Научная статья на тему 'Библиотечная блогосфера как новое направление профессиональной деятельности'

Библиотечная блогосфера как новое направление профессиональной деятельности Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
650
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Библиотечная блогосфера как новое направление профессиональной деятельности»

УДК 004.738.5:027 Н.С. Коновалова

Омский государственный технический университет, г. Омск

БИБЛИОТЕЧНАЯ БЛОГОСФЕРА КАК НОВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Блоги появились одновременно с рождением Интернета. Первооткрыватели Всемирной паутины, создавая первые сайты, регулярно размещали на них новые заметки - это и были первые блоги.

Блог - это своего рода дневник событий или журнал, в который регулярно добавляются записи, изображения, видеоматериалы и многое другое, где также можно оставить свои комментарии под заинтересовавшим посетителя материалом. Все записи публичны и доступны пользователю сети.

Блог - это не сайт библиотеки, на котором информация обновляется по мере ее поступления. Блог должен напоминать о себе, возможно, не каждый день, но хотя бы раз в неделю и информация, помещаемая в блог, должна быть качественной и интересной.

Вести блог может один или несколько человек. Блогеру должно быть интересно писать, высказывать свое мнение, отстаивать свою точку зрения. Необходимо быть менее эмоциональным и сдержанным, так как когда выражается собственное мнение на блоге, комментарий может оставить кто угодно, он может быть как положительным, так и отрицательным, необходимо помнить, что любой комментарий для блогера важен. Для библиотекарей блог -это, прежде всего, площадка для обмена опытом и неформального общения.

Библиотечную блогосферу изучают многие специалисты и каждый рассматривает ее с разных позиций. И. Н. Огнева зав. методическим отделом центральной городской библиотеки им. А. М. Горького(г. Арзамас), ведет блог «Библиомания». В своих статьях, например, «Из опыта библиотечного блогостроительства» [3], она рассказывает об успехах и трудностях организации своего блога. А. О. Федоров, доцент, к. пед. н., зав. кафедрой библиотековедения и библиографии Чувашского государственного института культуры и искусств, изучает вопросы, касающиеся создания блога, а также отличие блогов от сайтов библиотек. Он вывел «формулу» блога: БЛОГ=блогер+комментатор+молчаливые «зрители». По его мнению, при отсутствии комментариев веб-страница не может являться блогом [7]. М. Э. Далец-кая, Г. М. Пальгуева, Т. М. Плохотник и др. анализируют в своих статьях [1; 5; 6] мероприятие, которое проходило в библиотечной блогосфере «НеКонференция блогеров», где рассматривались вопросы: «Как сделать блог средством презентации библиотек», «Блоги о книге и чтении», «Количество или качество», «Непопулярность блогов» и др.

В данной статье рассматривается вопрос эффективности блогов. Существуют несколько основных параметров, по которым можно судить о популярности блога: количество подписчиков, количество посетителей, рейтинг (например, позиция блога в самом значимом рейтинге блогов Рунета «Яндекса»), комментарии (важный показатель активности аудитории блога), визуальная оценка блога (хорошо оформленный блог свидетельствует о серьезном отношении автора к своему блогу), известность блогера среди коллег [2].

Эффективность зависит также и от цели создания блога. Окунева А. С., выделяет следующие [3]:

- если библиотечный блог создан для привлечения читателей в библиотеку, то его эффективность следует измерять в людях, пришедших в библиотеку за книгой или на какое-то мероприятие;

- если его цель - повлиять на сознание читателей и коллег, то здесь важно количество комментариев и ссылок;

219

- если цель блога - самореализация, то в данном случае не важна ни посещаемость, ни цитирование, ни какая-либо другая статистика.

Чтобы более четко представить, что такое библиотечный блог, необходимо изучить библиотечную блогосферу.

При вводе в строку «поиск» в Интернете значения «библиотечные блоги», выходит бо-

лее двух миллионов ответов. Можно выделить несколько библиотечных блогов, которые в данный момент регулярно ведутся их создателями и популярны среди пользователей Интернет. По данным переписи библиотечных блогов и рейтингу блогов Рунета нами было выделено три библиотечных блога. Блог «Библиомания» http://bibliomaniya.blogspot.com/, имеет наиболее высокий рейтинг 42273 из всего количества блогов (55169113). Место в рейтинге блога «Мышь библиотечная» http://library-bat.ru/ - 132659. Блог«Библиосейшен» http://bibliosejshn.blogspot.com/ занимает 150703 место в рейтинге блогов Рунета.

Сравнительная таблица блогов

Таблица 1

Показатели эффективности/блоги «Библиомания» «Мышь библиотечная» «Библиосейшн»

Место в рейтинге блогов Рунета (55 169 113) 42 273 132 659 150 703

Количество подписчиков 212 нет информации 187

Среднее количество комментариев к материалам 3-5 комментариев 2-4 комментария 13 комментариев

Общее оформление основной фон серо-белый, не привлекает внимания не очень яркое, но интересное решение в оформлении страницы, отражает название блога яркая страница, привлекает внимание

Дата основания ноябрь 2010 февраль 2007 декабрь 2010

Автор И. Н. Огнева, зав. методическим отделом центральной городской библиотеки им. А. М. Горького, г. Арзамас Е. Ефимова, ведущий библиотекарь, г. Екатеринбург Елена Хромова, Центральная библиотечная система Кемеровской области, г. Белово

Из таблицы видно, что оформление блога практически не влияет ни на рейтинг, ни на популярность блога в целом. Главное, чтобы материал был интересным, познавательным и ярким. Для этого к материалу должна быть одна или несколько иллюстраций, которые будут отражать его суть и вызывать нужные эмоции, привлекать внимание и побуждать к прочтению, интересные заголовки и, конечно, комментарии, отражающие обратную связь блогера и «зрителей». Блогер должен придерживаться концепции «Все для читателя».

К сожалению, в нашем регионе вузовские библиотеки блоги не ведут, возможно, по причине нехватки кадров, времени или желания. Но для привлечения читателей в библиотеку, обмена опытом с коллегами или просто общения на профессиональные темы блог является очень интересным направлением развития профессиональной деятельности.

220

Библиографический список

1. Далецкая, М. «НеКонференция библиотечных блогеров»: взгляд со стороны / М. Да-лецкая // Библиотечное дело. - 2012. - № 2(164). - С. 33 - 37.

2. Литвин, Е. Н. Прибыльный блог: создай, раскрути и заработай / Е. Н. Литвин. - Спб. : Питер, 2011. - 272 с.

3. Огнева, И. Н. Из опыта отечественного блогостроительства / И. Н. Огнева // Библиотечное дело. - 2011. - № 6(144). - С. 16 - 18.

4. Окунева, А. С. Библиотечные блоги как одна из форм формирования профессионального сообщества: (анализ опыта библиотечных блогеров) [Электронный документ] / А. С. Окунева. - Режим доступа: http://www.libozersk.ru/pages/index/718

5. Пальгуева, Г. Нужно ли раскачивать лодку? / Г. Пальгуева // Библиотечное дело. -2012. - № 2(164). - С. 26 - 32.

6. Плохотник, Т. Явление в профессиональной блогосфере / Т. Плохотник // Библиотечное дело. - 2012. - № 2(164). - С. 21 - 25.

7. Федоров, А. Нужен ли библиотечный блог? От любителей - к профессионалам / А. Федоров // Библиотечное дело. - 2011.- №8(146). - С. 9 - 11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.