Научная статья на тему 'Безопасность личности в механизме реализации прав, свобод и законных интересов граждан на примере института государственной защиты'

Безопасность личности в механизме реализации прав, свобод и законных интересов граждан на примере института государственной защиты Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
256
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ ЛИЧНОСТИ / ГАРАНТИИ ПРАВ И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЗАЩИТА / МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ / ЗАЩИЩАЕМЫЕ ЛИЦА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Волков Сергей Сергеевич

В статье рассматривается теоретико-прикладное соотношение категорий «безопасность личности» и «механизм реализации прав, свобод и законных интересов граждан» при применении мер безопасности, направленных на защиту жизни, здоровья, имущества защищаемых лиц.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The personal security in the mechanism of realization of rights, freedoms and legitimate interests of citizens on the example of the institution of state protection

The article deals with the theoretical and applied relationship between the categories of «personal security» and «the mechanism for realizing the rights, freedoms and legitimate interests of citizens» when applying security measures aimed at protecting the life, health, property of protected persons.

Текст научной работы на тему «Безопасность личности в механизме реализации прав, свобод и законных интересов граждан на примере института государственной защиты»

Волков С. С.

БЕЗОПАСНОСТЬ ЛИЧНОСТИ В МЕХАНИЗМЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВ, СВОБОД И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ ГРАЖДАН НА ПРИМЕРЕ ИНСТИТУТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЗАЩИТЫ

4.4. БЕЗОПАСНОСТЬ ЛИЧНОСТИ В МЕХАНИЗМЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВ, СВОБОД И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ ГРАЖДАН НА ПРИМЕРЕ ИНСТИТУТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЗАЩИТЫ

Волков Сергей Сергеевич, помощник прокурора Сковородинского района Амурской области Место работы: Амурский государственный университет

sergey1609@inbox.ru

Аннотация: В статье рассматривается теоретико-прикладное соотношение категорий «безопасность личности» и «механизм реализации прав, свобод и законных интересов граждан» при применении мер безопасности, направленных на защиту жизни, здоровья, имущества защищаемых лиц.

Ключевые слова: безопасность личности, гарантии прав и законных интересов, государственная защита, меры безопасности, защищаемые лица.

THE PERSONAL SECURITY IN THE MECHANISM OF REALIZATION OF RIGHTS, FREEDOMS AND LEGITIMATE INTERESTS OF CITIZENS ON THE EXAMPLE OF THE INSTITUTION OF STATE PROTECTION

Volkov Sergey S, assistant to Public Prosecutor of the Skovorodinsky district of the Amur Region Place of employment: Amur State University

sergey1609@fnbox.ru

Abstract: The article deals with the theoretical and applied relationship between the categories of «personal security» and «the mechanism for realizing the rights, freedoms and legitimate interests of citizens» when applying security measures aimed at protecting the life, health, property of protected persons.

Keywords: personal security, guarantees of rights and legitimate interests, state protection, security measures, protected persons

В правовом государстве вопросы обеспечения безопасности личности входят в перечень приоритетных задач, решение которых возложено на правоохранительные органы. Провозгласив права и свободы человека высшей ценностью государства, Конституция РФ закрепила большую часть прав, свобод и законных интересов в правовом статусе личности. Новая социальная модель правоохранительной системы, выстроенная в постсоветской России, уделяет значительное внимание обеспечению конституционно закрепленных прав и свобод.

В связи с этим исследование соотношения безопасности личности в механизме реализации прав, свобод и законных интересов граждан имеет высокую актуальность.

Понятие «безопасность» получило нормативное закрепление, а также обоснование в стратегических документах, принятых для долгосрочного исполнения и содержащих концептуальное видение отдельных наиболее важных проблем, стоящих в современный период перед обществом и государством. Так, Федеральный закон «О безопасности» [1] не содержит статьи, раскрывающей используемые в нем основные понятия и термины, однако до его принятия аналогичный нормативный правовой акт определял безопасность как состояние защищенности от внутренних и внешних угроз [2]. Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» в ст. 2 раскрывает соответствующий термин как состояние, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и иных последствий [3]. Стратегия национальной безопасности определяет безопасность, в том числе, как состояние защищенности, при котором обеспечивается реализация прав и свобод граждан [4], а Стратегия экономической безопасности [5]

- как состояние защищенности, при котором обеспечивается экономический суверенитет страны. Как видно, в перечисленных документах используется лексическое значение термина «безопасность», подразумевающее, в первую очередь, отсутствие опасности.

Данный подход оказался востребован и в научных исследованиях, где категория «безопасность личности» определяется как система мер по ее защите от различных угроз, возможность управлять рисками и опасностями, способность предупреждать их возникновение [6, с. 47-49]. Безопасность как отношение между объектом и источниками опасности [7, с. 50], а также как состояние, требующее актуализации возможностей личности по ее преодолению [8, с. 53], в целом не находится в сфере правового регулирования. Социально-содержательная структура категории «безопасность» включает в себя три формы: безопасность-цель, безопасность-состояние, безопасность-норма [9, с. 42]. Достаточно интересной выглядит категория «юридическая безопасность», охватывающая и существующие инструменты правового обеспечения (меры охраны и защиты), и достигаемое в результате их применения состояние защищенности интересов субъектов права [10, с. 10].

В контексте тематики настоящего исследования безопасность личности выступает, скорее, совокупностью правоотношений, в рамках которых происходит исполнение обязанностей государственных органов и их должностных лиц, установленных в целях беспрепятственной и неограниченной реализации гражданами принадлежащих им прав, свобод и законных интересов. В отдельных случаях именно обеспечение безопасности личности требует, напротив, установления

Социально-политические науки

3'2017

конституционно допустимых ограничений, и соответствующие обязанности подразумевают четкое соблюдение их пределов.

В свою очередь, механизм реализации прав, свобод и законных интересов граждан получил научное осмысление как комплекс общих социальных условий и специальных юридических средств, обеспечивающих их полноценное использование, а в необходимых случаях - защиту и охрану [11, с. 20-26]. В данном контексте безопасность личности выступает основой механизма реализации прав, свобод и законных интересов граждан, поскольку правоотношения, подразумевающие их использование, немыслимы в отсутствие надлежащей степени защищенности. Этот довод находит подтверждение в ряде нормативных правовых актов: например, в Уголовном кодексе РФ (ст. ст. 215, 216, 238), Уголовно-процессуальном кодексе РФ (ч. 3 ст. 11), Федеральном законе «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» (ст. ст. 1, 6).

При этом в ст. 1 Федерального закона «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» понятие «безопасность» фактически отождествляется с защитой жизни, здоровья, имущества указанных лиц и их близких. Аналогично в ст. 1 Федерального закона «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» обеспечение безопасности защищаемых лиц находится во взаимосвязи с возникшей угрозой их жизни, здоровью, имуществу. Из этого можно заключить, что в правоотношениях, возникающих в рамках правового института государственной защиты, сфера обеспечения безопасности личности не является всеобъемлющей, а охватывает три конкретных блага, реализации которых возникает угроза в связи с исполнением субъектом своих должностных обязанностей или участием в уголовном судопроизводстве.

Институт государственной защиты, бесспорно, выступает важной частью механизма реализации прав, свобод и законных интересов граждан. Появление в российском законодательстве института государственной защиты справедливо признается существенным вкладом в процедуру противодействия организованной преступности, теневой экономики, коррупции [13, с. 229-231]. Потребность в государственной защите возникает в связи с несколькими обстоятельствами:

Во-первых, в соответствии с конституционно закрепленным принципом защиты прав и свобод человека (ст. ст. 2, 45, ч. 2 ст. 61 Конституции РФ), действие которого имеет экстерриториальный характер;

Во-вторых, в связи с принадлежностью субъекта к кругу лиц, наделенных властными полномочиями;

В-третьих, в связи с выполнением субъектом процессуальных обязанностей, заключающихся в участии в уголовном судопроизводстве в качестве присяжного заседателя, потерпевшего, свидетеля;

В-четвертых, в связи с наличием семейных или иных отношений с вышеуказанными субъектами.

Названные обстоятельства положены в основу признания лица субъектом, в отношении которого могут применяться меры безопасности в случае возникновения действительной и реальной угрозы его жизни, здоровью, имуществу. Однако в отсутствие реальной возможности воспользоваться нормами, регламентирующими применение мер безопасности, степень защищенности граждан будет оставаться невысокой.

Применение мер безопасности, являющихся основным компонентом института государственной защиты, направлено, таким образом, на достижение состояния защищенности только вышеназванных благ. Тогда как категория «безопасность личности», очевидно, ими не исчерпывается и включает различные иные аспекты (право на безопасную окружающую среду, безопасные условия труда, потребление товаров, работ, услуг, соответствующих требованиям безопасности). В свою очередь, механизм обеспечения прав, свобод и законных интересов граждан является составной частью механизма правового регулирования, включающего позитивные обязывания, дозволения и запреты [12, с. 139-153]. Следовательно, поскольку институт государственной защиты является элементом механизма обеспечения прав, свобод и законных интересов граждан, можно заключить, что безопасность личности получает в данном случае многообразное толкование;

Во-первых, в механизме обеспечения прав, свобод и законных интересов граждан она становится условием их реализации (ни одно из принадлежащих человеку благ не может воплощаться с созданием угрозы для иных субъектов правоотношений; кроме того, реализация любого из них не должна создавать угрозы ему самому);

Во-вторых, она является целью, для достижения которой реализуется соответствующее право (например, защита права на жизнь включает широкие возможности самозащиты, в том числе, с применением оружия, приобретенного в соответствии с положениями Федерального закона «Об оружии»; соответственно, субъект имеет право самостоятельно обеспечивать безопасность себя и своих близких);

В-третьих, обеспечение безопасности личности является направлением правоохранительной деятельности, в том числе, реализуемой посредством применения норм института государственной защиты (в частности, мер безопасности).

При этом три названные позиции отражают, как представляется, разное содержание понятия «безопасность личности»: безопасность-условие, безопасность-цель, безопасность-состояние. При этом в последнем случае имеется некоторое сужение объема тех прав, свобод и законных интересов, которые образуют предмет правовой защиты. Это связано, в свою очередь, с основаниями возникновения обязанностей уполномоченных органов и их должностных лиц по применению мер безопасности, а также с особенностями угроз, возникающих безопасности защищаемых лиц.

Перечень мер безопасности, установленный в Федеральных законах «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» и «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства», направлен непосредственно на защиту их жизни, здоровья, имущества. Очевидно, что угроза иным правам и законным интересам в связи с исполнением защищаемыми лицами должностных или процессуальных обязанностей может возникать достаточно редко (например, конституционным правам и свободам, чести и достоинству). С другой стороны, категории «жизнь, здоровье, имущество» не охватывают некоторых других благ, посягательство на которые представляется вполне возможным (личная свобода, половая неприкосновенность и др.). Защищенность этих благ также охватывается понятием «безопасность личности», но не имеет правовой охраны мерами государственной защиты постольку, поскольку

Волков С. С.

БЕЗОПАСНОСТЬ ЛИЧНОСТИ В МЕХАНИЗМЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВ, СВОБОД И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ ГРАЖДАН НА ПРИМЕРЕ ИНСТИТУТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЗАЩИТЫ

об этом отсутствует указание в названных нормативных правовых актах. Это является правовым пробелом, требующим устранения.

В заключение можно сделать вывод о том, что безопасность личности в механизме реализации прав, свобод и законных интересов граждан выступает основой для правоохранительной деятельности по ее обеспечению и поддержанию. Как одно из правовых средств, использующихся при осуществлении этой деятельности, выступает институт государственной защиты, включающий применение мер безопасности, направленных на достижение защищенности жизни, здоровья, имущества должностных лиц судебной и правоохранительной системы, должностных лиц контролирующих органов, а также участников уголовного судопроизводства и близких вышеперечисленных лиц.

Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 91,54%.

Список литературы:

1. О безопасности : Федер. закон от 28.12.2010 № 390-ФЗ [принят Гос. Думой 07.12.2010] (по сост. на 05.10.2015) // Рос. газ. - 2010. - 29 дек.

2. О безопасности : Закон РФ от 05.03.1992 № 2446-1 (утратил силу) // Рос. газ. - 1992. - 6 мая.

3. О безопасности дорожного движения : Федер. закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ [принят Гос. Думой 15.11.1995] (по сост. на 03.07.2016) // Рос. газ. - 1995. - 26 дек.

4. Стратегия национальной безопасности : утв. Указом Президента РФ от 31.12.2015 № 683 // Рос. газ. - 2015. -31 дек.

5. Стратегия экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года : утв. Указом Президента РФ от 13.05.2017 № 208 // Рос. газ. - 2017. - 15 мая.

6. Ежевская, Т. И. Безопасность личности: основные понятия / Т. И. Ежевская // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2008. - № 4. - С. 47-49.

7. Романович, А. Л., Урсул, А. Д. Устойчивое будущее (глобализация, безопасность, ноосферогенез) / А. Л. Романович, А. Д. Урсул. - М.: Жизнь, 2006. - 512 с.

8. Баева, И. А. Психологическая безопасность в образовании / И. А. Баева. - СПб: Союз, 2002. - 271 с.

9. Мугулов, Ф. К. Безопасность личности: теоретические и правовые аспекты социологического анализа : монография / Ф. К. Мугулов. - Сочи: РИО СИМБиП, 2003. - 239 с.

10. Фомин, А. А. Юридическая безопасность субъектов российского права: вопросы теории и практики : дис. ... докт. юрид. наук: 12.00.01 / А. А. Фомин. - Саратов, 2006. - 466 с.

11. Доцкевич, М. В. Защита прав и свобод личности в деятельности органов внутренних дел как способ предупреждения преступлений / М. В. Доцкевич // Юридическая наука и правоохранительная практика. - 2014. - № 1. - С. 20-26.

12. Медведев, С. М., Числов, А. И. Права, свободы и законные интересы граждан: формы и средства охраны / С. М. Медведев, А. И. Числов // Правовое поле современной экономики. - 2012. - № 11. - С. 139-153.

13. Томилова, Н. Е. Государственная защита участников уголовного судопроизводства: актуальность и проблемы / Н. Е. Томилова // Бизнес в законе. - 2009. - № 1. - С. 229-231.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.