Научная статья на тему 'БЕЗУСЛОВНЫЙ БАЗОВЫЙ ДОХОД: МОДЕЛЬ, SWOT-АНАЛИЗ, ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ, ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

БЕЗУСЛОВНЫЙ БАЗОВЫЙ ДОХОД: МОДЕЛЬ, SWOT-АНАЛИЗ, ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ, ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
231
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
БЕЗУСЛОВНЫЙ БАЗОВЫЙ ДОХОД / БАЗОВЫЙ ДОХОД / ЕДИНЫЙ СПРАВЕДЛИВЫЙ ДОХОД / БЕДНОСТЬ / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ НЕРАВЕНСТВО / СОЦИАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ / ФИНАНСОВАЯ НЕЗАВИСИМОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ ПРОГРАММА / СОЦИАЛЬНЫЕ ВЫПЛАТЫ / УДОВЛЕТВОРЕНИЕ ПОТРЕБНОСТЕЙ / ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ КОРЗИНА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Березюк С. А., Губин М. А., Токун Л. В.

Актуальность статьи обусловлена тем, что в современном мире для поддержания качественного уровня жизни населения государство должно уделять повышенное внимание экономическому и социальному благополучию граждан, обеспечивать все базовые материальные потребности человека без условий и ограничений. Одним из инструментов экономической и социальной поддержки населения является безусловный базовый доход. Цель исследования - разработка концепции применения безусловного базового дохода как одного из привлекательных методов решения проблемы бедности и устранения экономического и социального неравенства в Российской Федерации. В процессе исследования анализировались ключевые составляющие проблемы бедности и подходы к ее решению со стороны государства. Изучались подходы к определению термина «безусловный базовый доход», а также феноменология, стоящая за этим термином. Определялись ключевые факторы общественной жизни, способствующие практическому внедрению безусловного базового дохода. На основе SWOT-анализа определены сильные и слабые стороны, основные возможности и риски безусловного базового дохода, отражен обзор мировых практик его внедрения, рассмотрены возможности применения в Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Березюк С. А., Губин М. А., Токун Л. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BASIC UNCONDITIONAL INCOME: MODEL, SWOT-ANALYSIS, FOREIGN EXPERIENCE, SPECIFICS OF APPLICATION IN THE RUSSIAN FEDERATION

The relevance of the article stems from the fact that in today’s world, in order to maintain a quality of life, the state must pay increased attention to the economic and social well-being of citizens, and ensure all basic material needs of the individual without conditions or restrictions. One of the instruments of economic and social support for the population is the unconditional basic income. The aim of the study is to develop the concept for applying the unconditional basic income as one of the attractive methods for addressing poverty and eliminating economic and social inequalities in the Russian Federation. The key components of the poverty’s problem and the state’s approach to tackling it were analysed. Approaches to defining the term “unconditional basic income” and the phenomenology behind the term were explored. The key factors of social life, contributing to the practical implementation of unconditional basic income, were determined. A review of the world practices of its implementation is reflected and possibilities of its application in the Russian Federation are considered.

Текст научной работы на тему «БЕЗУСЛОВНЫЙ БАЗОВЫЙ ДОХОД: МОДЕЛЬ, SWOT-АНАЛИЗ, ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ, ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

= ЭКОНОМИКА: ПРОБЛЕМЫ, РЕШЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ

УДК 369.041 JEL I13, I138 DOI 10.26425/1816-4277-2022-6-114-122

Безусловный базовый доход: модель, SWOT-анализ, зарубежный опыт, возможности применения в Российской Федерации

Березюк Станислав Анатольевич

Студент1, Эксперт2 ORCID: 0000-0001-7486-0466, e-mail: sabereziuk@gmail.com

Губин Михаил Андреевич1

Студент, ORCID: 0000-0002-3327-3473, e-mail: mishka_95_24@mail.ru

Токун Людмила Валентиновна1

Канд. экон. наук, доц. каф. финансов и кредита ORCID: 0000-0002-7112-4428, e-mail: ltokoun@yandex.ru

1 Государственный университет управления, г. Москва, Россия 2 ПАО «Сбербанк», г. Москва, Россия

Аннотация

Актуальность статьи обусловлена тем, что в современном мире для поддержания качественного уровня жизни населения государство должно уделять повышенное внимание экономическому и социальному благополучию граждан, обеспечивать все базовые материальные потребности человека без условий и ограничений. Одним из инструментов экономической и социальной поддержки населения является безусловный базовый доход. Цель исследования — разработка концепции применения безусловного базового дохода как одного из привлекательных методов решения проблемы бедности и устранения экономического и социального неравенства в Российской Федерации. В процессе исследования анализировались ключевые составляющие проблемы бедности и подходы к ее решению со стороны государства. Изучались подходы к определению термина «безусловный базовый доход», а также феноменология, стоящая за этим термином. Определялись ключевые факторы общественной жизни, способствующие практическому внедрению безусловного базового дохода. На основе SWOT-анализа определены сильные и слабые стороны, основные возможности и риски безусловного базового дохода, отражен обзор мировых практик его внедрения, рассмотрены возможности применения в Российской Федерации.

Для цитирования: Березюк С.А., Губин М.А., Токун Л.В. Безусловный базовый доход: модель, SWOT-анализ, зарубежный опыт, возможности применения в Российской Федерации//Вестник университета. 2022. № 6. С. 114—122.

Ключевые слова

Безусловный базовый доход, базовый доход, единый справедливый доход, бедность, экономическое неравенство, социальное положение, финансовая независимость, социальная программа, социальные выплаты, удовлетворение потребностей, потребительская корзина

© Березюк С.А., Губин М.А., Токун Л.В., 2022.

Статья доступна по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0. всемирная (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).

ECONOMICS: PROBLEMS, SOLUTIONS AND PROSPECTS

Basic unconditional income: model, SWOT-analysis, foreign experience, specifics of application in the Russian Federation

Stanislav A. Berezyuk

Student1, Expert2 ORCID: 0000-0001-7486-0466, e-mail: sabereziuk@gmail.com

Mikhail A. Gubin1

Student, ORCID: 0000-0002-3327-3473, e-mail: mishka_95_24@mail.ru

Lyudmila V. Tokun1

Cand. Sci. (Econ.), Assoc. Prof. at the Finance and Credit Department ORCID: 0000-0002-7112-4428, e-mail: ltokoun@yandex.ru

1 State University of Management, Moscow, Russia 2 Sberbank PJSC, Moscow, Russia

Abstract

The relevance of the article stems from the fact that in today's world, in order to maintain a quality of life, the state must pay increased attention to the economic and social well-being of citizens, and ensure all basic material needs of the individual without conditions or restrictions. One of the instruments of economic and social support for the population is the unconditional basic income. The aim of the study is to develop the concept for applying the unconditional basic income as one of the attractive methods for addressing poverty and eliminating economic and social inequalities in the Russian Federation. The key components of the poverty's problem and the state's approach to tackling it were analysed. Approaches to defining the term "unconditional basic income" and the phenomenology behind the term were explored. The key factors of social life, contributing to the practical implementation of unconditional basic income, were determined. A review of the world practices of its implementation is reflected and possibilities of its application in the Russian Federation are considered.

For citation: Berezyuk S.A., Gubin M.A., Tokun L.V Basic unconditional income: model, SWOT-analysis, foreign experience, specifics of application in the Russian Federation. Vestnik universteta. no. 6, pp. 114—122.

Keywords

Unconditional basic income, basic income, single fair income, poverty, economic inequality, social status, financial independence, social programme, social payments, satisfaction of needs, consumer basket

© Berezyuk S.A., Gubin M.A., Tokun L.V., 2022.

This is an open access article under the CC BY 4.0 license (http://creativecommons.Org/licenses/by/4.0//).

ВВЕДЕНИЕ

В последние годы в разных странах много внимания уделяется проблеме бедности. Президент Российской Федерации (далее — РФ) В.В. Путин считает эту проблему одной из важнейших для нашей страны. Все чаще можно услышать в СМИ, что страны борются с этой проблемой, предлагают новые способы для ее решения. Некоторым, к примеру Китаю, уже удалось избавиться от бедности внутри своей страны. Остальные же справляются с этой проблемой с разной степенью успешности.

Рассмотрим, что такое бедность, кого можно считать бедными, зачем, и главное, как с этим бороться.

Согласно концепции абсолютной бедности, к бедным можно отнести граждан, проживающих отдельно, или домашние хозяйства, чей доход ниже определенного установленного минимума, то есть они не могут удовлетворить свои базовые потребности. Бедность порождает большое количество негативных последствий, среди которых недовольство и волнения населения, рост уровня криминала, увеличение социального неравенства, торможение экономики и многие другие. Из этого следует, что проблема бедности острая, и ее необходимо решать в первоочередном порядке. Существуют несколько методов, используемых разными странами: введение прожиточного минимума, исходя из которого рассчитывается размер пенсий, контроль со стороны государства за соблюдением законности при выплате заработной платы работникам, а также установление минимального размера оплаты труда, выплата различных пособий, жесткая ценовая политика, в первую очередь, на товары первой необходимости и т. д.

ОПИСАНИЕ И ОЦЕНКА МЕТОДА

В последние годы часто обсуждается такой метод решения проблемы бедности, как введение безусловного базового дохода (далее — ББД). Цель данного исследования — определить, что представляет ББД и провести анализ, с помощью которого можно оценить возможности внедрения ББД в РФ. Исходя из поставленной цели, были сформулированы следующие задачи: 1) уточнить определение ББД и выяснить причины его возникновения; 2) провести SWOT-анализ ББД; 3) изучить опыт внедрения ББД в мировой практике; 4) выделить особенности внедрения базового дохода на территории России; 5) на основании полученных данных сделать вывод о целесообразности осуществления такого социального проекта в нашей стране и предложить финансовую модель ББД с определением получателей и указанием источников финансирования.

Существует два подхода к технологии выплаты базового дохода. В первом случае базовый доход выплачивается полностью тем, у кого совсем нет дохода, и доплачивается тем гражданам, чей доход ниже значения базового дохода, во втором случае он выплачивается всем без исключения. В настоящей работе рассмотрен второй случай.

Безусловный базовый доход — это доход, который выплачивается ключевым политическим институтом (государством) всем гражданам без проверки степени нуждаемости и без требований выполнения работы на индивидуальном основании. Основной критерий базового дохода: он должен быть достаточным для того, чтобы индивиду больше не грозила бедность. Отличительная особенность ББД — данным видом дохода обеспечивается каждый житель страны вне зависимости от социального статуса, личных доходов, возраста и наличия места работы. Отсюда понятие — «безусловный».

В очередной раз идея внедрения ББД попала в категорию актуальных вследствие двух глобальных процессов: цифровизации экономики и роботизации производства. Эти процессы сопровождаются масштабным и неконтролируемым ростом безработицы. На фоне грядущей социальной перестройки снова возникла идея внедрения ББД для решения проблемы риска скачка бедности населения.

Похожие проекты ранее уже вводились в европейских странах для решения проблем, связанных с избытком рабочей силы. Можно проследить историю ситуации в XIX в., когда в Европе начался процесс экономической перестройки от феодализма к капитализму, и огромное количество людей остались без работы. Тогда государству/властям пришлось вмешаться и ввести меры денежной помощи бедным на безвозмездной основе — некая модификация базового дохода в то время.

Другая актуальная проблема — рост экономического неравенства, которое выражается в снижении уровня жизни большей части населения, особенно падением доходов среднего класса, и как следствие, снижением темпов роста мировой экономики. В современных реалиях, заработанная плата, которую человек получает за трудовую деятельность, растет крайне медленно в сравнении с доходами, получаемыми

за счет нетрудовой деятельности, таких как рента, доходы от финансовых активов и т. д. Данная диспропорция подхлестывает рост неравенства. Пока одни много и тяжело работают, другие, обладая пассивным доходом, получают «фору» и только масштабируют собственное состояние. Безусловный базовый доход нацелен хотя бы частично смягчить/нивелировать усиливающееся неравенство [1].

Более детально изучить сильные и слабые стороны ББД, а также оценить потенциальные возможности и риски поможет SWOT-анализ. SWOT — это модель анализа на базе матрицы с отражением сильных/слабых сторон и возможностей/рисков проекта. Традиционно она представлена в виде матрицы 2x2, в которой по горизонтали проводится разделение на внутренние и внешние факторы, а по вертикали на положительные и отрицательные (табл. 1).

Таблица 1

Матрица SWOT-анализа безусловного базового дохода

Сильные стороны Слабые стороны

Базовый доход эффективно решает проблему бедности Слабая стигматизация (навешивание социальных ярлыков) Простой механизм к выплате ББД Отсутствие необходимости в создании дополнительного органа для осуществления выплат ББД Низкие административные издержки Нет единого справедливого подхода, учитывающего все факторы при определении ББД Отсутствует критерий востребованности по категориям населения Не определены источники финансирования ББД

Возможности Риски

Уничтожение социально-экономического неравенства Способствование экономической и психологической стабильности Появление возможности посвятить время саморазвитию, поиску новой профессии, самореализации Рост случаев девиантного поведения Рост недовольства со стороны налогоплательщиков Риск дефицита бюджета Рост цен на товары и услуги

Составлено авторами по материалам исследования

Применение SWOT-анализа — достаточно дискуссионный вопрос. Сам принцип построения матриц в разрезе сильных и слабых сторон продукта/процесса принадлежит американским экономистам. Когда и кем впервые был задействован такой тип анализа, точно сказать нельзя, есть различные гипотезы на этот счет на разных источниках.

Рассмотрим элементы SWOT-анализа более подробно, чтобы сформировать общее представление о данном методе. Strengths — сильные стороны (S): конкурентные фактические преимущества продукта или процесса, уровень качества. Weaknesses — слабые стороны (W): факторы, препятствующие развитию продукта/процесса и зависящие от деятельности субъекта (владельца продукта/процесса). Opportunities — возможности (О): все аспекты, которые связаны с развитием продукта; явления, на которые владелец продукта не может повлиять напрямую, но может извлечь из них выгоду. Threats — угрозы (Т): все то, что зависит от мнения целевой аудитории продукта; обстоятельства, которые неизбежно происходят вне деятельности владельца продукта.

Предлагаем ознакомиться с моделью SWOT на конкретном применении в рамках внедрения ББД.

Начнем с сильных сторон ББД:

— базовый доход способен эффективно решить проблему бедности. С помощью него у каждого гражданина страны будут средства на удовлетворение основных, базовых потребностей, что автоматически вычеркивает его из списка бедных;

— слабая стигматизация, навешивание отрицательных социальных ярлыков. Не нужно будет доказывать, что ты живешь за чертой бедности, возможно, переступать через свою гордость и принципы, безусловный доход выплачивается всем, в независимости от социального положения;

— простой механизм в выплате ББД. Простота связана с тем, что нет никаких разделений на социальные категории, нет привязанности к доходу гражданина или его трудоустройству, каждый получает фиксированную сумму в определенный день;

— данный положительный аспект вытекает из предыдущего: если механизм простой, то правительству не нужно создавать дополнительный орган или структуру для осуществления выплат ББД, расчета сумм выплат и отслеживания доходов граждан, а это означает низкие административные издержки.

Среди слабых сторон стоит выделить:

— нет единого справедливого подхода, учитывающего ценовые, географические и другие факторы при определении ББД, то есть потребности граждан и затраты на их удовлетворение могут отличаться в зависимости от региона, что особенно актуально для нашей страны. Получается, что одинаковая сумма базового дохода несет в себе определенную несправедливость;

— отсутствует критерий востребованности по категориям населения. Людям, живущим за чертой бедности, безусловный доход действительно необходим, среднему классу он будет в качестве приятного дополнения к уже имеющемуся доходу, а те, кто зарабатывает миллионы в месяц, даже и не заметят, что государство им выплачивает этот самый базовый доход;

— в теоретической схеме не определены источники финансирования [2]. Столь масштабная социальная программа государства требует масштабных затрат из бюджета. К примеру, чтобы выплатить каждому гражданину РФ (по данным Росстата на 2021 г. население РФ — 146,2 млн чел.) по 11 тыс. руб. в месяц, в год понадобится 19 404 трлн руб. Для сравнения вся расходная часть федерального бюджета РФ на 2020 г. составляет 19 503 трлн руб. На сегодняшний день нет решения, откуда взять столь большие ресурсы, кроме как изменения налоговой политики в сторону увеличения налоговой нагрузки.

Говоря о возможностях, следует упомянуть:

— нивелирование сложившегося социально-экономического неравенства. Затрагивая социальное неравенство, стоит также упомянуть индекс Джини, который измеряет степень расслоения общества страны. Коэффициент может принимать значения от 0 до 1. Значение индекса, равное 0, соответствует абсолютному социально-экономическому равенству, а равное 1, — абсолютному социальному неравенству. Индекс Джини в России колеблется в районе 0,45. Внедрение ББД позволит приблизить индекс Джини к значению 0 [3]. Это будет возможно благодаря увеличению дохода бедного и среднего классов за счет ББД и снижению доходов высокообеспеченной группы населения в результате соответствующего увеличения налоговой нагрузки;

— улучшение эмоционального и психологического состояния граждан. Им больше не будет нужно переживать о том, чем кормить семью, где взять деньги и как попросту выжить. Базовый доход дает ответ на эти вопросы и предоставляет некую экономическую и психологическую стабильность; снижение уровня криминала. Благодаря эмоциональной и экономической стабильности, у людей снимается вопрос о выживании любыми способами. Сократится количество отчаявшихся людей, убивающих и ворующих ради выживания; повысится общий уровень финансовой независимости граждан;

— у граждан появятся возможность и время на поиск новой, лучше оплачиваемой, работы, на саморазвитие, повышение квалификации и получение высшего образования, то есть у граждан появится время на себя вместо того, чтобы тратить его на тяжелую или плохо оплачиваемую работу.

При анализе рисков мы выделили четыре, на наш взгляд, основных:

— рост случаев девиантного (отклоняющегося от общепризнанных норм) поведения: тунеядства (будут люди, которые перестанут работать, утратив стимул после получения ББД), алкоголизма и наркомании (полученные деньги в виде базового дохода некоторыми гражданами будут потрачены на алкоголь или наркотики);

— риск недовольства со стороны налогоплательщиков. Увеличение процентной ставки или введение новых налогов не будет выгодно для достаточно обеспеченных людей, им не захочется «кормить других» за счет своих средств;

— риск дефицита бюджета. Большие расходы на выплату базового дохода без новых источников поступления денег в бюджет могут привести к чрезмерному увеличению дефицита бюджета и значительному увеличению госдолга;

— рост цен на товары и услуги. С ростом доходов населения и улучшением уровня жизни могут вырасти цены на товары и услуги. Без должного регулирования со стороны государства, это может привести к различным негативным последствиям.

ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБЗОР

Идея безусловного базового дохода на мировой арене становится объектом дискуссий и экспериментов. Один из последних экспериментов проходил в Финляндии в 2017—2018 г. Двум тысячам человек среди случайно отобранных безработных граждан предоставили возможность ежемесячно получать

от государства минимальный базовый доход в размере 560 евро вместо пособия по безработице. При этом гражданам была предоставлена возможность дополнительно зарабатывать к этой сумме столько, сколько они захотят. Результат эксперимента показал, что граждане, получающие такого рода поддержку со стороны государства, чувствовали себя более счастливыми и уверенными. Возможности, которые открыл перед ними ББД, способствовали тому, что люди начали изучать новые профессии, пробовать себя в различных проектах без риска стать банкротами. Но итоги проведенного экспериментального исследования введения ББД никак не отразились на рынке труда Финляндии, хотя в среднем участники этого проекта работали на 6 дней в году больше, чем стандартный гражданин [4].

В Швейцарии в 2016 г. прошел референдум о введении ББД. Каждому взрослому жителю страны предлагалось выплачивать 2 600 долл. США, каждому ребенку — четверть от этой суммы. Предполагалось, что те жители страны, чей доход выше гарантированного минимума, ничего не будут получать от государства, при этом той части населения, чьи доходы ниже прожиточного минимума, государство будет доплачивать недостающую до минимума сумму, и эта сумма не будет облагаться налогами. Это второй формат базового дохода, о котором было сказано выше, и который выходит за рамки предмета данного исследования.

Отметим, что 77 % швейцарцев проголосовали против ББД, так как большей части населения предлагали стать «донорами» для той части граждан, чьи доходы были ниже установленного ББД. Отказ весомой доли граждан был вполне аргументирован. Швейцария — одна из богатейших стран мира со средним доходом на человека 6700 долл. США. Швейцарцы платят высокие налоги, при этом жизнь в стране довольно дорогая. Базовый доход, обсуждавшийся на референдуме, должен был составить около 56 % от среднего дохода по стране. Так как Швейцария — страна с весьма низким социальным неравенством, базовый доход распространился бы только для 3,5 % безработных граждан. Таким образом, ББД подходит странам с высоким уровнем социального неравенства, в реалиях Швейцарии он был бы неуместен. Правительство страны подсчитало, что на выплату ББД всем гражданам потребовалось бы 157 млрд долл. США, это привело бы к увеличению налогов примерно в 1,5 раза.

Схема, предложенная в Швейцарии, отличалась от рассматриваемого понимания ББД, и была больше похожа на предложение Милтона Фридмана о негативном подоходном налоге: тем, чьи доходы ниже минимума, начислять отрицательный подоходный налог. В случае, если необлагаемый минимум/доход составляет 500 долл. США, а доход гражданина — 300 долл. США, то при ставке отрицательного подоходного налога в 50 % человеку начислялось бы к его 300 долл. США еще 100 долл. США. Такой вид налога ведет к снижению доходов тех, кто богаче определенного уровня и повышению доходов бедных. Разница между ББД и отрицательным подоходным налогом в том, что первый подход требует большого налогового перераспределения в отличие от отрицательного подоходного налога [5].

Еще одна интересная попытка введения универсальных денежных выплат была реализована в Иране. Правительство действующего на тот период президента Махмуда Ахмадинежада приняло решение ликвидировать субсидии на хлеб, электроэнергию и бензин, совокупная стоимость которых в год составляла 50—60 млрд долл. США, и заменить их индивидуальными денежными выплатами каждые два месяца в размере приблизительно 70—80 долл. США. Право на такой тип выплат имели все граждане Ирана, но определенная часть (19 % — богатые иранцы) добровольно отказалась. Итоги эксперимента Ирана: программу приостановили в следствии нехватки бюджетных средств на ее реализацию [6].

АНАЛИЗ РЫНКА

Если проанализировать возможности применения ББД в РФ, то мы столкнемся с несколькими особенностями, которых нет у других, упомянутых выше стран.

Численность населения. В России на сегодняшний день население составляет 146,2 млн чел. Для сравнения, в Швейцарии проживает 8,7 млн чел., в Финляндии — 5,5 млн чел., а в Иране — практически 84 млн чел. Более многочисленное население требует большего объема средств для выплат. При этом растут как прямые затраты (на выплату), так и косвенные (на администрирование и контроль) (см. рис. 1).

Различия в площади территории, климате и географическом положении отдельных регионов. Отсюда следует, что будут отличаться и потребности их населения. Гражданину, проживающему в южном регионе, не придется думать об отоплении и теплой зимней одежде, в то время как для жителя Якутии потребность в тепле — обыденность и базовая потребность.

120 -

90 -

60 -

30 -

450

150 -, Существенные различия в ценах

на одинаковые продукты в разных регионах. На рисунке 2 для примера приведена стоимость 1 кг помидоров: в Омске — 116,9 руб., в Краснодаре — 126,8 руб., в Москве — 160,8 руб., в Анадыре - 424,4 руб. [8]. Отсюда следует, что размер БДД в РФ должен быть дифференцирован в привязке к региональным особенностям.

Текущее состояние экономики страны. Сегодня Россия не готова к применению ББД на своей территории.

Финляндия Швейцария Иран Россия У нас нет подходящей налоговой

Источник■ [7] политики, нет устойчивой системы,

Рис. 1. Абсолютное количество населения в странах на начало 2021 г. нет достаточного уровня цифрови-

зации и автоматизации производства, чтобы в экстренном порядке реагировать на резкий скачок безработицы.

Менталитет. Есть вероятность, что достаточно большое количество людей будет просто сидеть дома, не работать, не развиваться, а просто получать ББД. Кроме того, многие могут тратить выделенные деньги на алкоголь. Такие иждивенцы общества могут стать серьезной проблемой и причиной негодования людей, работающих и уплачивающих налоги.

РЕЗУЛЬТАТЫ

На основании проведенного исследования можно сделать вывод о том, что ББД достаточно эффективный метод борьбы с бедностью, заслуживающий внимания. Возможно, в данный момент общество не готово к этому методу, но при должной подготовке он поможет решить проблему бедности в России.

Как мы уже упоминали, у ББД есть недостатки или, как они обозначены в SWOT-анализе, слабые стороны и риски. Поэтому мы считаем необходимым обсудить несколько мер, которые помогут снизить риски и сгладить недостатки.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Построить и апробировать математическую модель, которая будет учитывать ценовую дифференциацию и географическое положение регионов.

Для этого предлагается суммировать ББД из средних цен на товары и услуги потребительской корзины в субъекте и надбавки в 20 % от этой суммы на определенные/прочие расходы:

300

о н

и

150

I I

Краснодар

Анадырь

Источник: [8]

Рис. 2. Цена на продовольственный продукт в странах на 2021 г.

ББД

на человека

= 1,2К

(1)

где К — стоимость годовой потребительской стоимости корзины в ¿-м субъекте РФ, в котором проживает получатель.

При суммировании ББД по численности населения в каждом субъекте РФ получим формулу расчета бюджета Н, необходимого для выплаты ББД в РФ:

н = К

и.

(2)

Источники финансирования ББД

с N

ФСС

V

с

НДФЛ

ч У

ББД - безусловный базовый доход; ФСС РФ - Фонд социального страхования Российской Федерации; ФБ - федеральный бюджет; НДФЛ -налог на доход физических лиц

Составлено авторами на основе исследования

Рис. 3. Основные источники обеспечения выплат базового дохода

где п — численность населения г-го субъекта РФ (всего таких субъектов 85).

Заметим, что определение размера ББД на основе «потребительской корзины» не является единственно возможным приемом.

2. Рассмотреть в качестве института финансирования Фонд социального страхования (ФСС) (рис. 3).

Этот выбор объясняется тем, что ББД

предназначен для поддержания социальной стабильности через материальное обеспечение граждан. С введением ББД необходимо будет инвентаризировать и пересмотреть множество ныне существующих мер социальной защиты: пособия, социальные пенсии, монетизированные социальные льготы и т. п. Определенная часть этих выплат должна быть отменена вместе с введением ББД, и вместе с тем потребуется увеличение ставок страховых взносов по социальному страхованию, причем значительное увеличение [9]. Повышение налогов всегда вызывает недовольство налогоплательщиков, получение базового дохода только отчасти снизит недовольство налогоплательщиков увеличением ставки НДФЛ. Очевидно, что повышения налоговой ставки НДФЛ избежать не удастся, потребуется увеличение основной ставки как минимум в 1,5 раза [10]. Полученные за счет увеличения НДФЛ дополнительные доходы следует направить на выплату ББД. Стоит отметить, что помимо НДФЛ, реформа, скорее всего, затронет и другие виды налогов. Введение ББД не предполагает сокращения трудовых пенсий, так как они имеют разные источники и механизмы финансирования [11]. Одновременное получение и пенсий, и ББД положительно скажется на платежеспособном спросе пожилого населения, удастся избежать резкого падения материального уровня в момент выхода на пенсию и, как следствие, общего роста платежеспособности населения. Возникнет фактор, способствующий росту валового внутреннего продукта страны.

3. Не устанавливать ограничения для субъектов получения ББД.

Как отмечено выше, рассматриваемый базовый доход подразумевает безусловный характер, то есть каждый гражданин должен иметь право на его получение.

4. Правительство должно осуществлять постоянный мониторинг цен на товары и услуги, входящие в потребительскую корзину, на базе которой рассчитывается размер ББД, чтобы вовремя проводить его индексацию.

Во многих странах идея ББД уже сейчас работает как часть предвыборной экономической программы различных кандидатов. В частности, в России в 2021 г. планировалось внесение в Государственную Думу проекта закона «О справедливом базовом доходе», предусматривающего поэтапное выполнение программы по обеспечению каждого жителя страны базовым доходом в размере 10 тыс. руб. с момента рождения без каких-либо условий [12]. Однако пока эту идею в нашей стране признали неактуальной.

ВЫВОДЫ

Безусловный базовый доход имеет серьезные основания стать вероятным будущим для развитых стран, поскольку при быстром развитии цифровизации и роботизации, высока вероятность, что все большая часть людей останется без работы, а значит может увеличиться количество потенциальных бедных. Безусловный базовый доход способен частично решить проблему бедности, что в принципе не исключит проблему занятости.

Безусловный базовый доход — многофакторная категория, которую еще придется глубоко исследовать, прорабатывать и моделировать. В настоящее время остаются открытыми и дискуссионными вопросы о подходах к определению субъектов целевой группы получателей и размера безусловного базового дохода, методах формирования источников финансирования безусловного базового дохода, долгосрочных социально-экономических последствиях.

Библиографический список

1. Фаллико А. Неолиберальная экономическая модель и социальное неравенство. Эксперт. 2020;5(1149). https://expert. ru/expert/2020/05/neoliberalnaya-ekonomicheskaya-model-i-sotsialnoe-neravenstvo/ (дата обращения: 21.03.2022).

2. Королёва А. Социальное казначейство обеспечит россиянам адресную помощь. Эксперт. https://expert. ru/2021/07/20/sotsialnoye-kaznacheystvo-obespechit-rossiyanam-adresnuyu-pomosch/ (дата обращения: 23.03.2022).

3. Федеральная служба государственной статистики. Демография. Численность и состав населения.. https://rosstat.gov.ru/ folder/12781 (дата обращения: 23.03.2022).

4. Погребняк М. Базовый доход в Финляндии оказался неэффективным. Коммерстантъ. https://www.kommersant.ru/ doc/3888159 (дата обращения: 24.03.2022).

5. Грозовский Б. Минимальный базовый доход: почему граждане Швейцарии отказались получать $2600 в месяц. Esquire. https://esquire.ru/articles/8462-grozovsky/#part0 (дата обращения: 24.03.2022).

6. Смирнов А. Безусловный базовый доход: светлое будущее или самообман? Вольная Экономика. http://freeconomy.ru/ themes/modeK-razvitiya/bezuslovnyj-bazovyj-dohod-svedoe-budushhee-ili-samoobman.html (дата обращения: 24.03.2022).

7. Nonews. Рейтинг стран по населению. https://nonews.co/directory/lists/countries/population (дата обращения: 25.03.2022).

8. ЕМИСС государственная статистика. Средние потребительские цены (тарифы) на товары и услуги. https://wwwfedstat.ru/ indicator/31448 (дата обращения: 25.03.2022).

9. Российская Федерация. Налоговый кодекс Российской Федерации часть 2 от 05.08.2000 г. № 117-ФЗ. Глава 23, глава 34. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28165/ (дата обращения: 27.03.2022).

10. Якушова А., Стогней А. Предвыборный пиар или повышение налогов: почему Медведев заговорил о безусловном доходе. The bell. https://thebell.io/predvybornyj-piar-ili-povyshenie-nalogov-pochemu-medvedev-zagovoril-o-bezuslovnom-dohode (дата обращения: 27.03.2022).

11. Пенсионный фонд РФ. Годовой отчет ПФР за 2020 год. https://pfr.govm/files/id/press_center/godovoi_otchet/ godotch_2020.pdf (дата обращения: 27.03.2022).

12. Миронов С. Для базового дохода потребуется 17,5 трлн — второй бюджет страны. Эксперт. https://expert. ru/2021/06/18/bezuslovniy-bazoviy-dokhod-kogda-nibud-no-ne-teper/ (дата обращения: 27.03.2022).

References

1. Fallico A. The Neoliberal Economic Model and Social Inequality. Expert. 2020;5(1149). https://expert.ru/expert/2020/05/ neoliberalnaya-ekonomicheskaya-model-i-sotsialnoe-neravenstvo/ (accessed 21.03.2022).

2. Koroleva A. Social Treasury will provide Russians with targeted assistance. Expert. https://expert.ru/2021/07/20/sotsial-noye-kaznacheystvo-obespechit-rossiyanam-adresnuyu-pomosch/ (accessed 23.03.2022).

3. Federal State Statistics Service. Demography. Population and composition. https://rosstat.gov.ru/folder/12781 (accessed 23.03.2022).

4. Pogrebnyak M. Basic income in Finland was ineffective. Kommersant. https://www.kommersant.ru/doc/3888159 (accessed 24.03.2022).

5. Grozovsky B. Minimum basic income: why Swiss citizens refused to receive $ 2600 per month. Esquire. https://esquire.ru/ articles/8462-grozovsky/#part0 (accessed 24.03.2022).

6. Smirnov A. Unconditional basic income: a bright future or self-deception? The Free Economy Journall. http://freeconomy. ru/themes/modeli-razvitiya/bezuslovnyj-bazovyj-dohod-svetloe-budushhee-ili-samoobman.html (accessed 24.03.2022).

7. Nonews. Ranking of countries by population. https://nonews.co/directory/lists/countries/population (accessed 25.03.2022).

8. EMISS Government Statistics. Average consumer prices (tariffs) for goods and services. https://www.fedstat.ru/indicator/31448(ac-cessed 25.03.2022).

9. Russian Federation. Tax Code of the Russian Federation part 2 of 05.08.2000 No. 117-FZ. Chapter 23, Chapter 34. http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28165/ (accessed 27.03.2022).

10. Yakushova A., Stogniy A. Pre-election PR or tax increase: why Medvedev talked about unconditional income. The belL https:// thebell.io/predvybornyj-piar-ili-povyshenie-nalogov-pochemu-medvedev-zagovoril-o-bezuslovnom-dohode (accessed 27.03.2022).

11. Pension Fund of the Russian Federation. RPF Annual Report 2020. https://pfr.gov.ru/files/id/press_center/godovoi_otchet/ godotch_2020.pdf (accessed 27.03.2022).

12. Mironov S. Basic income will require 17.5 trillion — the second budget of the country. Expert. https://expert.ru/2021/06/18/ bezuslovniy-bazoviy-dokhod-kogda-nibud-no-ne-teper/ (accessed 27.03.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.