Научная статья на тему 'Безопасность России и военно-политические процессы в Кавказском регионе'

Безопасность России и военно-политические процессы в Кавказском регионе Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
676
181
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / КАВКАЗСКИЙ РЕГИОН / АРМЕНИЯ / ГРУЗИЯ / АЗЕРБАЙДЖАН / АБХАЗИЯ / ЮЖНАЯ ОСЕТИЯ / НАГОРНО-КАРАБАХСКАЯ РЕСПУБЛИКА / БЕЗОПАСНОСТЬ ГОСУДАРСТВА / ВОЕННАЯ УГРОЗА / НАТО / ОДКБ / MILITARY-POLITICAL PROCESS / THE CAUCASUS REGION / ARMENIA / GEORGIA / AZERBAIJAN / ABKHAZIA / SOUTH OSSETIA / NAGORNO-KARABAKH REPUBLIC / THE SECURITY OF THE STATE / A MILITARY THREAT / THE NORTH ATLANTIC TREATY ORGANIZATION / THE COLLECTIVE SECURITY TREATY ORGANIZATION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Виловатых Анна Вячеславовна, Роговая Анастасия Владимировна

Ломка однополярного мира и ужесточение, в связи с этим, геополитической борьбы обусловили деструктивные военно-политические процессы в различных регионах мира. В условиях нестабильности по периметру границ России возрастает значимость Кавказского региона, что находит своё отражение в концентрации усилий акторов мировой политики по трансформации военной среды региона. Усложняется динамика и масштабы протекающих в нём военно-политических процессов. При этом просчёты в оценке и прогнозировании развития процессов, так или иначе влияющих на уровень безопасности России, неверная градация существующих угроз и вызовов способны привести к губительным и необратимым последствиям. Обозначенные обстоятельства вызвали необходимость проведения экспертного опроса по оценке влияния современных военно-политических процессов в Кавказском регионе на безопасность российского государства и конкретизации военных опасностей и угроз, обусловленных военно-политическими процессами на Кавказе. Экспертный опрос был проведён в июне 2014 г., в ходе которого было опрошено 40 российских и зарубежных экспертов, представляющих федеральные и региональные органы власти России, академическое сообщество, исследовательские центры, аналитические структуры. Опрос позволил выявить позиции экспертов и степень их согласованности по определению степени деструктивности региональных военно-политических процессов на Кавказе. Можно заключить, что антироссийские процессы в странах Кавказа продолжают определять общую геополитическую обстановку, в том числе в военно-политической сфере. При этом их генезис в этом регионе видится в основном в столкновении интересов России и стран «атлантического мира». Эмпирическое исследование военно-политических процессов в Кавказском регионе позволило сформулировать магистральные направления повышения эффективности государственной политики в сфере безопасности России на Северном Кавказе и в государствах Южного Кавказа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Military-political Processes in the Caucasus Region and the Security of Russia

The unipolar world breaking and the tightening of geopolitical struggle led to destructive military-political processes in different regions of the world. In conditions of instability along the perimeter of Russia's borders the significance of the Caucasus region increases, especially in geo-strategic and geoeconomic perspectives. The efforts of world politics actors for the transformation of the region environment increase substantially. As a result the dynamics and the scope of the proceeding military-political processes in the Caucasus are complicated. The failures in the assessment and the prediction of the processes development influence on the safety of Russia. Wrong gradation of existing threats and challenges can lead to disastrous and irreversible consequences for state security. Designated circumstances caused the need for the expert survey on assessing the impact of the current military-political processes in the Caucasus region on the security of the Russian state and necessity for the concretization of military dangers and threats, due to political and military developments in the Caucasus. An expert survey was conducted in June 2014. During it authors interviewed 40 Russian and foreign experts representing Federal and regional authorities, academic community, research centers, analytical structures. Implementation of the survey allowed to identify the experts positions and the degree of their coherence on the military-political processes in the Caucasus region and their impact on the modern Russia security. As a result the degree of destructiveness of the regional military-political processes was fixed. We conclude that anti-Russian processes in the countries of the Caucasus continue to determine the overall geopolitical situation, including in the military-political sphere. The reason is mainly seen in interests clashing of Russia and countries of the "Atlantic world." Analysis of the military-political processes in the Caucasus region has allowed to formulate the main directions of improving the efficiency of Russian state policy in security sphere in the North Caucasus and in the States of South Caucasus.

Текст научной работы на тему «Безопасность России и военно-политические процессы в Кавказском регионе»

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ И ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В КАВКАЗСКОМ РЕГИОНЕ

А.В. Виловатых, А.В. Роговая

ФГКВОУ ВПО «Военный университет» 123001, Москва, ул. Большая Садовая, 14. Центр региональной социологии и конфликтологии Института социологии РАН. 117218, Москва, ул. Кржижановского, 24/35, корп. 5

Ломка однополярного мира и ужесточение, в связи с этим, геополитической борьбы обусловили деструктивные военно-политические процессы в различных регионах мира. В условиях нестабильности по периметру границ России возрастает значимость Кавказского региона, что находит своё отражение в концентрации усилий акторов мировой политики по трансформации военной среды региона. Усложняется динамика и масштабы протекающих в нём военно-политических процессов. При этом просчёты в оценке и прогнозировании развития процессов, так или иначе влияющих на уровень безопасности России, неверная градация существующих угроз и вызовов способны привести к губительным и необратимым последствиям. Обозначенные обстоятельства вызвали необходимость проведения экспертного опроса по оценке влияния современных военно-политических процессов в Кавказском регионе на безопасность российского государства и конкретизации военных опасностей и угроз, обусловленных военно-политическими процессами на Кавказе. Экспертный опрос был проведён в июне 2014 г., в ходе которого было опрошено 40 российских и зарубежных экспертов, представляющих федеральные и региональные органы власти России, академическое сообщество, исследовательские центры, аналитические структуры. Опрос позволил выявить позиции экспертов и степень их согласованности по определению степени деструктивности региональных военно-политических процессов на Кавказе. Можно заключить, что антироссийские процессы в странах Кавказа продолжают определять общую геополитическую обстановку, в том числе в военно-политической сфере. При этом их генезис в этом регионе видится в основном в столкновении интересов России и стран «атлантического мира». Эмпирическое исследование военно-политических процессов в Кавказском регионе позволило сформулировать магистральные направления повышения эффективности государственной политики в сфере безопасности России на Северном Кавказе и в государствах Южного Кавказа.

Ключевые слова: военно-политический процесс, Кавказский регион, Армения, Грузия, Азербайджан, Абхазия, Южная Осетия, Нагорно-Карабахская республика, безопасность государства, военная угроза, НАТО, ОДКБ.

Мир сегодня как никогда нестабилен. Возрастающая конкуренция за обладание сырьевыми, энергетическими, социальными, территориальными ресурсами порождает активность акторов мировой политики и приводит к обострению существующих и возникновению новых кризисных ситуаций, конфликтов, войн. Для упрочения доминирующих позиций в мировой политике государства, претендующие на лидерство, разрабатывают новые военно-стратегические концепции, создают инновационные вооружённые силы. Значительные ресурсы направляются на военное строительство, создание и реорганизацию региональных организаций по обеспечению безопасности, неизменно расширяющих зоны военно-политического влияния.

Наблюдается рост количества государств, обладающих ядерным оружием; распространение систем обычных вооружений, оружия массового поражения, ракетных технологий зачастую приобретает неконтролируемый характер. Политика ряда стран, направленная на достижение преобладающего превосходства в военной сфере, милитаризацию космоса и киберпространства, отход от международных договорённостей в области сокращения вооружений, создаёт новые риски и вызовы безопасности государств. Расширяется практика применения стратегических неядерных высокоточных систем высокоточного оружия, развёртывания систем стратегической противоракетной обороны, которые подрывают стратегическую стабильность, нарушают сложившийся баланс сил.

Позитивные глобальные изменения сопровождаются ожесточённой борьбой за передел сфер влияния, экономической экспансией ведущих держав и транснациональых структур, стремящихся укрепить своё доминирование. Использование военной мощи для достижения национальных интересов в обход основополагающих принципов и норм международного права ведёт к обострению военно-политической обстановки и нарастанию конфликтного потенциала в различных регионах мира. При этом просчёты в оценке и прогнозировании развития процессов, так или иначе влияющих на уровень безопасности России, неверная градация существующих угроз и вызовов способны привести к губительным и необратимым последствиям.

В данных условиях проблема обеспечения безопасности государства - один из основных вопросов, кроме того, первоочередной аспект мировой политики. Обеспечение безопасности невозможно без отслеживания реальных военно-политических процессов, протекающих в мире. Военно-политические процессы, происходящие внутри государства, так и за его пределами, не являются изолированными от различных аспектов деятельности российского социума, отдельных субъектов международных

отношений, транснациональных сил, - они прямо или косвенно связаны с ними.

Усиление геополитического противоборства провоцирует турбулентность по периметру границ России. Возрастает значимость Кавказского региона, в особенности в геостратегическом и геоэкономическом ракурсах, что находит своё отражение в концентрации усилий акторов мировой политики по трансформации среды региона. Усложняются динамика и масштабы протекающих в нём военно-политических процессов. Такая постановка вопроса обуславливает важность выявления позиций российского интеллектуального и политического сообщества о современных военно-политических процессах, развивающихся в Кавказском регионе, и их влиянии на безопасность российского государства. С этой точки зрения тема настоящей работы представляется весьма значимой. Впрочем, и другие аспекты кавказской проблематики, особенно в части, касающейся военно-политических процессов, продолжают характеризоваться высокой актуальностью.

В настоящее время существуют работы по проблемам региона, в которых Кавказ и прилегающие геополитические образования рассматриваются как зоны особых интересов РФ, реализация которых осложняется сопротивлением мировых и региональных игроков. К их числу относятся труды Эмирова Р.М. [15], Добаева И.П. [4], Дибирова А.-Н. З. [11] и др.

Большое количество исследований по кавказской проблематике подготавливается многочисленными отечественными и зарубежными аналитическими центрами, профильными академическими институтами и соответствующими кафедрами вузов [3, с. 4-10; 10; 11].

Анализ представленных работ позволяет констатировать, что Кавказский регион, являясь неоднородным в этноконфессиональном плане, исторически нестабильный, находится в центре противоборства акторов мировой политики. С этой точки зрения «Кавказ - это суперважная развязка в структуре Евразии. Транзитная и смысловая. Геополитическая и историософская. Военно-стратегическая и политическая. Кавказ - это некое «средостение» макрорегиона. Господствующая высота, владея которой, можно созидать нужное и разрушать ненужное» [7].

Следует заметить, что военно-политические процессы в Кавказском регионе и их взаимосвязь с безопасностью РФ анализируется отечественными учёными-политологами, но происходит это в основном в теоретической манере. При этом анализ военно-политической ситуации на Кавказе свидетельствует о высоком динамизме происходящих здесь изменений [12]. Расширение спектра военно-политических процессов, их масштабирование и углубление интенсивности в совокупности

с нерешёнными противоречиями региона представляют собой потенциальные угрозы безопасности РФ. С целью комплексного анализа ситуации в регионе Кавказа возрастает необходимость получения данных, полученных эмпирическим путём, выражаясь социологическим языком, «в полевых условиях». В данной связи авторами предпринято и реализовано эмпирическое исследование современных военно-политических процессов в Кавказском регионе.

В июне 2014 г. авторами настоящей статьи был проведён экспертный опрос с целью выявления позиций российского интеллектуального и политического сообщества о современных военно-политических процессах, развивающихся в Кавказском регионе, и их влиянии на безопасность российского государства. В состав экспертной группы вошли следующие группы респондентов:

- учёные, специализирующиеся на изучении политических, экономических, юридических, военных аспектов безопасности государства («теоретики»);

- государственные служащие, имеющие значительный опыт работы в системе обеспечения безопасности страны («практики»).

В совокупности было опрошено 40 российских и зарубежных экспертов, представляющих академическое сообщество, исследовательские центры, аналитические структуры, а также федеральные и региональные органы власти России.

Реализация поставленных в ходе исследования задач обусловила проведение методических процедур:

- анализ информационного поля. В качестве основы для анализа использовались международные нормативные правовые акты, ратифицированные РФ, российские государственные доктрины и концепции как в обла-

сти национальной безопасности в целом, так и в области отдельных её составляющих [2, 14]. Информация, содержащаяся в государственных доктринах и концепциях, была дополнена по итогам изучения публикаций прессы и аналитических материалов [9];

- опрос экспертов, который проведён путём очного и заочного анкетирования посредством заполнения опросного листа. Для заочного анкетирования инструментарий адаптирован под самостоятельное заполнение экспертом;

- интервьюирование экспертов-комментаторов в целях уточнения ключевых результатов исследования. Результаты интервью использованы как комментарии к результатам опроса.

Завершив этап сбора данных, было произведено вычисление количественных показателей полученной информации. Далее все сведения были преобразованы в необходимую для статистического описания форму и проанализированы. Перейдем к последовательному представлению результатов опроса экспертов.

Масштабирование спектра военно-политических процессов современности в совокупности с нерешёнными противоречиями Кавказского региона определили актуальность вопроса: «В какой мере военно-политические процессы, развивающиеся в Кавказском регионе, оказывают влияние на безопасность России?». Результаты представлены на диаграмме ниже.

Около 77% экспертов высказали мнение, что военно-политические процессы, протекающие в Кавказском регионе, можно классифицировать как военные опасности. При этом 23% экспертов полагают, что протекающие процессы в регионе можно классифицировать как угрозы безопасности государства.

Диаграмма №1

Международные отношения

При ответе на заданный вопрос не зафиксировано оценок, предполагающих, что региональные процессы не затрагивают безопасность РФ, что подтверждает тезис о необходимости мониторинга военно-политических рисков как внутри государства, так и по периметру его границ.

Нестабильность на Кавказе вкупе с тенденцией применения социальных технологий трансформации социально-политических систем обуславливают необходимость ситуационного анализа опасностей и угроз в регионе, непрерывного системного анализа по боеготовности вооружённых сил, а в целом - поддержание военной организации государства в состоянии, позволяющем при необходимости обеспечить защиту его граждан.

Далее экспертам было предложено ответить, насколько вероятно возникновение или эскалация существующих военных конфликтов в Кавказском регионе. Результаты представлены на диаграмме ниже.

Большая часть экспертов считает, что вероятность возникновения или эскалации конфликтов умеренная. При этом в прогнозной оценке эксперты-практики оказываются более пессимистичными, чем теоретики. Приведём лишь наиболее фактурный комментарий:

«При всех несомненных достижениях России на Кавказе, сохраняются проблемные «поля»:

а) Карабахский «узел» может стать завязкой для конфликта;

б) неспокойно в Южной Осетии и Абхазии;

в) внутриполитическая ситуация в Грузии может измениться с усилением радикальных сил;

г) радикальные салафиты сохранили влияние в Дагестане, Кабардино-Балкарии и Ингушетии, что может вести к усилению подпольных формирований».

Резюмировать рассмотрение полученных данных можно следующей оценкой:

«Военно-политическая сфера КР находится в неустойчивом состоянии, характеризуясь возможностями наращивания конфликтного потенциала».

В данной связи осветим вопрос, который предполагал выяснение позиций респондентов, относительно возможности развития и укрепления сотрудничества России и государств Кавказского региона.

Полученные данные свидетельствуют, что эксперты видят высокую вероятность сотрудничества России и Армении - так ответили 93% теоретиков и 77% практиков.

Вероятность сотрудничества России с Азербайджаном усреднена, а оценки практиков и теоретиков рассогласованы - 36% практиков оценивают эту вероятность как высокую, в то время как 46% теоретиков дают противоположное мнение и определяют вероятность сотрудничества России и Азербайджана как низкую.

Возможность сотрудничества РФ и Грузии оценивается обеими группами респондентов как низкая - около 93%, и средняя - 7%. Ни один из экспертов не высказал оценку , что вероятность сотрудничества высока.

Сотрудничество России и Южной Осетии позитивнее оценивают практики - 93% из них полагают, что вероятность сотрудничества высокая, а 7% - средняя, тогда как среди теоретиков эти оценки составляют 65% и 29% соответственно.

Вероятность сотрудничества Абхазии и России также не поддается сомнению. Среди практиков высокой вероятность сотрудничества назвали 86%, средней - 14%. Среди теоретиков оценки несколько пессимистичнее - 71% и 23% соответственно.

Следующий вопрос, предполагал выяснение мнений респондентов, из каких государств и государственных образований Кавказского

Диаграмма № 2

Оцените вероятность возникновения военных конфликтов на Кавказе или эскалации "законсервированных" в ближайшие 5 лет

низкая вероятность

умеренная вероятность

высокая вероятность

12,9%

теоретик I практик

16,1%

0%

20%

40%

60%

80%

Таблица № 1

Из каких государств и государственных образований Кавказского региона в ближайшие 3 года могут исходить наиболее значимые угрозы безопасности России? Мода

1. Грузия 1

2. Азербайджан 2

3. Нагорно-Карабахская республика 3

4. Абхазия 4

5. Армения 5

6. Южная Осетия 6

региона в ближайшие 3 года могут исходить наиболее значимые угрозы безопасности России. В табличной форме присвоенные экспертами ранги выглядят следующим образом:

Данные показывают, что наивысший ранг присвоен Грузии. Это вполне ожидаемо в связи с проводимой в последние годы политикой. Как отмечает один из экспертов-практиков:

«Грузия себя позиционирует как союзника США и НАТО, проводника интересов их интересов на Кавказе, причём эта позиция поддерживается значительным числом жителей Грузии».

В свете пессимизма экспертов всё же следует отметить, что после августовской авантюры Са-акашвили в Грузии зафиксировано постепенное сокращение военного бюджета. Так, на нужды армии в 2014 г. выделено примерно 700 млн лари (около 400 млн долл.). По мнению грузинских военных экспертов, такие ассигнования не дают возможности для эксплуатации в нормальных условьях ударных наступательных вооружений [6]. Для сравнения: расходы на оборону в 2007 г. составляли около 1,3 млрд долл.

Кроме этого, прозвучало официальное заявление нового министра обороны Ираклия Аласания о начале разработки новой военной доктрины, в центре концепции которой заявлен принцип ведения только оборонительных войн на региональном уровне [8].

Сложнее обстоит вопрос с Азербайджаном, поскольку он единственный может проводить независимую политику по выстраиванию системы своей военной безопасности. Как полагает эксперт-практик:

«Именно из данного государства вполне могут исходить военные угрозы безопасности России».

Дело в том, что в последние годы военная мощь Азербайджана неуклонно растёт, причём быстрыми темпами. Например, согласно данным известного института 81РШ, «Азербайджан приобрёл в Израиле в 2008 г. 10 беспилотных летательных аппаратов (БЛА) неназванного типа, в 2011 г. В 2010 г. - 2 БЛА «Гермес-450», а также 10 комплектов БЛА типа «Аэростар», предназначенных для сборки в Азербайджане. В 2011 г. в рамках соглашения, подписанного между сторонами, Азербайджану были проданы зенитные ракетные комплексы «Барак-8» с 75 зенитными управляемыми ракетами, РЛС БЬ/М-2080 «Грин пайн», противокорабельные крылатые ракеты

(ПКР) «Габриэль-5» (количество не разглашается), 5 БЛА типа «Херон» и 5 БЛА «Серчер» [5].

Кроме этого Азербайджаном осуществлена закупка вооружений и тяжёлой военной техники у РФ в рамках соглашений, подписанных еще в 2010-2011 гг. в совокупности на более чем 1 млрд долл Следует отметить один из комментариев:

«В ряд поставок Азербайджану входят наступательные вооружения: самоходные артиллерийские установки (САУ) «Мста-С» и «Вена», пусковые установки реактивных систем залпового огня «Смерч», танки Т-90С, боевые машины пехоты БМП-3, различные машины для обслуживания, запасные части».

Таким образом, с военно-политической точки зрения Азербайджан сегодня остаётся наиболее опасным государством из стран Закавказья.

Относительно Нагорно-Карабахской Республики высказываются следующие позиции:

«Угрозы со стороны Нагорно-Карабахской Республики не могут возникнуть, а вот эскалация конфликта между Арменией и Азербайджаном и далее по этому поводу ...».

Настоящий тезис подтверждают оценки авторитетных аналитиков, которыми высказываются опасения, что в рамках решения карабахского конфликта американская дипломатия будет использоваться в качестве элемента манипулирования армянскими и азербайджанскими элитами [1].

Видится, что в условиях наращивания военного потенциала на Кавказе чрезвычайно важно, чтобы военная политика основных региональных игроков отошла от модели «против кого дружить будем», так как такая модель ориентирована на приобретение союзников в регионе за счёт культивирования конфликтов той или иной кавказской страны с соседями. Ситуация обуславливает необходимость более активного включения России в комплекс региональной безопасности. Представляется, что региональная стратегия России по предотвращению и отражению возможных прямых и косвенных угроз безопасности государства с учётом современных военно-политических процессов должна заключаться:

- в удержании опорных точек и плацдармов российского влияния, к которым можно отнести: Габалинскую РЛС в Азербайджане;

- в укреплении диалога, проведения политики «мягкой силы» и хорошо продуманной ди-

пломатии с союзниками и возможными новыми партнёрами, к которым можно отнести Южную Осетию, Абхазию, Иран, Сирию;

- в расширении военно-технического и военно-политического сотрудничества с государствами региона;

- в укреплении таких структур, как ОДКБ, путём расширения внутри-организационного сотрудничества, проведения военных учений, разработки механизма долевого финансирования мероприятий;

- в разработке и принятии на вооружение высокотехнологичных средств ведения войны, по типам и количеству достаточных для гарантированного отпора агрессору.

В целях конкретизации наиболее проблемных направлений по обеспечению безопасности государства, экспертам было предложено определить приоритетность сфер, которые пятилетней перспективе будут подвержены реальным или потенциальным угрозам.

На диаграмме отражено, что наивысший ранг риска присвоен сфере государственной безопасности, что неудивительно. Распад СССР послужил причиной изменения геополитического расклада в Кавказском регионе. Последствия - этнополитические конфликты, многие из которых не нашли своего разрешения до сегодняшнего дня. Эксперты-практики полагают:

«Важно помнить исторический опыт России 90-х гг.- он стал для руководства страны непростым уроком, который нельзя повторить».

«Сепаратизм в регионе, поддерживаемый извне, и сегодня может быть поводом к кровавым конфликтам».

«Во всём мире образование новых независимых государств сопровождается возникновением ряда проблем, которые дают о себе знать. Это усугубляется тем фактом, что на Кавказе су-

ществует ряд неразрешённых военно-политических конфликтов, которые «консервируют» общую атмосферу напряжённости».

Следует заметить, что второй ранг по значимости - это социальная сфера, по которой оценки как государственных служащих, так и учёных, в высокой мере согласованы. Выделим некоторые позиции:

«Наиболее важными проблемами являются идеологические и проблема возрождения духовности, но не только на Кавказе, а в России в целом».

«Религиозная сфера находится в зоне пристального внимания внешних и внутренних акторов, заинтересованных в ослаблении России».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

«Укрепление социальной безопасности чрезвычайно важно, поскольку настоящая сфера находится в фокусе внимания субъектов, заинтересованных в ослаблении России».

Полученные в ходе опроса экспертов данные показывают, что в Кавказском регионе усложняются противоречия не только военного характера - группировка войск Южного стратегического направления блокирует потенциальные военные угрозы, - но гуманитарного и социокультурного характеров. Согласимся с экспертами, которые настаивают, что военно-политический, энергетический и транснациональный сектора безопасности региона взаимозависимы и оказывают серьезное влияние на инициацию политических процессов деструктивного толка.

В целом проведённое эмпирическое исследование военно-политических процессов в Кавказском регионе позволяет заключить, что ситуация характеризуется:

- попытками вытеснения России из традиционных зон её влияния;

- террористической и экстремистской активностью незаконных вооружённых формирований;

Диаграмма № 3

Угрозы безопасности Российской Федерации, исходящие из Кавказского региона, которые будут иметь приоритетное значение в перспективе 5 лет

(среднее значение, где 1 - наибольший уровень угрозы, 6 - наименьший)

В сфере госбезопасности В сфере социальной безопасности В сфере военной безопасности В сфере экономической безопасности В сфере информационной безопасности В сфере энергетической безопасности

3,4

3,6

4,9

- размещением объектов военной инфраструктуры иностранных государств вдоль границ России;

- стремлением к доминированию НАТО в осуществлении программ военно-технического сотрудничества;

- попытками нанесения ущерба военной и экономической инфраструктуре российского государства;

- умышленной дестабилизацией социально-политических процессов, манипулированием этническим и религиозным факторами в раскачивании обстановки.

С учётом анализа региональных военно-политических процессов на Кавказе следует зафиксировать приоритеты обеспечения безопасности России в Кавказском регионе:

- в нейтрализации влияния внерегиональ-ных игроков при осуществлении ими внешнеполитических задач;

- в определении региона как сферы национальных интересов России и восстановления его как зоны геополитического влияния государства;

- в блокировании террористической, националистической, экстремистской активности в регионе;

- в расширении экономического сотрудничества с государствами региона;

- в создании благоприятного социально-экономического климата в регионе и развитии его инфраструктуры;

- в использовании потенциала ОДКБ и расширении программ военно-технического сотрудничества в регионе;

- в осуществлении собственного идеологического проекта по сплочению различных этнорелигиозных групп России в единую нацию.

Это чрезвычайно сложные, но высоко актуализированные задачи, поскольку в условиях продолжающегося хаоса в Сирии, военно-политического кризиса на Украине, в преддверии вывода коалиционных войск из Афганистана, проблемы межконфессиональные и межэтнические сливаются с терроризмом, религиозным экстремизмом, наркопреступностью и являются прямыми и косвенными опасностями и угрозами безопасности российскому государству. Именно поэтому возрастает значимость реализации не точечных действий, а комплекса мероприятий по стратегическому сдерживанию, который призван обеспечивать регуляцию военно-политических процессов внутри государства, так и за его пределами.

Список литературы

1. Арешев А. 2013 год подтвердил тенденцию к разнонаправленности ориентаций стран Южного Кавказа // Интернет- сайт «Научное Общество Кавказоведов». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.kavkazoved.info/pview/2013/12/31/2013-god-podtverdil-tendenciju-k-raznonapravlennosti-orientacij-stran-juzhnogo-kavkaza.html (дата обращения 06.05.2015 г.)

2. Военная доктрина Российской Федерации (утверждена Указом Президента РФ от 25 декабря 2014 г. № 2976) // Официальный сайт компании «Консультант Плюс». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_172989/ (дата обращения 06.05.2015 г.)

3. Глазова А.В. Зона особых интересов России. Национал ьная оборона. № 11 (80), январь, 2012. С. 4—10.

4. Добаев И. П. Кавказский макрорегион в фокусе геополитических интересов мировых держав: история и современность. — Ростов н/Д: ЮНЦ РАН, 2007. 207 с.

5. Командующий ВМС Ирана прокомментировал закупку Азербайджаном израильских ПКР «Га-бриэль-5» // Информационный портал ЦАМТО. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// armstrade.org/includes/periodics/news/2013/0903/1415201 14/detail.shtml (дата обращения 06.05.2015)

6. Майсая В. Тбилиси переходит к круговой обороне. Новые реалии в военной политике постсаака-швилиевской Грузии // Независимое военное обозрение. 27.12.2013. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://nvo.ng.ru/forces/2013-12-27/1_tbilisi.html (дата обращения 06.05.2015)

7. Мамиконян М. Подкопаева. Господствующая высота // Интернет-портал «Центр Кургиняна». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.kurginyan.ru/publ.shtml?cat=285&cmd=sch&vip=15 (дата обращения 17.05.2015 г.)

8. Министр обороны Грузии начинает работать над новой доктриной // Информационно-аналитический портал «Грузия online». 26.10.2012. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ekhokavkaza. com/archive/news/20121026/3235/2759.html?id=24753077 (дата обращения 06.05.2015)

9. Национальная безопасность России глазами экспертов // Официальный сайт Института социологии РАН. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://polisnew.isras.ru/files/File/2011/3/2.pdf (дата обращения 06.05.2015)

10. Николайчук Е. Военно-политический анализ ситуации на армяно-азербайджанском фронте - 1 // Интернет- сайт «Вестник Кавказа». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.vestikavkaza. ru/analytics/Voenno-politicheskiy-analiz-situatsii-na-armyano-azerbaydzhanskom-fronte-1.html (дата обращения 16.05.2015)

11. Российский Кавказ: проблемы, поиски, решения: Научное издание / Под общ. ред. Р. Г. Абдулатипова, А.-Н. З. Дибирова. Издательство «Аспект Пресс», 2015. 600 с.

12. Сухоплещенко К. Южный Кавказ и Центральная Азия: новые стратегии союзничества // Интернет-сайт «Вести Кавказа». 24.04.2013. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.vestikavkaza.ru/analytics/ YUzhnyy-Kavkaz-i-TSentralnaya-Aziya-novye-strategii-soyuznichestva.html (дата обращения 16.05.2015)

13. Тищенко Г.Г. Военно-политическая обстановка в Кавказском регионе. Доклад на международной конференции «ОДКБ и безопасность Евразии» // Официальный сайт РИСИ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://riss.ru/analitycs/4214/ (дата обращения 17.05.2015)

14. Федеральный закон от 28 декабря 2010 N 390-Ф3 «О безопасности» // Официальный сайт компании «Консультант Плюс». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_108546/ (дата обращения 06.05.2015)

15. Эмиров Р.М. Приоритеты национальной безопасности Российской Федерации на Северном Кавказе. -М.: Логос, 2011. 248 с.

Об авторах

Виловатых Анна Вячеславовна - преподаватель кафедры социологии ФГКВОУ ВПО «Военный университет».

E-mail: VilkaVulkan@yandex.ru

Роговая Анастасия Владимировна - кандидат социологических наук, старший научный сотрудник Центра региональной социологии и конфликтологии Института социологии РАН. E-mail: av_rogovaya@mail.ru

MILITARY-POLITICAL PROCESSES IN THE CAUCASUS REGION AND THE SECURITY OF RUSSIA

A.V. Vilovatykh, A. V. Rogovaya

Department of sociology, Federal state military educational establishment of higher professional education "Military University". 123001, Moscow, Bolshaya Sadovaya, 14. Scientific specialization: political sociology, geopolitics, international relations, theory of security.

Centre for regional sociology and conflict resolution at the Institute of sociology RAS, 117218, Moscow, ul. Krzhizhanovskogo, 24/35, bld.5. Scientific specialization: sociology of conflict, regional sociology, sociology of terrorism.

Abstract: The unipolar world breaking and the tightening of geopolitical struggle led to destructive military-political processes in different regions of the world. In conditions of instability along the perimeter of Russia's borders the significance of the Caucasus region increases, especially in geo-strategic and geo-economic perspectives. The efforts of world politics actors for the transformation of the region environment increase substantially. As a result the dynamics and the scope of the proceeding military-political processes in the Caucasus are complicated. The failures in the assessment and the prediction of the processes development influence on the safety of Russia. Wrong gradation of existing threats and challenges can lead to disastrous and irreversible consequences for state security. Designated circumstances caused the need for the expert survey on assessing the impact of the current military-political processes in the Caucasus region on the security of the Russian state and necessity for the concretization of military dangers and threats, due to political and military developments in the Caucasus. An expert survey was conducted in June 2014. During it authors interviewed 40 Russian and foreign experts representing Federal and regional authorities, academic community, research centers, analytical structures. Implementation of the survey allowed to identify the experts positions and the degree of their coherence on the military-political processes in the Caucasus region and their impact on the modern Russia security. As a result the degree of destructiveness of the regional military-political processes was fixed. We conclude that anti-Russian processes in the countries of the Caucasus continue to determine the overall geopolitical situation, including in the military-political sphere. The reason is mainly seen in interests clashing of Russia and countries of the "Atlantic world." Analysis of the military-political processes in the Caucasus region has allowed to formulate the main directions of improving the efficiency of Russian state policy in security sphere in the North Caucasus and in the States of South Caucasus.

A.B. BumoBaTbix, A.B. PoroBaa

Key words: Military-political process, the Caucasus region, Armenia, Georgia, Azerbaijan,

Abkhazia, South Ossetia, Nagorno-Karabakh Republic, the security of the state, a military threat,

The North Atlantic Treaty organization, The Collective Security Treaty Organization.

References

1. Areshev A. 2013 god podtverdil tendentsiiu k raznonapravlennosti orientatsii stran luzhnogo Kavkaza // Internet- sait «Nauchnoe Obshchestvo Kavkazovedov». [Elektronnyi resurs]. Rezhim dostupa: http://www. kavkazoved.info/pview/2013/12/31/2013-god-podtverdil-tendenciju-k-raznonapravlennosti-orientacij-stran-juzhnogo-kavkaza.html (accessed 6 May 2015)

2. Voennaia doktrina Rossiiskoi Federatsii (utverzhdena Ukazom Prezidenta RF ot 25 dekabria 2014 g. № 2976) // Ofitsial'nyi sait kompanii «Konsul'tant Plius». [Elektronnyi resurs]. Rezhim dostupa: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_172989/ (accessed 6 May 2015)

3. Glazova A.V. Zona osobykh interesov Rossii. «Natsional' naia oborona». № 11 (80), ianvar', 2012. S. 4-10.

4. Dobaev I. P. Kavkazskii makroregion v fokuse geopoliticheskikh interesov mirovykh derzhav: istoriia i sovremennost'. — Rostov n/D: luNTs RAN, 2007. — 207 s.

5. Komanduiushchii VMS Irana prokommentiroval zakupku Azerbaidzhanom izrail'skikh PKR «Gabriel'-5» // Informatsionnyi portal TsAMTO. [Elektronnyi resurs]. Rezhim dostupa: http://armstrade.org/includes/ periodics/news/2013/0903/141520114/detail.shtml (accessed 6 May 2015)

6. Maisaia V. Tbilisi perekhodit k krugovoi oborone. Novye realii v voennoi politike postsaakashvilievskoi Gruzii // Nezavisimoe voennoe obozrenie. 27.12.2013. [Elektronnyi resurs]. Rezhim dostupa: http://nvo.ng.ru/ forces/2013-12-27/1_tbilisi.html (accessed 6 May 2015)

7. Mamikonian M. Podkopaeva. Gospodstvuiushchaia vysota // Internet-portal «Tsentr Kurginiana». [Elektronnyi resurs]. Rezhim dostupa: http://www.kurginyan.ru/publ.shtml?cat=285&cmd=sch&vip=15 (accessed 17 May 2015)

8. Ministr oborony Gruzii nachinaet rabotat' nad novoi doktrinoi // Informatsionno-analiticheskii portal «Gruziia online». 26.10.2012. [Elektronnyi resurs]. Rezhim dostupa: http://www.ekhokavkaza.com/archive/ news/20121026/3235/2759.html?id=24753077 (accessed 6 May 2015)

9. Natsional'naia bezopasnost' Rossii glazami ekspertov // Ofitsial'nyi sait Instituta sotsiologii RAN. [Elektronnyi resurs]. Rezhim dostupa: http://polisnew.isras.ru/files/File/2011/3/2.pdf (accessed 6 May 2015)

10. Nikolaichuk E. Voenno-politicheskii analiz situatsii na armiano-azerbaidzhanskom fronte - 1 // Internet- sait «Vestnik Kavkaza». [Elektronnyi resurs]. Rezhim dostupa: http://www.vestikavkaza.ru/analytics/Voenno-politicheskiy-analiz-situatsii-na-armyano-azerbaydzhanskom-fronte-1.html (data obrashcheniia 16.05.2015 g.)

11. Rossiiskii Kavkaz: problemy, poiski, resheniia: Nauchnoe izdanie / Pod obshch. red. R. G. Abdulatipova, A.-N. Z. Dibirova. — Izdatel'stvo «Aspekt Press», 2015. - 600 s.

12. Sukhopleshchenko K. Iuzhnyi Kavkaz i Tsentral'naia Aziia: novye strategii soiuznichestva // Internet-sait « Vesti Kavkaza». 24.04.2013. [Elektronnyi resurs]. Rezhim dostupa: http://www.vestikavkaza.ru/analytics/YUzhnyy-Kavkaz-i-TSentralnaya-Aziya-novye-strategii-soyuznichestva.html (data obrashcheniia 16.05.2015 g.)

13. Tishchenko G.G. Voenno-politicheskaia obstanovka v Kavkazskom regione. Doklad na mezhdunarodnoi konferentsii «ODKB i bezopasnost' Evrazii» // Ofitsial'nyi sait RISI. [Elektronnyi resurs]. Rezhim dostupa: http://riss.ru/analitycs/4214/ (data obrashcheniia 17.05.2015 g.)

14. Federal'nyi zakon ot 28 dekabria 2010 N 390-FZ "O bezopasnosti" // Ofitsial'nyi sait kompanii «Konsul'tant Plius». [Elektronnyi resurs]. Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_108546/ (accessed 6 May 2015)

15. Emirov R.M. Prioritety natsional'noi bezopasnosti Rossiiskoi Federatsii na Severnom Kavkaze. - M.: Logos, 2011. - 248 s.

About the authors

Anna V. Vilovatykh - lecturer, Department of sociology, Federal state military educational establishment of higher

professional education «Military University».

E-mail: VilkaVulkan@yandex.ru.

Anastasiya V. Rogovaya - PhD Sociology, senior researcher, Centre for regional sociology and conflict resolution

at the Institute of sociology RAS, 117218.

E-mail: av_rogovaya@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.