Научная статья на тему 'Безопасность в информационно-телекоммуникационном пространстве'

Безопасность в информационно-телекоммуникационном пространстве Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
248
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ТЕЛЕКОММУНИКАЦИИ / ТЕХНОЛОГИЯ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Северцев Н.А., Бецков А.В.

В статье представлены общая концепция и методология развития информационной безопасности, которые могут быть использованы для обоснования моделей и математических методов в получении количественных показателей информационной безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Безопасность в информационно-телекоммуникационном пространстве»

Выводы. В результате исследования показателей работоспособности системы предложен ММ отказоустойчивости ядра сети IMS в телекоммуникационных сетях связи. На основе модели получены аналитические выражения, которые позволяют оценить

коэффициент сохранения эффективности, вероятность безотказной работы и вероятность работоспособности системы.

ЛИТЕРИАТУРА

1. Ибрагимов Б.Г., Мамедов Ш.М. Эффективность системы и сигнализации в мультисервисных сетях телекоммуникации. Баку, «Элм», 2015. - 220 с .

2. Нетес В.А. Основы теории надежности. МТУСИ. - М.:2014. - 74 с.

3.Ибрагимов Б.Г., Исаев Я.С., Ибрагимов Р.Ф. Повышения показателей надежности системы Softswitch/IMS при использовании эффективной стратегии восстановления // Труды Международного Симпозиума «Надежность и Качество», II-том. Пенза, ПГУ. 2017. - с.370-371

4.Юрьков Н.К. Технология производства электронных средств. Учебник.-СПб.:Изд-во «Лань», 2014. -480 С.

5.Ибрагимов Б.Г., Гасанов А.Г., Ибрагимов Р.Ф. Исследование отказоустойчивости системы сигнализации при использовании подсистемы IMS // Труды Международного Симпозиума «Надежность и Качество», II-том. Пенза, ПГУ. 2016. - с.43 - 45

6.Дикусар В. В., Кошька М., Фигура А. Методы повышения надежности спускаемого аппарата// Надежность и качество сложных систем. №4, 2017. - с.3-12

7. Пшеничников А.П. Теория телетрафика. Учебник для вузов. - М .: Горячая линия. - Телеком, 2017. - 212 с.

8. Полтавский А.В., Юрков Н.К., Нгуен З.Ф. Телекоммуникация сетевых систем на основе высотных платформы// Надежность и качество сложных. №1 (20), 2018. - с.46 -55.

Северцев Н.А., Бецков А.В.

ФИЦ РАН, Москва, Россия

Академия управления МВД России, Москва, Россия

БЕЗОПАСНОСТЬ В ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ

В статье представлены общая концепция и методология развития информационной безопасности, которые могут быть использованы для обоснования моделей и математических методов в получении количественных показателей информационной безопасности. Ключевые слова:

ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ, ТЕЛЕКОММУНИКАЦИИ, ТЕХНОЛОГИЯ, ЭФФЕКТИВНОСТЬ

барьеров, препятствующих немотивированное нанесение вреда другим живым веществам и самому себе. Последнее может проявляться, например, под воздействием восприятия и условий на подсознательном уровне "показательных убийств, разного рода жестокости", которыми основательно заполнен телевизионный экран и которые положены в основу многих компьютерных игр. Можно сделать вывод о том, что на смену физическому, экономическому и другим видам насилия пришло информационное насилие, это манипулирование сознанием людей, вторжение в их психику и внутренний мир. При помощи информационного насилия возможно изменение политической карты мира и сложившихся соотношений между геополитическими центрами мира. Одним из существенных эффектов информатизации стали информационные и психологические войны, несущие большую угрозу информационной безопасности страны. Психологические войны, в широком понимании, это борьба в духовной области в целом, универсальный способ воздействия на все составляющие общественного сознания.

Информационная война - это большая, эффективно действующая целостная система стратегий, которая направлена на достижение порабощения одними социальными группами, наделенными властью (элиты), других социальных групп. Эта война основана на неявном манипулировании сознанием. Информационная война имеет определенные методы, которые используют определенные средства, среди которых главными являются электронные средства массовой информации, функционирующие в глобальном безграничном информационном пространстве.

Исследование проблем национальной безопасности и ее главных систем, таких как социально-экономическая, военная, информационная, научно-образовательная, медико-биологическая, сельскохозяйственная, экологическая, транспортная на основе математического моделирования технологий создания и функционирования является жизненно важной проблемой на современном этапе. Особенно остро проблема безопасности стоит перед Российской Федерацией, которая подвергается мощному информационному воздействию со стороны США и ряда европейских стран.

Прежде, чем дать понятия и определения безопасности социально-экономической или социально-политической системы (СПС), рассмотрим схему внутренних и внешних воздействий на нее

В XXI веке мир переживает переход от индустриального общества к информационному. Фактически речь идет об информационной революции. В настоящее время информационный сектор эта информация, информационные услуги, компьютеризация растет быстрее, чем экономика в целом. Использование возможностей результатов информационно-телекоммуникационных технологий, рассматривается правящими элитами западных стран, как стратегическое направление превосходства в социально-экономической, политической, правоохранительной и военной сфер деятельности человека. Это приводит к необходимости не только решения частных вопросов обеспечения безопасности, но и исследования вопросов национальной безопасности. В настоящее время наблюдается смещение акцентов в представлениях безопасности на глобальный уровень. Кроме военно-политического аспекта безопасности выдвигаются социально-экономические, медико-биологические, научно-образовательные, информационные, экологические, сельскохозяйственные и другие системы (подсистемы), связанные с острыми проблемами государства.

К примеру, в докладе правительства США 2016 гола о плане развития национальной информационной инфраструктуры отмечается, что реализация представленного плана "позволит американским фирмам конкурировать и побеждать". Информация ведет к созданию и управлению внешнего единого информационного пространства, в рамках которого производятся накопление, обработка, хранение и обмен информацией между субъектами этого пространства - людьми, организациями, государствами. Информация из национального ресурса с развитием коммуникационных и информационных технологий превращается в мировой ресурс. Компьютер, экран телевизора, мобильный телефон стали главными носителями информации, при этом скорость создания ее столь велика, что для принятия решений не хватает времени. Результат - изменение психологического потенциала, т.е. деформация базовой направленности личности, особенности интеллекта человека, его психологического состояния. На практике имеют место проявления "вирту-ализма", т.е. направленность человека на уход от реальных жизненных явлений, создаваемых информационными средствами. Уход к "виртуализму" означает потерю глубинных жизнеобразующих установок человека - изменение его психологических

(рис. 1)

Рисунок 1 - Схема воздействия на социально-экономическую систему

Социально-политическую систему (СПС) , или социально-экономическую (СЭС), как представлено на рис.1, разделяет пространственная граница (3) . Для обеспечения своих интересов (военных, экономических, политических и т.д.) на СПС оказывается внешнее воздействие со стороны различных государств (субъектов) с целью доминирования во времени и пространстве (1). Кроме того, внутри системы оказывается внутренне давление (возмущение) на систему со стороны сил оппозиции, например, в России со стороны так называемых «демократов» (2). В СПС, может быть создана подсистема (4), активно поддерживающая существующую

СПС в интересах личного обогащения. Это так называемая клановая подсистема, которая и создает коррупцию в обществе. Все перечисленное создает угрозу безопасности государству.

Для СПС, в общем виде, безопасность можно трактовать как гарантированное конституционными, законодательными и практическими действиями обеспечение жизненно важных интересов (положений) человека, бщества и государства от внутренних и внешних воздействий. Схема связи трактовки безопасности и угроз в виде системы представлена на рис.2.

Рисунок 2

Схема связи безопасности системы

При исследовании безопасности необходимо ввести понятие национальной (системной) безопасно-

сти. С нашей точки зрения под национальной безопасностью государства следует понимать состоя-

ние защищенности человека, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах их жизнедеятельности - политической, экономической, военной, научно-образовательной, информационной, экологической, медико-биологической, сельскохозяйственной. Национальная системная безопасность есть характеристика стабильного и устойчивого состояния социальной системы государства.

Обеспечение национальной системной безопасности для устойчивого состояния в развитии социальной структуры страны должно реализовываться по следующим основным этапам:

1.Определение жизненно важных национальных интересов.

2.Анализ противоречий между интересами внешних социальных элементов и интересами национального государственного образования.

3.Выявление внутренних противоречий между национальными государственными интересами и интересами его социальных составляющих.

4.Разработка возможных механизмов разрешения возникающих внешних и внутренних противоречий.

5.Выделение организаций (субъектов) обеспечивающих безопасность, действие которых должны привести к равновесию состояние исследуемой системы. Принятие управленческих решений, реализация которых должно обеспечить выделенные субъекты.

6.Реализация действий по разрешению возникающих внешних и внутренних конфликтов и противоречий.

7.Определение объекта системной (национальной) безопасности, в качестве которого выступает система отношений между элементами социальной общности, как во внешнем, так и во внутреннем аспектах. Это объясняется тем, что в силу того, что устойчивость и развитие социальной структуры обеспечивается через регулирование системы взаимоотношений и взаимосвязей между ее элементами.

8.Выделение организаций или субъектов обеспечение безопасности важных объектов, должно ре-ализовываться как соотношение конечной цели, иначе нарушения общественных отношений и конкретных действий, т.е. воздействие на определенный объект. Предполагаемая структура системы безопасности представлена на рис.3.

Рисунок 3 - Структурная схема системы безопасности

Рассмотрим моделирование сложной системы с управлением и возмущениями, представляющими собой угрозы безопасности государства, включая внутренние и внешние реализованные угрозы, а

также угрозы, инициированные извне, но осуществляющиеся внутренними силами и средствами. Система состоит из подсистем: социум, природа, ресурсы, включающие человеческий фактор, эконо-

мика, научно-образовательное сообщество, государство, реализующее управлением воздействием на внешний мир (ограничения глобальной безопасности, внешнеполитические и внешние экономические соотношения).

Введем следующие обозначения:

S - безопасность; Т - множество значений, на котором рассматривается безопасность; t е Т -текущий момент времени; i - интересы страны;

жизненно важные интересы (ЖВИ); 1

государ-

ственные интересы; 1 - национальные интересы; т М - реализующие угрозы ; т1 - внутренняя угроза ; тЕ - внешняя угроза; тЕ1 - угроза инициированная извне, но реализующаяся внутренними силами и средствами; М1 , МЕ , МЕ1 - множества соответствующих угроз; т(^) - угроза, обнаруженная в начальный момент времени t ; N - национальности; N - природа; I - народное хозяйство; Е - внешний мир; D - защищенность; d - мужчина; п - потребность ; и - управление; V - множество допустимых управлений; Р=(т,к,..) - возмущения; R - катастрофа; К - множество допустимых катастроф; OS - объекты безопасности; Р - человек; С - общество; S - государство, характеризующееся своими векторами текущих входных переменных;

YP , YC , YS - входные переменные; Хо - началь-

множество начальных состо-

е

Т - временный

ное состояние; Нш° яний; X - процесс развития; Т(Х) интервал процесса развития;

Y0 Ш = Y0 (t, х°) ; х = х^); Ш(м) (1И(Р), 1Е(С), 1и^)) - защищенность ЖВИ человека, общества и государства от всего множества угроз.

Тогда определение безопасности государства на промежутке времени Т будет определяться следующим образом:

5Т = ^0,У/г,00 еН°,т(t0)еМ',УтЕ(t0)еМш,УК ек)

Зм е и = (Ух е х0, ри), Vt е Т(X)) ;

О^ (Р(уР(0), г1 (С((0), г1 (5(/(?)))

Пусть защищенность D по отношению к вектору

р (ур (а С( ус и, 5( у5 (t))

ЖВИ 1й объектов безопасности

ф({) < I (у) , , _,

выражается неравенствами ^ ' , где dy(T)

- вектор безопасности, прогнозирующейся для те-+- 1(У)

кущего времени t, ^> - предельно-критическое значение вектора безопасности, приращение которого реальным значением этого вектора недопустимо по требованиям национальной (системной) безопасности и которое должно быть задано (пороговое значение индикаторов безопасности); векторное неравенство понимается как совокупность соответствующих неравенств для компонент, с учетом принятого условия, определение безопасности на промежутке времени Т принимает вид:

5Т = УИ0о е Н0О, теМ',УтЕ(Ц) еМЕ,УтшеМш,Vk еК)

Зм еи = (ух е х0, Р,Ш), Vt е Т (х)) < I(у)

Информационная среда - это сфера деятельности субъектов, связанная с созданием, преобразованием и потреблением информации. Информационная безопасность - это состояние защищенности информационной среды общества, обеспечение формирования, использования и развития в интересах человека, общества и государства. Информационная безопасность человека, общества и государства -это отсутствие информационных угроз или состояния защищенности и, следовательно, устойчивости основных сфер человеческой деятельности по отношению к возможным опасным информационным воздействиям. Через информационную среду осуществляется угроза национальной безопасности в различных сферах жизнедеятельности человека, общества, государства. В наиболее общем виде информационной безопасности определяется как невозможность нанесения вреда средством объекта безопасности, обуславливаемым информацией и информационной структурой.

ЛИТЕРАТУРА

1. Об информатизации, информационных технологиях и о защите информации: Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ (ред. от 25.11.2017).

2. Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации: Указ Президента России от 5 декабря 2016 г. № 646.

3. Кульба В.В. и др. Информационные технологии проблем обеспечения экономической безопасности государства. - М.: Препринт ИПУ РАН, 2003г.

4. Северцев Н.А., Бецков А.В. Системный анализ теории безопасности. М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2009. 452 с.

УДК 629.78.047(035)

Великоиваненко1 В.И., Тюрина1 Д.Д., Скоробогатов2 П.О.

гФГУП «Центральный научно-исследовательский институт машиностроения», Королёв, Россия,

2АО «Научно-производственная корпорация «Космические системы мониторинга, информационно-управляющие и электромеханические комплексы» имени А.Г. Иосифьяна», Москва, Россия

МЕТОДЫ ОЦЕНКИ РИСКОВ ПРИ СТРАХОВАНИИ БЕЗОПАСНОСТИ КОСМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье представляется решение задачи оценки рисков, возникающих при страховании безопасности космической деятельности для эргатической системы «персонал-КС(КК)-среда». Рассматриваются пути и методы практической реализации данной задачи.

Детально рассматривается задача оценки оптимального инвестирования на повышение безопасности системы "персонал-КС(КК)-среда" при осуществлении космической деятельности, а также задача оптимального выбора страхователем страхового полиса контракта. Рассматриваются методологические аспекты организационно-технического обеспечения процессов идентификации, оценки, контроля и прогнозирования рисков, которые должны учитывать основные проблемы, характеризующие текущее состояние ракетно-космической отрасли с учётом влияния рисков, как на выполнение отдельных мероприятий, так и на реализацию Государственной космической программы Российской Федерации ««Космическая деятельность России на 2013 — 2020 годы» в целом.

В статье определено место процесса управления рисками страхования в общей структуре процессов управления рисками в части информационно-аналитического обеспечения управлением реализацией Госпрограммы ««Космическая деятельность России на 2013— 2020 годы». Сформулированы цель процесса управления рисками и основные принципы его осуществления.

Ключевые слова:

МНОГОКРИТЕРИАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ; ОЦЕНКА И ВИДЫ РИСКОВ; РИСКОВОЕ СОБЫТИЕ; ПОКАЗАТЕЛИ ХАРАКТЕРИСТИК КОСМИЧЕСКИХ СИСТЕМ И КОМПЛЕКСОВ (КС, КК)

Введение

Предлагаемые методы являются инструментарием для формирования риск-ориентированного мышления на основе системного, процессного активного и постоянного управления рисками при осуществлении космической деятельности [1-11,15].

В целях оценки величин рисковых событий и обеспечения управления рисками, прежде всего,

требуется их идентификация, которая должна учитывать основные проблемы, характеризующие текущее состояние ракетно-космической отрасли и которые оказывают существенное влияние на выполнение отдельных мероприятий Государственной программы Российской Федерации «Космическая деятельность России на 2013-2020 годы», включая «Федеральную космическую программу России на

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.