Общественное здоровье и здравоохранение
УДК 616-007-008-053.6:613
БЕЗОПАСНОСТЬ ТРУДА ПРИ УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ПОДРОСТКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
© 2017 А. А. Войтович
ФГБОУ ВО «Саратовский государственный медицинский университет им. В.И. Разумовского» Минздрава России, Саратов
В статье приведены результаты гигиенической оценки условий учебной подготовки подростков с ограниченными возможностями профессии обувщик по ремонту обуви. Выявлено, что ведущим неблагоприятным фактором учебной среды являлся химический фактор. Предложен комплекс мероприятий по сокращению неблагоприятного воздействия факторов учебной среды на функциональное состояние организма обучающихся.
Ключевые слова: гигиена, подростки, обучение.
Введение. В современных условиях трудовое и профессиональное обучение подростков является неотъемлемой частью программ обучения во всем мире [2]. Именно на возрастной период 15-17 лет приходится время получения профессионального образования. Подростковый возраст относится к критическому возрастному периоду [3]. С понятием критических стадий обычно связано представление о сниженной резистентности или высокой чувствительности организма к действию негативных факторов [5]. Резистентность в возрасте 15-17 лет является более низкой по сравнению с предшествующими или последующими возрастными периодами. Чувствительность или возбудимость организма не повышается, а существенно меняется, избирательно обостряясь к действию определенных факторов (изменение окружающей среды, образа жизни, питания, агрессии бактериальных агентов) [4].
Структура и условия учебного процесса в учреждении профессионального образования, по сравнению со школой, значительно осложняются. Обучение сопровождается завершением образования в объеме средней школы, изучением специальных дисциплин и освоением профессиональных навыков [7]. Увеличивается объем учебной нагрузки, изменяются формы и методы преподавания [6], происходит столкновение с воздействующими на организм факторами производственной среды и трудового процесса [7], на которые подростковый организм реагирует более остро по сравнению с организмом взрослого человека.
Таким образом, целью данного исследования стало изучение условий учебно-профессиональной подготовки подростков с ограниченными возможностями с позиции совершенствования охраны труда по ведущим факторам риска.
Материалы и методы. Исследование проводилось на базе ГАПОУ СО «Саратовский комплекс-интернат профессионального обучения для инвалидов и лиц с ограниченными
возможностями здоровья». В исследуемую группу вошли юноши 15-17 лет, осваивающие профессию обувщик по ремонту обуви.
Проведена комплексная гигиеническая оценка условий учебно-профессиональной подготовки.
Изучение организации учебно-производственного процесса юношей осуществлялась на основе хронометражных исследований. Гигиеническая оценка проводилась в соответствии с СанПиН 2.4.3.1186-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации учебно-производственного процесса в образовательных учреждениях начального профессионального образования».
Измерение параметров микроклимата в учебных помещениях и производственных мастерских проводилось в холодный (январь - февраль) и теплый (июнь) периоды года в соответствии с требованиями МУК 2.3.2756-10 «Методические указания по измерению и оценке микроклимата производственных помещений», СанПиН 2.2.4.548-96 «Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений». Для измерения температуры и скорости движения воздуха использовался термоэлектроанемометр ТА-055 «Алмаз». Измерения относительной влажности воздуха проводились аспирационным психрометром МВ-4-2М.
Уровни естественной и искусственной освещенности определялись пульсметром-люксметром «ТКА-ПКМ» в соответствии с требованиями МУК 4.3.2812-10 «Инструментальный контроль и оценка освещения рабочих мест», СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий».
Измерения уровней звукового давления на рабочих местах проводились измерителем шума и вибрации ВШВ-003 М-2 в соответствии с СН 2.2.4/2.1.8.562-96 «Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки».
Измерение и оценка параметров общей вибрации на рабочих местах для производственного обучения подростков проводилась в соответствии с нормативными документами СН 2.2.4/2.1.8.566-96 «Производственная вибрация, вибрация в помещениях жилых и общественных зданий».
Изучение химического состава воздуха рабочей зоны проводилось в испытательной лаборатории, аккредитованной в системе Роспотребнадзора, в соответствии с ГН 2.2.5.1313-03 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ в воздухе рабочей зоны», СанПиН 2.4.6.2553-09.
Оценка условий профессионального обучения на предмет соответствия условий труда подростков в возрасте 14-18 лет требованиям санитарно-эпидемиологической безопасности с целью определения безвредных условий трудового процесса проводилась в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.6.2553-09 «Санитарно-эпидемиологические требования к безопасности условий труда работников, не достигших 18-летнего возраста».
Результаты и обсуждения. Специфика обследуемого учреждения предусматривала обучение подростков с инвалидностью. Установлено, что 58 % учащихся имели инвалидность. При этом удельный вес инвалидов с детства - 44,06 %. Учащиеся, не имеющие инвалидности, страдали различными хроническими заболеваниями. В структуре патологической пораженности наиболее значимыми были: психические расстройства - 81,3 % (умственная отсталость легкой степени с указанием на отсутствие и слабую выраженность нарушения поведения), заболевания органа зрения - 6,9 % (миопия), эндокринные заболевания - 4,6 % (сахарный диабет I типа, ожирение) [1, 2].
Обучение профессии обувщик по ремонту обуви проходило в учебных мастерских и машинном отделении. Гигиеническая оценка помещений профессионального цикла показала, что состав, площади и кубатура учебных мастерских и машинного отделения не соответствовали требованиям санитарных правил.
В ходе занятия учащиеся выполняли следующие операции: доставка рабочего материала на рабочие места (2,3 ± 0,3 мин), работа на швейной машине (25,6 ± 3,8 мин), клеевые операции, шлифование, ручное прошивание деталей обуви (70,6 ± 13,2 мин). Операция шлифования осуществлялась в машинном отделении на машине для выполнения отделочных операций при ремонте обуви ОМ-2Р. Средняя продолжительность шлифования - 17,25 ± 0,46 мин.
Технологический процесс склеивания состоял из следующих операций: подготовка поверхностей склеиваемых деталей - обработка поверхностей растворителем (2,3 ± 0,3 мин.), подготовка клея (2,1 ± 0,6 мин.), нанесение клея на склеиваемые поверхности (14,25 ± 0,56 мин.), сушка (открытая выдержка) нанесенного клея перед сборкой соединяемых деталей (20,4 ± 3,6 мин.), активация клеевой пленки (0,32 ± 0,06 мин.), сборка деталей (10,3 ± 0,4 мин.), отверждение клеевых швов (открытая выдержка при температуре 20-25 °С и давлении в течение 20 мин.), зачистка клеевых соединений (3,1 ± 0,59 мин.), контроль качества соединения (осуществлялся преподавателем). Процесс активации клеевой пленки осуществлялся при температуре 80-90 °С над электрической плиткой. Средняя продолжительность выполнения клеевых операций составляла 42,7 % времени практического занятия (72,7 ± 6,9 мин.).
Методом прямого хронометража установлено, что работа выполнялась в вынужденной рабочей позе сидя с наклоном туловища вперед более 80 % времени практического занятия (228,9 ± 2,4 мин.).
Проведенные измерения параметров микроклимата в помещениях позволили установить соответствие изучаемых показателей допустимым значениям.
В результате измерений освещенности установлено, что уровни освещенности в учебных мастерских на рабочей поверхности верстаков составляли 226,5 ± 13,8 лк, при норме 300 лк (р = 0,008). Общее освещение в мастерских представлено люминесцентными лампами, которые создают уровни искусственного освещения 300,8 ± 10,3 лк (р = 0,005). В машинном отделении уровень освещенности составлял 350,9 ± 15,9 лк, что соответствовало допустимым значениям.
Проведенные замеры параметров шумового воздействия показали, что уровни звука в мастерской составляли 80,7 ± 1,6 дБ, что соответствовало допустимым значениям. В машинном отделении при включенном оборудовании уровень звука достигал 92,2 ± 1,3 дБ, что превышало ПДУ на 7,2 ± 1,3 дБ, превышение звукового давления отмечалось во всех октавных полосах частот на 12 ± 9 дБ.
При выполнении операции шлифования подростки-учащиеся подвергались воздействию среднечастотной вибрации (преобладание максимальных уровней в октавных полосах частот 31,5, 63 Гц). На рабочем месте в машинном отделении при включенном оборудовании максимальные уровни виброскорости отмечались на частоте 31,5 Гц и составляли по оси X -110,2 ± 1,3 дБ, по оси У - 111,5 ± 2,2 дБ, превышая допустимые уровни виброскорости на 1-2 дБ. На частоте 63Гц по оси X уровень виброскорости составлял 112,4 ± 1,6 дБ, по оси У -111,6 ± 2,2 дБ, что превышало предельно допустимые уровни на 2-3 дБ. Методом прямого хронометража установлено, что время работы на машине для выполнения отделочных операций составляло 16,5 ± 2,9 мин, поэтому регистрируемые параметры виброскорости считали допустимыми.
Однако, учитывая сочетанность шумового и вибрационного воздействия, данные факторы могли оказывать негативное воздействие на организм подростков с ограниченными возможностями.
При изучении содержания химических веществ в воздухе рабочей зоне подростков, осваивающих специальность обувщик по ремонту обуви, установлено, что химический состав воздуха мастерских обусловлен типом применяемых растворителей и клея. Клеевые операции включали обработку деталей обуви галогенирующим составом (2-3 % раствор дихлора-мина в ацетоне) с последующим нанесением наиритового клея «Рапид». В состав используемого клея входят наирит НТ (16 %), смола 101 К (3,17 %), альтакс (0,48 %), белила цинковые (0,81 %), магнезия жженая (0,81 %), аэросил (0,64 %), канифоль (0,81 %), стеарат кальция (0,16 %), эпоксидированное соевое масло (0,16 %), бензин «Калоша» (30,48 %), этилацетат (30,4 %).
Контроль качества воздуха проводился в зоне дыхания учащихся при выполнении основных учебных операций, на высоте 1,5 м от пола при выполнении операций стоя и 1 м -при работе сидя (табл. 1).
Таблица 1
Результаты исследования химического состава воздуха рабочей зоны в мастерских
Наименование вещества Класс опасности Особенности действия на организм (ГН 2.2.5.1313-03) Результаты измерений, мг/м3 ПДК с/с, мг/м3
Ацетон 3 п 45,3 ± 3,4 10
Бензин 4 п 200 ± 12,2 300
Бутилацетат 4 п 68,3 ± 8,4 200
Канифоль 3 п + а, А 1,8 ± 0,3 4
Кремния диоксид 3 а, Ф 1,2 ± 0,1 3
Магния сульфат 3 А 1,1 ± 0,1 2
Пыль 4 а, А, Ф 3,4 ± 0,5 6
Оксид углерода 0 п 30,0 ± 0,8 20
Фенол 2 п, А 0,01 0,1
Формальдегид 2 п, А 0,2 ± 0,05 0,5
Хлоропрен 3 п 1,9 ± 0,2 2
Цинка оксид 2 А 0,8 ± 0,05 1,5
Этилацетат 3 п 72,5 ± 2,8 200
Примечание: А - вещества, способные вызывать аллергические заболевания в производственных условиях, Ф - аэрозоли преимущественно фиброгенного действия, п - пары и/или газы, а - аэрозоль, п + а - смесь паров и аэрозоля.
Результаты исследования показали, что в воздухе рабочей зоны определялись химические вещества 2, 3 и 4 классов опасности. При выполнении учащимися клеевых операций в воздух рабочей зоны выделялись вредные летучие компоненты клеевых материалов - пары бензина, ацетона, этилацетата, бутилацетата, бутилфенола, формальдегида, оксида цинка.
При выполнении шлифовальных операций в воздухе определялась пыль из материала обрабатываемого изделия.
Установлено превышение концентрации ацетона до 4,5 ПДК (р = 0,001). При нагревании рабочих материалов с целью активации клеевой пленки в воздухе, непосредственно на рабочем месте у горелки, концентрации оксида углерода достигали 30 мг/м3, что в 1,5 раз превышает ПДК (р < 0,001). В воздухе рабочей зоны определялись вещества, опасные для развития острого отравления (формальдегид, оксид углерода), умеренно опасные промышленные аллергены (канифоль, формальдегид), однако их концентрации не превышали максимальных ПДК.
Клеевые операции выполнялись учащимися на рабочих местах без использования средств индивидуальной защиты органов дыхания и кожи. Мастерская не была оборудована вытяжным шкафом.
Концентрация пыли в воздухе не превышала ПДК, поскольку машина для выполнения отделочных операций при ремонте обуви оборудована системой сбора пыли.
В соответствии с установленными концентрациями в воздухе рабочей зоны вредных веществ, условия труда подростков являлись вредными.
Заключение. В результате гигиенической оценки условий учебно-профессиональной подготовки юношей с ограниченными возможностями установлено, что ведущим фактором риска являлся химических фактор.
Кроме того, известно усиление токсического действия промышленных ядов при одновременном воздействии на организм шума и вибрации [8]. По мнению автора, причиной этого является изменение функционального состояния ЦНС и сердечно-сосудистой системы. Автором также доказано, что шум усиливает токсический эффект оксида углерода и в сочетании с химическими факторами, оказывает влияние на психическое состояние подростков, вызывая головную боль, нарушая сон, способствуя развитию утомления. Со стороны сердечно-сосудистой системы автором отмечено возможное понижение артериального давления и развитие артериальной гипотензии. Вибрация, изменяя реактивность организма, повышает его чувствительность к бензолу.
Таким образом, влияние шума и вибрации на организм подростков необходимо рассматривать в сочетании с вредными химическими веществами, определяемыми в воздухе рабочей зоны. Необходимо учитывать комплексное действие повреждающих факторов на органы и системы организма учащихся.
Условия труда, характеризующиеся такими отклонениями уровней вредных факторов от гигиенических нормативов, могли вызвать функциональные отклонения и увеличивали риск повреждения здоровья.
Представлялось необходимым проведения мероприятий по сокращению неблагоприятного воздействия факторов производственной среды, а именно:
- выделение помещений для организации занятий профессионального цикла, соответствующих по площади и кубатуре наполняемости групп;
- установка вытяжного шкафа в мастерской для выполнения клеевых рабочих операций;
- в связи с необходимостью выполнения учащимися рабочих операций в вынужденной рабочей позе сидя более 80 % времени практического занятия внедрение физкультурных пауз;
- установка местных источников освещения на верстаках;
- использование средств индивидуальной защиты при выполнении рабочих операций для защиты организма от неблагоприятного воздействия шума: пробки, шлем, заглушки, науш-
ники; вибрации - рукавицы с упруго-демпфирующими вкладышами; рукавицы и перчатки с мягкими наладонниками; упруго-демпфирующие прокладки и пластины для обхвата вибрирующих рукояток и деталей;
- контроль эффективности работы системы вентиляции в помещениях, оборудованных для освоения профессии;
- повышение мотивации учащихся к формированию здорового образа жизни.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1 Елисеев Ю.Ю. К оценке функционального состояния организма подростков с различным уровнем здоровья в условиях профессионального обучения / Ю.Ю. Елисеев, А. А. Вйотович, А.А. Дубровина, Ю.В. Елисеева // Известия Самарского научного центра Российский академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. - 2014. - № 5-2. - С. 850-852.
2 Елисеева Ю.В. Гигиенические аспекты изучения состояния питания учащихся с различным уровнем здоровья / Ю.В. Елисеева, Ю.Ю. Елисеев, А.А. Войтович // Профилактическая медицина. - 2013. - Т. 16. - № 5. -С. 37-40.
3 Измеров Н.Ф. Труд и здоровье подростков / Н.Ф. Измеров, В.В. Матюхин // Здоровые дети России в ХХ1 веке / под ред. А.А. Баранова, В.Р. Кучмы. - М.: ФЦГСЭН МЗ РФ, 2000. - С. 114-130.
4 Казин Э.М. Физиологические и социально-психологические проблемы адаптации и здоровья / Э.М. Казин, Н.А. Литвинова, А.И. Федоров и др. // Вестник Кемеровского государственного университета. - 2013. -№ 3-2 (55). - С. 6-12.
5 Кислицына О.А. Состояние здоровья российской молодежи // Народонаселение. - 2013. - № 2 (60). -С. 103-112.
6 Лысова Н.Ф. Возрастная анатомия и физиология : учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению «Педагогическое образование» / Н.Ф. Лысова, Р.И. Айзман. - М., 2014. -С. 98-106.
7 Никифорова В.А. Экогигиена детей и подростков: подходы к профилактике и реабилитации донозологиче-ских нарушений у детей и подростков / В. А. Никифорова, Т.Г. Берцева, Е.А. Прохоренко и др. // Системы. Методы. Технологии. - 2010. - № 5. - С. 145-153.
8 Рапопорт И.К. Заболеваемость и проблемы медицинского обеспечения учащихся профессиональных училищ / И.К. Рапопорт, Е.Г. Бирюкова // Гигиена и санитария. - 2009. - № 2. - С. 52-55.
9 Цветаева Т.В. Физиологические особенности оценки уровня адаптации организма металлургов под влиянием факторов производственной среды и трудового процесса: автореф. дис. ... канд. биол. наук. - Липецк, 2006. - С. 8-10.
Рукопись получена: 18 июня 2017 г. Принята к публикации: 23 июня 2017 г.