Научная статья на тему 'Анализ социокультурного контекста развития библиотек в информационном обществе'

Анализ социокультурного контекста развития библиотек в информационном обществе Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1770
204
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / ОБЩЕСТВО ЗНАНИЙ / БИБЛИОТЕКИ / ИНФОРМАЦИЯ / ОТКРЫТОСТЬ / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ / ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ТРАНСЛЯЦИЯ ИНФОРМАЦИИ / INFORMATION SOCIETY / KNOWLEDGE SOCIETY / LIBRARIES / INFORMATION / OPENNESS / INFORMATIZATION / INNOVATIVE TECHNOLOGIES / INFORMATION BROADCAST

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Макиенко Марина Алексеевна, Фадеева Вера Николаевна, Букина Елена Евгеньевна

Современное общество определяется как общество информационное, что сопровождается трансформацией всех его структур. Увеличение количества информации, потребность в ее доступности делает библиотеку особым институтом, который способен обеспечить ориентиры в информационном пространстве, сформировать особую культуру общества знания. Цель данного исследования выявить инновационные составляющие традиционных функций библиотеки, направление и технологии трансформации традиционной библиотеки в библиотеку информационного общества. Исследование построено на эмпирическом материале, проведен анализ современных методов и направлений деятельности библиотек на основании данных литературы и интернет-пространства. Авторами выявлены основные социокультурные аспекты трансформации библиотек: открытость, информатизация, кооперация и т. д. Обозначены такие функции, как: информационно-аналитическая, информационно-синтетическая, экологическая, воспитательная, или педагогическая, психологическая, социальная и др. Можно сделать вывод, что деятельность по преобразованию библиотек осуществляется системно и целенаправленно на всех уровнях. Социокультурный контекст, определяющий направленность развития библиотек в современности, может быть определен следующими составляющими: информатизация различных процессов (хранения, трансляции информации); открытость и доступность информации; гетерогенность и взаимопроникновение культур, ориентация на плюралистическую основу взаимодействия библиотеки и читателей; формирование культуры, соответствующей обществу знаний, использующей все многообразие традиционных и инновационных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Макиенко Марина Алексеевна, Фадеева Вера Николаевна, Букина Елена Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern society is defined as the information society. This is accompanied by transformation of all its structures. The increasing amount of information, necessity in its accessibility make the library a special institute, which is able to provide guidance in the information space, to form a distinctive culture of the knowledge society. The aim of the study is to identify the innovative elements of the traditional library functions, direction and technology of the traditional library transformation into the library for the information society. The research is based on the empirical material, modern methods and activities of the libraries were analyzed based on the data of the literature and Internet space. The authors identified the main social and cultural aspects of the transformation of the libraries: openness, informatization, cooperation, etc. The paper identifies such functions: information-analytical, information-synthetic, environmental, educational or pedagogical, psychological, social etc. the authors make the conclusion that the transformation of libraries is carried out systematically and purposefully at all levels. Socio-cultural context, that defines the orientation of the libraries development in the modern times, may be determined by the following components: informatization of the various processes (storage and broadcast information); informational transparency and availability; heterogeneity and interpenetration of cultures, focus on the pluralistic basis of interaction between libraries and readers; formation of the culture, corresponding to the knowledge society, using all the variety of traditional and innovative technologies.

Текст научной работы на тему «Анализ социокультурного контекста развития библиотек в информационном обществе»

УДК 304.2

АНАЛИЗ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО КОНТЕКСТА РАЗВИТИЯ БИБЛИОТЕК В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ

М.А. Макиенко, В.Н. Фадеева, Е.Е. Букина

Современное общество определяется как общество информационное, что сопровождается трансформацией всех его структур. Увеличение количества информации, потребность в ее доступности делает библиотеку особым институтом, который способен обеспечить ориентиры в информационном пространстве, сформировать особую культуру общества знания. Цель данного исследования - выявить инновационные составляющие традиционных функций библиотеки, направление и технологии трансформации традиционной библиотеки в библиотеку информационного общества. Исследование построено на эмпирическом материале, проведен анализ современных методов и направлений деятельности библиотек на основании данных литературы и интернет-пространства. Авторами выявлены основные социокультурные аспекты трансформации библиотек: открытость, информатизация, кооперация и т. д. Обозначены такие функции, как: информационно-аналитическая, информационно-синтетическая, экологическая, воспитательная, или педагогическая, психологическая, социальная и др. Можно сделать вывод, что деятельность по преобразованию библиотек осуществляется системно и целенаправленно на всех уровнях. Социокультурный контекст, определяющий направленность развития библиотек в современности, может быть определен следующими составляющими: информатизация различных процессов (хранения, трансляции информации); открытость и доступность информации; гетерогенность и взаимопроникновение культур, ориентация на плюралистическую основу взаимодействия библиотеки и читателей; формирование культуры, соответствующей обществу знаний, использующей все многообразие традиционных и инновационных технологий.

Ключевые слова: информационное общество, общество знаний, библиотеки, информация, открытость, информатизация, инновационные технологии, трансляция информации.

Во второй половине XX в. появляются концепции, связанные с осмыслением будущего развития общества. К 70-м годам сформировалась идея информационного общества. Его основные характеристики можно сформулировать следующим образом: свободный доступ к надежным источникам информации благодаря компьютеризации; высокий уровень автоматизации производства, что избавит людей от тяжелой физической и рутинной работы; приращение научного знания благодаря свободному доступу к информации; приращение других, ненаучных, форм знания.

В рамках Всемирного саммита по вопросам информационного общества (Женева, 2002; Тунис, 2005) ЮНЕСКО выделяет основные принципы общества знаний: качественное образование для всех, доступ к знаниям и информации, свобода мнений, принятие разнообразие культур.

В начале нового тысячелетия также была принята новая программа ЮНЕСКО «Информация для всех» [1]. Она стала своеобразным обобщением деятельности ЮНЕСКО в рамках важной программы 90-х годов - «Коммуникация, информация и информатика на службе у человека». Одновременно программа ориентирована на будущее, связанное с поиском решения одной из главных задач современности - организацией глобального информационного сообщества. Фундаментальные положения данной программы отражают идеи Международной декла-

Макиенко Марина Алексеевна, канд. филос. наук, доцент кафедры философии Института социально-

гуманитарных технологий Томского политехнического университета (Россия, 634050, г. Томск, пр. Ленина, д. 30). E-mail: mma1252@gmail.com Фадеева Вера Николаевна, канд. филос. наук, доцент кафедры философии Института социально-гуманитарных технологий Томского политехнического университета (Россия, 634050, г. Томск, пр. Ленина, д. 30).

E-mail: nikavera791@gmail.com Букина Елена Евгеньевна,

аспирант кафедры философии Института социально-

гуманитарных технологий Томского политехнического университета (Россия, 634050, г. Томск, пр. Ленина, д. 30). E-mail: elenachern08@yandex.ru

рации прав человека и включают в себя конституционный мандат ЮНЕСКО: «Поддержка, охрана, увеличение и распространение знаний». Программа основана на конвергенции информационно-телекоммуникационных технологий, а также все более актуальной в мире концепции информационного общества. В ней закладываются основы информационных прав «общества будущего», строится платформа для организации сотрудничества государств в разработке политики в области построения информационного общества.

Программа «Информация для всех» имеет пять разделов:

1. Развитие информационной политики на международном, региональном и национальном уровнях.

2. Развитие человеческих ресурсов, навыков и умений в век информации.

3. Усиление роли институций в обеспечении доступа к информации.

4. Развитие инструментов, способов и систем информационного менеджмента.

5. Информационные технологии для образования, науки, культуры и коммуникаций [1].

Ее содержание охватывает практически весь комплекс проблем, касающихся создания, распространения и открытия доступа к информационным ресурсам. Заложенная структура проблем создает фундамент для вектора любой программы, которая охватывает сферу как информации, так и информатизации. Программа дает возможность развития общих стратегий, методов и инструментариев для создания правового и свободного информационного общества. На сегодняшний день руководство ЮНЕСКО рассматривает программу «Информация для всех» как флагманскую, которая охватывает широчайший комплекс проблем и предлагает разрабатывать стратегии реализации прочих своих программ. Согласно регламенту ЮНЕСКО руководство программой и координация деятельности по ее выполнению поручена общественному Международному исполнительному комитету. В его состав избран и российский представитель, а также назначены кураторы из числа штатных сотрудников ЮНЕСКО.

В странах - членах ЮНЕСКО создаются национальные комитеты проекта «Информация для всех». Национальный комитет России был организован в конце 2000 г. В его состав вошли представители всех основных министерств и ведомств, в чьи обязанности входит заниматься проблемами информатизации страны. Также к ним присоединились руководители организаций, которые объединяют профессиональное интернет-сообщество России.

Национальный комитет использует самые разные возможности для информирования широких кругов профессиональной общественности о данной программе с целью привлечения к ее идеям представителей властных структур различного уровня: федерального, регионального, муниципального. На многочисленных международных научно-практических конференциях и форумах рассматриваются вопросы содержательного наполнения Интернета, проблема формирования государственной политики, методы поддержки телемедицины, дистанционного образования, размещение в сети учебных ресурсов.

В 2010 г. в России была принята программа «Информационное общество (20112020 годы)», целевыми индикаторами которой являются: индекс РФ в международном рейтинге стран по уровню развития информационных технологий и доля населения РФ, пользующегося преимуществами получения государственных услуг в электронном виде, в общей численности населения [2].

Концепция предполагает различные направления развития реализации программы. Выделим те, которые представляют интерес в контексте нашей темы:

• формирование современной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, обеспечение высокого уровня доступности для населения информации и технологии;

• повышение качества образования, медицинского обслуживания, социального обслуживания на основе развития и использования информационных технологий;

• совершенствование системы государственных гарантий, прав и свобод человека в информационной среде;

• сохранение культуры многонационального народа Российской Федерации, укрепление нравственных и патриотических принципов в общественном сознании, развитие системы культурного и гуманитарного просвещения [2].

Характеристики общества знаний, или информационного общества, определяют направленность развития современного общества. Во-первых, в условиях стремительного развития технологий и увеличения объема информации конкурентоспособность отдельного человека и общества в целом определяется уровнем знаний. А это значит, что особо актуальной становится реализация концепции непрерывного образования. Идея непрерывного образования невозможна без доступа к информации, а значит, доступность информации становится определяющим фактором для развития информационного общества. Причем доступность определяется в различных аспектах: с одной стороны, это возможность сохранять, транслировать информацию, используя инновационные технологии, с другой стороны, сделать доступ к этой информации открытым для любой категории населения.

Во-вторых, глобализация, которая является неотъемлемой составляющей информационного общества, способствует координации, кооперации и открытости и в то же время лишает национальной и этнической идентичности.

Именно эти характеристики являются условием для постановки новых задач и их решения, создания новой продукции или нового вида услуг.

На федеральном уровне это действия президента и правительства России, например, распоряжение Правительства РФ от 27 декабря 2012 г. № 2567-р «Об утверждении государственной программы РФ «Развитие культуры и туризма» на 2013-2020 годы» [2]. Одним из направлений этой программы является подпрограмма «Наследие», в рамках которой уделено внимание и развитию библиотек. Становление библиотек информационного общества предполагает качественные преобразования и изменения в подходах к их деятельности. Основные задачи в рамках программы: повышение доступности и качества библиотечных услуг; усовершенствование укомплектованности фондов библиотек; обеспечение сохранности и эффективности использования библиотечных фондов; развитие материально-технической базы; оптимизация бюджетной сети библиотек.

Библиотечная деятельность - процесс динамичный. Здесь возможны регулярные отклонения от установленного порядка. Для того чтобы устранить помехи, необходимо проведение оперативного анализа. Анализ функционирования библиотек является важным инструментом не только постоянного мониторинга данного вида деятельности, но и фактором планирования будущего развития. Функционировать успешно в бесконечно изменяющейся ситуации сумеет лишь та библиотечная структура, что не просто отслеживает происходящие перемены, но и пользуется новейшей информацией с целью оперативной коррекции своей деятельности.

Большое значение в связи с наличием черт динамизма и неопределенности у внешней среды библиотеки приобретает изучение и внедрение элементов стратегического менеджмента. Он позволяет определить стратегические позиции в динамично изменяющемся окружении на базе исследований о согласовании внешних и внутренних факторов. В основе стратегического управления - человеческий фактор, ориентирующий всю библиотечную деятельность на потребности читателя, заставляющий гибко реагировать и проводить своевременные изменения в библиотеке. Все это в комплексе дает возможности для библиотек развиваться в соответствии со своими целями.

Работа библиотек всегда играла огромную роль в жизни общества. На протяжении долгих лет ее функциями оставались сохранение для человечества книг и других документов, где зафиксированы все открытия за многие тысячелетия: знания, научные достижения, истины веры. Данное учреждение принято называть фундаментом человеческой культуры. Это хранительница памяти всех жителей планеты в форме документов, книг и т. д. Библиотеки способствуют реализации прав каждого индивида на образование, отдых, использование достижений культуры, доступ к информации. Также они способствуют продвижению научных исследований, прогрессу всего общества и каждого человека в отдельности. По этой причине библиотека есть самоценное, самодостаточное учреждение, которая выполняет свою особую функцию в обществе. Наблюдается тенденция изменения традиционных функций библиотеки, что коснулось и ее исконной функции - просветительской, она становится более определенной и целенаправленной.

Тенденция информационного общества - рост количества информации. Согласно результатам исследования, проведенного корпорацией EMC в 2011 году, объем информации увеличивается более чем в два раза каждые два года [3]. Актуальным становится вопрос хранения, поиска и трансляции информации. Традиционно такую функцию выполняли библиотеки, сохраняя и делая доступными знания, представленные на различных носителях. В современности возникает проблема хранения и выдачи самих бумажных носителей знаний (книг). Очевидно, наибольшее количество носителей информации сконцентрировано в центральных библиотеках, что ограничивает доступ к бумажному носителю человека, проживающего в регионе. Так, например, в Российской государственной библиотеке активно обсуждается вопрос расширения площадей. Уже сейчас часть книг находится в Химках и под Можайском, откуда получить их фактически невозможно не только читателю из регионов, но и читателю столицы. Возможно, этот факт явился одной из причин создания онлайн-библиотек, в которых в открытом доступе представлены отсканированные/сфотографированные тексты. Указанная проблема решается посредством электронных носителей, что может быть обозначено в качестве еще одной социокультурной тенденции, влияющей на развитие библиотечного дела. Библиотеки сегодня ориентируются в том числе, в результате развития программы «Информационное общество (20111020 годы)», на оцифровку получаемых печатных изданий с целью создания возможности использования библиотечных ресурсов удаленными пользователями.

В рамках общественных инициатив, направленных на развитие библиотеки, адаптации их к современным условиям рождаются и новые технологии. Как отмечено в Государственной программе РФ «Развитие культуры и туризма» на 2013-2020 годы, национальная электронная библиотека насчитывает 1,3 млн полнотекстовых документов, около половины из которых находятся в свободном доступе. Сводный каталог библиотек России, который ведется в режиме удаленной корпоративной каталогизации, насчитывает более 6 млн библиографических записей. На основе этих двух ресурсов предоставляются государственные услуги на портале gosuslugi.ru [4]. Кроме того, предпринимаются и дальнейшие шаги по привлечению информационных технологий в библиотечное дело. Это и реализация проектов КИБО. «Шаг в будущее» описывает организацию работы ЦБС в электронной форме [5].

Изменение знаний и практических технологий оказывает влияние на процесс производства и оказания услуг, а значит, на трудовую деятельность людей. Именно в этом контексте формируется тенденция непрерывного образования, для характеристики которой необходимо обозначить ряд составляющих: кто обучает, кто обучается, чему обучать/обучаться, как обучать/обучаться. Обучает человек, который должен определить, чему обучать и как обучать. Первый аспект обязывает обучающего быть осведомленным не только в практических нуждах организаций, но и в новейших теоретических достижениях. И если открытый доступ к некоторым информационным ресурсам посредством системы Интернет позволяет ознакомиться с существующими тенденциями, то доступ к текстам, в которых представлены результаты исследований, позволяет понять и проникнуть в их сущность.

Данная тенденция оказывает влияние на работу библиотек, т. к. именно здесь должны быть представлены полнотекстовые источники информации либо доступ к полнотекстовым базам данных различных журналов или научных сообществ. В этом плане библиотека становится не только хранилищем, но и источником знаний, формирующим знания организации, региона, государства.

Не менее важная для современного образования проблема, как обучать. Современные тенденции в области образования все больше ориентируют обучающегося на самостоятельную работу, а соответственно, на самостоятельный поиск информации.

Вот лишь некоторые ключевые характеристики вклада западных университетских библиотек, определенных исследовательским отчетом «Значимость библиотек для исследователей и исследований», подготовленного британскими исследовательскими организациями Research Information Network и Research Libraries of UK (исследование было проведено на примере успешных университетов Великобритании): «...библиотеки помогают научным институтам привлекать и удерживать лучших исследователей и преподавателей; помогают исследователям выигрывать исследовательские гранты и контракты; продвигают и используют новые технологии и новые модели научной коммуникации». Также требование преподавателей к студентам само-

стоятельно изучать и анализировать, критически осмысливать информацию определяют западную вузовскую библиотеку как «сердце университета». Именно в библиотеке с богатыми коллекциями печатных и информационных ресурсов, а также разнообразными информационными услугами студент проводит большую часть времени, самостоятельно работая над своими проектами.

В этом же контексте необходимо отметить организованный Министерством образования и науки РФ и Международной ассоциацией непрерывного образования I Всероссийский форум Leninka Educational Forum, проходивший на базе РГБ 25 ноября 2013 г. В рамках форума прошло обсуждение проблем, связанных с развитием системы непрерывного образования, что предполагает возможность доступа к информационным ресурсам человека, проживающего в любом регионе РФ.

Ориентация на развитие конкурентоспособной на мировом рынке инновационной продукции оказывает влияние на деятельность научных и образовательных учреждений, что проявляется в том числе в необходимости ориентироваться в процессе проведения научных иссл е-дований на международные публикации в своей области. В данном случае важнейшую роль выполняют мировые библиотечные ресурсы, в рамках которых формируется открытый доступ к научной информации, а также российские библиотеки, активно формирующие возможность доступа для российских ученых.

В этом контексте уже поставлена проблема и формулируются варианты ее решения -как ориентироваться в таком объеме информации. На индивидуальном уровне человек сталкивается с проблемой организации поиска информации в определенном направлении, организации информации в знание и знания в понимание. На уровне предприятия возникает проблема управления знаниями - создания инфраструктуры для сбора данных, поиска и их анализа, инфраструктуры хранения и сохранности информации, управления обучением сотрудников организации. Это значит, что каждый человек должен овладеть инструментами, позволяющими искать и сортировать информацию в соответствии с личными и профессиональными целями.

Все субъекты образовательного процесса сталкиваются с обилием информации, представленной в системе Интернет, и в большинстве случаев с отсутствием культуры поиска и сортировки информации. Как правило, человек просматривает первые 10-15 ссылок по предложенному запросу, компилирует информацию и использует ее для решения поставленной задачи. В очень немногих случаях возникает вопрос о достоверности источника информации и, соответственно, об истинности и адекватности реальности информации. Кроме того, сам процесс поиска необходимой информации часто бывает затруднительным, поскольку зависит от многочисленных факторов: умения субъекта сформулировать запрос, принципа обработки запросов, по которому работает браузер, технологии продвижения сайта. Представляется необходимым формировать информационную культуру посредством электронного пространства библиотек. Становлению одной из новых функций библиотек - аналитико-синтетической обработки информации - способствовал целый ряд общественных инициатив. В государственной программе «Развитие культуры и туризма» на 2013-2020 годы одной из задач библиотек становится обеспечение креативного коммуникационного пространства. Как сказано в программе, экономика меняется таким образом, что все больше инноваций будет производиться маленькими командами, и библиотека со своими ресурсами может стать рабочим местом для этих команд [6]. В частности, в рамках проекта «Создание региональной сети деловых информационных центров для предпринимателей на базе центральной библиотеки» тверской областной библиотекой им. А.М. Горького был предложен проект «Создание региональной сети Деловых информационных центров (ДИЦ) для предпринимателей», что и является одним из направлений реализации библиотекой своей информационно-аналитической функции [7]. Главная задача не просто предоставление списка литературы, а определенным образом обработанной информации. В рамках этого проекта была создана «Школа социокультурной компетенции», а также горячая линия для предпринимателей, где они могут получить квалифицированную консультацию юристов, аудиторов и т. д. Калининградская научная библиотека включила публичные библиотеки Калининградской области в реализацию целевой программы «Повышение уровня финансовой грамотности» [8].

Знание как основа конкурентоспособности предполагает специфическое функционирование системы распространения и передачи знаний. С одной стороны, изменяются методы

трансляции знаний. Распространение знаний в предыдущие эпохи предполагало научение некоторым фундаментальным знаниям и практическим навыкам, которые могли не изменяться на протяжении десятилетий. В современности научение фундаментальным основам в любой области знаний дополняется необходимостью отслеживать часто небольшие, но очень существенные изменения знаний и практических навыков. Поскольку этот процесс является постоянным, то возникает проблема доступности разных людей, регионов, организаций к новым знаниям.

В контексте концепции открытости и доступности информации, а также привлечения читателя многие газеты и журналы стали формировать официальные сайты, на которых частично или полностью представлены тексты вышедших в свет номеров. Многие учебные учреждения сокращают объемы печатных изданий учебных пособий, учебников и монографий, создавая доступ к их электронным версиям. Частные пользователи интернет-пространства активно обмениваются между собой электронными версиями различных книг, статей, журналов посредством торрента либо частных электронных писем, виртуальных дисков. И если на электронные библиотеки распространяются нормативно-правовые акты о соблюдении авторского права и их деятельность может быть прекращена, то воздействие на другие, приведенные выше реалии современного интернет-пространства, вряд ли возможно. Кроме того, сами авторы текстов начинают активно использовать электронные ресурсы для размещения своих изданий за определенную плату. Сегодня мы наблюдаем примеры, когда электронная версия может появиться раньше печатной.

В Санкт-Петербурге прошла VIII Всероссийская научно-практическая конференция «Электронные ресурсы библиотек, музеев и архивов» [9, 10]. Сайт стал неотъемлемой составляющей современной библиотеки. Почти все крупные библиотеки России имеют свою страницу в Интернете. На информационно-справочном портале library.ru представлен каталог библиотечных сайтов. В каталоге обозначены ссылки на сайты федеральных, региональных, муниципальных библиотек [11].

В каталоге блогов на информационно-справочном портале library.ru представлено 172 блога российских библиотек [12]. Опыт использования блогов может быть проиллюстрирован следующими примерами. Это Челябинская область, город Златоуст: «Человек читающий»; Чувашия, город Новочебоксарск: «2:0 в пользу читателей»; Свердловская область, город Ново-уральск: «Библиошкола»; примерами могут служить блоги библиотек города Арзамаса Нижегородской области «Библиомания», библиотеки Удмурдского государственного университета «Библиорелакс», библиотеки Уральского государственного университета им. А.М. Горького «Информационная эвристика» и т. д. Причем следует отметить, что блоги создаются не только в крупных городах, но и в маленьких.

Интернет-диалоги стали одной из активных форм общения читателей и сотрудников библиотеки. Возможность использовать социальные сети (например, группа «Библиогурман», существующая в социальной сети «ВКонтакте») стала одним из инструментов пиар-деятельности. Для общения с читателями используется скайп, проводятся скайп-конференции. Вебинары библиотеки Пушкина Нижегородской области становятся одной из норм общения сотрудников библиотеки с читателями и между собой. Интернет-диалоги в Вологодской области в областной юношеской библиотеке стали привычными [13].

Еще один важный социокультурный аспект современности - глобализация. Это процесс многогранный и многоуровневый, в нем нас интересует языковой и культурный контекст. Процессы глобализации в сети Интернет становятся возможными благодаря единому языковому пространству, которое обеспечивает взаимодействие. Некоторые исследователи утверждают, что к концу XXI века можно будет говорить об исчезновении 90 % языков [14, С. 7]. Язык формирует определенное отношение к миру, к государству, задает причастность к наследию национальной культуры. Формирование мультикультурного пространства в современном обществе приводит к созданию асоциального пространства, утрате межличностных связей, основанных на принадлежности к определенным формам культуры, к формированию единой унифицированной, однообразной культуры. Результатом указанной тенденции является также утрата интереса к памятникам литературы конкретной культуры, ориентация на новое, популярное, модное «в мире». Современное общество часто характеризуют как общество риска, т. к. становится сложно прогнозировать последствия принятых решений, сами решения часто принима-

ются в условиях ограниченного количества информации и времени. Но при этом решение всегда принимаются конкретными людьми, и здесь уместно поставить вопрос: «Чем руководствуется человек в процессе принятия решения?». Ценностный аспект представляется особенно важным в процессе принятия решений на различном уровне. Кроме того, принимая решение, необходимо учитывать, что в решении проблемы и в применяемых средствах заинтересовано всегда несколько групп людей. Возникает проблема выделения этих групп, сопоставления истинных ценностей, которыми они руководствуются, и соотношения разрозненных, часто противоречивых ценностей с общечеловеческими. Сохранение и трансляция традиций, задающих неизменные основания общечеловеческих ценностей, - одна из базовых функций, которые выполняет современная библиотека.

В этом контексте библиотека наряду с музеями выступает хранителем истории региона, народа, государства, фундаментом формирования единичности и уникальности каждого человека, в том числе как носителя определенных традиций, языка и менталитета. Функция сохранения традиций, национальной идентичности и ценностей, обращение к проблематике краеведения реализуется через следующие проекты: в статье «В гостях у самовара» описан опыт культурного центра А.Т. Твардовского Киевской ЦБС города Москвы проведения театрализованного представления «Традиции московского чаепития» в рамках проекта «О Москве с любовью» [15]. Необыкновенный проект «библиотеки варенья» был реализован в Ярославской области в селе Семибратово, где по инициативе местных жителей и работников библиотеки были собраны всевозможные рецепты варенья, в том числе и описанные Пушкиным. В таком же формате, по инициативе отдела краеведческой литературы и библиографии государственной библиотеки города Югры, была проведена выставка «Кухня финно-угорских народов», которая была приурочена к празднуемому в третьей декаде октября Дню родственных народов. В формате этой выставки посетители могли ознакомиться с литературой об истории, традициях, образе жизни финно-угорских народов [16].

Процесс реконструкции библиотечного дела значительно увеличил спектр проблем, которые требуют теоретического осмысления. Важнейшая задача библиотечного дела - общий для всех желающих доступ к знаниям, информации, демократизация и обеспечение равных возможностей в использовании библиотечных ресурсов. Международная федерация библиотечных ассоциаций и учреждений (ИФЛА) создала проект «Всеобщая доступность изданий». Его цель - «максимально полное обеспечение потенциальных потребностей изданиями, где бы и когда бы ни возникала в них потребность, выявление препятствий к достижению доступности» [17].

Одна из актуальнейших проблем - это проблема плюрализма интересов читателей. Основа плюрализма в библиотечном деле есть различные проявления объективно действующего разнообразия интересов читателей, целей, устремлений и т. д. различных слоев и общественных групп, отдельных граждан, а также соответствующего отражения, учета и реализации этого многообразия в деятельности библиотек. Объективная основа плюрализма интересов читателей - разнородность социальных, экономических, политических и прочих интересов социальных объединений и отдельных людей, которые отражают их положение в обществе, а также их отношение к разнообразным аспектам жизни государства и общества.

Общественные инициативы, способствующие расширению сферы влияния библиотек и направленные на детей, включают в себя проекты самых разных форм и содержания. Одна из форм, которую используют для работы с детьми, может быть обозначена как театральная. Проект «Текст - музыка - образ» Московской областной государственной детской библиотеки (МОГДБ) и школы им. Л.Н. Оборина основан на методике, которая применяется в педагогической практике, где используют единство текста, музыки и образа. Дети ставят мини-спектакли, инсценируют сказки и т. д.

Для привлечения детей в библиотеки используется такая форма работы, как игра. Сотрудники МОГДБ совместно с компанией настольных игр «Мосигра» создали клуб «Человек играющий», который также демонстрирует новый формат библиотечной работы. Опыт московской библиотеки стали перенимать и другие города. Сейчас существует сообщество игроков в социальной сети «ВКонтакте». Игра «Читаем друг другу - читаем по кругу», проведенная Самарской областной детской библиотекой, направлена на решение задачи вовлечения детей в

мир литературы с помощью игры [18]. Инициатива «Детской централизованной библиотечной системы» города Новокузнецка направлена на создание рекомендательной библиографии, ориентированной на детское восприятие, создаются пособия: «Под шляпой волшебника», «Сказки кудесницы-печки» и т. д. [19].

Осознание индивидами своих ценностей и интересов, их дифференциация и нацеленность на поиск нужной информации порождают соответствующие читательские интересы. Бук-трейлер, аналог кинотрейлера, - один из способов представить книгу, приоткрыв сюжет и самые яркие фрагменты, впервые был использован на книжном фестивале в Лос-Анжелесе в 2003 году и сейчас реализуется российскими библиотеками, например библиотекой им. А.С. Пушкина города Сарова [20]. Библиовидеостудия, одна из новых форм библиотечной работы, соединяющая методики развивающего чтения и новые технологии, возникла стихийно, когда у сотрудников Центральной детской библиотеки Сарова родилась идея создания фильма о библиотеке. В создании фильма приняли участие читатели библиотеки, их заинтересованность и явное преимущество такой формы работы для продвижения чтения в массы заставило задуматься о проекте библиовидеостудии [21].

Библиотрансформер - это максимально полная фактографическая и библиографическая информация об объекте библиографирования, на основе которой можно подготавливать другие формы библиографических пособий. Данный проект реализуется во многих библиотеках, в том числе в Алтайской краевой детской библиотеке им. Н.К. Крупской, в Челябинской областной детской библиотеке [22]. Каждый человек ориентируется на собственный путь приобщения к культуре, ее ценностям. Культура каждого человека формируется через образ его жизни, различные условия и фактор. Привести к одному знаменателю экономические, политические, эстетические видения различных людей невозможно. Приоритет многообразия интересов читателей - вот качественно новейший принцип организации и выполнений всех функций библиотек. Именно он знаменует, с одной стороны, отход от бюрократической и монопольной системы, которая приводила к идеологическому диктату над читателем, с другой стороны, формирует демократические, гуманистические основы деятельности библиотек.

Организация поддержки библиотеки в подборе нужных книг, расширение кругозора и изучение читательских интересов осуществляется на демократической основе. Преимущество здесь отдается уважению индивидуальности и творческого начала в каждом читателе. Ценность личности читателя, его свободы должно объединяться с максимальным учетом и согласованием интересов и ценностей всего общества.

Одна из задач, поставленная программой культурного развития, - создать условия, в которых будет возможно участие населения в культурной жизни страны, вовлекать людей разного возраста и возможностей в активную социокультурную деятельность, разработать и реализовать комплекс мероприятий по развитию культуры в небольших городах и селах; повышать качество и эффективность услуг в различных сферах культуры. Общественные инициативы на региональных и муниципальных уровнях, которые демонстрируют тенденцию расширения сферы влияния библиотек, реализуются различными способами. Это проекты модельных библиотек [23], проект «О создании всероссийского движения Алексеевских библиотек» главной целью которого является развитие публичных библиотек, сохранение их уникальной самобытности, запущенный по инициативе библиотечных специалистов Республики Башкортостан и Белгородской области [24].

На муниципальном уровне используются «мобильные» технологии. Например, многочисленные библиотеки на колесах, в частности Комплекс информационно-библиотечного обслуживания (КИБО) [25], который обеспечит доступ к библиотечным ресурсам жителям отдаленных деревень. В Хабаровске по инициативе сотрудников хабаровского депо № 2 созданы трамваи-библиотеки: два трамвая пятого маршрута были оборудованы книжными полками, книги на которые приносят кондукторы и водители. Планируется расширение библиотечного парка, который пользуется успехом у пассажиров, было отмечено даже увеличение пассажиропотока. В дальнейшем под библиотеку будут оборудованы и другие маршруты, появится и библиотека-троллейбус. Кроме того, в Хабаровске курсируют два троллейбуса с доступом в Интернет по технологии Wi-Fi. «Бампер» (название книжного проекта, инициатором которого стала группа единомышленников во главе с психологом Анной Тихомировой) - это автобус, в

котором оборудованы полки для книг, и любой желающий может купить или взять почитать книгу [26]. По инициативе сотрудников «Бампера» в апреле 2012 года в рамках Всероссийской социально-культурной акции «Библионочь» в Нижнем Новгороде состоялся первый передвижной фестиваль «Книжка под подушку» [27]. В Иркутске реализован проект «Свободная библиотека», в рамках которого создана и функционирует уличная мини-библиотека «Книжная будка».

Решению задачи расширения сферы влияния библиотек способствуют и инициативы простых людей. В аэропортах Екатеринбурга и Нижнего Новгорода по инициативе сотрудников, вслед за общемировым движением буккроссинга, запущен проект «Книга в дорогу», где каждый желающий может взять и оставить книгу. Сотрудники нижегородского аэропорта собрали первые книги для этого проекта. Каждая книга имеет печать, что свое путешествие она начала в Нижнем Новгороде [28]. Также был проведен флешмоб «Тсс - это вам не библиотека» по инициативе волгоградской молодежи. Молодые люди собрались в парке на центральной набережной и стали читать книги, демонстрируя, что Волгоград - читающий город [29]. В Омске на бульваре Победы была создана библиотека под открытым небом «Читающий бульвар», где каждый желающий мог взять и почитать книгу или журнал. Подобные проекты реализованы теперь и в других районах города и пользуются популярностью у омичей [30]. По инициативе автономной некоммерческой организации «Корпорация добра» в Краснодаре был проведен «Мозговой штурм» на тему «Для чего нужно чтение книг» [31].

Расширяя круг своих клиентов, библиотечные инициативы распространяются и на категорию особых читателей; таким образом, можно говорить о выполнении библиотекой еще одной функции - социальной. В контексте таких инициатив можно рассмотреть проект «Путешествие в их невидный мир», опыт Республики Татарстан [32]. На базе Республиканской специальной библиотеки для слепых была проведена акция «День и ночь в специальной библиотеке для слепых», целью которой, кроме популяризации чтения, было распространение в обществе знаний о слепых и слабовидящих, формирование толерантного отношения к ним. В библиотечной сети Москвы открывается 36 подразделений службы доставки для инвалидов, в задачу которых будет входить доставка книг и информирование о литературных новинках инвалидам [33]. В Екатеринбурге открыт электронный читальный зал для слепых. Там поставлены так называемые читальные машины, которые действуют по аналогии со сканером: преобразуют текст в аудиоформат или переводят его в формат тактильной информации [34]. Библиотека для бездомных, первая в России, функционирует во Владимире и открыта при пункте временного пребывания бездомных по инициативе некоммерческой организации «Дом солнца» [35].

Все представленные тенденции, с одной стороны, позволяют решить проблему открытости и доступности информации различным читателям (в том числе читателям с ограниченными способностями к передвижению, читателям с отсутствием зрения), с другой стороны, привело к сокращению читателей, посещающих библиотеки и обращающихся к бумажным носителям.

Одно из направлений в трансформации библиотек и их функций - это обращение к зарубежному опыту. Именно в таком ключе проходил Второй российский молодежный библиотечный конвент в октябре 2012 года на базе Российской государственной библиотеки, где основной проблемой был анализ ведущих мировых тенденций и особенностей обслуживания молодежи в разных странах [36].

Общечеловеческие нормы морали и нравственности, права личности, политическая и экономическая демократия, экология, мир на земле и т. д. - все это отражает единство людей, общие цели и задачи их развития. Нормы объединяются с укреплением данного единства, сохранением человеческого вида, созданием условий, способствующих реализации личности. Общечеловеческие ценности отвергают все разъединяющее людей, что влечет личность к деградации. Это является причиной требования учета в деятельности библиотек специфических особенностей различных читательских групп. Также приобретает особое значение их влияние на выбор книг, т. к. сила воздействия издания возрастает, если оно адресовано не человечеству вообще, а ориентировано на конкретных людей и соответствует их идеям, интересам, замыслам.

Одной из проблем, препятствующих развитию библиотек, обозначенной в программе РФ «Развитие культуры и туризма» на 2013-2020 годы, является низкая заработная плата сотрудников библиотек, следствием чего являются падение престижа профессии, дефицит, старе-

ние и недостаточная квалификация библиотечных кадров, что препятствует внедрению инноваций, повышению качества и эффективности предоставления библиотечных услуг населению [37].

Общественные инициативы, направленные на повышения престижа библиотек и их работников, могут быть представлены через реализацию следующих проектов: «Библиотечная адвокация» [38], «Библиотечный ребрендинг» [39]. Рубрика на сайте Центральной городской детской библиотеки Москвы им. А.П. Гайдара «Методист читающий» ставит свой целью повышение уровня самих сотрудников библиотеки [40]. Центральная библиотечная система Кировского района города Санкт-Петербурга провела мероприятие «Профессиональная инициатива - 2010», направленное на развитие творческого потенциала библиотечных сотрудников [41]. По инициативе центральной библиотечной системы города Орла был организован конкурс «Молодой библиотекарь - 2011», главной задачей которого было повышения статуса и престижа библиотечного работника, ломка устоявшихся стереотипов о непривлекательности этой профессии. Конкурс демонстрировал возможность творческой инновационной деятельности в библиотеке [42]. Появление библиотечных школ - это современная тенденция создания всевозможных форм повышения квалификации библиотекарей, которая находят свое отражение на сайтах библиотек.

Библиотекарь должен обладать дополнительными компетенциями, для того чтобы библиотеки могли развиваться и трансформироваться в соответствии с современными требованиями. Библиотечный работник должен быть педагогом и психологом. На конференции «Актуальные проблемы детской литературы и читательского развития юного поколения», проходившей 21 марта 2012 года в Москве, был поднят вопрос о необходимости расширений функционала библиотек и формирования у библиотекарей компетенций в области библиотечной педагогики. Библиотечная педагогика, являясь частью общей педагогики и выполняя все ее функции: образование, обучение, воспитание, развитие, социализация, гуманизация, основывается на ресурсе, который предоставляет библиотека, то есть на книгах и информационных технологиях. Библиотечная педагогика не стандартизирована, не нацелена на оценки и способна обеспечить детям сравнительно равные возможности [43]. При Ставропольской краевой юношеской библиотеке создана психологическая служба, в задачи которой входит оказание помощи в определении проблем пользователя, нахождении контакта с читателем, построении с ним интерактивного общения [44].

Для библиотекаря развитых стран сегодня путь один - развитие профессионализма через скорейшее освоение интернет-технологий и социальных сервисов в библиотечной деятельности. Обязательное использование библиотекарями ИКТ (информационно-коммуникативных технологий) в своей деятельности требует постоянного совершенствования знаний, умений и практических навыков. Уровень профессиональной компетенции руководителя библиотеки и ее сотрудников становится одним из важнейших факторов в процессе создания библиотеки нового типа.

Таким образом, в результате проведенного анализа можно выделить тенденции, направленные на расширение круга читателей и на расширение функций библиотек.

Функция библиотек, обеспечивающая открытость и доступность информации, реализуется в отношении различных объектов. Хотя общая направленность на развитие и адаптацию библиотек к современным потребностям прослеживается по отношению ко всем объектам, можно выделить следующие категории объектов: детская и молодежная аудитория, читатели, проживающие в удаленности от центральных библиотек, особые категории читателей, в том числе сами библиотеки и их работники.

Анализируя современные общественные инициативы, направленные на развитие библиотечного дела, можно констатировать, что библиотеки меняются на функциональном уровне, к традиционным функциям добавляются новые, такие как информационно-аналитическая, информационно-синтетическая, экологическая, патриотическая, ценностная, воспитательная, или педагогическая, психологическая, социальная и т. д.

По способу реализации функций библиотек можно выделить: инновационные, использующие современные информационные, компьютерные и интернет-технологии и традиционные технологии, использующие в новом формате уже существующие методы: это обращение к театральным, игровым традициям, новое использование средств передвижения.

Можно выделить несколько уровней трансформации: федеральный, региональный и муниципальный; в рамках этих уровней можно выделить: государственные и негосударствен-

ные структуры, коммерческие и некоммерческие объединения, инициативы, исходящие от работников библиотек, от читателей и т. д.

Координация как тенденция в трансформации библиотек есть формирование корректирующих или поддерживающих взаимодействий, обеспечивающих согласованные действия независимых друг от друга библиотек (библиотечных систем). Смысл координации как в согласовании деятельности отдельных библиотек и их сетей между собой, так и в согласовании их функционирования с общими целями всей библиотечной организации. Библиотечная координация осуществляется по двум принципам: отраслевому и территориальному. Это организация заблаговременно предусмотренной планом на основе специализации (разделения функций) и просчитанной на продолжительный срок взаимосвязи между библиотеками или библиотечными сетями с целью совместного решения общих задач -максимального привлечения общественности к пользованию библиотечной книгой, большего удовлетворения запросов читателей, формирования и использования библиотечных ресурсов с точки зрения рациональности и эффективности.

С координацией неразрывно связано кооперирование. Процесс кооперирования происходит, как правило, не по инициативе центра, а по желанию самих библиотек. Им могут быть охвачены отдельные регионы страны, он может иметь межрегиональный характер, а может и охватывать всю страну или даже выходить за пределы границ государства. Подобным образом активно осуществляется процесс кооперирования на общеевропейском уровне. Данная инициатива предпринимается Европейской лигой исследовательских библиотек, которая объединяет более двух сотен национальных, университетских, вузовских и наиболее крупных библиотек. Результатами являются обмен документальными и библиографическими данными между библиотеками, доступ без ограничений к фондам библиотек и прочие удобства. Кооперирование не есть самоцель. Это насущная необходимость. Без нее полноценное развитие библиотечной системы уже невозможно. Цель ее - рост объемов соответствующего обслуживания в библиотеке при помощи взаимного доступа к библиотечным ресурсам. Данный процесс охватывает разнообразные отрасли библиотечного дела.

Социокультурный контекст, определяющий направленность развития библиотек в современности, может быть определен следующими составляющими: информатизация различных процессов (хранения, трансляции информации); открытость и доступность информации; гетерогенность и взаимопроникновение культур, ориентация на плюралистическую основу взаимодействия библиотеки и читателей; формирование культуры, соответствующей обществу знаний, использующей все многообразие традиционных и инновационных технологий.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Информация для всех: Официальный сайт Российского комитета программы ЮНЕСКО. -URL: http://ifapcom.ru/355 (дата обращения: 01.12.2013).

2. Распоряжение Правительства РФ от 27 декабря 2012 г. N 2567-р Об утверждении государственной программы РФ «Развитие культуры и туризма» на 2013-2020 годы. Официальный сайт Минкомсвязи России. - URL: http://minsvyaz.ru (дата обращения: 02.12.2013).

3. Корпорация EMC: официальный сайт. - URL: http://russia.emc.com (дата обращения: 5.11.2013).

4. Электронное правительство. Госуслуги. - URL: https://www.gosuslugi.ru (дата обращения: 21.11.2013).

5. Пальгуева Г.М. Шаг в будущее // Библиотечное дело. - 2012. - № 15.

6. Монтвилов В. Равноправие в киберпространстве // Библиотечное дело. - 2004. - № 6.

7. Соколова Л.Н. Школа социокультурной компетентности Межпрофессиональные коммуникации в проектной деятельности // Библиотечное дело. - 2012. - № 22. - С. 14.

8. Холяпина В.Е., Петренко С.И. Искусство считать деньги. Как повысить финансовую грамотность // Библиотечное дело. - 2012. - № 20. - С. 12.

9. Аврамова Е.В., Прозоров И.Е. Электронные ресурсы профессиональной информации // Библиотечное дело. - 2012. - № 20. - С. 26.

10. VIII Всероссийская научно-практическая конференция «Электронные ресурсы библиотек, музеев, архивов». - URL: http://www.konferencii.ru/info/100302 (дата обращения: 1.12.2013)

11. Левшина Н.Н. Сайт библиотеки // Библиотечное дело. - 2012. - № 15. - С. 20.

12. Информационно-справочный портал. Проект РГБ для молодежи. - URL: http://www.library.ru (дата обращения: 05.11.2013).

13. Плохотник Т.М. О вебинарах замолвите слово... // Библиотечное дело. - 2012. - № 11. - С. 28.

14. Монтвилов В. Равноправие в киберпространстве // Библиотечное дело. - 2004. - № 6.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Чуканова С.В. В гостях у самовара // Библиотечное дело. - 2012. - № 11. - С. 34.

16. Библиотечное дело. - 2012. - № 19. - С. 3.

17. Официальный сайт Международной федерации библиотечных ассоциаций и учреждений. -URL: http://www.ifla.org (дата обращения 19.11.2013).

18. Васильева М.И. Читаем друг другу - читаем по кругу: Продвижение чтения в детской среде // Библиотечное дело. - 2012. - № 18. - С. 27.

19. Баркова И.В. Под «шляпой волшебника». Рекомендательная библиография поколения NEXT // Библиотечное дело. - 2012. - № 18. - С. 29.

20. Плохотник Т.М. Новое блюдо библиотечной кухни // Библиотечное дело. - 2012. - № 6. - С. 20.

21. Плохотник Т.М., Микийчук М.А. БиблиоВидеоСтудия (BVC) // Библиотечное дело. - 2012. - № 15. - С. 18.

22. Елисеева Т.Р. Библиотрансформер по-алтайски // Библиотечное дело. - 2012. - № 14. - С. 18.

23. Рожкова Н.П. Модельные библиотеки Белгородчины: от поиска смысла к обретению формы. Что дальше? // Библиотечное дело. - 2012. - № 21. - С. 6.

24. Меморандум инициативной группы библиотечных специалистов Республики Башкортостан и Белгородской области // Библиотечное дело. - 2012. - № 21. - С. 12.

25. Сорокина И. Книги сами к вам приедут! // Сайт журнала Библиотечное дело. - URL: http://www.bibliograf.ru/materials/news/2760 (дата обращения: 1.03.2015).

26. Библиотечное дело. - 2012. - № 5. - С. 2

27. Матлина С.Г. И дольше «ночи» длится день. // Библиотечное дело. - 2012. - № 11. - С. 14.

28. Библиотечное дело. - 2012. - № 9. - С. 2.

29. Библиотечное дело. - 2012. - № 9. - С. 3.

30. Библиотечное дело. - 2012. - № 11. - С. 4.

31. Библиотечное дело. - 2012. - № 23. - С. 4.

32. Закирова Г. Путешествие в их невидимый мир // Библиотечное дело. - 2012. - № 11. - С. 22.

33. Библиотечное дело. - 2012. - № 9. - С. 2.

34. Библиотечное дело. - 2012. - № 1. - С. 3.

35. Библиотечное дело. - 2012. - № 15. - С. 4.

36. Захаренко М.П. Второй Российский молодёжный библиотечный конвент // Библиотечное дело. - 2012. - № 22. - С. 18.

37. Распоряжение Правительства РФ от 27 декабря 2012 г. N 2567-р Об утверждении государственной программы РФ «Развитие культуры и туризма» на 2013-2020 годы // Официальный сайт Минкомсвязи России. - URL: http://minsvyaz.ru (дата обращения: 2.12.2013).

38. Мамаева С.А. Библиотечная адвокация: что может РБА // Библиотечное дело. - 2012. - № 20. - С. 2.

39. Якубов Э. Библиотечный ребрендинг // Библиотечное дело. - 2012. - № 20. - С. 29.

40. Муравьёва Л.Н. «Мы в поезде ехали долго» или Я как читатель // Библиотечное дело. -2012. - № 18. - С. 22.

41. Библиотечное дело. - 2012. - № 12. - С. 2.

42. Гладкова И.А. Основные ориентиры интеграции молодых специалистов // Библиотечное дело. - 2012. - № 15. - С. 45.

43. Тихомирова И.И. Библиотечная педагогика // Библиотечное дело. - 2012. - № 15. - С. 31.

44. Кононова И.Г. Психологический компонент в профессиональном общении // Библиотечное дело. - 2012. - № 22. - С. 11.

REFERENCES

1. Informaciya dlya vseh: Oficialnyy sayt Rossiyskogo komiteta programmy YuNESKO [Information for All: Official site of the Russian Committee of the UNESCO Programme]. Available at http://ifapcom.ru/355/ (accessed 1 December 2013).

2. Rasporyazhenie Pravitelstva RF ot 27 dekabrya 2012 g. N 2567-r Ob utverzhdenii gosudarstvennoy programmy RF «Razvitie kultury i turizma» na 2013-2020 gody [Order of the Government of the Russian Federation on December 27, 2012 N 2567-r On approval of the state program of the Russian Federation "Development of Culture and Tourism" for 2013-2020.]. Oficialnyy sayt Minkomsvyazi Rossii. Available at http://minsvyaz.ru (accessed 2 December 2013).

3. Korporaciya EMC: oficialnyy sayt [Corporation EMC: official site]. Available at http://russia.emc.com, svobodnyy (accessed 5 November 2013).

4. Yelektronnoe pravitelstvo. Gosuslugi [E-government. State services]. Available at https://www.gosuslugi.ru/ (accessed 21 November 2013).

5. Palgueva G.M. Shag v budushhee [Step into the future] // Bibliotechnoe delo, 2012, no. 15.

6. Montvilov V. Ravnopravie v kiberprostranstve [Equality in Cyberspace] // Bibliotechnoe delo, 2004, no. 6.

7. Sokolova L.N. Shkola sociokulturnoy kompetentnosti Mezhprofessionalnye kommunikacii v proektnoy deyatelnosti [School sociocultural competence interprofessional communication in project management] // Bibliotechnoe delo, 2012, no. 22, p. 14.

8. Holyapina V.E., Petrenko S.I. Iskusstvo schitat dengi. Kak povysit finansovuyu gramotnost [Arts counting money. How to improve the financial literacy] // Bibliotechnoe delo, 2012, no. 20, p. 12.

9. Avramova E.V., Prozorov I.E. Yelektronnye resursy professionalnoy informacii [Electronic resources professional information] // Bibliotechnoe delo, 2012, no. 20, p. 26.

10. VIII Vserossiyskaya nauchno-prakticheskaya konferenciya «Yelektronnye resursy bibliotek, muzeev, arhivov» [VIII All-Russian scientific-practical conference "Electronic resources of libraries, museums and archives"]. Available at http://www.konferencii.ru/info/100302 (accessed 1 December 2013)

11. Levshina N.N. Sayt biblioteki [Website of library] // Bibliotechnoe delo, 2012, no. 15, p. 20.

12. Informacionno-spravochnyy portal. Proekt RGB dlya molodezhi [Information portal. Draft RSL Youth]. Available at http://www.library.ru (accessed 5 November 2013)

13. Plohotnik T.M. O vebinarah zamolvite slovo... [About webinars say a word ...] // Bibliotechnoe delo, 2012, no. 11, p. 28.

14. Montvilov V. Ravnopravie v kiberprostranstve [Equality in Cyberspace] // Bibliotechnoe delo, 2004, no. 6.

15. Chukanova S.V. V gostyah u samovar [Visiting samovar] // Bibliotechnoe delo, 2012, no. 11, p. 34.

16. Bibliotechnoe delo, 2012, no. 19, p. 3.

17. Oficialnyy sayt Mezhdunarodnoy federacii bibliotechnyh associaciy i uchrezhdeniy [The official website of the International Federation of Library Associations and Institutions]. Available at http://www.ifla.org. (Accessed 19.11.2013).

18. Vasileva M.I. Chitaem drug drugu - chitaem po krugu: Prodvizhenie chteniya v detskoy srede [We read each other - read a circle: promoting reading among children] // Bibliotechnoe delo, 2012, no. 18, p. 27.

19. Barkova I.V. Pod «shlyapoy volshebnika» Rekomendatelnaya bibliografiya pokoleniya NEXT [A "wizard hat". Recommendatory bibliography generation NEXT] // Bibliotechnoe delo, 2012, no. 18, p. 29.

20. Plohotnik T.M. Novoe blyudo bibliotechnoy kuhni [New Library dish cuisine] // Bibliotechnoe delo, 2012, no. 6, p. 20.

21. Plohotnik T.M., Mikiychuk M.A. BiblioVideoStudiya (BVC) // Bibliotechnoe delo, 2012, no. 15, p. 18.

22. Eliseeva T.R. Bibliotransformer po-altayski [Bibliotransformer in the Altai] // Bibliotechnoe delo, 2012, no. 14, p. 18.

23. Rozhkova N.P. Modelnye biblioteki Belgorodchiny: ot poiska smysla k obreteniyu formy. Chto dalshe? [Model Library Belgorod from the search of meaning to the attainment of the form. What's next?] // Bibliotechnoe delo, 2012, no. 21, p. 6.

24. Memorandum iniciativnoy gruppy bibliotechnyh specialistov Respubliki Bashkortostan i Belgorodskoy oblasti [Memorandum of the initiative group of library professionals and the Republic of Bashkortostan Belgorod Region] // Bibliotechnoe delo, 2012, no. 21, p. 12.

25. Sorokina I. Knigi sami k vam priedut! [Books themselves will come to you!]. Bibliotechnoe delo. Official website. Available at http://www.bibliograf.ru/materials/news/2760/ (accessed 1 March 2015).

26. Bibliotechnoe delo, 2012, no. 5, p. 2

27. Matlina S.G. I dolshe «nochi» dlitsya den... [And the longer the "night" last day ...] // Bibliotechnoe delo, 2012, no. 11, p. 14.

28. Bibliotechnoe delo, 2012, no. 9, p. 2.

29. Bibliotechnoe delo, 2012, no. 9, p. 3.

30. Bibliotechnoe delo, 2012, no. 11, p. 4.

31. Bibliotechnoe delo, 2012, no. 23. p. 4.

32. Zakirova G.Puteshestvie v ih nevidimyy mir [Journey into the world of the invisible] // Bibliotechnoe delo, 2012, no. 11, p. 22.

33. Bibliotechnoe delo, 2012, no. 9, p. 2.

34. Bibliotechnoe delo, 2012, no. 1, p. 3.

35. Bibliotechnoe delo, 2012, no. 15, p. 4.

36. Zaharenko M.P. Vtoroy Rossiyskiy molodyozhnyy bibliotechnyy convent [Second Russian Youth Library convention] // Bibliotechnoe delo, 2012, no. 22, p. 18.

37. Rasporyazhenie Pravitelstva RF ot 27 dekabrya 2012 g. N 2567-r Ob utverzhdenii gosudarstvennoy programmy RF «Razvitie kultury i turizma» na 2013-2020 gody [Order of the Government of the Russian Federation on December 27, 2012 N 2567-r On approval of the state program of the Russian Federation "Development of Culture and Tourism" for 2013-2020]. Oficialnyy sayt Minkomsvyazi Rossii. Available at http://minsvyaz.ru (accessed 2 December 2013).

38. Mamaeva S.A. Bibliotechnaya advokaciya: chto mozhet RBA [Library Advocacy: what can the RBA] // Bibliotechnoe delo, 2012, no. 20, p. 2.

39. Yakubov Ye. Bibliotechnyy rebrending [Library rebranding] // Bibliotechnoe delo, 2012, no. 20, p. 29.

40. Muravyova L.N. «My v poezde ehali dolgo» ili Ya kak chitatel ["We went on the train for a long time," or I as a reader] // Bibliotechnoe delo, 2012, no. 18, p. 22.

41. Bibliotechnoe delo, 2012, no. 12, p. 2.

42. Gladkova I.A. Osnovnye orientiry integracii molodyh specialistov [Key benchmarks integration of young professionals] // Bibliotechnoe delo, 2012, no. 15, p. 45.

43. Tihomirova I.I. Bibliotechnaya pedagogika [Library pedagogy] // Bibliotechnoe delo, 2012, no. 15, p. 31.

44. Kononova I.G. Psihologicheskiy komponent v professionalnom obshhenii [The psychological component of professional communication] // Bibliotechnoe delo, 2012, no. 22, p. 11.

Поступила 13.03.2015 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.