Научная статья на тему 'Библиотечные типы: наталья Торопова'

Библиотечные типы: наталья Торопова Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
90
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Библиотечные типы: наталья Торопова»

Владимир Валерьевич Алексеев

УдГУ, к.и.н.

БИБЛИОТЕЧНЫЕ ТИПЫ: НАТАЛЬЯ ТОРОПОВА

Гамлет, как известно, задавался вопросом: «Быть или не быть?». А в наше время этот вопрос формулируется несколько иначе: «Быть или казаться?». Борцы находили в себе мужество, чтобы, для себя хотя бы, ответить: быть. Сегодня же ответ на него - как это ни печально - однозначен: казаться. Хотя, рано или поздно у любого человека возникает нестерпимое желание понять, что он собой представляет по гамбургскому счету, а не по счету социальной ангажированности. Но мужества, чтобы честно отвечать на него почти ни у кого нет. И сквозь внешний гул похвал и восхищений вдруг слышится долго заглушаемый голос подсознания:

- А ведь на самом-то деле ты полное дерьмо, братец.

Нам снится не то, что хочется нам -Нам сниться то, что хочется снам.

Вадим Шефнер

И начинается скучнейшая свистопляска: запои, наркота, безудержная страсть к деньгам, роскошам, власти и т.д., лишь бы его заглушить.

Автор очень давно начал обращать внимание на подобные случаи, тем более, что они происходили и происходят сплошь и рядом и куда ни плюнь. И всегда всё кончалось одинаково бездарно: ручки крестиком, губки бантиком - у меня не получается; а конъюнктура, то бишь имидж, показуха, почему-то получается всегда.

Так вот, сотрудница библиотеки УдГУ Наталья Александровна Торопова относится к тем немногим людям, которые не просыпаются среди ночи от вывертов подсознания.

Сильная (даже внешне), уверенная в себе женщина с не слишком приветливой судьбой. С первым мужем развелась. Второго мужа похоронила. Дочь Лиду с четырех лет воспитывала сама. И как воспитала! Дочь получила два высших образования: историческое в УдГУ, и юридическое в университете Дружбы народов в Москве. Теперь Наталья Александровна растит внука и внучку.

Она родилась 8 декабря 1955г. в деревне Верхний Утем Старозяцкинского района Удмуртской АССР.

Ее первые слова были не папа, не мама - а: я сама. Наталья Александровна рассказывает о себе:

«Отец, Александр Михайлович, сам из-под Воронежа. Образование у него всего семь классов. Подростком, по оргнабору, был отправлен в Нижний Тагил на сталелитейный завод, делать танковую броню. Откуда, в 1947г. перенаправлен в дер. Верхний Утем Старозяцкинского района Удмуртии, где стал председателем колхоза. Мама была библиотекарем; именно она открыла первую в колхозе библиотеку и стала ее заведующей. В Старозятцинском леспромхозе на реке Кильмезь, куда отец перешел работать в 1958г., помимо основной работы (заместитель директора леспромхоза) был и парторгом. Он вообще по внешности и по характеру был сильно похож на Бориса Ельцина. Но мне он никогда не грубил и не навязывал своего мнения. В первый же раз, когда он попытался проявить на мне свой характер, я дала ему отпор. На этом дело и кончилось.

По леспромхозу хочу сказать еще вот что. Недавно я прочитала книгу В.В.Коробейникова и А.В.Коробейникова «Двадцатый век в биографии инженера» (Иднакар: методы историко-культурной реконструкции. Ижевск, 1910. № 2(9)). Мне очень понравилось, как правдиво и точно были описаны Сентегский и Сюрекский лесоповалы, где работал отец В.В.Коробейникова. Добавить просто нечего.

Жили мы в это время в деревне Арлеть, где я выросла и закончила 7 классов (Полностью получила среднее образование в Ярской средней школе). Помогала маме - Маргарите Владимировне в библиотеке лет с 12 - 14-ти. Бабушка тоже была библиотекарем, ее муж - мастеровым.

В семье было семеро детей. Пятеро братьев - Владимир, Виктор, Михаил, Александр и Юрий (двое последних - приемные) и две сестры - я и Татьяна.

Братья все как один были водителями разных видов техники, и меня заразили увлечением техникой.

А от отца - завзятого охотника и рыболова - пришло увлечение и этими промыслами. Рыбачу я и сейчас: и зимой и летом.

Для меня охота была настоящей страстью. До сих пор неравнодушна к любому оружию. Лет с десяти помогала отцу набивать патроны, резать пыжи, развешивать дробь, чистить до и после охоты ружья - их было у нас три. На охоту он начал меня брать с одиннадцати лет. Совместные походы научили меня терпению, молчанию, спокойствию в любой ситуации. Лес дает понять человеку всю суету его человеческого мира».

Когда я узнал об увлечении Натальи Александровны охотой, возник неожиданный поворот сюжета. Я сам десять лет проработал на Ижевском Механическом заводе инженером по выставкам, и о ружьях и о проблемах, которые порождает любительская охота, знал много чего. Тем более, было интересно встретить в самом, казалось бы, неожиданном месте -в библиотеке - женщину, которая не просто знает, что такое, скажем, ружьё Иж-18 или Иж-27Е-1С, но и стреляла из этих ружей разную дичь. Которая знает, что такое эжектор, что курок не спускают, а взводят, что у ружья не дуло, а ствол и т.д.

Наталья Александровна окончила Ижевское культпросветучилище в 1976г. Недолго, по направлению, проработала в районной библиотеке г. Глазова, откуда перешла в Дом Культуры в Ярском леспромхозе, где тогда работал отец. Еще год (заочно) проучилась в Казанском институте культуры. На этом взаимоотношения с официальным образованием закончились.

Она великолепно ремонтирует и переплетает книги; научилась сама работая директором Дома Культуры, без штата - все приходилось делать собственными руками - в т.ч. переплетать книги. Много лет спустя, уже в библиотеке УдГУ она прочла у японского поэта Рёкана:

Что говорить,

И людей Не сторонюсь,

Но мне приятней Быть одному.

Прямо про меня. - говорит Наталья. - Я предпочитаю быть одна, меня не устраивает коллективизм.

Тейяр де Шарден, один из создателей теории ноосферы, пытался обосновать преимущества коллективизма перед индивидуализмом, но логика индивидуалистов, на мой взгляд, у него получилась куда лучше.

Индивидуалы «Предпочитают становиться все более одинокими, чтобы полнее жить... Сосредоточение путем рассредоточения с остальным... Мы видим, что крайний индивидуализм резко выходит за рамки философии немедленного наслаждения и ощущает потребность совместить себя с глубокими требованиями действия... (Тейяр де Шарден. Феномен человека. - М., 1987. - С.

189, 190.»).

Самодостаточный, или, что то же самое, с сильной индивидуальностью, человек, мягко говоря, не слишком нуждается в других людях; более того, он прекрасно осознает, что когда он делает действительно полезное дело и действительно качественно они, своим мельтешением и своими придирками, своими установками «как у всех», только мешают ему.

Наталья Александровна рассказывает дальше: «1982-1996, г. Ижевск. Сюда переехали родители, а в библиотеках свободных рабочих мест не было. Чисто случайно, прямо с улицы, оказалась в НИИ ВЭМ (Вакуумно-Электронное Машиностроение), в отделе множительной техники. Когда устраивалась туда, произошел интересный случай. У меня ведь не было никакого документа о техническом образовании - только навыки, обретенные в семье технарей. Начальник сказал: «сейчас я остановлю машину, если включишь сама, без моей помощи, будешь работать». Я включила и дальше довольно быстро, опять же самоуком, освоила всю технику отдела. Начальник как-то подал реплику: «да техника тебя просто любит!»

Но началась перестройка, рухнул Советский Союз, были отпущены цены, промышленность, в первую очередь военная, развалилась. В НИИ ВЭМ, как и везде, произошло сильнейшее сокращение штатов.

Дочь - Лида, училась в УдГУ, а нужные книги достать было очень трудно.»

В результате в 1996г. Наталья Торопова оказалась в библиотеке УдГУ: сначала библиотекарь в книгохранении, затем на ксероксе (1998), где она, может быть, даже несколько неожиданно для себя самой, почувствовала себя максимально комфортно. Характерный штрих - в книгохранении она расставляла книги по истории - самый ответственный отдел.

Выстроилась полная гармония по итогам предыдущей жизни: и работает в библиотеке, и работает с техникой, и с книгами: ремонт, переплет, и с людьми общается вдоволь и им нужна.

«Деньги разве что; вернее их отсутствие. Но я не слишком за ними и гонюсь».

Мысли, которые она высказывала во время разговоров:

- Надо довольствоваться тем, что есть и прибавлять, что можно.

- Делай, а не рассуждай. Делай, что должен и будь, что будет. Одно дело стоит больше чем десять тысяч слов (разные варианты), но суть одна.

- Чем меньше трещишь, тем лучше живешь.

- Работай, чтобы все было тип-топ и все будет хорошо.

- В этой жизни вообще мало что есть, что может меня напугать; разве что с внуками что-то случиться.

- Я считаю, что красивую жизнь прожила и интересную.

Любит читать. В особенности, публицистику А.И.Солженицына, историческую, научно-популярную литературу по разным направлениям. Сейчас зна-

ковый для нее автор Макс Фрай. «А то, что читают все я читать вообще не люблю. Та же публицистика Солженицына: как он мудр, а кому в России это интересно и нужно как руководство к действию?»

Хочется закончить портрет современницы любимым её присловьем в котором звучит не фатализм, а житейская мудрость: «А куда ты денешься с подводной лодки?»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.