Научная статья на тему '"БЕЗОПАСНЫЙ ГОРОД" В РЕГИОНАХ МИРА: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ С РОССИЙСКОЙ КОНЦЕПЦИЕЙ'

"БЕЗОПАСНЫЙ ГОРОД" В РЕГИОНАХ МИРА: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ С РОССИЙСКОЙ КОНЦЕПЦИЕЙ Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
646
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЛЕКСНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / БЕЗОПАСНЫЙ ГОРОД / ОБЩЕСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / БЕЗОПАСНОСТЬ СРЕДЫ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПРАВОПОРЯДОК

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Колеганов Сергей Викторович, Кувшинов Дмитрий Леонидович, Пигина София Васильевна, Федотов Андрей Витальевич, Щедров Иван Юрьевич

В статье рассматривается опыт различных стран в области обеспечения безопасности в городах в рамках построения систем “safe city” («безопасный город»), аналогичных действующему российскому аппаратно-программному комплексу «Безопасный город» (АПК «Безопасный город»). Цель исследования - определить преимущества и недостатки российской концепции в сравнении с международной практикой построения схожих систем. Анализ показывает, что в большинстве стран происходит активная, но фрагментарная реализация отдельных функциональных блоков либо подсистем «Безопасного города». На сегодняшний день ни в одной стране мира нет программ, которые были бы сопоставимы с российским «Безопасным городом» по спектру контролируемых рисков и угроз и составу участников взаимодействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Колеганов Сергей Викторович, Кувшинов Дмитрий Леонидович, Пигина София Васильевна, Федотов Андрей Витальевич, Щедров Иван Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“SAFE CITY” IN THE WORLD REGIONS: COMPARATIVE ANALYSIS WITH THE RUSSIAN CONCEPT

The article examines the experience of various countries in the field of ensuring security in cities within the framework of building “safe city” systems, similar to the current Russian hardware and software complex “Safe City “(HSC “Safe City”). The purpose of the study is to determine the advantages and disadvantages of the Russian concept in comparison with the international practice of building similar systems. The analysis shows that in most countries there is an active, but fragmentary implementation of the “Safe City” individual functional blocks or subsystems. To date, there are no programs in any country in the world that would be comparable to the Russian “Safe City” in terms of the range of controlled risks and threats and the composition of participants in interaction.

Текст научной работы на тему «"БЕЗОПАСНЫЙ ГОРОД" В РЕГИОНАХ МИРА: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ С РОССИЙСКОЙ КОНЦЕПЦИЕЙ»

/56 "Civil SecurityTechnology", Vol. 18, 2021, No. 3 (69) УДК 614.8:004.021

Safety in emergencies

«Безопасный город» в регионах мира: сравнительный анализ с российской концепцией

ISSN 1996-8493

© Технологии гражданской безопасности, 2021

C.B. Колеганов, Д.Л. Кувшинов, C.B. Пигина, A.B. Федотов, И.Ю. Щедров

Аннотация

В статье рассматривается опыт различных стран в области обеспечения безопасности в городах в рамках построения систем "safe city" («безопасный город»), аналогичных действующему российскому аппаратно-программному комплексу «Безопасный город» (АПК «Безопасный город»). Цель исследования — определить преимущества и недостатки российской концепции в сравнении с международной практикой построения схожих систем. Анализ показывает, что в большинстве стран происходит активная, но фрагментарная реализация отдельных функциональных блоков либо подсистем «Безопасного города». На сегодняшний день ни в одной стране мира нет программ, которые были бы сопоставимы с российским «Безопасным городом» по спектру контролируемых рисков и угроз и составу участников взаимодействия.

Ключевые слова: комплексная безопасность; безопасный город; общественная безопасность; безопасность среды жизнедеятельности; правопорядок.

"Safe city" in the World Regions: Comparative Analysis with the Russian Concept

ISSN 1996-8493

© Civil Security Technology, 2021

S. Koleganov, D. Kuvshinov, S. Pigina, A. Fedotov, I. Shchedrov

Abstact

The article examines the experience of various countries in the field of ensuring security in cities within the framework of building "safe city" systems, similar to the current Russian hardware and software complex "Safe City "(HSC "Safe City"). The purpose of the study is to determine the advantages and disadvantages of the Russian concept in comparison with the international practice of building similar systems. The analysis shows that in most countries there is an active, but fragmentary implementation of the "Safe City" individual functional blocks or subsystems. To date, there are no programs in any country in the world that would be comparable to the Russian "Safe City" in terms of the range of controlled risks and threats and the composition of participants in interaction.

Key words: complex security; safe city; public safety; safety of the environment; law and order.

3.08.2021

Безопасность в чрезвычайных ситуациях «Технологии гражданской безопасности», том 18, 2021, № 3 (69)

Комфортная городская среда подразумевает не только доступность городской инфраструктуры, но и обеспечение базового чувства защищенности, а именно — потребности населения в безопасности. Для достижения этой цели в России сформулирована уникальная по своему масштабу Концепция построения и развития аппаратно-программного комплекса «Безопасный город», утвержденная распоряжением Правительства РФ, от 03.12.2014 г. № 2446-р. Аппаратно-программный комплекс «Безопасный город» (АПК «Безопасный город») — совокупность существующих и перспективных федеральных, региональных, муниципальных и объектовых автоматизированных систем на местном уровне, объединенных для решения задач в сфере обеспечения защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера, общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания, а также взаимодействующих с ними автоматизированных систем в рамках единой региональной информационно-коммуникационной инфраструктуры.

Наиболее близкой по идеологии и смыслу с «Безопасным городом» является концепция «умного города». В определении «умных» устойчивых городов, разработанном Оперативной группой по «умным» устойчивым городам в 2015 году, «умный» устойчивый город — это инновационный город, использующий информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) и другие средства для повышения уровня жизни, эффективности деятельности и услуг в городах, а также конкурентоспособности при обеспечении удовлетворения потребностей настоящего и будущих поколений в экономических, социальных, культурных и природоохранных аспектах [8].

Исходя из определения «Безопасного города», не вытекает однозначного понимания, является ли он частью «умного», ограниченного сферой обеспечения «безопасности», либо «умный город» является дополнением или расширением «Безопасного города», ориентированным на реализацию функций управления и доведения цифровых сервисов до потребителей — населения. Отсутствие четкого понимания различий в концепциях характерно для большинства регионов мира, что обусловливает фрагментарность внедрения аппаратно-программных комплексов.

В США некоторые вопросы обеспечения безопасности жизнедеятельности включены в концепцию «умного города». Однако правительство делает упор на повышение экономического потенциала городской инфраструктуры, создание комфортной городской среды. Автоматизированные и интеллектуальные системы, аналитика данных в области реагирования на кризисные ситуации и происшествия не имеют под собой отдельного концептуального основания. В практической плоскости это проявляется в децентрализации информационных потоков в предметной области. Например, власти Лос-Анджелеса предоставляют разработчикам мобильных приложений информацию о состоянии инфраструктуры, связанной с транспортной безопасностью. Пожарная служба Нью-Йорка использует анализ данных (7500 факторов) для определения зданий,

которые наиболее подвержены крупным пожарам [6]. США применяют подобные технологии только в 40 городах, что составляет менее 4% от общемирового количества проектов. Американские аналитические центры ежегодно составляют список городов по уровню безопасности. Однако американский подход не предполагает существования единого понятия «комплексная безопасность».

Европейские страны также проводят политику включения вопросов безопасности в собственные проекты «умных городов» в соответствии с концепциями устойчивого развития ООН, как это происходит во Франции [5] и Финляндии, где развернута автоматизированная система обеспечения безопасности ERICA [8]. Европейские страны строят системы «безопасного города» исключительно на муниципальном уровне, чтобы избежать критики национального правительства со стороны СМИ и общественности (например, в Чешской Республике [1] и Великобритании [2]).

Во избежание репутационных рисков большинство европейских стран оставляет вопрос введения и реализации систем обеспечения общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды жизнедеятельности на откуп Европейской комиссии и подконтрольным ей институтам — в частности, Европейскому центру кризисного реагирования. Наиболее четко эта тенденция прослеживается в Испании, где практически полностью отсутствуют национальные системы обеспечения безопасности, и Германии, которая в концептуальной разработке инициатив «безопасных—умных городов» руководствуется общими проектами и инициативами ЕС (например, Европейской инициативой по «умным городам» 2010 г.).

В КНР слово «безопасный» в словосочетании «безопасный город» (кит. ТйМ^) более точно переводится как «благополучный и безопасный», что подразумевает равнозначность обеспечения безопасности и социального благополучия. На концептуальном уровне строительство «безопасных городов» представляется как часть строительства «безопасного Китая». «Безопасный Китай» — масштабная цель, которая охватывает все сферы благополучия граждан [14]. Однако эти концепции не являются конкретными планами, программами или стратегиями. Основой для строительства «безопасных городов» выступают проекты систем видеонаблюдения за общественной безопасностью, появившиеся в первой половине 2000-х гг. и реализующиеся на местах. Китайская концепция «безопасных городов» представляет собой мероприятия по построению этих систем мониторинга на местном уровне, и попытки объединить эти системы в общую сеть с единой базой данных. На общенациональном уровне такой интеграции пока не существует.

В Сингапуре также отсутствует отдельное понимание «безопасного города». Концепция Сингапура «Smart Nation» («Умная Нация») заключается в тесном переплетении «безопасного» и «умного» города и направлена в основном на повышение уровня жизни людей за счет цифровизации городских услуг. Чтобы избежать фрагментации системы, было создано единое

межведомственное агентство, ставшее ключевым звеном в контроле за исполнением инициатив,—группа по реализации проектов «Умная нация» и «Цифровое правительство». Три основные задачи инициативы «Smart Nation»: стимулирование экономического развития за счет ускорения цифровизации и стимулирования инноваций, решение муниципальных проблем за счет создания «цифрового правительства»; создание единого сообщества—повышение цифровой грамотности населения и создание чувства единения и принадлежности к одному сообществу у жителей Сингапура; расширение доступа к цифровым услугам. Для реализации цифровой трансформации власти Сингапура выполняют несколько стратегических проектов. В частности, создается Национальная цифровая система идентификации. Это бесшовная (единая) экосистема, позволяющая пользователям безопасно и быстро взаимодействовать с правительством и частными организациями на основе единого «цифрового паспорта». Правительство запустило ряд проектов, направленных на развитие городской цифровой инфраструктуры. Например, проект сбора и обработки информации в режиме реального времени Smart Nation Sensor Platform («Платформа Датчиков программы «Умная Нация») включает в себя умные счетчики воды, умные городские столбы, кнопки персонального оповещения, которые носятся на одежде и др. Целью проекта Smart Urban Mobility («Интеллектуальная Система Городской Мобильности») является сокращение нагрузки на транспортную инфраструктуру и повышение удобства общественного транспорта.

В странах Южной Азии отсутствует единый подход к определению «безопасного города», что обусловливает фрагментарность реализации его функциональных блоков и подсистем. С 2015 года в пакистанском Лахоре в ограниченном формате реализуется проект «Безопасного города». Идентичный проект существует в Исламабаде. Основные его функции сводятся к: управлению дорожным движением при помощи "smart system" (полицейское управление дорожными сигналами, автоматическое распознавание номеров, система фотофиксации нарушений, система мониторинга времени в пути с помощью мобильного приложения Rasta, служба оповещения на дорогах), реагированию на экстренные вызовы (система реагирования полицейского патруля «Дельфин») и противодействию преступности (8000 камер видеонаблюдения). С 2019 года в соответствии с Законом провинции Синд о Службе «Safe City» («Безопасный город») начались работы по созданию в пакистанском городе Карачи подобной системы, включающей установку 10 тыс. скрытых камер наблюдения [7].

С 2019 года правительство Бангладеш запустило проект Safe City («безопасный город») в столице — Дакке, в рамках реализации которого будет установлено до 16 тыс. камер видеонаблюдения [3]. Системы видеонаблюдения планируется построить и в городе Читтагонг Полиция также выполняет проект «Цифровой системы мониторинга города Дакка», в рамках которого определяется ряд криминогенных точек, точек движения трафика и контрольно-пропускных пунктов для

наблюдения из диспетчерской. В стране используется единый номер для вызова экстренных служб — «999».

В 2018 г. Министерство внутренних дел Индии инициировало программу Safe City («Безопасный город»), целью которой является повышение безопасности женщин в общественных местах. Первоначально программа была запущена в 8 городах, среди которых: Дели, Мумбаи, Калькутта, Лакхнау, Ченнаи и др. Лакхнау стал первым городом, завершившим проект в ноябре 2018 г В рамках программы устанавливаются видеокамеры (в том числе в общественном транспорте), используется система автоматического считывания номерных знаков (ANPR). В городах создаются специальные подразделения полиции, кроме того, линия экстренной помощи для женщин была интегрирована с единым номером экстренной службы «112».

В большинстве стран Ближнего Востока существуют лишь отдельные элементы, связанные с системой комплексного обеспечения безопасности среды жизнедеятельности. Так, власти Алжира используют сеть видеокамер для мониторинга общественной безопасности и борьбы с преступностью; в настоящее время семь крупных городов Алжира покрыты обширной городской системой видеонаблюдения [4]. В Египте присутствует довольно обширная система видеонаблюдения. Одним из элементов системы является национальная диспетчерская служба, которая осуществляет прием и обработку сообщений граждан о возникновении происшествий и нарушении правопорядка через единый номер «122».

В городах Саудовской Аравии установлено большое количество камер, что позволяет силам гражданской обороны контролировать потоки людей. Подобная технология применяется в Мекке и Медине, в столице — Эр-Рияде. Кроме того, государственные органы собирают информацию для анализа дорожной ситуации, фиксирования нарушений, поиска преступников. В Иране не существует единого подхода к вопросу комплексной безопасности на национальном уровне, однако существуют отдельные подсистемы «безопасного города» на уровне муниципалитетов, например, в городе Мешхеде, провинция Хорасан-Резави, система управления кризисными ситуациями которого прежде всего направлена на предупреждение землетрясений. В режиме реального времени она получает данные о сейсмической активности и оценивает максимальное ускорение грунта PGA в различных частях города на основе моделирования и геотехнических характеристик почвы.

В понятие «безопасный город» в Израиле входит как внедрение высокотехнологичных систем безопасности, так и «умное» планирование городов. Основной задачей программы является обеспечение безопасности в городах и городских агломерациях, а также мобильного функционирования городских систем.

Отсутствие четкого разграничения сфер практической деятельности является проблемой не только в России, но и в мировом масштабе, поскольку ни в одном нормативном или концептуальном документе не дано определение «безопасности», так как «безопасность»,

Безопасность в чрезвычайных ситуациях «Технологии гражданской безопасности», том 18, 2021, № 3 (69)

/59

Таблица

Число функциональных подсистем, не реализованных / реализованных частично на национальном уровне

Страна Безопасность населения и муниципальной (коммунальной) инфраструктуры Безопасность на транспорте Экологическая безопасность Координация работы служб и ведомств

США 42 30 6 21

Великобритания 14 12 0 13

КНР 4 24 7 9

Сингапур 0 1 0 0

с одной стороны, подразумевает гарантии комфортного проживания, т.е. включает сферу практической деятельности «умного» города, а с другой — традиционно ограничивается вопросами обеспечения общественной безопасности и правопорядка.

Согласно определению толкового словаря русского языка С. И. Ожегова безопасность — это «состояние, при котором не угрожает опасность, есть защита от опасности». Это определение находится на стыке различных научных дисциплин и отраслевых направлений, что приводит к различному толкованию через призму различных процессов, явлений, событий в конкретной отрасли экономики. Это подтверждается примерами из действующих нормативных актов [11, 12, 13, 14].

Несмотря на разнообразие определений, под «безопасностью» понимаются практически однородные и идентичные по смыслу процессы, явления и события. Единственным инвариантом является сфера практической деятельности АПК «Безопасный город», которая включает в себя все области обеспечения безопасности населения и территорий: транспортную, экологическую, безопасность населения, городской и коммунальной инфраструктуры.

В соответствии с Концепцией построения и развития аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» главной ее целью является повышение общего уровня общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания за счет существенного улучшения координации деятельности сил и служб, ответственных за решение этих задач, путем внедрения на базе муниципальных образований (в соответствии с едиными функциональными и технологическими стандартами) комплексной информационной системы, обеспечивающей прогнозирование, мониторинг, предупреждение и ликвидацию возможных угроз, а также контроль устранения последствий кризисных ситуаций и правонарушений с интеграцией под ее управлением действий информационно-управляющих подсистем дежурных, диспетчерских, муниципальных служб для их оперативного взаимодействия в интересах муниципального образования [10].

Основными задачами построения и развития «Безопасного города» в Российской Федерации являются: формирование коммуникационной платформы для органов государственной власти всех уровней с целью устранения рисков обеспечения общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды жизнедеятельности на базе межведомственного взаимодействия; разработка

единых функциональных и технических требований к аппаратно-программным средствам, ориентированным на идентификацию потенциальных точек уязвимости, прогнозирование, реагирование и предупреждение угроз обеспечения безопасности муниципального образования; обеспечение информационного обмена на федеральном, региональном и муниципальном уровнях через единое информационное пространство с учетом разграничения прав доступа к информации разного характера; создание дополнительных инструментов на базе муниципальных образований для оптимизации работы существующей системы мониторинга состояния общественной безопасности; построение и развитие систем ситуационного анализа причин дестабилизации обстановки и прогнозирования существующих и потенциальных угроз для обеспечения комплексной безопасности и комфорта населения.

Комплекс задач, решаемых АПК «Безопасный город» не имеет аналогов в мире. Можно утверждать, что концепции «безопасный город» и «умный город» применяются разными странами для решения одних и тех же комплексных долгосрочных проблем безопасности и устойчивого развития городской среды, которые в терминологии ООН получили название «умный устойчивый» город (smart sustainable city). Однако, фокусируясь на комплексе одних и тех же проблем устойчивого развития, концепции в зарубежных странах не объединяют их в единую сферу практической деятельности, по-прежнему рассматривая каждую проблему в отдельности и в соответствии с отраслевой (функциональной) принадлежностью. Как следствие, налицо фрагментарность существующих подходов к применению организационных, информационных, аналитических, прогнозных и иных методических, технических и технологических решений для обеспечения безопасности и устойчивого развития городов, которая усугубляется географической, экономической, политической, социальной спецификой стран, а также их накопленным научно-техническим потенциалом. На практике каждая из стран, более того, каждый город, реализует положения концепций не только по своему усмотрению, зачастую меняя фокус, но, что главное, вне единых стандартов международного информационного обмена.

Литература

1. Bezpecna Plzen. [Электронный ресурс] // URL: https://www. bezpecnaplzen.eu (дата обращения: 22.11.2020).

2. BGS. Command, Control, Communication and Information (C3i) Programme, UK. [Электронный ресурс] // URL: https://uk-bgs.

com/case-study/command-control-communication-programme/ (дата обращения: 21.11.2020).

3. Daily Bangladesh. Entire capital city coming under CCTV coverage. [Электронный ресурс] 27 August 2020 // URL: https://www.daNy-bangladesh.com/english/Entire-capital-city-coming-under-CCTV-coverage/49177 (дата обращения: 27.11.2020).

4. Qui sont les champions de la smart city à la française? // Comité 21. URL: http://www.comite21.org/docs/comite21-grandouest/nexity-lab-infographie-smart-city.pdf (дата обращения: 09.12.2020).

5. Report to the President. Technology and the Future of Cities // White House. [Электронный ресурс] // URL: https://www. whitehouse.gov/sites/whitehouse.gov/files/images/Blog/ PCAST%20Cities%20Report%20_%20FINAL.pdf (дата обращения: 14.11.2020).

6. Safe City Project, Sindh. Daily Pakistan [Электронный ресурс] // URL: https://en.dailypakistan.com.pk/25-0ct-2020/safe-city-project-cm-sindh-murad-directs-to-install-10-000-cameras-in-karachi (дата обращения 01.11.2020).

7. Turvallisuuskomitea, Turvallinen Suomi — Tietoja Suomen kokonaisturvallisuudesta. [Электронный ресурс] // URL: https://

turvaNisuuskomitea.fi/wp-content/uploads/2018/05/TurvaNinen-Suomi-laaja.pdf (дата обращения: 09.12.2020).

8. Задачи национальных органов общественной безопасности по интеграции видео- и графической информации и обмену ими. (кит.

9. Инструкции по оценке демонстрационных городов развития национальной безопасности (издание 2019 г). (кит. ВШ®^® М*ШШ№№ЯМ(2019№)).

10. Концепция построения и развития аппаратно-программного комплекса «Безопасный город», утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2014 г № 2446-р.

11. Федеральный закон «О полиции» от 7 февраля 2011 г № З-ФЗ.

12. Федеральный закон «О пожарной безопасности» от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ.

13. Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ.

14. Федеральный закон «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22 июля 2008 г. № 123-Ф3.

Сведения об авторах

Колеганов Сергей Викторович: Департамент образовательной и научно-технической деятельности МЧС России, нач. отд. перспективных технологий. 121352, Москва, ул. Давыдковская, 7. e-mail: s.koleganov@mchs.gov.ru SPIN-код: 2676-1470.

Кувшинов Дмитрий Леонидович: Московский государственный институт (университет) международных отношений, аспирант.

119454, Москва, просп. Вернадского, 76. e-mail: dimitrikuvshinov@gmail.com

Пигина София Васильевна: Московский государственный институт (университет) международных отношений, аспирант.

119454, Москва, просп. Вернадского, 76. e-mail: pigina.sofia@gmail.com

Федотов Андрей Витальевич: Московский государственный институт (университет) международных отношений, аспирант.

119454, Москва, просп. Вернадского, 76. e-mail: andvifed@gmail.com

Щедров Иван Юрьевич: Национальный центр информатизации (НЦИ), вед. аналитик проектной группы АПК «Безопасный город».

121059, Москва, Бережковская наб., 38, стр. 1. e-mail: ivanschedro@gmail.com

Information about authors

Koleganov Sergey V.: Department of Educational, Scientific and Technical Activities of the Ministry of Emergencies of Russia, Head of the Department of Advanced Technologies. 7, Davydkovskaya str., Moscow, 121352, Russia. e-mail: s.koleganov@mchs.gov.ru SPIN-scientific: 2676-1470.

Kuvshinov Dmitry L.: Moscow State Institute (University) of International Relations, Graduate Student. 76, Vernadsky avenue, Moscow, 119454, Russia. e-mail: dimitrikuvshinov@gmail.com

Pigina Sofia V.: Moscow State Institute (University) of International Relations, Graduate Student. 76, Vernadsky avenue, Moscow, 119454, Russia. e-mail: pigina.sofia@gmail.com

Fedotov Andrey V.: Moscow State Institute (University) of International Relations, Graduate Student. 76, Vernadsky avenue, Moscow, 119454, Russia. e-mail: andvifed@gmail.com

Shchedrov Ivan Yu.: National Center for Informatization, Leading Analyst of the project group of the agro-industrial complex "Safe City".

38, building 1, Berezhkovskaya nab., Moscow, 121059, Russia. e-mail: ivanschedro@gmail.com

Издания ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ)

Авторы, название URL

Акимов В.А. Общая теория безопасности жизнедеятельности в современной научной картине мира https://elibrary.ru/item.asp?id=36813168

Настольная книга руководителя гражданской обороны. Изд. 6-е, ак-туализ. и дополн. https://elibrary.ru/item.asp?id=35027110

Разумов В.В. и др. Масштабы и опасность наводнений в регионах России https://elibrary.ru/item.asp?id=35108092

Авдеева В. Г. и др. Развитие системы оказания помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях на современном этапе: опыт, проблемы, перспективы. https://elibrary.ru/item.asp?id=44621912

Мошков В.Б. и др. Тенденции развития пожарно-спасательной отрасли. Фотокнига https://elibrary.ru/item.asp?id=32458165

Сосунов И.В. и др. Проблемы защиты населения и территорий в чрезвычайных ситуациях в условиях современных вызовов и угроз: Справочное пособие https://elibrary.ru/item.asp?id=34969240

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.