Научная статья на тему 'The forming of value of health: on the issue of axiological potential of librarian-information field'

The forming of value of health: on the issue of axiological potential of librarian-information field Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
95
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИБЛИОТЕКА / СОЦИАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ / ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТИ ЗДОРОВЬЯ / FORMING OF HEALTH'S VALUE / LIBRARY / SOCIAL HEALTH

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Savich L. E.

Deterioration of population's health is seriously threat of national economy in modern Russia. Forming of health's value on social and personal levels should take corresponded place between determinants of library-informational sphere, in realization its value-orientation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «The forming of value of health: on the issue of axiological potential of librarian-information field»

УДК 39.25+13.31

Л.Е. Савич

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТИ ЗДОРОВЬЯ: К ВОПРОСУ ОБ АКСИОЛОГИЧЕСКОМ ПОТЕНЦИАЛЕ БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННОЙ СФЕРЫ

В современной России серьезной угрозой национальной безопасности является ухудшение здоровья населения. Формированиеценности здоровья на социальном и личностном уровнях должно занять соответствующее место среди детерминант библиотечно-информационной сферы, в реализации ею ценностно-ориентирующей функции.

Ключевые слова: библиотека социальное здоровье, формирование ценности здоровья.

L.E.Savich The forming of value of health: on the issue of axiological potential of librarian-information field.

Deterioration ofpopulation’s health is seriously threat of national economy in modern Russia. Forming of health’s value on social and personal levels should take corresponded place between determinants of library-informational sphere, in realization its value-orientation.

Key words: library, social health, forming of health’s value

Любая публичная библиотека воплощает дух сообщества, чьи ценностно-нормативные образцы комплектуются в книжном собрании того или иного объема, заданного устройства, функциональной направленности, уровня доступности.

П. Карштедт

Проблема ценностей и ценностных ориентаций «вечна» для человека и науки. В социально-гуманитарном понимании ценность есть указание на личностную, социально-культурную значимость определённых объектов и явлений, призванных удовлетворять потребности человека, служащих повседневными ориентирами в предметной и социальной его действительности. Разные ценности имеют для человека различное значение, что позволяет выстраивать их индивидуальную иерархию, имеющую конкретно-исто-рические и личностные особенности.

Одной из универсальных ценностей для индивида, общества, государства на протяжении всей истории человечества является здоровье. Сегодня к проблеме ценности здоровья обращено внимание самого широкого круга ученых -философов, социологов, экологов, медиков, педагогов, психологов. В качестве основной посылки аксиологического подхода к здоровью, современные исследователи (напр., О.С.Васильева, Л.М.Дробижева, А.Ф. Ковалевская,

И.С.Ларионова, Ю.П. Лисицын, В.П. Петленко,

В.Н.Лавриненко, Ф.Р.Филатов, др.)

позиционируют здоровье как универсальную человеческую ценность, соотносимую с основными ценностными ориентациями личности и занимающую определенное положение в ценностной иерархии, исследования которой необходимы на общечеловеческом, социумном и личностном уровнях.

Что есть здоровье? При всей важности этого понятия дать ему исчерпывающее определение непросто. В понятии здоровье, указывает Б.Г.Юдин, заключено великое множество самых разных смыслов и смысловых оттенков, которые, очевидно,

не могут быть охвачены никакой из существующих областей знания [13]. Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) все больше признается необходимость духовного «измерения» здоровья, поскольку оно рассматривается в качестве одного из основных прав человека и, соответственно, все люди должны иметь доступ к основным необходимым для обеспечения здоровья ресурсам. При этом к основным ресурсам здоровья ВОЗ относит денежный доход, жилье и пищу. Кроме того, для укрепления здоровья требуется информация и определенные жизненные навыки, благоприятная среда, в которой есть выбор товаров, служб и культурно-бытовых объектов, необходимых для здоровья [2].

Не только теория, но и жизнь подтверждает многоаспектность, многофакторность здоровья и предполагает применение к исследованию данного понятия системного подхода. Именно системносинергетический подход позволяет выделять в системе здоровье такую важнейшую составляющую как социальное здоровье.

Что есть социальное здоровье? Анализируя это понятие в контексте библиотечно-информационной сферы, мы пришли к заключению, что социальное здоровье - это социальный феномен, интегрирующий индивидуальные и

общечеловеческие ценности, установки и мотивы поведения в социальной среде, являющийся результатом сбалансированных процессов социального развития, социальной активности, социализации, адаптации к физическим и социальным параметрам среды и к инновациям. Социальное здоровье человека, группы, общества выражается в адекватном восприятии социальной действительности, интересе к окружающему миру,

количестве и качестве межличностных связей индивидуума и степени его участия в жизни общества, комфортности человека в том или ином социальном окружении.

С.М.Горбунова [3], предлагая путь постижения человека через категорию здоровье, определяет ее как ценностно нагруженную, представляющую человека как осознанное, ответственное существо, способное к управлению своим психоэмоциональным и физическим состоянием. При этом параллельно с отношением человека к здоровью выстраивается система его ценностных ориентаций, предпочтений, целей, без которых человеческое существование лишается смысла. Здоровье как ценность, таким образом, может быть охарактеризовано и как система, включающая множество ценностей, имею-щих жизненное значение для человека.

DavidSeedhouse отрицает мнение о том, что отношение к здоровью и, следовательно, к оздоровлению может быть ценностнонейтральным. Ценностное отношение к здоровью, считает автор, зависит от поведения человека, его автономности и самодостаточности, окружения, образа и качества жизни, общественной идеологии (в аспекте социального оздоровления) [14].

В результате социально-философского анализа вопросов формирования ценностного отношения к здоровью человека А.Ф. Ковалевская приходит к выводу, что усвоенные в ходе социализации такие социальные ценности, как смысл жизни, вера (религиозная или нерелигиозная), ценности коллективизма или индивидуализма, альтруизм или эгоизм оказывают большое влияние на здоровье человека. Основным направлением гармонизации здоровья человека и социума автор видит преодоление противоречия между общественным осознанием ценности здоровья и нежеланием граждан ориентироваться на эту ценность практически. Это несоответствие во многом объясняет «теория социальных эстафет», согласно которой, от поколения к поколению идет трансляция образа жизни. Поэтому в современном российском обществе необходимо создание культа здоровья как общечеловеческой, социальной и духовной ценности [4].

Здоровым людям, писал А. Маслоу, присущи среди всего прочего следующие общие черты: способность лучше воспринимать

действительность, хорошо относиться к себе, другим и природе; естественность, спонтанность и простота; автономность и активность; они с уважением, радостью и удивлением относятся к основополагающим жизненным благам, признавая

их ценность; обладают чувством солидарности; им присущ демократический склад характера; у них выраженные этические задатки; их юмор носит не язвительный, а философский характер; все здоровые люди без исключения склоны к творчеству [5]. Наверное, это и есть идеал, к которому должно стремиться общество, и достижение которого невозможно без участия библиотек, способствующих «включению конкретного человека в культуру, выступая ее ретранслятором (через духовные ценности, зафиксированные в информационных источниках)» [6, с.102.]. В этом выражается, на наш взгляд, ее социализирующая = оздоравливающая функция, реализуемая в комплексе с другими функциями библиотеки.

Обращаясь к проблеме формирования ценности здоровья в контексте библиотечно-инфор-мационной сферы, мы в своем исследовании исходим из универсального утверждения: уникальность ценности заключается в восприятии, переживании ее отдельным субъектом и наполненности общественно значимым смыслом и содержанием. Ценность здоровья находит отражение в отношении человека / социума к состоянию здоровья и оценке его возможностей для обеспечения желаемого уровня жизни (на физиологическом, экономическом или ином уровнях).

В структуре личностных ценностей россиянстатус здоровья имеет высокую позицию, но при этом не коррелирует с их повседневными практиками в вопросах сохранения, поддержания и развития здоровья. На личностном уровне отношение к здоровью проявляется в деформации мотивационной сферы, неадекватной самооценке, неадаптивных моделях поведения в вопросах здоровья и болезни [11, с.11].Показатель информированности населе-ния об имеющихся заболеваниях в сочетании с определенным ценностным отношением индивидов к своему здоровью выступает как личностное основание мотивации и поведения в сфере здоровья [9].

В рамках нашего исследования особое значение имеет предпринятый Р.С. Мотульским многоаспектный анализ ценностных детерминант деятельности библиотеки как одного из элементов общества, органично интегрированного в его социально-политическую, идеологическую,

ценностную структуры [7, 8]. Поскольку система ценностей индивида находит отражение в различных видах его деятельности, которая, в свою очередь, является предпосылкой возникновения информационных потребностей личности, а библиотека как социальный институт в своей

деятельности исходит из информационных потребностей отдельных индивидов, социальных групп (класса, партии, религиозной общины, коллектива предприятия и т.д.), государства и человечества в целом, Р.С. Мотульский, базируясь на положениях аксиологии, предлагает вкачестве ведущих принципов деятельности библиотек рассматривать принципы соответствия их деятельности общечеловеческим, национальным, групповым, индивидуальным ценностям. Сохранение и развитие этих ценностей библиотека как социальный институт, занимающий ведущее место в процессе распространения информации, должна рассматривать в качестве приоритетного направления своей деятельности.

При том, что здоровье как ценность включено в общую структуру ценностных ориентаций, доступность освоения жизненных ценностей в сознании личности весьма слабо связана с собственным здоровьем. И как ценность сама по себе, и как достижимая цель здоровье оказывается теснее связанным с духовными ценностями, которые, в свою очередь, формируются в том числе информацией, в процессах информационного взаимодействия.

Эти противоречия подтверждают актуальность, научную и практическую значимость предпринимаемого нами исследования с целью формирования практико-ориентированного

исследовательского направления в

библиотековедении, которое мы определяем как Библиотечная валеология.

В определении валеологии - науки об индивидуальном здоровье здоровыхлюдей, данном ее создателем И.И.Брехманом [1], ключевыми для нас явились два момента: интегративная область знания

о закономерностях, способах и механизмах формирования, сохранения и укрепления здоровья человека. Формирование предполагает обучение, информирование, воспитание, которые в нашем случае могут быть позиционированы как ценностно-ориентирующие аспекты создания мотивации на здоровье.

Предлагая к введению в профессиональный оборот данный термин, мы исходим, в частности, и из того, что эта наука имеет в своем названии одно из значений латинского valeo - «быть здоровым (сильным, крепким)», «здравствовать», следовательно -ощущать значимость, ценность здоровья, жизни.

Одно из основных направлений в решении проблемы сохранения, укрепления и развития здоровья связано с формированием определенной системы ценностей, понимания, что здоровое

будущее именно в развитии профилактических мер, в обучении человека здоровью, что гораздо эффективнее предупредить болезнь, чем потом с ней бороться, что необходимо ориентироваться на социальные мероприятия, основанные на целостном подходе к человеку и профилактике здоровья.

Именно это направление, на наш взгляд, предполагает участие библиотек в решении проблем здоровья, которые в России получили статус общегосударственных. История библиотечного де-ла в нашей стране представляет множество фактов участия библиотек в решении общегосударственных задач, включая ликвидацию неграмотности, формирование мировоззрения, др. В подобных ситуациях библиотека наиболее ярко позиционирует себя как образовательный, просветительный социальный институт. Место,

роль и значение библиотек в процессах «образования через всю жизнь» (обучения, воспитания, самообразования) обусловлены их информационными и интеллектуальными (фондами, справочно-библиографическим

аппаратом, профессионализм сотрудников), возможностями протяженного во времени

информационного сопровождения пользователя. Содействие сохранению и воспроизводству здоровья наших сограждан достойно быть в их числе.

Т.Парсонс [10] говорит о трех способах ценностного ориентирования, которые

параллельны способам мотивационного

ориентирования:

1 познавательный (когнитивный) способ ценностной ориентации включает приверженность разного рода эталонам, посредством которых устанавливается валидность (достоверность, обоснованность) познавательных суждений;

2 оценочный способ ценностного

ориентирования включает приверженность к

различным эталонам, предназначенным для того, чтобы дать нам правила для суждения о том, имеет ли данный объект (последствие или модель) непосредственную значимость для удовлетворения потребностей;

3 моральный способ ценностного

ориентирования включает приверженность к

эталонам, посредством которых могут оцениваться последствия отдельных действий и типов действий с учетом их воздействия на всю систему действий.

Представляется, что потенциал названных способов ценностного ориентирования, содействующих также формированию мотиваций, необходимо использовать в библиотечной

педагогике здоровья. Тем более что, как показало наше исследование, основополагающие принципы здоровьесберегающих образовательных

технологий, используемых в учебных заведениях, прежде всего в школах, не предусматривают постановки целей и решения задач формирования понимания ценности здоровья, мотивации на его сохранение. На наш взгляд, важнее развивать мотивационные и ценностные аспекты, и от них идти к решению физических /физиологических проблем. Только через информационную составляющую образовательного процесса, содержания труда можно идти к физической культуре. Следовательно, участие библиотеки здесь необходимо и обусловливается ее информационной, ценностно-ориентирующей,

просветительной, образовательной,

социализирующей функциями.

Помимо значительных информационных ресурсов, опыта доведения информации до заинтересованных и потенциальных потребителей, в библиотечной валеологии /пропаганде здоровья /биб-лиотечной педагогике здоровья необходимо использование интегрированного подхода, учитыва-ющего, в том числе, основное противоречие в формировании ценности здоровья, основанное на менталитете наших соотечественников - формирование интуитивного представления о здоровье, способах его сохранения и разрушения. Здесь особое значение приобретает эмоционально-оценочный фактор: эмоциональнопривлекательные примеры старших,

эмоционально-положительный уклад семьи, др. Этот эмоциональный базис формирует исходную, подражательную в своей основе позицию индивида в вопросах здоровья, которую библиотекарь может наблюдать на примере ценностно-смысловых и объективно-деятельностных проявлений

читательского поведения.

Т.В.Чапля [12] отмечает, что информационное взаимодействие занимает важное местов обществе, но рассматривается, в основном как инструментальный, технократический процесс, что ведет к восприятию его как аксиологически нейтрального процесса и оставляет без внимания его культурную /содержательную составляющую. Информационные взаимодействия и информация формируют морально-психологическую атмосферу не только отдельной личности, но и социальной группы, и общества в целом. Их ценность может определяться степенью воздействия на личность: ценность будет тем больше, чем больше информация и информационные взаимодействия будут способствовать сохранению личности как целого. И наоборот, неадекватность отражения

информацией окружающего мира нередко может исказить поведение отдельной личности, вызвать смещение ценностей, жизненных позиций и т.п.; противоречие между объемом получаемой информации для отдельной личности и социальной группыможет провоцировать состояние неопределенности, а отсюда и неудовлетворенности личности. Практическим выходом в таком случае может стать объяснение непонятной информации, выбор достоверной информации и т.п.

То есть объектом внимания библиотекаря является как само здоровье в его триединстве: физическое (здоровье тела), психоэмоциональное (состояние внимания, памяти, мышления, эмоционально-волевые качества, способность к саморегуляции и т.п.) и социальное (система ценностей, мотивов поведения и т.п.), так и весь спектр проблем его сохранения, отношения личности к своему здоровью.

Таким образом, с позиций библиотечно-информационной теории и практики, мы можем сделать выводы о том, что:

- здоровье, относящееся и к

общечеловеческим, и к национальным,и к групповым, и к индивидуальным ценностям, должно найти свое место среди ценностных детерминант библиотечно-ин-формационной

сферы, в системе кумулируемой и транслируемой библиотеками информации, всовокупности с интеллектуальными, техническими,

технологическими ресурсамиявляющейся основой для раскрытия, реализации библиотекой своего аксиологического потенциала;

- социальные и ценностные аспекты

здоровья, социальное здоровье являются формируемыми, моделируемыми в сознании индивида, группы, общества феноменами. Следовательно, именно эти аспекты, наряду с пониманием здоровья как социокультурного феномена, представляют собой новое проблемноисследовательское пространство для

библиотековедения.

Литература

1. Брехман, И.И. Валеология - наука о здоровье. М., 1990. -208 с.

2. Глоссарий терминов по вопросам укрепления здоровья [Электронный ресурс]. /Всемир. орг. здравоохр. -Женева, 1998. - Режим доступа: http://whqlibdoc.who.int/hq/1998/WHO_HPR_HEP_98.1_rus.pdf.

3. Горбунова С.М. Валеология: философско-антропологические аспекты: дис... канд. филос. наук: 09.00.04 «Философская антропология и философия культуры» /Таврический нац. ун-т им. В.И. Вернадского. - Симферополь, 2000. - 16 с.

4. Ковалевская А.Ф. Формирование ценностного отношения к здоровью человека: социально-философский анализ: автореф. дис. ... канд. филос. наук: 09.00.11 «Социальная философия» /Забайкальс. гос. гуман.-пед. ун-т им. Н.Г. Чернышевского. - Чита, 2007. - 23 с.

5. Маслоу А. На подступах к психологии бытия. [Электронный ресурс]. - М.: "Рефл-бук" - К.: "Ваклер", 1997.

Терминологическая правка В.Данченко К.: PSYL1B, 2003. - Режим доступa:http://psylib.org.

ua/books/masla02/index.htm

6. Матлина С.Г. Заметки на полях «Философских статей» в журнале «Библиотековедение» //

Библиотековедение. - 1996. - № 4/5. - С. 101-110.

7. Мотульский Р.С. Библиотека как социальный институт. - Минск, 2002. - 374 с.

8. Мотульский Р.С. Принципы деятельности библиотек [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://libconfs.narod.ru/2000/1s/1s_p19.htm.

9. Медик В.А., Осипов А.М. Социальная обусловленность общественного здоровья // Материалы научнопрактических конгрессов 1V Всерос. форума «Здоровье нации - основа процветания России». Том 1, разд. «Санитарно-эпидемиологическое благополучие Российской Федерации». - М., 2008. - С. 76-77.

10. Парсонс Т. О структуре социального действия: [Пер. с англ.] / Под общ.ред. В.Ф. Чесноковой, С.А. Белановского. - М.: Академический Проект, 2000. - 879с.

11. Тимченко Н.С. Социальная культура здравоохранения в российском обществе начала XX1 века: проблемы и пути их решения (по материалам социологических исследований): автореф. дис. . д-ра социол. наук: 22.00.06 «Социология культуры, духовной жизни» /Алтайский гос. ун-т. - Барнаул, 2007. - 38 с.

12. Чапля Т.В. Аксиология информационного взаимодействия: дис. ... докт. культурологии: 24.00.01 - теория и история культуры /Кемеров. гос. ун-т культуры и искусств. - Новосибирск, 2006 - 330 с.

13. Юдин Б.Г. Здоровье человека как проблема гуманитарного знания // Философия здоровья /Ин-т философии РАН— М., 2001. —С. 62-87.

14. Seedhouse D. Health Promotion: Philosophy, Prejudice and Practice / D. Seedhouse // Health promotion international Vol. 13, №. 1 # Oxford University Press 1998 Printed in Great Britain.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.