Научная статья на тему 'БИБЛИЯ И ЛОПАТА - ПУТЬ СПАСЕНИЯ БЕДНЯКОВ Э. БРЕНТОНА'

БИБЛИЯ И ЛОПАТА - ПУТЬ СПАСЕНИЯ БЕДНЯКОВ Э. БРЕНТОНА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
23
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕЛИКОБРИТАНИЯ / XIX ВЕК / ОБРАЗОВАНИЕ / ПАУПЕРИЗАЦИЯ / Э. БРЕНТОН / ЭМИГРАЦИЯ / РАБОТНЫЕ ДОМА / ДЕТИ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Яблонская Ольга Васильевна

В статье через деятельность английского филантропа Э. Брентона рассматривается проблема пауперизации населения Великобритании в XIX в., выясняются ее причины, последствия и пути решения этой проблемы. Представлены результаты анализа нарративных источников и научной литературы, отражающих тяжелую социально-экономическую обстановку в стране и деятельность Э. Брентона, направленную на улучшение жизни бедняков и их детей. Филантроп отмечает зависимость между индустриализацией и ростом безработицы, связывая это с вытеснением человека из производящей сферы механизмами. Он также осуждает глубокую имущественную дифференциацию общества, несправедливую оплату труда рабочих, систему огораживаний, лишавших крестьян земель. Брентон видел разрушающее последствие пауперизации в духовной деградации людей, криминализации низших классов, росте преступлений среди несовершеннолетних. В его статьях критикуется существовавшая система помощи бедным, работные дома, отмечается, что они лишь временно облегчали положение нищих и поощряли тунеядство. Способы решения проблем Э. Брентон разрабатывал на основе христианских духовных ценностей и христианского принципа неустанного труда как «дела Божия». Автор статьи приходит к выводу, что искоренение бедности путем деурбанизации нищего населения городов, наделения неимущих землей в сельской местности, отказа от использования механизмов в производстве продуктов было утопией. Более реалистичной была его программа спасения детей из городских трущоб. Брентон справедливо устанавливает зависимость между невежеством и ростом девиаций среди несовершеннолетних. Его цель - создать систему профилактики преступлений через образование, где детям прививались привычки к трудолюбию, порядку и христианские добродетели. В работе рассматривается реализация задач через «Общество друзей детей» и школы. Автор полагает, что учреждения Брентона, где ученики получали знания, религиозное, трудовое воспитание, осваивали профессии, были эффективными в профилактике правонарушений и формировании нравственного образа жизни детей бедняков, несмотря на неудачи в реализации плана трудовой эмиграции несовершеннолетних в Южную Африку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE BIBLE AND THE SPADE AS E. BRENTON’S WAY TO SAVE THE POOR

The article studies the activities of the English philanthropist E. Brenton and, through this, examines the issue of pauperisation of the population of Great Britain in the 19th century. It clari es the causes of pauperisation, the consequences, and solutions. It also presents results of the analysis of narrative sources and scienti c literature that re ect the di cult socio-economic situation in the country and the activities of E. Brenton aimed at improving the lives of the poor and their children. The philanthropist notes the relationship between industrialisation and the growth of unemployment, linking this with the displacement of man from the manufacturing sphere by mechanisms. He strongly condemns the deep property di erentiation in society, the unfair wages of workers, the system of enclosures that deprived the peasants of their land. Brenton saw the devastating consequences of pauperisation in the spiritual degradation of people, the criminalisation of the lower classes, the growth of crime among minors. His articles criticise the existing system of helping the poor, workhouses, noting that they only temporarily alleviated the situation of the poor and encouraged parasitism. E. Brenton developed ways to solve these problems based on Christian spiritual values and the Christian principle of tireless work as “God’s work”. This article concludes that it was unrealistic to eradicate poverty through de-urbanisation of the poor population of the cities, the allocation of land in rural areas, the refusal to use mechanisms in manufacturing goods. The programme to save children from the city’s slums was more viable. E. Brenton establishes the relationship between ignorance and the growth of deviations among minors. His goal is to create a system of crime prevention through education, where the habits of hard work, order and Christian virtues are instilled in children. The paper considers the implementation of tasks through the Society of Children’s Friends and through schools. The author believes that the institutions of E. Brenton, where students obtained knowledge, religious and labour-related education, mastered professions, were e ective in preventing delinquency and shaping the moral lifestyle of poor children, despite the failures in the implementation of the plan for labour emigration of minors to South Africa.

Текст научной работы на тему «БИБЛИЯ И ЛОПАТА - ПУТЬ СПАСЕНИЯ БЕДНЯКОВ Э. БРЕНТОНА»

Вестник ПСТГУ

Серия II: История. История Русской Православной Церкви.

Яблонская Ольга Васильевна, канд. ист. наук,

доцент кафедры истории, обществознания и права Арзамасского филиала ННГУ Россия, г. Арзамас oyablonskii@yandex.ru https://orcid.org/0000-0002-5479-5561

2022. Вып. 108. С. 34-46

Б01: 10.15382Миг112022108.34-46

Библия и лопата — путь спасения бедняков

Э. Брентона

Аннотация: В статье через деятельность английского филантропа Э. Брентона рассматривается проблема пауперизации населения Великобритании в XIX в., выясняются ее причины, последствия и пути решения этой проблемы. Представлены результаты анализа нарративных источников и научной литературы, отражающих тяжелую социально-экономическую обстановку в стране и деятельность Э. Брентона, направленную на улучшение жизни бедняков и их детей. Филантроп отмечает зависимость между индустриализацией и ростом безработицы, связывая это с вытеснением человека из производящей сферы механизмами. Он также осуждает глубокую имущественную дифференциацию общества, несправедливую оплату труда рабочих, систему огораживаний, лишавших крестьян земель. Брентон видел разрушающее последствие пауперизации в духовной деградации людей, криминализации низших классов, росте преступлений среди несовершеннолетних. В его статьях критикуется существовавшая система помощи бедным, работные дома, отмечается, что они лишь временно облегчали положение нищих и поощряли тунеядство. Способы решения проблем Э. Брентон разрабатывал на основе христианских духовных ценностей и христианского принципа неустанного труда как «дела Божия». Автор статьи приходит к выводу, что искоренение бедности путем деурбанизации нищего населения городов, наделения неимущих землей в сельской местности, отказа от использования механизмов в производстве продуктов было утопией. Более реалистичной была его программа спасения детей из городских трущоб. Брентон справедливо устанавливает зависимость между невежеством и ростом девиаций среди несовершеннолетних. Его цель — создать систему профилактики преступлений через образование, где детям прививались привычки к трудолюбию, порядку и христианские добродетели. В работе рассматривается реализация задач через «Общество друзей детей» и школы. Автор полагает, что учреждения Брентона, где ученики получали знания, религиозное, трудовое воспитание, осваивали профессии, были эффективными в профилактике правонарушений и формировании нравственного образа жизни детей бедняков, несмотря на неудачи в реализации плана трудовой эмиграции несовершеннолетних в Южную Африку.

Ключевые слова: Великобритания, XIX век, образование, пауперизация, Э. Брентон, эмиграция, работные дома, дети.

О. В. Яблонская

© Яблонская О. В., 2022.

Передовые деятели всего мира видели дегуманизирующие последствия индустриальной цивилизации. Т. Карлейль, Дж. Рёскин, Г. Торо, Л. Н. Толстой, М. К. Ганди и многие другие предупреждали об опасности для людей исчезновения личного, творческого труда. Библия и лопата — такой путь спасения от социально-экономических проблем и духовной деградации предложил английский филантроп Эдвард Пэлхам Брентон в первой половине XIX в. Его идеи и практика пользовались поддержкой в 1820—1830-е гг., но из-за неудачной реализации плана переселения детей бедняков и сирот в Южную Африку его деятельность во многом была забыта. В научной литературе Брентон лишь упоминается среди других филантропов, часто в негативном свете. Свои мысли и программы переустройства общества он отразил в письмах, петициях, газетных публикаци-ях1. В 1841 г. биографию Брентона написал его старший брат Джайлил, вице-адмирал Королевского флота, с целью оправдать деятельность Эдварда в глазах общественности, доказать, что филантропия была основана на принципах христианского милосердия и не имела никаких эгоистичных или тщеславных мотивов2. Он приводит письма, выдержки из статей брата, многие из которых дошли до нас лишь благодаря этому труду.

Эдвард Пэлхам Брентон родился в 1774 г. в Род-Айленде, в Северной Америке, был вторым сыном адмирала Джайлила Брентона. Во время Войны за независимость США семья переезжает в Великобританию. В 14 лет он поступил на службу в Королевский флот, был в Индии, в Северной Америке, воевал с французами, в 1815 г. ушел в отставку. Но прославился младший сын адмирала не столько как военный офицер, сколько как автор «Военно-морской истории Великобритании», «Жизни и переписки Джона, графа Сент-Винсента» и филантроп. Джайлил отмечает пытливость ума, энергию, деятельностный характер брата, его сострадание к беднякам и особенно к детям. С юности Эдвард осуждал нищету и угнетение низших классов, наблюдаемые им в родной стране3.

Индустриализация сделала Великобританию мировым лидером, но внушительные успехи «мастерской мира» не обеспечили благоприятных социальных итогов модернизации, наоборот, привели к росту безработицы и обнищанию значительной части населения. Обездоленные жители скапливались в городах, особенно притягательными были мегаполисы. Так, столичное население за XIX в. увеличилось в шесть раз, достигнув к началу ХХ в. б млн. Городская инфраструктура не способна была обеспечить такие массы населения приемлемыми условиями жизни. Рабочие семьи ютились в маленьких комнатах по несколько человек — мужчины и женщины, взрослые и дети4. Но у многих не было и такого жилья.

1 Brenton E. P. The Bible and Spade; Or, Captain Brenton's Account of the Children's Friend Society, Etc. L., 1837 (далее: Captain Brenton's Account); Idem. Continuation of "The Bible and Spade" Or, The History of Fanny Forsher, a Moral Tale, Drawn from Real Life, and Intended for the Instruction and Improvement of the Children of Hackney Wick and Chiswick Schools. L., 1837 (далее: The History of Fanny Forsher); Idem. Emigration. To the Right Hon. R. W. Horton // The Times. 1831. January, 22.

2 Brenton J. Memoir of Captain Edward Pelham Brenton, R. N., C. B. L., 1842. Р. V-VII.

3 Ibid. Р. 1-44.

4 Booth Ch. Life and Labour of the People in London. Vol. 5. L.; N. Y., 1904. P. 3.

Система социальной помощи бедным не справлялась с нагрузкой. С конца XVIII в. по 1834 г. около 10% населения страны жили за счет государственной и приходской помощи5. Новый закон о бедных 1834 г., составленный под влиянием мальтузианских идей, был направлен на то, чтобы ограничением выплат заставить бедняков искать работу и соглашаться на низкую заработную плату6. Количество получателей пособий существенно сократилось, в среднем выплаты на душу населения в период с 1833 по 1838 гг. уменьшились на 40%7. Особенно пострадали матери-одиночки. Разработчики поправок не скрывали, что одной из целей было ограничение рождения внебрачных детей8. Закон мало сказался на рождаемости, но существенно увеличил количество нищего населения, беспризорных и безнадзорных детей. Сотни сирот и «ненужных» мальчиков и девочек скитались по Великобритании, рылись в отбросах, спали в сточных канавах, попрошайничали. Голодные дети сбивались в банды, которыми руководили ди-кенсовские феджины, обворовывали респектабельных граждан, дискредитируя цивилизованную Британию. «Ваши утонченные теоретики болтают о жестокости в Индии... За шесть месяцев в Индии я не видел столько страданий, сколько я могу показать вам за десять минут в нашей стране», — утверждал Э. Брентон9.

Сын адмирала, брат вице-адмирала, капитан Королевского флота называл бедняков основанием пирамиды, на которой покоится британское величие. Поэтому поддержка низших классов — это не жалость, это условие выживания и стабильности всего государства: нельзя допускать ухудшения их моральных и религиозных привычек, иначе надстройка рухнет и «велико будет ее падение»10. Как только Брентон ушел со службы и до самой смерти в 1839 г. он боролся не просто за смягчение, но за улучшение положения рабочего класса: поддерживал различные организации, целью которых было совершенствование общества; оказывал помощь нуждающимся; писал статьи в газеты, убеждая влиятельных и богатых немедленно приступить к решению проблем бедняков; осуждал несправедливое социальное устройство, задавая риторические вопросы: «Почему английский рабочий должен быть недооценен на рынке? <...> Почему английские налогоплательщики должны содержать ирландских бездомных, когда местные дворяне, живущие за счет ирландских крестьян, ничего не платят и живут в роскоши где-нибудь в Италии или Франции? <...> Почему крестьяне в своих поместьях должны голодать, в то время как продукты их труда расходуются на Елисейских полях?»11

5 Clark G., Marianne E. P. Welfare Reform, 1834: Did the New Poor Law in England Produce Significant Economic Gains? // Cliometrica. 2018. 9 July. URL: https://link.springer.com/ article/10.1007/s11698-018-0174-4 (дата обращения: 10.07.2021).

6 Desmond A. The Politics of Evolution: Morphology, Medicine, and Reform in Radical London. Chicago, 1992. Р. 126.

7 Clark G., Marianne E. P. Op. cit.

8 Report from His Majesty's Commissioners for Inquiring into the Administration and Practical Operation of the Poor Laws. L., 1834. Р. 92-99.

9 Brenton J. Memoir of Captain Edward Pelham Brenton... Р. 69-70, 87.

10 The History of Fanny Forsher. P. 3-5.

11 Brenton J. Op. cit. P. 34-36, 57-117.

Э. Брентон, как человек религиозный, отмечает еще одну проблему индустриальной эпохи — распространение безверия и критики христианско-церковных установлений. В своих работах, указывая на пороки современного мира и предлагая способы решения, он постоянно обращается к библейским текстам, настаивая, что «лучшие друзья бедных — это те, кто выполняют свой долг перед Богом и своими ближними»12. Именно чрезмерная материалистическая ориентация буржуазного общества, забвение духовных, в первую очередь религиозных ценностей, на его взгляд, привели к обогащению одних и пауперизации других.

Нищета и пренебрежение религиозными требованиями приводили к духовной деградации низших слоев общества. В грязных трущобах «подавлялись нравственные инстинкты», пишет «Таймс»13. На две трети бедность, болезни и преступления, по мнению миссионера Дадли, посещавшего кварталы Ист-Энда Лондона, были порождены порочными привычками их обитателей14. Особенно губил людей алкоголизм. Горе-родители приобщали детей к одурманивающим напиткам и разврату, наносили им увечья, чтобы они вызывали жалость и получали больше подаяния, отправляли их работать в шахты, попрошайничать, воровать. «Невежество, нищета, преступления — все это следствие пьянства!», — утверждал иллюстратор Ч. Диккенса Дж. Крукшенк, постоянно обращавшийся к теме загубленных нуждой и безнравственными взрослыми юных созданий15. «Мы находили их сбившимися в кучу под сухими арками моста Ватерлоо или спящими в овечьих загонах Смитфилда, или бродящими по старым и разрушенным домам, проводящими ночи в свинарниках и уборных, а иногда отдаваемыми на растерзание убийцы для продажи тела в анатомические школы», — писал Брентон16. Но большинство социальных реформаторов, миссионеров, врачей, посещавших трущобы, видевших там ужасающую распущенность, объясняли это социальными условиями, а не порочной природой низшего класса. «Любовь к потомству — самое главное качество бедняков», — утверждал Э. Брентон17.

В первой половине XIX в. в Великобритании были популярны мальтузианские идеи, ставившие в прямую зависимость материальную поддержку бедняков и высокую рождаемость этого класса. Брентон называет подобные мысли, направленные на ограничение рождаемости среди пауперов, эгоистичными и атеистическими. С другой стороны, он понимал, что одной лишь материальной поддержкой к достойной жизни нищих не вернешь. «Защитника бедняков» постоянно осаждали просители помощи. Он откликался, сопровождал незнакомых заявителей в государственную службу или к магистрату, чтобы помочь обосновать и удовлетворить справедливое требование. К сожалению, среди них были обманщики, пользовавшиеся его доверчивостью и добрым сердцем18. Понимая,

12 Brenton J. Op. cit. Р. 60-61.

13 London, Thursday, April // The Times. 1857. April, 9.

14 The Missing Link; Or, Bible-women in the Homes of the London Poor by L. N. R., 1810-1879. N. Y., 1861. Р. 11.

15 Cruikshank G. The Drunkard's Children. N. Y., 1848.

16 The History of Fanny Forsher. Р. 105.

17 Captain Brenton's Account. Р. 9-10.

18 Brenton J. Op. cit. Р. 9-10, 37-38, 76.

что невозможно милостыней и социальными пособиями помочь всем нуждающимся, не желая поощрять лень и паразитизм пауперов, он стал доказывать необходимость создания условий для их постоянного благополучия, что возможно было лишь при обеспечении работой. «Есть один великий и безошибочный принцип, который рабочие классы должны всегда запечатлевать в своих умах, а именно, что добродетельное трудолюбие ведет к мирскому счастью и комфорту, поскольку оно дает гарантии увеличения этого счастья на всю вечность; в то время как порок и праздность ведут к верной гибели здесь и несчастью в будущем», — утверждал он19.

В условиях избытка трудовых ресурсов решить проблему безработицы в Великобритании было очень сложно. Многие видели выход в переселении в заокеанские английские владения. В 1820-е гг. эта политика поддерживалась заместителем секретаря по делам колоний Р. У. Хортоном. Брентон выступал против эмиграции взрослого мужского населения, объяснял это тем, что уезжали не «прихлебатели работных домов», но в основном предприимчивые и трудолюбивые британцы. Государство должно быть заинтересовано в их добросовестной, справедливо оплачиваемой работе на родине20. В колонии он предлагал отправлять женщин и молодых людей, бедных же обитателей городских трущоб советовал разместить в сельской местности Великобритании, дать им землю и лопату, сделав плательщиками, а не получателями налогов. Чтобы максимальное количество людей работало на земле, Брентон считал необходимым отказаться от машин, все работы выполнять вручную21. Конечно, эти идеи были утопическими, свободной земли для наделения бедняков не было, революционного передела собственности он не предлагал, а осуждение огораживаний и моральные увещевания были неэффективными способами решения проблем.

Государство предлагало помощь нищим в виде работных домов. Брентон, как и многие в XIX в., видел в них лишь вред22. Его письмо «О неблаговидности системы работных домов и ее пагубных последствиях для нравов и привычек бедных» 1832 г., адресованное лорду Кеньону, было опубликовано в прессе. В нем он утверждал, что эти учреждения потакают тунеядству, лени, являются «облегчением праздным и порочным», а не обездоленным, поощряют родителей тратить заработки на алкоголь, а детей попрошайничать. неслучайно, пишет Брентон, аренда винных магазинов рядом с ними стоит дороже. «Обители порока» занимают дефицитную территорию города, которая могла бы использоваться с пользой для общества. Их производство наносит ущерб трудолюбивым мастерам, которые не могут выдержать конкуренцию с мануфактурами работных домов, не тратящихся на арендную плату и налоги, работающих за счет чужого капитала23.

19 The History of Fanny Forsher. P. 3-5.

20 Brenton E. Emigration. To the Right Hon. R.W. Horton // The Times. 1831. January, 22.

21 Captain Brenton's Account. P. 27-28; Brenton J. Op. cit. Р. 38-39, 60-61, 82.

22 См., например: Mayhew H. The Morning Chronicle: Labour and the Poor, 1849-50 // Victorian London — Publications — Social Investigation / Journalism. Letter XXX. URL: https://www. victorianlondon.org/mayhew/mayhew30.htm (дата обращения: 03.12.2021).

23 Brenton J. Op. cit. Р. 69-83.

Несмотря на то что в работном доме были квалифицированные врачи, гарантировано питание24, уровень смертности здесь всегда был высоким25. Бродяги постоянно приносили туда самые опасные заболевания26. Условия жизни этих социальных центров неоднократно становились причиной скандалов, самые известные связаны с домами в Андовере и Халдерсфилде27. История об Оливере Твисте создавалась тогда, когда проводилось расследование смерти нескольких детей из столичного работного дома28. Брентон рассказывает, как мальчики, которых из его школы пытались вернуть в подобную «адскую цитадель» прихода Сент-Мэрилебона, сказали, что они скорее умрут с голоду на улицах, но не вернутся туда29.

Половина жителей работных домов были дети. Расследования Халдерс-филдского работного дома 1857 г., через 10 лет после скандала, показали, что женщины с болезнями «самого отвратительного характера», лежачие больные, слабоумные и малыши здесь жили вместе. Смешивание «порока» и «добродетели», созданий нежного возраста и взрослых преступников приводило к тому, что работные дома становились «яслями для тюрьмы Ньюгейт»30.

По закону 1834 г. заявителю на государственную помощь предлагалась жизнь в подобных диккенсовских «обителях жестокости и бесчеловечности», поэтому многие предпочитали им голод, холод и преступный способ добывания средств к существованию. К 1842 г. только 16% прежних получателей помощи отправились в работные дома31.

Брентон пишет, что если и сохранять эти учреждения, то, по крайней мере, следует перенести из удушливой атмосферы городов в сельскую местность, где все бы жили на свежем воздухе и занимались бы полезным физическим трудом, осваивая заброшенные земли, принося, таким образом, пользу и себе, и обще-ству32.

Но убедительных призывов филантропов было недостаточно, чтобы изменить систему. Не имея возможности решить проблемы всего класса бедняков, Брентон сосредоточил свое внимание на облегчении жизни одной, но самой важной и уязвимой группы населения — обездоленных созданий нежного возраста. «Растет детское население, грязное и вредное, как в рассаднике порока... На взгляд мирского человека, все они кажутся отбросами, годными только на то, чтобы быть сметенными, как паразиты, с лица земли», — писала Мэри Карпен-

24 Henriques U. How Cruel was the Victorian Poor Law? // The Historical Journal. 1968. № XI. P. 366-367.

25 Hamlin C. Could You Starve to Death in England in 1839? // American Journal of Public Health. 1995. № 6. Vol. 85. P. 857.

26 Mayhew H. Op. cit.

27 Fowler S. Workhouse: the People, the Places, the Life Behind Doors. Kew, 2008. P. 7-9, 111112, 119.

28 Blanchard J. The Life of George Cruikshank, in Two Epochs, in Two Volumes. Vol. I. L., 1882. P. 208-209.

29 Captain Brenton's Account. P. 63-66.

30 The History of Fanny Forsher. P. 103.

31 Clark G., Marianne E. P. Op. cit.

32 Brenton J. Op. cit. P. 69-83.

тер33. Брентон предложил способ, как сделать «грязных и вредных» мальчиков и девочек чистыми и добрыми.

Тюрьмы — это худший способ исправления делинквентного поведения несовершеннолетних. Брентон никогда не считал детей преступниками, какими бы порочными ни были их привычки или аморальным поведение. Он всегда приписывал их недостатки тем, кто ими пренебрегал или развращал. Сегодняшние преступники — это заброшенные дети 1810 г., утверждал он. На этот путь обычно вставали сироты или ещё хуже, имеющие продажных и пьющих родителей, чей «пагубный пример и пренебрежение долгом разрушают мораль»34.

В Англии до 1838 г. подростки содержались в тюрьмах вместе со взрослыми. Попадали туда за самые тривиальные проступки, как, например, воровство фруктов в чужом саду. Получив в этих «мрачных обителях» в качестве учителей воров и убийц, молодые люди выходили на свободу уже закоренелыми преступниками. По подсчетам М. Карпентер, за десять лет, с 1837 по 1847 г., преступность среди несовершеннолетних увеличилась в четыре раза, причем много было рецидивов35. Безусловно, тюремный опыт способствовал этому.

Тюрьмы, как и работные дома, по мнению Брентона, — паразитирующие учреждения. Малолетних правонарушителей следует заставлять зарабатывать себе на жизнь, вместо того чтобы кормить их за государственный счет. Читателям он указывал на большие и бессмысленные расходы налогоплательщиков на содержание малолетних преступников и предлагал вместо этого более дешевый и эффективный способ профилактики правонарушений через его систему образования, сочетающую получение знаний, религиозное воспитание и трудовое обучение36.

Бродяжничество было первым шагом к совершению уголовного преступления. Чтобы бороться с этим пороком, в 1830 г. Брентон основал «Общество для пресечения бродяжничества несовершеннолетних». В 1834 г. оно было переименовано в «Общество друзей детей». Цель организации — собирать юных бродяг и помещать их в школы в сельской местности37.

Планы Брентона были поддержаны влиятельными и богатыми людьми38. На благотворительные пожертвования была основана первая школа в Вест-Хэме, после ее закрытия было арендовано помещение в Хакни-Уик. Здесь было большое здание для размещения 200 детей, дом учителей и 10 акров земли. Хакни предназначался для мальчиков. Для девочек при активном участии семейства Мюррей была организована школа в Чизуике. Покровительницами этой школы стали герцогиня Кентская и ее дочь, поэтому приют стал носить имя Виктории. Принципы организаций были сходны. Девиз школы мальчиков — Библия и лопата! Девиз школы девочек — Библия, метла и игла! 39

33 Carpenter M. Reformatory Schools for the Children of the Perishing and Dangerous Classes and for Juvenile Offenders. Montclair, 1970 (reprint of the 1851 edition). Р. 2—3.

34 The History of Fanny Forsher. Р. 105—106.

35 Carpenter M. Op. cit. Р. 4-11.

36 Captain Brenton's Account. P. 111-113.

37 Society for the Suppression of Juvenile Vagrancy // The Times. 1830. November, 11.

38 Society for the Suppression ofJuvenile Vagrancy // The Times. 1834. May, 5; Children's Friend Society // The Times. 1835. March, 27.

39 Captain Brenton's Account. P. 31-40, 50-51; Brenton J. Op. cit. Р. 112.

В школы принимались подопечные работных домов, государственных учреждений с оплатой в размере 4 ш. в неделю. Если ребенка отправляли в эмиграцию, то дополнительно выплачивалось 10 ф. Приводили и частные лица, заплатив 15 ф. Принимались дети, как правило, 11-14 лет, в особых случаях — в возрасте от 9 до 16 лет. Если ребенок был младше 11 лет, то за него помимо вступительного взноса в 15 ф. еженедельно выплачивалось 4 ш. От 14 до 16 лет в школы принимали при условии «хороших моральных качеств». Перед приемом детей обязательно осматривал врач. Существовал также религиозный ценз: принимали только крещеных40.

Главная причина, почему дети оказываются в работных домах или тюрьмах, по мнению Брентона, заключается в пренебрежении к Слову Божьему. Принципы его школ основывались на Св. Писании, оттуда черпалось «нравственное воспитание и наставления в уме»41. Обучение ребенка чтению и письму не имеет смысла, если он не встанет на путь добродетелей. Брентон приводит пример, как ученики использовали знания, полученные в школе, чтобы делать порох. Знания, считал он, должны быть переданы в хорошие руки.

Брентон критически оценивал существовавшую систему образования, отмечая бессмысленное зазубривание текстов, отсутствие физического и трудового воспитания. В качестве хорошего образца приводил опыт немецкого пастора Ж.-Ф. Оберлена и швейцарца Ф. Э. фон Фелленберга, которые интегрировали в системе обучения религию, профессиональные знания, в первую очередь агрономические, и сельскохозяйственный труд42. Следует отметить, что опыт Ф. Э. фон Фелленберга был использован в России. Александр I в 1813 г. отправил Каподистрию для ознакомления со школой и, получив о ней благоприятный отзыв, послал туда на обучение семь русских юношей.

Труд, полезный для души и физического развития ребенка, является основополагающим в педагогической системе Брентона. При этом он критикует производственное обучение работных домов и ученичество, где юные создания, оказываясь вместе со взрослыми работниками, перенимали не только их опыт, но и порочные привычки43. Канадцы, нанимавшие юных британцев на работу во второй половине XIX в., отмечали «недостаток трудолюбия» детей из работных домов, предпочитая им беспризорников с улицы44. В ученики отдавали к персонажам любого сорта, многие брали детей только ради гонорара, поэтому их нещадно эксплуатировали и зачастую выгоняли. Шефтсбери, «граф детей и бедняков», приводит много примеров, как мастера эксплуатировали своих юных подопечных, отправляли на самые тяжелые и опасные работы45. Мэйхью, основатель журнала «Панч», также указывает, что большинство юных бродяг — это сбежавшие ученики или выгнанные жестокими родителями дети, лишь в неко-

40 Captain Brenton's Account. P. 63-66, 100-101.

41 The History of Fanny Forsher. P. 3-5, 128-131.

42 Captain Brenton's Account. P. 40-41; Brenton J. Op. cit. P. 98.

43 Captain Brenton's Account. P. 63-66.

44 Letters from the Province of Ontario // Further Letters Furnished to the Department of Agriculture, by Miss Rye. 1875. Р. 8.

45 Speeches ofthe Earl of Shaftesbury, K. G. Upon Subjects Having Relation Chiefly to the Claims and Interests of the Labouring Class. L., 1868. P. 50-52.

торых случаях встречаются сироты46. По признанию Брентона, он встал на путь детской филантропии после страшной истории 1827 г., когда работница, имевшая шесть учениц, убила двух малышек47.

Мальчики Брентона обязательно трудились на земле. Это сокращало траты на приобретение продуктов. В первый год доход Хакни-Уик составил 13 ф., а на следующий — в два раза больше. Но главной была не материальная выгода, а моральное воздействие сельского труда. Дети приобретали важные хозяйственные навыки. Они на собственном опыте убеждались, что человек может своим трудом и умом улучшить качество земли, сделать ее плодородной и таким честным способом обеспечить себе хороший доход. Никакого принуждения, «каждый мальчик добровольно отдает свой личный труд и индивидуальные усилия на благо общего улья». Такое соработничество детей согласуется со Священным Писанием. Сельская работа приучала детей, «одичавших в рассадниках порока», к порядку, дисциплине и послушанию. Кроме полевых работ мальчики осваивали профессии плотника, каменщика, сапожника, портного и др. Девочек готовили к выполнению домашних хозяйственных дел и к работе прислугой48.

Брентон был достаточно передовым для своего времени педагогом, в изучении наук рекомендовал не заставлять, а мотивировать. Телесные наказания, являвшиеся неотъемлемой частью британской системы образования49, у него были запрещены, кроме крайних случаев. Силой убеждения воспитывались дети в Хакни и Чизуике. Он был уверен, что добротой и сочувствием можно покорить самого грубого ребенка50. Основные виды наказания — лишение мяса и временная изоляция на несколько часов51. Обездоленных детей, выросших в сточных канавах, Брентон «большой добротой» приучал не бояться говорить правду, так как за любые плохие поступки они получали прощение и умеренное наказание. Чтобы убедить англичан поддержать его проект, он приводит рассказ о Даниэле, 6-летнем мальчике, которого передавали в его учреждение как неисправимого лжеца и вора: «Я спросил даму, которая жаловалась на него, что они предприняли для его исправления. "Сэр, его побили, заперли, ногу привязали к бревну, и, наконец, мы послали полицейского сказать ему, что его следует завязать в мешок и бросить в Темзу". "Итак, — ответил я, — чтобы вылечить его от лжи, вы говорите ему ложь и показываете ему, как совершить убийство, чтобы он не стал вором!"». Спустя некоторое время, по рассказу Брентона, в его школе мальчик без наказаний избавился от порочных наклонностей и стал всеобщим любимцем52.

Конечно, в своих статьях, нацеленных на привлечение финансов и внимания влиятельных людей, автор мог многое приукрасить. Вряд ли так гладко проходило воспитание трудных подростков. В школах за детьми неусыпно следили, особенно в часы досуга. «Раннюю склонность к пороку» рекомендовалось

46 Mayhew H. Op. cit.

47 Captain Brenton's Account. P. 15.

48 Ibid. P. 33-34, 49-51.

49 Соколов А. Б. Британские педагоги XVIII — первой половины XIX века о телесных наказаниях // Преподавание истории в школе. 2021. №10. С. 25-26.

50 Captain Brenton's Account. Р. 68.

51 Society for the Suppression of Juvenile Vagrancy // The Times. 1834. May, 5.

52 The History of Fanny Forsher. Р. 106.

пресекать постоянным осмотром. Чтобы искоренить праздность, школяров не оставляли без дела, они должны были либо работать, либо читать, либо писать53. И у девочек, и у мальчиков прививались любовь к порядку, вежливость, приличное поведение, доброта, опрятность54.

Но десятки тысяч беспризорников невозможно было исправить в двух и даже в двадцати школах. Выход виделся в эмиграции в колонии, что и было изложено Брентоном в петиции 1833 г.55 Закон запрещал высылку из страны детей, в то же время, пишет он, «закон позволял им голодать или воровать, а затем перевозить их как преступников»56. Брентон называл эмиграцию не переселением, а «пересадкой» молодых людей с территории с избыточным населением на более открытое и менее занятое поле57. Проект был поддержан58. С 1833 по 1837 г. в Южную Африку было отправлено 1300 детей59. Их нанимали на сельскохозяйственные работы и в качестве домашней прислуги. Перед эмиграцией дети проходили обучение в школах Брентона. В Кейптауне был организован центр, занимавшийся размещением мигрантов и надзором за ними. Издержки обучения и транспортировки большей частью восполнялись колонистами, приходами и щедрыми пожалованиями60. Брентон планировал заселить юными беспризорниками все заморские владения Англии. Но с 1837 г. стали распространяться слухи о жестоком обращении и эксплуатации детей в Южной Африке. После откровений мальчика Э. Трэбвэя, сбежавшего от жестокого хозяина, начались расследования миграционной деятельности61. Переселение временно прекратилось. Парламентская комиссия изучала и «Общество друзей детей», но никаких фактов, дискредитирующих организацию, выявлено не было62.

В апреле 1839 г. Э. П. Брентон умер. После смерти основателя «Общество друзей детей» было расформировано, школы некоторые время еще функционировали. Эмиграция в Африку была временно прекращена. Но, несмотря на скандальный конец филантропической деятельности Брентона, его педагогические и эмиграционные схемы будут реализовываться в последующей британской практике. Шефтсбери, прошедший через подвалы, чердаки, пивные, бордели, игорные дома, спускавшийся в шахты и всюду видевший несчастных детей и насилие над ними, также единственным выходом считал переселение обездоленных мальчиков и девочек в английские колонии после производственной подготовки в школах63. Массовая эмиграция несовершеннолетних начнется в 1869 г. и будет продолжаться до конца 1960-х, охватив не менее 150 тыс. мигрантов-детей.

53 Captain Brenton's Account. P. 49-51.

54 The History of Fanny Forsher. Р. 128-131.

55 Captain Brenton's Account. P. 13-14.

56 Ibid. Р. 19.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

57 Brenton J. Op. cit. Р. 106.

58 Society for the Suppression of Juvenile Vagrancy // The Times. 1834. May, 5.

59 Hadley E. Natives in a Strange Land // Victorian Studies. 1990. № 3. Vol. 33. Р. 411.

60 Captain Brenton's Account. P. 27-28; Brenton J. Op. cit. Р. 95-102, 111-118.

61 Police // The Times. 1839. April, 5; Children's Friend Society // The Times. 1839. April, 5.

62 Children's Friend Society. 28, May, 1839. URL: https://api.parliament.uk/historic-hansard/ commons/1839/may/28/childrens-friend-society (дата обращения: 16.12.2021).

63 Pollock J. Shaftesbury. The Poor Man's Ear. L., 1986. P. 13-14; Speeches... Р. 249.

XIX век — век лидерства Великобритании, она по праву считалась первой индустриальной державой. Но модернизация имела противоречивый характер. Технологический прогресс, механизация труда, рост фабрик и заводов, обогащение буржуазии сопровождались пауперизацией населения, усугублявшейся демографическим ростом. Обнищание значительной части жителей страны вместе с ослаблением религиозного влияния на него вело к деградации тысяч обитателей городских трущоб. Э. Брентон видел способ решения социальных и духовных проблем в деурбанизации, предлагая переселять безработных горожан в сельскую местность, где они получали бы лопату и землю, переставая быть бременем налогоплательщиков, а становились добропорядочными и полезными гражданами государства. Этот план был утопичным. Не надеясь облегчить положение всех бедняков, Брентон поставил цель помочь их детям не встать на путь порока и преступлений через систему образования, где наряду с религиозным воспитанием и получением научных знаний, дети с раннего возраста приучались к труду, осваивали простые профессии. Были основаны две подобные школы — Хакни для мальчиков и Чизуик для девочек. Эти школы могли спасти сотни, но не тысячи безнадзорных детей. Выход виделся в эмиграции. Идея помочь переселением в колониальные владения в Африке тем, кто страдал из-за ошибок общества и родителей в холодных трущобах городов, спасти их от смерти, нужды и нравственной гибели нашла поддержку правительства и лондонского нобилитета. В Африку было перевезено 1300 детей. Но из-за случаев жестокого обращения колонистов с детьми эмиграцию пришлось остановить. После смерти Брентона «Общество друзей детей» распалось, но миграционные схемы использовались в последующей практике, вплоть до 1960-х гг.

Список литературы

Соколов А. Б. Британские педагоги XVIII — первой половины XIX века о телесных наказаниях // Преподавание истории в школе. 2021. №10. С. 25-32. Blanchard J. The Life of George Cruikshank, in Two Epochs, in Two Volumes. Vol. I. L.: Chatto & Windus, 1882.

Booth Ch. Life and Labour of the People in London. Vol. 5. L.; N. Y.: H. Macmillan and Co., 1904.

Brenton E. P. Continuation of "The Bible and Spade" Or, The History of Fanny Forsher, a Moral Tale, Drawn from Real Life, and Intended for the Instruction and Improvement of the Children of Hackney Wick and Chiswick Schools. L.: J. Nisbet and Co., 1837. Brenton E. P. The Bible and Spade; Or, Captain Brenton's Account of the Children's Friend

Society, Etc. L.: J. Nisbet and Co., 1837. Brenton E. Р. Emigration. To the Right Hon. R. W. Horton // The Times. 1831. January, 22. Brenton J. Memoir of Captain Edward Pelham Brenton, R. N., C. B. L.: J. Nisbet and Co., 1842.

Carpenter M. Reformatory Schools for the Children of the Perishing and Dangerous Classes and

for Juvenile Offenders. Montclair, 1970 (reprint of the 1851 edition). Children's Friend Society // The Times. 1839. April, 5. Children's Friend Society // The Times. 1835. March, 27.

Children's Friend Society. 28, May, 1839. URL: https://api.parliament.uk/historic-hansard/ commons/1839/may/28/childrens-friend-society (дата обращения: 16.12.2021).

Clark G., Marianne E. P. Welfare Reform, 1834: Did the New Poor Law in England produce Significant Economic Gains? // Cliometrica. 2018. 9 July. URL: https://link.springer.com/ article/10.1007/s11698-018-0174-4 (дата обращения: 10.07.2021). Cruikshank G. The Drunkard's Children. N. Y.: J. Wiley and G. P. Putnam, 1848. Desmond A. The Politics of Evolution: Morphology, Medicine, and Reform in Radical London.

Chicago: University of Chicago Press, 1992. Fowler S. Workhouse: the People, the Places, the Life Behind Doors. Kew: National Archives, 2008.

Hadley E. Natives in a Strange Land // Victorian Studies. 1990. № 3. Vol. 33. Р. 411-439. Hamlin C. Could You Starve to Death in England in 1839? // American Journal of Public Health.

1995. № 6. Vol. 85. Р. 856-866. Henriques U. How Cruel was the Victorian Poor Law? // The Historical Journal. 1968. № XI. P. 365-371.

Letters from the Province of Ontario // Further Letters Furnished to the Department of

Agriculture by Miss Rye. 1875. London, Thursday, April // The Times. 1857. April, 9.

Mayhew H. The Morning Chronicle: Labour and the Poor, 1849-50 // Victorian London — Publications — Social Investigation / Journalism. Letter XXX. URL: https://www. victorianlondon.org/mayhew/mayhew30.htm (дата обращения: 03.12.2021). Police // The Times. 1839. April, 5.

Pollock J. Shaftesbury. The Poor Man's Ear. L.: Hodder and Stoughton, 1986.

Report from His Majesty's Commissioners for Inquiring into the Administration and Practical

Operation of the Poor Laws. L.: B. Fellowes, 1834. Society for the Suppression of Juvenile Vagrancy // The Times. 1830. November, 11. Society for the Suppression of Juvenile Vagrancy // The Times. 1834. May, 5. Speeches of the Earl of Shaftesbury, K.G. Upon Subjects Having Relation Chiefly to the Claims and Interests of the Labouring Class. L.: Chapman and Hall, 1868.

Vestnik Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta. Seriia II: Istoriia. Istoriia Russkoi Pravoslavnoi Tserkvi. 2022. Vol. 108. P. 34-46 DOI: 10.15382/sturII2022108.34-46

Olga Yablonskaya, Candidate of Sciences in History, Associate Professor at the Department of History, Social Studies and Law, Lobachevsky State University, Arzamas Branch Arzamas, Russia oyablonskii@yandex.ru https://orcid.org/0000-0002-5479-5561

The Bible and the Spade as E. Brenton's Way to Save the Poor

O. Yablonskaya

Abstract: The article studies the activities of the English philanthropist E. Brenton and, through this, examines the issue of pauperisation of the population of Great Britain in the 19th century. It clarifies the causes of pauperisation, the consequences, and solutions. It also presents results of the analysis of narrative sources and scientific literature that reflect the difficult socio-economic situation in the country and the

activities of E. Brenton aimed at improving the lives of the poor and their children. The philanthropist notes the relationship between industrialisation and the growth of unemployment, linking this with the displacement of man from the manufacturing sphere by mechanisms. He strongly condemns the deep property differentiation in society, the unfair wages of workers, the system of enclosures that deprived the peasants of their land. Brenton saw the devastating consequences of pauperisation in the spiritual degradation of people, the criminalisation of the lower classes, the growth of crime among minors. His articles criticise the existing system of helping the poor, workhouses, noting that they only temporarily alleviated the situation of the poor and encouraged parasitism. E. Brenton developed ways to solve these problems based on Christian spiritual values and the Christian principle of tireless work as "God's work". This article concludes that it was unrealistic to eradicate poverty through de-urbanisation of the poor population of the cities, the allocation of land in rural areas, the refusal to use mechanisms in manufacturing goods. The programme to save children from the city's slums was more viable. E. Brenton establishes the relationship between ignorance and the growth of deviations among minors. His goal is to create a system of crime prevention through education, where the habits of hard work, order and Christian virtues are instilled in children. The paper considers the implementation oftasks through the Society of Children's Friends and through schools. The author believes that the institutions of E. Brenton, where students obtained knowledge, religious and labour-related education, mastered professions, were effective in preventing delinquency and shaping the moral lifestyle of poor children, despite the failures in the implementation of the plan for labour emigration of minors to South Africa.

Keywords: Great Britain, 19th century, education, pauperisation, E. Brenton, emigration, workhouses, children.

References

Carpenter M. (1970) Reformatory Schools for the Children of the Perishing and Dangerous Classes and for Juvenile Offenders. Montclair, reprint of the 1851 edition.

Clark G., Marianne E. P. (2018) "Welfare Reform, 1834: Did the New Poor Law in England produce Significant Economic Gains?". Cliometrica, 2018, 9 July; available at https://link. springer.com/article/10.1007/s11698-018-0174-4 (accessed 10.07.2021).

Desmond A. J. (1992) The Politics of Evolution: Morphology, Medicine, and Reform in Radical London. Chicago.

Fowler S. (2008) Workhouse: the People, the Places, the Life Behind Doors. Kew.

Hadley E. (1990) "Natives in a Strange Land". Victorian Studies, 1990, vol. 3 (33), рр. 411-439.

Hamlin Chr. (1995) "Could You Starve to Death in England in 1839?" American Journal of Public Health, 1995, vol. 6 (85), рр. 856-866.

Henriques U. (1968) "How Cruel was the Victorian Poor Law?" The Historical Journal, 1968, vol. XI, рр. 365-371.

Pollock J. (1986) Shaftesbury. The Poor Man's Ear. London.

Sokolov A. (2021) "Britanskie pedagogi XVIII — pervoi poloviny XIX veka o telesnykh nakazaniiakh" [British educationalists of the 18th — first half of the 19th cc. on corporal punishment]. Prepodavanie istorii v shkole, 2021, vol. 10, pp. 25-32 (in Russian).

Статья поступила в редакцию 07.07.2022

The article was submitted 07.07.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.