Научная статья на тему 'БЕЗОПАСНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРИ ПЕРЕХОДЕ НА УДАЛЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ В ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ'

БЕЗОПАСНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРИ ПЕРЕХОДЕ НА УДАЛЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ В ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
83
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / УДАЛЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ РИСКИ / КОММУНИКАТИВНЫЕ РИСКИ / ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ / БЕЗОПАСНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Полунина Людмила Николаевна

Анализируются риски, связанные с массовым переходом образовательных учреждений на удаленное обучение в условиях пандемии. Предложена типология рисков, обусловленная спецификой педагогического взаимодействия в электронной среде, в которой медиативную функцию выполняют цифровые технологии. Рассмотрены основные направления обеспечения безопасности педагогического взаимодействия в контексте интенсивной цифровизации образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SAFETY OF PEDAGOGIC COOPERATION WHEN TRANSFERRING TO DISTANCE EDUCATION IN AN EXTRAORDINARY SITUATION

The article deals with the analysis of the risks associated with the mass transfer of the educational institutions to the distance education in pandemic. There is suggested the typology of risks caused by the specific character of the pedagogic cooperation in the electronic environment where the mediative function is fulfilled by the digital technologies. There are considered the basic directions of supporting the safety of the pedagogic cooperation in the context of the intensive digitalization of education.

Текст научной работы на тему «БЕЗОПАСНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРИ ПЕРЕХОДЕ НА УДАЛЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ В ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ»

Legal culture of juvenile: content and peculiarities of development in educational process

The article deals with the study of the peculiarities of the legal culture of juvenile and the factors leading to the growth of the illegal behavior in the young environment. There is substantiated the influence of the educational process in the educational institution on the development of the legal culture and the positive legal consciousness of the students. There are systemized the basic directions and principles of the development of the legal culture of students in the educational process.

Key words: legal culture, legal consciousness, legal upbringing, legal education, illegal behavior, learning activity.

(Статья поступила в редакцию 05.10.2021)

л.Н. Полунина (тула)

БЕЗОПАСНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРИ ПЕРЕХОДЕ НА УДАЛЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ В ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ

Анализируются риски, связанные с массовым переходом образовательных учреждений на удаленное обучение в условиях пандемии. Предложена типология рисков, обусловленная спецификой педагогического взаимодействия в электронной среде, в которой медиативную функцию выполняют цифровые технологии. Рассмотрены основные направления обеспечения безопасности педагогического взаимодействия в контексте интенсивной цифрови-зации образования.

Ключевые слова: педагогическое взаимодействие, удаленное обучение, цифровизация, технологические риски, коммуникативные риски, цифровая грамотность, безопасность.

С момента возникновения удаленного обучения ключевыми характеристиками, отличающими его от иных форм передачи знаний, выступают территориальная обособленность

субъектов образования, а также наличие и доступность средства коммуникации, обеспечивающего их взаимодействие для достижения образовательной цели. Эволюцию удаленного обучения соотносят, прежде всего, с развитием способов передачи информации - от почты, радио и телевидения до самых совершенных цифровых технологий. Хронологию трансформации понятия и стоящих за ним технологических инноваций возможно проследить по терминологическому ряду заочное - дистанционное - электронное - онлайн-образование, а наиболее значимые современные тенденции представить в виде последовательности информатизация - компьютеризация - цифровизация - виртуализация образования.

Терминологическая вариативность, присущая описанию удаленного обучения с применением ИКТ (дистанционное, смешанное, электронное, виртуальное, мобильное, он-лайн-обучение и др.), обусловливает необходимость уточнения основных дефиниций, используемых в предпринятом исследовании. «Дистанционное обучение» (distance learning), по определению ЮНЕСКО, является родовым понятием, объединяющим различные способы осуществления учебной деятельности физически автономными субъектами [10, с. 105]. Контактная работа, создание электронной образовательной среды, интерактивность, адаптация учебных материалов в дистанционном обучении не исключаются, но не являются непременным условием.

Электронное обучение (E-learning), имеющее легитимный статус в отечественном образовании, рассматривается как совокупность образовательных практик, реализуемых как в онлайн-, так и в офлайн-формате с помощью электронных средств коммуникации, к которым относятся в том числе телефонная связь, электронная почта, образовательные платформы и иные интернет-ресурсы [6]. Онлайн-об-учение (online learning) представляет собой образовательный процесс, осуществляемый преимущественно в форме синхронного взаимодействия субъектов образования в целенаправленно создаваемой цифровой среде с использованием сети Интернет [9]. Его существенными характеристиками, кроме физической дис-танцированности участников, являются медиативная функция цифровых технологий, высокая интерактивность, доминирование общения в реальном времени, на которое отводится бо-

О Полунина Л.Н., 2021

лее 80% объема учебной работы. Технологически продвинутой версией онлайн-обучения, базирующейся на использовании портативных цифровых устройств, является мобильное обучение (mobile learning), исследуемое в настоящее время как самостоятельный вид образовательной практики [4].

В 2020 г. в контексте развития пандемии коронавирусной инфекции (COVID-19) и закрытия образовательных учреждений в педагогической литературе широкое распространение получает понятие удаленного обучения в чрезвычайной ситуации (emergency remote learning), которое определяется как временное осуществление учебного процесса в какой-либо альтернативной бесконтактной форме, обусловленное необходимостью обеспечения социальной изоляции. Изначально предполагалось, что его отличительными признаками являются краткосрочность, отсутствие специально подготовленной инфраструктуры и ресурсов, что актуализирует сокращение учебной нагрузки, снижение требований к результатам обучения и смягчение либо отмену контрольных процедур. Приоритетной целью в данных обстоятельствах является, прежде всего, оперативное обеспечение стабильного функционирования любых имеющихся в наличии технических средств, с помощью которых осуществляется доступ к учебным материалам, и коммуникация участников учебного процесса [7]. Однако вторая и третья волны пандемии, а также повторное введение ограничений показали, что удаленное обучение в чрезвычайной ситуации должно рассматриваться не просто как временная, а как спланированная и подготовленная замена традиционному обучению и должно быть ориентировано на максимально эффективное использование доступных цифровых технологий с целью обеспечения непрерывности, качества и результативности образовательного процесса.

Таким образом, пандемия COVID-19 кардинально изменила повестку цифровизации образования. Закрытие на неопределенный срок учебных заведений различного уровня в большинстве стран мира актуализировало тотальную цифровизацию учебного процесса в связи с его экстренным переводом в удаленный формат. Фактически это означает начало принципиально нового этапа в развитии образования, когда онлайн-обучение перестает быть одной из возможностей и становится неизбежностью, поскольку циклическое течение пандемии и перспектива повторного неодно-

кратного введения режима социальной изоляции предопределяют необходимость создания в учебных заведениях электронной образовательной среды, способной в условиях чрезвычайной ситуации максимально эффективно заместить традиционный учебный процесс и стабильно функционировать, обеспечивая его соответствие утвержденным стандартам.

Опыт, накопленный образовательными институтами в течение 2020-2021 гг., предоставляет достаточно фактологического материала для первичного анализа широкого спектра проблем, связанных с радикальным изменением привычного порядка функционирования образования. Тем не менее большая часть появившихся в академической печати аналитических работ, исследующих цифровую трансформацию образовательных практик под влиянием пандемии, фокусируются на организационных и технологических аспектах, оставляя за пределами анализа такую значимую проблему, как безопасность осуществления образовательной деятельности в условиях полного перехода на удаленное обучение с применением информационно-коммуникационных технологий.

Цель настоящего исследования состоит в выявлении реальных и потенциальных рисков, которые продуцирует интенсивная циф-ровизация образовательного процесса, в анализе их влияния на безопасность педагогического взаимодействия в условиях удаленного обучения, а также в определении факторов, способных минимизировать угрозы благополучию субъектов образования. Работа основана на междисциплинарном подходе к изучению педагогических реалий и процессов, объединяющем научный потенциал таких антро-поориентированных дисциплин, как педагогика, социология, педагогическая психология, теория коммуникации.

Феномен педагогического взаимодействия является основополагающим компонентом образовательной и воспитательной деятельности, т. к. трансляция знаний, культурных норм и нравственных императивов, аккумулированных определенным обществом, реализуется в непосредственной интеракции между обучающим(и) и обучаемым(и). На основе анализа дефиниций, предложенных ведущими отечественными учеными Ю.К. Бабанским, В.А. Сластениным, А.В. Мудриком, Б.М. Бим-Бадом, полагаем возможным в контексте данной работы определить педагогическое взаимодействие как сложную динамическую си-

стему взаимоотношений и взаимовлияний участников образовательного процесса, формирующуюся в процессе целенаправленной совместной деятельности и обеспечивающую интеллектуальное, нравственное, физическое развитие личности и ее социализацию. Таким образом, мы рассматриваем педагогическое взаимодействие в качестве системообразующего фактора, определяющими характеристиками которого являются субъект-субъектный характер отношений, процессуальность, кооперативность, интерактивность, наличие общей цели и планируемых результатов деятельности.

Диахроническая перспектива позволяет проследить изменение структурных и содержательных параметров педагогического взаимодействия, детерминированных идеологическими, социокультурными, технологическими факторами и определяющих его специфику в определенный период в конкретном социуме. В частности, характеризуя особенности педагогического взаимодействия в условиях дистанционного обучения, Е.В. Коротаева в качестве наиболее существенной трансформации отмечает переход от традиционной модели прямой интеракции «человек - человек» к модели «человек - машина - человек», в которой коммуникация и совместная работа в электронной среде опосредованы техническими средствами, что не только требует перестройки индивидуального профиля деятельности в совокупности его личностного, сенсорно-перцептивного и гностического компонентов, но и «значительно изменяет непосредственный контакт, интерактивность, вариативность межличностного общения» [1, с. 170].

В этой связи переход на удаленное обучение в чрезвычайной ситуации, означающий полный перенос педагогического взаимодействия на неопределенный срок в цифровую среду, порождает целый ряд очевидных и скрытых рисков, обусловленных как спецификой самой технологической среды (взаимодействие в векторах «человек - машина» и «машина - человек»), так и особенностями цифровой межличностной интеракции (взаимодействие в векторе «человек - человек» при посредничестве технологий). Не претендуя на полноту типологии, мы рассмотрим те из них, которые обусловлены индивидуальными или групповыми действиями, предпринимаемыми субъектами образования в процессе обучения. С учетом медиативной функции цифровых технологий полагаем возможным дифференциро-

вать две группы взаимосвязанных рисков, обусловленных существенным изменением условий педагогического взаимодействия и влияющих на его безопасность:

1) технологические риски;

2) коммуникативные риски.

Инструментальной основой учебного процесса в цифровой среде являются доступные субъектам образования технические средства, от наличия и работоспособности которых зависит возможность его реализации в условиях чрезвычайной ситуации. Практика показывает, что в период пандемии даже в технологически развитых странах многие учебные заведения были вынуждены использовать «до-цифровые» технологии, чтобы обеспечить непрерывность учебного процесса [8]. Таким образом, технологические риски в большей степени связаны с внешними по отношению к участникам педагогического взаимодействия факторами:

- наличием современной цифровой инфраструктуры;

- пропускной способностью сетей;

- надежностью интернет-соединения;

- совершенством устройств;

- политикой сбора, обработки, хранения и оборота данных;

- способами распространения информации.

Чисто технологические аспекты, тем не

менее, напрямую связаны с этическими проблемами и могут оказывать негативное влияние на благополучие субъектов образовательной деятельности, а это позволяет идентифицировать их в качестве рисков. Прежде всего, речь идет о равном доступе к образованию как общественному благу, который ограничивается несовершенством технологической инфраструктуры. В ответ на вызовы пандемии под эгидой ЮНЕСКО в 2020 г. была создана Глобальная коалиция по вопросам образования, представляющая собой партнерство международных организаций, некоммерческих объединений, ИКТ-компаний, сетевых провайдеров, целью которого является обеспечение непрерывности обучения в чрезвычайных ситуациях и минимизация рисков, вызванных цифровым разрывом. Примером такого сотрудничества стали предоставление компаниями Goggle и Zoom бесплатного доступа к сервисам видеоконференций и разработка дополнительных цифровых решений для образовательных организаций, позволивших многим учебным заведениям продолжать полноценное обучение в период социальной изоляции.

Не менее важной проблемой, обсуждаемой педагогическим сообществом в контексте цифровизации, является датафикация образования, под которой понимаются сбор, обработка, хранение и использование (в том числе коммерциализация) данных о субъектах образования и их действиях в цифровой среде. Широко распространенная практика пользовательского соглашения при работе с интернет-ресурсами закрепляет индивидуальную ответственность пользователя за достоверность, конфиденциальность и защиту предоставляемых данных. Однако, когда речь идет об учебном процессе, организованном в рамках формального образования, учебные заведения по определению обязаны обеспечить безопасность ресурсов, используемых для различных форм дистанционного обучения, равно как и охрану личных данных участников педагогического взаимодействия.

Чрезвычайная ситуация обострила данную проблему, поскольку в условиях срочного переноса образовательного процесса в цифровую среду либо администрация учебных заведений и педагоги не имели достаточно времени для детального анализа и сравнения учебных ресурсов и образовательных платформ с точки зрения их безопасности, либо доступные им варианты были ограничены единственно возможным выбором. В таких условиях возрастает значимость обучения школьников и студентов основам безопасного использования ИКТ в учебной деятельности, а также такому обращению с собственными и чужими данными, которое обеспечивает их защиту.

Цифровая грамотность является важнейшим аспектом безопасности взаимодействия в модели коммуникации «человек - машина» и характеризует высокий уровень цифровой компетентности субъектов образования. Следует отметить, что массовый переход учебных заведений на удаленное обучение в условиях пандемии выявил недостаточный уровень развития ИКт-компетенций, что может рассматриваться как фактор риска, оказывающий многомерное воздействие как на беспрепятственную реализацию и результативность учебного процесса, так и на успешность педагогического взаимодействия. При переходе на удаленное обучение в чрезвычайной ситуации значимость цифровых компетенций, а также требования к их диапазону и уровню развития возрастают не только для учителей и учащихся, но также для руководителей образовательных учреждений, осуществляющих с по-

мощью цифровых устройств организационную деятельность, и для родителей, оказывающих детям помощь в учебе и контролирующих их поведение в электронной среде.

Исследования, в частности, показывают, что при переводе обучения в онлайн-формат участие родителей в педагогическом взаимодействии снижается, несмотря на наличие необходимых информационных ресурсов, создаваемых в регионах в рамках электронной образовательной среды. Это обусловлено как невысоким уровнем развития цифровых компетенций родителей в целом, так и межпоколенче-ским разрывом, который характеризует цифровое неравенство родителей (законных представителей) и детей, принадлежащих к разным поколениям [5, с. 271].

Риски коммуникации в векторе «машина -человек», к которым прежде всего относят негативные последствия длительного использования электронных устройств для физического здоровья и психоэмоционального состояния детей и подростков, достаточно хорошо изучены. Поэтому мы остановимся на серьезном противоречии, характерном именно для удаленного обучения в чрезвычайной ситуации, от разрешения которого зависит не только благополучие участников образовательного процесса, но также обеспечение его непрерывности и результативности. Согласно Порядку организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам, утвержденному Приказом Министерства просвещения РФ, «при возникновении чрезвычайной ситуации реализация общеобразовательных программ осуществляется с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий вне зависимости от ограничений, предусмотренных в федеральных государственных образовательных стандартах, если реализация указанных образовательных программ без применения указанных технологий и перенос сроков обучения невозможны» [2, п. 15]. В то же время актуальные документы в сфере охраны здоровья учащихся (Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи, утвержденные 28 сентября 2020 г., и Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, утвержденные 28 января 2021 г.) устанавливают существенные ограничения, которые касаются продолжительности исполь-

зования электронных средств обучения в учебном процессе. так, общее время работы с компьютером на уроке не должно превышать 30 минут для учащихся 5-9-х классов и 35 минут для учащихся 10-11-х классов. Максимально допустимое время использования персонального компьютера (ноутбука, планшета) в течение дня с учетом досуговой деятельности составляет для учащихся 5-9-х классов -120 минут, 10-11-х классов - 170 минут. Кроме того, регламентируются параметры электронных устройств: минимальная диагональ монитора компьютера (ноутбука) - 39,6 см, планшета - 26,6 см, и вводится запрет на использование для образовательных целей мобильных средств связи. очевидно, что в условиях социальной изоляции при соблюдении санитарных норм реализация учебного процесса в полном объеме невозможна. Выявленное противоречие между необходимостью обеспечения предусмотренных образовательными стандартами результатов обучения и требованиями к безопасности педагогического взаимодействия в цифровой среде актуализирует оперативное решение как организационных проблем (как минимум перераспределение учебной нагрузки между контактной и самостоятельной работой), так и проблемы реструктуризации содержания и методов обучения, а также их адаптации к условиям удаленного обучения с учетом существующих требований.

Коммуникативные риски, обусловленные переносом образовательного процесса в удаленный формат, лежат в плоскости взаимодействия «человек - человек» при посредничестве цифровых технологий. В значительной степени они связаны с природой электронной среды, коммуникация в которой осложняется отсутствием полноценного межличностного контакта, психологической дистанцией, отсроченной обратной связью, существенными различиями в кодексах виртуального и естественного взаимодействия, возможностью неэтичного использования медиа. Наличие так называемых серых зон в виртуальном пространстве обусловливает риск кибербуллинга, несанкционированного доступа посторонних на онлайн-занятия, а также размещения спама и запрещенного или неприемлемого контента на цифровых ресурсах (в новостных лентах курсов, форумах, чатах), предназначенных для обучения или общения участников образовательного процесса, что создает реальную угрозу их психологической безопасности.

Не менее важной составляющей цифровой коммуникации являются этические нормы взаимодействия. В исследованиях отмечается, что со стороны учащихся наиболее распространенными злоупотреблениями, которые практически невозможно контролировать в условиях удаленного обучения, являются копирование и распространение учебных материалов курсов без разрешения преподавателя; списывание; заимствование и представление чужих работ при выполнении заданий в электронном виде; использование интернет-ресурсов и посторонней помощи на зачетах и экзаменах [3]. Кроме того, осваивая виртуальную коммуникацию в социальных сетях в самом раннем возрасте, современное поколение учащихся переносит в цифровую образовательную среду характерный для сетевого взаимодействия со сверстниками стиль общения, не осознавая его неуместность в учебном контексте. Неслучайно во многих странах школы и университеты разрабатывают и внедряют в образовательную практику кодексы дистанционного обучения, предназначение которых состоит в культивировании честности, нравственных норм, эмпатии, коллективной ответственности за результаты совместной деятельности, партнерства всех участников педагогического взаимодействия, что делает цифровую образовательную среду более экологичной и безопасной в сложных условиях удаленного обучения.

Новизна ситуации, с которой столкнулись системы образования в условиях социальной изоляции, обусловлена появлением непредвиденных дополнительных рисков, возрастанием сложности их взаимодействия и взаимовлияния, а следовательно, необходимостью принятия множества срочных решений, касающихся самых разных аспектов образовательной деятельности, и прежде всего безопасности педагогического взаимодействия в цифровой среде.

Минимизация угроз, возникающих при переходе к удаленному обучению в чрезвычайной ситуации, в большей степени относится к сфере ответственности педагогического сообщества, важнейшей задачей которого является обеспечение физической, психологической и эмоциональной безопасности участников образовательной деятельности. В данном контексте безопасность педагогического взаимодействия следует понимать как состояние защищенности его субъектов от деструктивного воздействия факторов риска, связанных со

спецификой осуществления образовательного процесса в удаленном формате.

В соответствии с типологией рисков, предложенной в данном исследовании, полагаем возможным определить следующие основные направления повышения безопасности педагогического взаимодействия при переходе к удаленному обучению в чрезвычайной ситуации.

Для снижения технологических рисков необходимо целенаправленное совершенствование электронной образовательной среды (ЭОС) учебных заведений с целью обеспечения ее эксплуатационной надежности и готовности к функционированию в условиях чрезвычайной ситуации. В решении данной задачи значимую роль играет повышение квалификации технического персонала, осуществляющего администрирование ЭОС при массовом переходе на удаленное обучение, поскольку критически важной становится способность системных администраторов применять наиболее современные технологии информационной безопасности, в частности программно-аппаратные комплексы защиты информации, использующие сложные криптографические алгоритмы, блокчейн и аналогичные программные средства.

Налаживание и развитие партнерских отношений образовательных учреждений с организациями, разрабатывающими актуальные цифровые продукты в сфере образования, позволит не только модернизировать инфраструктуру, но и решить задачу гарантированного доступа педагогов, учащихся и родителей к современным электронным ресурсам. На это нацелен федеральный проект «Цифровая образовательная среда», в рамках которого выделяются средства и ведется работа по оснащению учебных заведений современным оборудованием и развитию цифровых сервисов и контента для образовательной деятельности. Снижению технологических рисков также способствует эффективное использование уже существующих образовательных платформ, поскольку готовность школ и вузов к переходу на удаленное обучение и непрерывность учебного процесса в существенной степени зависят от наличия базы электронных учебных материалов, реализующих полный дидактический цикл в соответствии с образовательными стандартами.

Решающим фактором минимизации коммуникативных рисков является развитие цифровой грамотности субъектов педагогического взаимодействия. цифровая грамотность в кон-

тексте образования понимается как совокупность знаний, умений, навыков и способности осознанно использовать цифровые инструменты для поиска и анализа информации, обучения и взаимодействия с другими участниками образовательного процесса. Рассмотренные в исследовании коммуникативные риски соотносятся с основными компонентами цифровой грамотности - техническим, информационным и коммуникативным. техническая грамотность подразумевает уверенное и безопасное использование в процессе обучения современных цифровых технологий, в числе которых облачные сервисы, мобильные приложения, образовательные платформы, и способность самостоятельно решать базовые программные и аппаратные проблемы. Информационная грамотность характеризуется наличием устойчивых навыков работы с различными видами данных, включая поиск, критическую оценку, отбор и использование информации в учебном процессе. Коммуникативная грамотность предполагает следование нормам кибер-этики, принципам партнерства, основанного на равном, ответственном и нравственном отношении ко всем участникам педагогического взаимодействия.

Таким образом, спектр компетенций, которыми должны обладать педагоги, учащиеся, родители для эффективного и безопасного педагогического взаимодействия, а также опережающее развитие цифровых технологий и расширение предоставляемых ими возможностей предполагают постоянное совершенствование образовательных программ, программ повышения квалификации и неформального обучения. Повышение цифровой грамотности учащихся необходимо обеспечивать через регулярное обновление курсов информатики с учетом появления и внедрения в образовательную практику новых цифровых технологий. В условиях цифровизации образования совершенствование цифровой компетентности педагогов становится приоритетным компонентом непрерывного профессионального развития, осуществляемого не только через формальное обучение в процессе повышения квалификации, но также через самообразование и постоянное применение современных цифровых инструментов в практике обучения и воспитания. Существующие платформы массовых открытых онлайн-курсов (МООС) предоставляют родителям (законным представителям) разного возраста и разного уровня подготовки широкие возможности для бесплатно-

го обучения основам цифровой грамотности и цифровой безопасности. В настоящее время на российской платформе «Открытое образование» в свободном доступе размещено более 20 курсов данной направленности, реализуемых ведущими вузами страны.

Комплексный характер рисков, возникающих в цифровой образовательной среде при переходе на удаленное обучение и угрожающих безопасности педагогического взаимодействия, предполагает, таким образом, решение ряда взаимосвязанных прикладных задач в двух сферах - технологической (обеспечение готовности технологической инфраструктуры и платформ электронного обучения учебных заведений к работе в удаленном формате) и образовательной (повышение цифровой грамотности участников педагогического взаимодействия), - что, в свою очередь, позволит сохранить целостность, непрерывность и качество образовательного процесса.

Список литературы

1. Коротаева Е.В. Основы педагогики взаимодействий: теория и практика: моногр. Екатеринбург, 2013.

2. Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам -образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования: приказ Министерства просвещения РФ от 22 марта 2021 г. № 115 [Электронный ресурс] // ГАРАНТ. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/pri me/doc/400563548/ (дата обращения: 11.08.2021).

3. Brown B., Roberts V., Jacobsen M. Ethical Use of Technology in Digital Learning Environments: Graduate Student Perspectives. University of Calgary, 2021.

4. Brown T.H., Mbati L.S. Mobile learning: Moving past the myths and embracing the opportunities // The International Review of Research in Open and Distributed Learning. 2015. Vol. 16. № 2. DOI: https://doi. org/10.19173/irrodl.v16i2.2071.

5. Danilova I.S., Orekhova E.Ya., Shaidenko N.A. Parenting Support In The Information Age - The Message That Unites // The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences. 2019. Vol. LXIX. P. 267-276. DOI: https://doi.org/10.15405/epsbs.2019.09.02.32.

6. Haythornthwaite C., Andrews R., Fransman J., Meyers E.M. Introduction to the SAGE Handbook of E-learning Research, Second Edition // The SAGE Handbook of E-learning Research. SAGE Publications Ltd., 2016. P. 3-20. DOI: http://dx.doi.org/10. 4135/9781473955011.n1.

7. Hodges C., Moore S., Lockee B., Trust T., Bond A. The difference between emergency remote

teaching and online learning [Electronic resource] // EDUCAUSE Review. URL: https://er.educause.edu/ articles/2020/3/the-difference-between-emergency-re-mote-teachingand-online-learning (дата публикации: 27.03.2020).

8. Lorente L.M.L., Arrabal A.A., Pulido-Montes C. The Right to Education and ICT during COVID-19: An International Perspective // Sustainability. 2020. № 12. 9091. DOI: https://doi.org/10.3390/su12219091.

9. Singh V., Thurman A. How many ways can we define online learning? A systematic literature review of definitions of online learning (19882018) // American Journal of Distance Learning. 2019. Vol. 33. № 4. P. 289-306. DOI: 10.1080/08923647. 2019.1663082.

10. UNESCO. Closing the Gap-Opportunities for distance education to benefit adult learners in higher education. Hamburg, 2016.

* * *

1. Korotaeva E.V. Osnovy pedagogiki vzaimo-dejstvij: teoriya i praktika: monogr. Ekaterinburg, 2013.

2. Ob utverzhdenii Poryadka organizacii i osu-shchestvleniya obrazovatel'noj deyatel'nosti po osnov-nym obshcheobrazovatel'nym programmam - obra-zovatel'nym programmam nachal'nogo obshchego, osnovnogo obshchego i srednego obshchego obra-zovaniya: prikaz Ministerstva prosveshcheniya RF ot 22 marta 2021 g. № 115 [Elektronnyj resurs] // GARANT. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/pri me/doc/400563548/ (data obrashcheniya: 11.08.2021).

Safety of pedagogic cooperation when transferring to distance education in an extraordinary situation

The article deals with the analysis of the risks associated with the mass transfer of the educational institutions to the distance education in pandemic. There is suggested the typology of risks caused by the specific character of the pedagogic cooperation in the electronic environment where the mediative function is fulfilled by the digital technologies. There are considered the basic directions of supporting the safety of the pedagogic cooperation in the context of the intensive digitaliza-tion of education.

Key words: pedagogic cooperation, distance education, digitalization, technological risks, communicative risks, digital literacy, safety.

(Статья поступила в редакцию 01.10.2021)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.