Научная статья на тему 'ИСТОЧНИКИ РИСКОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ'

ИСТОЧНИКИ РИСКОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
438
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РИСК / ЦИФРОВИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ИСТОЧНИКИ РИСКОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аетдинова Расуля Рифкатовна, Чоросова Ольга Марковна

Статья посвящена исследованию проблем и источников рисков педагогической деятельности в условиях цифровизации образовательной среды. В рамках исследования были выявлены источники рисков, связанных с работой учителя в условиях цифровизации. Проведенный опрос показал основные проблемы цифровизации образования. В статье представлена выполнена классификация рисков деятельности учителя. Авторами описаны риски работы учителя в цифровой среде, риски взаимодействия с учениками, инфраструктурные риски, риски кибербезопасности. Данное исследование позволяет разработать направления повышения цифровой компетентности учителей. На основе полученной классификации рисков предлагается разработать методы оценки рисков. В заключении показано, что результаты исследования могут стать основой для разработки системы управления рисками школы в условиях цифровизации, что позволит повысить качество обучения и расширить цифровые компетенции учителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Аетдинова Расуля Рифкатовна, Чоросова Ольга Марковна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOURCES OF RISKS OF PEDAGOGICAL ACTIVITY IN DIGITALIZATION

The article is devoted to the study of the problems and sources of risks of pedagogical activity in the context of digitalization of the educational environment. The study identified the sources of risks associated with the work of a teacher in the context of digitalization. The survey showed the main problems of digitalization of education. The article presents a classification of the risks of a teacher’s activities. The authors describe the risks of a teacher’s work in a digital environment, the risks of interacting with students, infrastructural risks, and cybersecurity risks. This study allows us to develop directions for improving the digital competence of teachers. Based on the resulting risk classification, it is proposed to develop risk assessment methods. In the conclusion, it is shown that the research results can become the basis for the development of a school risk management system in the context of digitalization, which will improve the quality of education and expand the digital competencies of teachers.

Текст научной работы на тему «ИСТОЧНИКИ РИСКОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ»

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ. СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ

Источники рисков педагогической деятельности в условиях цифровизации

Аетдинова Расуля Рифкатовна,

к.пед.н., доцент, доцент кафедры производственного менеджмента Казанского (Приволжского) федерального университета E-mail: rasulya_a@mail.ru

Чоросова Ольга Марковна,

д.п.н., профессор, профессор кафедры социальной педагогики Северо-Восточного федерального университета, E-mail: chorosovaom@mail.ru

Статья посвящена исследованию проблем и источников рисков педагогической деятельности в условиях цифровизации образовательной среды. В рамках исследования были выявлены источники рисков, связанных с работой учителя в условиях цифровизации. Проведенный опрос показал основные проблемы цифровизации образования. В статье представлена выполнена классификация рисков деятельности учителя. Авторами описаны риски работы учителя в цифровой среде, риски взаимодействия с учениками, инфраструктурные риски, риски кибербезопасности. Данное исследование позволяет разработать направления повышения цифровой компетентности учителей. На основе полученной классификации рисков предлагается разработать методы оценки рисков. В заключении показано, что результаты исследования могут стать основой для разработки системы управления рисками школы в условиях цифровизации, что позволит повысить качество обучения и расширить цифровые компетенции учителей.

Ключевые слова: риск, цифровизация педагогической деятельности, источники рисков.

о с

U

см со

Статья подготовлена при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований, проект 19-29-014030 «Когнитивные модели и алгоритмы формирования цифровой компетентности педагога в условиях цифровизации общего образования».

В развитии процессов цифровизации образования учителю отводится ключевая функция. Педагогическая деятельность, с одной стороны, может характеризоваться полным переходом на онлайн обучение, так и использованием ИТ-технологий в обучении. Причины этого могут быть как плановые (развитие системы дистанционного обучения для детей с особыми образовательными потребностями), так и экстренные (например, связанные с форс-мажорными обстоятельствами). Любой переход сопровождается значительным повышением профессиональной, когнитивной и эмоциональной нагрузки на учителя. М. Пренский описывает дилемму, стоящую перед учителями: стать «коренным жителем» цифровизации или выбрать путь «цифрового иммигранта» [1].

По мнению авторов, цифровизация позволяет значительно улучшить качество образования через внедрение новых возможностей: создание новых образовательных сред; расширение доступа к образованию различных категорий обучаемых; индивидуализацию образования и создание индивидуальных образовательных траекторий; ускорение индивидуального и повышение результативности групповой работы; использование социальных сетей в обучении и социализации; геймифи-кацию обучения и масштабирование передовых педагогических практик [2].

Digital Education Action Plan описывает направления лучшего использования цифровых технологий для преподавания и обучения: развитие соответствующих цифровых компетенций и навыков для цифровой трансформации, улучшение образования за счет лучшего анализа данных и предвидения [3].

В источнике Council Recommendation on Key Competences for Lifelong Learning предлагается пересмотренная «Европейская справочная система ключевых компетенции для обучения на протяжении всей жизни», которая устанавливает знания, навыки людей, для удовлетворения жизненных потребностей, в том числе цифровой компетенции. Согласно этим рекомендациям, учебные системы могут более эффективно использовать инновации и цифровые технологии, поддерживать разработку соответствующих цифровых компетенций, необходимых для жизни и работы в эпоху быстрых цифровых изменений [4].

В 2018 году в докладе Комиссии по культуре и образованию Европарламента было отмечено, что 44% людей в ЕС не имеют необходимых базо-

вых цифровых компетенций, поэтому учителя несут большую ответственность за обучение этим навыкам широкого круга обучаемых. Если же они не обладают необходимыми цифровыми навыками, то это отразится на содержании и качестве образования, что может привести к определенной социальной изоляции обучающихся в будущем и создаст дополнительные трудности. При этом к числу базовых компетенций любого человека, провозглашенных ЕС, относят и цифровые компетенции, требования по которым на последние десятилетия значительно выросли от уверенного владения компьютером до навыков программирования [5].

Повышение ответственности учителя в развитии цифровых навыков обучаемых создает ряд проблем педагогической деятельности, которые могут быть источниками определенных рисков. Эти проблемы связаны с необходимостью освоения новых цифровых технологий, усложнением процесса взаимодействия с учениками и родителями, противоречием между обязательной необходимостью развивать собственные цифровые компетенции и личными потребностями. Многие учителя испытывают огромный стресс, связанный с необходимостью перехода на онлайн обучение. В то же время, постоянный стресс и его влияние на здоровье учителей - это проблема, которая вызывает ряд рисков.

При этом важно понимать, что новое поколение учеников не просто успешно использует в своем учении технологии, для них это центр их жизни, их Вселенная [6]. Поэтому учителя оказываются в уязвимом положении, поскольку зачастую знают о возможностях применения разных технологий хуже, чем их ученики.

Учитель должен быть компетентен не только в своем предмете, но и иметь высокий уровень соответствующих цифровых компетенций. Необходимость использования в обучении новых инструментов и сервисов (AR, VR, интернет вещей) требует их постоянных обновлений, а учителя зачастую не успевают их своевременно сделать. Это может быть фактором роста риска технологического отставания. Решением этой проблемы является постоянное обновление цифровой инфраструктуры школы [7].

Важной проблемой является вопрос защиты авторских прав. Ограниченное финансирование образовательных учреждений нередко приводит к невозможности применения самых новых версий программных продуктов. Отмечаются случаи использования пиратских версий. Степень развитости законодательства в области защиты авторских прав в разных странах отличается от многолетнего опыта (в США и Великобритании) до первых законов в этой сфере (в странах Восточной Европы). При этом учителя могут быть в уязвимом положении из-за ограниченности знаний в области защиты интеллектуальной собственности [8].

Следуя требованиям цифровизации образовательного процесса, учитель должен сформировать собственный подход к применяемым ме-

тодам, формам и средствам обучения, переработать содержание учебного материала, визуализировать его, создать систему контрольных средств. Зачастую учитель должен иметь два параллельных комплекта материалов для онлайн и офлайн обучения [9]. Это требует значительного объема времени на подготовку к каждому уроку. Это является источником временных рисков цифровизации. Нехватка времени и повышение нагрузки учителей могут привести к формализации подготовки учителя, что создает риск снижения качества образования. Школам необходимы доступные контрольно-измерительные и учебно-методические материалы для применения их в онлайн обучении. А учителям нужны знания новых технологий и методов работы с ними. Это актуализирует важность повышения квалификации учителей в области применения цифровых технологий и является важнейшей задачей, стоящей перед государством [10-13].

К проблемам цифровизации, затрагивающим педагога, относят и растущую тенденцию индивидуализации обучения. Необходимо учитывать индивидуальные и возрастные особенности и потребности учеников. Полный переход на дистанционное обучение во время пандемии короновируса показал противоречие между медицинскими нормами использования компьютера учениками разного возраста и необходимым объемом недельного учебного плана в часах. Превышение медицинских норм привело к снижению концентрации внимания и утомлению учеников. А в дальнейшем это может отразиться на их зрении. Уменьшение количества часов изучения дисциплины в дистанционном формате может снизить качество образования.

Большая численность учащихся в классе также создает трудности использования онлайн-платформ, связанные с перегрузкой и снижением контроля за учащимися в течение такого дистанционного урока. В больших классах при проведении онлайн занятий невозможно выслушать ответы каждого ученика. Это снижает качество контроля знаний. К тому же невозможно технически обеспечить визуальный контакт со всеми учениками. Учитель ведет занятия, не видя учеников. Ученики могут использовать гаджеты во время урока для внеучебных целей: просматривать социальные сети, общаться в мессенджерах, списывать из Интернета во время проверочных работ. Эта ситуация особенно усугубляется при проведении тестирования в дистанционном обучении, когда при ответах на вопросы ученик может искать ответы в Интернете.

Таким образом, существует множество факторов, которые могут стать источниками возникновения рисков педагогической деятельности и снижения качества образования: низкая информационная культура учителей, слабая подготовка учителей в области 1Т, отставание содержания дисциплин по информатике и программированию от реальной ситуации в 1Т- индустрии, неумелое использование 1Т-технологий в работе учителя,

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

полное игнорирование возможностей IT-техноло-гий в преподавании.

На основании поставленных целей исследования были выделены источники риска педагогической деятельности в процессе внедрения цифровых технологий, определена вероятность реализации рисков. С этой целью было использовано два метода.

Для изучения источников и факторов рисков был проведен опрос учителей, работающих с цифровыми технологиями. Опрос проводился при помощи системы Google Forms. Опросный лист включал в себя вопросы об основных проблемах учителей, использующих цифровые технологии в своей работе. В опросе участвовало 121

учитель школ из России и Казахстана (8,3% мужчин и 91,7% женщин, педагогический стаж учителей: 8,3% - до 5 лет, 30,6% - до 6-15 лет, 33,3% -до 16-25 лет, 27,8% - больше 25 лет).

Одной из целей проведения опроса учителей являлось выявление проблем в деятельности учителей, связанных с цифровизацией образования. Необходимо было проанализировать основные источники проблем учителей, факторы, порождающие риски в деятельности учителей.

При ответе на вопрос «С какими из перечисленных проблем Вы сталкиваетесь в процессе применения цифровых технологий в работе?» 33% участников указали от 3 до 5 проблем, с которыми они сталкиваются в своей работе (рисунок 1).

Плохо знаю возможности не...

Слабый Интернет Нет времени на освоение и... Боюсь оказаться в неловкой... Нет доступных учебно-метод... Применение цифровых техн... Боюсь, что обучаемые могут... Редкое обновление програм... Нет возможности использов... Считаю, что процесс обучени...

41 (34,2 %)

48 [40 %;

И-19 (15,8 %) -14(117

27 [22,5 %)

31 [25,8 %)

-16 [13,3 %) -12 [10 %)

1-40 [33,3 %)

-1 [0,8 %)

Рис. 1. Основные проблемы, возникающие у учителей, при использовании цифровых технологий

о с

U

см со

Согласно полученным результатам, почти все участники (92%) признают свою низкую компетентность в области цифровых технологий («плохо знаю возможности некоторых технологий» - 33% опрошенных; «боюсь оказаться в неловкой ситуации перед обучаемыми, ведь они нередко имеют лучшие навыки работы с различными устройствами или программами, чем я» - 11%).

Слабые навыки работы с цифровыми технологиями снижают желание применять их, поэтому учителя не хотят их применять, приводя в оправдание разные причины («нет времени на освоение и использование цифровых технологий в работе» - 28%; «нет доступных учебно-методических материалов и пособий» - 22%; «применение цифровых технологий на занятиях отнимает много времени» -33%).

Также учителя указывают на проблемы с развитием цифровой инфраструктуры в школе и обеспеченностью учебно-методическими пособиями («слабый Интернет в школе» - 21,6%, «редкое обновление программных продуктов в школе - 8,1%, «нет доступных учебно-методических материалов

и пособий» - 22%; «нет возможности использовать хорошие программные продукты, поскольку их закупку не может обеспечить образовательное учреждение» - 22%).

Использование цифровых технологий в ряде случаев может вызывать страх («боюсь оказаться в неловкой ситуации перед обучаемыми, ведь они нередко имеют лучшие навыки работы с различными устройствами или программами, чем я» -11% и «боюсь, что обучаемые могут использовать устройства для неучебных целей» - 22%).

Эти результаты показывают, что основными источниками проблем учителей являются низкий уровень собственных цифровых компетенций (92% участников), нехватка времени и нежелание использовать цифровые технологии в преподавании (67%), слабая цифровая инфраструктура школы (88%), поведение учеников (67%).

При ответе на вопрос «Какие проблемы цифровизации деятельности учителей Вы считаете наиболее серьезными?» 32% участников указали от 3 до 5 проблем, с которыми они сталкиваются в своей работе (рисунок 2).

0 20 40 60 80

Рис. 2. Основные проблемы цифровизации деятельности учителей

Результаты опроса показывают, что основной проблемой цифровизации и перехода на использование смешанного обучения являются большие временные затраты на подготовку занятий и проверку ответов обучаемых (55% опрошенных) и отсутствие надежных форм контроля знаний (47,5%). Возможности индивидуального подхода в обучении при применении смешенного обучения предполагают существенное увеличение времени на разработку обучающих и контролирующих дидактических материалов, перевода их в цифровой формат. Отсутствие надежных вариантов осуществления контроля в онлайн обучении вызывает опасения о сохранении необходимого уровня качества образования (32,5% опрошенных).

Существенной проблемой цифровизации деятельности учителей является отсутствие надежных платформ для онлайн-обучения (17,5%), отсутствие технических возможностей (устаревшее оборудование, слабый Интернет) для работы дистанционно (27,5%), что связано как с нехваткой материального обеспечения школ новейшими технологиями, так и с быстрыми темпами обновления информационных технологий.

Стремление к повышению темпов цифровиза-ции как элемента образовательной политики государства зачастую выражается в школах через повышенные требования по отчетности и контроль со стороны администрации (29,2% опрошенных учителей).

Выявленные проблемы выступают источниками рисков цифровизации деятельности учителя.

Риск - это вероятность наступления какого-либо опасного явления. Проявление риска сопряжено, с одной стороны, с угрозами и ущербом, с другой, с возможностями. По отношению к любому объекту риски могут носить внешний (как правило, неуправляемый характер) и внутренний (источником рисков является сам объект) [16].

Цифровизация изменяет процессы преподавания и учения, повышает требования к работе учителя, заставляя осваивать новые цифровые компетенции.

Изучение рисков педагогической деятельности в рамках данного исследования позволило выделить следующие группы рисков:

1. Риски работы учителя в цифровой среде (риски низких цифровых компетенций учителей, риски отказа от применения цифровых технологий учителями, риски повышения нагрузки учителей, риски низкой мотивации учителей).

2. Риски взаимодействия с учениками (риски снижения качества обучения, риски снижения качества контроля результатов обучения, риски несоответствия учебной нагрузки санитарным нормам, отсутствие у учеников возможностей для онлайн обучения, риски внеучебной деятельности учеников во время урока).

3. Инфраструктурные риски (риски технологической отсталости инфраструктуры школы, риски нарушения интеллектуальных прав).

4. Риски кибербезопасности (кибератаки, фи-шинг, рассылка спама, риски низкой информационной культуры учителей).

Таким образом, переход к обязательному использованию цифровых технологий учителями в школах, внедрение цифрового формата школьного документооборота, система цифровых школьных журналов и дневников, наряду с ускорением педагогических процессов и стремлением к повышению качества обучения, сопряжен с высокой вероятностью специфических рисков. Знание источников таких рисков позволяет выполнить прогноз наступления рисковых событий и определить направления управления рисками педагогической деятельности, снизить последствия их реализации.

Литература

1. Prensky M. From Digital Natives to Digital Wisdom: Hopeful Essays for 21st Century Learning http:// sk.sagepub.com/books/from-digital-natives-to-digital-wisdom

2. Аетдинова Р.Р. Анализ и классификация рисков цифровизации образования // //Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития: материалы 17-й межд. конф.: /Отв. ред. В.П. Гален-ко, Н.А. Лобанов, СПб: Изд-во СПБГЭУ, 2019. -С.145-148.

3. Digital Education Action Plan (2018). https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/PDF/?uri=CE LEX:52018DC0022&from=EN

4. Council Recommendation on Key Competences for Lifelong Learning. (2018). http:// keepcalmandteachenglish.blogspot.com/2018/03/ eu-key-competences-for-lifelong.html

5. On Education In The Digital Era: Challenges, Opportunities And Lessons For EU Policy Design: Report. https://www.europarl.europa.eu/doceo/ document/A-8-2018-0400_EN.html

6. Rosen L. Rewired: Understanding the iGeneration and the Way They Learn. New York: Palgrave Macmillan 250 p. ISBN: 978-0-230-61478-9 https://go.gale.com/ps/anonymous?id=GALE%7C A246449153&sid=googleScholar&v=2.1&it=r&link access=abs&issn=10864385&p=HRCA&sw=w

7. Cassar C. Beyond Digital Technology: Challenges For Teachers And Teacher Trainers. Andragoski glasnik. Vol. 18, br. 1, 2014, P. 39-46.

8. The Digital Learning Challenge: Obstacles to Educational Uses of Copyrighted Material in the Digital Age A Foundational White Paper https://cyber.harvard. edu/media/files/copyrightandeducation.html

9. Sharma M. Teacher in a Digital Era // Global Journal of Computer Science and Technology: G Interdisciplinary. 2017. Vol.17. Iss. 3 Online ISSN: 0975-4172 & Print ISSN: 0975-4350 https:// globaljournals.org/GJCST_Volume17/2-Teacher-in-a-Digital-Era.pdf

C3

о

CO "O

1=1 А

—I

о

C3 t; о m О от

З

ы о со

10. Козлова Н.Ш. Современные технологии в сетевой безопасности // Цифровая экономика: новая реальность: сборник статей по итогам Международной научно-практической видеоконференции, посвященной 25-летию вуза. Майкоп, 2018. С. 93-97.

11. Каракозов С.Д., Уваров А.Ю. Успешная информатизация - трансформация учебного процесса в цифровой образовательной среде // Проблемы современного образования. 2016. № 2. С. 7-19.

12. Крамаренко Н.С., Квашин А.Ю. Психологические и организационные аспекты введения цифрового образования, или как внедрение инноваций не превратить в «цифровой колхоз» [Электронный ресурс] // Вестник Московского государственного областного университета.

2017. № 4. С. 1-16. URL: www.evestnikmgou.ru

13. Aetdinova R., Nikolaeya A., Demyanova O. Lean Management and Smart Education //ORBIS. -

2018. - Vol. 14. - Spec.Is. -P. 74-86

14. Aetdinova R, Chorosova O, Maslova I. Risk Assessment Methods of HEI // Advances in Economics, Business and Management Research. - 2020. -Vol. 128. - P. 2678-2684. DOI https://doi.org/10.2991/aebmrk.200312.378

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

SOURCES OF RISKS OF PEDAGOGICAL ACTIVITY IN DIGITALIZATION

Aetdinova R.R., Chorosova O.M.

Kazan (Volga) Federal University, North-Eastern Federal University

The article is devoted to the study of the problems and sources of risks of pedagogical activity in the context of digitalization of the educational environment. The study identified the sources of risks associated with the work of a teacher in the context of digitalization. The survey showed the main problems of digitalization of education. The article presents a classification of the risks of a teacher's activities. The authors describe the risks of a teacher's work in a digital environment, the risks of interacting with students, infrastructural risks, and cybersecurity risks. This study allows us to develop directions for improving the digital competence of teachers. Based on the resulting risk classification, it is proposed to develop risk assessment methods. In the conclusion, it is shown that the research results can become the basis for the development of a school risk management system in the context of digitalization, which will improve the quality of education and expand the digital competencies of teachers.

Keywords: risk, digitalization of pedagogical activity, risk sources.

References

1. Prensky M. From Digital Natives to Digital Wisdom: Hopeful Essays for 21st Century Learning http://sk.sagepub.com/books/ from-digital-natives-to-digital-wisdom

2. Aetdinova R.R. Analysis and classification of the risks of digitalization of education // // Education throughout the lifetime: Continuing education in the interests of sustainable development: Materials 17th interface. conf.: / answer ed. V.P. Malen-ko, N.A. Lobanov, St. Petersburg: Publishing House SPbGEU, 2019. - P. 145-148.

3. Digital Education Action Plan (2018). https://eur-lex.europa. eu/legal-content/EN/TXT/PDF/?uri=CELEX:52018DC0022&-from=EN

4. Council Recommendation on Key Competences for Lifelong Learning. (2018). http://keepcalmandteachenglish.blogspot. com/2018/03/eu-key-competences-for-lifelong.html

5. On Education In The Digital Era: Challenges, Opportunities And Lessons For EU Policy Design: Report. https://www.europarl. europa.eu/doceo/document/A-8-2018-0400_EN.html

6. Rosen L. Rewired: Understanding the iGeneration and the Way They Learn. New York: Palgrave Macmillan 250 p. ISBN: 978-0-230-61478-9 https://go.gale.com/ps/anonymous?id=-GALE%7CA246449153&sid=googleScholar&v=2.1&it=r&link-access=abs&issn=10864385&p=HRCA&sw=w

7. Cassar C. Beyond Digital Technology: Challenges For Teachers And Teacher Trainers. Andragoski glasnik. Vol. 18, br. 1, 2014, P. 39-46.

8. The Digital Learning Challenge: Obstacles to Educational Uses of Copyrighted Material in the Digital Age A Foundational White Paper https://cyber.harvard.edu/media/files/copyrightandedu-cation.html

9. Sharma M. Teacher in a Digital Era // Global Journal of Computer Science and Technology: G Interdisciplinary. 2017. Vol.17. Iss. 3 Online ISSN: 0975-4172 & Print ISSN: 0975-4350 https:// globaljournals.org/GJCST_Volume17/2-Teacher-in-a-Digital-Era.pdf

10. Kozlova N. Sh. Modern technologies in network security // Digital Economics: New Reality: Collection of articles on the basis of international scientific and practical video conferencing dedicated to the 25th anniversary of the university. Maykop, 2018. P. 93-97.

11. Karakozov S.D., Uvarov A. Yu. Successful informatization is the transformation of the educational process in a digital educational environment // Problems of modern education. 2016. № 2. P. 7-19.

12. Kramarenko N.S., Kwishin A. Yu. Psychological and organizational aspects of the introduction of digital education, or as the introduction of innovations not to turn into a "digital collective farm" [Electronic resource] // Bulletin of the Moscow State Regional University. 2017. № 4. P. 1-16. URL: www.evest-nikmgou.ru.

13. Aetdinova R., Nikolaeya A., Demyanova O. Lean Management and Smart Education //ORBIS. - 2018. - Vol. 14. - Spec. Is. -P. 74-86

14. Aetdinova R, Chorosova O, Maslova I. Risk Assessment Methods of HEI // Advances in Economics, Business and Management Research. - 2020. -Vol. 128. - P. 2678-2684. DOI https:// doi.org/10.2991/aebmr.k.200312.378

о с

u

CM CO

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.