Научная статья на тему 'Библиотечно-информационная деятельность как инструмент формирования социального здоровья: к вопросу об актуализации содержания'

Библиотечно-информационная деятельность как инструмент формирования социального здоровья: к вопросу об актуализации содержания Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
476
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИБЛИОТЕКА / ИНФОРМАЦИЯ / ЗДОРОВЬЕ / СОЦИАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ / LIBRARY / INFORMATION / HEALTH / SOCIAL HEALTH

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Савич Людмила Ефимовна

Здоровье людей рассматривается как непременное условие социальной стабильности, прогнозируемости развития общества. Библиотека, являясь образовательным, просветительным, ценностно ориентирующим социальным институтом, должна содействовать разрешению противоречия между психолого-педагогической и библиотечно-информационной практикой воспитания, образования, информирования и менталитетом россиян, основанном на интуитивных представлениях о здоровье, способах его сохранения и разрушения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LIBRARY-INFORMATIONAL ACTIVITY AS AN INSTRUMENT OF FORMING SOCIAL HEALTH: DUE TO THE QUESTION OF CONTENT ACTUALIZATION

People health is being considered as an indispensable condition of social stability, forecastability of development of society. Library, being an educational, educative, value-orienting social institute, must assist for solution of contradiction between psychopedagogical and library-informational practices of upbringing, education, informing and mentality of Russians, based on intuitive ideas of heath, ways of saving and destroying it.

Текст научной работы на тему «Библиотечно-информационная деятельность как инструмент формирования социального здоровья: к вопросу об актуализации содержания»

УДК 39.25+13.31

Л. Е. Савич

БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ:

К ВОПРОСУ ОБ АКТУАЛИЗАЦИИ СОДЕРЖАНИЯ

Здоровье людей рассматривается как непременное условие социальной стабильности, прогнозируемости развития общества. Библиотека, являясь образовательным, просветительным, ценностно ориентирующим социальным институтом, должна содействовать разрешению противоречия между психолого-педагогической и библиотечно-информационной практикой воспитания, образования, информирования и менталитетом россиян, основанном на интуитивных представлениях о здоровье, способах его сохранения и разрушения.

Ключевые слова: библиотека, информация, здоровье, социальное здоровье

People health is being considered as an indispensable condition of social stability, forecastability of development of society. Library, being an educational, educative, value-orienting social institute, must assist for solution of contradiction between psycho-pedagogical and library-informational practices of upbringing, education, informing and mentality of Russians, based on intuitive ideas of heath, ways of saving and destroying it.

Keywords: library, information, health, social health

Человек сам для себя является книгой.

М. Бутов

А. Маслоу писал о том, что здоровым людям присущи среди всего прочего следующие общие черты: способность лучше воспринимать действительность, хорошо относиться к себе, другим и природе; естественность, спонтанность и простота; автономность и активность; отношение - с уважением, радостью и удивлением - к основополагающим жизненным благам, признание их ценности; чувство солидарности; демократический склад характера; выраженные этические задатки; их юмор носит не язвительный, а философский характер; все здоровые люди без исключения склоны к творчеству [10].

Становится все более очевидным, что здоровье человека - это прежде всего диалектическая функция его мировоззрения, что оно представляется как единство телесного, психического, социального и мировоззренческого здоровья. Наверное, это и есть идеал, к которому должно стремиться общество, и который невозможен без участия библиотеки как социального института, обеспечивающего воспитание, образование, социализацию и профессионализацию личности, развитие науки, культуры, экономики общества. Библиотека способствует «включению конкретного человека в культуру, выступая ее ретранслятором (через духовные ценности, зафиксированные в информационных источниках)» [12, с. 102]. В этом выражается, на наш взгляд, ее социализирующая = оз-доравливающая функция, реализуемая в комплексе с другими функциями библиотеки.

А. Н. Ванеев указывает на то, что такие социальные функции библиотеки, как информационная, культурно-просветительская, образовательная, досуговая и другие, существовали с давних времен. Другое дело - степень их развитости, их наполнения конкретным содержанием, приоритет отдельных

функций в конкретный отрезок времени. Даже в условиях одного социального строя это наполнение меняется, но сама функция сохраняет свое место в системе других социальных функций и помогает библиотеке осуществлять на практике ее социальную роль [3, с. 125-126]. Необходимо отметить и то, что основой библиотечно-информационной деятельности являются общечеловеческие ценности [см., напр.: 13; 14], следовательно, и здоровье. Отсюда логичным представляется утверждение, что в каждой из названных классиком библиотековедения функций должен появиться аспект, связанный со здоровьем субъектов библиотечно-информационной деятельности, который будет проявляться соответствующим содержанию этих функций образом.

История библиотечного дела в нашей стране представляет множество фактов участия библиотек в решении общегосударственных задач, включая ликвидацию неграмотности, формирование мировоззрения и др. Представляется, что содействие сохранению и воспроизводству здоровья наших сограждан достойно быть в их числе. В подобных ситуациях библиотека наиболее ярко позиционирует себя как образовательный, просветительный, ценностно ориентирующий социальный институт. Место, роль и значение библиотек в процессах «образования через всю жизнь» (обучения, воспитания, самообразования), информационного сопровождения различных видов деятельности обусловлены их информационными и интеллектуальными ресурсами, возможностями протяженного во времени информационного сопровождения пользователя.

Включившись в борьбу за здоровый образ жизни, библиотека стала активно действующим, располагающим большим информационным и интеллектуальным потенциалом звеном в системе социальной защиты населения, в частности защиты его духовного

25

и физического здоровья, сопровождения и поддержки индивида на всем жизненном пути, в том числе в процессе формирования и реализации профессиональной карьеры. Участие библиотеки в процессах сохранения и воспроизводства общественного и индивидуального здоровья, формирования нравственно и физически здорового человека, общества в целом, позиционирует библиотечно-информационную деятельность как область социогуманитарной деятельности по удовлетворению информационных, культурных и образовательных потребностей населения и конкретизирует ее место в структуре общественной деятельности.

С профессиональных позиций мы определяем здоровье как жизненный процесс, состояние, которое позволяет вести продуктивную в социальном и экономическом смысле, нестесненную в своей свободе жизнь, полноценно выполнять свойственные человеку физиологические, психические и социальные функции, вести здоровый образ жизни; как один из социальных нормативов и социальное качество, отражающее степень удовлетворенности индивида своим материальным состоянием, социальным статусом в обществе, и, соответственно, здоровый образ жизни как совокупность форм и способов повседневной жизни, объединяющей нормы, ценности, смыслы и результаты деятельности, способствующей увеличению физических, интеллектуальных и моральноэтических возможностей личности. В контексте библиотечно-информационной деятельности особое место, на наш взгляд, занимает социальное здоровье -система индивидуальных и общечеловеческих ценностей, установок и мотивов поведения в социальной среде; результат социального развития, социальной активности, социализации, предполагающих адаптацию к физическим и социальным параметрам среды и к инновациям; адекватное восприятие социальной действительности, интерес к окружающему миру; количество и качество межличностных связей индивидуума и степень его участия в жизни общества; степень комфортности человека в том или ином социальном окружении.

Здоровьем люди «пользуются» в повседневной жизни, но дать какие-либо обоснования правильности и целесообразности этого процесса они в большинстве своем не могут, а в случае возникновения проблемной ситуации с необходимостью ее объяснения индивид всегда остается один на один с информацией, чаще всего негативной, и вынужден самостоятельно предпринимать некие меры.

В литературе описаны наиболее популярные модели поведения в ситуациях возникающих проблем со здоровьем: с кем-либо посоветоваться, но не с врачом; загнать знания-ощущения в подсознание, подавить их; защититься шутливыми высказываниями-метафорами; стараться не думать ни о собственном здоровье, ни о неизбежности прекращения соб-

ственного существования, ни о прагматичных сторонах жизнедеятельности, связанной с продлением активного периода своей жизни.

Можно сказать, что такие модели поведения являются своеобразным порождением информационного общества, в котором возникает проблема взаимодействия объективного, научного знания и знания, вырабатываемого обыденным сознанием. Оно «записано» на естественном бытовом языке, хранится в виде «расхожих» выражений и штампов, умозаключения делаются в виде коротких цепочек с упрощенной логикой. Обыденное знание систематизируется и совершенствуется в рамках здравого смысла, обобщающего опыт и закрепляющего его в традиционных суждениях, надежно предохраняющего против наихудших решений.

С. Г. Кара-Мурза обращает внимание на то, что в рамках здравого смысла добывается, систематизируется и распространяется самый большой массив знания, которым пользуется человечество. Этот массив вступает в непрерывное взаимодействие с другими массивами знания. При этом наблюдается синергетический, кооперативный эффект и конфликты. В реальной жизни люди не имеют времени, чтобы делать сложные многоступенчатые умозаключения по большинству вопросов. Они пользуются здравым смыслом - инструментом рационального сознания, главным подспорьем для логических рассуждений и умозаключений. В реальности оба массива знания и оба способа добывать его дополняют друг друга [7].

Интерес населения к информации, связанной со здоровьем, обнаруживается во многих отечественных и зарубежных исследованиях. Например, исследования, проведенные сектором социологии здоровья Института социологии Российской академии наук [см., напр.: 1; 6; 18], показывают, что акцент делается на потребность в информации профилактического характера, которая позволяла бы предупреждать наиболее распространенные сердечно-

сосудистые и онкологические заболевания, оберегать детей и пр. Среди каналов получения информации подобного рода респонденты называют прессу (24 %), радио и телевидение (23 %). Каждый третий читает медицинские статьи и даже специальную литературу. Но практически не указываются как источники информации врачи и медицинские работники.

Для сравнения: изучение чтения молодежи, проведенное О. Ю. Фрост в библиотеках Челябинской области, показало, что интерес к теме здоровья в средствах массовой информации занимает первое место среди других тем (28,9 % в городе и 36,5 % на селе) [см.: 15].

Выявлена зависимость потребности в информации о здоровье от уровня образования. Так, исследование, проведенное в Санкт-Петербурге, показало, что высокообразованные люди исходят из того, что

26

способность человека принимать разумные решения зависит от его осведомленности в вопросах здоровья и болезней. Они считают само собой разумеющимся, что приобретение необходимых знаний требует определенных усилий, и большинство из них верит, что люди, принадлежащие к их социальной группе, в большей степени, нежели другие слои населения, именно так и поступают в реальной жизни: «Интеллигенция лучше информирована»; «Это зависит от уровня образования, а интеллигент знает больше»; «У образованных людей просто больше запас знаний, которые они к тому же разумнее используют» [2].

С другой стороны, многие из тех, кто обладает более низким социальным статусом, считают, что приобретение новых знаний по вопросам здоровья вовсе не нужно и даже, более того, может нанести вред.

Для представителей интеллигенции характерна принципиально иная позиция. Они считают, что не только могут, но и должны образовываться в этой области, чтобы применять полученные знания в жизни и влиять на свое здоровье. В основном эти знания касаются различных, связанных со здоровьем аспектов жизненного стиля, таких, например, как питание, жилье, условия труда, которые интеллигенция также в большей мере, нежели представители других групп населения, склонна считать поддающимися их собственному контролю. «Люди должны винить только себя, - заметил респондент из группы «стабильной интеллигенции», - если они не строят свою жизнь таким образом, чтобы защитить свое здоровье». Такое же утверждение, пожалуй, даже в еще более категоричной форме, прозвучало в высказывании представителя «новых интеллигентов»: «Почти все зависит от меня самого, по крайней мере на 90 процентов - все, что касается питания, физической активности, стиля жизни... Если только метеорит упадет с неба, тогда это, конечно, не моя вина, но за все остальное я отвечаю сам» [2].

Таким образом, знания о здоровье или как минимум иллюзию об их наличии можно отнести к одной из важнейших категорий обязательного знания, обеспечивающего психологическую и социальную устойчивость и безопасность индивида. Такие «знания» всегда есть у любого, но для управления здоровьем необходимы воля и научные знания, а их приобретение требует определенных усилий и пугает некоторых возможным неблагоприятным прогнозом.

В этом контексте особенно интересно понимание Э. Фроммом различий между принципом обладания и принципом бытия в сфере знания, которые находят выражение в двух формулировках: «У меня есть знания» и «Я знаю» (обладание знанием означает приобретение и сохранение имеющихся знаний (информации); знание же функционально, оно участвует в процессе продуктивного мышления) [17, с. 64-69].

Информационная сфера, включающая в том числе сферу библиотечно-информационную, входит в ряд системообразующих факторов жизни государства. Сейчас она в целом является одной из наиболее динамично развивающихся, что приводит не только к получению положительных результатов, но и возникновению проблем, в том числе создания системы информационной и психологической безопасности личности, общества и государства.

Необходимую информацию человек получает в течение всей жизни, в различных ситуациях, включая возникающие в процессе выполнения профессиональных функций, из непосредственного опыта, личного формализованного и неформального общения, а также из разнообразных источников информации (книги, радио, телевидение, журналы, газеты, различные информационные системы, другие источники знаково-символьного характера).

Источники угроз информационной безопасности личности заложены в самой биосоциальной природе человека, в особенностях ее формирования и функционирования, в индивидуально-личностных характеристиках индивида - восприимчивости к различным информационным воздействиям, возможностях анализа и оценки поступающей информации и т. д. Кроме индивидуальных особенностей есть и определенные общие характеристики и закономерности функционирования психики, которые влияют на степень подверженности информационно-психологическому воздействию и присущи большинству людей.

Когда информации достаточно, человек чувствует себя спокойно, психологически и эмоционально комфортно. Напротив, недостаток информации, нужных сведений заставляет волноваться. Переизбыток информации может привести к нервным срывам, стрессам, неврозам, тем более, что частота эмоциональных нарушений, как утверждает статистика, у женщин выше, чем у мужчин.

По данным А. Л. Еремина, информация в различных сферах может отрицательно влиять на человека и человеческие сообщества, на здоровье и деятельность человека:

- при воздействии различных стресс-факторов -на возникновение психо-эмоционального перенапряжения, стресса и его последствий в виде заболеваний сердечно-сосудистой, нервной, пищеварительной, иммунной систем организма, онкологических болезней;

- при неожиданных изменениях в финансовоэкономической сфере - на увеличение количества инсультов, инфарктов, дорожно-транспортных происшествий, уровень травматизма;

- при воздействии психосоциальных факторов -на возникновение инвалидизирующих психических расстройств, дисфункций поведенческого характера, таких как тревожные состояния, депрессия, психосоматические нарушения, самоубийства;

27

- при нарушении мультикультурного диалога, идеологическом противостоянии - на возникновение межэтнических, межнациональных, религиозных войн с многочисленными жертвами, возникновение революционных процессов в гражданском обществе, социальных катаклизмов и вооруженных конфликтов, приводящих к ухудшению здоровья и гибели множества людей [5].

Понимание информационно-психологической безопасности как состояния защищенности личности, разнообразных социальных групп и объединений людей ведет к необходимости переосмысления подходов к роли общения, коммуникации, информационного взаимодействия, а также ряда других социально-психологических процессов и явлений в современном обществе.

Возрастает также значение таких социальнопсихологических факторов, явлений, компонентов, как ценностные ориентации, направленность, мотивы, стимулы, установки, жизненные планы и приоритеты, социальные нормы и ожидания, межличностное общение, социально-психологический климат. Без учета перечисленных и других социально-психологических факторов как конструктивных детерминант общего социального самочувствия человека, его «экологии здоровья» невозможно понять общую потенциальную активность (психическую, физическую, интеллектуальную, трудовую, общественную) и его самооценку здоровья. Невозможно определить «объем» индивидуально-личностной автономии и отделить ее от «объема» социальной зависимости от всего окружающего, в том числе и от общества. И, пожалуй, главное это то, что без учета социальнопсихологических факторов людям трудно понять мотивы своего успеха и особенно неуспеха. Достаточно трудно разобраться в мотивационных возможностях самоорганизации, саморегуляции и самоконтроля как необходимых координат для поддержания определенного (хорошего) уровня социального здоровья.

Таким образом, «важной предпосылкой для сохранения и укрепления здоровья становится правильное понимание процессов, происходящих в повседневной жизни, и сознательное управление ими. Человек представляет собой единство социального и биологического, физического и духовного, мышления и чувств. Хорошее здоровье и работоспособность - результат активной адаптации» [4, с. 23].

Закономерностью общественного развития является преобладание и резкое увеличение доли информации, получаемой из информационных источников, нежели из непосредственного опыта и личного общения: все меньше сведений, необходимых для своего социального поведения и жизни в обществе, он может получить, основываясь только на личном повседневном опыте, все больше необходимой социальной информации поступает из теле- и радиопрограмм, перио-

дических изданий. Причем именно средства массовой информации в значительной степени способствуют не всегда адекватному восприятию ситуации со здоровьем и последующему поведению людей.

Как известно, СМИ стали влиятельным инструментом стандартизации сознания в нашем обществе, в то время как еще А. Маслоу в качестве одной из важных черт самоактуализированной личности выделял независимость от информационного давления - ориентацию человека в первую очередь на собственное мнение, автономность его оценок и самостоятельность суждений [11].

Одно из последствий глобализации - доступ людей к разным интерпретациям здоровья/нездоровья человека и, соответственно, его лечения. Например, доступна литература о традиционных оздоровительных и целительских методиках Китая, Тибета, Индии, Японии и других стран. И далеко не каждый читатель задумывается о том, что этот опыт не адаптирован к нашей стране, нашим людям, нашему образу жизни. Например, йога в Индии - это не только физические упражнения, это целая «религия», и образ жизни, и система питания. Применение у нас этих упражнений, вырванных из целостной системы оздоровления, может дать лишь незначительный оздоровительный эффект, а иногда и нанести вред, особенно при самостоятельном овладении ими. То же самое относится и к биологически активным точкам (китайским точкам). Широко и эффективно применяемые в азиатских странах как элемент целостной оздоровительной системы, у нас до сих пор они вызывают настороженность или недоверие врачей. Хотя на востоке это только маленький элемент культуры здоровья со своим образом жизни, питанием, физическими упражнениями и философией.

Очевидно, что в этом ряду воздействий на реальных и потенциальных потребителей информации о здоровье, его сохранении и воспроизводстве нельзя не учитывать «телегонический эффект книги» [9]. Именно такое устное распространение знания, исходящего от прочитавшего газету, книгу или журнал лица, которому доверяет его окружение, наиболее эффективно и влиятельно. Примерами в нашем случае является информация из газет «ЗОЖ», «Звезды говорят», изданий для садоводов и иже с ними. Но необходимо учитывать, что этот эффект может использоваться и в целях манипулирования.

При таком уровне и содержании информированности и как следствие - поверхностном и одностороннем осознании проблем здоровья, люди зачастую рискуют своим здоровьем, мало задумываются над оценкой образа жизни - своего и своей семьи, не отдают себе в этом отчета. Отсюда - обращение к недостоверным источникам информации, знахарям и пр.

С другой стороны, в современных социальных системах информации, образования, воспитания до

28

сих пор не существует последовательной и непрерывной системы обучения здоровью, несмотря на то, что ведутся многочисленные обсуждения, предлагается значительное число различных программ, методик. Информация о здоровье отрывочна, случайна, не носит системного характера, противоречива, порой исходит от некомпетентных людей. Информационный поток, проходящий сквозь средства массовой коммуникации, акцентирует внимание на разрушительных воздействиях на человека и его деятельность, больше создавая негативный жизненный настрой на будущее.

А что же библиотеки? Любая публичная библиотека воплощает дух сообщества, чьи ценностнонормативные образцы комплектуются в книжном собрании того или иного объема, заданного устройства, функциональной направленности, уровня доступности, писал П. Карштедт [8].

Возможности библиотечно-информационных

учреждений в увеличении влияния на мотивацию и отношение пользователей к здоровью сегодня связаны с информатизацией в самом широком ее понимании. Информация, в том числе по вопросам сохранения и воспроизводства здоровья, зафиксированная на различных носителях, становится доступной без временных и пространственных ограничений для реальных и виртуальных пользователей. Уровень информационно-библиотечного обеспечения поддержания и воспроизводства здоровья создает в конечном счете условия и для социально-экономической эволюции общества.

Нельзя здесь обойти вниманием педагогическую составляющую как неотъемлемую часть библиотечноинформационной деятельности. Собирание и хранение накопленных человечеством знаний, обеспечение доступа к ним, просветительство, содействие образованию и самообразованию, организация досуга - это далеко не все направления деятельности библиотеки, способствующие реализации ею одной из важнейших социальных функций - педагогической (образовательной). В. И. Терешин совершенно справедливо указывал на то, что элементы библиотечной педагогики присутствуют во всех направлениях библиотечной деятельности, а сама библиотека есть не что иное, как педагогическая система, призванная реализовывать функции образования и воспитания [16].

Сегодня возникает необходимость обратить внимание на такую педагогическую проблему, как обучение здоровью, формирование мотивации на здоровье, здоровый образ жизни библиотечными средствами и ресурсами.

Начало XXI в. ознаменовалось тем, что формирование модели здорового поведения, определяющего развитие и здоровье на протяжении всей жизни, постулируется как приоритетная задача, а воспитание культуры отношения к своему здоровью должно

стать ключевой идеей философии образования. Важнейшими составляющими процесса формирования позитивного отношения к здоровью и самосохрани-тельного поведения, потребности в сохранении и приумножении своего здоровья являются информированность и наличие навыков заботы о здоровье общества, группы, индивида.

Чтобы ориентироваться в информации и делать правильный выбор, люди должны иметь определенный образовательный уровень в вопросах здоровья. Именно недостаточность распространяемых и соответственно получаемых знаний, предполагающих информированность россиян о закономерностях развития здоровья, о методах его укрепления и коррекции, о влиянии негативных цивилизационных факторов, минимальная эффективность используемых при этом технологий распространения информации и обучения можно назвать среди значимых причин пассивного отношения человека к своему здоровью. Более того, это привело к возникновению противоречия между востребованностью обществом людей с высоким уровнем культуры здоровья и реальным уровнем развития этой культуры.

Одно из ведущих направлений в решении задач сохранения, укрепления и развития здоровья связано с формированием определенной системы ценностей, понимания того, что здоровое будущее - в развитии профилактических мер, в обучении человека, особенно молодого, здоровью, что гораздо эффективнее предупредить болезнь, чем потом с ней бороться, что необходимо ориентироваться на социальные мероприятия, основанные на целостном подходе к человеку и профилактике здоровья. Именно это направление, на наш взгляд, предполагает участие библиотек в решении проблем здоровья, которые в России получили статус общегосударственных.

Отсюда цель библиотечной педагогики здоровья мы формулируем как содействие формированию мотивации на здоровье и здоровый образ жизни, ответственного отношения к сохранению и поддержанию здоровья, которые находят отражение в культуре здоровья - важнейшей составляющей общей системы культуры, имеющей глубокие исторические и национальные корни.

Формирование культуры здоровья - задача в первую очередь педагогическая, поскольку связана с процессами воспитания и обучения. Приобщение к проблеме сохранения своего здоровья - это процесс социализации, воспитания, создание высокого уровня душевного комфорта, который закладывается с детства на всю жизнь.

Формирование культуры здоровья представляет собой и социальный процесс, так как человек ищет и находит специально созданные (искусственным путем) методы сохранения и воспроизводства здоровья: различные способы оптимальной организации труда и

29

отдыха, положительных чувственно-эмоциональных переживаний и т. п.

Именно библиотека, библиотечное обслуживание, построенное на субъект-субъектных отношениях, методы библиотечной педагогики, основанные на свободном общении библиотекаря и читателя, на добровольности и активности читателя, на его явном стремлении к знаниям, позволяет моделировать педагогическую библиотечно-валеологическую деятельность и с

высокой степенью вероятности прогнозировать ее результат: в данном случае - формирование в условиях библиотеки библиотечно-информационными средствами и ресурсами мотивации на здоровье.

Здоровье в большинстве случаев - это оценка, которую жизнь ставит нам за поведение. Но заботиться о своем организме никого не заставишь - это должно быть внутреннее решение каждого. Задача библиотеки - помочь принять правильное решение.

1. Актуальные проблемы исследования социального здоровья: опыт социолого-философского анализа. Ч. 1 / под ред. Р. А. Зобова, А. А. Козлова. - СПб.: Химиздат, 2004. - 168 с.

2. Браун, В. Дж. Социальные неравенства и здоровье: осознание индивидуальной ответственности и контроля /

B. Дж. Браун, Н. Л. Русинова // Журнал социологии и социальной антропологии [Электронный ресурс]. - 1999. - Т. II. -Вып. 1. - Режим доступа: http://www.jourssa.rU/1999/1/9rusin.html.

3. Ванеев, А. Н. Миссия библиотеки - социальная роль - социальные функции / А. Н. Ванеев // Библиотечное дело. Теория. Методика. Практика / СПбГУКИ. - СПб.: Профессия, 2004. - С. 122-126.

4. Гехт, К. Психогигиена / К. Гехт. - М., 1979. - 176 с.

5. Еремин, А. Л. Природа и физиология информационной экологии человека / А. Л. Еремин // Экология человека. -2000. - № 2. - С. 55-60.

6. Журавлева, И. В. Отношение к здоровью индивида и общества / И. В. Журавлева; Рос. акад. наук, Ин-т социологии. -М.: Наука, 2006. - 237 с.

7. Кара-Мурза, С. Г. Научное знание и здравый смысл / С. Г. Кара-Мурза // Соц.-гуманит. знания. - 2009. - № 2. -

C. 45-57.

8. Карштедт, П. Историческая социология библиотек / П. Карштедт; пер. Н. Зоркой // Новое лит. обозрение. - 2005. -№ 74. - С. 87-120.

9. Крейденко, В. С. Телегонический эффект книги: фрагменты из учеб. пособия / В. С. Крейденко. - СПб., 2004. - 39 с.

10. Маслоу, А. На подступах к психологии бытия [Электронный ресурс] / А. Маслоу. - М.: Рефл-бук; К.: Ваклер, 1997. Терминологическая правка В. Данченко К.: РБУЫВ, 2003. - Режим доступа: http://psylib.org.ua/books/masla02/index.htm.

11. Маслоу, А. Маслоу о менеджменте: Самоактуализация. Просвещенный менеджмент. Организационная теория / А. Маслоу; пер. с англ. Н. Левкина, А.Чех и др. - СПб.: Питер, 2003. - 413с.

12. Матлина, С. Г. Заметки на полях «Философских статей» в журнале «Библиотековедение» / С. Г. Матлина // Библиотековедение. - 1996. - № 4/5. - С. 101-110.

13. Мотульский, Р. С. Библиотека как социальный институт / Р. С. Мотульский. - Минск, 2002. - 374 с.

14. Мотульский, Р. С. Принципы деятельности библиотек [Электронный ресурс] / Р. С. Мотульский. - Режим доступа: http://libconfs.narod.ru/2000/1s/1s_p19.htm.

15. Самохина, М. М. Содержание и структура чтения молодежи: о чем говорят исследования [Электронный ресурс] / М. М. Самохина. - Режим доступа: http://www.library.ru/1/sociolog/text/article.php?a_uid=326#list1.

16. Терешин, В. И. Библиотека - педагогическая система / В. И. Терешин // Библиотековедение. - 1998. - №5. - С. 33-46.

17. Фромм, Э. Иметь или быть? / Э. Фромм; пер. с англ. Н. И. Войскунской и И. И. Каменкович. - М.: Прогресс, 1986. - 238 с.

18. Шилова, Л. С. Трансформация самосохранительного поведения / Л. С. Шилова // Социол. исслед. - 1999. - № 5. -С. 84-92.

Сдано 28.04.2012

30

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.