Научная статья на тему 'ИЗУЧЕНИЕ ОТНОШЕНИЯ ПЕДАГОГОВ К ВОЗМОЖНОСТЯМ И РИСКАМ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ'

ИЗУЧЕНИЕ ОТНОШЕНИЯ ПЕДАГОГОВ К ВОЗМОЖНОСТЯМ И РИСКАМ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
365
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ В ШКОЛЕ / РИСКИ / СРЕДСТВА НИВЕЛИРОВАНИЯ РИСКОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шитякова Наталья Павловна, Верховых Ирина Валерьевна, Забродина Инга Викторовна

Актуальность исследования обусловлена тем, что цифровизация мировой образовательной системы как современная тенденция развития образования требует серьезного осмысления и решения целого ряда проблем. Использование цифрового образовательного контента кроме очевидных преимуществ содержит и ряд весьма вероятных рисков. В том числе рисков, связанных с духовно-нравственной сферой личности. Цель своего исследования мы видим в изучении отношения педагогов к возможностям и рискам духовно-нравственного воспитания в условиях цифровизации, а также в поиске средств минимизации возможных рисков. В исследовании приняли участие учителя Челябинской области, прошедшие повышение квалификации по проблемам преподавания учебной дисциплины «Основы религиозных культур и светской этики» (на базе Института непрерывного и дополнительного образования Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета). В исследовании применялся метод анкетирования. В результате опроса было выявлено, что главным эффектом использования цифровых технологий, по мнению учителей, является лучшее запоминание зрительно воспринимаемой информации (72% выборов), треть респондентов отмечают возможность учета индивидуальных особенностей обучающихся, а четверть опрошенных - повышение творческого потенциала. Достижение предметных результатов обучения является, по мнению учителей, основным эффектом использования цифрового контента, воспитательный эффект цифровизации респондентами не отмечается. Риск использования цифровых технологий более 80% педагогов видят в сокращении времени на живое общение, более 60% - в снижении коммуникативной активности детей, в снижении интереса к печатным источникам информации. Выводы связаны с необходимостью дальнейшего исследования данной проблемы в следующих направлениях: • анализ воспитательных возможностей существующего цифрового образовательного контента духовно-нравственной направленности и определение критериев оценки такого контента; • отбор и создание эффективных методик использования цифровых технологий, обеспечивающих формирование у обучающихся опыта эмоционально-ценностного отношения к духовному, историческому и культурному наследию, а также способности применять полученные знания в различных жизненных ситуациях; • подготовка педагогических кадров, компетентных в сфере духовно-нравственного воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шитякова Наталья Павловна, Верховых Ирина Валерьевна, Забродина Инга Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ATTITUDE OF TEACHERS TO THE OPPORTUNITIES AND RISKS OF SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION IN THE CONTEXT OF DIGITALIZATION

The relevance of the research is due to the fact that the digitalization of the world educational system as a modern trend in the development of education requires serious reflection and solutions to a number of problems. The use of digital educational content, in addition to its obvious advantages, also contains a number of very likely risks. Including risks related to the spiritual and moral sphere of the individual. The purpose of our research is to study the attitude of teachers to the opportunities and risks of spiritual and moral education in the context of digitalization, as well as to find ways to minimize possible risks. The study involved teachers of the Chelyabinsk region who had advanced training in teaching the discipline "Fundamentals of religious cultures and secular ethics" (on the basis of the Institute of continuing and additional education of the South Ural state humanitarian and pedagogical University). The survey method was used in the study. As a result of the survey, it was revealed that the main effect of using digital technologies, according to teachers, is better memorization of visually perceived information (72% of students), a third of respondents note the possibility of taking into account the individual characteristics of students, and a quarter of respondents - an increase in creative potential. Achievement of subject-based learning outcomes is, in the opinion of teachers, the main effect of using digital content, the educational effect of digitalization is not noted by respondents. More than 80% of teachers see the risk of using digital technologies in reducing the time for live communication, more than 60% - in reducing the communicative activity of children, in reducing interest in printed sources of information. The conclusions are related to the need for further research of this problem in the following areas: • analysis of educational opportunities of existing digital educational content of spiritual and moral orientation and determination of criteria for evaluating such content; • selection and creation of effective methods of using digital technologies that ensure the formation of students ' experience of emotional and value attitude to spiritual, historical and cultural heritage, as well as the ability to apply the knowledge gained in various life situations; • training of teachers who are competent in the field of spiritual and moral education

Текст научной работы на тему «ИЗУЧЕНИЕ ОТНОШЕНИЯ ПЕДАГОГОВ К ВОЗМОЖНОСТЯМ И РИСКАМ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ»

Перспективы Науки и Образования

Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)

Адрес выпуска: pnojournal.wordpress.com/archive20/20-06/ Дата публикации: 31.12.2020 УДК 371.14

Н. П. ШитяковА, И. В. Верховых, И. В. Забродина

Изучение отношения педагогов к возможностям и рискам духовно-нравственного воспитания в условиях цифровизации

Актуальность исследования обусловлена тем, что цифровизация мировой образовательной системы как современная тенденция развития образования требует серьезного осмысления и решения целого ряда проблем. Использование цифрового образовательного контента кроме очевидных преимуществ содержит и ряд весьма вероятных рисков. В том числе рисков, связанных с духовно-нравственной сферой личности.

Цель своего исследования мы видим в изучении отношения педагогов к возможностям и рискам духовно-нравственного воспитания в условиях цифровизации, а также в поиске средств минимизации возможных рисков.

В исследовании приняли участие учителя Челябинской области, прошедшие повышение квалификации по проблемам преподавания учебной дисциплины «Основы религиозных культур и светской этики» (на базе Института непрерывного и дополнительного образования Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета). В исследовании применялся метод анкетирования.

В результате опроса было выявлено, что главным эффектом использования цифровых технологий, по мнению учителей, является лучшее запоминание зрительно воспринимаемой информации (72% выборов), треть респондентов отмечают возможность учета индивидуальных особенностей обучающихся, а четверть опрошенных - повышение творческого потенциала. Достижение предметных результатов обучения является, по мнению учителей, основным эффектом использования цифрового контента, воспитательный эффект цифровизации респондентами не отмечается.

Риск использования цифровых технологий более 80% педагогов видят в сокращении времени на живое общение, более 60% - в снижении коммуникативной активности детей, в снижении интереса к печатным источникам информации.

Выводы связаны с необходимостью дальнейшего исследования данной проблемы в следующих направлениях:

• анализ воспитательных возможностей существующего цифрового образовательного контента духовно-нравственной направленности и определение критериев оценки такого контента;

• отбор и создание эффективных методик использования цифровых технологий, обеспечивающих формирование у обучающихся опыта эмоционально-ценностного отношения к духовному, историческому и культурному наследию, а также способности применять полученные знания в различных жизненных ситуациях;

• подготовка педагогических кадров, компетентных в сфере духовно-нравственного воспитания.

Ключевые слова: цифровизация, духовно-нравственное воспитание в школе, риски, средства нивелирования рисков

Ссылка для цитирования:

Шитякова Н. П., Верховых И. В., Забродина И. В. Изучение отношения педагогов к возможностям и рискам духовно-нравственного воспитания в условиях цифровизации // Перспективы науки и образования. 2020. № 6 (48). С. 446-458. сЬк 10.32744/р$е.2020.6.34

Perspectives of Science & Education

International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)

Available: psejournal.wordpress.com/archive20/20-06/ Accepted: 23 September 2020 Published: 31 December 2020

N. P. Shityakova, I. V. Verkhovykh, I. V. Zabrodina

The attitude of teachers to the opportunities and risks of spiritual and moral education in the context of digitalization

The relevance of the research is due to the fact that the digitalization of the world educational system as a modern trend in the development of education requires serious reflection and solutions to a number of problems. The use of digital educational content, in addition to its obvious advantages, also contains a number of very likely risks. Including risks related to the spiritual and moral sphere of the individual.

The purpose of our research is to study the attitude of teachers to the opportunities and risks of spiritual and moral education in the context of digitalization, as well as to find ways to minimize possible risks.

The study involved teachers of the Chelyabinsk region who had advanced training in teaching the discipline "Fundamentals of religious cultures and secular ethics" (on the basis of the Institute of continuing and additional education of the South Ural state humanitarian and pedagogical University). The survey method was used in the study.

As a result of the survey, it was revealed that the main effect of using digital technologies, according to teachers, is better memorization of visually perceived information (72% of students), a third of respondents note the possibility of taking into account the individual characteristics of students, and a quarter of respondents - an increase in creative potential. Achievement of subject-based learning outcomes is, in the opinion of teachers, the main effect of using digital content, the educational effect of digitalization is not noted by respondents.

More than 80% of teachers see the risk of using digital technologies in reducing the time for live communication, more than 60% - in reducing the communicative activity of children, in reducing interest in printed sources of information.

The conclusions are related to the need for further research of this problem in the following areas:

• analysis of educational opportunities of existing digital educational content of spiritual and moral orientation and determination of criteria for evaluating such content;

• selection and creation of effective methods of using digital technologies that ensure the formation of students ' experience of emotional and value attitude to spiritual, historical and cultural heritage, as well as the ability to apply the knowledge gained in various life situations;

• training of teachers who are competent in the field of spiritual and moral education Keywords: digitalization, spiritual and moral education at school, risks, means of leveling risks

For Reference:

Shityakova, N. P., Verkhovykh, I. V., & Zabrodina, I. V. (2020). The attitude of teachers to the opportunities and risks of spiritual and moral education in the context of digitalization. Perspektivy nauki i obrazovania - Perspectives of Science and Education, 48 (6), 446-458. doi: 10.32744/ pse.2020.6.34

_Введение

/нформационно-коммуникационные технологии в последние десятилетия активно внедряются в образовательную систему всех уровней, поскольку процессы цифровизации распространились на все сферы жизни и деятельности человека. Современные тенденции развития показывают, что цифровизация образования - процесс неизбежный, так как уже сейчас невозможно представить образовательный процесс без информационных технологий. Виртуальная информационная среда обладает большими возможностями, не использовать которые в образовательном процессе просто недальновидно.

На цифровизацию образования ориентируют нас и государственные документы в области российского образования (Паспорт федерального проекта «Цифровая образовательная среда», Приказ Министерства просвещения РФ от 2 декабря 2019 № 649 «Об утверждении Целевой модели цифровой образовательной среды»), и международные инициативы. В частности, под эгидой ЮНЕСКО создана глобальная образовательная коалиция с целью мобилизации и внедрения инновационных решений для дистанционного обучения [12].

В этих документах среди множества средств развития и регулирования цифровой образовательной среды в сфере общего образования называется создание системы организации образовательного процесса с применением цифрового образовательного контента, информационных систем и ресурсов при реализации образовательных программ. При этом отмечается, что цифровой образовательный контент должен использоваться и в воспитательных целях [7].

Однако в связи с процессом цифровизации образования возникают проблемы, которые требуют серьезного осмысления: обеспечение эффектов использования информационных технологий не только в обучении, но и воспитании детей; определение требований к цифровому образовательному контенту, влияющего на духовно-нравственное воспитание детей и др. Кроме того, эта сфера отчасти terra incognita, а значит, существуют и риски, предусмотреть которые необходимо.

В современной научной литературе называются в основном риски цифровизации, влияющие на процесс образования в целом. Среди них: риск деградации речи, а вместе с ней и мышления, поскольку оно совершается в речи, которая в цифровом обучении редуцируется до нажатия пользователем на буквы клавиатуры компьютера [3]; потеря базовых когнитивных компетенций (письмо, счет, чтение, логика); снижение качества обучения; снижение личных контактов, рост конфликтов; снижение потребности в «интеллектуальном» специалисте и «тяготение» к его технологическому образу [8]; падение уровня читательской компетенции, что связано, с одной стороны, со сложностью работы с пространными текстами в их цифровом формате, с другой - с характерным для цифровой среды акцентом на наглядные формы представления учебного материала в ущерб его последовательному и развернутому письменному изложении; снижение уровня готовности к социальному взаимодействии [1] и др. Тем не менее появились и исследования, в которых называются риски, связанные с негативными явлениями в процессе воспитания подрастающего поколения, такие как утрата человеческой идентичности [4], видоизменение статуса и роли духовно-нравственных ценностей, превращение их в мнимые ценности, поскольку в условиях цифровизации

отсутствует реальное социальное пространство, взаимодействие субъектов на уровне поведения [6] и др. В противовес данной позиции можно представить результаты исследования [16], в котором утверждается, что применение в образовательном процессе различных цифровых ресурсов (интерактивных досок, компьютеров, смартфонов, образовательных программ, образовательных игр и пр.) повышает уровень знаний у обучающихся и способствует формированию ценностей: ответственности, честности, искренности и др.

Высказывание А.А. Вербицкого [3] о том, что компьютер в принципе не способен превращать значения в смыслы, информацию в знание, очень точно отражает серьезную проблему цифрового обучения - отсутствие воспитательного эффекта. Коллективная мысль различных научных форумов, проходящих в России, также способствовала осознанию проблем цифровизации, влияющих на результаты воспитания. Так, в рамках Байкальского Международного Салона Образования - 2018 в качестве рисков информационной социализации были выделены следующие характеристики: примитивизм изображения человеческих отношений; игнорирование сложных общественных явлений и социальных конфликтов; внедрение «взрослой» субкультуры в детскую и вытеснение её; агрессивность СМИ в навязывании идеалов, выборов, решений и способов действий детской и подростковой аудитории; вытеснение отечественной культуры, созданной для детей и подростков, доминирование далеко не лучших образцов зарубежной массовой культуры; культ успеха любой ценой, приоритет мотивов потребительства и другие [10].

Аналогичные проблемы обсуждаются европейскими учеными. Так, ряд зарубежных исследователей разрабатывает проблему внедрения цифровых технологий в образовательные системы своих стран. Например, в образовательных документах Финляндии утверждается, что национальная система образования остро нуждается в цифровых технологиях, что обосновывается необходимостью обеспечения конкурентоспособности национальной экономики [19].

Наиболее часто обсуждаемыми в последние два десятилетия исследований проблем мультимедийного обучения в зарубежной науке стали такие его принципы как избыточность, непрерывность и согласованность изображений [13]. Ричард Э. Майер предложил аффективно-когнитивную модель электронного обучения [18].

Hartong S. посвятил свое исследование трансформации систем мониторинга в школьной администрации и на государственном уровне. При этом отмечает, что трансформация является важным аспектом рынка образовательных технологий [14].

Xiao, Junhong комментирует исследование, отражающее цифровизацию в стратегических планах развития 75 ведущих университетов Китая. Он отмечает, что цифрови-зация в понимании этих университетов включает в себя инструментальность (создание и применение электронных кампусов) и модернизацию (поддержание и повышение эффективности инноваций в преподавании и обучении) [21]. Renata Kondrataviciené утверждает, что виртуальная учебная среда помогает отслеживать результаты обучения, а также способствует индивидуализации и дифференциации содержания начального образования [17].

С. Шнайдер, С. Небель и др. исследовали эффект цифровых учебных материалов, основанных на сочетании текста и изображений [20].

Особо значимыми нам представляются выводы ученых Университета Дарема, согласно которым цифровые технологии должны только дополнять, но не заменять традиционные методы обучения. По мнению ученых, образовательный процесс будет

эффективным, если использовать информационные технологии через определенные промежутки времени, примерно три раза в неделю. Это связано с тем, что частое обращение к цифровым технологиям снижает эффективность обработки информации обучающимися [цит. по 15].

Таким образом, проблема цифровизации образования обсуждается педагогическим сообществом многих стран мира, однако мы обнаружили немного исследований, которые рассматривают влияние этого процесса на воспитание подрастающего поколения, в частности, на духовно-нравственное воспитание. 7 ноября 2019 года в Педагогической школе Гейдельберга прошел 3-й симпозиум по подготовке учителей в Баден-Вюртемберге под девизом «Digitalisierung in der ersten Phase der Lehrerbildung: Chancen, Herausforderungen, Risiken" («Цифровизация на первом этапе подготовки учителей: возможности, вызовы, риски»). Профессор Мэнди Шифнер-Роос, участвуя в дискуссии о цифровизации образования, выделила самый главный вопрос, на который следует ответить: как мы хотим учить и учиться, и какие задачи стоят перед школами в современном обществе? Она подчеркнула, что в условиях цифровизации многое возможно с точки зрения технологий, но не все совместимо с пониманием образования или роли школ в нашем обществе [11].

Нашей целью является выявление основных рисков цифровизации, влияющих на духовно-нравственное воспитание личности в современном образовании, и средств, нивелирующих эти риски.

В последние десятилетия наметилось некоторое единство взглядов на сущность духовно-нравственного воспитания. Современные ученые [2; 5] связывают духовно-нравственное воспитание с такими процессами, как смыслообразование, формирование ценностно-смысловой сферы личности, принятие личностью определенной системы ценностей. Наше понимание близко к этому контексту: духовно-нравственное воспитание интегрирует цели, принципы, содержание и методы духовного и нравственного воспитания; направляет школьников на приобщение к одной из существующих систем духовных ценностей (гуманистической, этнической, религиозной), на создание условий для поиска и нахождения ими личностных смыслов этих ценностей, на формирование стремления и готовности действовать в своей жизни в соответствии с ними. Данная трактовка подчеркивает глубинность и сложность процесса духовно-нравственного воспитания личности, что привело нас к мысли рассмотреть риски, появившиеся в условиях цифровизации современного образования. Понятие «риск» мы определяем как опасность недостижения поставленных целей, в данном случае, целей духовно-нравственного воспитания. Эта опасность может быть связана с проблемами, трудностями, процессами, явлениями, происходящими в современном образовании.

_Материалы и методы

Предметом нашего исследования явилось отношение педагогов к возможностям и рискам духовно-нравственного воспитания личности в условиях цифровизации. Данное исследование состояло из нескольких этапов: 1) разработка содержания анкеты как инструмента исследования; 2) проверка вопросов анкеты на группе учителей, частичная их корректировка; 3) размещение ее в интернете (https:// forms.gle/A6Dam5mLGgfqPxV57); 4) отправка электронных писем с просьбой принять участие в опросе; 5) онлайн анкетирование учителей, преподающих учебную

дисциплину духовно-нравственной направленности (ОРКСЭ); 6) анализ обработанных результатов.

В исследовании приняли участие 100 учителей Челябинской области, прошедших повышение квалификации по проблемам преподавания учебной дисциплины «Основы религиозных культур и светской этики» (далее: ОРКСЭ) на базе Института непрерывного и дополнительного образования Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета.

В преамбуле анкеты была указана только одна из целей исследования, а именно: выявление и распространение существующего педагогического опыта и внесение корректив в программы повышения квалификации педагогов. Тем самым учителя были мотивированы к участию в анкетном опросе. Чтобы исключить влияние эмоционального фактора, связанного с негативным отношением многих педагогов к электронному обучению детей, вторая цель исследования - выявление рисков и возможностей духовно-нравственного воспитания в условиях цифровизации - прямо не указывалась.

В анкету входили прямые вопросы, предполагающие выражение собственного мнения, («Какие задания, на Ваш взгляд, содействуют достижению личностных результатов образования? (например, формированию нравственно-этической ориентации). Приведите 1-2 примера); косвенные вопросы, отражающие согласие или несогласие с позицией других людей, в данном случае авторов учебников. Приводим пример такого вопроса.

«В учебниках ОРКСЭ присутствуют вопросы на размышление. Как Вы считаете, допустимы нижеследующие вопросы в учебнике ОРКСЭ для 4-ого класса?

• Какой мир труднее изменить - внешний или внутренний?

• Зачем нужно преодолевать зависть? Что помогает в борьбе с ней?

• Слово «подвиг» связано только с военным временем?»

Предлагаемые варианты ответов:

• такие вопросы не нужны, так как младшие школьники не смогут ответить на них;

• данные вопросы трудные, но необходимые для формирования ценностно-смысловой сферы ребенка;

• такие вопросы являются личностно-значимыми для четвероклассников;

• возможно, дети не смогут дать правильный ответ, но подобные вопросы заставят их задуматься и поразмышлять.

Вопросы-фильтры не использовались, так как нам было важно мнение всех учителей, прошедших специальную подготовку.

По форме преобладали вопросы-«меню» полузакрытого характера, дающие возможность респондентам выбрать любое сочетание вариантов ответа. Например, «Какие компьютерные и интернет-ресурсы Вы включаете в свою работу по данному предмету?»: а) виртуальные экскурсии, б) работа с СД-диском к курсу; в) создание блога по ОРКСЭ; г) оформление странички в социальных сетях; д) работа с Google Формами; е) другое (укажите)».

_Результаты исследования

Один из вопросов анкеты, предложенной учителям начальных классов, был посвящен технологиям, которые используются ими на уроках ОРКСЭ. Необходимо отметить, что лидирующие позиции занимают технологии проблемного обучения (60%),

игровые технологии (56%), технологии формирования критического мышления (48%). Также 48% учителей, принимавших участие в анкетировании, назвали цифровые технологии. Как именно применяются цифровые технологии в процессе обучения школьников, мы выяснили из ответов педагогов на другие вопросы анкеты.

Опрос, проведенный среди учителей начальных классов, показал, что 24% педагогов демонстрируют презентации на каждом уроке ОРКСЭ. 68% учителей используют презентации, если есть в этом необходимость. И 8 % респондентов проводят уроки без демонстрации мультимедийных презентаций.

Помимо мультимедийных презентаций учителя начальных классов обращаются к следующим цифровым ресурсам: виртуальные экскурсии - 44% из числа опрошенных, работа с CD-диском по курсу - 40%, работа с Google Формами - 24%. Очевидно, что цифровые ресурсы используются учителями в качестве дополнения к традиционным средствам обучения.

На рисунке 1 отражены результаты опроса учителей о возможностях использования цифровых технологий на уроках ОРКСЭ.

■ Пользоваться электронными изданиями %

■ Совершать виртуальные экскурсии 75

■ Быстро создавать наглядные материалы ■ Создавать викторины, дидактические игры у 48

56 64

Повышать уровень учебной мотивации 36

■ Подбирать дополнительные материалы к уроку

Рисунок 1 Возможности использования цифровых технологий

Наибольший выбор (75% и 64%) получили возможности цифровых технологий, связанных с подготовкой учителя к уроку: подбирать дополнительные материалы к уроку, быстро создавать наглядные материалы. Возможности повысить уровень учебной мотивации видят 56% опрошенных. Наиболее трудоемким при подготовке к проведению урока ОРКСЭ 60 % учителей считают проектирование работы над формированием у обучающихся нравственных понятий, 36% - подбор творческих и игровых заданий, что позволяет предположить, что в настоящее время цифровые образовательные ресурсы не в полной мере обеспечивают решение воспитательных задач на этих уроках.

На рис. 2 представлены эффекты, которыми, по мнению педагогов, обладают цифровые технологии в процессе их использования на уроках ОРКСЭ.

Судя по результатам опроса, главным эффектом использования цифровых технологий является лучшее запоминание зрительно воспринимаемой информации (72% выборов). Только около трети респондентов отметили возможность учета индивидуальных особенностей обучающихся, а четверть опрошенных - повышение творческого потенциала. Никто из учителей не назвал эффекты, связанные с воспитанием личности. При сравнении рис. 1 и 2 видны небольшие расхождения между возможностями цифровых технологий в повышении мотивации обучающихся и производимым эффектом (56 и 48 %). Были и негативные высказывания: «Дети настолько пресыщены сейчас наглядно-образной подачей информации, что скоро совсем разучатся писать, говорить и даже думать словами».

Рисунок 2 Эффекты цифровых технологий

Особое внимание стоит обратить на проблемы (риски), которые, по мнению педагогов, могут возникнуть при широком использовании цифровых технологий в процессе изучения младшими школьниками ОРКСЭ (см. рис. 3).

детей

Снижение интереса к печатным источникам информации

Ухудшение здоровья учащихся

Со кращение времени для живого общения

Снижение уровня самостоятельности | 32

Ухудшение памяти 28

Снижение коммуникативной активности

64

60

52

%

Рисунок 3 Проблемы, возникающие при использовании цифровых технологий

Более 80% педагогов видят риск использования цифровых технологий в сокращении времени на живое общение, что в значительной степени может повлиять на личностное развитие обучающихся, более 60% - в снижении коммуникативной активности детей, 60 % - в снижении интереса к печатным источникам информации. Более половины педагогов опасаются ухудшения здоровья детей.

_Обсуждение результатов

Результаты опроса свидетельствуют о том, что учителя в преподавании дисциплины духовно-нравственной направленности используют цифровые технологии, но в их работе преобладают технологии проблемного обучения и игровые, которые развивают способность включения в общение, в дискуссию, определение своей позиции, создают условия для смыслообразования и т.п. Возможности цифровых технологий учителя видят в основном в совершенствовании процесса подготовки к уроку, то есть именно того, что касается информационной составляющей содержания обучения. Цифровые технологии в большей степени позволяют оптимизировать процесс усвоения и закрепления знаний. Респонденты не называют эффекты, связанные с воспитанием детей, за исключением развития их мотивации. Повышение учебной мотивации ожидаемо, так как для современных детей свойственно клиповое мышление, основанное на восприятии ярких зрительных образов с минимальным количеством информации. Следовательно, с одной стороны, мы видим повышение учебной мотивации при использовании цифровых технологий, с другой стороны, их частое применение может воспрепятствовать формированию системности мышления, вследствие чего дети могут в полном объеме не усвоить школьную программу.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Удивительным, на наш взгляд, оказался тот факт, что лишь половина педагогов выбрали риск ухудшения здоровья учащихся. Общеизвестными являются требования СанПиН к использованию ИКТ на уроках. Видимо, учителя начальных классов, которые в основном принимали участие в опросе, строго следуют этим требованиям и, следовательно, не видят угрозы здоровью детей. Тем временем в зарубежных исследованиях отмечается увеличение количества детей с диагнозом «цифровое слабоумие». Также установлена прямая зависимость между временем, проведенным за экраном смартфона, и психологической устойчивостью человека к стрессам, депрессиям, суицидальным мыслям и т.д. Очевидными являются ухудшения в физическом здоровье детей: гиподинамия, снижение остроты зрения, нарушение осанки, ожирение и т.д.

Таким образом, учителя, преподающие учебные дисциплины духовно-нравственной направленности, используют цифровые образовательные ресурсы, видят их большие возможности в совершенствовании процесса подготовки к уроку (быстрый подбор дополнительной информации к уроку), в качестве главного эффекта называют достижение предметных результатов, но не эффекты, связанные с воспитанием детей. Цифровые технологии в большей степени позволяют оптимизировать процесс усвоения и закрепления знаний. Проблемы (риски), которые могут возникнуть при широком использовании цифровых технологий в процессе изучения младшими школьниками ОРКСЭ, педагоги связывают с сокращением времени для живого общения и снижением коммуникативной активности детей, что непосредственно влияет на трудности в достижении личностных результатов образования.

Многолетний опыт работы и исследований в сфере духовно-нравственного воспитания детей позволил нам дополнить этот перечень рисков. К ним мы отнесли:

• риск перекоса в результатах духовно-нравственного воспитания детей в сторону усвоения понятий, правил, норм, а не принятия духовно-нравственных ценностей;

• как следствие - формальное отношение к духовно-нравственной культуре народов России;

• риск снижения уровня уважительного отношения к культурным, конфессиональным и религиозным различиям.

Эти риски связаны, на наш взгляд, с трудностями в подборе цифровых образовательных ресурсов для решения не только обучающих задач, но и задач духовно-нравственного воспитания; с трудностями в подготовке педагогических кадров, обладающих не только профессиональной компетентностью в сфере духовно-нравственного воспитания, но и ценностно-мотивационным отношением к соответствующей деятельности.

Действенным средством предупреждения существующих рисков и преодоления трудностей является реализация специфических для духовно-нравственного воспитания принципов и в условиях цифровизации:

• принцип опоры на иррациональную и рациональную сферу личности школьника, требующий от педагога использования как цифровых образовательных ресурсов, воздействующих на мыслительные процессы (рассуждение, сопоставление, анализ, убеждение, повествование и т.п.), так и ресурсов, влияющих на чувства школьников (яркий пример, использование наглядных и музыкальных образов и т.п.);

• принцип использования компетентностно-ориентированых заданий, которые моделируют практическую, жизненную ситуацию, в которой необходимо ориентироваться на духовно-нравственные ценности;

• принцип обеспечения этической рефлексии, обеспечивающий переживание школьниками конструируемых педагогом ситуаций, коллизий, их нравственное осмысление, соотнесение их содержания со своим Я;

• принцип предъявления школьникам полярных ценностей, который обеспечивает отношение личности к ценности как к значимому для нее объекту.

Минимизация рисков может быть обеспечена и изменениями в содержании программ повышения квалификации учителей.

Заключение

Подводя итог, отметим, что проблемы духовно-нравственного воспитания в условиях цифровизации образования нуждаются в серьезном изучении. Предвидеть риски, связанные с результатами воспитательного процесса, необходимо, ибо просчеты в воспитании детей и его результаты непоправимы. В отечественных и зарубежных исследованиях теоретического характера называются риски, касающиеся системы образования в целом в условиях цифровизации, такие как: снижение уровня готовности к социальному взаимодействию, видоизменение статуса и роли духовно-нравственных ценностей, изменение процесса образования, традиционно рассматриваемого как единство обучения и воспитания и др.

Наше исследование имело более узкий предмет - отношение педагогов к возможностям и рискам духовно-нравственного воспитания в условиях цифровизации. Анализ результатов проведенного исследования показал, что учителя в преподавании дисциплины духовно-нравственной направленности используют цифровые технологии, но их возможности видят в основном в совершенствовании процесса подготовки

к уроку; в качестве воспитательного эффекта чаще всего называют повышение учебной мотивации; осознают риски введения цифровых технологий в школьную практику и связывают их с сокращением времени для живого общения и снижением комму-

V и ^ V I V

никативной активности детей, с пресыщенностью наглядно-образной информацией. Однако один из серьезных рисков остался для педагогов незамеченным: это направленность результатов духовно-нравственного воспитания детей на усвоение понятий, правил, норм, а не на принятие личностью духовно-нравственных ценностей.

Выявленные нами риски цифровизации в области духовно-нравственного воспитания учащихся подтверждают необходимость дальнейшего исследования данной проблемы в следующих направлениях:

• анализ воспитательных возможностей существующего цифрового образовательного контента, созданного для преподавания учебных дисциплин духовно-нравственной направленности;

• определение критериев оценки такого контента;

• отбор и создание эффективных методик, практик использования цифровых технологий, обеспечивающих формирование у обучающихся опыта эмоционально-ценностного отношения к духовному, историческому и культурному наследию народов России, способности применять полученные знания в различных жизненных ситуациях на основе усвоения и принятия отечественных ценностей;

• подготовка педагогических кадров, компетентных в сфере духовно-нравственного воспитания как процесса принятия духовно-нравственных ценностей.

_Финансирование

Исследование выполнено при финансовой поддержке ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева» по договору на выполнение научно-исследовательских работ от 01.06.2020 г. № 16-301 по теме «Духовно-нравственное воспитание обучающихся в условиях цифровой трансформации общеобразовательных организаций».

ЛИТЕРАТУРА

1. Антонова Д.А. Цифровая трансформация системы образования. Проектирование ресурсов для современной цифровой учебной среды как одно из ее основных направлений // Информационные компьютерные технологии в образовании. Вестник ПГГПУ. Вып. 14. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovaya-transformatsiya-sistemy-obrazovaniya-proektirovanie-resursov-dlya-sovremennoy-tsifrovoy-uchebnoy-sredy-kak-odno-iz-ee. (дата обращения: 15.09.2020)

2. Белозерцев, Е. П. Образование. Историко-культурный феномен. СПб.: Изд-во Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2004. 880 с.

3. Вербицкий А. А. Цифровое обучение: проблемы, риски и перспективы // Электронный научно-публицистический журнал «Homo Cyberus». 2019. №1(6). URL: http://journal.homocyberus.ru/1-2019 (дата обращения: 15.09.2020).

4. Маниковская М. А. Цифровизация образования: вызовы традиционным нормам и принципам морали // Власть и управление на Востоке России. 2019. № 2 (87). С. 100-106.

5. Метлик И.В. Духовно-нравственное воспитание: вопросы теории, методологии и практики в российской школе / И.В. Метлик, И.А. Галицкая, А.В. Ситников; под ред. И.В. Метлика. М.: ПРО-ПРЕСС, 2012. 264 с.

6. Молчан Э. М. Влияние цифровизации на формирование духовно-нравственных ценностей субъектов взаимодействия в эпоху глобализации URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-tsifrovizatsii-na-formirovanie-duhovno-nravstvennyh-tsennostey-subektov-vzaimodeystviya-v-epohu-globalizatsii. (дата обращения: 15.09.2020)

7. Приказ Министерства просвещения РФ от 2 декабря 2019 № 649 «Об утверждении Целевой модели цифровой образовательной среды» URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73235976/ (дата обращения: 15.09.2020)

8. Стрекалова Н. Б. Риски внедрения цифровых технологий в образование // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2019. Т. 25. №. С. 84-88 (87).

9. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. URL: https:// fgos.ru/ (дата обращения: 15.09.2020)

10. Хмельницкая О.В. Психологические особенности воспитания в эпоху цифровизации общества. URL: https:// multiurok.ru/index.php/files/psikhologicheskie-osobennosti-vospitaniia-v-epokhu.html. (дата обращения: 15.09.2020)

11. Digitalisierung darf nicht zur Phrase verkommen": Interview mit Professorin Mandy Schiefner-Rohs. https://hse. hypotheses.org/2179. (дата обращения: 15.09.2020)

12. Global Education Coalition. URL: https://en.unesco.org/covid19/educationresponse/globalcoalition.

13. Jingwei Li, Pavlo D. Antonenko, Jiahui Wang Trends and issues in multimedia learning research in 1996-2016: A bibliometric analysis. Educational Research Review.Volume 28, November 2019, 100282

14. Hartong S. (2019) The Transformation of State Monitoring Systems in Germany and the US: Relating the Datafication and Digitalization of Education to the Global Education Industry. In: Parreira do Amaral M., Steiner-Khamsi G., Thompson C. (eds) Researching the Global Education Industry. Palgrave Macmillan, Cham. URL: https://doi. org/10.1007/978-3-030-04236-3_8.

15. Pearce N., Weller M., Scanlon E. and Kinsley S. (2011). Digital scholarship considered: how new technologies could transform academic work. Durh. Res. Onl., 16 (1), 72-80.

16. Renata Kondrataviciene (2019). Development of Values of Primary School Pupils' by Using Information Communication Technologies // Pedagogy, t. 133, Nr. 1, p. 202-216 / Vol. 133, No. 1, pp. 202-216, 2019.

17. Renata Kondrataviciene (2018). Ugdymo turinio individualizavimas ir diferencijavimas naudojant virtualij mokymo(si) aplinkq „EDUKA klase" // Pedagogy, t. 130, Nr. 2, p. 131-147 / Vol. 130, No. 2, pp. 131-147, 2018.

18. Richard E. Mayer Searching for the role of emotions in e-learning Learning and Instruction. Available online 21 June 2019, 101213

19. Saari, Antti; Santti, Janne (2018). The Rhetoric of the 'Digital Leap' in Finnish Educational Policy Documents // European Educational Research Journal, v17 n3 p442-457 May 2018.

20. Schneider, S., Nebel, S., Beege, M., & Rey, G. D. (2020). The retrieval-enhancing effects of decorative pictures as memory cues in multimedia learning videos and subsequent performance tests. Journal of Educational Psychology, 112(6), 1111-1127.

21. Xiao Junhong (2019). Digital Transformation in Higher Education: Critiquing the Five-Year Development Plans (2016-2020) of 75 Chinese Universities // Distance Education, v40 n4 p515-533 2019.

REFERENCES

1. Antonova D. A. Digital transformation of the education system. Designing resources for the modern digital learning environment as one of its main directions. Information computer technologies in education. Vestnik PGGPU. Issue 14. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n7tsifrovaya-transformatsiya-sistemy-obrazovaniya-proektirovanie-resursov-dlya-sovremennoy-tsifrovoy-uchebnoy-sredy-kak-odno-iz-ee.

2. Belozertsev E. P. Education. Historical and cultural phenomenon. Saint-Petersburg, Publishing house of R. Aslanov "Legal center Press", 2004. 880 p.

3. Verbitsky A. A. Digital training: problems, risks and prospects. Electronic scientific journal "Homo Cyberus", 2019, vol. 6, no. 1. Available at: http://journal.homocyberus.ru/ (accessed 15 September 2020)

4. Manikovskaya M. A. Digitalization of education: challenges to traditional norms and principles of morality. Power and management in the East of Russia, 2019, vol. 87, no. 2, pp. 100-106. Available at: https://cyberleninka.ru/ article/n/tsifrovizatsiya-obrazovaniya-vyzovy-traditsionnym-normam-i-printsipam-morali. (accessed 15 September 2020)

5. Metlik I. V. Spiritual and moral education: questions of theory, methodology and practice in the Russian school / I. V. Metlik, I. A. Galitskaya, A.V. Sitnikov; ed. by I. V. Metlik. Moscow, PRO-PRESS Publ., 2012. 264 p.

6. Molchan E. M. Influence of digitalization on the formation of spiritual and moral values of interaction subjects in the era of globalization. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-tsifrovizatsii-na-formirovanie-duhovno-nravstvennyh-tsennostey-subektov-vzaimodeystviya-v-epohu-globalizatsii. (accessed 15 September 2020)

7. Order of the Ministry of education of the Russian Federation dated December 2, 2019 No. 649 "on approval of the Target model of the digital educational environment". Available at: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/73235976/ (accessed 15 September 2020)

8. Strekalova N. B. risks of implementing digital technologies in education. Available at: https://cyberleninka.ru/ article/n/riski-vnedreniya-tsifrovyh-tehnologiy-v-obrazovanie/viewer. (accessed 15 September 2020)

9. Federal state educational standard of primary General education. Available at: https://fgos.ru/.(accessed 15 September 2020)

10. Khmelnitskaya O. V. Psychological features of education in the era of digitalization of society. Available at: https:// multiurok.ru/index.php/files/psikhologicheskie-osobennosti-vospitaniia-v-epokhu.html. (accessed 15 September 2020)

11. Digitalisierung darf nicht zur Phrase verkommen": Interview mit Professorin Mandy Schiefner-Rohs. Available at: https://hse.hypotheses.org/2179. (accessed 15 September 2020)

12. Global Education Coalition. Available at: https://en.unesco.org/covid19/educationresponse/globalcoalition. (accessed 15 September 2020)

13. Jingwei Li, Pavlo D. Antonenko, Jiahui Wang. Trends and issues in multimedia learning research in 1996-2016: A bibliometric analysis. Educational Research Review, 2019, vol. 28, November, 100282.

14. Hartong S. The Transformation of State Monitoring Systems in Germany and the US: Relating the Datafication and Digitalization of Education to the Global Education Industry. In: Parreira do Amaral M., Steiner-Khamsi G., Thompson C. (eds) Researching the Global Education Industry. Palgrave Macmillan, Cham. 2019. DOI: 10.1007/978-3-030-04236-3_8.

15. Pearce N., Weller M., Scanlon E. and Kinsley S. Digital scholarship considered: how new technologies could transform academic work. Durh. Res. Onl., 2011, vol. 16, no. 1, pp. 72-80.

16. Renata Kondrataviciene. Development of Values of Primary School Pupils' by Using Information Communication Technologies. Pedagogy, 2019, vol. 133, no. 1, pp. 202-216.

17. Renata Kondrataviciene. Ugdymo turinio individualizavimas ir diferencijavimas naudojant virtualij mokymo(si) aplinkg „EDUKA klase". Pedagogy, 2018, vol. 130, no. 2, pp. 131-147.

18. Richard E. Mayer Searching for the role of emotions in e-learning Learning and Instruction. Available online 21 June 2019, 101213

19. Saari, Antti; Santti, Janne. The Rhetoric of the 'Digital Leap' in Finnish Educational Policy Documents. European Educational Research Journal, 2018, vol. 17, no. 3, pp. 442-457.

20. Schneider, S., Nebel, S., Beege, M., & Rey, G. D. The retrieval-enhancing effects of decorative pictures as memory cues in multimedia learning videos and subsequent performance tests. Journal of Educational Psychology, 2020, vol. 112, no. 6, pp. 1111-1127.

21. Xiao, Junhong. Digital Transformation in Higher Education: Critiquing the Five-Year Development Plans (2016-2020) of 75 Chinese Universities. Distance Education, 2019, vol. 40, no. 4, pp. 515-533.

Информация об авторах Шитякова Наталья Павловна

(Россия, г. Челябинск) Доцент, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики, психологии и предметных методик

Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет E-mail: shityakovanp@cspu.ru ORCID ID: 0000-0002-1015-5896

Верховых Ирина Валерьевна

(Россия, г. Челябинск) Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, психологии и предметных методик

Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет E-mail: verhovihiv@cspu.ru ORCID ID: 0000-0003-4799-9985

Забродина Инга Викторовна

(Россия, г. Челябинск) Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, психологии и предметных методик

Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет E-mail: zabrodinaiv@cspu.ru ORCID ID: 0000-0003-0885-9461

Information about the authors Natalia P. Shityakova

(Russia, Chelyabinsk) Associate Professor, Doctor of Pedagogy, Professor of the Department of Pedagogy, Psychology

and Teaching Methodology South Ural State Humanitarian Pedagogical University E-mail: shityakovanp@cspu.ru ORCID ID: 0000-0002-1015-5896

Irina V. Verkhovykh

(Russia, Chelyabinsk) Associate Professor, PhD In Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Pedagogy, Psychology and Teaching Methodology

South Ural State Humanitarian Pedagogical University E-mail: verhovihiv@cspu.ru ORCID ID: 0000-0003-4799-9985

Inga V. Zabrodina

(Russia, Chelyabinsk) Associate Professor, PhD in Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Pedagogy, Psychology and Teaching Methodology

South Ural State Humanitarian Pedagogical University E-mail: zabrodinaiv@cspu.ru ORCID ID: 0000-0003-0885-9461

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.