Научная статья на тему '«БИБЛЕЙСКИЕ ЖЕНЩИНЫ» РЭНЬЯРД И ИХ ПРОГРАММА СПАСЕНИЯ БЕДНЯКОВ'

«БИБЛЕЙСКИЕ ЖЕНЩИНЫ» РЭНЬЯРД И ИХ ПРОГРАММА СПАСЕНИЯ БЕДНЯКОВ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Великобритания / XIX век / пауперизация / миссия Рэньярд / евангелисты / Библейское общество / миссионеры / Great Britain / 19th century / auperization / Ranyard’s Mission / Evangelists / Bible Society / missionaries

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Яблонская Ольга Васильевна

Статья посвящена деятельности Э. Рэньярд и ее организации «Лондонская Библейская и домашняя женская миссия». Анализируются причины появления миссии, особенности и направления деятельности, значение в решении проблем пауперизма. Подчеркивается, что движение носило не столько церковный, сколько социально-экономический характер. Автор отмечает особую роль Э. Рэньярд, сформулировавшей цели, задачи, принципы работы организации. Рэньярд разделяла идею, что спасти обитателей трущоб от нищеты и деградации можно без революционного переустройства общества, а путем личных усилий бедняков. Условиями совершенствования было приобщение к христианству, обучение рациональному ведению хозяйства, нравственное воспитание. Чтобы создать благоприятную среду для преображения обитателей трущоб, «Библейские женщины» распространяли среди них тексты Священного Писания, улучшали быт, обучая женщин приготовлению пищи, уборке, рукоделию, экономному ведению хозяйства, продавая в рассрочку предметы домашнего обихода. В статье указывается, что главным объектом деятельности библеисток были женщины по причине их социальной уязвимости и определяющей роли в сохранении семейных устоев и воспитании детей. Рэньярд для целей миссии нанимала верующих представительниц трудящихся классов, по собственному опыту знающих нужды жителей неблагополучных районов. Работа в миссии предоставляла им зарплату, возможность образования, способствовала повышению социального статуса. Особое внимание уделяется первой «Библейской женщине» — Мэриан, осуществившей ряд важных программ по улучшению жизни бедняков. Организация библеисток получила поддержку общества, практика распространилась по всей стране и миру. Автор приходит к выводу, что благодаря усилиям Рэньярд и ее миссии тысячи пауперов смогли улучшить свою жизнь, избавиться от пороков, стать респектабельными гражданами страны, а евангелизация на других континентах способствовала распространению ценностей христианства по всему миру.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RANYARD’S “BIBLE WOMEN” AND THEIR PROGRAMME OF SAVING THE POOR

The article studies the activities of E. Renyard and her organisation “London Bible and Domestic Female Mission”. It analyses the reasons for the emergence of the mission, its features, and directions of activity, its role in solving the problems of pauperism. It is emphasised that the movement was not so much ecclesiastical as socioeconomic. The author notes the special role of E. Renyard. She formulated the goals, objectives and principles of the organisation. Renyard shared the idea that saving the residents of the slums from poverty and degradation is possible without revolutionary reorganisation of society, but through the personal efforts of the poor. The conditions for improvement were initiation into Christianity, teaching a rational vision of economy, and moral education. To create a favourable environment for the transformation of slum residents, “Bible women” distributed the texts of the Holy Scriptures among them, improved their lives by teaching women cooking, cleaning, needlework, economical housekeeping through selling household items in installments. The article points out that women were the main object of activity of members of the mission because of their social vulnerability and the decisive role in maintaining families and raising children. Renyard hired for the purposes of the mission religious representatives of the working classes, who knew from their own experience the needs of residents of disadvantaged areas. Work in the mission provided them with a salary, education, and contributed to an increase in social status. Particular attention is paid to the first “Bible woman”, Marian, who carried out a number of important programmes to improve the lives of the poor. The auperizatio of biblical women received the support of society, and their practices spread throughout the country and the world. The author comes to the conclusion that due to the efforts of Renyard and her mission, thousands of needy people became able to improve their lives, get rid of vices, become respectable citizens of the country, and the auperization on other continents contributed to the spread of Christian values around the world.

Текст научной работы на тему ««БИБЛЕЙСКИЕ ЖЕНЩИНЫ» РЭНЬЯРД И ИХ ПРОГРАММА СПАСЕНИЯ БЕДНЯКОВ»

Вестник ПСТГУ

Серия II: История. История Русской Православной Церкви.

Яблонская Ольга Васильевна, канд. ист. наук, доцент, доцент кафедры истории, обществознания и права Арзамасского филиала ННГУ Россия, г. Арзамас Oyablonskii@yandex.ru https://orcid.org/0000-0002-5479-5561

2024. Вып. 116. С. 25-38

Б01: 10.15382Миг112024116.25-38

«Библейские женщины» Рэньярд

И ИХ ПРОГРАММА СПАСЕНИЯ БЕДНЯКОВ

О. В. Яблонская

Аннотация: Статья посвящена деятельности Э. Рэньярд и ее организации «Лондонская Библейская и домашняя женская миссия». Анализируются причины появления миссии, особенности и направления деятельности, значение в решении проблем пауперизма. Подчеркивается, что движение носило не столько церковный, сколько социально-экономический характер. Автор отмечает особую роль Э. Рэньярд, сформулировавшей цели, задачи, принципы работы организации. Рэньярд разделяла идею, что спасти обитателей трущоб от нищеты и деградации можно без революционного переустройства общества, а путем личных усилий бедняков. Условиями совершенствования было приобщение к христианству, обучение рациональному ведению хозяйства, нравственное воспитание. Чтобы создать благоприятную среду для преображения обитателей трущоб, «Библейские женщины» распространяли среди них тексты Священного Писания, улучшали быт, обучая женщин приготовлению пищи, уборке, рукоделию, экономному ведению хозяйства, продавая в рассрочку предметы домашнего обихода. В статье указывается, что главным объектом деятельности библеисток были женщины по причине их социальной уязвимости и определяющей роли в сохранении семейных устоев и воспитании детей. Рэньярд для целей миссии нанимала верующих представительниц трудящихся классов, по собственному опыту знающих нужды жителей неблагополучных районов. Работа в миссии предоставляла им зарплату, возможность образования, способствовала повышению социального статуса. Особое внимание уделяется первой «Библейской женщине» — Мэриан, осуществившей ряд важных программ по улучшению жизни бедняков. Организация библеисток получила поддержку общества, практика распространилась по всей стране и миру. Автор приходит к выводу, что благодаря усилиям Рэньярд и ее миссии тысячи пауперов смогли улучшить свою жизнь, избавиться от пороков, стать респектабельными гражданами страны, а евангелизация на других континентах способствовала распространению ценностей христианства по всему миру.

Ключевые слова: Великобритания, XIX век, пауперизация, миссия Рэньярд, евангелисты, Библейское общество, миссионеры.

© Яблонская О. В., 2024.

Пауперизация широких масс населения, рост классовой борьбы в условиях усиления эксплуатации, движение против рабства и колониализма, с другой стороны, культуртрегерство, а также дух капитализма и христианства привели на Западе в XIX в. к появлению многочисленных миссионерских организаций. Женщины играли в них важнейшую роль. Их стремление проповедовать слово Божие «всякой твари» было вызвано не только религиозными чувствами, но и идеями прогресса, гуманизма, либеральными ценностями свободы и равенства, феминистскими установками1.

В Великобритании в условиях избыточности женского населения в XIX в. религиозные и филантропические организации все больше стали набирать представительниц низших классов общества в качестве учителей, медсестер, миссионерок, предоставляя оплачиваемую работу, получение образования, а для незамужних девушек — альтернативу браку. К таким организациям относились созданные Эллен Рэньярд «Лондонская Библейская и домашняя женская миссия» и «Медсестры Рэньярд».

В статье анализируются факторы, обусловившие появление «Библейской миссии», особенности ее организации и деятельности, значение в решении социально-экономических проблем Великобритании. Несмотря на важность «Библейских женщин» в истории Британской империи, отражение деятельности Э. Рэньярд и ее организаций в трудах основательницы, миссионерских журналах, работах современников, научное изучение этой темы началось лишь в конце прошлого века, во многом под влиянием «женской истории» и гендерной методологии2. Однако задачи данной работы помещают исследование в широкий социальный дискурс и не сфокусированы на гендерном подходе.

Эллен Генриетта Уайт, в замужестве Рэньярд, родилась в 1809 г. в Лондоне, в семье производителя цемента. В 16 лет вместе с подругой, Элизабет Сондерс, она отправилась распространять Библию среди бедняков. Обе девушки подхватили лихорадку, из-за которой Элизабет умерла, а Эллен обрела «путь вечной жизни»3. Наша героиня стала членом «Библейского общества», главную цель которого она видела в объединении христианских деноминаций с целью перевода Священного Писания на все языки и распространения его во всех странах и в каждой семье4. Но известна Э. Рэньярд не только как ревностная христианка, но и как инноватор в решении социальных проблем населения неблагополучных районов. Началось все с Лондона.

1 Cm.: Prevost E. Assessing Women, Gender, and Empire in Britain's Nineteenth-Century Protestant Missionary Movement // History Compass. 2009. № 7 (3). P. 766.

2 Cm.: L. N. R. The Book and Its Story; a Narrative for the Young on the Occasion of the Jubilee of the British and Foreign Bible Society / with an Introductory Preface by the Rev. Th. Phillips. L.: S. Bagster, 1855; L. N. R. The Missing Link; Or, Bible-Women in the Homes of the London Poor. N. Y.: R. Carter & Bros, 1861; L. N. R. Nurses for the Needy, Or Bible-Women Nurses in the Homes of the London Poor L.: J. Nisbet Co., 1875; Alldridge L. Florence Nightingale, Frances Ridley Havergal, Catherine Marsh, Mrs. Ranyard ("L. N. R."). L.; P.; N. Y.: Cassell & Company, limited, 1890.

3 Cm.: Alldridge L. Op. cit. P. 106-107.

4 Cm.: L. N. R. The Book and Its Story... P. 1-2.

У Эллен была счастливая семья, она была поглощена домашними делами, заботами о муже, детях, пожилых родителях, при этом писала книги, имела литературный успех, вносила большой вклад в деятельность «Библейского общества», но не могла бездействовать, видя несчастных бедняков столичных гетто.

Страшные условия жизни в трущобах британских мегаполисов описывали многие современники, видя в этом последствия демографического роста и индустриализации5. Рэньярд разделяла эту точку зрения6. Американский журналист Д. Кирван уподоблял бедные лондонские районы тюрьмам, в которых «жители набиты в убогие кварталы, как кролики»7. Рэньярд сравнивала жилища бедняков с коровниками, за исключением того, что «по сравнению с ними коровники кажутся милыми». В маленьких тесных комнатах, куда почти не проникал солнечный свет и свежий воздух, ютились десятки человек — женщины и мужчины, дети и взрослые, больные и здоровые, пьяные, голодные, усталые, умирающие и мертвецы. Убогие жилища кишели паразитами, уничтожить которых можно было, только если снести дома. Зловоние гниющих отбросов трудно было забыть. Воздух трущоб был настолько неприятен и опасен для здоровья, что даже работные дома, соседствующие с ними, вынуждены были окуриваться8. Неудивительно, что многие предпочитали проводить время на улице, спать на тротуарах, а не в тесной куче человеческих тел, кусаемые паразитами.

Следует отметить, что ведущие политики — и консерваторы, и либералы — обращали серьезное внимание на бедные кварталы, видя в них не только социальную проблему, но и угрозу безопасности Великобритании. В антисанитарии городов жили и дышали «дважды вдохнутым» воздухом те массы людей, которые в основном восполняли население страны. Но рожать в таких условиях они могли только слабое потомство, которое становилось не силой, а обузой нации9.

Жители трущоб соответствовали окружающей их обстановке. Сквозь тусклые окна, забитые тряпками, выглядывали грязные, изможденные фигуры в лохмотьях. Улицы заполняли праздношатающиеся, пьяные персонажи, независимо от пола и возраста10. Пьянство тогда было самым распространенным пороком в Англии. Иллюстратор Ч. Диккенса Дж. Крукшенк сравнивает его со страшной эпидемией, поразившей английское общество11. Редкие семьи, которые посещали «Библейские женщины», не были жертвой этого зелья. Пили абсолютно все — мужчины, женщины, дети. Мужчины пропивали свои заработки,

5 См.: Яблонская О. В. Эмиграция несовершеннолетних британцев в Канаду: причины переселения из Великобритании // Известия Саратовского университета. Серия «История. Международные отношения». 2023. Т. 23. № 1. С. 46—48.

6 См.: L. N. R. The Missing Link... P. 107.

7 Kirwan D. J. Palace and Hovel. L.; N. Y.: Abelard-Schuman, 1964. P. 25-27.

8 См.: L. N. R. The Missing Link... P. 28, 210-211, 228-229, 281.

9 См.: Gorst J. E. The Children of the Nation; How their Health and Vigour should be Promoted by the State. N. Y.: Dutton, 1907. Р. 1-3, 10; Masterman C. F. G. Realities at Home // The Heart of the Empire; Discussions of Problems of Modern City Life in England, with an Essay on Imperialism. L.: T. Fisher Unwin, 1907. Р. 8, 23-24.

10 См.: Kirwan D. J. Op. cit. P. 25-27.

11 См.: Cruikshank G. The Drunkard's Children. A Sequel to The Bottle. In Eight Plates. L.: D. Bogue; N. Y.: J. Wiley and G. P. Putnam, 1848. Р. 22.

поэтому жены вынуждены были отправляться на фабрики или в темные тоннели шахт выполнять тяжелую работу за маленькую зарплату12. Нищета, болезни, преступления во многом были следствием алкоголизма13.

Особое сочувствие у всех, кто наблюдал ужасы трущобной жизни, вызывали дети. Редко кто из них имел полноценную семью, а родители состояли в законном браке. В журнальных записях «Школы оборванцев» (Ragged Schools) Мэйбола, составленных в середине XIX в., из 30 описанных учеников, двое были сиротами, один имел обоих родителей, остальные воспитывались одним из родителей, в большинстве случаев это были матери14. «Мальтузианский» закон о бедных 1834 г. лишил матерей-одиночек материальной помощи15. Чтобы выжить, дети с 4-5 лет зарабатывали самой тяжелой и опасной работой — в шахтах, на фабриках, трубочистами. Многие погибали, рано умирали или становились калеками16. Но и это не освобождало семьи от голодной нужды.

Не только нищета была испытанием для созданий «нежного возраста». К сожалению, многие родители не просто пренебрегали воспитанием детей, но оказывали пагубное влияние на них. В записях школы Мэйбола в пяти случаях указывалось, что именно родительский дом представлял главную опасность для нравственного здоровья «оборванцев»17. Пьющие отцы и матери выгоняли детей попрошайничать. Чтобы они могли больше заработать на жалости, их намеренно калечили. Собранную же милостыню «горе-родители», не испытывая стыда, тратили в винных магазинах18. Алкоголь и даже наркотики малыши получали с первых дней жизни. «Сердечный препарат Годфри» или «Успокаивающий сироп миссис Уинслоу», содержащие опиум, давали новорожденным, чтобы те не пла-кали19. Неудивительно, что к совершеннолетию многие уже имели алкогольную зависимость.

«Мириады детей обоего пола, — говорил лорд Шефтсбери, — кишели на улицах, резвились в сточных канавах, бродили по рынкам в поисках выброшенной еды... Они живут так, как живет собака-изгой»20. «Все они кажутся отбросами,

12 См.: Speeches of the Earl of Shaftesbury, K. G. Upon Subjects Having Relation Chiefly to the Claims and Interests of the Labouring Class. L.: Chapman and Hall, 1868. Р. 49.

13 См.: Яблонская О. В. Библия и лопата — путь спасения бедняков Э. Брентона // Вестник ПСТГУ. Сер. II: История. История Русской Православной Церкви. 2022. Вып. 108. C. 37.

14 The Maybole Ragged School. URL: http://www.maybole.org/history/articles/mayboleragged-school.htm (дата обращения: 01.02.2023).

15 An Act for the Amendment and Better Administration to the Laws Relating to the Poor in England and Wales. 14 August 1834. P. 15. URL: https://www.workhouses.org.uk/poorlaws/1834act.shtml (дата обращения: 09.11.2021).

16 См.: Kohli M. The Golden Bridge: Young Immigrants to Canada, 1833-1939. Toronto: Natural Heritage Books, 2003. Р. 4; Яблонская О. В. Эмиграция несовершеннолетних британцев в Канаду... С. 47-48.

17 The Maybole Ragged School. URL: http://www.maybole.org/history/articles/ mayboleraggedschool.htm (дата обращения: 01.02.2023).

18 См.: Яблонская О. В. Библия и лопата — путь спасения бедняков Э. Брентона. С. 37.

19 См.: Pinchbeck I., Hewitt M. Children in English Society. Vol. 2. L.: Routledge & K. Paul; Toronto: University of Toronto Press, 1969. P. 406-407.

20 Hodder E. The Life and Work of the Seventh Earl of Shaftesbury, K. G. L.: Cassell, 1887.

P. 57.

годными только на то, чтобы быть сметенными, как паразиты, с лица земли», — вторила М. Карпентер21. Но «отверженные» мальчики и девочки были не только жертвами, но и «зачатками зла»22. Они сбивались в шайки, воровали, дрались на улицах, нарушая покой мирных граждан, многие прошли через проституцию. Наблюдения за несчастными британскими «детьми подземелья», не знавшими лучшей жизни, а поэтому не желавшими ее, привели Э. Брентона, М. Карпентер, М. Рай, Э. Макферсон, Т. Барнардо, К. Фэрбридж и многих других английских деятелей на путь филантропии. Они посвятили свою жизнь бедным беспризорникам, старались вытащить их с социального дна, показать истинные ценности человеческой жизни23.

Далеко не всегда бедность и девиации поведения являлись следствием распущенности. В этих трущобах помимо «обильной порции отъявленных воров и, действительно, порочных людей обоих полов», проживали честные ремесленники. Среди них были ткачи, портнихи, кузнецы, изготовители цветов и вееров, галантерейщики, которые, как пишет Рэньярд, в хорошие времена зарабатывали от 13 до 14 ш. в неделю, но в условиях, когда предложение превышает спрос, их услуги оплачивались очень дешево. Свои тесные лачуги бедные ремесленники превращали в мастерские. Ткачи ставили в комнатах, где едва хватало места, чтобы встать, станки, за которыми родители и дети трудились долгими часами, чтобы какая-нибудь модница могла пощеголять в красивом наряде, не задумываясь, где и кем он был сшит. Крысоловы половину квадратных метров жилья отводили под крысиную яму. Те, кто зарабатывал выделкой шкур, создавали невыносимое зловоние, вызывающее болезни24.

Рэньярд с сочувствием относится к работающим обитателям трущоб, которые за жалкие и непостоянные заработки подвергают себя и свои семьи тяжелым испытаниям. Она критикует политику Англии, которая поставила перед собой цель покорить мир и распространить христианскую цивилизацию, забыв о «собственных язычниках» — жалких существах, которые живут так, как будто у них нет ни Бога, ни Библии, ни надежды, ни мысли о небесах. Рэньярд не призывала к общественному переустройству. Она разделяла идеи евангелистов, что человек сам в первую очередь несет ответственность за свою судьбу, что социальная поддержка государства проблем не решает, а лишь временно облегчает страдания бедняков и поощряет паразитизм низших классов. Библеистки видели, как пособия, подарки, талоны на еду, вещи, уголь продавались, а деньги тратились на джин. Выход виделся в том, чтобы научить низшие классы самим помогать себе, но это не означало отстранение от их нужд. Превратить нищих и порочных существ в порядочных, ответственных членов общества, уважающих себя и ува-

21 Carpenter M. Reformatory Schools for the Children of the Perishing and Dangerous Classes and for Juvenile Offenders. Montclair, 1970. Р. 2—3.

22 Speeches of the Earl of Shaftesbury... Р. X.

23 См.: Bagnell K. The Little Immigrants: The Orphans Who Came to Canada. Toronto: Mac-millan of Canada, 1987. Р. 20-21; Davin A. When is a Child Not a Child? // Politics of Everyday Life: Continuity and Change in Work and the Family / H. Corr, L. Jamieson, eds. N. Y.: St. Martin's Press, 1990. Р. 46; Яблонская О. В. Библия и лопата — путь спасения бедняков Э. Брентона. С. 37-40.

24 См.: L. N. R. The Missing Link... P. 11-12, 28, 126-127, 265.

жаемых другими людьми, можно было, создав для них подлинно христианскую среду обитания, где руководствуются разумными и нравственными правилами жизни. «Библейским женщинам» было тяжело осознавать, что в самом сердце столицы есть люди, не знающие Священного Писания, которые поколение за поколением не думают о том, чтобы привести своих детей креститься25.

Рэньярд главным объектом своей заботы сделала женщин, во-первых, из-за их социально-экономической дискриминации, во-вторых, особой роли в обществе — хранительницы семейного очага. В девяти случаях из десяти, утверждала миссионерка, именно мать определяет течение реки жизни детей, она учит большему, чем кафедральный собор. Первое представление о добре у ребенка складывается из его воспитания в благоустроенном доме. Поэтому работа матери — это работа для Бога, от нее зависит спасение души и тела членов

семьи26.

Однако многие женщины в трущобах мало походили на образец для подражания, они не уступали мужчинам в неряшливости, грубости, лени, пьянстве. Родившиеся и выросшие в асоциальной среде, где единственной заботой обитателей было просто выжить, а для тысяч из которых — это жить в беспробудном пьянстве и грязи, женщины не имели представления о своей истинной роли и высоком предназначении — защитниц общественных устоев. В нищих кварталах редкие матери приучали дочерей к порядку, ведению хозяйства, бережливости. Мотовство — характерное явление для трущоб. Бедняки могли потратить последние деньги на дорогие наряды, прогулки в фургонах за город, джин и т. д. На жалобы своих подопечных на плохих мужей «Библейские женщины» отвечали, что у них могли бы быть хорошие супруги, если бы они захотели. «У чистоплотной, доброй, трезвой, разумной хозяйки и муж будет хорошим, а у неряшливой и праздной никогда не бывает чистого очага или чашки чая, поэтому не нужно удивляться, когда хозяин приходит с работы, то предпочитает пойти в трактир и потратить там за одну ночь столько денег, сколько хватило бы семье на неделю», — говорили они27. Но несмотря на деградацию низших классов, желание иметь хорошую семью, видеть счастливыми своих детей сохранялось. «Любовь к потомству — самое главное качество бедняков», — утверждал филантроп первой половины XIX в. Э. Брентон28. Поэтому, полагала Рэньярд, ситуацию можно исправить, если показать обездоленной «шестой части англичан», каким может быть семейный очаг.

В этом «аду» многие дети, в отличие от своих родителей, умели читать. Рэньярд отмечает особую роль «Школ оборванцев», которые собирали немытых и нечесаных «уличных арабов», учили не только письму, чтению, счету, при этом, конечно, вкладывая в их юные сердца благословенные библейские истины, но и элементарным бытовым навыкам — пользоваться расческой, умываться, полу-

25 Cm.: L. N. R. The Missing Link... P. 47, 52, 195.

26 Cm.: Ibid. P. 286-287.

27 Cm.: Ibid. P. 40-41, 47, 96.

28 Brenton E. P. The Bible and Spade; Or, Captain Brenton's Account of the Children's Friend Society, Etc. L., 1837. P. 9-10.

чать удовольствие от ношения чистой одежды29. Многие взрослые также стремились получить образование. Насколько важно было проникнуть в эти районы с Библией и начать здесь евангелизационную работу! Именно к такому выводу Рэньярд пришла во время прогулки по улицам Сент-Джайлса с подругой-врачом, хорошо знавшей тяжелое положение бедноты30.

Но кто мог представить религию «опустившейся шестой части» английского общества? Далеко не каждому миссионеру это было по силам. Во-первых, мало кто отваживался приблизиться к районам, в которые даже полицейские опасались заходить. Во-вторых, остатки самоуважения заставляли их обитателей держаться подальше от посторонних глаз. В-третьих, многие отвергали ценности респектабельных классов, стоявших над ними, поэтому не желали быть воспитанными, как они. Отыскать заблудшие души в этих темных закоулках, найти с ними общий язык, убедить в необходимости вырваться из порочного круга могли только те, кто сам прошел по этим кругам ада. Именно такими были «Библейские женщины», первой из которых стала Мэриан, у которой Рэньярд указывает лишь инициал Б.

Мэриан родилась и прожила в трущобах Сент-Джайлса 33 года, но ей удалось не ступить на путь пороков, как она считала, благодаря Евангелию, полученному в «Библейском обществе»31. Она сама выразила желание посещать «печальных детей греха»: «Я ничего не знаю об обычаях и манерах богатых... но я могу поговорить с бедными изгоями, среди которых живу, мое глубочайшее сочувствие им обеспечено тем, что это печальная история моих собственных ранних дней. Я могу помочь бедной жене и матери, о которых никто не заботится. Я могу отправлять маленьких детей в школу. Возможно, у меня найдется подходящее словечко для пьяницы и даже неверного мужа. Для меня будет честью получить допуск в эти убогие дома с таким поручением!»32

Она начала свою работу в очень неблагополучном районе Сохо. Успех был поразителен. Сначала ее выгоняли, обливали помоями, угрожали, но настойчивостью и искренним желанием помочь беднякам ей удалось евангелизировать, казалось бы, совсем деградировавших женщин, не знавших или отвергавших Священное Писание. Заботливая волонтерка с «божественным посланием» в руках оказалась наиболее подходящим инструментом для получения допуска в жалкие обители несчастных. Через несколько недель само ее присутствие, лицо, одежда, манеры становились источником преображения обитателей трущоб. Она была живой демонстрацией их новой жизни — безбедной, светлой и доброй, в которую они могли при желании войти. К концу первого месяца ей удалось продать в Сент-Джайлсе 70 экземпляров Священного Писания, а за год — 100433. Больше тысячи семей задумались о возможности жить по-христиански!

29 См.: L. N. R. The Missing Link... P. 16; Schupf H. W. Education for the Neglected: Ragged Schools in Nineteenth-Century England // History of Education Quarterly. 1972. № 2. Vol. 12. Р. 162-169.

30 См.: L. N. R. The Missing Link... P. 37.

31 См.: Ibid. P. 22-23; Alldridge L. Op. cit. Р. 120.

32 L. N. R. The Missing Link... P. 18, 26.

33 См.: Ibid. P. 79; Proshaska F. K. Women and Philanthropy in Nineteenth-Century. Oxford: Clarendon Press; N. Y.: Oxford University Press, 1980. P. 126-127.

Исходя из собственного опыта, Мэриан понимала, что необходимо не только разъяснять этим людям смысл божественных истин, но научить их разумным правилам обычной земной жизни. Деньги, которые бедняки потратили на приобретение Библий, фактически были изъяты не из карманов бедняков, а из винных магазинов. Это означало, что они отказались от пороков, научились экономить. Мэриан давала им советы, как правильно тратить скудные доходы, стирать, чинить одежду, наводить порядок в жилье, готовить дешевую, но сытную еду, мыть детей, показывая, какими красивыми могли бы быть их лица, какую одежду им стоит покупать для школы. «Сначала передник, закрывающий тряпки (возможно, я когда-нибудь постираю их для нее, чтобы показать, что это, по крайней мере, могут быть чистые тряпки), и тогда этот передник вызовет желание иметь чистую одежду целиком», — делилась впечатлениями первая «Библейская женщина»34. Для хозяйственных нужд был организован прокат, где можно было взять кастрюли, корыта для стирки, одежду, вещи и т. д.

Постелью многим обитателям трущоб служила куча грязного тряпья. Ночной сон приносил им дополнительные страдания, а не отдых, неудивительно, что день они начинали с раннего глотка алкоголя. Врач и филантроп доктор Томас Макерн, лечивший бедных, сочувствуя этим людям, страдающим от ночного холода, предложил из своего собственного кошелька первый взнос на поставку дешевых кроватей, которые можно было приобрести в рассрочку. Рэньярд поддержала эту практику. Результаты были поразительными. Кровати сотворили чудеса. Обитателям грязных кварталов захотелось стать чистыми. Мэриан рассказывала, как мужчина, жена которого оформила подписку на кровать, купил веник, чтобы очистить пол от многолетней грязи; как матери восклицали, что они больше не хотят укладывать детей спать на тряпках; как пьющая женщина, чтобы сэкономить деньги на покупку кровати, на целый месяц отказалась от пива, а затем пришла к выводу, что если она может обходиться без него в жаркую погоду, то это она может делать и всегда35. Эти первые сэкономленные пенни, пишет Рэньярд, стали началом духовного и вечного спасения. Сначала обитатели трущоб начинают ценить то, что у них есть, а затем начинают ценить то, что они есть. Первая «Библейская женщина» предложила и другие — простые, но эффективные — способы исправления жизни бедняков. Хороший опыт Мэриан привел Рэньярд к мысли о необходимости создать армию «мэрианцев». Вскоре к работе привлекли Марту, Сару, Ребекку и многих других женщин, ставших «недостающим звеном» между беднейшим классом и их британскими собратьями36. Так, в 1857 г. появилась «Лондонская Библейская и домашняя женская миссия». В 1862 г. библеистки были почти в каждом городе Англии37.

Рэньярд сформулировала основные правила деятельности организации «Библейские женщины». Главной целью объявлялось распространение Священного Писания среди бедняков, совместное чтение, разъяснение религиозных текстов, а также улучшение их материального положения обучением жен-

34 L. N. R. The Missing Link... P. 49, 55-56.

35 См.: Ibid. P. 78, 81.

36 См.: Ibid. P. 65-67, 95-105, 154-165, 269, 274, 282.

37 См.: Proshaska F. K. Women and Philanthropy... P. 127.

щин приготовлению пищи, уборке, рукоделию, экономному ведению хозяйства, а также продажей в рассрочку одежды, кроватей и других бытовых принадлежностей38. Рэньярд считала важным приучить бедняков уважать собственность. Продажа, а не бесплатная раздача Библии и вещей способствовали этому. Она установила правило, согласно которому товар должен был быть оплачен полностью при доставке, кроме исключительных случаев. Успех был феноменальным. За 10 лет библеистки собрали более 44 тыс. ф.39 Эти деньги бедняки сэкономили, отказавшись от алкоголя и бессмысленной траты средств на сомнительные развлечения.

В течение 11 лет «Библейские женщины» трудились в одиночку, но большая потребность в квалифицированных помощниках для больных требовала добавить в штат медсестер. Рэньярд пришлось самой заняться их обучением, не без труда она добилась их приема в медицинские и хирургические отделения боль-ниц40. В 1868 г. появилась организация «Медсестры Рэньярд». В их обязанности входило направлять пациентов к врачам и в местные больницы, осматривать младенцев, учить бедняков оказывать себе первую медицинскую помощь и вести здоровый образ жизни41.

Организации Рэньярд сыграли важную роль в переходе религиозных и филантропических обществ от благотворительности к социальным реформам. По сути, и медсестры, и библеистки были группой оплачиваемых социальных работников. В кладовых общества Рэньярд, писала современница, с удовольствием бы побывала хорошая хозяйка или домработница. Там было все, что нужно в быту, — упаковки овсянки, сахара, хлопьев, перевязочный материал, вата, лосьоны, масло, жестянки, в которых медсестры носят приготовленную пищу, машинки для скатывания бинтов, шкафы, забитые одеждой, новой и старой, всех видов и размеров, бесчисленные маленькие новые свертки, ожидающие бесчисленных новорожденных. Медсестры и библеистки всегда доставляли их тем, кто в них нуждался42.

Рэньярд подчеркивала, что движение не является церковным, несмотря на сходство с работой католических сестер милосердия и евангелического общества пастора Флиднера в Кайзерсверте. Она заявляла, что существует сравнительно мало женщин, чей долг состоит в том, чтобы отделить себя от семейных уз и взаимоотношений и служить диакониссами, по сравнению с большим числом тех, кто, выполняя личные и семейные обязанности, может протянуть руку помощи «затонувшей шестой». Женщина, утверждала Рэньярд, предназначена для земной жизни, она должна «вести дом»43. Обделенная часть британского общества нуждалась в бытовой помощи и советах, которую могли оказать лишь представительницы их собственного класса, знающие семейный уклад. Кроме того, мужья не жаловали посещение семей клириками как бесполезное

38 См.: L. N. R. The Missing Link... P. 291, 297.

39 См.: Proshaska F. K. Women and Philanthropy... P. 128.

40 См.: Alldridge L. Op. cit. Р. 125.

41 См.: Prochaska F. K. Body and Soul: Bible Nurses and the Poor in Victorian London // Historical Research. 1987. № 143. Vol. 60. P. 341-347.

42 См.: Alldridge L. Op. cit. Р. 101.

43 См.: L. N. R. The Missing Link... P. 283-287.

и мешающее их делам, но они не возражали приходу «Мариан», «Ребекки» и других, так как знали, что их жены будут у них обучаться важным «жизненным искусствам».

Следует сказать, что, несмотря на подвижнический характер деятельности библеисток, для некоторых это была работа с зарплатой. В 1867 г. они получали 32 ф. в год44. Помимо денег, это был шанс получить образование и повысить социальный статус. Для многих это также была хорошая возможность самосовершенствоваться, вносить свой вклад в глобальный прогресс. Поэтому конкурс на место «Библейских женщин» был большим, а отбор — строгим. Принимались только с «христианским характером», активные, воспитанные, имеющие возможность посвящать своей работе по пять часов каждый день. Им преподавали Библию, обучали грамоте, ведению домашнего хозяйства, иногда уходу за больными. Работа контролировалась курирующей дамой, которой они должны были еженедельно сдавать отчет и выполнять ее указания45. Пока была жива Рэньярд, она держала нити всей миссии в своих собственных руках. «Я даю вам хорошую длинную леску, — обычно говорила она, — но помните, что на конце у меня есть крючок. Я всегда могу вас втянуть»46. Штаб-квартира общества располагалась в ее доме на Хантер-стрит, Блумсбери47.

«Миссия Рэньярд» заручилась поддержкой влиятельных британцев, среди которых был «друг бедняков» — граф Шефтсбери, вошедший в управление организации вместе с высшими представителями клира48. Финансирование на начальных этапах осуществлялось за счет продажи Священного Писания и бытовых вещей, а вслед за успехом стали поступать гранты от филантропических и религиозных организаций и частные пожертвования. Большую помощь оказывало «Британское и зарубежное библейское общество», увидевшее в библе-истках своих агентов. Рэньярд всегда выражала согласие работать с различными религиозными организациями на благо веры и общества, она была против сектантского соперничества. «Библейское общество», в которое она вступила еще в молодости, ее тем и привлекло, что ставило целью объединение всех христианских деноминаций для распространения христианства.

Но Рэньярд предвзято относилась к католикам. Среди обитателей трущоб было много ирландцев, которых голод 1846—1848 гг. изгнал с родных берегов. В 1857 г. миссионеры насчитывали в столице 19,5 тыс. ирландских семей. Город не мог и половине из них предоставить работу и нормальные условия жизни. Ирландцы заполнили самые грязные и тесные дворы и переулки. Рэньярд не рекомендовала «Библейским женщинам» работать с переселенцами с «изумрудного острова» из-за католической принадлежности, и, наоборот, особая забота была проявлена к потомкам гугенотов, бежавшим в Англию от преследований католиков. Но рекомендация — это не запрет. Мэриан, ставшая одним из осно-

44 Cm.: Prochaska F. K. Body and Soul... P. 338.

45 Cm.: L. N. R. The Missing Link... P. 297-301.

46 Alldridge L. Op. cit. P. 125.

47 Cm.: Prochaska F. K. Body and Soul... P. 338.

48 Cm.: L. N. R. The Missing Link... P. 294-295.

вателей благотворительного фонда Сент-Джайлса, первый взнос в 5 ф. получила от ирландки, узнавшей о помощи ее бедным землякам49.

Когда Рэньярд умерла в 1879 г., в миссии работало 170 «Библейских жен-щин»50. Организация преодолела границы столичного мегаполиса и стала известна под названием «Миссия Рэньярд и медсестры Рэньярд». Многие стали работать в зарубежных миссиях51, выполняя важную задачу объединения народов империи в единый христианский мир52.

Итак, в XIX в. многие политические и религиозные деятели, филантропы искали способы облегчения положения бедняков, значительно увеличившихся в условиях индустриализации и демографического роста. Одним из эффективных социальных институтов в решении проблем городских трущоб стала «Библейская и домашняя женская миссия», основанная в 1857 г. евангелисткой Э. Г. Рэньярд, в 1868 г. к ней было добавлено отделение сестринского дела.

Э. Рэньярд следовала обычной евангельской линии рассмотрения социального бедствия как результата индивидуальных неудач, а не структурных недостатков общественного устройства. По этой причине она считала, что спасение возможно на личном уровне, без социального переустройства. Осознавая опасность неизбирательной помощи государственных служб, она хотела всячески поощрять самопомощь. Но способы и путь выхода с социального дна пауперам необходимо было показать. Эту задачу выполняли «Библейские женщины».

Обычному человеку, даже глубоко верующему, жалостливому, трудно было получить доверие людей, которым было стыдно показаться на глаза священнику или миссионеру. Они были представителями «чужого» мира для этих обездоленных и деградировавших обитателей заброшенных кварталов, но они не возражали против того, чтобы кто-то, подобный им самим, помог им в их страданиях, показал путь спасения. Потому библеистками становились местные женщины, хорошо знавшие среду и нужды обделенной и падшей «шестой части» Англии. Они стали «недостающим звеном» между беднейшим классом и респектабельными гражданами.

Основное внимание уделялось женщинам, так как в XIX в. они были более уязвимой частью общества, по сравнению с мужчинами, при этом играли определяющую роль в семье. Рэньярд утверждала, что ее организация не имела церковного характера, хотя библеистки делились своей верой с бедными женщинами, читали им Священное Писание, разъясняли тексты. Христианские ценности — это высший смысл, о котором должны были знать и к которому должны были стремиться все люди. Но обитателям трущоб нужна была помощь в их повседневной бытовой жизни. Поэтому волонтерки Рэньярд обучали правилам ведения хозяйства, домашней экономике, воспитанию детей. Тысячам женщин,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

49 Cm.: L. N. R. The Missing Link... P. 13, 150-151, 272.

50 Cm.: Alldridge L. Op. cit. P. 124-125.

51 Cm.: Prevost E. Op. cit. P. 768.

52 Cm.: Tucker R. A. The Role of Bible Women in World Evangelism // Missiology: An International Review. 1985. № 2. Vol. XIII. P. 134-139; Midgley C. Can Women be Missionaries? Envisioning Female Agency in the Early Nineteenth-Century British Empire // Journal of British Studies. 2006. № 2. Vol. 45. P. 335-358.

обнищавшим, деградировавшим, они помогли преодолеть порочные наклонности, обустроить быт, возродив в них человеческое достоинство, женственность и материнские чувства. Вместе с женщинами возрождались целые семьи. Успехи «Миссии Рэньярд» обеспечили ей широкую поддержку общества, а практика стала распространяться по всей стране и всему миру, став важнейшим инструментом социального империализма.

Список литературы

Яблонская О. В. Библия и лопата — путь спасения бедняков Э. Брентона // Вестник ПСТГУ. Сер. II: История. История Русской Православной Церкви. 2022. Вып. 108. C. 34-46. DOI: 10.15382/sturII2022108.34-46. Яблонская О. В. Эмиграция несовершеннолетних британцев в Канаду: причины переселения из Великобритании // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия «История. Международные отношения». 2023. Т. 23. № 1. С. 45-52. DOI: org/10.18500/1819-4907-2023-23-1-45-52. Alldridge L. Florence Nightingale, Frances Ridley Havergal, Catherine Marsh, Mrs. Ranyard

("L. N. R."). L.; P.; N. Y.: Cassell & Company, limited, 1890. An Act for the Amendment and Better Administration to the Laws Relating to the Poor in England and Wales. 14 August 1834. P. 15. URL: https://www.workhouses.org.uk/poorlaws/1834act. shtml (дата обращения: 09.11.2021). Bagnell K. The Little Immigrants: The Orphans Who Came to Canada. Toronto, 1987. Brenton E. P. The Bible and Spade; Or, Captain Brenton's Account of the Children's Friend Society, Etc. L., 1837.

Carpenter M. Reformatory Schools for the Children of the Perishing and Dangerous Classes and

for Juvenile Offenders. Montclair, 1970. Cruikshank G. The Drunkard's Children. A Sequel to The Bottle. In Eight Plates. L.; N. Y., 1848. Davin A. When is a Child Not a Child? // Politics of Everyday Life: Continuity and Change in

Work and the Family / ed. by H. Corr, L. Jamieson. N. Y., 1990. Florence Nightingale, Frances Ridley Havergal, Catherine Marsh, Mrs. Ranyard ("L. N. R.") by

L. Alldridge. L.; P.; N. Y., 1890. Gorst J. E. The Children of the Nation; How their Health and Vigour should be Promoted by the State. N. Y., 1907.

Hodder E. The Life and Work of the Seventh Earl of Shaftesbury, K. G. L., 1887. Kirwan D. J. Palace and Hovel. L.; N. Y., 1964.

Kohli M. The Golden Bridge: Young Immigrants to Canada, 1833-1939. Toronto, 2003. L. N. R. Nurses for the Needy, Or Bible-Women Nurses in the Homes of the London Poor. L., 1875.

L. N. R. The Book and Its Story; а Narrative for the Young on the Occasion of the Jubilee of the British and Foreign Bible Society / with an Introductory Preface by the Rev. Th. Phillips. L.: S. Bagster, 1855.

L. N. R. The Missing Link; Or, Bible-Women in the Homes of the London Poor. N. Y.: R. Carter & Bros, 1861.

Masterman C. F. G. Realities at Home // The Heart of the Empire; Discussions of Problems of

Modern City Life in England, with an Essay on Imperialism. L., 1907. Midgley C. Can Women be Missionaries? Envisioning Female Agency in the Early Nineteenth-Century British Empire // Journal of British Studies. 2006. № 2. Vol. 45. Р. 335-358. DOI: https://doi.org/10.1086/499791. Pinchbeck I., Hewitt M. Children in English Society. Vol. 2. L.; Toronto, 1969.

Prevost E. Assessing Women, Gender, and Empire in Britain's Nineteenth-Century Protestant Missionary Movement // History Compass. 2009. № 7 (3). Р. 765-799. D01:10.1111/j.1478-0542.2009.00593.x.

Prochaska F. K. Body and Soul: Bible Nurses and the Poor in Victorian London // Historical Research. 1987. № 143. Vol. 60. Р. 336-348. D0I:10.1111/j.1468-2281.1987.tb00501.x.

Proshaska F. K. Women and Philanthropy in Nineteenth-Century. Oxford; N. Y, 1980.

Schupf H. W. Education for the Neglected: Ragged Schools in Nineteenth-Century England // History of Education Quarterly. 1972. № 2. Vol. 12. P. 162-183.

Speeches of the Earl of Shaftesbury, K. G. Upon Subjects Having Relation Chiefly to the Claims and Interests of the Labouring Class. L., 1868.

The Maybole Ragged School. URL: http://www.maybole.org/history/articles/mayboleragged-school.htm (дата обращения: 01.02.2023).

Tucker R. A. The Role of Bible Women in World Evangelism // Missiology: An International Review. 1985. № 2. Vol. XIII. P. 133-146.

Vestnik Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta. Seriia II: Istoriia. Istoriia Russkoi Pravoslavnoi Tserkvi. 2024. Vol. 116. P. 25-38 DOI: 10.15382/sturII2024116.25-38

Olga Yablonskaya, Candidate of Sciences in History, Assistant Professor, Department of History, Social Studies and Law, Lobachevsky State University, Arzamas Branch Arzamas, Russia Oyablonskii@yandex.ru https://orcid.org/0000-0002-5479-5561

Ranyard's "Bible Women" and Their Programme of Saving the Poor

O. Yablonskaya

Abstract: The article studies the activities of E. Renyard and her organisation "London Bible and Domestic Female Mission". It analyses the reasons for the emergence of the mission, its features, and directions of activity, its role in solving the problems of pauperism. It is emphasised that the movement was not so much ecclesiastical as socioeconomic. The author notes the special role of E. Renyard. She formulated the goals, objectives and principles of the organisation. Renyard shared the idea that saving the residents of the slums from poverty and degradation is possible without revolutionary reorganisation of society, but through the personal efforts of the poor. The conditions for improvement were initiation into Christianity, teaching a rational vision of economy, and moral education. To create a favourable environment for the transformation of slum residents, "Bible women" distributed the texts of the Holy Scriptures among them, improved their lives by teaching women cooking, cleaning, needlework, economical housekeeping through selling household items in installments. The article points out that women were the main object of activity of members of the mission because of their social vulnerability and the decisive role in maintaining families and raising children. Renyard hired for the purposes of the mission religious representatives of the working classes, who knew from their own experience the needs of residents of disadvantaged

areas. Work in the mission provided them with a salary, education, and contributed to an increase in social status. Particular attention is paid to the first "Bible woman", Marian, who carried out a number of important programmes to improve the lives of the poor. The auperizatio of biblical women received the support of society, and their practices spread throughout the country and the world. The author comes to the conclusion that due to the efforts of Renyard and her mission, thousands of needy people became able to improve their lives, get rid of vices, become respectable citizens of the country, and the auperization on other continents contributed to the spread of Christian values around the world.

Keywords: Great Britain, 19th century, auperization, Ranyard's Mission, Evangelists, Bible Society, missionaries.

References

Bagnell K. (1987) The Little Immigrants: The Orphans Who Came to Canada. Toronto.

Carpenter M. (1970) Reformatory Schools for the Children of the Perishing and Dangerous Classes and for Juvenile Offenders. Montclair.

Davin A. (1990) "When is a Child Not a Child?", in H. Corr, L. Jamieson (eds) Politics of Everyday Life: Continuity and Change in Work and the Family, New York, pp. 37-61.

Kirwan D. J. (1964) Palace and Hovel. London; New York.

Kohli M. (2003) The Golden Bridge: Young Immigrants to Canada, 1833—1939. Toronto.

Midgley C. (2006) "Can Women be Missionaries? Envisioning Female Agency in the Early Nineteenth-Century British Empire". Journal of British Studies, 2006, vol. 45 (2), pp. 335358.

Pinchbeck I., Hewitt M. (1969) Children in English Society, vol. 2, London; Toronto.

Prevost E. (2009) "Assessing Women, Gender, and Empire in Britain's Nineteenth-Century Protestant Missionary Movement". History Compass, 2009, vol. 7 (3), pp. 765-799.

Prochaska F. K. (1987) "Body and Soul: Bible Nurses and the Poor in Victorian London". Historical Research, 1987, vol. 60 (143), pp. 336-348.

Proshaska F. K. (1980) Women and Philanthropy in Nineteenth-Century. Oxford; New York.

Schupf H. W. (1972) "Education for the Neglected: Ragged Schools in Nineteenth-Century England". History of Education Quarterly, 1972, vol. 12 (2), pp. 162-183.

Tucker R. A. (1985) "The Role of Bible Women in World Evangelism". Missiology:An International Review, 1985, vol. 13 (2), pp. 133-146.

Yablonskaya O. (2022) "Bibliia i lopata — put' spaseniia bedniakov E. Brentona". Vestnik Pravo-slavnogo Sviato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta. Seriia II: Istoriia. Istoriia Russkoi Pravoslavnoi Tserkvi, 2022, vol. 108, pp. 34-46 (in Russian).

Yablonskaya O. (2023) "Emigratsiia nesovershennoletnikh britantsev v Kanadu: prichiny pereseleniia iz Velikobritanii". Izvestiia Saratovskogo universiteta. Novaia seriia. Seriia: Istoriia. Mezhdunarodnye otnosheniia, 2023, vol. 23 (1), pp. 45-52 (in Russian).

Статья поступила в редакцию 11.06.2023

The article was submitted 11.06.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.