УДК 616-007-008-053.6:613
ФАКТОРЫ УЧЕБНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СРЕДЫ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ
РЕЧНОГО ЛИЦЕЯ И ИХ ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА
© 2017 Е.А. Дубровина
ФГБОУ ВО «Саратовский государственный медицинский университет им. В.И. Разумовского» Минздрава России, Саратов
Изучены факторы учебно-производственной среды, сопровождающие учащихся лицея речного транспорта в процессе их профессиональной подготовки. Дана комплексная гигиеническая оценка приоритетным неблагоприятным факторам условий профессионального обучения курсантов. Установлено, что освоение курсантами различных рабочих специальностей сопряжено с возможным воздействием различных вредных факторов учебно-производственной среды.
Ключевые слова: гигиена, курсанты лицея.
В современной России сложились весьма своеобразные условия, характеризующие процессы профессионального обучения [3, 5]. Большая часть выпускников школ сегодня стремиться поступать в высшие учебные заведения. И это несмотря на то, что в дальнейшем от 40 до 60 % не находят работу, соответствующую специальности. В связи с этим руководство страны делает все возможное по развитию средних профессионально-образовательных организаций, крайне необходимых стране, испытывающей дефицит квалифицированных рабочих кадров. Более того, сегодня создаются благоприятные условия для поэтапного обучения выпускников колледжей и лицеев в профильных высших учебных заведениях. Вместе с этим, период обучения в средних профессиональных организациях приходится на переходный, критический с медико-физиологической точки зрения возраст подростка, характеризующийся психосоматической и функциональной неустойчивостью [2, 7]. Последнее объясняется рядом причин: сменой условий обучения, новой социальной средой, воздействием учебно-производственной среды, изменением характера пищевого статуса и т.п. [1, 4, 6].
Учитывая вышеизложенное, на наш взгляд, в средних профессиональных учреждениях триггерным механизмом, оказывающим влияние на организм подростков, могут выступать факторы учебно-производственной среды, что и предстояло рассмотреть в данной работе.
Цель исследования - провести оценку факторов учебно-производственной среды в процессе профессиональной подготовки курсантов речного училища, осваивающих различные рабочие специальности.
Материалы и методы. Исследование проводилось в условиях естественного гигиенического эксперимента, в течение трех лет изучения. Объектом изучения были: лицей речного транспорта (ЛРТ), учебные мастерские лицея, цеха судоремонтного предприятия (СРП), маломерные суда речного флота.
Гигиеническая оценка организации и условий теоретического и производственного обучения подростков, осваивающих рабочие профессии, проводилась в соответствии с СанПиН 2.4.3.1186-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации учебно-производственного процесса в образовательных учреждениях начального профессионального образования». Измерение параметров микроклимата в учебных помещениях, производст-
венных мастерских, цехах судоремонтных предприятий, кабинах судов проводилось в соответствии с требованиями СанПиН 2.2.4548-96 «Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений», СанПиН 2.4.3.1186-03. Для измерения температуры и скорости движения воздуха использовался термоэлектроанемометр ТА-055 «Алмаз». Измерения относительной влажности воздуха проводились аспирационным психрометром МВ-4-2М. Уровни естественной и искусственной освещенности определялись пульсметром-люксметром «ТКА-ПКМ» в соответствии с требованиями СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий». Измерение уровней звукового давления на рабочих местах, их частотная характеристика проводились измерителем шума и вибрации ВШВ-003 М-2 в соответствии с СН 2.4/2.1.862-96 «Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки», «Методических указаний по профилактике неблагоприятного воздействия производственного шума на организм подростков» №2410-81. Измерение оценки параметров общей вибрации на рабочих местах для производственного обучения подростков проводилась в соответствии с нормативными документами СН 2.2.4/2.1.8.566-96 «Производственная вибрация, вибрация в помещениях жилых и общественных зданий». Изучение химического состава воздуха рабочей зоны проводилось в испытательной лаборатории, аккредитованной в системе Роспотребнадзора, в соответствии с ГН 2.2.5.1313-03 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ в воздухе рабочей зоны». Гигиеническая оценка организации учебно-производственного процесса для подростков, осваивающих рабочие профессии на речном транспорте, проводилась на основе хронометражных исследований. В этой связи показатели эргономики и тяжести труда (подъем и перемещение груза в течение рабочей смены, суммарная масса поднимаемого груза, время выполнения физической работы и др.) оценивались в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 25.02.2000 № 163 «Перечень тяжелых работ и профессий с вредными и опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе 18 лет», Постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 07.04.1999 № 7 «Нормы предельно допустимых нагрузок для лиц моложе 18 лет при подъеме и перемещении тяжестей вручную», Трудовым кодексом РФ от 197-ФЗ от 30.12.2001г. Вместе с этим, гигиенические критерии оценки факторов рабочей среды, тяжести и напряженности трудового процесса, а также гигиеническая классификация условий труда по показателям вредности и опасности, с которыми сталкиваются курсанты ЛРТ в процессе производственной практики проводилась согласно данным, изложенным в Руководстве 2.2.2006-05.
Результаты и их обсуждение. Курсанты, обучающиеся в Саратовском ЛРТ, осваивали четыре рабочие профессии: судоводитель-помощник механика маломерного судна, моторист судовой, электрик судовой и матрос. Обучение проводилось на базе основного общего образования (9 классов), в очной форме, в течение 2 лет 10 месяцев. Программа обучения рабочим специальностям наряду с теоретическим и производственным обучением включала программу общеобразовательной школы. Учебно-производственная практика курсантов проводилась на первом году обучения в ЛРТ в учебных мастерских, на втором году в цехах СРП и на третьем - плавательная практика на Волжских маломерных судах речного порта.
Условия учебно-производственного процесса в классах, кабинетах и производственных мастерских (1-й год обучения) в основном соответствовали требованиям СанПиН 2.4.3.1186-03 (объем и площади помещений, уровни освещения, шума, концентрации химических веществ), за исключением параметров микроклимата. В холодный период года в учебных мас-
терских показатели температуры воздуха не соответствовали нормам в 41 % случаев, в теплый период года - превышали допустимые величины в 34 % случаев.
Расстановка учащихся на рабочих местах в период прохождения производственной практики на СРП проводился дифференцированно с учетом выбранного направления будущей профессии. Так, юноши, осваивающие профессию моториста судового и судоводителя, в течение двух недель (76 часов) проходят практику в слесарно-монтажном цехе, в основном занимаясь работой, связанной с монтажом и очисткой двигателей, топливной аппаратуры, форсунок, гидронасосов, механизмов привода крышек трюмов, компрессоров и палубных механизмов.
Лицеисты с будущей профессией электрик судовой более 2,5 недель (96 часов) судоремонтной учебной практики работают в электроремонтном цехе судоремонтного завода. В течение данного времени учащиеся занимались: освоением электрических схем цепей, а также ремонтом судового электрооборудования - электродвигателей, генераторов, вентиляторов, включающим их разборку, перемотку, сборку; электромонтажными работами, связанными с установкой оборудования, монтажом кабельных трасс и радионавигационного оборудования.
Судоремонтная практика юношей, осваивающих профессию матроса, проходит всего одну неделю (36 часов), в течение которой учащиеся работают в судокорпусно-ремонтном цехе и занимаются очисткой, ремонтом и подготовкой под окраску наружных поверхностей маломерных судов (в основном их металлических днищ и корпусов).
Для учащихся вне зависимости от вида осваиваемой специальности производственная практика начинается в 8.30 утра, проходит в одну 6-ти часовую смену, которая заканчивается в 15.30. При этом для всех учащихся был предусмотрен не только часовой обеденный перерыв (с 11.30 до 12.30), но и 10 минутные перерывы через каждые 45 минут рабочего времени.
Учитывая отсутствие профессионально-квалификационных навыков, частые отвлечения, связанные с обсуждением соответствия и эффективности этапов выполнения производственного задания, плотность практического занятия не превышала 75,0 %, а выполнение основных технических операций в цехах составляло 55,0-60,0 % сменного времени.
Расстановка учащихся в производственных цехах проводилась в основном на неквалифицированные участки работы, для которых была характерна большая доля выполнения ручных операций. Так, у юношей осваивающих профессию матроса, ручные операции в бюджете рабочего времени занимали до 65,0 %, и проводились в судокорпусно-ремонтном цеху по двум направлениям: первое - ремонт корпуса с применением эпоксидных смол и стеклоткани; второе - подготовка корпуса судна под окраску. Оба направления требовали от подростков определенных динамических и статических физических усилий. Первое направление включало ручную зачистку небольших мест коррозионного износа корпуса судна до металла, обезжиривание очищенного места при помощи кисти, смоченной в бензине или ацетоне, протирку ветошью с последующей просушкой и нанесением связующих материалов (эпоксидно-диановой смолы, отвердителя и пластификатора). Данные физические нагрузки сопровождались стереотипными рабочими движениями при работе с участием мышц рук и плечевого пояса. Количество движений за смену не превышало более 1875 ± 425, что было значительно ниже допустимых величин, характерных для легкой физической нагрузки оптимального класса условий труда. Напротив, подготовка корпуса судна к покраске требовала не только значительных физических усилий учащихся, но и длительного нахождения в неудобной рабочей позе. Зачистка очищаемой поверхности проводилась с помощью скребков,
секачей ударными и срезающими манипуляциями, а в дальнейшем с использованием вращающей работы приводных электрощеток. Выполнение данного вида работ с учетом физических статических нагрузок за смену, выполняемых учащимися одной рукой, составляло 486000 ± 68780 кгс с, что соответствовало вредному (тяжелому) 3.1 степени класса условий труда. Более того, вынужденные более 30° наклоны корпуса туловища за смену составляли 112 ± 26, что также соответствовало вредному 3.1 степени класса условий труда. С учетом наличия двух показателей класса 3.1 общая оценка тяжести труда учащихся, осваивающих профессию матроса, в процессе производственной практики на судоремонтном заводе следует установить на одну ступень выше (3.2).
Вместе с тем выполняемые учащимися ЛРТ ручные манипуляции, связанные с очисткой металла, не сопровождались превышением допустимого уровня локальной импульсной вибрации. Эквивалентный корректированный уровень виброускорения был на уровне 115 ± 2,1 дБ, что более чем на 10 дБ ниже допустимого, а условия труда по показателю вибрации соответствовали допустимому классу 2.
Учебная практика юношей, осваивающих профессию судового моториста и профессию судоводителя, проходила две недели в слесарно-монтажном цехе судоремонтного завода. Данный вид производственной практики был сопряжен с определенной последовательностью технологических операций, составляющих законченный цикл ремонта дизелей речных маломерных судов. Ручные операции в бюджете рабочего времени учащихся данных специальностей занимали до 45,0 % и в основном были связаны с физическими динамическими нагрузками (демонтаж, загрузка, выгрузка, переноска и монтаж деталей). Механическая очистка демонтированных деталей осуществлялась пневмоабразивным способом в однокамерных струйных моющих машинах, состоящих из выдвижного стола, для размещения деталей и моющей камеры. При этом напор струи мощностью в 0,4-0,5 МПа при соударении абразивных частиц с очищающим металлом сопровождался звуковым эффектом с уровнем шума, достигающим 89 дБА.
Следует отметить, что производственная практика учащихся, проходившая в слесарно-монтажном цехе судоремонтного завода, отличалась наличием нескольких источников шума (работой автоматических моек и цеховых вентиляторов). Основной уровень звука, создаваемый струйными моющими машинами, относился к широкополосным, непостоянным, высокочастотным шумам, определяемым в октавных полосах 1000 Гц и выше. В связи с наличием в слесарно-монтажном цехе разнотипного оборудования оценку шума от каждой машины проводили при остановленном оборудовании и вентиляции и при отдельном включении каждой машины. При этом уровень шумовых помех был ниже уровня шума исследуемых машин более чем на 10 дБА во всех октавных полосах. Рассчитанный нами эквивалентный уровень звука в слесарно-монтажном цехе составил 89,3 дБА, что превышает допустимый уровень (80 дБА) более чем 5 дБА. Следовательно, данные условия труда с учетом зависимости от уровня шума относятся к вредному классу 3.1.
Заключительный этап ремонтных работ по сборке двигателя судна осуществлялся на сборочном стенде слесарно-монтажного цеха СРП. Собранные и апробированные на стенде детали, узлы и сам двигатель поэтапно проверялись, а затем переносились и стационарно устанавливались на судне. Следует отметить, что основные монтажно-демонтажные работы, осуществляемые в производственных цехах судоремонтного завода, остаются слабо механи-зироваными. Основная часть вышеперечисленных работ выполнялась как рабочими, так и учащимися вручную. В целом, общие физические нагрузки, связанные с механической рабо-
той и перемещением грузов за смену у учащихся составляли 2340 ± 480 кгм. Последние превышали допустимые, установленные Постановлением Минтруда РФ № 7 от 07.04.99, нормы для лиц моложе восемнадцати лет при подъеме и перемещении тяжести вручную с пола, но укладывались в 2-й допустимый класс условий труда для работников мужского пола.
Область производственной практики лицеистов, осваивающих профессию электрик судовой на судоремонтном предприятии, была самой продолжительной (96 часов). Вместе с тем ручные операции в бюджете рабочего времени занимали не более 25,0 %, что напрямую связано со значительным объемом проработки технического материала, изложенного в схемах электрической проводки, сборке цепей электропередач, монтаже и ремонте кабельных трасс, радионавигационного и электротехнического оборудования.
Отработка практических навыков лицеистов проходила на рабочем месте электроремонтного цеха предприятия, расположенном вблизи ремонтируемого оборудования и оснащенного всем необходимым инвентарем (установочными столами, шкафами, стеллажами, верстаками). Физические нагрузки лицеистов, осваивающих профессию электрика, в цехах СРП относились к оптимальным.
Вместе с этим следует отметить, что все учащиеся в процессе прохождения практики ежедневно сталкиваются с находящимися в воздухе рабочей зоны предприятия веществами химической природы. Обобщенные результаты измерений содержания химических веществ на рабочих местах учащихся в производственных помещениях изучаемых цехов представлены в таблице 1. Из представленных в таблице 1 данных следует, что средние величины содержания паров алифатических углеводородов, аэрозолей масла минерального нефтепродуктов за период производственной практики учащихся на рабочих местах всех цехов не превышали допустимые величины. Обращает внимание наличие высоких среднесменных концентраций аэрозолей триоксида дижелеза (6,24 ± 2,1 мг/м3) и паров летучих продуктов эпоксидной смолы (1,68 ± 0,7 мг/м3), контролируемой по эпихлоргидрину). Полученные результаты с учетом концентрации вредных химических веществ в воздухе рабочей зоны позволяют отнести изучаемые условия труда к классу вредности 3.1.
Таблица 1
Средние величины содержания химических веществ в воздухе рабочей зоны цехов судоремонтного предприятия в период прохождения учащимися производственной практики
Химические вещества в воздухе рабочей зоны предприятия (ПДК) Среднесменные концентрации содержания химических веществ в воздухе на рабочих местах цехов предприятия (мг/м3)
судокорпусно-ремонтный цех слесарно-монтажный цех электроремонтный цех
Пары алифатических углеводородов (300,0 мг/м3) 130,2 ± 24,7 214,32 ± 33,4 87,7 ± 12,2
Аэрозоли минеральных масел нефтепродуктов (5,0 мг/м3) 2,12 ± 0,4 3,27 ± 0,7 1,63 ± 0,5
Пары летучих продуктов эпоксидных смол (1,0 мг/м3) 1,68 ± 0,7* отсутствовали отсутствовали
Аэрозоль триоксида дижелеза (6,0 мг/м3) 6,24 ± 2,1* отсутствовали отсутствовали
Примечание: * - среднесменные концентрации химических веществ, позволяющие отнести данные производственные условия труда к вредным класса 3.1.
В профессиональном цикле обучения курсантов на третьем курсе ЛРТ время, отводимое на прохождение плавательной практики, в среднем составляло до 10 недель (по 360 часов для курсантов, осваивающих специальности судоводитель и моторист судовой; 336 часов судовой электрик и 396 часов - специальность матрос). Распределение курсантов на суда проводилось в основном с учетом осваиваемой специальности. Так, на дизель-электрическом землесосе ПЭС 500-15, предназначенном для дноуглубления и добычи нерудных строительных материалов (песок, гравий), проходили обучение будущие судовые электрики и мотористы. На буксирах портовых и буксирах-толкачах (Шлюзовый-24) проходили обучение будущие судоводители и судовые мотористы. Углубленная плавательная практика будущих матросов продолжалась на судне ОМ-139.
Гигиеническая оценка плавательной практики курсантов третьего года обучения ЛРТ выявила неблагоприятные производственные условия на речных маломерных судах. Было установлено, что уровень вибрации на судах находится в прямой зависимости от мощности его силовой установки. Так, в машинном отделении судна ПЭС 500-15 имелись три дизель-генератора (каждый мощностью по 190 кВт) и мощный паровой котел, в результате уровень виброскорости составил 108,8 ± 4,8 дБ, а уровень виброускорения - 68,6 ± 1,2 дБ, что превышало нормируемые показатели для речных судов II класса соответственно на 6,8 и 8,6 дБ. Последнее позволяло отнести работы, выполняемые в машинном отделении, к условиям труда 3.2 класса вредности, а пульта управления - 3.1 классу вредности. Аналогичные показатели уровня вибрации были на буксирах-толкачах (два дизеля-генератора по 150 кВт), что позволяли отнести факторы вибрации в машинном отделении также к вредным, а на судне ОМ-139 с мощностью дизеля-генератора в 140 кВт - к допустимым условиям труда.
Аналогичные данные были получены и в исследованиях по оценке уровня шума на различных речных судах, где эквивалентный уровень звука, так же как и уровень вибрации, находился в прямой зависимости от мощности силовой установки судна. Так, самые высокие показатели уровня шума (98,8 ± 6,8 дБА) регистрировались в машинном отделении судна ПЭС 500-15, в помещениях дизель-генератора и котельной на рабочем месте курсантов, осваивающих специальность судового моториста. Класс условий данного труда относился к 3.2 классу вредности. Условия труда на данном судне оказались также вредными по эквивалентному уровню звука, но классом ниже (3.1) и на рабочих местах курсантов, осваивающих специальность матроса (66,4 ± 2,4 дБА), при нахождении на ходовой палубе, и курсантов, осваивающих специальность судового электрика и моториста (77,6 ± 3,8 дБА), находящихся у центрального пункта управления СЭУ. К вредным условием труда класса 3.1 следует отнести и уровень шума на рабочих местах судов буксиров-толкачей в помещении дизель-генератора и котельной. Эквивалентный уровень звука в данных помещениях, где курсанты осваивали рабочую профессию моториста, превышал допустимый более чем 4 дБ и составлял 89,2 ± 2,4 дБА. Влияние уровня звука на работу курсантов в условиях прохождения практики на судах ОМ-139 выявлено не было. Класс условий труда по данному показателю был допустимым.
Гигиеническая оценка класса условий труда по показателям вредности микроклиматических факторов производственной среды выявила превышения среднесменных значений индексов тепловой нагрузки среды при освоении курсантами профессий судового моториста на всех исследуемых судах в помещениях дизель-генератора и котельной. Величина ТНС-индекса среды на рабочих местах колебалась от 24,1 ± 2,8 до 26,4 ± 2,4, что позволяло отнести показатели микроклимата в данных помещениях различных речных судов к вредным классов от 3.1 до 3.3.
Рабочей зоной курсантов, осваивающих профессию судового электрика, была площадка наблюдения за пультом управления силового энергообеспечения судна и радиорубка. Установлено, что по тяжести трудового процесса условия труда у данных учащихся характеризовались как оптимальные, в связи с низкими динамическими и статическими нагрузками. Результаты оценки напряженности трудового процесса у данных курсантов также можно отнести к допустимым.
Напротив, труд курсантов, осваивающих профессию судоводителя, рабочим местом которых была рулевая рубка, характеризовался высокой напряженностью трудового процесса. Из 6 показателей Руководства 2.2.2006-05, характеризующих нагрузки на рабочих местах, четыре имели оценку класса 3.2 и 2 - оценку класса 3.1, это позволяло сделать заключение, что условия труда курсантов, осваивающих профессию судоводителя по показателям напряженности трудового процесса относятся к вредным 3.2 класса.
Заключение. Таким образом, проведенными нами гигиеническими исследованиями по профессиографической характеристике труда юношей-подростков, осваивающих различные рабочие профессии в процессе прохождения учебно-производственной практики на СРП, было выявлено, наряду с оптимальными и допустимыми условиями труда, наличие множества факторов производственного процесса несоответствующих гигиеническим требованиям и относящихся по степени опасности к вредным. Общий анализ производственного обучения курсантов показывает, что нарастание вредных условий труда в процессе освоения производственной практики происходит постепенно от практики в условиях судоремонтного предприятия к плавательной практике. При этом условия трудового обучения оказались самыми вредными по тяжести трудового процесса у курсантов, обучающихся профессии моториста (класс 3.3), а по напряженности у судоводителей (класс 3.2). Последнее позволяет рекомендовать руководителям производственных практик ЛРТ обратить особое внимание за соблюдением норм и правил выполнения учебно-производственных заданий курсантами, снизив временную нагрузку на рабочем месте, при выполнении работ учащимися моложе 18 летнего возраста.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1 Баранов А. А., Намазова-Баранова Л.С., Альбицкий В.Ю. и др. Состояние и проблемы здоровья подростков в России // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. - 2014. - № 6. - С. 10-14.
2 Елисеев Ю.Ю., Войтович А.А., Дубровина Е.А., Елисеева Ю.В. К оценке функционального состояния организма подростков с различным уровнем здоровья в условиях профессионального обучения // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - 2014. - Т. 16, № 5-2. - С. 850-852.
3 Истомин А.В., Кирюшин В.А., Елисеев Ю.Ю. и др. Обзор научно-практических конференций, посвященных современным проблемам гигиены, профилактики и охраны здоровья населения за 2012 год // Здоровье населения и среда обитания. - 2013. - № 3 (240). - С. 38-40.
4 Клещина Ю.В., Елисеев Ю.Ю. Гигиеническая оценка и обоснование мер оптимизации образа жизни и питания подростков // Известия Самарского научного центра РАН. - 2011. - Т. 13, № 1-7. - С. 1604-1606.
5 Кучма В.Р., Рапопорт И.К. Научно-методические основы охраны и укрепления здоровья подростков России // Гигиена и санитария. - 2011. - № 4. - С. 53-56.
6 Павлов Н.Н., Клещина Ю.В., Елисеев Ю.Ю. Оценка фактического питания и пищевого статуса современных детей и подростков // Курский научно-практический вестник «Человек и его здоровье». - 2011. - № 1. -С. 128-132.
7 Чичерин Л. П. Медико-социальные аспекты охраны здоровья детей и подростков // Бюллетень Национального научно-исследовательского института общественного здоровья. - 2010. - № 4. - С. 12-15.
Рукопись получена: 19 июня 2017 г. Принята к публикации: 26 июня 2017 г.