационная деятель-
ность вуза // Высшее образование в России. - 2002. - № 2. - С.
107-112.
2. Годовые отчеты о работе библиотеки за 1958-2003 годы (архив
ГГМУ).
3. Экспонаты музея ГГМУ.